bannerbanner
Вероучение, Катехизис, Каноны. христиан-иконоборцев
Вероучение, Катехизис, Каноны. христиан-иконоборцев

Полная версия

Вероучение, Катехизис, Каноны. христиан-иконоборцев

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

13. О СПАСЕНИИ, ВЕРЕ И ПРОСЛАВЛЕНИИ

Результатом спасения для человека является обретенная им жизнь вечная во славе Всемогущего Бога. Но когда мы говорим, что без веры нет спасения, то речь здесь ведётся о такой вере, которая приобретена человеком не от его желания, а по воле Божьей, по Его инициативе, по благодати Божьей. Спасение погибающего грешника, его вера и прославление в Царстве Небесном имеют своим истоком Божье избрание, совершенное Богом до сотворения мира: «Он избрал нас в Нём прежде создания мира» (Ефес.1:4, 1ч.), то есть до того, как человек еще не совершил ничего хорошего и ничего плохого в своей жизни и даже еще не родился по плоти. Вера человека является исключительно следствием Божьего избрания по Его любви и милости к грешнику. Воля Божья – первопричина избранности человека ко спасению и обретения им веры, святости и прославления: «чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Ефес.1:4, 2ч.).

И о такой спасающей вере, источником которой является Сам Бог, написано в Евангелии и именно такая вера проистекает исключительно от благоволения Божьего. Блаженный Августин так пишет об истинной вере: «Итак, вера – и начавшаяся, и совершенная – есть дар Божий; и в том, что этот дар одним дается, а другим не дается, пусть не усомнится никто, не желающий противостать яснейшим местам Священного Писания».

14. О ЦЕРКВИ

Церковь (от греч. Κυριακόν, «Господу принадлежащее») – религиозное сообщество в христианстве. А также необходимо сказать о термине «Экклесия», термин, обозначавший народное собрание во многих древнегреческих городах-государствах (были и другие названия: «апелла», «гелиея», «агора»). В христианской традиции слово «экклесия» (лат. ecclesia) стало обозначать церковь, собрание верующих.

В обыденном понимании под церковью (с маленькой буквы) часто понимается общность христиан, объединенных по конфессиональному признаку, как отдельная церковная община или как международное объединение церковных общин на основании общего вероисповедания и церковных традиций и правил поведения.

В новозаветном трансцендентальном понимании Церкви (с большой буквы) – это сообщество людей настоящего, прошлого и будущего, объединенных верой в Иисуса Христа и составляющее мистическое духовное «Тело Христово», главой которого является Христос.

Церковь отличается от иных общественных организаций, тем, что в ней совершаются Евангельские Таинства. Общины претендующие на звание «церковь», но не практикующие регулярные Таинства, в частности Причастие, как минимум в каждом дне Господнем (воскресенье), лишают себя статуса церкви ибо сказано во Священном Писании: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян.2:46) и «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (Деян. 20:7). Итак, первые христиане совершали Причастие максимальное количество раз – ежедневно, а минимальное количество раз – раз в неделю.

Слово «церковь» употребляется в трех значениях.

Во-первых, это Соборная Церковь (с заглавной буквы) – это сообщество христиан, состоящее как из ныне живущих на земле возрожденных Святым Духом верующих, так и пребывающих ныне со Христом в Царстве Небесном (Церковь небесная, торжествующая). Согласно Новому Завету, во главе Соборной Церкви стоит Иисус Христос (Еф.1:22—23; Кол.1:18). В Новом Завете Соборная Церковь именуется Телом Христа (Еф.1:17—18), Невестой Христа (Еф.5:27), Домом духовным, или храмом Божиим (Еф.2:19—21, Евр.3:6), Паствой Христа (Ин.10:16). Соборная Церковь – невидимая Церковь.

Во-вторых, это Странствующая церковь (с маленькой буквы), как собрание христиан в каком-то одном населённом пункте – поместная церковь (земная, воинствующая). В этом значении оно близко к современным понятиям христианской общины или прихода. В состав Странствующей церкви входят, как возрожденные свыше христиане, так и те кто мнит себя таковыми. В Новом Завете отсутствуют упоминания о том, что даже в крупных городах существовало бы более одной такой церкви. В современном христианстве это вполне допустимо. Именно употребление «церкви», как синонима локальной христианской общины, со временем было ассоциировано с помещением, где организовывались собрания христиан. Странствующая церковь – видимая церковь.

В-третьих, это Домашняя церковь (Рим.16:3—4), относящаяся к Странствующей церкви – собрание христиан в одной семье, включая родственников, соседей и рабов (если таковые имелись). Совершение Таинств в Домашней церкви должно регулярно блюстись. Домашние церкви, как правило, создаются Богом в местах гонений, при отсутствии общественных молитвенных помещений, но в плане соблюдения церковных традиций, литургической практики, Библейской догматики Домашние церкви не должны отличаться от церквей имеющих стационарные помещения для совершения Богослужений. Домашним церквям не должно уклоняться от накопленного духовного потенциала, который веками формировала Соборная Церковь под действием Святого Духа.

В подтверждение выше сказанного, предлагаем ознакомиться с мнением Блаженного Иеронима Стридонского, который в своих теологических произведениях отмечает, что у апостола Павла слово «Церковь» имеет два значения: оно может означать и Церковь идеальную – «Невесту Христову, не имеющую пятна и порока», которая есть «истинное Тело Христово» и состоит только из совершенных и святых; и Церковь реальную – собрание разных людей во имя Христово, еще не достигших полноты и совершенства добродетелей и не застрахованных от ошибок.

15. РЕФОРМАЦИЯ

Реформация – древний метод преображения церкви.

Странствующая церковь, в своем составе может иметь как возрожденных от Бога верующих, так и тех, кто лишь мнит о себе, как о верующем, но, не является таковым. Не дай Бог этому случиться, но Странствующая церковь может уклоняться от Божественной истины, впадать в заблуждения и в ереси. Поэтому Слово Божие является единственным авторитетным источником для всех Странствующих церквей всех времен и народов для исправления церквей от проникших в них ложных учений. Святой Дух во все столетия существования Церкви посредством Слова Божьего просвещает и наставляет народ Божий в Божественной истине и правде. Таким образом, благодаря накопленному духовному арсеналу, современная церковь получила возможность, проводя ревизию и реформационные преобразования, использовать наставления церковных мудрецов, которые живя в прошлые века достойно потрудились во Святом Духе ради чистоты Библейской истины: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7). Полное отречение от духовного многовекового опыта Церкви, явило в современном христианском мире опасную тенденцию, при которой стало возможным появления в поместных церквях новых откровений, якобы ниспосланных современной поместной церкви Святым Духом, сверх единственного истинного Откровения, которое дано Церкви через пророков и апостолов и зафиксированного в Книгах Священного Писания. Все эти новоявленные откровения, по сути, человеческие выдумки или изощренно лукавые толкования Божьего Слова. Лишь ревизия церковных догматов и реформирование оных посредством привлечения церковного исторического опыта, который догматически формировался под влиянием Святого Духа, может изменить неверный курс современной уклонившейся в ересь церкви. «Церковь непрестанно реформируется!» провозглашал видный христианский сподвижник III века Киприан Карфагенский. Без реформирования церковь захлебнется нездоровым духовным климатом, при котором будет страдать народ Божий. В Богословской практике существует правило, которое можно сформулировать следующим образом: Должно совпасть три мнения, чтобы церковный догмат мог быть принят церковью в качестве стандарта. Первое – это мнение автора Библейской Книги, второе – мнение древних богословов и третье – точка зрения современного богословия. Читайте и изучайте древнее богословие. Познавайте работу Святого Духа в прошлых столетиях! Сравнительное Богословие позволяет уберегать поместные церкви от ересей и заблуждений. Подобно Исходу и Второзаконию, подобно Четырем Евангелиям и по ныне Святой Дух проявляется в повторении, а не в противоречиях. Гармоничное соотношение древней богословской мысли и нынешней – гарант наличия в современной церкви здравого учения! Только так можно проследить деяние Святого Духа в сфере многовекового церковного научения: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26).

В Реформационной борьбе христиане могут быть подвергнуты испытаниям, страданиям и смерти. Преподобный Макарий Египетский напоминает нам о возможных наших страданиях ради Божественной Истины и даже смерть наша становится нашей победой: «В духовном борении победа над противником бывает через страдания и смерть. Страдая и умирая с решимостью ради Господа, победим мы противоборствующего. И если мы хотим всю тесноту и испытания считать не тягостными и жестокими, но легко претерпеть любые козни лукавого, то должны всегда как о желанной думать о смерти за Господа, и, взяв по слову Господа ежечасный крест свой (то есть смерть), с решимостью следовать за Ним; тогда мы без труда перенесем всякую скорбь, будь то тайную, будь то явную. Как желанную ожидая и всегда с вожделением имея перед глазами смерть за Господа, насколько успешнее, даже с радостью претерпеваем мы тесноту, как бы она ни была тяжка. И оттого мы иногда в нетерпении считаем наши испытания обременительными, тяжкими и невыносимыми, что смерти Господа нашего Христа перед глазами не имеем и наш разум не вожделеет её ежечасно. Поэтому желающий наследовать Господу возжелай и Его страстей».

16. О ЧЕЛОВЕКЕ

Христианство, в отличие от нехристианских философских учений, говорит о двойственности человеческой природы – о «ветхом Адаме» и «новом человеке», о «плоти»» и «духе», как борющихся между собой двух сущностей (принципах) внутренней жизни каждого христианина. Лишь Божья благодать, по Посланиям апостола Павла, позволяет духу человека преодолеть эту конфликтность и вновь воссоздать человека по образу Христову. Под влиянием Божьей благодати ветхий человек преображается в нового посредством духовного совершенствования во Святом Духе, получая от Духа Божьего силы сопротивления своей греховной сущности и одерживая победу над ней Духом. Остальные же грешники, по своей греховной сущности отринувшие Бога или же ложно выдающие себя за верующих в Спасителя Иисуса Христа оставлены Богом на погибель. Преподобный Макарий Египетский в своём труде «Поучения» очень точно пишет о истинно верующих во Христа и тех кто лишь мнит себя таковыми, помянуя о том, что вера без дел мертва (Иак.2:17), как и человек без духовного труда над собой духовно мёртв: «Как в летнюю пору каждый, посеявший до неё, ожидает жатвы и получения плодов от земли, так и всякий потрудившийся сколько-нибудь в настоящее время (Рим. 3:26) заранее готовит себе жатву в Царстве Небесном. Ведь есть христиане на словах и есть христиане на деле. Так будем же молиться, чтобы изрекаемое нами осуществлялось на деле, в меру возможности и во всей полноте удостоверенное. Ибо опыт более надежен, чем упорство в одних только словах. Состраданию и беспредельной милости Христовой слава во веки веков. Аминь».

17. О СУВЕРЕННОЙ ВОЛЕ БОГА И ВОЛЕ ЧЕЛОВЕКА

Неверующие во Христа, то есть невозрожденные Духом Божьим люди, не способны творить благие дела, всё что они творят есть грех. Их свободная воля мертва со времён грехопадения первых людей Адама и Евы. Воля же возрожденных Духом христиан, под влиянием Святого Духа, воскрешена к жизни и, при действии Божьей благодати, их воля способна к благим делам, ибо становится восприимчива душой и духом к отделению добра от зла – Божьего от сатанинского.

Таким образом, для того чтобы человек мог творить добро, Божья благодать должна предшествовать воле человека, возрождая душу его и делая его волю относительно свободной. Именно относительно, ибо суверенная Воля Творца всегда главенствует над волей человеческой: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф.10:29—31).

В книге «Тезисы церковного реформатора», её автор Евлампий-иконоборец пишет: «Истинным добром является то добро, которое совершивший его, не приписывает в своей гордыне самому себе, а всю славу отдает Богу: „Слава тебе Боже, что ты сподобил меня на совершение этого благого дела“». Такое благое дело неверующий в Бога не может совершить, ибо в таковом свободная воля мертва дабы различать, что есть добро и что есть зло пред Богом и всю славу за содеянное доброе дело неверующий в гордости своей приписывает самому себе, греша, тем самым, перед очами Божьими.

18. О ПОКАЯНИИ

Покаяние – богословский термин, в христианстве означающий осознание грешником своих грехов, связанных с нарушением Закона Божьего.

В Библии покаяние описывается и как скоротечное решение, и как процесс, длящийся всю жизнь. Соответственно церковь регулярно всем пришедшим на Литургию предоставляет возможность совершить молитвенное покаяние.

Как правило, покаяние в церкви совершается верующими христианами перед Евхаристией. Несмотря на то, что покаяние на первый взгляд может расцениваться как результат духовного переосмысления проистекающий по инициативе человека, однако в свете Библейского учения покаяние это дар Божий получаемый грешником в совокупности с обретением им веры, которым по благодати наделяется всякий, кто еще до сотворения мира был предуставлен к жизни вечной (Еф.1:1—4), то есть избран Богом для Царства Небесного.

Внешним признаком истинности покаяния служит дальнейшая обновлённая жизнь – добрые мысли, слова и поступки человека. «По плодам их узнаете их» (Мф.7:20) – учил Христос отличать истинно верующих христиан от мнимых верующих.

Покаяние сопровождается радикальным пересмотром взглядов кающимся грешником и системы прежних его ценностей. Покаяние подразумевает новый взгляд человека на самого себя, на его окружение, на Бога. Покаяться, значит отвернуться от множества вещей, которые имели цену для человека только потому, что были ему приятны. Покаяние проявляется, прежде всего, в изменении шкалы ценностей: когда после полного раскаяния в центре всего становится Бог, а всё остальное становится вторичным.

Многие считают, что если человек проливает слёзы или кажется сокрушенным, по причине осознания своего неправедного жизненного пути, то это доказывает, что спасительная Божья благодать начала действовать в душе этого человека. Но этот вывод неверен. Нельзя путать временные чувственные угрызения нечистой совести с тем глубоким внутренним пониманием пагубности греха, которое дает Святой Дух. Покаяние предполагает полное согласие с Божьим Законом (Десятью Заповедями Ветхого Завета), основными всеобъемлющими двумя Заповедями которого является в Новом Завете: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мк.12:30—31).

В древнем труде Тертулиана «О покаянии» есть доброе предостирежение о заблуждении тех, кто к покаянию относится пренебрежительным образом, то есть живёт без страха перед Богом и своей совестью: «Но некоторые говорят, что достаточно иметь Бога, если Он почитается в сердце и душе, а в деятельности можно менее обнаруживать Его. Таким образом, можно грешить без нарушения страха к Богу и (оскорбления) веры. Это значит, можно оскорблять брак без нарушения чистоты; можно примешать родителю яд без нарушения сыновнего почтения. А отсюда и сами они будут ввергнуты в геенну без нарушения милосердия, как согрешают они без нарушения страха к Богу… Но эти мудрецы выводятся обыкновенно из семени лицемеров, дружба которых с диаволом неразрывна, а вера их никогда не бывает искреннею». Тот кто не способен к переоценке своих плотских ценностей и пребывает вне деяний Святого Духа, имеет мнимую веру и еще не призван Духом Святым на путь спасения.

19. О МОЛИТВЕ

Молитва – важная часть духовной жизни верующего человека, его связь с Богом, индивидуально-личная или же в сообществе других верующих, нередко излияние души, предстающей перед Богом с открытым сердцем, в благоговении, доверии, надежде и любви. По существу молитва спонтанна, но может до некоторой степени структурироваться и направляться в соответствии с культурой, традицией и обрядностью определенного христианского этноса.

В молитве, Богу воздается честь, слава и благодарение, могут быть также и прошения. Прошение не означает, что молящийся рассчитывает на радикальное изменение воли Божьей, но высказывается надежда на то, что может быть изменен способ реализации Его воли, одной и той же по существу.

Истинная молитва побуждается Святым Духом, а не людьми. Евагрий Понтийский пишет в своём труде «Слово о молитве»: «Если желаешь молиться, то тебе нужен Бог, дарующий молитву молящемуся. Поэтому призывай Его, говоря: „Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое“ (Мф.6:9—10), то есть Святой Дух и Единородный Сын Твой. Ибо так научил [нас Господь], говоря: Отцу должно „поклоняться в духе и истине“ (Ин. 4:24) … Святой Дух, сочувствуя нашей немощи, посещает нас, даже если мы нечисты; и если Он находит, что с любовью к истине молится ему только ум, то нисходит на него и разгоняет всю фалангу обступивших его помыслов и [греховных] мыслей, обращая его к пылкому желанию духовной молитвы».

Кроме того, в церкви отдельно выделяют такую молитву, как покаянная молитва, хотя элементы покаяния могут присутствовать в любых видах молитв.

Молитва опирается, в Библейском понимании, на Завет между Богом и человеком, и на искупительную жертву Иисуса Христа. Отношения с Богом в молитве – не рабские, а сыновние, дружеские, доверительные, при условии, если молящийся относится к Завету (совершенного посредством водного крещения) и жертве Христовой самым серьезным образом. Молитва – не уход от мира, не витание в высших сферах, а желание лучше войти в жизненные дела и проблемы под знаком Божьей воли и Его замысла. Молитва – средство примирения с Богом, источник богопознания, познания путей Божиих в мире и достижения внутреннего мира.

Молитвенное обращение человека к Богу должно совершаться без посредников в лице духов, различных природных сил, материальных предметов являющихся в ложных религиях предметами поклонения или почитания. По этому поводу в Священном Писании сказано: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1.Тим.2:5—6). Полнота человеческой природы Христа существенно важна для Его роли Посредника. Своей смертью на кресте Христос жертвенно искупил людей от их грехов (Мф.20:28; Мк.10:45; 1.Пет.1:18—19; Тит.2:14). Таким образом, Он есть «един посредник» (1.Тим.2:5). Тот Который смог искупить грешников от их грехов, к Тому и должны быть обращены молитвы христиан. Если во времена Ветхого Завета посреднические служения пророка, священника и царя исполнялись различными людьми, то теперь все три служения слились воедино в Иисусе Христе. Ему принадлежит слава, данная Ему Отцом, быть единственным и абсолютным Спасителем. Верующие, призваны понять это и проявить себя Его народом, повинуясь Ему как Царю, веря Ему как Священнику и учась у Него, как у Пророка и Учителя. Подобная молитвенная сосредоточенность на Иисусе Христе является отличительным признаком истинного христианства от всех остальных религий мира.

Молитвы могут быть как общественными, так и частными. Данное обстоятельство делает возможными общественные богослужения. Общественные молитвенные богослужения обычно сопровождаются благовонным каждением – символом вознесения молитв к Богу. Однако в истинной церкви любые внешние действия ценятся не сами по себе, а лишь как средства к достижению правильного внутреннего молитвенного настроя.

Молитва может быть как словесной, так и мысленной. Мысленная молитва совершается без произносимых вслух слов. Наличие у молитвы словесной формы означает возможность записать её. К полученным записям (текстам молитв) также применяют наименование «молитва». Тексты молитв могут быть собраны в специальные книги, предназначенные как для общественных богослужений – богослужебные книги и для частного использования – молитвословы.

20. О ГРЕХЕ

Первый сотворенный Богом человек пал в раю ослушавшись Заповеди Бога посредством своей свободной воли, которой человек владел до грехопадения. Из этого непослушания возник, для всех потомков первого человека, первородный грех, передающийся всему человечеству из поколения в поколение. Это привело к смертности всех людей, к зависимости от греха и утраты ими свободной воли. Потеряв свободу, человек стал рабом греха. Первородный грех передается каждому из рожденных по плоти. Никто не может не ощутить последствия приобретенного при рождении первородного греха. Плоды этого первородного греха выражаются в обретении всё новых и новых грехов уже не первородной сущности, а грехов совершаемых индивидуально каждым человеком.

Грех человека является причиной для Божьего проклятия и наказания. Избавление от ответственности за грех возможно посредством искреннего покаяния и дарованной человеку Богом искупительной жертвы, в умилостивление (в удовлетворение) Бога Отца крестной жертвой Сына Божьего Иисуса Христа, «ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:23). «Не тот, – учит Василий Великий, – исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, и потом остался во грехе; но тот, кто по слову Псалма, обрел грех свой и возненавидел его». Борьба со грехом и победное противостояние искушениям возможны человеку лишь при поддержке грешника силою Святого Духа. Без участия Святого Духа грешник способен только удаляться от Господа Бога, прежде всего это проявляется в грехе неверия в Бога. Но при схождение на грешника Святого Духа у человека появляется способность противостоять греху. Поэтому в победе над грехом вся слава принадлежит Богу, а не человеку.

21. О РОЖДЕНИИ СВЫШЕ

Рождение свыше (второе рождение) – один из важных догматов христианства. Суть этого догмата состоит в появлении возможности в земной жизни избранного Богом человека обрести по благодати Божией и влиянию Святого Духа (а не собственными усилиями) способности познавать Божью Истину, Его волю, различать добро и зло, стремится к святости и праведности через освящение Святым Духом, противостоя, таким образом, обольщению дьявола и борясь с индивидуальными грехами, периодически совершаемыми человеком в процессе всей своей жизни.

Рождение свыше не предполагает смешение двух догматов в один, «Рождения свыше» (одномоментный акт) и «Освящения» (длительный период), как это принято в лжеучениях, то есть необходимо различать, что есть «Рождение свыше», а что есть «Освящение».

Быть рожденным свыше не означает быть безгрешным. Но рожденные свыше становятся уже на земле участниками в небесном звании (Евр.3:1), сонаследниками Христу (Рим.8:17). На этом основании рожденные свыше люди провозглашают свою Богоизбранность.

Рождение свыше является реалистичным и конкретным (без мистики) следствием Божьего предопределения человека в подобие Сына Божьего, с последующим желанием верующего исполнять волю Отца небесного, с четкой хронологией процесса спасения человека Богом записанного в Послании апостола Павла к Римлянам 8:29—30. Участники этого спасительного процесса и являют собой рожденных свыше.

22. О ТАИНСТВАХ

Таинство – по учению христианской церкви есть свящённое деяние, в котором верующим сообщается под видимым образом невидимая благодать Божья.

В отличие от обрядов (бракосочетание, погребения умерших и других треб), которые имеют церковное происхождение, христианские Таинства считаются установленными самим Иисусом Христом и призваны изменить не внешнюю, а внутреннюю жизнь человека, посредством наличия веры от присутствия Святого Духа и соединения Таинствами со Христом.

На страницу:
2 из 4