Полная версия
Учебник по онтопсихологии
У истоков всей психической деятельности стоит исключительно движение образов. Первопринцип действует только посредством образов. Образ возникает там, где есть бытие, и бытие ничего не производит без образа. В рамках энергетического бытия знание образов дает безграничную власть. Я могу, потому что я есть, и я есть настолько, насколько я знаю, при этом такое знание есть способность идентифицировать, изолировать и контролировать образы.
Монитор отклонения – это катализатор образов, он перехватывает образы и вводит (в момент проживания эмоций, сексуальных чувств, принятия пищи, фантазирования, переживания удовольствия или рассеянности) свои постоянные образы. В нем нет творчества: он всегда добавляет два-три неизменных элемента. Когда человек чувствует себя в силе, испытывает спокойную уверенность, монитор отклонения вносит момент, который отзывается страхом, и сознание регистрирует опасность вместо реальной силы субъекта.
Всякий раз, когда человек счастлив и чувствует внутри нарастающий покой, умиротворение, что-то говорит ему: «Посмотри на других, какие они честные, хорошие, но все они несчастны. Ты счастлив, значит, это ты разрушил их и заставил плакать. Ты виноват». Монитор отклонения объединяет образ вины и чего-то грязного. К удовлетворенному инстинкту – после хорошей трапезы в приятной обстановке или эмоциональной встречи, окрашенной дружбой, любовью или уважением, – он подключает элемент нечистоты, занижает данные. Всякий раз, когда человек трудится над своим ростом, монитор отклонения вводит нечто противоположное. Формула монитора отклонения крайне проста: каждому этапу креативного развития субъекта он находит противоположность. Эта противоположность никогда специально не определена, скорее, она неизменна и повторяется по трем пунктам: опасность-страх, сомнение, грязь-вина. Постоянно внедряемые в смысловой универсум человека, эти три элемента так или иначе не допускают точности.
Образы априорного «Я», напротив, активизируют жизнедеятельность, подтверждая победоносность формулы. Отличить эти победные образы можно по присутствию формы плеромы[34], которая образует начальный момент состояния благодати. Вышесказанное означает, что человеческое существо располагает такими координатами, окончательное достижение которых в действии дает победный организмический результат, и субъект чувствует себя «отблагодаренным», то есть он поработал на 10, а получил 100. Априорное «Я» – это непосредственные данные. Монитор отклонения включается на следующем после априорного «Я» этапе. Едва субъект желает понять, старается уточнить, в чем состоит своеобразие жизненного изобилия (а значит, подключает свою обычную логику), монитор отклонения вмешивается путем ввода своей информации, и, таким образом, субъект применяет коды, искажающие отражение реальности.
Чистая психическая деятельность является
не столько энергией, сколько процессом формализации. Это означает, что как таковая она уклоняется от любого материального представления существования. Психическая деятельность не существует в цифрах, она их трансцендирует; в момент действия она есть «небытие, создающее бытие» и определяющее специфику всех разновидностей существования. Ощущается исход из бесконечного, которое, однако, формализует. Иными словами, у процесса формализации самого по себе нет базового кванта. Процесс формализации – это чистый порядок, который открывается на второй стадии, но существует до нее, а, существуя до нее, раскрывается в ней как отсутствующее.
Власть образаДаже ситуация развития раковой опухоли начинается с конкретного образа. Желая изменить субъекта и его ситуацию, мы должны вмешаться в его образ изнутри. Величие психологии состоит в открытии того, что, выделив образ, который кодифицирует все соматические, психические или социальные процессы, мы можем остановить и, как следствие, заблокировать всё вытекающее из формулы этого образа, будь то эпидемия или СПИД у новорожденного ребенка. Все можно задержать, главное – необходимо попасть точно в информирующий[35] образ. Этот quid[36] (лат. «что») формализует, пока находится там, где находится. Если мы хотим изменить результаты, мы должны перехватить образ, продолжающий эти результаты формализовать.
Подлинная психотерапия опосредует себя исключительно через формы: требуется открыть те конкретные формы, которые обладают властью над конкретным действием. Аналогично, исследователь, желающий получить воду в лабораторных условиях, не может действовать наугад: он либо получает формулу H2O, либо не получает воду. Вся жизнь создана психическим порядком, и этот порядок носит исключительно психический[37] характер.
Зная эти образы, мы можем проникнуть в идентичность той власти, которая стоит у начал всего. Есть такое начало, от которого рождается не время, но действие, разум, замысел формы. Следовательно, речь идет о том, чтобы поймать нечто первичное, которому все равно, существовать ли сейчас или много лет назад: оно просто есть и действует в данный момент. Это мы располагаемся в пространственно-временных координатах и, для того чтобы постичь вещи в феноменологии, должны воспользоваться таким инструментом, как чувство прошлого, будущего, вечного. Когда разум достигнет онто Ин-се, то неизбежно обнаружит, что бытие есть целиком «здесь и сейчас», что нет ни «до», ни «после».
Для отслеживания причинных образов, определяющих специфику «здесь и сейчас», мы должны скоординировать себя с органиграммой законов, регулирующих всемогущество жизни. Образ управляет реальным, только если действует в унисон («изо») с первопринципом. И тогда две формы знания – знание Ин-се и знание, которым обладает логико-историческое «Я», – едины.
Процессы нашей рациональности протекают через отношения «до» и «после», большего и меньшего, целого и частей. Таковы первопринципы нашего мышления. Аристотелевские первоначала[38] представляют собой правила, в соответствии с которыми движутся наши рассуждения, но самостоятельного существования у них нет. Это моменты единого круговорота, который различается, если смотреть на его проявление в феноменологии. Но в конечном счете все различия единосущностны.
Человек сотворен по образу и подобию своего первоначала и должен действовать так же, как действует оно. Но для этого человеку нужно быть точным. Необходимо достичь образов жизни и уметь отличать их от фиксированных, предустановленных, сфабрикованных монитором отклонения образов. Следует научиться улавливать те буквы, которые несут в себе и активируют дух. «Дух» означает энергия, реальное.
Бессознательное действует посредством образов, даже если внешняя логика сознания их не видит. Эта предпосылка делает возможным применение имагогики[39], позволяя проникнуть внутрь образов и отметить среди них те, которые активируют нечто
специфическое в существующем субъекте. Аналогично тому, как человек, анализирующий воду, описывает ее в виде формул, отражающих состояние этой воды, так и я по образам понимаю, что субъект делает и что сейчас в нем происходит. При желании изменить состав «этой воды», зная формулу, достаточно дать задание уменьшить долю натрия и увеличить содержание кальция. То же правило я применяю и в психотерапии.
Итак, титаническое усилие великой психологии состоит в том, чтобы привести истинных ученых всех научных дисциплин в сферу формул чистой психической деятельности, потому что именно в ней все пребывает и из нее все постигается. Без этого нам не дано заниматься наукой.
8. Знак и болезнь
Болезнь возникает не в результате случайности или эпидемии, а вследствие четко определенных предпосылок. Общество в целом, культура, религия и искусство возвели немало стереотипов и компенсационных аргументов, но никакая рациональность не способна изменить вечные законы природы.
Я утверждаю, что онтопсихология открыла законы природы. Она идентифицировала их возникновение, развитие и результаты, выявив их в виде форм, или образов. Появление определенных образов свидетельствует о структурных нарушениях в субъекте, который болен физически или на уровне рационального психического поведения, то есть на уровне структуры собственных мнений. У субъекта есть убеждения, но нет очевидности, которая позволила бы ему соединиться с основаниями природы. Но каковы бы ни были убеждения субъекта, детерминизм природной логики неумолим.
Будучи творениями природы, мы не являемся абсолютными творцами. Это значит, что мы свободны только при условии соблюдения установленных законов, нарушение которых вызывает психическую, поведенческую, соматическую или рациональную болезнь.
Преждевременное старение беспокоит весь мир: считается само собой разумеющимся, что для каждого человека после сорока лет наступает старость. Но так происходит в результате ошибок культурного развития, это не предусмотрено природной интенциональностью, которая действует в точности до наоборот (при условии соблюдения правил экзистенциальной игры, которые установлены природным порядком). Чем человек старше, тем больше у него преимуществ, власти, тем выше его способность к ясному видению причин. Благодаря этому, объективной данностью становится жизнь с чистым интеллективным превосходством ради реализации удовольствий. То удовольствие, о котором нельзя было даже мечтать в пятнадцать-двадцать лет, становится доступным в шестьдесят. Такова логика природы. Но в действительности человек с детских лет начинает свое движение к смерти, полностью пропуская период зрелости.
Коснемся вопроса психосоматики. Чтобы понять причины возникновения новообразования, кисты и т. п., необходимо иметь в виду, что знак имеет энергетическую природу. Следовательно, тот, кто воздействует на образ, прикасается к реальности. Знак всегда неразрывно связан с энергией, но свою составляющую он без различия закрепляет в теле, слове или же в действии. Семантическое поле – это единая энергия, которая одинаково иллюстрируется разными проявлениями: одна и та же энергия, смещающаяся разнообразными способами. Поскольку знак всегда связан с энергией, он может сместиться как в причину, так и в феноменологию. Модули смещения перенимаются от матрицы, заложенной в детстве. Поэтому, проследив историческое развитие некого единства действия, мы обнаружим, что приобретенной в детстве матрице будет соответствовать определенная типология болезни и поведенческого самовыражения.
Базовая матрица диады задает тематический отбор смещений энергетического знака. Психосоматика представляет собой тип гилеморфности[40]. Мы находимся в гилеморфной ситуации: бытие и существование, разум и тело. Смещение может происходить как в сторону материи, так и в сторону формы: проявится ли оно потом в руке или в убеждении, по сути, неважно. Психосоматика – это гилеморфная вариантность, которая модулируется по мере усвоения матрицы. Матрица, в свою очередь, приобретается через диадические отношения и определяет характер тематического отбора.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Нокса – в переводе с греческого (от греч. νόσος [nosos]– болезнь и δόξα [doxa] – мнение) означает «вред, болезнь».
2
Спекулярность (от лат. speculum – зеркало). Способность формализовать по отражению, по образу, по проекции без взаимодействия с ними. См. Менегетти А. Тезаурус. Словарь онтопсихологических терминов. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2018.
3
Изо от греческого ἴσος [isos] – равный. В русском языке служит приставкой в ряде терминов: изометрия (равное измерение или размеры), изономия (равенство закона или людей перед законом), изотоп (разновидности атомов одного химического элемента с разным количеством нейтронов в ядре). В онтопсихологии под «изо» подразумевается элементарный критерий жизни: все равное ему является здоровым, все отличное от него – ошибкой, регрессом, болезнью. Это базовый критерий жизненного здоровья, одинаковый как для клетки, так и для органической структуры. См. Менегетти А. Тезаурус. Указ. соч.
4
Аутоктиз (от греч. αύτοζ [autoz]– полагание или выстраивание себя, ktizw [ktizo]– строю, закладываю фундамент). Самосозидание. Исторический процесс совершения ряда экзистенциальных выборов, из которых складывается эволюция и личностная ситуация.
5
Речь идет о том, чтобы понять, что оно собой представляет, что делает, к чему стремится, как уточняет себя.
6
Синкретизм (от греч. слова sinkretismos – соединение) – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное состояние.
7
Ангьял Андраш (1902–1960) – американский психолог и психиатр венгерского происхождения, известный холистическим подходом в психологии (биосферная модель личности). Существовало несколько организмических теорий, рассматривавших организм как единое целое (К. Гольдштейн, А. Маслоу), а не как дуальную систему души и тела. В отличие от других Ангьял настаивал на том, что дифференцировать организм от среды невозможно, и включал в введенное им понятие биосферы как соматические процессы, так и психологическую и социальную область. См. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. – М., 1997.
8
«Организмическое» подразумевает душу: «изм» восходит к греческому εἰµί [eimi] (быть), от которого происходит ὄντος [ontos] (бытийное, или онтическое); это особый корень, который указывает на духовность, которую можно перевести в функциональность. Поэтому, не вступая в противоречие с Ангьялом** (Angyal), под организмическим я в большей степени понимаю психический вектор, или душу.
9
Эпистема (от греч. ἐπιστήμη [episteme] – знание, обоснованная наука) – семя, корень или то, что близко, сокровенно принципу «в-себе», утверждающему присутствие реальности и ее очевидность. См. в книге Менегетти А. Тезаурус. Указ. соч.
10
Наука на итал. scienza от лат. scio ens – знаю бытие. См. в книге Менегетти А. Тезаурус. Указ. соч.
11
Возможности, данные ему от природы; то, каким его сотворила природа.
12
Когда я употребляю термин «бог», то отнюдь не удаляюсь от конкретики, от природного «изо».
13
С латинского “Nosce te ipsum”, с древнегреческого “Gnothi se auton” – надпись на храме Аполлона в Дельфах. Как сообщает Платон в диалоге «Протагор», это плод совместных раздумий «семи великих мудрецов» Древней Греции (Фалеса, Питтака, Бианта, Солона, Клеобула, Мисоне и Хилона, VI в. до н. э.). Традиционное название этого афоризма – «заповедь Дельфийского оракула». Выражение стало популярным благодаря Сократу.
14
Телеология (от греч. teloz, родительный падеж teleos – результат, завершение, цель и logos – изучение) – идеалистическое учение о цели и целесообразности. Телеология постулирует особый вид причинности: целевой, отвечающий на вопрос – для чего, ради какой цели совершается тот или иной процесс.
15
Жизненный мир (или окружающий мир жизни, мир повседневности, нем. Lebenswelt, англ. world of life, итал. mondo della vita) – одно из центральных понятий поздней феноменологии Э. Гуссерля. Жизненный мир – это мир нашего повседневного опыта, не отягощенного еще никакими научными знаниями. Это – сфера первоначальных допредикативных (т. е. теоретически не концептуализируемых) очевидностей, конституируемых в деятельности чистой трансцендентальной субъективности. Как таковой, он не осознается нами непосредственно и сохраняет статус полной анонимности. Концепция жизненного мира представлена в работах Гуссерля «Картезианские размышления» и «Кризис наук как выражение радикального жизненного кризиса европейского человечества». См. с. 105 настоящего издания.
16
Под компьютером автор подразумевает устройство, предназначенное для выполнения определенных логических операций и предоставления их в определенном виде.
17
Древний афоризм “Homo homini lupus est” (лат.) был использован английским философом Томасом Гоббсом (1588–1679), который в своем произведении «Левиафан» таким образом выразил свое понимание человека, как существа недоброго и злого по своей природе, который при отсутствии сильной централизованной власти приходит к ситуации «войны каждого с каждым».
18
От лат. id ens и гр. τίθημι [tithemi] или от лат. id quod est ens.
19
Imprimatur – лат. “пусть печатается”, разрешение цензуры (на печатание); подписание к печати.
20
Человек, занимающийся искусством, но не владеющий техникой, либо инфантилен, либо шизофреничен. Через темперамент онто Ин-се предрасполагает человека к определенному событию; тот, у кого такой предрасположенности нет, может изучить технику, но все равно будет лишен виртуальности, позволяющей создать – через объект – присутствие метафизического.
21
Подробнее о взаимоотношении личности и общества см. в книге Менегетти А. Система и личность. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2014.
22
«H» от первой буквы слов “homo, hominis” (человек), “humanitas” (человечество).
23
Аристотелевский термин “sinolo” – составное целое, то есть человек как единство духа и тела.
24
Протагор (ок. 490 до н. э. – ок. 420 до н. э.) – древнегреческий философ, один из старших софистов. Базовое положение Протагора аксиоматично: «Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют» (принцип человек-меры). Под мерой Протагор понимал некую «норму суждения», в то время как под вещами – факты и опыт в целом. Этим принципом Протагор подверг отрицанию абсолютный критерий, отличавший бытие от небытия, истину от лжи. Критерий – это только человек, индивидуум. См. Реле Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 томах. – СПб., 1994–1997.
25
«Быть логичным» означает «сводить многое к одному».
26
«Интеллективное: чистое действие разума. Ключевой термин для любого процесса духа и воли. Способность знать интимное и определять его действие, где бы и как бы то ни было». См. Менегетти А. ОнтоАрт. Ин-се искусства. – М.: БФ «Онтопсихология», 2010.
27
От греч. organon [organon] – орудие, инструмент и gramma [gramma] – написание, запись, буква. Орган – это часть, которая исполняет свою функцию не для себя, а для чего-то другого (подобно тому, как тело существует для души). Отсюда, органиграмма – буква, служащая инструментом написания.
28
Именно средняя посылка является бытием одинаковым в двух контекстах, отчего оба они могут продолжаться совместно.
29
См. Менегетти А. Мир образов. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2018, а также Менегетти А. Образ и бессознательное. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2016.
30
«Проект» означает «бросок для…», «динамику для…» – От лат. pro – «для» и jacio – «бросаю».
31
«Все, что есть со мной, есть и с тобой; все то, что есть я, – для тебя».
32
См. Менегетти А. Образ как алфавит энергии. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2014.
33
Цифрема – прикладная ментальная форма, определяющая специфику соматического объекта; интенциональность, свершившаяся в специфической феноменологии.
34
Плерома (греч. πλήρωμα [pleroma] – наполнение, полнота, множество) – термин греческой философии, обозначающий божественную полноту. Использовался Юнгом для обозначения «места» за пределами пространственно-временных представлений, в котором угасают или разрешаются все напряжения между противоположностями.
35
«Информирует» означает: создает внутреннюю форму, формирует изнутри (от “in” – «в», «внутри» и “forma” – «форма»).
36
В философии quid обозначает формальную причину вещи. От этого слова образован термин quidditas (чтойность) в схоластической философии, потом у Аристотеля, который обозначал само бытие вещи, сущность вещи.
37
«Психическое» я понимаю как формализующую силу..
38
Аристотелевские первоначала. См. Менегетти А. «Рацио-нальные и эмпирические принципы». От сознания к бытию. – М.: БФ «Онтопсихология», 2010.
39
См. часть третью, гл. третью настоящего издания.
40
От греч. ὕλη [ule] – материя, μορφή [morphe] – форма. См. Менегетти А. «Гилеморфизм и психосоматика». Психосоматика. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2018.