bannerbanner
МЕТАМЕТОД. Мастерство актера, которому не учат
МЕТАМЕТОД. Мастерство актера, которому не учат

Полная версия

МЕТАМЕТОД. Мастерство актера, которому не учат

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

МЕТАМЕТОД

Мастерство актера, которому не учат


Сергей Цимбаленко

Редактор Петр Кобликов


© Сергей Цимбаленко, 2020


ISBN 978-5-4498-5127-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Дорогой Друг!


Для того, чтобы максимально сократить расстояние

между нами

и сделать наше общение более эффективным,

на страницах этой книги

я выбрал доверительное обращение – на ты.

Кроме того,

все обращения к тебе в этой книге

написаны в мужском роде,

однако, это не значит, что данная книга —

только для мужчин – она для всех:

я верю, что будь ты мужчина или женщина,

в тебе живет – Великий Актер.

С. Ц.

Возможно, ты один из многих, кто никому не признается,

но внутри себя часто задается вопросом:

почему я, применяя актерский метод,

все равно остаюсь средним актером?

Это неудивительно. Ты сам создаешь себе проблему.

Твоя проблема в том, что ты держишь свой талант,

а значит и себя —

в грязном информационном пространстве.

Чтобы очистить и усовершенствовать

свое информационное пространство,

тебе необходим новый метод,

цель которого – помочь осознать,

что проблема находится не в семени, а в почве —

и поместить твой талант в ту почву, которая принесет плод.

Посвящается всем актерам…

МЕТАМЕТОД               Мастерство актера,   которому не учат

Предисловие

Идея этой книги появилась более двадцати лет назад. В то время я учился на актерско-режиссерском курсе и мое сознание было очень сильно ограничено: дело было не в том, что я мало знал, а в том, что я сознательно ограничивал – свои возможности.

Тогда мой разум еще не понимал, что путь любого актера, в основном, как раз и состоит из постоянной борьбы с ограничением своих возможностей – из непрестанных поисков новых способов творческой свободы: я просто наблюдал, как талантливые ученики последних курсов, способные дать фору многим действующим профессиональным актерам, смотрели на этих актеров – как на богов, даже не смея занять их место, потому что причиной был – внутренний страх.

Примерно то же самое происходило и среди профессиональных актеров: множество людей топталось внутри своих небольших сцен, даже не пытаясь выйти за пределы своих возможностей, оставаясь в стране маленьких актеров, какие не допускают и мысли – стать великими.


И я задумался…


Что не так с актером?


Ведь, по сути, стать великим – это значит выйти за пределы своего сегодняшнего мышления, своего образа жизни, своего места работы, своих внутренних установок и привычек…

Что мешает актеру сделать это и стать великим?

Лишь спустя годы я нашел и сформулировал свой ответ на этот вопрос… а еще через некоторое время – стал свидетелем доказательства своей формулировки.


Однажды, когда я уже не учился и бродил от театра к театру с никому не нужным дипломом в поиске работы, мне довелось попасть на одну научную конференцию.

Там, в основном, обсуждалась тема негативного воздействия на биополе человека таких явлений, как биопатогенная зона, технопатогенная зона и космопатогенная зона. Когда люди попадают под воздействие этих трех зон (а попадают туда все), их биополе стремительно разрушается, что приводит ко многим заболеваниям. Для защиты от патогенных атак ученые разработали ряд приборов и писали целые книги об их важности.

Однако, это было не все.


Осознав, что любой человек может быть подвержен атакам на физическом уровне, о каких он даже не подозревает – я начал поиски в этом направлении: а есть ли еще что-то, что физически может влиять на человека и от чего не могут защитить никакие приборы? И, как оказалось, есть. Информация!


Так в моей жизни проявился термин «информационное поле».


Дело в том, что любая информация, с какой взаимодействует или какую генерирует человек, способна изменить его на физическом уровне: не только внешний облик, но и весь образ жизни в целом.

Никакие приборы и средства в этом случае – не помогают.

Защитой от таких информационных атак может стать только сам человек – проблема лишь в одном: большинство людей просто не знают, как это сделать, не считая того, что почти все человечество в целом даже не подозревает о том, что каждую секунду своей жизни испытывает на себе информационную атаку.

Я стал работать с информацией.


Отказавшись от бремени ненужной информации, я занял все мои мысли профессией актера, театром и актерским мастерством. Тогда я не знал, как это серьезно и что это изменит всю мою жизнь.


Прошло совсем немного времени, как я стал художественным руководителем небольшого театра-студии и оказался в эпицентре неожиданных театральных событий.

Еще некоторое время спустя я попал в столичный академический театр на Липках, в каком еще несколько месяцев назад меня даже слушать не захотели.

Глядя на то, как оборачивается дело, я поставил себе еще большую цель: попасть в труппу легендарного театра на Таганке и поработать с выдающимся режиссером Юрием Петровичем Любимовым. И сделал это.

С тех пор начались мои многолетние наблюдения за актерами, за актерским мастерством, за искусством театра и кино в целом: в течение многих лет передо мной представало множество доказательств того, что актеры совсем не умеют работать с информацией, а точнее – с окружающим их информационным полем.


Так постепенно возникла, сформировалась и вышла в свет данная книга.

Предложенный метод не исключает, а лишь дополняет уже существующие методы, системы и способы актерского воспитания, претендуя на самодостаточность лишь в случае синтеза с ними при самостоятельной, личной работе актера над собой.


Итак, на сегодня известно уже немало подходов к изучению актерского мастерства (системы Станиславского, Гротовского, Грановского, методы Чехова, Страсберга, Мейснера, Адлер, Хаген, техники Чаббак, Александера, уроки Болеславского и др.), однако ни одна из них не коснулась темы информационного поля: я не видел, чтобы кто-то применял принципы этой книги – ни в теории, ни на практике.


Я никогда не считал себя успешным актером, но, опираясь на утверждения этой книги, при очень скромных данных сумел подойти вплотную к творческой элите – я лишь начал этот путь… и верю, данный метод поможет другим актерам пройти намного дальше… достигнув осуществления самой заветной мечты.

Сергей Цимбаленко

Вступление

Эта книга основана на великом протесте против обесценившегося, изменившего свои предпочтения и ценности века: против обесценившегося искусства, против обесценившейся профессии актера, против деградировавшего сознания и образа жизни актеров, против ложного понимания сути актерского мастерства. Эта книга – живительный дух для омертвевшей и окостеневшей, ушедшей в заблуждение плоти и души многих и многих актеров.

Эта книга – глоток воздуха для умирающего формального актерского существования, которое вследствие нашествия дилетантов в сферу творчества попало в безжизненную среду, предлагающую фальшивые достижения вместо подлинного предназначения.

Цель книги – сосредоточиться на решении вышеупомянутых проблем, которые кроются не в технике, не в физической подготовке актера, не в голосе и даже не в конкретной той или иной школе, а в засорившемся информацией сознании, потерявшем высокие художественные ориентиры – и личность. Эта книга для тех, кто решил связать свою жизнь с профессией актера и кто вынужден жить в неразборчивом и хаотичном современном мире.

Информационное поле

Введение

Эта книга могла бы быть посвящена исключительно актерскому мастерству – актерской технике, однако сразу же стала бы неким дополнением к великому объему уже созданного в этой области и потеряла бы свою глубину и значимость. Особенность этой книги в том, что, с одной стороны, она носит в себе информацию, которой больше нигде нет среди других учебников по актерскому мастерству, а с другой стороны, данная информация вполне может считаться тем методом, без какого вскоре будет невозможно полноценное воспитание актера.


Откуда родилось такое амбициозное утверждение? Ответить на этот вопрос очень просто.


Все великие системы и методы воспитания актера формировались и создавались в прошлом: в то время, когда общество еще не обладало некоторыми знаниями, а уж тем более, недавними сенсационными открытиями ученых. Все дело в том, что само время и жизнь этого времени понесли глобальные, если не сказать, катастрофические изменения.


Что же произошло?


Все дело в том, что за последние несколько лет кое-что всерьез изменилось: мир стал другим.


Следовательно, узкопрофильные актерские дисциплины ушли на второй план и появилось нечто более важное, о чем хотелось бы поведать и даже – предупредить.


Итак, начнем с того, что на сегодняшний день существует масса различных школ, курсов, кружков актерского мастерства, какие продолжают повсеместно открываться и множиться. Однако, не смотря на их разнообразие и энтузиазм, все-таки не удалось избежать страшного факта: профессия актера обесценилась.

Так сложилось, что в один прекрасный день называть себя актером стало модно: каждый второй, будь то модель, ведущий, танцор или певец, порой, человек любой творческой профессии, никак не связанной с актерской деятельностью и даже человек совсем не творческой профессии стал провозглашать себя актером. Более того, тысячи людей, где-то получивших актерское образование, на самом деле так и не овладели актерской техникой. По причине этого, на различные пробы и кастинги, на съемочные площадки и даже на некоторые театральные сцены попали случайные люди, что значительно понизило уровень и восприятие такого понятия, как «актер».

К величайшему сожалению, вышеупомянутые обстоятельства нашли своего потребителя – невежественного работодателя и невежественного зрителя.


Сегодня данные обстоятельства продолжают развиваться и приобретают серьезные масштабы, усугубляя свое бедственное положение.


Вследствие такого поворота событий, актеры внегласно были словно разделены на три класса: высший класс, средний класс и класс низший.

Высший класс – всего несколько незабвенных актеров, имена которых на слуху у общества. Средний класс – актеры малоизвестные, мимолетно показывающие свои лица всеобщему обозрению. И низший класс – актеры, которых не знает никто. Вроде бы ничего не изменилось: так было всегда. А вот и нет.

Тотальные изменения все-же произошли.


С одной стороны – низший актерский класс увеличился в несколько раз. С другой стороны – изменилась среда, в которую попал и в какой видоизменился под ее влиянием актер.

Все это произошло и происходит оттого, что очень многие люди перестали понимать, кто такой актер и даже не стремятся постигнуть смысл этой едва ли не самой сложной профессии.

Этим людям некогда: они заняты (цели, желания, заботы, обязанности) – их сознание едва успевает обрабатывать быстротечные явления сегодняшнего ритма жизни, который из года в год только увеличивает свою скорость. Человеческая жизнь сокращается, а ее ритм увеличивается. Человек теряет способность сосредоточения, анализа, обдумывания, что-то успевая понять, а что-то просто покорно и обреченно принимая.

Однако, самое страшное состоит в том, что и сам актер утратил и не стремится вернуть понимание о самом себе, принимая и влача свое жалкое существование!

А ведь актер – это не просто человек, играющий различные роли и владеющий актерской теорией и техникой – это должен быть человек с собственным глубоким мировоззрением и мышлением, производящий подробный анализ окружающей его действительности, скурпулезно исследующий не только других людей (их характеры, нравы, судьбы, образ жизни), но и себя самого – применяя результаты своих опытов на практике.

Цель такого многоуровневого труда – стать неким информационным каналом для общества, состоящего из значительного множества людей – в каком-то смысле возвыситься над толпой и обогатить ее судьбоносным знанием.


В свое время ярчайшим примером такого актера был Фредерик Леметр – человек, мнение которого ставили выше мнения короля.

На сцену выходил не просто актер – выходила личность, простирая свой талант за пределы актерского мастерства и даже театра.


Итак, на сегодняшний день существует масса школ, курсов, кружков актерского мастерства, где, в основном, уделяется внимание технике, но не воспитанию личности.


Отчего так происходит и почему это важно знать сегодня?


Мы живем в непростое время. С уходом постсоветской цензуры вступили в силу свобода слова и самовыражение в различных ее формах: в неимоверных количествах в сознание людей стали проникать разношерстные газеты и журналы, книги и брошюры; аудио и видео продукция; радиопередачи и телепрограммы; фильмы и афиши. Открыть актерскую школу, снять фильм или поставить спектакль может любой желающий, у кого есть деньги, связи или организаторские способности. Привлечь к такому продукту покупателя сегодня очень легко: наверное, уже не для кого не секрет, что продать в нынешнее время можно абсолютно все. Самовыражение любого современного человека проявляется везде и во всем: начиная от простых публикаций фото, видео и текста в социальных сетях и заканчивая крупными социальными катаклизмами, вызванными больной фантазией человека из толпы.

Со временем свобода самовыражения превратилась во вседозволенность, вышедшую за рамки здравого смысла и нравственности.

С появлением компьютера, мобильных устройств и интернета этот процесс вышел из подполья сознания и значительно усилился. Начался хаос информационного пространства, где были стерты многие грани понятий и определений – общество изменило свои ценности и взгляд на действительность.

В разразившейся информационной буре деградировали разные явления, в том числе – искусство. Ложное самомнение посредственности и деньги, утверждая свою власть, открыли двери издательств и звукозаписывающих студий, выставочных и концертных залов, кинокомпаний и телеканалов, театров и съемочных площадок – пресыщенное информационное поле, вобравшее в себя второсортных, а порой откровенно дешевых литераторов и художников, музыкантов и певцов, танцоров и скульпторов, актеров и режиссеров смешалось с действительно значимыми деятелями искусства, соединив белую краску высокого с низменной чернотой и породив серую массу творческого потока, завладевшего вниманием второсортных ценителей. Искусство покрылось тенью халтуры, а халтура – тенью искусства. Отличить подделку от оригинала стало все труднее, особенно тем, кто с оригиналом не знаком. Ложь и истина соединились в едином потоке информационного поля, куда неизбежно попал и творчески погибающий актер.

Что такое информационное поле?

В начале двадцатого века биологи начали эксперимент с дикими обезьянами.

По песчаному острову разбрасывался сладкий картофель (обезьяны любят сладкий картофель), но все дело в том, что этот картофель был в песке, и обезьяны мучились, однако ели сладкий картофель с песком.

Так было довольно долго, пока одна из обезьян не догадалась помыть картофель в воде. Она научила этому других обезьян. Наконец, число обезьян, моющих картофель перед едой, достигло какой-то критической цифры, после чего все обезьяны острова стали мыть картофель без всякого обучения.

Однако, самое удивительное то, что на всех близлежащих островах одновременно стали мыть сладкий картофель абсолютно все обезьяны. Существовало нечто, благодаря чему все обезьяны могли общаться между собой одновременно.


Наличие некой тонкой материи, объединяющей отдельных существ в целое, стало носить название «эгрегор».

Эгрегор – это информационно-энергетическая среда любого сообщества, представляющая собой нечто целое, возникающее при наличии критического числа особей и критического числа связей между ними.

Если учесть, что количество различных сообществ (маленьких, больших, гигантских) может быть множественным, следовательно, и эгрегоров может быть достаточно много. Сколько сообществ – столько и эгрегоров. Совокупность эгрегоров соединено в единое информационное поле, одновременно передающее различную информацию множеству живых существ.


Итак, информационное поле – это совокупность различных эгрегоров, которая составляет нашу вселенную и по которой кочует информация.


Так, например, кочуют слухи и сплетни, новые выражения, слова, непонятно как распространившиеся с такой удивительной быстротой. Так в нашу жизнь приходит что-то новое (знания, привычки, ценности), что становится постоянным спутником наших действий и образа жизни в целом. Все это происходит вследствие перемещения в пространстве информации, которая благодаря живой энергии может распространяться на сотни и тысячи миль почти мгновенно.


А теперь давай рассмотрим, что же происходит с человеком, неизбежно попавшим в такую информационно-энергетическую среду.


Не секрет, что человеческое тело на 70% состоит из воды. На эмбриональной стадии вода составляет целых 98% организма. Вода поддерживает жизнедеятельность путем переноса энергии и питательных веществ по всему телу. Можно смело утверждать, что люди – это и есть вода.

Как оказалось, вода – малоизученное явление в простом обывательском обществе. Многие люди вообще ничего не знают о воде.


Самое важное свойство воды – феномен, до сих пор не известный миллионам людей по всему миру. Что же это такое?


В конце двадцатого века в научном мире происходит одно очень важное событие: посвятив себя изучению воды, японский ученый Масару Эмото делает снимки ее кристаллов в момент замерзания. Эмото приходит к сенсационному открытию: форма образующихся кристаллов воды изменяется под воздействием воспринятой информации.


Другими словами, вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли, эмоции и любую внешнюю информацию – музыку, молитвы, разговоры, события, звуки, видимые явления и даже написанные или напечатанные слова.


В результате многочисленных исследований был сделан вывод: вода действительно обладает способностью запоминать и передавать информацию, полностью видоизменяя свою структуру под воздействием информационного поля.


Поскольку человеческое тело состоит из воды, любая информация также способна влиять на человека и изменять его внутренне и даже внешне.

Информация может оказывать как положительное воздействие, так и отрицательное.


Таким образом, попадая в информационное поле (совокупность многих эгрегоров), ты становишься его жертвой и оказываешься в большой опасности.


В чем именно состоит опасность?


В том, что попадая под влияние информационного поля, многие люди просто-напросто не умеют защищаться от нахлынувшей всевозможной информации, которая, если не научиться ею управлять – бесцеремонно будет питать и формировать тебя, по своему усмотрению видоизменяя твои мысли, речь, мировоззрение, психику и поведение.


Итак, первый твой враг – это внешняя информация, а точнее, информационный хаос.


Для того, чтобы не стать жертвой этого врага, нужно научиться работать с внешней информацией: выработать способ защиты от внешнего беспорядочного информационного поля.

Есть только один способ, который может научить тебя эффективной защите – это цель и выбор (отбор).


Сначала нужно четко определить свою жизненную цель, свои жизненные приоритеты: задай себе вопросы, кем ты хочешь быть, чего ты хочешь достичь, где ты хочешь находиться и среди каких людей готов проводить свое время.


Как только ответы будут получены, любая информация, поступающая извне, должна строго соответствовать ответам на эти вопросы и должна приближать тебя к цели.

Убери из своей жизни все источники ненужной тебе информации – все то, что мешает достижению твоих целей и засоряет путь к твоим целям: не читай ничего лишнего в книгах, в газетах, в журналах, в социальных сетях; не черпай информационный мусор из телевизора, радио, интернета; не посещай бесполезные места; не занимайся пустыми делами; избавься от расхолаживающих тебя привычек; не трать свое время на глупые и бестолковые разговоры с собеседниками; не пускай в свою жизнь отравляющих твою целеустремленность людей.

И наоборот, позволь войти в твою жизнь всем источникам нужной тебе информации – всему тому, что помогает достижению твоих целей и питает путь к твоим целям: читай нужные книги, статьи в газетах, в журналах, реже в социальных сетях; черпай информационную помощь из интернета (лучше исключить потоковую информацию – телевидение и радио); посещай полезные места; занимайся плодотворными делами; приобретай дисциплинирующие тебя привычки; предоставь свое время мудрым и поучительным разговорам с собеседниками; впусти в свою жизнь вдохновляющих твою целеустремленность людей.


Во всем этом процессе выбор (отбор) играет решающую роль. Суть выбора в том, чтобы уметь отличать информационный мусор от полезной информации.


Другими словами, одна информация приближает тебя к цели – другая же отдаляет от нее: необходимо понимать, какая именно информация положительно влияет на твою жизнь. Для этого нужно найти ориентиры (самое лучшее соответствие твоим целям – это могут быть люди, события, предметы и все то, что олицетворяет наилучшие достижения в области твоих целей). Такие ориентиры помогут твоему выбору и не дадут тебе сойти с желаемой дороги.


Однако, есть еще и второй твой враг – это внутренняя информация. Что это такое? Прежде всего, это твои мысли и слова.


Ты – это генератор внутренней информации, которая также, как и внешняя информация, способна изменять структуру воды, а значит и тебя. Каждый день, согласно твоей воле, твой мозг генерирует множество собственных мыслей и слов.

Главная задача – приучить себя к состоянию постоянного контроля над своим мышлением и повседневной речью.

Благодаря собственным волевым усилиям, можно воспроизводить только те мысли и слова, какие приближают тебя к заветной цели или отождествляют с ней твою жизнь.


То же самое относится и к воображению – к различным образам, посылаемым импульсами подсознания: на одних образах стоит концентрировать свое внимание, а других стоит, наоборот – избегать.


Итак, мир состоит из множества эгрегоров, которые являются носителем определенной информации – эта информация соединяется в единое информационное поле и может быстро передаваться из одной точки земного шара в другую.

Состоящий из воды, человек неизбежно попадает в эпицентр информационного пространства, а поскольку вода изменяет свою структуру под воздействием информационного поля, у человека есть только два пути: пассивно отдаться информации и позволить ей сформировать свой образ жизни или защититься от нее, управлять ею – став хозяином своей судьбы.

Актер и информационное поле

Вместе со стремительным информационным прогрессом подлинный актерский талант потерял самый важный элемент своего роста – умение делать верный выбор (отбор).

Именно выбор является определяющей способностью быть талантливым актером. Правильный выбор распознает весомые элементы реальности и определяет действительно стоящие цели и явления, ведущие к высокому уровню мастерства и к высокому уровню художественных ценностей.


Ежедневно тысячи актеров сталкиваются с мощным потоком окружающей информации, но лишь считанные единицы из них осознают тот факт, что абсолютно вся окружающая информация формирует их индивидуальность: формирует их мысли, их действия, их образ жизни в целом.

Именно неумение защищаться от объема информационного напора, неумение произвести верный отбор (выбор), превращает колоссальное множество актеров в пустые сосуды – превращает их в толпу – в посредственность. Ограниченный взгляд на окружающую информацию, превратив актерское искусство в банальную ремесленническую работу, становится виновником крушения актерских судеб.


Для того, чтобы смодулировать из себя по-настоящему творческую личность, недостаточно заняться просто творчеством: недостаточно ходить на занятия по актерскому мастерству, недостаточно ходить на репетиции и на пробы, недостаточно играть спектакли и проводить свое время на съемках – нужно внимательно всмотреться в окружающий мир и во все то, что его наполняет, и, подобно скульптору, взявшим долото и молот, отсечь все ненужное, серое, посредственное, дешевое и ложное – превратить глыбу всеобщего информационного поля в свою идеальную скульптуру, претендующую на то, чтобы быть подлинным произведением искусства.

На страницу:
1 из 3