bannerbanner
История казачества. Памятка казаку
История казачества. Памятка казаку

Полная версия

История казачества. Памятка казаку

Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 8

В конце марта 1611 года Первое ополчение попыталось освободить Москву, но сил для этого не хватило. Да и в самом ополчении начались трения между казаками и дворянами.

30 июня 1611 года по требованию ратных людей и казаков был выработан «Приговор Земского собора Первого ополчения», оформивший сословно-представительную организацию власти и порядок управления страной в отсутствии законного государя. «Приговор» укреплял дворянское землевладение, управление поручалось только дворянам, а атаманов и казаков решено было не посылать в города и волости. Наконец, беглых крестьян и холопов велено было возвращать их бывшим владельцам. Таким образом, «Приговор Первого ополчения» не устранил разногласий между дворянами и казаками и личного соперничества между лидерами ополчения Ляпуновым и Заруцким. В итоге противоречия между ними обострились настолько, что дворяне утопили 28 казаков, а казаки в отместку на своём круге 22 июля зарубили Прокопия Ляпунова.

После гибели Ляпунова дворяне покинули ополчение, и власть перешла к Ивану Заруцкому, стремившемуся упрочить положение казачьей верхушки. Под Москвой образовалось правительство «казачьих таборов», которое желало передать престол сыну Марины Мнишек. Но дворянство и значительная часть народа не желали видеть на престоле «Ворёнка».

Нелегко складывались отношения у казаков из подмосковных таборов и с народным ополчением Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Руководители Второго ополчения настойчиво привлекали казаков на свою сторону, и с конца весны 1612 года отдельные казачьи отряды стали присоединяться к ним. Это вызвало новый раскол в казачестве. Чувствуя, как крепнут позиции Ополчения, и как теряет авторитет правительство «казачьих таборов» под Москвой, Иван Заруцкий вступил в тайные переговоры с польским гетманом Яном Ходкевичем. Но большинство казаков не одобрило переговоров с поляками. Тогда в июле 1612 года Иван Заруцкий с частью казаков бежал из-под Москвы на юг.

С августа по ноябрь 1612 года казаки в составе Второго ополчения участвовали в тяжёлых боях с поляками за Москву.

Польско-литовское войско великого гетмана литовского Ходкевича подошло к Москве утром 21 (31) августа 1612 года. Общая численность войск гетмана Ходкевича составляла около 12 тысяч человек. Причём основу войска составляли примерно 8000 запорожских казаков. В Кремле в этот момент находился 3-х тысячный польский гарнизон, под командованием полковников Струся и Будзилы, с которым Ходкевич поддерживал связь и старался координировать действия.

На рассвете 22 августа (1 сентября) гетман Ходкевич начал прорыв к Кремлю, чтобы доставить туда огромный обоз с провиантом для осаждённого гарнизона. Сражение началось с боя конницы на Девичьем поле (у Новодевичьего монастыря). В решающий момент битвы, когда поляки стали теснить русских, четыре казачьих отряда атаманов Афанасия Коломны, Дружины Романова, Филата Можанова и Макара Козлова самовольно отделились от войска князя Трубецкого и, форсировав реку, присоединились к изнурённому войску Пожарского. С помощью прибывших казаков натиск польско-литовских войск удалось отбить, и гетман Ходкевич отступил, понеся большие потери.

Сражение возобновилось через день, 24 августа (3 сентября). Теперь Ходкевич наносил удар через Замоскворечье. Бои вновь приняли упорный и ожесточённый характер. Потеснив русских, поляки ввели в пределы Москвы огромный обоз. До Кремля было уже совсем близко. В ходе боя казаки князя Трубецкого ушли в свои «таборы». Вернуть их на поле битвы смогли лишь уговоры келаря Троице-Сергиевой лавры Авраамия Палицына и призывы Кузьмы Минина. Уже под самый вечер Кузьма Минин, взяв три резервных конных дворянских сотни и отряд польского перебежчика ротмистра Хмелевского, переправился через Москву-реку и у Крымского двора решительно атаковал польский заслон. Поляки обратились в бегство, которое стало в гетманском войске общим.

Поражение войска Ходкевича на подступах к Москве предопределило падение польского гарнизона Кремля. Поляки, перед лицом голодной смерти и решающего штурма, умерили свою спесь и пошли на переговоры. И 26 октября (5 ноября) 1612 года остатки польского гарнизона покинули Кремль и сдались. При этом полк Струся, вышедший в лагерь князя Трубецкого, был почти полностью истреблён казаками. Полк же Будзилы в ходе капитуляции в целом уцелел, поскольку князь Пожарский не допустил кровопролития.

27 октября (6 ноября) 1612 года русские войска торжественно, под колокольный звон вступили в опустошённый и осквернённый захватчиками Кремль.


Художник Лисснер Э. Э. «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 году»


Значимая роль казаков в разгроме польских интервентов и освобождении Москвы предопределила их активное и решающее участие в Земском соборе 1613 года, на котором 21 февраля (3 марта) был избран новый царь Михаил Фёдорович Романов, и, соответственно, стала править новая династия Романовых. По легенде, один из казачьих атаманов на Земском соборе, глядя в упор в глаза остолбеневшим боярам, решительно положил на стол письменную «атаманскую отписку» с требованием утвердить в качестве единственного претендента на престол отрока Михаила Романова, а поверх неё небрежно швырнул обнажённую саблю.

Впрочем, избрание шестнадцатилетнего отрока на царский трон Московии «божией волей» казаков никак не способствовало авторитету новой династии. Так, например, канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега презрительно сказал пленённому митрополиту Филарету (в миру Фёдору Никитичу Романову): «Посадили сына твоего на Московское государство одни казаки-донцы».

О решающем влиянии казаков на приговор Земского собора сохранились и другие свидетельства. 13 апреля 1613 года шведские лазутчики сообщали из Москвы, что казаки избрали Михаила Романова против воли бояр, принудив Трубецкого и Пожарского дать согласие на эту кандидатуру после осады их дворов. Жак Маржерет в 1613 году в письме английскому королю Якову I, призывая его к интервенции, писал, что казаки выбрали «этого ребёнка», чтобы манипулировать им, и что большая часть русского общества с радостью встретит английскую армию, поскольку живёт в постоянном страхе перед казаками. Холоп новгородского дворянина Бобарыкина, бежавший в Новгород из Москвы в июне 1613 года, утверждал, что царя выбрали «московские простые люди и казаки» без общего согласия. Наконец, так называемый Хронограф Оболенского второй половины XVII века упоминает, что за избрание Михаила Романова высказался на соборе «славного Дону атаман»63.

Атаман Иван Заруцкий не принял решение Земского собора 1613 года, на котором на царство был призван Михаил Фёдорович Романов. Новая власть, в свою очередь, объявила Заруцкого врагом государства. Для борьбы с казаками Заруцкого в Москве было спешно сформировано войско под командованием воеводы Ивана Одоевского. Сподвижники Заруцкого начали колебаться. Ряд городов, которые ранее контролировал Заруцкий, присягнули избранному царю Михаилу.

Не видя возможности для возведения на престол своего ставленника – «царевича» Ивана, Заруцкий со своими казаками в апреле 1613 года отступил к Воронежу. Здесь его настиг Одоевский и бился с ним два дня. Потерпев поражение под Воронежем, Заруцкий и Марина Мнишек переправились через Дон и ушли к Астрахани, где были поддержаны волжскими, донскими и яицкими казаками.

В 1614 году казанский стрелецкий голова Василий Хохлов осадил Астраханский кремль и вынудил Заруцкого вместе с Мариной Мнишек бежать на Яик. В 20-х числах июня 1614 года стрелецкие головы Гордей Пальчиков и Севастьян Онучин осадили Заруцкого в городке яицких казаков на Медвежьем острове и после продолжительного и упорного боя заставили казаков выдать его и находившуюся с ним Марину Мнишек с ребёнком. Пленники были отправлены в Астрахань к воеводе Одоевскому, который немедленно отправил их под сильным конвоем в Казань, а оттуда в Москву. В Москве Иван Заруцкий был посажен на кол, трёхлетний «Ворёнок» повешен, а Марина Мнишек спустя некоторое время умерла в тюрьме.

После восшествия на престол царь Михаил Фёдорович начал наводить в стране необходимый порядок. В 1613 году был создан особый Казачий приказ, или Казачий разряд, во главе которого встали незнатный дворянин Колтовский и дьяк Матвей Сомов, служивший в 1607 году у Лжепетра, а позднее – у Лжедмитрия II и считавшийся «специалистом» по казачеству. Казачий приказ ведал личным составом «вольных» казаков, их обеспечением, в том числе распределением приставств, верстанием казаков поместными и денежными окладами. Параллельно с Казачьим приказом некоторые из этих функций исполнял Челобитный приказ, основной обязанностью которого было рассмотрение челобитных, поданных лично царю. Более того, именно после Смуты и восстановления монархии обязательства государя в отношении служилого войска Донского были зафиксированы специальными грамотами 1615 и 1618 годов. Казаки были весьма довольны новым царём, особенно на первых порах. Михаил Романов щедро наградил донцов, ввёл для казаков Войска Донского право беспошлинной торговли во всех русских городах, направил на Дон богатый государев отпуск (ружейный и орудийный порох, деньги, хлеб, сукно) и даровал донским казакам их первое официальное знамя, на котором был изображён двуглавый орёл. Начиная с 1614 года годовое жалованье неверстанных атаманов составляло 7 рублей, есаулов – 6 рублей и казаков – 5 руб. Помимо этого казакам выплачивалось ежемесячное или ежедневное «кормовое» содержание. В 1614 году под Новгородом атаманы получали на месяц по 20 алтын, рядовые казаки – по полтине.

Царская политика по отношению к казачеству отличалась противоречивостью. С одной стороны, любое правительство, выражавшее интересы дворянства, стремилось поставить казачество под свой контроль, ликвидировать казачье самоуправление, запретить или упорядочить казачьи приставства, прекратить приток в казачьи станицы феодально-зависимого населения и даже вернуть часть казаков прежним владельцам; с другой – и царь Василий Шуйский, и руководители ополчений, и правительство Михаила Романова были заинтересованы в привлечении «вольного» казачества на свою сторону и в сохранении его как значительной военной силы. При этом степень правительственного нажима на казацкие вольности во многом определялась текущей военной ситуацией. Когда она позволяла, правительство «разбирало» казаков, назначая жалованье лишь «лучшим» из них и исключая со службы и возвращая в феодальную зависимость казаков, вступивших в станицы незадолго до «разборов»64.

Таким образом, царское правительство, начиная с Михаила Фёдоровича, стало проводить последовательную и решительную политику подчинения казачества.

Следует также отметить, что на вторую половину XVII века в общественно-политической и социально-культурной жизни Русского государства появилось другое явление, которое осложнило процесс подчинения казачества царской власти. Это церковный раскол. Изменения в обряде Русской церкви, которые непосредственным образом повлияли на устройство церковного быта как духовенства, так и других слоёв общества и простых верующих людей, не могли не вызвать возмущения. Известно, что церковная реформа была предложена и начата патриархом Никоном, но реальное её воплощение стало возможным только после её поддержки и реализации государственной властью в лице царя Алексея Михайловича. Поддержка реформы напрямую стала связываться с проявлением лояльности к власти. Отказ же от принятия нововведений рассматривался как сопротивление властям. Среди казаков возобладали идеи неприятия церковной реформы Никона. «Отпадение Московского царя от православия» давало право казакам ему не подчиняться. Представление о том, что именно они являются носителями «истинной веры» предоставляло им возможность консолидироваться и создать крепкую политическую силу, которая объединила бы всех казаков. Однако реальность была другой: постоянные притязания различных атаманов на лидерство и отсутствие собственной экономики делали социально-политическую обособленность казачества невозможной. Тем более что оно уже находилось в «тисках» жёсткого давления со стороны государства. Единственным способом отстаивания политических прав и социально-культурной самобытности были восстания, которые теперь шли не только под лозунгами «наивного монархизма», но и защиты «старой веры».

Степан Разин

В годы войны с Речью Посполитой (1654—1667) и Швецией (1656—1658) в ответ на усиление налогов последовало массовое бегство крестьян и посадских людей на окраины государства. Под давлением дворянства правительство, претворяя в жизнь нормы Соборного уложения 1649 года, с конца 1650-х годов приступило к организации государственного сыска беглых. Меры по возвращению беглых крестьян вызывали массовые протесты в южных районах, особенно на Дону, где издавна существовала традиция – «с Дону выдачи нет». Тяжёлые повинности и характер землепользования сближали с крестьянами служилых людей по прибору, охранявших южные рубежи.

Предвестником восстания Степана Разина было движение казачьих отрядов Василия Уса к Москве в 1666 году. К казакам, требовавшим жалованье за службу, во время похода примкнули крестьяне и холопы Южного Подмосковья. Весной 1667 года на Дону собралась ватага голутвенных казаков и беглых людей во главе с донским казаком Степаном Разиным, который повёл их на Волгу и Яик. Поскольку царские воеводы имели приказ задерживать казаков, действия разинцев нередко принимали бунтарский характер. В конце лета 1667 года они захватили Яицкий городок (Гурьев) и остались в нём зимовать.

Весной 1668 года разинцы вышли в Каспийское море. Ряды их пополнялись казаками, прибывшими с Дона, а также черкасами и жителями русских уездов. На Каспии вблизи персидского города Решта у казаков произошёл бой с шахскими силами. Бой был тяжёлый, и разинцам пришлось вступить в переговоры с персами. Но прибывший к шаху Сулейману I посланник русского царя Пальмар привёз царскую грамоту, в которой сообщалось о выходе в море воровских казаков. В грамоте также предлагалось персам, чтобы они «побивали бы их (казаков) везде и смертию уморяли без пощады». Переговоры с казаками были прерваны. По приказу шаха послов Разина заключили в тюрьму и вскоре казнили.

В ответ на эти действия разинцы разорили персидский город Фарабат (Ферахабад) в провинции Мазендеран. Причём в этот город они вошли, всем говоря, что они, дескать, купцы, привезли кавказские товары и хотят обменять их на персидские. Персы охотно покупали у казаков их товар, тем более что казаки продавали все вещи по очень низкой цене. Шесть дней они торговали так на базаре. Сам же Разин гулял между ними, и казаки зорко поглядывали на своего атамана. На шестой день Разин стал так, чтобы его было видно со всех концов площади, обернулся и вдруг взял шапку и сдвинул её набок. Это и было условным знаком для казаков. Казаки мгновенно бросились на персов, грабя торгашей и убивая всех, кто оказывал им хоть малейшее сопротивление. Пощадили казаки лишь православных купцов, которые с криками «Христос», «Христос!» выбегали им навстречу, а также освободили всех русских пленников. В Фарабате был дворец шаха, в котором находилась сокровищница фарфора, китайских ваз, чаш из сердолика, агата, коралла, янтаря, посуды из горного хрусталя и другие бесчисленные редкости. Казаки же разграбили и подожгли этот дворец. Ограбили и сожгли они также расположенный неподалёку городок Астрабат. Всю свою огромную добычу казаки погрузили в струги и отплыли недалеко от Фарабата. Там, на полуострове Миян-Кале между Фарабатом и Астрабатом Разин заложил свой стан.

Весной 1669 года казаки выдержали несколько боёв в «Трухменской земле», где в одной из стычек погиб ближайший сподвижник Разина атаман Сергей Кривой. Затем у Свиного острова, близ Баку, казаки подверглись нападению большого шахского флота под командованием Мамед-хана. Причём персы сцепили свои суда цепями, чтобы окружить казачий флот. Казаки воспользовались этой ошибкой и пустили ко дну флагманский корабль противника, после чего уничтожили и весь его флот. Именно в этом сражении в плен к разинцам попали дочь и сын командующего персидским флотом. Кстати сказать, по версии некоторых историков, дочь и была той самой персидской княжной, которую впоследствии Степан Разин, как поётся в известной народной песне «Из-за острова на стрежень…», сгрёб в охапку, как медведь, и швырнул со струга в воду, то бишь подарил её Волге-матушке.

Однако и после этой победы положение казаков оставалось сложным. Следовало ожидать подхода новых сил персов. Поэтому разинцы отправились к Астрахани. Вступив в переговоры с астраханскими воеводами, Степан Разин добился того, что его с почётом принимал главный воевода князь Иван Прозоровский и пропускал на Дон, а казаки за это должны были отдать пушки, пленных и часть своей богатой добычи. Но разинцы уклонились от выполнения своих обещаний и в августе – сентябре 1669 года прибыли на Дон.

В Кагальницкий городок, где обосновался Разин, стали стекаться казаки и беглые крестьяне. На Дону резко обозначилось противостояние разинцев и донской казачьей старшиной. На Дон был срочно послан царский посол Герасим Евдокимов с поручением выведать местонахождение Разина, состоят ли в сговоре с ним низовые атаманы и казаки «и куды его на весну чаять походу». Евдокимов прибыл в Черкасск в апреле 1670 года и был хорошо принят «домовитыми» казаками и войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, крёстным отцом Степана Разина. В ответ на прочтение царской грамоты «атаманы и казаки на его, государской, милости челом ударили». Однако на другой день в Черкасск неожиданно прибыл Степан Разин со своими молодцами. Яковлев собрал новый круг для выбора «станицы» сопровождать Евдокимова до Москвы. Воспользовавшись этим, Разин вошёл в круг с верными ему казаками и открыто бросил Евдокимову обвинение в том, что он прибыл на Дон в качестве боярского лазутчика и «учал ево, Герасима, бранить и бить, и, бив до полусмерти, бросил его в воду в Дон реку». Вместе с Евдокимовым были убиты и многие из «домовитых» казаков. Попытка войскового атамана осудить убийство царского посла вызвала ярость и угрозу со стороны Разина в адрес Яковлева и гордый ответ: «Ты владей своим войском, а я владею своим войском!» Таким образом, сопротивление «домовитых» и их атамана было сломлено65.

Разин становится полновластным предводителем казачества на Дону. Он организует новый поход на Волгу, который принимает ярко выраженный антиправительственный характер. Повстанцы убивали воевод, помещиков и их приказчиков, создавали новые органы власти в форме казачьего самоуправления. Повсеместно выбирались городовые и крестьянские старшины, атаманы, есаулы, сотники. Активными участниками восстания были казаки, служилые люди «по прибору», народы Поволжья, жители Слободской Украины.

Разин обещал народу волю и призывал к поголовному истреблению бояр, дворян, думных и всяких приказных людей. Также он объявил, что в его войске якобы находится царевич Алексей Алексеевич66, сын царя Алексея Михайловича, который идёт на Москву по указу своего отца, чтобы наказать бояр, дворян, воевод и торговых людей «за измену». Примерно в это же время в повстанческом лагере появился боевой клич – «Нечай, Нечай!». По всей видимости, это означало, что лже-Алексей появился в разинском окружении нечаянно, «нежданно-негаданно». Специально для него изготовили струг, покрытый красным бархатом.

В мае 1670 года восставшие казаки овладели Царицыном. В это же время к городу подплыли московские стрельцы под начальством Ивана Лопатина, но они были разбиты повстанцами. В Царицыне состоялся военный совет. На нём вожаки восстания решили идти на Астрахань. Оборонявшие Астрахань стрельцы, недовольные тем, что начальство выплачивало им жалованье с крайне большим опозданием, были настроены позитивно по отношению к Разину. Весть о том, что Разин идёт на Астрахань, испугало власти. Против повстанцев был выслан отряд стрельцов. Однако при встрече с разинцами стрельцы, арестовав своих начальников, перешли на сторону восставших. После этого повстанцы двинулись к Астрахани и в ночь на 22 июня штурмовали её. При этом стрельцы и посадские люди не оказали им должного сопротивления. Взяв город, разинцы первым делом казнили воеводу Ивана Прозоровского и стрелецких начальников. В Астрахани, как и в Царицыне, было введено казачье устройство: население было поделено на тысячи, сотни, десятки с выборными атаманами, сотниками и десятниками. Высшим органом власти стал круг, а вместо воеводы, был назначен городовой атаман.

После взятия Астрахани на сторону восставших добровольно перешло население Среднего Поволжья (Саратов, Самара), а также чуваши, марийцы, татары, мордва. Такому успеху повстанцев способствовало то, что Разин объявлял каждого перешедшего на его сторону свободным человеком.

В сентябре 1670 года разинцы взяли часть Симбирска и осадили Симбирский кремль. Но осаждённый гарнизон под командованием князя Ивана Милославского и при поддержке присланного из Москвы воеводы Юрия Барятинского отразил несколько штурмов. Чтобы помешать царским войскам прийти на помощь симбирскому гарнизону, Разин направил небольшие отряды к городам правобережной Волги с целью поднять на борьбу крестьян и посадских людей.

Также в сентябре при поддержке примкнувшего местного населения разинцы захватили Алатырь, Саранск, Пензу, осадили Цивильск и спровоцировали волнения в Галицком, Ефремовском, Новосильском, Тульском, Тамбовском и других уездах.


Карта «Восстание Степана Разина»


Для подавления восстания были собраны значительные правительственные силы. В конце сентября из Мурома выдвинулось войско во главе с князем Юрием Долгоруковым, которое в конце октября разбило отряды Разина у села Мурашкино к северу от Арзамаса, затем освободило Саранск и Пензу.

В начале октября 1670 года под Симбирском царское войско под командованием воеводы Юрия Барятинского нанесло повстанцам жестокое поражение. Потери повстанцев были огромны. Вражеская пуля пробила ногу Разина, а когда он упал с лошади, то получил удар саблей в голову. В таком состоянии ему угрожало пленение, но верные соратники вызволили его из рук врагов, схвативших бесстрашного атамана. Он был вывезен на Дон, где со своими сторонниками укрепился в Кагальницком городке, из которого год назад начал свой поход. Разин рассчитывал вновь собрать своих сторонников. Однако домовитые казаки во главе с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, понимая, что действия Разина могут навлечь царский гнев на всё донское казачество, 13 (23) апреля 1671 года взяли штурмом Кагальницкий городок. На следующий день после жестокого боя они пленили Степана Разина и его брата Фрола и впоследствии выдали их царским властям.

2 (12) июня Степан и Фрол Разины были доставлены в Москву. После четырёх дней допроса, в ходе которого были применены пытки, 6 (16) июня Степан Разин был четвертован на Болотной площади. Причём палач сперва отрубил ему правую руку по локоть, потом левую ногу по колено. Его брат Фрол, видя мучения Степана, испугался и закричал: «Я знаю слово и дело государево!». «Молчи, собака!» – прохрипел в ответ Степан. Это были его последние слова: после них палач спешно отсёк ему голову. Руки, ноги и голова Разина были воткнуты на пять специально установленных кольев, а туловище брошено на съедение собакам.

Несмотря на разгром основных сил восставших, пленение и казнь лидеров, волнения ещё продолжались. В начале лета 1671 года отряд Фёдора Шелудяка предпринял поход из Царицына на Симбирск, осадил его. Однако три попытки штурма оказались неудачными, и осада была снята. До августа 1671 года на Среднем Поволжье оказывал сопротивление царским войскам казачий отряд Максима Осипова. Последним же оплотом восставших была Астрахань, сдавшаяся в конце ноября 1671 года.

Кондратий Булавин

Казаки до реформ Петра I жили на Дону своим особым, отдельным от Москвы казачьим миром. Эта жизнь была отнюдь не похожа на жизнь Московского царства, даже несмотря на присягу на верность, которую дали казаки царю Алексею Михайловичу в 1671 году. Присяга эта ни в коей мере не коснулась распорядка Войска Донского, прав народного собрания (круга). Донцы на своём Присуде продолжали жить по старому, на основе своих древних адатов (обычаев). Донское казачество представляло из себя военно-демократическую республику, которая существовала отдельным государством от Московского царства. Оно имело свою территорию, свой народ, свой язык и свою власть. При этом жизнь на Дону в то время слишком разнилась от жизни в Москве. Это было два противоположных полюса. На казачьей земле не было ни родовитых бояр, ни богатых купцов, ни холопов-рабов. Все казаки были равны между собой, а казачество являлось вольнолюбивым братством. Управлялась Донская земля по всем законам древнего народоправства, она имела свой «парламент» – Войсковой Круг, который устанавливал законы, выбирал Атамана и других должностных лиц из своей же казачьей среды. Был у казаков и свой суд – скорый и равный для всех казаков, без всяких пыток, правежа, застенков и прочим, чем особенно отличался тогда московский суд. Да и жизнь крестьян в Московском государстве была тогда тяжёлая и ужасная особенно после Соборного уложения 1649 года, по которому они были окончательно закреплены за помещиками на положении бесправных рабов. А после церковного раскола, вызванного реформами патриарха Никона, к тому же началось жестокое преследование приверженцев старой веры. И тем, кто продолжал держаться старых церковных обрядов, кто молился «двуперстием» и совершал молитвы по древнеславянским церковным книгам – рубили пальцы, резали носы и языки; их сжигали на кострах как «еретиков».

На страницу:
6 из 8