bannerbanner
Иоанн Павел II: Поляк на Святом престоле
Иоанн Павел II: Поляк на Святом престоле

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
19 из 20

174

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 96.

175

Augustin E. Op. cit. S. 6–9, 16–25.

176

Weigel G. Świadek… S. 489.

177

Augustin E. Op. cit. S. 21.

178

Dudek A., Gryz R. Komuniści i Kościół w Polsce (1945–1989). Kraków, 2006. S. 43.

179

Ibid. S. 29.

180

Żaryn J. Op. cit. S. 156.

181

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 53.

182

Ibid. S. 36.

183

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 83.

184

Czaczkowska E. K. Kardynał Wyszyński. Biografia. Kraków, 2013. S. 95.

185

Czaczkowska E. K. Op. cit. S. 87.

186

Szczypka J. Op. cit. S. 146–147.

187

Eisler J. Czterdzieści pięć lat, które wstrząsnęły Polską. Warszawa, 2018. S. 65.

188

Lasota M. Op. cit. S. 38–39.

189

Czaczkowska E. K. Op. cit. S. 214–215.

190

Иоанн Павел II. Переступить порог надежды (Гл. «Евангелие и права человека») / Пер. А. Калмыковой // Сайт информационно-издательского центра «Истина и жизнь» http://agnuz.info/app/webroot/library/135/351/index.htm (дата обращения: 03.10.2018).

191

Bernstein K., Politi M. Op. cit. S. 69.

192

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 137; Lasota M. Op. cit. S. 55.

193

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 102, 116, 128. М. Малиньский пишет, что ему дали такое прозвище, чтобы не привлекать внимания окружающих к одетому в обычную одежду ксендзу. То есть причиной был вовсе не страх перед репрессиями (Stolarczyk S. Jan Paweł II… S. 22–23).

194

Lecomte B. Op. cit. S. 152.

195

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 104–105.

196

Lecomte B. Op. cit. S. 130.

197

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 100–104; Szczypka J. Op. cit. S. 134–138.

198

Lecomte B. Op. cit. S. 133.

199

Szulc T. Op. cit. S. 156–157.

200

Lasota M. Op. cit. S. 59.

201

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 133.

202

Цит. по: Szczypka J. Op. cit. S. 141.

203

Lecomte B. Op. cit. S. 135.

204

Zakrzewicz A. Głosy spoza chóru. Rozmowy o Kościele, papieżach, homoseksualizmie, pedofilii i skandalach. Warszawa, 2013. S. 196.

205

Jan Paweł II, J. Kiliańczyk-Zięba. Op. cit. S. 76.

206

АВП РФ. Референтура по Польше. Ф. 122. Оп. 55. П. 415. Д. 130-По. Л. 42.

207

АВП РФ. Ф. 122. Оп. 56. П. 422. Д. 38. Л. 42–43.

208

Szczypka J. Op. cit. S. 166.

209

Weigel G. Świadek… S. 164.

210

Szczypka J. Op. cit. S. 172; Kalendarium… S. 138; запись беседы с А. Шостеком 29.10.2015 (в личном архиве автора).

211

Lecomte B. Op. cit. S. 159.

212

Lecomte B. Op. cit. S. 298.

213

Перевод мой. – В. Волобуев.

214

Перевод А. Махова.

215

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 136.

216

Перевод Е. Твердисловой.

217

Weigel G. Świadek… S. 168.

218

Перевод А. Махова.

219

Buttiglione R. Op. cit. S. 90–91.

220

Wojtyła K. Rozważania o istocie człowieka. Kraków, 1999. S. 18.

221

Wojtyła K. Rozważania…

222

Jan Paweł II. Nie łękajcie się… S. 126–129.

223

Zdybicka Z. J. Jan Pawel II… S. 166–167.

224

Гагарин А. С. Философская антропология Макса Шелера: проблема интенциональности // Проблемы антропологии и антроподицеи в философии. Ч. 3. Екатеринбург, 2005. С. 74–81 (Сайт экзистенциальной и гуманистической психологии. URL: http://hpsy.ru/public/x3265.htm. Дата обращения: 17.07.2016); Абдина А. К. Макс Шелер как основоположник философской антропологии // Вестник КарГУ. 2007 (Сайт «Научные статьи Казахстана». URL: https://articlekz.com/article/5157. Дата обращения: 17.07.2016); Ambrogetti A. Rozmowy w samolocie z Janem Pawlem II. Krakow, 2011. S. 161.

225

Buttiglione R. Op. cit. S. 94–103; Weigel G. Świadek… S. 169–170.

226

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 150–151.

227

Jan Paweł II. Nie łękajcie się… S. 24.

228

Открытие архивов после распада СССР обнаружило еще одно преступление советских властей против поляков: во время Большого террора было расстреляно около 111000 советских граждан польского происхождения. Это была самая массовая «национальная операция» НКВД в тот период. (См.: Петров Н., Янсен М. «Сталинский питомец» – Николай Ежов. М., 2008. С. 115.) Разумеется, этот факт, став известным в девяностые годы, отнюдь не добавил любви поляков к России.

229

Czego pragną młodzi z Paxu. Rozmowa z Romualdem Szeremietewem // Droga. 1978. № 3. S. 24–25.

230

РГАНИ. Ф. 5. Оп. 55. Д. 45. Л. 58.

231

АВП РФ. Ф. 122. Оп. 56. П. 421. Д. 21. Л. 38. Слова принадлежат члену делегации советских писателей С. Воронину.

232

АВП РФ. Ф. 122. Оп. 55. П. 416. Д. 36. Л. 30.

233

Характерно, что сам Высоцкий в самопальной анкете, которую летом 1970 года раздал артистам Таганки машинист сцены Анатолий Меньщиков, среди стран, к которым он относится с симпатией, указал Польшу, хотя на тот момент переводов его песен на польский было совсем немного (если вообще были).

234

Персак К. Роль Иосифа Сталина в подготовке Конституции Польской Народной Республики 1952 г. // Польша – СССР. 1945–1989: избранные политические проблемы, наследие прошлого. М., 2005. С. 153–168.

235

Gomułka W. Pamiętniki. T. 1. Warszawa, 1994. S. 370–371. Справедливости ради уточним, что эти горькие слова Гомулка написал после своей отставки, причастным к которой считал Л. И. Брежнева. В бытность свою главой партии он ничего подобного не говорил.

236

Archiwum Instytutu Pamięci Narodowej Biuro Udostępnienia (AIPN BU) K d/s BP 6. K. 31.

237

Текст ясногурской присяги польского народа // Сайт о Стефане Вышиньском. http://www.wyszynski.psur.pl/sluby.php (дата обращения 18.10.2016).

238

Орехов А. М. Советский Союз и Польша в годы «оттепели»: из истории советско-польских отношений. М., 2005. С. 183.

239

Там же. С. 195.

240

Gomułka W. Przemówienie na placu Defilad // Trybuna ludu. 25.10.1956.

241

Żaryn J. Op. cit. S. 165.

242

Torańska T. Oni. Warszawa, 2004. S. 414.

243

Czaczkowska E. K. Op. cit. S. 249–250.

244

Ibid. Op. cit. S. 283–284.

245

Czaczkowska E. K. Op. cit. S. 284.

246

Łętowski M. Ruch i koło poselskie ZNAK. 1957–1976. Katowice, 1998. S. 92.

247

Czaczkowska E. K. Op. cit. S. 275.

248

АВП РФ. Ф. 0122. Оп. 42. П. 356. Д. 720/13. Л. 5.

249

Żaryn J. Op. cit. S. 290.

250

АВП РФ. Ф. 122. Оп. 56. П. 421. Д. 35. Л. 1–2.

251

Польская объединенная рабочая партия, руководившая страной с 1948 до 1989 года.

252

АВП РФ. Ф. 122. Оп. 45. П. 374. Д. 720/13. Л. 110.

253

Там же. Л. 129–130.

254

АВП РФ. Ф. 122. Оп. 40. П. 143. Д. 180. Л. 15–20.

255

АВП РФ. Ф. 0122. Оп. 43. П. 155. Д. 180. Л. 14; Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 215. Любопытно, что ленинградский обком КПСС также отнесся к фильму негативно и рекомендовал воздержаться от его проката в СССР, поскольку он «по существу пропагандирует религиозную идеологию, не несет зрителю ничего познавательного, идейно ценного с точки зрения материалистической идеологии, насыщен эротикой, садизмом, патологическими сценами, мистикой. Авторы даже не пытаются вскрыть классовую сущность религии, как оружия угнетения и одурманивания трудящихся. Он проникнут духом сочувствия и оправдания фанатизма. Сцены борьбы любви и веры, „божественного и дьявольского“ могут оставить у верующих или колеблющихся только подтверждение их собственных сомнений, вызвать симпатии у верующих к фанатическому „геройству“ ксендза». Отдел культуры ЦК КПСС высказался о нем мягче, признавая только, что содержание фильма «во многом чуждо нашему зрителю». При этом Отдел культуры рекомендовал не запрещать прокат творения Кавалеровича, но лишь ограничить его распространение, поскольку «отказ от покупки этой премированной на международном кинофестивале картины, которую в Польше считают полезной в связи с ее антиклерикальным содержанием, к тому же созданной по рассказу председателя Союза писателей ПНР, известного польского литератора Я. Ивашкевича, мог быть болезненно воспринят в кругах польской общественности. В 1961 г. советской стороной было приобретено лишь 7 польских кинокартин (отклонено от покупки – 12), в то время как польская сторона приобрела 57 советских фильмов» (РГАНИ. Ф. 5. Оп. 36. Д. 147. Л. 8–9).

256

Poupard P. W sercu Watykanu od Jana XXIII do Jana Pawła II. Katowice, 2005. S. 194.

257

АВП РФ. Ф. 0122. Оп. 60. П. 441. Д. 710. Л. 76а.

258

Jan Paweł II. Wstańcie, chodzmy! Kraków, 2004. S. 44.

259

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 274; Szulc T. Op. cit. S. 272.

260

Szulc T. Op. cit. S. 284. Стоит учитывать, конечно, изменившийся после войны национальный состав жителей страны и передачу в руки римско-католической церкви всех кирх на присоединенных землях.

261

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 164.

262

Żaryn J. Op. cit. S. 188.

263

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 216.

264

Szczypka J. Op. cit. S. 173.

265

Перевод мой. – В. Волобуев.

266

Перевод мой. – В. Волобуев.

267

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 162–164.

268

Перевод мой. – В. Волобуев.

269

Buttiglione R. Op. cit. S. 339–340.

270

Buttiglione R. Op. cit. S. 332, 404–405.

271

Weigel G. Świadek… S. 376.

272

Перевод А. Махова.

273

Перевод мой. – В. Волобуев.

274

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 170–171.

275

Szczypka J. Op. cit. S. 175. По другой версии кандидатуру выдвинул митрополит Базяк без ведома примаса, чем последний был крайне недоволен (Lecomte B. Op. cit. S. 168). Однако по правилам того времени кандидатуры сначала утверждались в партийно-государственных органах. Следовательно, митрополит должен был снестись с ними, а уже потом направлять письмо в Апостольскую столицу. Если допустить, что он сделал это, не поставив в известность кардинала Вышиньского, придется заключить, что Базяк находился в оппозиции к примасу. Не берусь судить, так ли это.

276

Lasota M. Op. cit. S. 72.

277

Ibid. S. 68.

278

Lasota M. Op. cit. S. 69.

279

Lasota M. Op. cit. S. 41; Czaczkowska E. K. Op. cit. S. 233–235.

280

Moskwa J. Op. cit. S. 178–179; Jan Paweł II. Wstańcie… S. 4–5.

281

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 196–198.

282

Lasota M. Op. cit. S. 108–109; 136–138. Ныне улица, на которой стоит эта новохутская церковь, носит имя Защитников креста (бывшая Маяковского).

283

Lasota M. Op. cit. S. 69.

284

Szulc T. Op. cit. S. 193–195.

285

Lasota M. Op. cit. S. 72–73.

286

Ibid. S. 74–75, 102.

287

Szulc T. Op. cit. S. 195–196.

288

Wojtyła K. Miłość i odpowiedzialność. Kraków, 1962. S. 5–6. Русские издания: Войтыла К. Иоанн Павел II. Любовь и ответственность / Пер. С. Тонконоговой. М.: Кругъ, 1993; Войтыла К. Иоанн Павел II. Любовь и ответственность / Пер. К. Старосельской, Е. Лифшиц. М.: Рудомино; Евромедиа, 2003.

289

Wojtyła K. Miłość… S. 88–90, 95.

290

Wojtyła K. Miłość… S. 150.

291

Weigel G. Świadek… S. 187.

292

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 166; Jan Paweł II, J. Kiliańczyk-Zięba. Op. cit. S. 80. Под западным политиком имеется в виду христианский демократ Оскар Луиджи Скальфаро, позднейший президент Италии. Крайне сомнительным выглядит утверждение Д. Вейгела, будто в летних лагерях отдыха польская администрация поощряла сексуальные эксперименты (Weigel G. Świadek… S. 184), – едва ли это было возможно при том ханжестве, каким отличался поздний сталинизм.

293

Wojtyła K. Miłość… S. 20.

294

Ibid. S. 39.

295

Wojtyła K. Poezje i dramaty… S. 257.

296

Lecomte B. Op. cit. S. 32.

297

Bernstein K., Politi M. Op. cit. S. 113.

298

Ibid. S. 71–74. Даже автор первой американской биографии Иоанна Павла II Тед Шульц, сам родом из Польши, не удержался по этому случаю от язвительного замечания, что «Войтыла – мастер теоретических исследований» (Szulc T. Op. cit. S. 199).

299

Kołodziejska A. Op. cit. S. 110, 114–115.

300

История II Ватиканского собора. Т. II. Формирование соборного сознания. Первый период и перерыв между сессиями. Октябрь 1962 – сентябрь 1963 / Под общ. ред. Д. Альбериго, А. Бодрова и А. Зубова. М., 2005. С. 635.

301

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 199–200; Weigel G. Świadek… S. 198.

302

Lasota M. Op. cit. S. 98–100.

303

Перевод А. Гелескула.

304

Казем-Бек А. Европейская прогрессивная печать о задачах собора перед его открытием // Казем-Бек А. Второй Ватиканский собор. URL: http://www.odinblago.ru/zapadnoe_bogoslovie/vtoroy_vatikanskiy_sobor/6/ (Сайт электронной библиотеки Одинцовского благочиния. Дата обращения: 10.09.2016).

305

История II Ватиканского собора. Т. II… С. 32–33; Казем-Бек А. Состав руководящих органов собора // Казем-Бек А. Указ. соч.

306

Реати Ф. Указ. соч. С. 80.

307

Казем-Бек А. Роль предсоборных комиссий // Казем-Бек А. Указ. соч.

308

Skrzypczak R. Karol Wojtyla na soborze Watykanskim II. Zbiór wystąpień. Warszawa, 2011. S. 62; Lecomte B. Op. cit. S. 183.

309

Szczypka J. Op. cit. S. 196.

310

Żaryn J. Op. cit. S. 228–229; Friszke A. Koło posłów «Znak» w Sejmie PRL. 1957–1976. Warszawa, 2002. S. 50–55.

311

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 209–213.

312

Wojtyła K. Poezje i dramaty… S. 74. (Перевод мой. – В. Волобуев.)

313

Лекция Д. Бинцаровского «Второй Ватиканский собор. Ключевые решения» // URL: http://www.reformed.org.ua/2/699/Bintsarovskyi (Сайт Евангельской пресвитерианской церкви Украины «Реформатский взгляд»; дата обращения: 22.10.2016).

314

Żaryn J. Op. cit. S. 233–234.

315

Из цикла К. Войтылы «Церковь», изданного в журнале «Знак» в 1963 году. Перевод А. Махова.

316

Skrzypczak R. Op. cit. S. 19, 70; Żaryn J. Op. cit. S. 228.

317

Lecomte B. Op. cit. S. 183.

318

Szulc T. Op. cit. S. 212.

319

Skrzypczak R. Op. cit. S. 24; Weigel G. Świadek… S. 222.

320

Lecomte B. Op. cit. S. 237.

321

Skrzypczak R. Op. cit. S. 21–22, 78.

322

Lecomte B. Op. cit. S. 229, 190–191. А. Дескур, напротив, утверждает, будто еще до открытия собора прелаты наперегонки спешили познакомиться с Войтылой, а все комиссии и подкомиссии считали за честь включить его в свой состав (Szulc T. Op. cit. S. 205–206). Вряд ли этому стоит верить – пример с мнимым пророчеством отца Пио показал, что старый приятель Иоанна Павла II был не чужд мифотворчества.

323

Skrzypczak R. Op. cit. S. 78.

324

Ibid. S. 58–59. Немного странное мнение для человека, который осуждал Декарта именно за то, что тот вместо Бога сделал точкой отсчета человека. Но Войтыла, пожалуй, возразил бы на это, что Декарт видел в человеке прежде всего разум, в то время как он, Войтыла, видел в нем душу, то есть элемент божества. Неясно, правда, на каком основании Войтыла вообще заполнял анкету подготовительной комиссии – ауксилиариям она не полагалась (Szulc T. Op. cit. S. 204). Видимо, ему пришлось этим заняться из‐за отсутствия в Кракове архиепископа.

325

Weigel G. Świadek… S. 205.

326

Skrzypczak R. Op. cit. S. 105–110. Еще более резко он выскажет эту мысль в энциклике 1986 года Dominum et Vivifi cantem. Комментируя слова Христа о том, что «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф 12: 31), он напишет: «<…> хула заключается не в оскорблении Святого Духа, а в отказе принимать спасение, которое Бог дарует человеку через Святого Духа» (Dominum et Vivificantem – URL: http://nauczaniejp2.pl/dokumenty/wyswietl/id/393. Портал ZiBaTePa. Дата обращения: 27.04.2018).

327

Weigel G. Świadek… S. 275.

328

Magister S. Was the Founder of Taize protestant, or Catholic? A Cardinal Solves the Riddle // www.chiesa.espressonline.it (дата обращения: 17.11.2017).

329

По мнению Свежавского, Войтыла мог приложить руку к выработке новых представлений о пасхе как жертве Христовой, широко обсуждавшихся на соборе. Не берусь судить, в чем заключались эти новые представления: в тексте Lumen gentium ничего нового на этот счет вроде бы не сказано (см. текст на сайте библиотеки Якова Кротова, п. 3 – URL: http://krotov.info/acts/20/2vatican/dcmnt063.html. Дата обращения: 17.11.2017). Возможно, эта дискуссия имела какое-то отношение к вопросу, допускать ли мирян к причащению под обоими видами, но я не чувствую себя компетентным, чтобы рассуждать об этом.

330

Skrzypczak R. Op. cit. S. 71, 94–95; История II Ватиканского собора. Т. IV. Соборная церковь. Третий период и перерыв между заседаниями. Сентябрь 1964 – сентябрь 1965. М., 2007. С. 129; Т. V. Собор – поворотный момент в истории церкви. Четвертый период и завершение собора. Сентябрь – декабрь 1965. М., 2010. С. 140.

331

Skrzypczak R. Op. cit. S. 88.

332

История II Ватиканского собора. Т. V… С. 194–195; Lecomte B. Op. cit. S. 198–199.

333

Skrzypczak R. Op. cit. S. 90–93; История II Ватиканского собора. Т. III. Сформировавшийся собор. Второй период и перерыв между сессиями. Сентябрь 1963 – сентябрь 1964. С. 518; Т. IV. Соборная церковь… С. 326, 650–651.

334

Ныне эти слова считаются позднейшей вставкой и обычно не включаются в Новый Завет.

335

Wojtyła K. Promieniowanie ojcowstwa. Wrocław, 2002. S. 16.

336

Kołodziejska A. Op. cit. S. 123.

337

Buttiglione R. Op. cit. S. 360–362.

338

Перевод Е. Твердисловой.

339

Weigel G. Świadek… S. 204.

340

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 257–260.

341

Weigel G. Świadek… S. 202; Szczypka J. Op. cit. S. 220–222.

342

Półtawska W. Op. cit. S. 56.

343

Ibid. S. 69.

344

Augustyn E. Op. cit. S. 37.

345

Ibid. S. 33–35; Półtawska W. Op. cit. S. 69–75.

346

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 183–184.

347

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 234–235.

348

Ibid. S. 236–237.

349

Стругацкий А., Стругацкий Б. Сказка о Тройке. СПб., 2001. С. 177.

350

Augustyn E. Op. cit. S. 38–39.

351

Перевод Е. Твердисловой.

352

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 248.

353

Żaryn J. Op. cit. S. 234.

354

Ibid. S. 193.

355

Strzembosz T. Polacy w PRL: sprzeciw, opozycja, opor (Zachowania opozycyjne w systemie totalitarnym) // Arcana (Kraków). 2000. № 5. S. 137.

356

Żaryn J. Op. cit. S. 194.

357

Lecomte B. Op. cit. S. 240. В сентябре 1978 года, всего за несколько недель до исторического конклава, Войтыла открыл очередной sacrosong в Ченстохове. По совпадению второй приз на этом фестивале взяла песня «Эта слава всей жизни» на стихи Анджея Явеня, сиречь самого Войтылы.

358

Вот священник великий, который во дни свои угодил Господу (лат.).

359

Szczypka J. Op. cit. S. 215–217.

360

Skrzypczak R. Op. cit. S. 76. Цитата взята из «Науки поэзии» и в переводе М. Гаспарова звучит так: «Сам я беру и даю эту вольность охотно». Собственно, у Горация она значит: «Мы просим разрешения и сами, в свою очередь, даем его» (Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М., 1986. С. 821). Однако слово «venia» можно понять и как «снисхождение, прощение» (Там же. С. 810–811). Именно в этом значении его и использовал понтифик.

На страницу:
19 из 20