bannerbanner
МЕТАМЕТОД. Мастерство актера, которому не учат
МЕТАМЕТОД. Мастерство актера, которому не учат

Полная версия

МЕТАМЕТОД. Мастерство актера, которому не учат

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Например, тренируя индивидуальные атмосферы, предельно важно приучить себя находить такое место или время, где посторонние шумы не будут возникать в процессе исполнения упражнения, иначе, такое упражнение окажется не только малоэффективным, но и приведет к утрате способности чувствовать любое воссоздание индивидуальных атмосфер.

Конец или завершение такого упражнения в данном случае – невероятно важен, потому что рождает в актере чувство того, что необходимая и конкретная атмосфера создана – и контролирует все поведение исполнителя.


То же касается и вдохновения: пришедшее внезапно вдохновение – это лишь начало, которое необходимо довести до конца, например, пришедшую точную формулировку сверхзадачи необходимо либо сразу отрепетировать, либо зафиксировать на бумаге для последующей возможной репетиционной пробы – иначе мысль, идея, детали уйдут из сознания и бесследно исчезнут.


Естественно, не всегда получается соблюдать принцип начала и конца в мире хаоса и суеты, но стремиться к такому соблюдению нужно.


Информационное поле – это мозаика или картина: если каждый элемент или мазок на своем месте, начат и закончен – возникает гармония, образ виден ясно, но если гармонии нет – образуется лишь пятно – хаос.


То же самое происходит и с человеком: если каждый жизненный элемент на своем месте, начат и закончен – возникает гармония, образ жизни виден ясно, но если гармонии нет – образуется лишь пятно – хаос, достойный лишь пристанища безликой толпы.


Итак, основа и принцип любого искусства, будь то живопись, музыка или архитектура, театр или кино – это гармония, а она, в свою очередь, состоит из частиц, какие имеют начало и конец.


Информационное поле существует по такому же принципу и с той же основой.

Ты – сеятель информационного поля

Итак, самое главное, что нужно знать про информационное поле: информация бывает двух видов – внешняя (окружающий тебя мир) и внутренняя (твои слова и мысли).

Ты – это почва, в какую попадают семена двух этих видов информации. И парадокс состоит в том, что не внешняя и не внутренняя информация являются сеятелями – а ты сам, потому что выбор семян остается за тобой.


Работа с информационным полем твоей личности – это и есть работа земледельца: если засеивать и возделывать свою землю умело – появятся плоды, а если ты неумелый земледелец – результатом твоей деятельности станут лишь бесплодные корни и сорняки.

Что посеешь – то и пожнешь.


И это не какая-то там придуманная история – это твоя основанная на научных фактах реальность.

Три самых важных вопроса

Ты не добьешься высокого уровня мастерства или даже не добьешься ничего в актерском искусстве, если не ответишь на три самых главных вопроса – три составляющие фундамента, на котором строится весь актерский путь.

Ответы должны содержать в себе четкое определение – предельную ясность. Все три вопроса очень конкретные, и на них нельзя отвечать абстрактно, потому что и сама профессия актера – очень конкретна.

Итак!


Вопрос I.

Кто такой актер?


Чего только не услышишь об актере! Одни говорят, что актер – это тот, кто играет в кино, в сериалах и в театре, другие, что актер – это творческая индивидуальность с хорошей дикцией и голосом, третьи говорят, что актер – это смелый не закомплексованный человек, иные говорят, что актер – это просто легкомысленный человек… Кто-то вообще думает, что актер – это мастер поговорить… Порой даже доходит до абсурда: люди думают, что актер – это везунчик и баловень судьбы…

И все это, конечно же – неправда.

Актер – это очень точная профессия, которая имеет очень точное определение. Актер – это человек, которого не спутаешь ни с кем, и то, что делает актер, не сделает ни художник, ни музыкант, ни певец, ни танцор, ни модель, ни спортсмен, ни какой другой представитель человечества. Кто же он?


Актер – это человек, перевоплощающийся в другого человека. Иных определений актера – нет.


Это очень точное определение: другого человека можно пародировать, можно его изображать, показывать, и это может делать кто угодно, но перевоплощаться в другого человека может только актер. И если, например, танцор, певец, спортсмен не может перевоплощаться в другого человека – он не может быть актером.


Что нужно делать?


1) Всегда знать и помнить, кто такой актер.

2) Найти место, где обучение соответствует именно этому определению актера.

3) Научиться быть именно таким актером.


Вопрос II.

Что такое актерское мастерство?


Существует множество актерских техник и жанров. Есть множество школ, методов обучения и мнений. И все они трактуют определение актерского мастерства по-своему: кто-то называет его набором навыков, кто-то обаянием, природой, харизмой, ну а кто-то набором инструментов, какие помогают создать роль, и если навыки, обаяние и харизма имеют абстрактное значение, поскольку ими может обладать кто угодно, то набор инструментов да, действительно имеет прямое отношение к актерскому мастерству, и можно применять разные инструменты: для кого-то одни, для кого-то – другие, однако, как я уже говорил ранее – нам нужна суть – конкретика.

Есть только одно определение, без которого невозможно обойтись хорошему актеру, если речь идет об актерском мастерстве: актер может выглядеть обаятельно и харизматично, красиво, говорить текст, грациозно двигаться, великолепно петь, танцевать, но все его мастерство и умения будут равны нулю, если не будет только одного – умения создавать правду, умения убедить окружающих в правдивости своего поведения и действий.


Актерское мастерство – это умение заставить поверить людей, что вы действительно перевоплотились в другого человека – это умение создавать правду. Других значений и определений у актерского мастерства – нет.


Правда, это закон не только жизни, но и закон любого искусства.


Что нужно делать?


1) Всегда знать и помнить, что такое актерское мастерство.

2) Найти место, где обучение соответствует именно этому определению актерского мастерства.

3) Научиться именно такому актерскому мастерству.


Вопрос III.

Зачем нужно актерское мастерство?


Этот вопрос – самый важный. Однако, большинство актеров относится к нему весьма легкомысленно. А действительно – зачем: ну, для искусства, для зрителя… зачем искать причину, думают многие начинающие актеры. Разве это важно. Подумаешь. Актер это актер. И так сойдет.

Вследствие такого отношения, одни видят в актерском мастерстве развлечение, другие – способ самоутвердиться, самоудовлетвориться, прославиться, третьи лишь ублажают свое самолюбие, а четвертые и вовсе не понимают зачем им все это нужно. Вот и появляются так называемые актеры – без мыслей, без целей, без смысла – безжизненно и беспричинно болтающиеся на сценах и съемочных площадках. Интересные сами для себя, совсем не интересные для окружающих или же интересные для таких же пустых и невежественных людей, как и они сами.


И все же, зачем нужно уметь заставить поверить людей, что вы действительно перевоплотились в другого человека – зачем нужно умение создавать правду?

Допустим, я актер – я перевоплотился. Я заставил поверить зрителя, что я перевоплотился достоверно. Что дальше? Зачем все это?

Нам по-прежнему нужна суть – конкретика. Точность.


Не стоит забывать, что профессия актера – это не дешевая шутовская миссия – это возможность сказать свое слово и свое мнение обществу, более того, это возможность, в прямом смысле, быть мудрее, чем многие люди – это искусство здесь и сейчас вести за собой толпу – и актер должен иметь на это право.


Актерское мастерство нужно для того, чтобы с помощью своих выразительных средств: голоса, души и тела – выразить идею – донести до многих людей определенную мысль и смысл.


А какие мысли и идеи ты хочешь выразить? Какие смыслы ты готов донести обществу? Будут ли слушать твое мнение? Способен ли ты заставить себя слушать? Способен ли ты изменить общество? На эти вопросы тебе, как актеру, тоже нужно ответить.


Что нужно делать?


1) Всегда знать и помнить, зачем нужно актерское мастерство.

2) Найти место, где обучение соответствует именно этой причине актерского мастерства.

3) Научиться соответствовать именно такой причине актерского мастерства.

Вкус

После того, как ответы на три наиглавнейших вопроса получены – фундамент заложен. Теперь необходимо возвести костяк сооружения, на какой будет наращиваться актерская плоть – полноценная деятельность актера.

Этот костяк состоит из трех принципиально важных для понимания элементов, без которых актерское мастерство всегда будет на посредственном уровне – на уровне дилетанта.


Элемент I – ВКУС.


Итак, в данном случае, вкус – это умение распознавать искусство.

Как уже говорилось ранее в этой книге, информационный хаос захлестнул современное общество и стер грани понимания искусства и дилетантизма. Если ранее только простому обывателю было сложно отличить плохую игру актера от хорошей, плохой фильм или спектакль от хороших, то сейчас даже самому актеру стало сложно разграничить эти отличия, а то и вовсе невозможно. Актерское мастерство перестало быть искусством – и стало развлечением, работой, бизнесом – пищей толпы. Толпа, в свою очередь, живет лишь одним понятием: «нравится – не нравится» (оплачиваю – не оплачиваю).

Ранее искусство никогда не опускалось до уровня толпы: за искусством всегда стояли отдельные, особые люди – единицы. Эти люди обладали вкусом. Сегодня они сознательно забыли свое чувство вкуса ради потребностей толпы (ради денег) или, самое страшное – действительно этот вкус утратили. Искусство стало деформироваться и в таком виде внедряться в сознание людей.


Давай вспомним, что же такое искусство?


Искусство – это образное осмысление действительности, воплощенное в некий обратный путь от воображения к реальности, который дает более глубокое постижение мира: дает познание, откровение, новые смыслы – привычным вещам – и какой недоступен для воплощения многим и многим другим людям.


Образно мыслить, а тем более воплощать свое образное мышление в реальность – могут далеко не все. Однако, это – лишь часть целого: необходим не просто образ, а новое знание, какое станет чем-то полезным для общества. Обычно такое знание приходит к отдельным людям, которые становятся его проводниками и доносят его до людской массы.


Сегодня таким проводникам все сложнее. Информационный прогресс открыл возможности всему человечеству, независимо от принадлежности или не принадлежности к творчеству: с появлением доступных средств (кино-фото-аудио-видео техники, гаджетов, социальных сетей, видеохостингов, творческих программ) самоутверждаться стало легко – стало легко воплощать воображение любого человека в реальность. Миллионы людей по всему миру выражают свой «внутренний мир», не имеющий ценности для искусства, имеющий ценность для толпы. Информации стало неизмеримо много – проводники к искусству стали практически не нужны. Новые знания затерялись в информационном изобилии, где ценность актера также почти утратила свое истинное предназначение: открывать новое, удивлять, доводить до катарсиса, выполняя в большинстве своем лишь функцию развлечения.

Однако, такое положение дел – вина не только насыщенного информацией времени – но и самого актера. Идя на поводу жаждущей развлечения толпы, актер обесценил себя сам – обесценил свое мастерство и историю своих великих предшественников.

Истина состоит в том, что как бы не менялся этот мир – искусство остается прежним. Прежним остается и искусство актера: если ты хочешь стать великим исполнителем ролей – тебе придется ставить перед собой великие цели и делать то, что доступно лишь единицам.


Итак, зачем актеру распознавать искусство?


Поскольку искусство возвышается над сознанием толпы – это означает, что актер должен превосходить публику, зрителя в той сфере жизни, которая содержится в его роли, а значит – в нем самом, чтобы в момент своей игры донести идею и мысль, которую еще не знало большинство.

Чтобы распознать искусство – нужен художественный вкус. Без художественного вкуса никакого искусства быть не может!


Как же воспитать вкус актеру и проявить его в актерском мастерстве?


В любом крупном бизнесе, например, есть доверие к лидерам. Именно лидеры приводят свои компании к мировому финансовому успеху, именно лидеры мотивируют начинающих предпринимателей открывать свой бизнес и следовать своей мечте.

В искусстве тоже есть лидеры.

Есть великие актеры, которых ты должен знать – ты можешь учиться у них, изучая их роли, изучая их книги, изучая их влияние на общество, которое их окружало, и на поколения, какие еще подвержены их влиянию.

Таких актеров единицы – изучи историю – найди их – это твое задание.

Не ищи мелких актеров – ищи гигантов.

Расширь свои познания: найди лучших представителей искусства в литературе, в музыке, в живописи… – все они, так или иначе, связаны с актерским мастерством. Ищи единицы! Ищи гигантов!

Гиганты искусства учат художественному вкусу. Учись у них!

Талант

Если есть вкус, соответственно – проявляется талант, потому что талант – это выбор.


Элемент II – ТАЛАНТ.


Издавна существует определение, утверждающее, что талант – это труд. Это ложное определение и не имеет ничего общего с истиной. Такое утверждение – просто закономерность, которую допустили ленивые талантливые люди. В данном случае – ленивые актеры.

Дело в том, что путь актера – это достаточно долгий подробный процесс. Довольно часто случается так, что даровитый актер, делая первые успехи, принимает для себя ошибочное мнение: ему кажется, что причиной его успеха являются его способности, некий дар, который у него есть. И вот, довольствуясь этим даром, актер перестает работать над собой, используя то, чем уже владеет.


Знаешь, что зачастую происходит дальше?


Рядом появляется менее одаренный человек. Он знает о своих недостатках и о своем несовершенстве. И он принимает решение трудиться.


Что же происходит через некоторое время?


Этот трудолюбивый человек достигает небывалого успеха и оставляет позади своего одаренного предшественника.


Что же в целом произошло?


А случилось следующее: просто талантливый человек, обладая даром вкуса, перестал делать выбор. Ключевое слово здесь – ДЕЛАТЬ! По сути, талантливый человек перестал РАБОТАТЬ с информационным полем и пустил свою жизнь на самотек.

Да, выбор – это умение управлять информационным полем, а управлять, значит – совершать поступки – работать – делать!

Именно из-за отсутствия у талантливых людей такой деятельности и возникла псевдоистина: «Отец таланта – это труд». И, хотя трудолюбивый бездарь выглядит порой выгоднее ленивой одаренности, все же труд и талант – это не одно и то же. Нет. Одаренность плюс труд равно – подлинный талант, а бездарность плюс труд равно – псевдоталант.


Талант – это выбор – вот более точное определение, а выбор, в свою очередь, требует непрерывного совершения определенных действий.


Итак, талант – это выбор, а выбор – это вкус, а вкус – это умение работать с информационным полем.


Талантливый человек осуществляет свой выбор как в пределах сценического действия (конкретного понимания выбора), так и за пределами сценического действия (глобального понимания выбора). Все, что существует в пределах глобального понимания выбора, а это вся жизненная деятельность, не связанная с профессией актера – должно служить развитию и становлению личности самого актера, его мастерства и его деятельности в искусстве.

Так, например, в пределах сценического действия (конкретного понимания выбора) актер может самостоятельно (независимо от видения режиссера) выбрать содержание своего внутреннего монолога, определить и присвоить своей роли дополнительные внутренние конфликты, мотивы действий, персонализировать (найти точки соприкосновения своей личной жизни с ролью) взаимодействия с партнерами-персонажами и т. д.

В пределах же своей деятельности, не связанной с профессией актера (глобального понимания выбора) актер может, например, выбрать чему он посвятит свое время: чтению низкопробных постов в социальных сетях или чтению значимых для искусства книг, просмотру хаотичного потока телевизионного вещания или просмотру сознательно выбранных передач, фильмов, так или иначе полезных для деятельности актера, разговорам на пустые темы или разговорам на темы, например, социально значимые лично для деятельности самого актера и т. д.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3