bannerbanner
Культура древних цивилизаций
Культура древних цивилизаций

Полная версия

Культура древних цивилизаций

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 7

Исходя из девиза древнеегипетской культуры, настроенности на «путешествие в вечность», сформировались ее основополагающие черты:

– мифологичность;

– каноничность (от греч. kanón – правило, мерило) – свод художественных правил, способствующих выявлению характерных черт в искусстве, присущих именно данной системе культуры;

– монументальность (от лат. monumentum – памятник) — характеристика искусства, определяемая масштабностью, обобщенностью и общественной значимостью. Монументальность связана с особым пониманием времени и пространства. Пространство расширяется до представления обо всей Вселенной, а время тяготеет к вечности. В архитектуре и скульптуре монументальность часто связывают со статичностью и массивностью объемов, при этом размер произведения не имеет значения. Основой монументальной композиции является характерный ритм;

– символичность.

Вернемся к системе древнеегипетской мифологии ведь хотя бы без краткого путешествия по миру богов невозможно не только расшифровать памятники древнеегипетской письменности и искусства, но вообще представить повседневную жизнь египтянина.

Длительный период политической и экономической разобщенности Древнего Египта привел к тому, что единой системы древнеегипетской мифологии не сложилось. В каждом политическом и культурном центре оформилась собственная мифологическая система. [51]

Познакомимся с одной из наиболее известных систем, получившей название «гелиопольский миф». Из первобытного хаоса, Нуна, появляется Атум – бог солнца, вечернего и заходящего, «владыка обеих земель», т. е. Верхнего и Нижнего Египта, воплощающийся в образе змея. Он изображался человеком с двойной короной на голове. Сам себя оплодотворив, Атум родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов: Шу – воздух и Тефнут – влагу, от которых произошли земля Геб и небо Нут.

В другой системе, так называемом «мемфисском мифе», Атум произошел от уже известного бога Птаха (Пта).

В Древнем Египте значение одних и тех же богов менялось на протяжении истории развития. Так, Атум мог отождествляться с Птахом или Нуном. С другой стороны, боги, «выполняющие одинаковую работу», носили разные имена. Впоследствии почитание Атума было оттеснено культом Ра – богом дневного солнца, который воплощался в образе сокола, иногда также – огромного кота и изображался человеком с головой сокола, увенчанной солнечным диском.

Вернемся, однако, к «гелиопольскому мифу». Самым известным, популярным и почитаемым в Древнем Египте был миф об Осирисе, и немудрено, ведь именно он является богом оживающей природы и царем загробного мира.

Он был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и одновременно мужем Исидычто соответствовало традициям в семьях фараонов, братом Нефтиды (покровительницы рожениц) и Сета (бога пустыни, «чужих стран», олицетворения злого начала и войны). Исида – богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и семейной верности, в греко-римском мире «та, у которой тысяча имен». Завистник Сет со своими семьюдесятью двумя помощниками принес в подарок Осирису красивый гроб. Когда Осирис «примерял» его на себя, то дарители захлопнули крышку гроба, вбили заготовленные гвозди, залили расплавленный свинец и бросили гроб в Нил. После длительной истории поиска мужа Исида рожает сына Гора, зачатого чудесным образом от мертвого Осириса. Гор, став взрослым, на суде богов в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником отца. Сначала Сет оказывается сильнее и вырывает у брата глаз – чудесное око, однако затем в долгой борьбе Гор побеждает Сета, отнимает у него чудесное око, дает его проглотить Осирису, и тот оживает. Осирис передает свой трон Гору, а сам становится царем загробного мира.

Душевные переживания страдающей Исиды переданы в тексте, известном под названием «Плач Исиды»:

Небо смешалось с землей. Тень легла на землю.

Сердце мое горит от злой разлуки.

Сердце мое горит, потому что стеною

отгородился ты от меня,

Хотя и не было зла во мне.

Оба наших города разрушены,

перепутались дороги.

Я ищу тебя, потому что

жажду видеть тебя.

Я в городе, в котором нет

защитной стены.

Я тоскую по твоей любви ко мне.

Приходи! Не оставайся там один!

Не будь далек от меня.

(перевод Анны Ахматовой)

[Цитируется по Поэзия Древнего Египта / Электронный ресурс: Поэзия Древнего Египта. Режим доступа: http://wikilivres.ru/Поэзия_Древнего_Египта / Дата доступа: 1.06.2018]

Традиционно Гор изображался в виде человека с головой сокола, крылатого солнца, его символ – солнечный диск с распростертыми крыльями.

Важнейший ежегодный праздник древних египтян включал театрализованное представление, раскрывающее миф об Осирисе, оно связывалось с разливами Нила, с пробуждением природы, за которое был «ответственен» правящий фараон – как земное воплощение Осириса. Даже существовал соответствующий религиозный обряд омоложения постаревшего фараона путем воздействия на его скульптурное изображение.

Рассмотрим отдельные важнейшие события, связанные с развитием письменности и литературы.

Еще в IV тысячелетии до н.э. (исторический период, предшествующий Раннему царству) на территории Древнего Египта зарождается пиктографическое письмо (древнейшая форма письменности: изображения предметов, событий, действий с помощью схематических рисунков). Чуть позже (к концу IV тысячелетия) стала складываться система традиционных заклинаний и речений, впоследствии вошедших в «Тексты пирамид». На рубеже III тысячелетия пиктограммы постепенно сменяются иероглификой (греч. hieros – священный, glypho – режу, высекаю; древнейшая система знаков письменности, когда условная форма знака восходит к рисуночному изображению).

В эпоху Древнего царства, примерно одновременно с первыми пирамидами, появляется староиеротическое письмо (т.е. письмо с упрощенными знаками), а также биографические надписи в гробницах вельмож. Чуть позже на стенах пирамид записываются развернутые религиозные тексты («Тексты пирамид»). Примером служит повествование о страданиях фараона в загробном мире и скорбные песни о нем:

И летит он, летящий далеко,

Улетает от вас он, о люди,

На земле его нет, он на небе,

Он пронзил небеса, словно цапля,

Он лобзал небеса, словно сокол,

Он вскочил к небесам саранчою. [там же]

В эпоху Нового царства сформировался текст «Книги мертвых» (литературная обработка «Текстов пирамид» с соответствующими сюжетными изображениями), который фиксировался как на папирусе, так и на стенах гробниц. В композиции книги можно выделить три основных цикла: сцены земной жизни, обряд оживления тела для перехода к вечной жизни и жертвенный пир. Второй и третий циклы носили строго ритуальный характер.

Пример описания обряда погребения (XVIII или ХХ в. до н.э., Среднее царство):

«Получишь ты „ночь“ (гробницу), и масла (мумии), и погребальные пелена из рук Таит (богини ткачества) составят для тебя погребальную свиту, изготовят золотой гроб для мумии и возглавие гроба из лазурита, и небо напишут над тобою, и опустят тебя в деревянный ящик, и быки потянут тебя, и певцы будут плакать перед тобою. Будут плясать карлики у входа в гробницу твою. Прочтут тебе список заупокойных жертв, и вот – заклания многие у входа к жертвенникам твоим. Колонны твоей гробницы высечены будут из белого камня» (в скобках пояснения современного переводчика). [Цитируется по Литература древнего мира / Электронный ресурс: Литература древнего мира. Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/4805351/post432053384/ Дата доступа: 10.05.2018]

Обязательным элементом погребального ритуала, изображенного на стенах гробниц, было обращение умершего к Осирису.

«Привет тебе, великий бог, Владыка двух Истин! Я пришел, дабы узреть твою красоту!.. Я знаю тебя, я знаю имена двух богов, пребывающих здесь, на Великом Дворе двух Истин, они поджидают злодеев и пьют их кровь в день, как предстанут злодеи на суд Книфера (одно из имен Осириса). Вот, я знаю вас, владыки справедливости» [там же].

Для осуществления справедливого суда от имени умершего формулировался «кодекс чести» древнего египтянина:

Я не чинил зла людям…

Я не поднимал рук на слабого…

Я не был причиною недуга,

Я не был причиною слез.

Я не убивал.

Я не приказывал убивать.

Я никому не причинял страданий. [там же].

Не правда ли, это вам напоминает библейский текст? Оказывается, что требования к моральным качествам личности появились раньше Десяти Заповедей, данных Единым Богом пророку Моисею. И это вполне объяснимо. Эти «простые законы человеческой нравственности» обеспечивают сохранение любого общества. Другой вопрос, как и сейчас, так и в те далекие времена, исполнение этих законов было совсем нелегким делом, требовавшим больших нравственных усилий.

Понимание временности земного существования человека раскрывается в «Гимне смерти»:

…В городе Вечности всем поголовно

приют уготовлен.

Разве долго продлится пора гостевания земного!

Время, как сон, промелькнет,

И, «добро пожаловать» – скажут

В полях Заката пришельцу. [там же].

В древнеегипетской литературе существует не только большое число религиозных сочинений, но и произведения различных светских жанров – сборники изречений и жизнеописаний, сказки, повести, любовная лирика. Наиболее активно формирование литературной традиции происходило в эпоху Среднего царства, когда были созданы, например, рассказы о дальних странствиях: жизнеописание путешественника Хуефхора, «Сказка о потерпевшем кораблекрушение».

Особый интерес вызывает обращение к проблемам поиска смысла жизни в «Разговоре разочарованного со своей душой». Страдалец, размышляющий о возможности самоубийства, спорит со своей душой. Дух рисует «разочарованному», что ждет его после смерти: «Если вспомнишь ты о погребении – это горе, это вызывание слез, это огорчение людей. Это изгнание человека из его дома… Не выйдешь ты больше наружу, чтобы увидеть солнце! Строившие же из гранита, воздвигавшие в пирамиде залу, прекрасную искусной работой, – когда строители стали богами (т.е. умерли), – жертвенники их пусты, как и у бедняков, умерших на дамбе без близких: река взяла их конец, так же как и солнце, и с ними беседуют прибрежные рыбы… Проводи веселый день, забудь печаль».

Та же идея – наполненной смыслом и радостью человеческой жизни изложена и в знаменитой «Песне арфиста»:

…Никто не приходит оттуда,

Чтобы рассказать – что же с ними,

Чтобы рассказать об их пребывании,

Чтобы ободрить наши сердца…

Возвеселись же, да забудет твое сердце, что и тебя прославят,

Следуй сердцу твоему, пока ты жив…

Не давай своему сердцу огорчаться,

Следуй желанию его и благу твоему,

Совершай свои дела на земле,

согласно велению твоего сердца. [там же].

В эпоху Нового царства популярным жанром были сказки: «Сказка о двух братьях»«Сказка о Правде и Кривде» и т.п., а также любовная лирика:

Невольно прохожих

сердца проникались любовью

К прекрасному мальчику,

полному высших достоинств,

К несравненному юноше,

Чье благородство отменно.

Когда проходила я мимо,

Он бегло взглянул на меня.

Взгляд уловив,

Я ликовала душой.. [Цитируется по Литература Древнего Египта / Электронный ресурс: Литература Древнего Египта. Режим доступа: http://istoriya-iskusstva.ru/literatura-drevnego-egipta/ Дата доступа: 12.03.2018]

Когда Египет был завоеван Александром Македонским, греческая письменность и культурная традиция стали вытеснять местную. Знаменитый Розеттский камень, найденный в 1799 г. наполеоновскими солдатами, на отполированных поверхностях которого были высечены три надписи на трех языках: древнегреческом, древнеегипетском и по-древнеегипетски – демотикой (от греч. demos «народ», более беглая и лаконичная форма письма), позволил ученому Ж.Ф.Шампольону в 1822 году разгадать тайну египетских иероглифов. [41]

Особую роль в египетской культуре играла музыка, которая, по воззрениям древних египтян, несла в себе магическую, целительную силу. Поэтому она существовала как музыкальное сопровождение древних мистерий (мистерия – от греческого «таинство», драматизированные религиозные ритуалы, связанные с поклонением умирающему и воскресающему богу). Как уже говорилось, наиболее значительными в Древнем Египте были мистерии, посвященные богу Осирису. Считается, что музыкантами-профессионалами были женщины-рабыни, которые одновременно являлись носителями идеи воскрешения и символами плодородия.

Одним из культовых музыкальных инструментов, дошедших до нашего времени, является кемкем, или систрум, или систр у римлян. Слово «систрум» происходит от латинского sistrum и греческого seistron – «то, чем потрясают» – ритуальный музыкальный инструмент типа погремушки в виде рамочки с несколькими металлическими стержнями, тарелочками или небольшими колокольчиками, которые издают мелодичный звон каждый раз, когда инструмент встряхивают. Первый систрум появился в Древнем Египте, но вскоре попал в Шумеры, Грецию, а затем и в Рим. В Древнем Египте существовали две основные формы этого церемониального инструмента: систр-лук и систр-наос. Систр-лук состоял из ручки и дугообразного металлического обода. Систр-наос состоял из ручки и головы Хатор, увенчанной небольшой коробкой-наосом (небольшое святилище). Спирали, вырезанные или приделанные сбоку как ручки, изображали рога коровы-богини. Этот культовый музыкальный инструмент использовался в соответствии с обычаем. В тексте песен содержалось благословение богини Хатор. Систр вошел также в культ Амона, а позднее – в культ Исиды и других богов. Звуки систрума, как и звуки колокольчика, прогоняют прочь злых духов. По Плутарху (великий античный историк, философ и писатель), ручка изображает путь луны, охватывающий Вселенную, двойное лицо Хатор (спереди и сзади) символизирует Исиду и Нефтиду как жизнь и смерть, а четыре трещотки являются указанием на четыре стихии. Кроме того, систр символизирует вечное движение и женское начало.

По изображениям и надписям отдельных гробниц предполагают, что наряду с мистериями, разыгрывающимися жрецами во время религиозных праздников, были и светские театральные представления. Росписи на стенах гробниц свидетельствуют, что в конце эпохи Древнего царства существовали как ударные, так и духовые и струнные инструменты. Древнейшими ударными инструментами были деревянные колотушки, которыми отбивали такт (пульс музыкального произведения). Позже распространились барабаны разной величины и формы, как с определенной высотой звука, так и без определенной высоты. Барабаны, металлические тарелки, круглые или четырехугольные тамбурины были обычными инструментами, которыми египтяне сопровождали свои танцы. Из духовых инструментов египтяне знали флейты разной величины, простые и двойные, а также трубы. Флейты являлись деревянными музыкальными инструментами, а трубы, как свидетельствует Четвертая Книга Моисеева (гл. 10), металлическими. «И сказал Господь Моисею, говоря: Сделай себе две серебряные трубы, чеканные сделай их, чтоб они служили тебе для созывания общества и для снятия станов». [9]

Группа струнных инструментов была довольно разнообразной. Древнейшим струнным инструментом египтян была арфа. В гробницах Мемфиса она представлена в первоначальной своей форме, т.е. в виде лука, на который натянуто несколько струн. Со временем арфа терпит ряд преобразований, к луку добавляют подножки и резонатор. Также к группе струнных музыкальных инструментов относится лира, которая вошла в употребление со времен 12-й династии. До нашего времени сохранилось несколько деревянных лир, полностью соответствующих изображениям на памятниках. Кроме лиры, у египтян были струнные инструменты, похожие на гитару и лютню. Несколько из них найдено в гробницах.

Арфа, лира и гитара составляли вместе с флейтой и ударными музыкальными инструментами египетский оркестр, в котором такт отбивали женщины, хлопая в ладоши или стуча в колотушки.

На одной из деревянных резных панелей из захоронения древнеегипетского зодчего Хеси-Ра (Саккара, предположительно XXVII в. до н.э.), дошедших до нашего времени, мы видим важнейший элемент музыкальной культуры. На столике, за которым сидит зодчий, установлен камертон (специальный прибор, дающий звуковую эталонную частоту, соответствующую современному «ля», т.е. 440 Гц). Он служил для установления тонально-звуковой гармонии музыки Древнего Египта. Предполагается, что в музыкальной системе существовало понятие «октава», что также говорит об определенной тонально-звуковой гармонии, т.е. о каноне древнеегипетской музыки.

Познакомимся поближе с понятием канона.

Чтобы вам стало понятно, о чем идет речь, задумайтесь, как вы можете найти здание школы в любом белорусском или российском городе. Правильно. Оно отличается определенным архитектурным решением, не совпадающим с обликом соседних жилых домов. В культуре ХХ века этот канонический свод правил гораздо более «мягкий», но он все равно существует для облегчения понимания всеобщих культурных символов. Если мы с вами зайдем в церковь или костел, то не важно, построено это здание тысячу лет назад или совсем недавно, мы найдем обязательные канонические элементы: иконы, фрески, алтарь, причем сразу узнаем изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, потому что эти изображения выполнены по правилам канона. А представьте, что христианство сменилось другой религией (как когда-то оно само пришло на смену язычеству), что тогда случится с каноном? Конечно, он изменится!

Таким образом, канон сохраняет стабильность культуры в общем смысле этого слова, коренные культурные изменения влекут за собой смену канона.

Почему же канон приобрел такое значение в Древнем Египте? Дело в том, что, невзирая на тысячелетнюю историю, основные черты древнеегипетской культуры оставались неизменными (единственное серьезное потрясение египетская культура испытала в царствование фараона Эхнатона, реформы которого будут рассмотрены ниже).

Удобнее всего древнеегипетский пластический канон рассмотреть на примере небольшого произведения эпохи Раннего царства, получившего название «Палетки фараона Нармера» (около 3000 г. до н.э.) [8]. Палетки первоначально служили для растирания красок, а впоследствии они начинают выполнять ритуальную функцию. Углубление, играющее роль ритмического центра, сохраняется в палетках по традиции. Пиктографическая надпись на тыльной стороне палетки означает, что фараон Нармер, олицетворяемый божественным соколом Гором, одержал победу над Нижним Египтом. В центе композиции находится фигура Нармера. Его голову украшает «белая корона» Верхнего Египта.


Палетка фараона Нармера. Общий вид. Источник – Википедия.


Итак, какие же особенности древнеегипетского канона мы можем выделить на данном изображении:

– система пропорций как организующее начало всех элементов внутри одной композиции не только на уровне одной палетки, но и в целых архитектурных ансамблях;

– фризообразность композиции (фриз – сплошная полоса скульптурных, живописных и других изображений);

– распределение сцен по регистрам, т.е. расположенным друг под другом фризам;

– разномасштабность фигур, определяемая смыслом каждого элемента изображения;

– замкнутость композиционных построений;

– особенность передачи фигур на плоскости: голова и ноги повернуты в профиль, плечи – в фас. [8]

Такая условная трактовка человеческой фигуры позволяла максимально полно передать ее на плоскости в соответствии с древнеегипетскими представлениями о душе и загробном мире. Любое изображение носило ритуальный характер и было связано с культом мертвых. Представление о вечной жизни предполагало существование не только реального физического тела «ба», с которым связан обряд мумификации, но и целого ряда душ умершего, главная из которых – «ка» (двойник человека). Изображение являлось вещественным олицетворением «ка».

Рассмотрим внимательно другие элементы изображения. Верхний регистр обеих сторон палетки оформлен одинаково: по краям расположены два стилизованных человеческих лица в фас с коровьими рогами и ушами (это символы богини неба Хатор – покровительницы фараона). Между ними в центре помещена иероглифическая надпись с именем Нармера. На лицевой стороне палетки изображен фараон, существенно превосходящий размером своих приближенных, который взирает на обезглавленные трупы врагов. В центральном фризе расположены два фантастических животных, длинные шеи которых, переплетаясь, обрамляют традиционный круг палетки (символический намек на объединение страны), да и фараон на предыдущем фризе представлен в «красной короне» правителей Северного или Нижнего Египта. В нижнем регистре бык, олицетворяющий фараона, разбивает рогами вражескую крепость – свидетельство того, что элементы тотемизма сохранились. [8]


Палетка Нармера. Деталь. Бык, разбивающий крепость. Источник – Википедия.


Палетка Нармера. Деталь. Фантастические животные. Источник – Википедия.


Палетка фараона Нармера. Деталь. Центральный фриз. Источник – Википедия.


Палетка фараона Нармера. Детали изображения. Источник – Википедия.


На примере палетки Нармера мы познакомились с особенностями анализа древнеегипетских произведений с использованием важнейших категорий древнеегипетского канона.

Перейдем к анализу культуры Древнего царства – эпохи сооружения великих пирамид. Это период установления полной и неограниченной власти фараона-деспота, достигшей к этому периоду своего максимального развития. Весь Египет с его населением считался собственностью фараона. Представления о божественности фараона – сына бога во плоти – содействовали укреплению его единовластия. Формируется сложный религиозный ритуал, базирующийся на возрастании роли заупокойного культа. Как раз об этом и свидетельствует небывалый расцвет монументального каменного зодчества, ярчайшим проявлением которого являются гигантские пирамиды, причисленные еще в древности к семи чудесам света. Познакомимся поближе с одним из ранних памятников подобного рода – заупокойным ансамблем фараона Джосера (в имени которого понятия золота и солнца слились в нерасторжимое единство – «Солнце в золоте»). Комплекс Джосера расположен в традиционном для усыпальниц фараонов месте. Ансамбль Джосера включает большое количество сооружений, среди которых центральное место занимает ступенчатая пирамида. История сохранила имя создателя пирамиды – великого зодчего Имхотепа. [8]

На страницу:
3 из 7