bannerbanner
Богословие Апостола Иоанна. Толкование Евангелия и Посланий
Богословие Апостола Иоанна. Толкование Евангелия и Посланий

Полная версия

Богословие Апостола Иоанна. Толкование Евангелия и Посланий

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 9

(6—8) Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.

Кажется нам, что здесь нет нужды в комментариях, евангелист, будучи свидетелем происходящего, сообщает всё, как было. Водоносы наполняются по необходимости, но вот блаженный Феофилакт во всём видит особый умысел Господа, даже допускает вероятность того, «чтобы служителей, носивших воду в сосуды, иметь свидетелями чуда».16 Вообще-то Господь творил чудеса не напоказ, не ради славы, но по необходимости и по послушанию Отцу, ведь даже учеников Ему избирал Отец не только как свидетелей, но и как Своих последователей и будущих Апостолов. Об этом и повествует Евангелие.

(9—10) Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе.

Эти стихи так же не нуждаются в пояснениях. Просто они лишний раз свидетельствуют о том, что Господь не афишировал свои способности, но старался их скрывать, потому и распорядителя пира оставил в неведении.

(11) Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

О соединении двух природ, двух Сущностей в Иисусе Христе Ап. Иоанн сказал в первой главе, во 2-ой главе, и далее, Иоанн будет говорить об Иисусе как о едином Существе, но не как о единой Личности. Поэтому мы, при необходимости, будем уточнять наличие и различие во Христе двух Сущностей, двух Личностей. Этот стих говорит об Иисусе как о едином Существе: явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его, то есть окончательно и бесповоротно уверовали, что Иисус есть долгожданный Мессия – Сын Божий.

(12) После сего пришёл Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.

Почему Иисус с Матерью, братьями и учениками пришёл в Капернаум, замечательно изъяснил проф. А. П. Лопухин17. Я же хочу обратить внимание читателя на то, что евангелист Иоанн, как и прочие евангелисты, не уточняет, что братья у Иисуса были сводными. В те времена для учеников и близких Иисуса, этот факт был обычным явлением и не нуждался в каких-то разъяснениях. Но в последующие времена становления христианства, это упущение неизменно опрокидывало навзничь духовно далёких от Бога людей, подвигая их к хуле на Матерь Иисуса, на Её девственное достоинство. Девственность же Её сохранена Богом не только потому, что зачатие произошло не обычным половым путём, а действием Божиим, но ещё и потому, что Она родила Бога во плоти необычным образом. Плод, во время родов, выходил не через родовые пути, а прошёл сквозь плоть живота, точно так же, как тело воскресшего Христа прошло сквозь ткань Плащаницы, как проходил Он к ученикам сквозь стены и двери запертой горницы.

(13) Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим

А. П. Лопухин говорит, что Свою общественную деятельность Иисус должен был начать очевидно не с Каны Галилейской, а со столицы Иудейского государства и именно в храме, согласно пророчеству Малахии: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идёт, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3:1).

Вот эти-то слова пророка и следует нам рассмотреть особенно внимательно, ибо они есть слова Самого Бога, суть которых я обязан разъяснить. Бог говорит: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною», – это сказано об Иоанне Предтече.

Изъясняя слова пророка об Ангеле завета, Лопухин признаёт, что Бог говорит о Нём как о Личности отличной от Себя: «несомненно, что Иегова отличает от Себя „Ангела Завета“ как особую Личность: Он является посылающим, Ангел завета – посылаемым, хотя и действующим как Иегова, со всеми Его правами и силою».18 Толкование профессора было бы замечательно безупречным, если бы он подсознательно не идентифицировал Иисуса – Сына Божия с одной из трёх Личностей Бога Саваофа. Он пишет: «Поэтому, последние слова пророчества: „вот, Он идёт“ нельзя понимать только как своеобразный способ выражения, когда говорящий говорит о себе в третьем лице <…>, а, согласно с Евангелием, следует рассматривать как обозначение Сына Божия, Который, в силу единства Своего, по существу, с Богом Отцом (Ин. 10:30), является здесь как Иегова и Ангел завета».19 Сын Божий Иисус Христос действительно является и Иеговой и посылаемым Ангелом завета, но не как единая Богочеловеческая Личность, а как единое Богочеловеческое Существо. Но А. П. Лопухин стих (Ин. 10:30) толкует так: «„Я и Отец одно“. Эти слова могут обозначать только единство Христа с Отцом, по природе», – то есть Отец – Бог, и Христос по природе – Бог Иегова. Спрашивается, а куда же делась человеческая природа Христа?

Нет, слова пророка Малахии следует понимать иначе: «внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете», – сказаны о едином Существе Иисуса Христа, в Котором Бог Саваоф, один и единственный Бог. Именно этот Бог войдёт в храм Свой в Иисусе Христе, в Ангеле завета. И о Нём же, Богочеловеческом Существе – Ангеле завета, сказано израильскому народу: «…вот, Он идёт, говорит Господь Саваоф».

(14—15) и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.

С точки зрения обывателя, столь необычный поступок, вероятнее всего не столько возмутил, сколько смутил и озадачил всех присутствующих, ибо до этого всё было так привычно и безмятежно, и вдруг, никому не известный Человек устраивает погром в храме. Несомненно, благочестивая ревность Иисуса была возбуждена в Нём любовью к Богу, а любовь не бесчинствует, но стремится всё благоустроить, привести в благочинный порядок. Иисус как Человек, сугубо любящий Бога и Своего Отца (Отца, в полном смысле этого слова), конечно же, не мог стерпеть бесчинства в храме Божием, превращённом в базар и скотный двор.

(16) И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.

Здесь необходимо выявить основную богословскую суть, заключённую в словах: «дома Отца Моего не делайте домом торговли». Если Иисус является Личностью предвечно рождаемого Бога Сына, то есть Он такой же Бог как и Личность Отца, и Он есть Тот же Самый Иегова, как считает догматическое «богословие» и его последователи, то почему Иисус не сказал: дома Моего не делайте домом торговли? Или Он, «облачившись» в человеческую плоть, перестал быть Богом? Или храм принадлежит только Богу Отцу, а Богу Сыну не принадлежит? Конечно, нет! Бог, ни при каких условиях, ни при каких метаморфозах Его духовного естества (Его энергий), не перестаёт быть Богом. И воплотившись в Иисусе Христе, будучи единым с Человеческим Существом, Он не превратился в Человека, не перестал быть Богом. Против нечестия иудеев возмутилась душа Человека, рождённого Богом, душа любящая Бога.

(17) При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоём снедает Меня.

Эти слова (Пс. 68:10) вспомнились ученикам, очевидно не столько от зрелища бескомпромиссных и решительных действий Иисуса, сколько от вида Его лица, на котором отражалось Его душевное состояние. Душевная боль псалмопевца, порождённая всепоглощающей любовью к Богу и запечатленная в каждом стихе псалма, видимо жила на лице Иисуса. И из этих слов евангелиста, явственно видно, что говорится здесь (как, впрочем, и во многих других местах Нового Завета) об Иисусе как о Личности Человеческой, а не Божественной, тогда как св. отцы считали Христа одной из Божественных Личностей, ставшей Богочеловеческой Личностью после облачения в человеческую плоть. Просто потрясающе! Бог оделся в плоть и стал другим – Богочеловеком. Но личные местоимения: «Твоём», «Меня», соотнесённые с Иисусом, показывают на совершенно разные Личности (Бога и Человека), не сливаемые в одну Богочеловеческую Личность Иисуса Христа.

(18—21) На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?

Эти слова иудеев показывают, что они смутились и, в принципе не возражают против Его поступка, свидетельствующего о неукротимой ревности о Боге. Но они требуют от Иисуса доказательств в виде знамений, так как Он не был ни начальником, ни даже простым служителем храма. Он вообще никому не был знаком, и это заинтриговало присутствующих.

Некоторые критики считают, что описанное здесь событие по времени расходится с повествованием синоптиков (Мф. 21:12—13; Мк. 11:15—16), говорящих, что Господь поступил так в иерусалимском храме перед Своими страданиями. Полагаю, что Господь вполне мог поступить так дважды, и в начале Своего пути, и в конце. За три года общественного служения Иисуса торговцы в храме, мало по малу могли оправиться от первоначального шока и восстановить свою нечестивую традицию, особенно перед праздниками, когда был особый спрос на жертвенных животных.

(19—21) Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего.

Эти стихи мы изъясним в необычном ключе, непривычном для стереотипного мышления, воспринимающего Иисуса как единую Личность Богочеловека. В данном случае слова: «Я в три дня воздвигну его», – сказаны не смешанной из двух природ Личностью Иисуса, но Божественной Личностью Христа! Языком Человека Иисуса говорил Сам Бог Отец, воплотившийся в Сыне Своём, и Которому тело Иисуса принадлежало с таким же правом, как и душе Иисуса. Мы говорим о равных правах на одно тело потому, что оно принадлежит не только душе Иисуса, но и Его духу, а духом является Божественная ипостась Слово. О том, что со Словом в Иисусе воплотился весь Бог, мы уже говорили, поэтому мы вправе утверждать о принадлежности тела Человека Иисуса, и Богу – Отцу Иисуса.

Весь Новый Завет свидетельствует о том, что именно Бог воскресил Иисуса – Человека, умершего на Кресте, а не Он Сам Себя воскресил, будучи Богочеловеческой Личностью. «Бог воскресил Его» (Деян. 2:24), «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» (Деян. 2:32, 3:15, 4:10, 10:40). Будучи Богочеловеческим Существом, Иисус мог бы силою Бога Отца и разрушенный рукотворный храм восстановить в одночасье, но в данном случае в Нём говорил Бог о Своём теле как о храме, в котором Он обитал вместе с душой Иисуса.

Да ведь и тела всех людей являются храмом Божиим. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1Кор. 3:16—17). И ещё: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» (1Кор. 3:16). Так и смертное тело Христа являлось храмом Божиим.

Три дня – это срок пребывания Иисуса Христа в гробу, срок, предопределённый от вечности домостроительством Бога.

(22) Когда же воскрес Он из мёртвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.

Поскольку слова предыдущего стиха говорил Бог языком Иисуса, и слова Псалтири говорились Богом через пророка Давида, то слова эти не могли быть ложными, но они осуществились в своё время. Поэтому после воскресения Иисуса, ученики вспомнили и слова Писания (псалма), и слова Иисуса, и в их сознании всё сошлось на Боге, и они поверили Писанию, говорившему об этом событие, и слову Иисуса, сказавшему о Себе как о Мессии.

Весь Новый Завет пронизан свидетельством того, что Бог, Отец Иисуса Христа, воскресил Его из мертвых (1Кор.6:14; Кол.2:12; Фес.1:9—10), и здесь не сказано, что Иисус воскресил Себя, но отцы утверждают: нет, Иисус Сам Себя воскресил. Блаж. Феофилакт Болгарский пишет: «Пусть и ариане слышат, как Господь и разрушитель смерти говорит: Я воздвигну. Не сказал, что Отец воздвигнет, но – Я воздвигну, употребив собственную силу, а не нуждаясь в чужой отвне».20 Вот, пожалуйста, и разделение Отца с Сыном, выраженное словами: «чужой отвне», – то есть Отец Сыну чужой, и находится вне Его Самого; и здесь же противоречие Св. Писанию, в Котором говорится, что Бог воскресил Иисуса, а не Он Сам Себя воскресил. Хочется спросить мудрецов от «богословия»: Как же Он (Бог Сын), будучи столь всемогущим и независимым от Бога Отца, не мог Сам Себя укрепить во время моления к Отцу в Гефсиманском саду, но «явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его» (Л. 22:43)?

(23) И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его.

Как видно, уверовали не в Него, а лишь во имя Его как чудотворца и, вероятно, почитая как волхва, а не как Мессию. Конечно, были и те немногие, которые уверовали в Него как Мессию, Посланного Богом.

(24) Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех

Поэтому, зная Духом Отца этих многих и видя их легковерность и не твёрдость в вере, причём сомнительной вере, Он не открывался им как Мессия, как открылся Своим ученикам.

(25) и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке.

О том, что Он, как Человек, как Мессия всё имеет от Бога Отца, в Нём пребывающего, Иисус будет говорить ниже. Поэтому, получая знание о людях Своим духом от Отца, Он не имел нужды в свидетельствах со стороны. Точно так же и святые люди духом своим получали извещения от Бога о нуждах людей, и о самих людях, которые к ним приходили.

Глава 3

(1—2) Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришёл к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

Никодим был один из фарисеев, прилежно соблюдавших закон Моисеев. Эта партия религиозных деятелей считалась ведущей среди Иудеев. Никодим пришёл к Иисусу ночью, тайком, чтобы не скомпрометировать себя перед прочим большинством, не принявшим Иисуса. Этот фарисей, очевидно, был уже не молод, так как был начальником народа, но склонил голову перед Иисусом, почитая Его учителем, ибо духом своим он принял Иисуса, потянулся к Нему, понимая, что Иисус творит чудеса силой Самого Бога, поэтому уверенно заявляет: «мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога». Эти слова показывают, что Никодим признал в Иисусе Мессию, и пришёл к Нему не из праздного любопытства, но желая узнать те истины, которые могут помочь достичь Царства Божия, о котором иудеи имели представление и, естественно, каждый мечтал попасть в это Царство: «…блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк. 14:15). И от кого же узнавать пути в это благословенное Царство, если не от Учителя, посланного Богом?

(3) Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Иисус, Духом прозревая тайные желания и мысли Никодима, начал говорить о том, что, прежде всего, необходимо встать на спасительный путь, ведущий в Царство Божие. Говоря о рождении свыше, Иисус имел в виду духовное рождение, рождение от Бога, которое, по сути, является духовным перерождением человека.

Никодим, не придав значения слову «свыше», не вполне понял, о каком рождении говорит Иисус, но уловил основную суть – необходимость некоего нового рождения человека.

(4) Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

Видя небывалые чудеса, творимые Иисусом, Никодим, будучи во власти земных представлений, даже допустил сомнительную возможность вновь родиться от своей матери.

(5—6) Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух.

На этот раз Господь поправляет мысли Никодима и поясняет, о каком рождении Он говорит. Рождение от воды и Духа, есть крещение, которым Он Сам крестился в водах Иордана, при схождении на Него Духа Божия в виде голубя. Без этого крещения (рождения от Бога), не может человек войти в Царствие Божие. Иисус уточняет: «Рождённое от плоти, есть плоть», – и принадлежит земле, – «а рождённое от Духа есть дух». Только это духовное, рождённое Богом (Духом) может войти в Царство Божие.

Рождение водой и Духом является не раздельным (сначала водой, а потом Духом), а комплексным, как это показано во время крещения Спасителя. И надо сказать, что крестился не Бог во плоти, и не человеческая плоть, но крестился Человек Иисус как Личность. И это крещение было реальным и существенным событием, а не как некая игра, имеющая целью показать пример, и только. Да, в Нём Бог во всей Своей триединой полноте пребывает, будучи воплощённым, приобщённым плоти Христа, но не Бог принял крещение, а именно Человек.

Иисус, как Богочеловеческое Существо не нуждался в крещении, ибо родился непорочным, с неповреждённой человеческой природой, но Он, как Человек, Сам познал на опыте благодатное, укрепляющее действие Духа Божия. Ведь именно после крещения Он был уведён Духом (то есть Тем же Самым Богом) в пустыню, для искушения от диавола, и сатана Его искушал (Мф. 3:16—17, 4:1; Мк. 1:9—12; Лк. 3:21—22, 4:1—12). В этом факте нет ничего удивительного, ибо одно – это Личность Бога, и совсем другое – Личность Человека. Именно Человек был уведён Духом, и именно Личность Человека была искушаема диаволом. Но наши «богословы» утверждают, что сатана не подозревал, что пытается соблазнить Бога. Ведь богословствующие умы закрепили за Иисусом только одну Божественную Личность, и, стало быть, Иисус, будучи одной из Божественных Личностей, сорок дней разыгрывал комедию, дурача диавола, ибо невозможно соблазнить и совратить Бога. На самом деле, сатана прекрасно знал Кого он пытался сломить, ведь у него уже был опыт, когда ему удалось соблазнить и совратить непорочного человека Адама, в котором Св. Дух обитал во всей полноте. Поэтому он надеялся преуспеть и в борьбе с Иисусом.

О символическом значении воды во время крещения прекрасно сказал протопресвитер А. Шмеман21, но, вероятно, омовение водой имеет не только символическое, но и практически-мистическое значение. Неспроста перед омовением осуществляется освящение воды, и крещаемый погружается не в простую, а в освящённую воду. В Библии материя вообще и тело человека иногда отожествляются с водой, и это неслучайно. Вода является основой бытия живых существ на земле. Тело человека, например, более чем на 80% состоит из воды. Вхождение в освящённую воду, это не только омовение тела, но и своеобразное вхождение «в утробу матери природы», сотворённой и освящённой Богом. Божественные энергии, которыми заряжается вода во время освящения, очевидно, проницая тело человека, таинственным образом воздействуют не только на тело, но и на душу человека. Кроме того Св. Дух, невидимо сходя на человека, воздействует на его дух.

(7) Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

Рождение плоти присуще всем живым существам на земле, а духовная жизнь с Богом и в Боге свойственна только людям. Поэтому слова: «должно вам родиться свыше», – означают, что духовно человек должен быть порождён Богом. Акт крещения и есть благодатное действие Бога на дух человека, преобразующее его дух, ориентирующее его на духовную жизнь.

(8) Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа.

Первую половину стиха А. П. Лопухин истолковал как сказанную Христом о движении воздуха, а вторую часть как относящуюся к Духу Божию. Я полагаю, что весь стих необходимо воспринимать как сказанный о Духе Божием, Которым возрождается человек. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь», – то есть Бог, Который везде, действует Своим естеством, Своими энергиями, как дыхание Божие, действует, где хочет, когда хочет и как хочет. Крещение Духом, это воздействие Бога на человека, оно таинственно, порой не ощутимо, но вполне реально; оно как-то преобразует дух человека, делает его сопричастным Божественной жизни.

Действия Бога осуществляются в духе человека, но дух его соединён с душой не внешними оболочками, а во взаимном проникновении друг в друга. Поэтому движения духа ощущает душа (личность) человека как некое изменение, влияющее на состояние души, на её настроение. Душа может радоваться, огорчаться или страшиться от раздражителей, поступающих из внешней (материальной) среды через посредство тела, ибо душа соединена с телом полным проникновением друг. Но душа соединена и с Богом, посредством своего духа, поэтому может радоваться, огорчаться или смущаться и от движений (действий Бога) внутри своего духа, когда нет никаких раздражителей извне. Например, когда человек намеревается совершить неблаговидный поступок, или поступок, могущий привести к трагическим последствиям, возникает тревожное беспокойство, которое называют недобрым предчувствием. Когда совершён греховный поступок и в душе поселяется томительное, изнуряющее беспокойство, тогда говорят об угрызении совести человека. Совесть, это и есть голос Божий в человеке, Его действие.

Эти внутренние, порой необъяснимые чувствования порождает в душе (через посредство духа) Бог, любящий человека и заботящийся о нём, о его бессмертной душе. Многообразная, зачастую непостижимая для осознания деятельность Божественных энергий в человеке и отражена в словах Спасителя: «и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит», – ибо неожиданно появляется ощущение присутствия Бога, и неожиданно исчезает. И это непременно случается с теми, кто родился от Бога, то есть кого Бог сделал человека причастником Своей благодатной жизни.

(9) Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

Никодим, будучи фарисеем, учил Израильский народ духовной жизни, но не имел опыта общения с Богом и потому не мог уразуметь сказанного Иисусом, от чего и спросил: «как это может быть?», – то есть, как происходит соприкосновение с Богом, как ощущается Его присутствие, по каким признакам это можно определить?

(10) Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

Иисус, с некоторой долей упрёка, заметил: «ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?». Ведь ветхозаветные пророки немало говорили об опыте общения с Богом, о том, что Бог является инициатором этого общения. Бог Сам решает, кому и когда давать духовное знание, человеку необходимо лишь иметь желание и стремление к такому общению, а значит, обращаться к Нему молитвенно сердцем и помыслами, отвращаясь от греховных устремлений. Сам Господь наставлял через пророка Иезекииля: «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них» (Иез.11:19), и ещё: «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?» (Иез.18:31).

На страницу:
4 из 9