Полная версия
МЕТАМЕТОД. Мастерство актера, которому не учат
Другими словами, весь твой твой быт: семья, друзья и знакомые, перерывы в работе, выходные, сон, выходы в гости, поездки в транспорте, прогулки по городу, посещение магазинов, кафе и ресторанов, ванной и туалета, нахождение на кухне и в комнатах своего дома – каждая секунда твоей жизни – это твое актерское мастерство! Это тот материал, с каким тоже необходимо работать, из какого нужно научиться добывать и объединять в единый сплав драгоценные частицы подлинного искусства и мастерства.
Но как это сделать? Как отличить полезные элементы от бесполезных и сделать тот самый верный выбор?
Именно здесь на помощь приходит чувство вкуса. Без чувства вкуса не бывает искусства. Актер, как никто другой, должен обладать особым вкусовым чутьем, потому что, в отличие от всех остальных представителей искусства, он воссоздает правду живого человека здесь и сейчас, а значит, саму жизнь, но делает это, превращая свое поведение в события, несущие в себе особый смысл для зрителя и облекшиеся в художественную форму.
Это и отличает актера от простого человека.
Но существует и другое, главное, отличие рядового актера от актера-личности.
Рядовой актер является лишь поверхностным исполнителем, как правило – поверхностных ролей, не влияющих на нравственное обогащение общества, а выполняющих, скорее, развлекательную функцию.
Актер-личность же, напротив, возлагает на себя огромную ответственность за моральное влияние на общество, придавая своей игре социальный масштаб.
Чем глубже личность, тем вернее выбор и сильнее развито чувство вкуса – тем выше талант.
Как привить себе чувство вкуса?
Есть одна хорошая поговорка: «Если хочешь покорить мир – учись у тех, кто его покорил». Если ты, как актер, хочешь обладать превосходным чувством вкуса, чтобы научиться делать верный выбор (отбор) из окружающего тебя информационного хаоса, нужно учиться у великих людей.
Например, ты можешь учиться искусству созерцания у сомнительных картинок и фотографий из интернета, а можешь учиться у великих художников; ты можешь учиться литературному сценическому слову у современных беллетристов, а можешь учиться у великих писателей, драматургов и поэтов; ты можешь учиться музыкальному искусству у второсортной субкультуры, а можешь учиться у великих композиторов и музыкантов; и уж конечно ты можешь учиться актерскому мастерству у актеров, участвующих в слабой драматургии, снимающихся в дешевых телевизионных сериалах, не имеющих достойного сценария, не имеющих достойной работы художника, не имеющих достойной работы режиссера, а можешь учиться у великих актеров, играющих если не классические тексты, то тексты сценаристов и драматургов мирового уровня, ставшие современной классикой и воплотившиеся в работах великих режиссеров – художников, повлиявших на весь мир и давших своим актерам роли мирового значения.
Каков твой выбор?
После каких актеров весь мир стал играть по-другому? Какие люди изменили мир? Какие из этих людей соответствуют твоей цели? Учись у них!
Ориентируйся на масштаб мира – никак не меньше!
Кроме всего вышесказанного в этой главе, тебе придется разрешить одну очень важную проблему.
Чем дольше живет человечество – тем больше информации появляется в нашем мире, тем более хаотичным и агрессивным становится информационное пространство, в каком ты ежедневно находишься, тем все меньше работают методы великих людей из прошлого и тем все сложнее и сложнее отыскать действительно великих представителей человечества сегодня.
Проходит все больше и больше времени, а значит, что-то старое уже не работает – это значит, что тебе придется что-то менять – уже самому.
Из тяжелейшего плотного сплава информационного пространства, словно полезные ископаемые из земной коры, по крупицам, тебе придется добывать опыт великих людей прошлого. Затем этот опыт нужно будет обработать и получить из него тот материал, какой выведет тебя на новый уровень и приведет к твоей цели.
Другими словами, с помощью своего разума – с помощью своего умения делать выбор и создавать свое информационное поле, тебе придется адаптировать опыт прошлого под сегодняшнюю реальность, потому что ум, опыт и восприятие современных людей – изменились.
Итак, чувству вкуса нужно учиться у самых лучших представителей искусства не только настоящего, но и прошлого.
Устремляясь к наивысшей высоте в искусстве, есть больше вероятности подняться над низким, фальшивым творчеством.
Придерживаясь вышеизложенного подхода к воспитанию актера, в свое время выдающийся режиссер Ю. П. Любимов, который в совершенстве владел умением делать отбор, выбор элементов из окружающей его действительности, поднял театр на Таганке до уровня лучшего театра мира, где актер работал с сильными эпохальными текстами и был прежде всего личностью, а уж только потом исполнителем.
Движение к такому принципу подхода к искусству и в частности, к актеру, делает творческого человека мудрее, образованнее, а главное – повышает уровень его мастерства, которое обязательно повлияет на множество людей, оказывая действие на их сознание и образ жизни.
Метод работы с информационным полем, описанный в этой книге – для тех актеров, кто желает уйти от статуса толпы, посредственности, социального ноля и пробиться к уровню личности. В добрый путь!
Работа с информационным полем
Грязное информационное пространство
Для начала давай четко определим, что такое грязное информационное пространство (грязное информационное поле).
Для актера, грязь в информационном поле – это не только определенное содержимое самой информации, но и ее хаотичная многочисленность, беспорядочность, которая, если ее не привести в порядок и не произвести жесткий отбор, быстро завладеет разумом, плотью и образом жизни.
Грязь информационного пространства – это любая информация, не имеющая никакого отношения к той цели, какую поставил для себя актер.
Откуда атакует актера информационная грязь? Отовсюду!
Источником ненужной информации может стать все, что угодно: люди, места, помещения, улицы, телевизор, телефон, радио, газеты, журналы, книги, интернет, всевозможные гаджеты, кинотеатры, магазины, дома, кафе, работа, путешествия… и даже сны, воображение и воспоминания – все то, что содержит в себе любую информацию.
Очищение информационного поля своей жизни – это основа для актерского продвижения и успеха, это работа, какая, к большому сожалению, зачастую вообще не производится в актерской среде, делая достижение цели невозможным.
Многие и многие актеры понимают: что-то идет не так – они бегут на кастинги, на репетиции, на спектакли и на съемки, на всевозможные тренинги, но улучшений не происходит, потому что в действительности их образу жизни поставлен неверный диагноз: причина болезни – вирус грязного информационного пространства.
Проблема пагубного информационного поля
Итак, информационный хаос дезориентирует сознание и уводит от поставленной цели.
Очистка и упорядочивание информации – необходимая работа.
Однако, кроме невежества и лени, самым главным препятствием такой работы – является страх, который становится большой проблемой на пути к актерскому успеху.
Решение данной проблемы заключается в следующем: для того, чтобы отказаться от ненужной информации, необходимо удалить или строго ограничить ее источник – необходимо удалить из своей жизни некоторых людей или ограничить общение с ними, необходимо отказаться от ненужных тем, привычек, интересов, времяпрепровождения и всеядного образа жизни…
Однако что ты делаешь вместо этого, актер!
Ты боишься обидеть некоторых близких людей, друзей и знакомых, когда тратишь свое время на пустые лайки и комментарии на их страницах в социальных сетях, когда вступаешь с ними в бессмысленные разговоры ни о чем, когда поддаешься их глупому влиянию, когда впускаешь в свое сознание их мнения и предпочтения, не имеющие к твоей цели никакого отношения. Это могут быть хорошие люди, но очень плохие единомышленники, и именно они прививают тебе боязнь осуждения обществом, боязнь быть отвергнутым, боязнь быть одиноким и смешным – боязнь верить в себя и в то, кем ты являешься.
И вот, мало-помалу, ты становишься сообщником того, что не является искусством и подлинным мастерством.
Происходит смешивание двух миров: мира искусства и мира обывателей – белое и черное превращается в серость.
Так формируется твое сознание и сознание таких, как ты – так формируется ваш образ жизни – поколение – время. Толпа.
Прогресс лишь усугубляет этот процесс, позволив толпе вмешиваться в пространство подлинного искусства и ослабив веру в себя подлинно талантливых людей.
Каждый сегодня, кто взял в руки дорогой фотоаппарат – уже считает себя фотографом; каждый, кто взял кинокамеру или прочел пьесу и задумал поставить спектакль – уже считает себя режиссером; каждый, кто прочел умную книгу и посмотрел умный фильм – уже педагог и преподаватель актерского мастерства; каждый, кто взял в руки холст и краски – уже художник; и каждый, кто издал книгу – уже писатель и поэт…
Возможностей выразить свои жалкие творческие способности – сегодня предостаточно. На это есть и дешевый покупатель – и дешевый продавец.
Талант форматируется «под себя» – и все больше находится тех, кому такой отформатированный «талант» – по душе.
Толпа открыто творит для толпы.
Уходит тайна… Пропадает интерес к искусству, как к тайне… зачем что-то понимать… зачем во что-то вникать и в чем-то разбираться… зачем что-то разгадывать… Желанным становится такое доступное и банальное… такое сентиментальное развлечение…
Одинаковые спектакли и фильмы, картины и книги, роли и люди… для одинаковых людей.
В этом процессе неизбежно живут и работают актеры: одни выживают и выходят из статуса толпы, другие же – творчески гибнут в водовороте своего страха, лени и невежества.
Как итог, в грязном информационном пространстве по-прежнему рождаться грязные роли, грязные взаимоотношения с партнерами по сцене, грязные цели – ничтожные достижения.
Проблема пагубного информационного поля в театрах, в кино и в обществе – это причина истребления великих художников, творцов, которых становится все меньше и меньше…
Искусство стало все больше и больше тяготеть не к себе, а к потребителю – к толпе.
Защита от пагубного информационного поля
Для того, чтобы окружающая информация не разрушала человеческую жизнь и цель – нужна защита.
Тем более в защите нуждается актер. Он больше всего подвержен атаке, так как его инструмент – это он сам: тело и сознание (форма и содержание), которые взаимодействуют с действительностью на тончайшем уровне, а значит, находятся в поле повышенной уязвимости.
Защита делится на четыре задачи:
1) не впускать ненужную информацию (вред от людей, мест, средств массовой информации… любого окружающего информационного поля);
2) производить отбор (выбор) из уже предложенной информации, которая исходит от людей, мест, средств массовой информации… от любого окружающего информационного поля;
3) самому не производить ненужную тебе информацию с помощью собственных мыслей и слов;
4) самому производить нужную тебе информацию с помощью собственных мыслей и слов.
Выработав в своем сознании постоянное сосредоточение на цели, можно приближаться к ней более эффективно, генерируя своим мозгом только нужные мысли и слова, тем самым блокируя всю отрицательную информацию, исходящую изнутри и извне.
Этот процесс не должен прерываться, как в пассивном состоянии (без взаимодействия с людьми и физическими действиями), так и в активном состоянии (во взаимодействии с людьми и выполнении физических действий).
Термин «защита» употреблен в данном случае не случайно. Информация либо созидает твою личность, либо разрушает ее: информация всегда влечет за собой последствия – ты либо прогрессируешь, либо деградируешь.
Деградация личности либо уводит с пути, который ведет к цели, либо возвращает назад, отдаляя от цели.
Для того, чтобы снять моральное и физическое напряжение, вызванное непрерывным информационным хаосом, нужны нейтральные зоны: сон и места, лишенные внешних источников информации (лес, поле, безлюдные помещения, либо такие, где обстановка гармонирует с внутренним миром – ничего не давая извне и ничего не забирая изнутри – эти нейтральные зоны не только снимают напряжение, но и дают полную свободу воспроизводить свое собственное созидающее информационное поле с помощью своих собственных мыслей).
Если таких нейтральных зон нет – их нужно создавать. И это – обязательное условие.
Нейтральную зону не нужно путать с комфортом и уютом, какие могут оказать обратное, губительное действие на формирование личности, например вызвать лень или вызвать обманчивое чувство успокоения – творческое бездействие.
Во время бодрствования человеческий мозг не прекращает свою деятельность, а значит, должен быть подчинен цели, и значит, нет никакого комфорта и уюта – есть только зона хаоса, зона порядка и нейтральная зона – передышка, где нет информации, поступающей извне или, если она есть, то способная лишь созидать цель и личность, стремящуюся к достижению этой цели. Об этом нужно всегда помнить.
Итак, защита от пагубного информационного поля – это работа, какая ведется непрерывно в течение всей жизни. Эта работа может быть понятна не для всех, и многие окружающие люди обязательно сочтут ее за глупость, однако это не должно быть преградой для тебя, как для актера, чья цель – стать великим художником.
Вот почему значимые творческие люди, в большинстве своем, проживают свою жизнь в публичном одиночестве – это защита от внешнего мира, наполненного хаосом информации – это способ сохранить свой внутренний мир, свое мастерство и свою личность.
Энергия информационного поля
Думаю, никто не будет спорить с тем, что без энергии человек не может жить полноценно.
Если объяснить простым языком, что такое энергия, то получится следующее: энергия – это способность воспроизводить работу, вести активную деятельность.
В современном мире принято считать, что основные источники энергии – это сон, пища, солнце, свежий воздух, отдых, хорошее настроение… Однако совсем мало людей знает, что одним из самых сильных и в то же время порой опасных источников энергии является – информация.
Как это работает?
Внешняя информация – это энергия, работающая по следующему принципу: кто-то получил информацию, родил мысли – появилась энергия – вследствие этой энергии появилось действие – поступки – появились события – сформировалось общество – сформировался образ жизни этого общества – сознание и поведение этого общества явило определенное информационное поле – каждый человек в этом поле стал информационной пищей для окружающих – произошел процесс непрерывного взаимообмена.
Внутренняя информация – это тоже энергия, работающая по такому же принципу: информация поступает в мозг – на основе этой информации рождаются свои собственные мысли – появляется энергия – вследствие этой энергии появляется действие – поступки – появляются события – формируется общество – формируется образ жизни этого общества – сознание и поведение этого общества являет определенное информационное поле – каждый человек в этом поле становится информационной пищей для окружающих – происходит процесс непрерывного взаимообмена.
Следовательно, не только внешняя информация, из которой и состоит этот мир, а и наше собственное сознание (наши мысли и слова), как и наше собственное подсознание – это тоже источник энергии.
Энергия внешней информации может взаимодействовать с энергией внутренней информации: почему это опасно?
Если энергия бесполезной или случайной информации вторгается в энергию, которая развивает твои способности и движет к цели, происходит информационный конфликт. Далеко не редко такой конфликт преобладает над способностью защищаться от информационного мусора и превращает человека в смирившуюся жертву, что все более не желает сопротивляться, часто пуская любой информационный поток на самотек – это не только энергетическое обезвоживание, это добровольный отказ от своего плодотворного времени, от полноценной работоспособности, от эффективности – от цели.
Это отказ от самого себя: от того идеала, который создала мечта.
Так положительная созидающая энергия становится отрицательной – такая энергия может подавить волю и лишить способности к творческой деятельности.
Так внутри людей погибает художник – мастер – творец.
Так уходит из жизни искусство – вдохновение и талант.
Следует учесть еще один очень важный момент: в обмене информацией существует мгновенное энергоционное восприятие или биоэнергия – поток энергии, отражающий связь человека с окружающей средой.
Что это значит?
Своей энергией человек, с каким ты взаимодействуешь, может передать тебе всю информацию, которой обладает сам – мгновенно.
Этот процесс почти полностью происходит в подсознании, на ментальном уровне: тебе не дано прочесть все мысли другого человека и познать его прошлое и настоящее, однако, на уровне клеток твоего тела-воды ты подсознательно принимаешь информацию, какая вносит в твое тело и в твою жизнь определенные изменения.
Вот почему важно держаться от ненужных людей, а по возможности, от любых скоплений людей – подальше.
Например, все знают, что есть люди, которые заряжают своей энергией – позитивом и опытом.
Вот почему необходимо находиться рядом с мастеровыми, а по возможности – с великими актерами. Сами того не ведая, они обмениваются с тобой важнейшей информацией – важнейшим опытом, какой может отразиться и на твоем мастерстве.
Уйти к великим актерам, к великим людям, чтобы работать с ними – одна из важнейших задач всех актеров, какие еще не стали великими.
Поступая наоборот, окружая себя посредственными актерами, ты становишься на путь расхолаживания и деградации. Конец такого пути – дешевый второсортный актер, который просто работает по своей профессии и получает зарплату, другими словами – является обычным социальным нулем.
Чистота информационного поля – это процесс
Чтобы сохранить чистоту своего информационного поля, необходимо постоянно выстраивать отношения с окружающим миром, а это – процесс, который никогда не прекращается.
Важно понимать, что есть большая разница между информацией, хранящейся, например, на жестком диске и информацией, хранящейся в твоей голове.
Твой мозг – это мгновенно воспринимающий любые смысловые импульсы (как изнутри, так и извне) живой организм, где без твоего ведома может появиться новый хозяин. Имя этого хозяина – окружающий тебя информационный мир. Если с ним не разобраться, он начнет хозяйничать в твоей голове: внося корректировки в твое мышление, он может изменить всю твою жизнь.
Чем длительней такой процесс, тем больше информационного влияния он оказывает на твой образ жизни.
Информация – это своего рода медицинская терапия: многократное повторение одних и тех же процедур с целью оздоровительных изменений в организме.
Однако, в отличие от медицины, реальная информационная терапия либо лечит – либо, наоборот – калечит. Одна информация созидает тебя и ведет к цели, другая – разрушает и уводит от цели.
Дело в том, что мимолетная информация умирает: ее вытесняет новая информация, поступающая извне или создаваемая собственным мозгом.
Если нужную информацию не фиксировать в своем мышлении (а для этого нужно постоянно о ней размышлять) – она уйдет в раздел пассивной памяти, что будет означать для этой информации лишь одно: полную невозможность влиять на твою жизнь – сейчас.
Это приведет к тому, что твое мышление, твой внешний облик и твоя деятельность станут неким отражением ненужной информации, какая будет постоянно конфликтовать с твоими целями и твоим желанным образом жизни.
Актер – это тоже носитель информации, подверженной либо процессу созидания, либо процессу деградации.
Нельзя, например, играя роль, позволять себе думать о чем-то, не имеющем к процессу действия никакого отношения. Также, нельзя перед исполнением роли думать о непричастных к актерской игре вещам.
Нельзя перед выходом на сцену или на съемочную площадку болтать на отвлеченные темы с кем бы то ни было, блуждать в телефоне или в интернете, заниматься чем-то, что не является искусством, что не способствует росту в конкретной роли или в актерском мастерстве в целом.
Для многих актеров нарушение этих правил входит в привычку: каждый раз, при появлении таких актеров на сцене или в кадре, их сознание не подготовлено, их информационное поле оказывается чуждым сцене или съемочной площадке, уровень таких актеров не выходит за пределы лишь выученного текста, мизансцен и наработанных навыков, что не позволяет им воспринимать окружающую действительность с позиции поиска новых граней, с позиции живого действия, открывая таким образом созданный сценический мир – заново.
Так возникает пустой мертвый автоматизм – так возникает пустой образ жизни актеров, которые никому не нужны.
За пределами сцены или сценической площадки, в обыденной жизни, необходим все тот же процесс, где все элементы творческого «я» актера находятся под его пристальным наблюдением, каждый раз обновляясь и развиваясь, избавляясь от шлака посредственного существования.
Итак, чистота информационного поля – это постоянный процесс – это по сути медицинская терапия, совершение постоянных ежедневных действий, направленных на отражение информационных атак и исцеление пораженной непотребством творческой личности.
Тебе решать, кто ты для своего творчества: лекарь или убийца.
Информационное поле нельзя прерывать
Все существующее в любом своем масштабе имеет начало и конец.
Даже такие не изученные человечеством явления, как время, вечность и вселенная, имеют начало и конец. Это основа и незыблемый принцип всего мироздания. Это обязательное условие, на каком строятся любые достижения.
Информационное поле существует и формирует образ жизни всего человечества по такому же принципу и на том же условии.
Если нарушить этот принцип и это условие, результат будет лишь один – хаос.
Хаотичная информация приводит к хаотичному мышлению, что порождает хаотичный образ жизни, который никогда не приведет к поставленной цели.
Достижение цели представляет собой процесс движения от начальной точки – к конечной. Цель – это система: это совокупность гармонирующих между собой частиц, построенных по принципу начала и конца.
Вся человеческая жизнь состоит из маленьких и больших целей. Одни цели становятся достижимыми, другие же теряют свои достижения и гибнут. Причина гибели – информационный хаос, как ты уже знаешь, способный изменять весь образ жизни человека.
Не исключением является и актер.
У актера обязательно должны быть разные цели: от самых малых до великих.
Например, великой целью актера может стать какое-то важное послание человечеству, способное изменить множество людей по всему миру. Над этой целью актер может трудиться всю жизнь. Другой целью, менее великой, может стать стремление сыграть какую-то конкретную и значимую роль. Маленькими целями могут стать сверхзадачи во взаимодействии с партнерами при исполнении ролей или определенные результаты в выполнении актерских упражнений.
Во всех этих случаях любая цель будет состоять из неких частиц: из конкретных мыслей, действий, которые должны иметь начало и конец и которые пронизаны информацией.
Как это применимо в жизни актера?
Возьмем к примеру роль. С точки зрения целого, у любой роли есть начало и конец. Это целое состоит из сцен, которые тоже имеют начало и конец. Каждая сцена состоит из действия: целей и способов поведения для их достижения, а каждая цель и способ поведения также имеют свои начало и конец.
Таким образом, существует четкая структура работы актера: исполнение роли, которая поделена на сцены, а сцены, в свою очередь, поделены на различные действия.
Если актер нарушает принцип начала и конца, к примеру, не достигнув одной цели в процессе сцены переключается на другую или не исчерпав мизансцены переключается на беспричинные движения по сцене – происходит хаос, актерская игра становится невыразительной и не вызывает нужного отклика у зрителя.
Любое актерское упражнение – это тоже начало и конец, особенно если оно сопряжено со средоточением.