Полная версия
История казачества. Памятка казаку
Казаки отчаянно и храбро сопротивлялись, но боеприпасов было крайне мало. Повстанцы стали отступать по всему правобережью Дона. Большинство мирных жителей, опасаясь за свою жизнь, покинули свои дома и также бежали за Дон. На левом берегу Дона казаки устроили свою последнюю линию обороны.
Спасло повстанцев от полного поражения то, что в 20-х числах мая 1919 года началось общее наступление Вооружённых сил Юга России под командованием Деникина. 25 мая (7 июня) конная группа войск Донской армии во главе с генерал-майором Александром Степановичем Секретёвым, прорвав фронт красных у станицы Казанской, соединилась с повстанцами. В течение следующих двух недель совместными усилиями Донской и повстанческой армий вся территория Донской области была освобождена от частей Красной армии.
Таким образом, Вёшенское восстание стало единственным антибольшевистским выступлением времён Гражданской войны, которое не было подавлено и закончилось победой восставших казаков.
В январе 1920 года на Верховном Круге Дона, Кубани и Терека в Екатеринодаре была подписана декларация объединения трёх казачьих республик в одно независимое федеративное государство. Но эти сепаратистские и автономистские тенденции, а также нежелание казаков выступать единым фронтом с другими антибольшевистскими силами против советской власти, привели в конечном итоге к поражению казачьего сопротивления. И в начале 1920 года на всей территории Всевеликого Войска Донского была установлена советская власть.
В середине марта 1920 года от области Войска Донского в состав созданной Донецкой губернии УССР были переданы станицы Гундоровская, Каменская, Калитвенская, Усть-Белокалитвенская, Карпово-Обрывская волость Донецкого округа; станицы Владимирская, Александровская Черкасского округа, далее на запад условная линия: город Шахты и шахтинский округ станция Казачьи Лагеря, Мало-Несветайская, Нижне-Крепинская и далее до границы с Таганрогским округом. Таганрогский округ передан Украине целиком.
20 марта 1920 года область Войска Донского и вовсе была упразднена, 7 её округов вошли в Донскую область, затем в 1924 году – в Юго-Восточную область, затем – в Северо-Кавказский край, три округа – 2-й Донской, Хопёрский и Усть-Медведицкий – вошли в состав Царицынской губернии. Таким образом, казачье население области было разделено между тремя административными единицами РСФСР (Воронежской, Волгоградской и Ростовской областями) и УССР. В 1923 и 1926 годах в состав УССР были переданы казачьи территории, составляющие ныне большую часть Станично-Луганского района Луганской области Украины, включая и сам посёлок Станицу Луганскую.
Многие казачьи рода, верно служившие Казачеству и России, были вырублены под корень. К 1926 году на Дону оставалось не более 40% прежнего казачьего населения, в других войсках – до 25%, а в Уральском – лишь 10%.
Начавшаяся в 30-х годах в казачьих землях коллективизация привела к новым жертвам, репрессиям и высылкам. Теперь казаков расстреливали и ссылали как кулаков. Причём основной удар пришёлся по казакам, сочувствовавшим или воевавшим за советскую власть. Казаков выселяли из куреней зимой, отнимали продукты и одежду. Тысячи беззащитных людей, особенно дети, погибали по дороге в северную ссылку и лагеря. Коммунисты полагали, что жёсткие меры вызовут восстание, подавление которого позволит окончательно уничтожить казачество как этнос. Но оно не вспыхнуло, поскольку уже не осталось ни вождей, ни оружия, ни людей. Тогда советские органы начали кампанию по вытеснению из станиц уцелевших после расказачивания и раскулачивания казаков. Под угрозой арестов те стали уезжать в города и рабочие посёлки. Это массовое бегство в период с 1930 по 1936 год впоследствии было расценено как «перекочевка кулацко-белогвардейского актива с целью сохранения кадров для будущих восстаний против советской власти». Параллельно с проводящимися регулярно кампаниями, велось постоянное уничтожение возвращающихся из-за границы казаков, всех имеющих какое-либо отношение к Белой армии, потом настал черёд казаков-красноармейцев и коммунистов. Так, например, прототип главного героя романа «Тихий Дон» Григория Мелехова, Харлампий Васильевич Ермаков, лихой командир Красной армии, был из неё принудительно демобилизован «как бывший белый», несмотря на то, что сам командующий Первой конной армией Будённый хотел оставить его в армии. 20 января 1927 года Ермаков был арестован. Следователи нашли свидетелей, утверждавших, что он добровольно принял командование восставшими казаками, лично участвовал в расстреле красноармейцев, а в настоящее время ведёт антисоветскую агитацию. 6 июня 1927 года судебная коллегия ОГПУ, рассмотрев дело во внесудебном порядке по статьям 58.11 и 58.18 УК РСФСР, постановила: Ермакова Харлампия Васильевича – «расстрелять». Вскоре, 17 июня, приговор был приведён в исполнение.
К середине 30-х годов казачество перестало существовать как политическая и военная сила. Казакам запрещалось носить казачьи атрибуты и форму, станицы и хутора переименовывались, казаки ущемлялись в гражданских правах. Полностью была искажена история казачества: казаками объявили русских крестьян, бежавших на Дон с начала XVI века. В общем, ни о какой самобытности и автономности казачества тогда не могло быть и речи.
С началом Великой Отечественной войны казаки, как и в годы Гражданской войны, оказались по обе стороны фронта. Казачьи дивизии и корпуса сражались в рядах РККА, а в составе Вермахта находились казачьи части, сформированные из казаков-эмигрантов и казаков из числа советских граждан, недовольных Советской властью. Одни казаки воевали под красным знаменем, другие – под трёхцветным власовским стягом и стягом со свастикой. При этом идейными вдохновителями последних выступили казачьи атаманы Андрей Григорьевич Шкуро и Пётр Николаевич Краснов, которые стойко придерживались позиции, что воевать надо «хоть с чёртом, но против большевиков».
«Я прошу передать всем казакам, – писал П. Н. Краснов, – что эта война не против России, но против коммунистов, жидов и их приспешников, торгующих Русской кровью. Да поможет Господь немецкому оружию и Хитлеру! Пусть совершат они то, что сделали для Пруссии Русские и Император Александр I в 1813 году»45.
Германское командование, в свою очередь, не просто было радо использовать врагов большевиков в войне против СССР, но и подвело под это специальную теорию, согласно которой казаки якобы являлись не славянами, а потомками арийцев – готами. В результате сухопутные войска вермахта пополнились казачьими частями. Первая из таких частей была сформирована по приказу командующего тыловым районом группы армий «Центр» генерала фон Шенкендорфа в октябре 1941 года. Это был казачий эскадрон (102-я казачья сотня) под командованием бывшего майора Красной армии, донского казака Ивана Никитича Кононова. В конце 1942 года эскадрон переименовали в 600-й казачий дивизион. В нём уже было 9 эскадронов, артдивизион и 2300 человек личного состава.
К весне 1943 года было сформировано около 15 казачьих полков общей численностью 15—20 тысяч человек. Значительное количество казаков, желающих сотрудничать с германской армией, привело к тому, что были сформированы казачьи части по войсковому признаку: донские, кубанские и терские.
Весной 1943 года в польском городе Млава из казачьих подразделений, приданных германским военным частям (казачьих полков фон Рентельна, фон Юнгшульца, фон Безелагера, Ивана Кононова и других), была сформирована 1-я Казачья кавалерийская дивизия. Возглавил эту дивизию немецкий военачальник, кавалерист, участник Первой и Второй мировых войн, генерал-майор Гельмут фон Паннвиц.
10 ноября 1943 года в Кировограде был создан Казачий стан во главе с походным атаманом Сергеем Павловым численностью до 18 тысяч человек (включая гражданских). В основном им пришлось воевать с партизанами, но летом 1944 года были и столкновения с частями Красной армии. Один из полков «Казачьего стана» принял участие в подавлении Варшавского восстания. После чего казаки были отправлены в Северную Италию для борьбы против итальянских партизан. Позднее в тот же район переместились казачьи семьи, а также кавказские части под командованием генерала Султана Клыч-Гирея. После гибели Павлова 17 июня 1944 походным атаманом стал Тимофей Доманов. В апреле 1945 года Казачий стан был реорганизован в Отдельный казачий корпус, который перешёл под управление командующего РОА (Русской освободительной армии) генерал-лейтенанта А. А. Власова.
Казачий атаман А. Г. Шкуро и Гельмут фон Паннвиц (в центре) среди офицеров 1-й казачьей дивизии
В феврале 1945 года 1-я казачья дивизия была официально преобразована в XV казачий кавалерийский корпус войск СС. Общая численность корпуса составила около 25 тысяч человек. В апреле 1945 года командир корпуса фон Паннвиц на собрании делегатов казачьих полков был избран Походным атаманом казачьих войск.
С самого момента своего создания казакам 15-го казачьего корпуса пришлось вести тяжелые бои, сдерживая натиск Народно-освободительной армии Югославии и болгарских войск. Под давлением советских и болгарских войск в мае 1945 года было принято решение об отводе 15-го корпуса в Австрию, которая стала своеобразным местом сбора всех казаков.
Практически все казаки (Казачий стан, 15-й казачий корпус СС и другие казачьи части) капитулировали перед английскими войсками и были размешены в окрестностях города Лиенца. Большинство из них, конечно же, страшила перспектива возвращения в СССР. Однако, в соответствии с договоренностью между представителями «большой тройки», достигнутой ещё в феврале 1945 года в ходе Ялтинской конференции, союзники должны были вернуть в СССР всех его бывших граждан.
28 мая 1945 года большинство казачьих офицеров (половина из которых относились к эмиграции 1920-х годов) под предлогом проведения совещания были вывезены англичанами из лагерей и насильственно переданы представителям НКВД и советского военного командования.
В период с 28 мая по 7 июня 1945 года советская сторона получила от англичан из Восточного Тироля 42 913 человек (38 496 мужчин и 4417 женщин и детей), из них 16 генералов, 1410 офицеров, 7 священников. В течение следующей недели англичане поймали в лесах 1356 убежавших из лагерей казаков, из которых 934 передали 16 июня органам НКВД. Почти все выданные казаки были отправлены в лагеря (в том числе женщины), где значительная часть из них погибла46.
Суду были подвергнуты командир 15-го казачьего корпуса СС генерал-лейтенант фон Паннвиц, казачьи атаманы Пётр Николаевич Краснов, Андрей Григорьевич Шкуро и их ближайшее окружение. По итогам судебных разбирательств все они были приговорены к смертной казни через повешение. Приговор был приведён в исполнение в Лефортовской тюрьме 16 января 1947 года. На следующий день газета «Правда» сообщила читателям: «Военная коллегия Верховного Суда СССР рассмотрела дело по обвинению арестованных агентов германской разведки, главарей вооруженных белогвардейских частей в период гражданской войны атамана Краснова П. Н., генерал-лейтенанта белой армии Шкуро А. Г., командира „дикой дивизии“ генерал-майора белой армии князя Султан-Гирей Клыч, генерал-майоров белой армии Краснова С. Н. и Доманова Т. И., а также генерал-лейтенанта германской армии, эсэсовца фон Паннвица Гельмута, в том, что по заданию германской разведки они в период Отечественной войны вели посредством сформированных ими белогвардейских отрядов вооружённую борьбу против Советского Союза и проводили активную шпионско-диверсионную и террористическую деятельность против СССР. Все обвиняемые признали себя виновными в предъявленных им обвинениях. В соответствии с п.1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года Военная Коллегия Верховного Суда СССР приговорила обвиняемых Краснова П. Н., Шкуро А. Г., Султан-Гирея Клыча, Краснова С. Н., Доманова Т. И. и фон Паннвица к смертной казни через повешение. Приговор приведён в исполнение».
Как сражались казаки в рядах РККА против нацистской Германии, мы рассмотрим подробно в главе 5. «Ратные дела казаков».
Последнее десятилетие XX века стало в России началом кардинальных изменений в общественных отношениях. Подул ветер перемен, сменилась идеология, стала меняться экономическая основа государства. Заявило о себе и казачество, до того времени находившееся в положении, когда одно только упоминание о нём могло привести к негативным последствиям. При этом на фоне невнимания государства к ряду обоснованных требований казачества, неопределённости его статуса казаки Дона, Кубани, Сибири и других регионов начали объединяться для отстаивания своих прав и интересов. Громче зазвучал голос о праве на реабилитацию этой части населения России. Летом 1990 года в Москве состоялся первый учредительный Большой круг, на котором был создан «Союз казаков», положивший начало возрождению казачества на современной эпохе России. В ноябре этого же года была принята «Декларация казачества России». В ней отмечалось, что казаки вновь, как и прежде, в годину смуты и тяжёлых для России испытаний, готовы верой и правдой служить Отчизне. Но и государство должно оказать посильную помощь народу – пахарю и воину.
Результатом этой деятельности стало принятие 26 апреля 1991 года Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», в статье 2 которого казачество было признано исторически сложившейся культурно-этнической общностью людей.
Указом президента Российской Федерации «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» и постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О реабилитации казачества» за казачеством были закреплены такие права, как:
– возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада и культурных традиций при соблюдении законодательства и общественных прав человека;
– установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах;
– возрождение в пределах действующего законодательства традиционных для казачества форм землевладения, землепользования и распоряжения землёй;
– создание общественных казачьих объединений с исторически сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и так далее.
После этого президентом Российской Федерации был издан целый ряд указов, правительством – постановлений, а министрами – приказов. Но истинного исторического восстановления прав казачества за эти годы не произошло по многим как объективным, так и субъективным причинам. Да и казаки в большинстве своём об этих документах знают лишь понаслышке.
Каждый народ в своей борьбе за существование переживает удары судьбы, спады и подъёмы, одерживает победы и несёт поражения. Это неизбежные факторы существования любого живого организма. Состояние загнанности, беспросветности, безвыходности настигают народ именно в периоды духовного и физического упадка. Причины этих состояний хорошо изучены, но лекарство, выход из стагнации, каждый народ находит самостоятельно. Казаки в XXI веке ощутили на себе последствия деструктивных процессов. И всё же, невзирая на все потрясения, лишения, испытания и трудности, выпавшие на долю казачьего народа, хочется надеяться и верить, что казаки смогут преодолеть страх будущего, каким бы оно для них ни было, и выйти на арену политической и экономической борьбы в едином строю и в полный рост. Только монолитная, сплочённая казачья нация, управляемая великой идеей и чётко представляющая свои национальные интересы и намерения, будет жизнеспособной и достойной победы.
Удел казаков на современном этапе – это упорный и последовательный труд по восстановлению этнических связей, своих Родов, борьба за души и умы соплеменников, борьба за Богом данный Казачий Присуд – землю отцов и прадедов.
Глава вторая. Казаки на службе царя и
защите Отечества
Но и горд наш Дон, Тихий Дон, наш батюшка, —
Басурманину он не кланялся,
у Москвы, как жить, не спрашивался…
Старинная казачья песня
В XV—XVII веках рост феодальной эксплуатации и крепостничества в русском и польско-литовском государствах, усугубившийся на захваченной Польшей Украине национально-религиозным гнётом, привёл к массовому бегству крестьян и посадских людей за пределы этих государств, главным образом на юг России, где они смешивались с коренным населением и тюркскими народами. При этом создавались крепкие военные общины, основанные на принципах равенства их членов и демократии. Казачьи общины были независимы друг от друга, но поддерживали между собой и с правительствами близлежащих государств тесные торговые, политические и военные связи.
До XVII века некоторые казачьи общины имели политическую независимость, большая их часть пользовалась автономией в области управления, суда, внешних сношений. Например, общины решали вопросы о войне и мире с соседями, вступали в борьбу с ними. Все важнейшие дела обсуждал общий сход казаков (круг, рада), на решения которого простые казаки оказывали заметное влияние.
Структура казачьего общества состояла из трёх слоёв: верхний слой – старшина47, средний – казаки, низший – молодые казаки (товарищи) или чуры (джуры). Причём первые две категории были полноправными членами общества, чуры же занимали подчиненное положение и не пользовались правом голоса. Во главе казачьих обществ стояли выборные вожди – атаманы (от тюркского «ата – отец»).
Главным предводителем Войска Донского являлся войсковой атаман, а Войска Запорожского – гетман.
Войсковой атаман избирался войсковым кругом – народным собранием всего казачьего войска. На этих общественных сходах на открытой площади казаки действительно составляли из себя круг, стоя без шапок в знак уважения к месту и случаю. Выборы происходили ежегодно и решались большинством голосов.
В помощь войсковому атаману избирались войсковой писарь, два войсковых есаула, а для ведения письменной части – войсковой дьяк. Войсковой атаман был лишь исполнительным органом войскового круга, самостоятельной власти он не имел. Блюститель порядка и исполнитель решений круга, он по собственному почину ничего не мог и не смел предпринимать, в противном случае ему грозило позорное лишение должности, а иногда даже и суровая казнь.
Войсковой атаман обыкновенно докладывал в кругу дела и возбуждал вопросы, требовавшие решения всего войска, для чего он вместе с есаулами выходил на середину круга, но это не было его исключительным правом: всякий казак мог также выступить в середину и предлагать вопросы на суд народный. Голос атамана был равен голосу всякого другого казака: он имел вес лишь постольку, поскольку подкреплялся личной доблестью атамана и уважением, которое к нему питали казаки. Сложив с себя звание по окончании выборного срока, атаман поступал в общее число войска и уж ничем не отличался от рядовых казаков.
По образцу этого общего войскового управления начали в конце XVI века складываться и частные управления в городках. Всякая казачья община, жившая в городках или зимовищах, равно и посылавшееся куда-либо посольство (например, в Москву за царским жалованьем), именовалась станицей (зимовой48 станицей) и имела своего станичного атамана.
***
Казаки быстро освоили огромные пространства плодородных земель Дикого поля и других окраин России и Украины. В результате этого процесса на южных и юго-восточных окраинах России и Украины, в основном по рекам Днепр, Хопёр, Дон, Кубань, Терек и Яик (Урал) и их притокам образуются крупные казачьи поселения, которые не облагаются налогом и несут военную службу на окраинах страны.
В конце XV века возникает Запорожская Сечь, в XVI веке – общины донских, терских (гребенских) и яицких (уральских) казаков.
Казачий городок на Хопре в XVI—XVII веках
В XVI—XVII веках казаки во главе с Ермаком, Москвитиным, Дежнёвым, Поярковым, Хабаровым и Атласовым активно участвовали в освоении Сибири и Дальнего Востока. Причём экспедиция во главе с Семёном Дежнёвым дошла по рекам Анадырю и Колыме до Северного Ледовитого океана, повернула на восток и обогнула Чукотский полуостров по неизвестному тогда проливу. Так Дежнёв открыл пролив между Азией и Северной Америкой. Позже пролив был назван Беринговым, а северо-восточная оконечность материка Азии – именем Дежнёва.
Жили казаки изначально в землянках, а потом стали строить деревянные и каменные дома, называвшиеся куренями. Казачий курень был, как правило, двух видов: типа южнорусской (украинской) хаты (распространён на Кубани) и двухэтажного типа (распространён у верхнедонских казаков). При этом последний тип назывался также «полукаменным», поскольку первый этаж – кирпичный, в основном – саманный, то есть из кирпича-сырца49, а второй – деревянный. Главный вход в курень – по крыльцу («порожкам») был устроен на второй этаж, окружённый особой террасой – «балясами». Главная комната (зала) была отгорожена от входной двери сенями. В красном углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница с иконами, под нею находился стол, накрытый чистой скатертью. Иконы в красном углу отождествлялись с алтарём православного храма, а стол – с церковным престолом. В божнице, кроме икон, казаки хранили сосуд с богоявленской водой, свечи, веточки освящённой вербы, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальные книжки и прочее. Войдя в избу, казак сначала крестился на иконы в красном углу, а потом уже здоровался с хозяевами. В красном углу сажали самых почётных гостей. Вдоль стен располагались лавки. Все стены залы были увешены оружием (шашками, кинжалами и ружьями) и сбруей. Здесь же была печь, стоял «постав» (шкаф для размещения посуды со стеклянными дверцами). В центре залы обычно стоял обеденный стол. Убранство дополняли зеркало, сундук, кровать, стоявшая в углу, покрытая байковым или сшитым из лоскутков одеялом. Из залы дверь вела в спальню – на женскую половину, где стояла большая кровать, висела люлька для младенца, размещался сундук с вещами, прялка, швейная машинка «Зингер» и другое. Также из залы выходила дверь на мужскую половину, то есть комнату («гридница», «кунацкая», «молодецкая»), предназначенную для подростков или холостых казаков. При любом количестве комнат обязательно выделялась в самостоятельное помещение кухня («стряпная», «стряпка»), где готовили и ели пищу. В кухню выходила одной стороной и печь, размещённая в залу. Здесь она имела и чугунную плиту. На кухне располагались шкафы с посудой и припасами. Курени первоначально крылись соломой, чаканом, камышом, лубом или тёсом, а позже железом. Все подворья казаков были огорожены заборами, которые назывались «плетнями» – от слова плести. Их плели из лозы, которую заготавливали ранней весной. Также заборы могли быть и каменными – из ракушечника и песчаника.
Казаки стремились сделать свои курени нарядными, красивыми, причём это было связано у них и с защитой от злых духов, нечистой силы. При строительстве дома обязательно клали серебряные монеты и жито50 под углы, на счастье и богатство. Накануне праздника Крещения Господня чертили мелом или углём кресты на окнах и дверях, в воротах ставили ветки, служившие украшением на Троицу.
Для строительства своего куреня казаки часто нанимали плотничьи артели, но некоторые строили самостоятельно, не делая никаких чертежей, по подобию.
Когда курень был построен, первой в него полагалось запустить кошку, поскольку, как гутарили казаки: «када в новый курень заходят – надать сперва кошку бросить, штобы она пирначавала, а уж потом самим заходить с иконай, кою ставить в передний угол, тады токма можно и всиляца». При этом само действие, впускание кошки, глубоко символично. Оно имело значение «запускания», то есть начала нового жизненного процесса, жизни в новом доме. После этого дом надо было освятить. Таким образом жилище очищалось от всех «нечистых сил». Местом же обитания «нечистой силы» в доме считалась печь и границы дома – окна, порог. Для того чтобы не позволить злому духу проникнуть, хозяева «закрещивали» эти места, чаще всего ночью, перед сном, либо по календарным праздникам. В общем, казаки любили и ценили свои курени, потому что дом – это, прежде всего, желанная гавань и защита семьи.
Казачий курень
На Дону казаки не строили бань, отдельно стоящих от куреней, а предпочитали летом мыться в реке, а зимой дома, в корытах.
К концу XVI века по письменным документам известны названия примерно тридцати городков, которые располагались по Дону, Северскому Донцу, Медведице и Хопру. Из этих городков многие впоследствии стали донскими казачьими станицами (до 500 дворов), как например: Вёшки, Медведицкий, Клетский, Чирской, Есаулов, Курманов Яр, Каргалы, Семикаракоры, Раздоры, Манычский, Черкасский и другие. К концу XVII века казаки имели уже более сотни поселений по Дону и по его притокам. Как и в городке, в станице была главная площадь (майдан) с церковью и общественными постройками (административными и торговыми). В отличие от станиц хуторами являлись сравнительно небольшие поселения (до 100 дворов), удалённые от станицы и дорог.