bannerbanner
Восточно-исламская цивилизация
Восточно-исламская цивилизацияполная версия

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 8

В то время как культурные аспекты тюркского взаимодействия не угрожают никому, пантюркская политическая программа вызывает опасения в столицах тех стран, которые граничат с тюркскими государствами, а также тех, где есть тюркские меньшинства. Таким образом, определение пантюркизма в России, Болгарии, Греции, Китае и в некоторых других странах обычно изобилует такими прилагательными как «реакционный», «экспансивный», «ирредентистский» (требующий воссоединения всех тюркских земель) и т.д.

Негативное определение пантюркизма было доминирующим на Западе в последние несколько десятилетий. Не желая рисковать отношениями с Западом и с Россией, Турция долго не хотела играть активную роль в деле возрождения тюрков. Негативное видение пантюркизма на Западе вынудило Анкару не принимать на себя роль лидера в процессе единения тюрков. Развал СССР и возникновение ещё пяти независимых тюркских государств неизбежно приведёт к переоценке этой долговременной политики.

Основание пантюркистского движения произошло более чем 100 лет назад. Издание газеты «Терджуман» Исмаил-беем Гаспралы в 1883 году было первым большим событием в истории пантюркизма. Благодаря «Терджуману» идея тюркского единства начала распространяться среди тюркских меньшинств России. Лозунг Га- спралы: «единство мысли, единство языка, единство действия» (фикердэ, телдэ вэ эштэ бердэмлек) вдохновлял многие поколения интеллигенции крымских и волжских татар, а также азербайджанских интеллигентов Гаспралы пытался ввести общий тюркский язык на основе упрощенной версии турецкого языка с исключением персидских и арабских слов. Но многие тюркские диалекты к тому времени уже сложились как самостоятельные языки, и турецкий был лишь одним из этих многих тюркских языков. Поэтому попытка введения единого языка потерпела поражение. Позднее большевики намеренно усиливали эти различия, назначая разные алфавиты для тюркских народов СССР.

«Тюрк» – газета, учреждённая в 1902 году в Каире, также активно продвигала пантюркизм как альтернативу вестернизации и панисламизму. Первая теоретическая работа по пантюркизму была написана казанским татарином Юсуфом Акчурой (происходившему от князей Акчуриных Темниковского княжества). В 1904 году он опубликовал статью «Эч тарзи сэясэт» (Три вида политики), в которой выразил основные принципы пантюркизма. Четыре года спустя, в 1908 году, азербайджанец Али Гуссейн-заде опубликовал статью «Тюркилешмек, Исламлашмек, Заманлашмек» (Тюркизация, исламизация, модернизация), которая развивала пантюркские идеи. Но наиболее важным вкладом в эту идеологию был вклад турка Зии Гёка Альпа. Его книга «Основные принципы Тюркизма» была опубликована в 1923 году и стала идеологической основой пантюркизма.

Большевистская революция в 1917 году в России фактически задушила пантюркизм в зародыше. Любые попытки достижения тюрками единства жестоко подавлялись коммунистами. Более того, Москва делала всё возможное, чтобы разделить и ослабить тюркские народы.

Развал СССР в 1991 году создал условия для восстановления пантюркского движения. Турция уже не была единственным тюркским государством. Узбекистан, Азербайджан, Туркменистан, Кыргызстан и Казахстан вышли из состава СССР. В том же году в Казани была учреждена Ассамблея тюркских народов – событие, которое должно рассматриваться как важная веха в истории пантюркизма, потому что это отмечает начало организованной фазы движения. С учреждением Ассамблеи тюркских народов возник- 105

ла первая пантюркская организация. Теперь АТН регулярно проводит встречи в столицах тюркских государств, и состав её членов представляет большинство тюркских наций и этнических групп в мире.

Как будет развиваться это движение в будущем? Пантюркизм неизбежно встретит враждебность и злобу всех стран, окружающих тюркский мир. Россия, Китай, Иран, Болгария, Греция и Афганистан имеют значительное количество тюркских мень – шинств, и они будут рассматривать всякое движение к единению тюрков как угрозу их территориальной целостности. Большинство западных стран также будут испытывать тревогу из-за исторических предрассудков против тюрков. Учитывая эти предрассудки и враждебность, пантюркизм должен будет развиваться в постепенной и скрытной манере. Тут должен будет применяться «принцип обрезания». Во время мусульманского обряда обрезания мальчика отвлекают конфетками и игрушками. Когда неизбежное случается, уже поздно плакать или сопротивляться.

В связи с вышесказанным тюркским нациям на первом этапе будет благоразумнее прилагать усилия к укреплению главным образом культурных, социальных и экономических связей между тюрками. Политические цели могут быть отложены до следующего этапа движения, когда экономическое и культурное взаимодействие уже будет достигнуто. На втором этапе приоритетной целью должна будет стать политическая консолидация, но эта консолидация должна ограничиваться только шестью независимыми тюркскими странами. Когда же будет достигнут определенный уровень консолидации, центром внимания должны стать тюркские народы, остающиеся под колониальным гнётом, с конечной целью освобождения всех тюркских народов и их политического объединения. Это: меньшинства в России (татары, башкиры, якуты и т.д.), Китай (уйгуры), Иран (азербайджанцы) и т.д.

Другим важным аспектом пантюркизма является роль Турции. Россия и Запад всегда относились с подозрением к турецкому экспансионизму. Таким образом, было бы уместно ослабить политический аспект лидерства Турции на начальной стадии тюркской 106 интеграции, и вместо этого усилить культурный аспект лидерства Турции.

Идея огузианизма – идея создания того обширного государства, которое должно было простираться от Анатолии до западных и южных границ Каспийского моря. Существуют и другие точки зрения в отношении данного этапа пантюркистского движения. Например, профессор И. Алискеров даёт более расширительное толкование пантюркизма. По его мнению, «пантюркизм предполагает, что все народы, говорящие на тюркских языках, являются единой нацией и должны объединиться в единое государство во главе с Турцией» (см. Алискеров И. Ш. «Исламский фактор» в подрывной стратегии империализма и реакции. М., «О-во знание» РСФСР, 1984. С. 36. ).

Пантуранизм в «нетюркской» интерпретации

Пантуранизм – это завершающий этап доктрины пантюркизма, который предполагает объединение всех тюркских народов (анатолийских турок, азербайджанцев, кумыков, ногайцев, балкарцев, карачаевцев, гагаузов, крымских и казанских татар, башкир, якутов, алтайских турок, чувашей, хакасов, киргизов, туркмен, узбеков и др.) и народов туранского происхождения (венгров, финнов, эстонцев и др.) в «Великий Туран», в общую туранскую конфедерацию – союз под эгидой Турции.

На этапе реализации пантуранизма главным является распространение власти Турции на регион Турана (Алтай, пустыни Синьцзян-Уйгурского автономного округа в Китае).

Термин «Туран» – это географическое название страны, лежащей между Каспийским морем, Иранской и Акмолинской возвышенностями и истоками рек Сырдарья и Иртыш.

Согласно М. Кохену «понятие Туран – это не политическое понятие. Это понятие географическое, так же как Италия. Оно может стать названием для будущего государства, которое объединит турок всего мира».

Пантуранисты считают, что наступит день, когда Россия, в которой сегодня живут тюрки, развалится. Она развалится, как раз- 107 валивались до неё другие империи, и турки поднимут золотую корону своего предка Чингиз-хана, вдохновляемые идеей национализма. Они поднимут эту корону, ибо Туран – это реальность, потому что националистическая Турция полна жизненных сил. Туран больше Анатолии в десятки раз. Туран жив, но он находится в китайских когтях и под русским сапогом. Туран – несчастный пленник! Туран – покорённый и угнетённый! Первейший и священный долг каждого турка – осознать свой национальный долг избавить Туран от китайского дракона и когтей двуглавого российского орла (см.: Мухаммед Харб. Моис Кохен, оттоманский еврей – один из лидеров пантюркизма // Жаранг: Сб. ст. Ереван, 1994, С. 85).

Пантуранизм более широкое понятие, чем пантюркизм. К туранской группе турки включают и народы, которые вообще не имеют тюркского происхождения, а приняли мусульманство в составе Османской империи (например, боснийские сербы, часть болгар). Директор института внешней политики Турции Сейфи Тасхан признаёт, что «мусульмане-босняки этнически никакие не турки, а такие же славяне, как и сами сербы. Но по привычке, восходящей к временам оттоманских правителей, балканские мусульмане воспринимают вполне светскую Турцию как центр ислама, хотят видеть в ней защитницу своей веры. Всё это весьма запутано и иногда трудно поддается объяснению» (см. VIP. 1996. №№ 7-8, с. 14).

, представляют агрессивную политику национал-экспансио- низма, милитаризации экономики, рассчитаны на завоевание новых территорий, предполагают активное сотрудничество Турции с ведущими, мощными в военном и экономическом отношениях, антироссийски настроенными государствами.

Стратеги и лидеры пантюркизма понимают, что силы Турции недостаточны для открытого противостояния с Россией. Отсюда необходимость ставки на коалицию сильных стран, имеющих долгосрочную антироссийскую стратегию. Общие коалиционные усилия стран Запада (Кайзеровской Германии в годы Первой мировой войны, Англии в 20-30 гг., фашистской Германии в годы Второй 108 мировой войны, США и стран НАТО в послевоенный период) и Турции потребовались для:

развала Российской Империи и недопущения её наступательной балканской и кавказской политики;

«сдерживания коммунизма» и недопущения мировой пролетарской революции на Ближнем и Среднем Востоке в 20-30 гг.;

развала СССР и ликвидации советского строя в годы Второй мировой войны и в послевоенный период;

вытеснения России из регионов традиционного влияния на постсоветском пространстве через посредство энергетических, коммуникационных, идеолого-политических проектов века (каспийская нефть, ТРАСЕКА, «Кавказский дом», Центрально-азиатский союз и др.);

сепаратизации и развала непосредственно самой Российской Федерации с использованием тюрко-исламского фактора, доктрины пантюркизма.

Реализация доктрины пантюркизма

Зависит от степени мощи Турции и слабости России. В стратегии и тактике пантюркизма и турецких разведслужб в современный период вырисовываются следующие региональные центры: Балканы – Босния, Закавказье – Баку, Северный Кавказ – Грозный, Крым – Симферополь, Поволжье – Казань, Урал – Уфа, Сибирь – Якутск, Юг Сибири – Кызыл и Барнаул, Центральная Азия – Ташкент.

На южных рубежах России, в Казахстане, по определённым историческим причинам преобладает умеренный ислам суннитского толка (шииты в республике представлены в основном азербайджанцами, чеченцами и ингушами). Кроме того, значительная роль в исламизации казахов принадлежит суфистским орденам и братствам, основателем одного из которых был Ходжа Ахмед Ясави. Учения суфистов во многом сочетали традиционные исламские догматы с местными домусульманскими (тенгриански- ми, шаманскими) верованиями, поэтому в некоторые области ислам проникал исключительно в «адаптированном», суфистском виде. Вообще, традиционно сложившееся мировоззрение и образ жизни препятствовали широкому распространению ислама, так же как и в более поздний период советской власти.

Сейчас в республике активно ведётся возрождение религиозных ценностей, и важную роль в этом процессе играет Турция, где также были популярны суфистские братства, многие из которых вели свое духовное начало от Ходжи Ахмеда Ясави. В новое время светская политика турецкого лидера Кемаля Ататюрка привела к существенному ослаблению роли исламского духовенства в общественно-политической жизни Турции, что вызвало крайне негативную реакцию со стороны аравийских ревнителей веры. В отношении Казахстана Турция использует политику пантюркизма, который в области религии сводится к возрождению тюркских исламских святынь, например, мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в качестве тюркской Мекки, а также в дистанцировании от крайних и экстремистских течений в исламе и, таким образом, является преградой для распространения радикального исламизма в тюркских государствах.

Однако социальный кризис порождает объективные основания для усиления религиозности населения и восприимчивости к радикальным идеям, причём не только исламским, поскольку вялая деятельность и слабый авторитет мусульманского духовенства в республике открывают широкое поле деятельности для различнейших сект, зачастую носящих криминальный характер.

Ваххабизм в интерпретации


татарского националиста

Ниже читателю предлагается интерпретация исламского течения «ваххабизма», принадлежащее татарскому националисту Марату Салимову. Изложение носит полемический характер и было предметом обсуждения на конференции, проводимой «Татарской газетой», издающейся в Мордовии.

Тема «ваххабизма» стремительно ворвалась в нашу жизнь. Ещё несколько лет назад никто и не подозревал о существовании этого слова. Благодаря средствам массовой информации о «ваххабизме» услышали все. И все от пенсионеров до школьников знают, что «ваххабизм» – это что-то очень плохое, вроде фашизма, только ещё хуже. В массовом сознании это синоним терроризма, экстремизма, фанатизма, и всё это подкрепляется видеорядом наподобие некрофилоневзоровского «Чистилища».

Однако раскрученную тему, на которой можно хорошо заработать, бросить трудно, особенно если учесть, что для некоторых журналистов деньги не пахнут. Вот и появляются «сенсационные» статьи о, якобы, проделках «ваххабитов» в Мордовии. Правда состоит в том, что никаких «ваххабитов» здесь нет. Это миф, созданный западными геополитиками в рамках «Программы развития России». Эта же программа, в отличии от проблемы ваххабитов, более чем реальна, о ней говорят, пишут, защищают диссертации, и её начинают претворять в жизнь.

Ваххабизм и талибанизм в «нетюркском» изложении

В связи с проникновением движения «Талибан» к южным границам Содружества независимых государств, событиями в Дагестане и Чечне всё больше на слуху такие слова как «ваххабизм», «талибанизм», «исламский фундаментализм» и «экстремизм». Ввиду одностороннего освещения событий российскими и западными СМИ крайне полезно дать краткий анализ исламских течений, которые играют значительную роль в Азиатском регионе.

Ваххабизм

Это религиозная исламская доктрина, носящая имя своего создателя Мухаммеда Абд-аль-Ваххаба и возникшая в Аравии в середине XVIII века. Основой учения является принцип единобожия, согласно которому Аллах – единственный источник творения, и только он достоин поклонения со стороны людей. Однако, по мнению ваххабитов, мусульмане отошли от этого принципа, поклоняясь святым, вводя различные новшества, и потому необходимо очищение ислама, возврат к его изначальным установлениям путём отказа от нововведений, культа святых.

Учение Абд-аль-Ваххаба нашло поддержку среди шейхов ряда аравийских племен, в особенности саудитов. Следует отметить, что в тот период Аравия входила в состав Османской империи в виде мелких эмиратов, разделённых по родоплеменному признаку. Саудиты сделали учение Ваххаба знаменем борьбы за освобождение и объединение Аравии под их властью.

Утвердившись позднее в качестве официальной идеологии Саудовской Аравии, ваххабизм сегодня имеет приверженцев также в Объединённых Арабских Эмиратах, ряде азиатских и африканских стран.

Что касается Афганистана, то здесь после вывода советских войск и распада оппозиционной коалиции бывшие моджахеды (борцы за свободу) скомпрометировали себя как в глазах широкой афганской общественности, так и перед странами, которые все годы противостояния поддерживали их.

Талибанизм

В этой ситуации вполне возможно, что Саудовская Аравия и Пакистан сделали ставку на создание вооруженного молодежного военно-политического движения «Талибан». Создание первых молодежных радикальных исламских формирований имело место ещё в 60-е годы под влиянием организации «братьев-мусульман». Анализ практической деятельности и заявлений лидеров талибов позволяет со всей определённостью сделать вывод о том, что идеология талибанизма – это саудовский ваххабизм, соединённый с пакистанским военизированным исламом. Таким образом, Саудовская Аравия и Пакистан как наиболее амбициозные лидеры в мусульманском мире сумели создать в лице движения «Талибан» некий симбиоз своих официальных идеологий.

В связи с этим возникает вопрос: возможно ли усиление вахха-бистского течения на подступах к России в Центрально-азиатском регионе, в частности в Казахстане, а также и в самой России (Северный Кавказ и Поволжье), и кто способен противодействовать этому?

Комментарий

Разумеется, эти обрывочные сведения могут и не сложиться в цельную картину идеологии пантюркизма и его идеологических филиалов. Но всё-таки они отражают реальный процесс в регионах России и сопредельных с Турцией территориях. Это, на наш взгляд, главное для разъяснения позиций протуранской части Восточно-исламской цивилизации

На страницу:
8 из 8