Полная версия
Учебник по онтопсихологии
Антонио Менегетти
Учебник по онтопсихологии
© 1969–2003 Psicologica Editrice di T. Meneghetti
© БФ «Онтопсихология», 1997, 2006, 2007, 2009, 2010
© НФ «Антонио Менегетти», (http://meneghetti.ru/) 2015, 2016-2020
От издателей
Предисловие к книге обычно пишется для того, чтобы представить читателю ее автора или дать пояснение к тексту, если он в этом нуждается. В общем, задача предисловия – привлечь внимание к книге. В данном случае никакой необходимости в этом нет. Многим из тех, кто будет читать этот учебник, имя профессора Антонио Менегетти хорошо знакомо по его книгам, лекциям, выступлениям и даже художественным работам.
Первым поколениям студентов факультета психологии Санкт-Петербургского университета его основатель Б. Г. Ананьев запрещал читать учебники, требуя от них хорошего знания оригинальных работ ученых, даже если это были объемные научные монографии и сложные тексты, не всегда доступные и более образованным читателям. Его позиция объяснялась, прежде всего, низким уровнем тогдашних учебников, никак не отражающих уровень психологической науки, на который Ананьев хотел вывести свой факультет.
Такое отношение к учебникам является довольно распространенным. Учебник по определению должен содержать проверенную информацию и устоявшееся знание, причем то, которое заслуживает того, чтобы быть введенным в учебники. В силу этого учебники всегда немного отстают от современного им уровня соответствующей науки. И особенно это касается быстро развивающихся областей науки, к которым относится и психологическая наука. Неудивительно, что большие ученые нечасто пишут учебники.
«Учебник по онтопсихологии» отвечает своему названию в силу и структурированности, и соответствующей систематизированности предлагаемого материала. Однако на этом сходство с традиционными учебниками, пожалуй, и заканчивается. В данном случае жанр учебника никак не означает легкого чтения. Учебник – это то, что является основой для учения, но это не означает простоты и легкости его текста. Распространенное сегодня требование занимательности изложения, часто предъявляемое к учебным текстам, призванное, как предполагается, облегчить их освоение, нередко оборачивается упрощением мысли, приучающим читателя к несложной умственной работе и отсутствию интеллектуального напряжения. С какого момента необходимость собственных интеллектуальных усилий уже стала казаться читателям следствием досадных просчетов автора, не обеспечивающего легкость изложения, а требование доступности – едва ли не главным в оценке научных текстов? Существует некая невидимая грань, за которой естественное стремление людей и общества к улучшению условий существования оборачивается «невыносимой легкостью бытия». Научный, технический, интеллектуальный потенциал общества – все направлено на облегчение жизни людей и, в том числе, их интеллектуальной деятельности. Сегодня любой пишущий автор обладает всеми техническими возможностями, облегчающими процесс письма, в который нередко превращается процесс творчества. «Легкое» существование уже не требует значительных «инвестиций» в жизнь, а заодно и в интеллектуальную деятельность, что оборачивается для многих поверхностностью отношений с жизнью.
Одна из первых фраз, с которой начинается известная работа великого мыслителя и оригинального философа М. Мамардашвили, – жизнь есть усилие во времени. Именно это усилие и делает нас живыми. То, что просто воспроизводится нами – будь то чужие мысли или чувства – есть подражание, следование принятому, в котором отсутствует наше собственное личное переживание. Таким образом, продолжая мысль Мамардашвили, мы должны осознавать, что наше личностное, «живое» отношение к жизни, подлинность нашего диалога с миром обеспечивается нашими усилиями, совершаемыми по отношению к собственной жизни. Причем эти усилия должны быть каждодневной работой, совершаемой нами, по утверждению собственного Бытия.
Эти усилия жизни, опыт преодоления, мужество быть – черта биографии многих выдающихся ученых. Для европейских интеллектуалов ХХ века общей драматической судьбой стала война. Пребывание в концентрационном лагере дало Виктору Франклу, основателю экзистенциальной психотерапии, личный опыт «проживания» своих взглядов, с которым он сверял свои идеи, составившие впоследствии его замечательную концепцию смысла жизни. Этнолог Конрад Лоренц, будучи в лагере для военнопленных, начинает писать книгу о поведении животных и человека. Будущий замечательный социальный психолог Серж Московичи оказался в лагере совсем молодым человеком и выжил в нем, читая Спинозу и Декарта. Это не просто общность судьбы, общность задачи выживания, это фактически универсальный опыт интеллектуального сопротивления, оказавшегося для них важнейшим личностным ресурсом.
В сущности, все значительные открытия великих психологов имели свои истоки в их живом и подчас драматическом диалоге с современной им реальностью. Московичи напоминает нам о том, что психологи – часть той матрицы, которую они изучают. Это напоминание о нашей связи с пространством и временем, которые мы исследуем. Наука, особенно «человеческая», психологическая, не может рождаться в закрытых кабинетах ученых, современных «башнях из слоновой кости». Сегодня уже трудно представить себе, что когда-то в социальных науках дискутировался вопрос о праве исследователя на активную позицию в изучаемом контексте, что, по мнению оппонентов подобной позиции, могло вести к утрате «объективности» и «научности» ученого. Ярким контрастом к этому является жизнь Курта Левина, прошедшего через все тяготы эмиграции и реализовавшего не только своей работой, но и своей жизнью парадигму «активной науки». Его позиция резко отличалась от традиционных представлений своего времени. Левин был убежден, что психолог, обладая профессиональными знаниями, может и должен способствовать решению проблем общества, в котором он живет. Более того, по его мнению, многие психологические проблемы и социальные объекты, которые психолог изучает, он способен познавать только через практическое с ними соприкосновение, через его попытки воздействия на эти проблемы и объекты. Левин считал, что «исследование, которое не создает ничего, кроме книг, не будет удовлетворительным».
Биографии великих ученых убеждают нас в необходимости видеть и ощущать жизнь, быть открытыми ей, ибо только она и может быть источником видения новых феноменов.
Эта «открытость жизни» во всем ее многообразии, готовность ответить на вызовы своего времени и составляет, в сущности, одну из самых привлекательных черт онтопсихологии, и широкий круг тем, затрагиваемых текстом учебника, является лучшим этому подтверждением. Еще одно ощущение, возникающее даже при беглом знакомстве с книгой, – ее масштабность. Скромное звание учебника не отражает уникальной возможности для читателя оценить весь диапазон изложенных в ней идей – от фундаментальной феноменологии и академических знаний к психотерапевтической и педагогической практике, от философских и мировоззренческих представлений к повседневной реальности конкретного человека.
Учебник – это то, что помогает нам учиться. Учиться не только по текстам. В данном случае мы имеем блистательную возможность учиться у автора книги – учиться масштабности мысли, смелости, образности речи, парадоксальности и красоте идей. А те, кому довелось лично присутствовать на лекциях Антонио Менегетти, слушать его выступления, видеть его художественные произведения, услышат в тексте его учебника авторскую интонацию, строгость и страстность ученого. Идеи и тексты Антонио Менегетти есть прямое воплощение его личности. Личности человека с энциклопедическим образованием, уникальным жизненным опытом, даром особого отношения к жизни, сочетающего мужество быть с неустанным преклонением перед красотой жизни. Даром особой витальности. Той витальности, которая и есть частичка Бытия.
Спасибо, Маэстро.
Н. Гришина
Предисловие автора
Прежде всего я хочу поблагодарить своих уважаемых коллег за участие в подготовке этой книги.
Огромный вклад онтопсихологии состоит в сделанных ею научных открытиях: это и семантическое поле, и обнаружение онто Ин-се и монитора отклонения в человеческой психике, а также открытие образа как алфавита энергии. В данном учебнике содержится вся теория онтопсихологии, и адресован он тем, кто решит приступить к ее изучению. Цель его – представить общие и всеобъемлющие научные основания онтопсихологии как в теоретическом, так и в практическом аспекте, которые позволяют установить и онтологическую связь.
Онтопсихология – познание психики, или разума, в совпадении с бытием вещей. Онтопсихологическая наука воплощается в успешной клинической практике, которая сопровождается исчезновением патогенной ноксы[1], и в реализации человека согласно объективной индивидуальной и системной (экономика, техника, политика) интенциональности конкретного природного проекта. Однако в сферу онтопсихологии попадают и более общие, межпланетные аспекты жизни.
Итак,
1) открытие семантического поля позволило обнаружить существование психоделического компьютера, который воздействует путем фотонной спекулярности[2] на локальные нейронные синапсы головного мозга; этот исказитель информации, полученной по сенсорным каналам, задает фиксированный угол синтетическим (или пассивным) образам, отчего последующая рациональная рефлексия не всегда вырабатывает формулу, точно соответствующую функциональному кванту;
2) выделение «изо»[3] (онто Ин-се) – начала, образующего нормотип критерия человека как индивида и как представителя рода, – позволяет восстановить базовый код, благодаря чему возможно придать точное направление любому историческому аутоктизу[4], а также вести диалог и вступать во взаимодействие с системами организованного разума иных цивилизаций.
Происходящая глобализация неумолимо раскрывает перед нами будущее, которое ломает стереотипы минувших пяти тысячелетий и ведет к элементарной реорганизации систем, лежащих в основе нашего миропонимания.
Для изложения новизны онтопсихологии хватило бы одной небольшой главы. Я всегда утверждал, что понимание любой страницы моих тематических сочинений делает понятной всю мою мысль, передаваемую многими текстами. Любая простая вещь в прикладном аспекте оказывается многофункциональной.
Для понимания терминологии необходим также небольшой словарь – «Тезаурус» (Словарь онтопсихологических терминов).
Биография автора
Академик Антонио Менегетти (1936 р.), доктор теологии Папского Латеранского университета в Риме, доктор философии и социологических наук Папского университета святого Фомы Аквинского в Риме, доктор философии и психологии Миланского Католического Университета Сакро Куоре. Обладатель ученой степени доктора психологических наук, присужденной решением Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации. Президент Международной ассоциации онтопсихологии (неправительственная организация, обладающая специальным консультативным статусом при ЭКОСОС ООН), академик и вице-президент Международной академии информатизации. Теория профессора Менегетти признана научным миром и преподается в Российском государственном социальном университете (РГСУ, Москва).
В конце 60-х годов ХХ века внимание Менегетти привлекает феномен шизофрении, в котором ученый улавливает параллель с неразрешенной дилеммой по критической проблеме познания. В эти годы он посещает известные европейские центры психоанализа (Париж, Фрибур, Лондон, Тависток, Вена, Шварцвальд), затем знакомится с американскими психологическими школами и течениями, при этом особое внимание Менегетти привлекают работы представителей гуманистической психологии – Роджерса, Мэя и Маслоу.
Большое воздействие на формирование научных взглядов Антонио Менегетти оказали работы Гуссерля, учение же Бинсвангера о редукции он посчитал недостаточно полным.
С 70-х гг. Антонио Менегетти прекращает преподавание психотерапии и онтопсихологии в Папском университете святого Фомы Аквинского в Риме и последующие десять лет жизни посвящает интенсивной психотерапевтической деятельности. За эти годы он нарабатывает опыт в лечении хронических симптомов различных заболеваний. Овладев техникой лечения, Менегетти постепенно отходит от лечебной клинической практики и направляет свое внимание на психологию креативности и развития личности, рассматривая лидера как естественный вектор социальной деятельности, экономики и творчества.
В 80-е годы он формализует базовую концепцию различения онтической и меметической информации.
Менегетти делает три основополагающих открытия:
1) выделяет идентичность и характеристики единства действия, которое уточняет человека в соответствии с природным проектом: онто Ин-се;
2) обнаруживает и описывает динамику и информацию семантического поля;
3) обособляет и описывает монитор отклонения – механизм, искажающий сознание «Я» на уровне перцептивных процессов головного мозга.
Антонио Менегетти уделяет внимание каждой сфере деятельности, в которой человек мог бы реализовать себя: экономике, искусству, политике, музыке, моде, изучению процессов психической деятельности.
Он является основателем и главой художественного направления онтоарт.
Онтопсихологическая методология Антонио Менегетти способствует развитию гуманистической этики, в особенности когда методы онтопсихологии применяются здоровыми личностями, реализующими свое лидерство путем чуткого служения прогрессивным потребностям человека и общества.
С начала 90-х годов Антонио Менегетти все больше обращается к социологии, подчеркивая в своих трудах важность отношений между человеком и обществом. В соответствии с собственной изначальной целью он уделяет особое внимание психологии самореализации и творчества, человеку-лидеру, ведь креативность индивидуальна.
Введение
Онтопсихологическое мировоззрение. Краткий обзор
1. Общая перспектива
Онтопсихология – одно из самых молодых современных направлений, занимающихся анализом психической деятельности.
Онтопсихология относится к экзистенциально-гуманистическому направлению в современной психологии, но в целом не отрицает результатов глубинных исследований, которые велись классическим психоанализом, а также опирается на открытия ядерной физики (в частности, комплементарных модулей субатомных векторностей). Понятием «векторность» обозначен тот детерминант, который уточняет само допущение и процесс образования любого следствия.
Онтопсихология – от греч. ὄντος [ontos]: родительный падеж причастия настоящего времени глагола εἰµί [eimi] (быть), λόγος [logos] (изучение), ψυχή [psyche] (душа) – означает изучение психических процессов в их первом проявлении, включая понимание бытия в человеке; исследование психологии в соответствии с координатами реальности или интенциональности действия-жизни, действия-бытия. Это означает, что онтопсихология исходит из реальности антропологического факта, а не из культуры или суждений человека.
Онтопсихология анализирует человека как событие в его экзистенциальном и историческом свершении. Она исследует формы и процессы, которые структурируют конкретного человека в равенстве со свойственным ему «изо» природы, определяет его существенные формы и допускаемые феноменологические добавления. Позиция, метод, инструменты, исследование, процессы, опыты, сопоставления, результаты, выводы, доказательства онтопсихологии основываются на двух критериях: 1) аутентичности исследователя, то есть соответствии единства действия исследователя природному «изо», 2) идентичности и возрастающей функциональности объекта исследования – человека в мире жизни. Иными словами, критериями являются истинный человек и результаты развития.
A.
В результате проведенных исследований и клинических сопоставлений было обнаружено следующее.
Основанием для человека и поддерживающим его началом служит структурная целостность природы, основным посредником которой является онто Ин-се. Онто Ин-се – это ядро и форма единства действия, которое образует человеческого индивида.
Осмысленные и волевые поступки, осуществляемые человеком на уровне сознательной феноменологии, обоснованы и направлены набором стереотипов, которые в любой своей исторической феноменологии восходят к монитору отклонения.
Руководствуясь набором стереотипов (оставаясь в рамках «шахматной доски», системы, решетки), человек не способен объективировать смысл или мир жизни (индивидуальной первоосновой которого является онто Ин-се).
Онто Ин-се – начало всего живого.
Монитор отклонения – начало всякого отчуждения.
Б.
Возобновление действия онто Ин-се в историческом аутоктизе позволяет обособить все импульсы и способы поведения человека. Идентифицировав онто Ин-се в историческом действии[5], мы сможем достичь семи результатов.
1) Обособить патологические, искаженные импульсы.
2) Полностью идентифицировать и аутентифицировать образ действия организмического, или природного, «изо» (что позволяет восстановить биологическое и функциональное здоровье).
3) Заложить фундамент эпистемического знания (решить проблему кризиса познания).
4) Определить и применить креативную векторность в синкретизме[6] исторической среды.
5) Реализовать существование в онтологическом плане.
6) Подвести к онтическому видению как благодати Бытия (мистика); существование осознается как причастность Бытию.
7) Восстановить логику Бытия в вот-бытии существующего (созерцание бытия без существования)[7].
Из указанных семи результатов пять первых являются научно-экспериментальными, а два последних представляют собой внутренний опыт, возможный для человеческого существа вообще, но в действительности доступный лишь немногим.
1) Выделить и обособить патологические, искаженные импульсы. То есть определить болезни, чувства, эмоции, верования, которые самоотверженно переживаются субъектом, но не удостоверяются его Ин-се.
2) Полностью идентифицировать и аутентифицировать образ действия природного «изо» и восстановить биологическое и функциональное здоровье. Онто Ин-се постижимо исключительно через производимые им следствия. Первым проявлением онто Ин-се является организмический критерий[8], непосредственным следствием которого является биологическое здоровье субъекта. «Биологическое здоровье» понимается здесь не с точки зрения медицины. «Здоров» тот, кто регулирует и моделирует свою жизнь с функциональным результатом. Здоров тот, кто функционирует в самоидентичности, то есть поддерживает и усиливает собственную функциональную идентичность. Целостное выполнение этой предпосылки позволяет полностью пройти биологический и психический циклы.
Благодаря онто Ин-се стало возможным постижение природного «изо», то есть начала, совпадающего с природой, – организмического критерия. Онто Ин-се является внутрисущностной частью природного «изо», и потому оно одинаково, неизменно во всей динамической целостности универсума. Оно производит успешный тематический отбор в равенстве природе. Существует совпадение моего личного здоровья со здоровьем среды. Едва субъект достигает аутентичности, согласуя свой образ действия с природным «изо», он становится здоровым.
3) Заложить фундамент эпистемического[9] знания и тем самым решить проблему кризиса познания. «Наука»[10] означает: «знание, одновременное действию». Принципом науки является не объект, а аутентичность ученого-исследователя, здоровье врача. Тот, кто ошибочен на сознательном или бессознательном уровнях, несет в себе комплексы, руководствуется стереотипами, не способен создать науку, совпадающую с природным «изо».
Проследив радикальное основание своего здорового состояния, человек может проникнуть в корень всех вещей окружающего мира. Он может научно исследовать весь сотворенный мир, который с ним соотносится (остальной мир неподвластен его познанию, поскольку человек не может его метаболизировать). Достигнув очевидности собственного онто Ин-се, субъект может стать аутентичным, способным на познание и научное исследование, а значит, эпистемическим. «Онтопсихология» означает, что психический модус человека соответствует онтическому началу: психология и бытие совпадают.
Мы можем обосновать критерий познания, то есть принцип реальности, соответствующий антропо-гуманистическому мировоззрению. Если субъект тождественен себе, то, осознавая свое тождество, он может знать и то, что тождественно ему. Эпистемический критерий истинен, если в своем самодвижении и символическом обозначении он идентифицирует реальность, выводит формулу движения квантов реальности. Любая наука проверяется через свое соответствие природной реальности. Человек, который овладел собственной мерой (онто Ин-се), может управлять реальностью, а значит, создавать точную науку. Доказательством достоверности является очевидность результатов и обратимость символа и реальности: все функционирует, все идет хорошо, и в этом есть жизнь.
4) Определить и применить креативную векторность в синкретизме исторической среды. Можно распознать и аутентифицировать творческую линию субъекта, путь его самореализации (через преподавание, любовь, литературу, столярное дело, живопись, музыку, медицину, психотерапию и пр.). Ни один экзистенциальный путь не способен полностью заменить собой финишную прямую: конечная цель всегда одна – это бытие, но способы ее достижения бесконечны. Лишенный точных ориентиров субъект может сомневаться в том, какая дорога является верной, в чем заключается истина (религия, мать, отец, учитель, дети и т. д.) и что нужно делать для того, чтобы хорошо жить. На основе онто Ин-се можно понять призвание и самобытный темперамент субъекта.
Если человек развивает свою сокровенно-внутреннюю виртуальность[11], он разгадывает свою жизнь, поскольку находит смысловую, или ценностную, цель, то есть то, что идентифицирует его и позволяет быть больше. Когда субъект познает свое онто Ин-се вне стереотипов, он удостоверяет свою точность, самореализуется, живет в свое удовольствие и наслаждается покоем. В противном случае он испытывает тоску, страдает шизофренией, неврозом, его одолевают беспокойство и экзистенциальный стресс.
Таким образом, для выявления индивидуальной линии креативного развития необходимо идентифицировать онто Ин-се личности и определить то, что оно интенционирует, и на что указывает в каждой конкретной ситуации. Поэтому онтопсихология постоянно анализирует онто Ин-се субъекта. В качестве критерия она использует исключительно указания онто Ин-се, а не мнения врачей, психологов, родителей, общества, стереотипы. Я счастлив и реализую себя, если своим оптимальным выбором достигаю совпадения с самополающимся бытием. В совершенном мною выборе бытие возвышает меня, делает необычным. Ошибочная же дорога ведет меня лишь к неполноценности.
Для развития личности онтопсихологическое знание указывает, каким практическим путем ей следует пойти. Естественно, сначала онто Ин-се указывает дорогу к здоровью, росту, материальному благополучию, то есть дает субъекту необходимое, а затем начинает давать больше. По мере того как субъект достигает успеха и реализует себя, Ин-се раздвигает горизонты, но они не открываются до тех пор, пока субъект не избавится от комплексов и не реализует проект природы. Экзистенциальные и метафизические ценности, или блага, подчинены иерархической экономии. Нельзя пренебречь здоровьем, знанием, опытом, и соблюдением внутренней честности и пропорции в отношениях между вещами и людьми, нельзя обойтись без денег как пространства свободы, без искусства, опыта управления и, наконец, без мудрости.
Креативная векторность определяется в синкретизме исторической среды. Ин-се представляет собой не нечто чисто метафизическое, но метафизическое во плоти. Мы познаем бытие через его воплощение, которое подвергается воздействию различных модулей существования (типа общества, языка, денег, возраста, времени, семьи, личных ситуаций и т. п.), то есть оно принимает самое экономичное решение, совместимое с возможностями данного проекта. Существует множество ситуаций, но, как только «срабатывает» ближайшая из них, ее необходимо выбрать и метаболизировать. Если субъект пытается уклониться от нее, это равнозначно бегству от себя и регрессу.
5) Реализовать существование в онтологическом плане. При помощи онто Ин-се субъект способен реализовать себя в трансцендентности бытия.
Я существую, то есть рождаюсь, изменяюсь и умираю, но если мне удается целиком постичь онто Ин-се, я проникаю в разум бытия.
Через собственное существование и биологическое действие индивид может достичь близости с бытием: от экзистенциального уровня он переходит к совпадению с онтическим. Логика его индивидуального существования начинает совпадать с самой логикой бытия. Поэтому он живет не только как биологическое животное, но прежде всего как слово внутри высшего