bannerbanner
Яков Тейтель. Заступник гонимых. Судебный следователь в Российской империи и общественный деятель в Германии
Яков Тейтель. Заступник гонимых. Судебный следователь в Российской империи и общественный деятель в Германии

Полная версия

Яков Тейтель. Заступник гонимых. Судебный следователь в Российской империи и общественный деятель в Германии

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
11 из 14

51

Фрумкин Яков Григорьевич (1880–1971) – юрист, общественный деятель.

52

Брамсон Леонтий Моиссевич (1869–1941) – общественный и политический деятель, член I Государственной Думы, один из соавторов Закона о политическом равноправии всех народностей России, принятого Временным правительством в 1917 г.

53

Тейтель Я.Л. Юбилейный сборник. С. 53.

54

Тейтель Я. Л. Из моей жизни. С. 176.

55

Teitel J. Aus meiner Lebensarbeit. S. 80. Определение Тейтеля близко к мнению Слиозберга: «…Антисемитизм в политике последних двух царствований шел не снизу вверх, а, напротив того, сверху вниз, и <он> отнюдь не объясняется ни объективными данными жизни, ни якобы враждебным к евреям настроением народных русских масс» (Слиозберг Г. Б. Дела минувших дней. Т. 1. С. 118; выделено Слиозбергом).

56

Гольденвейзер А. А. Я. Л. Тейтель (1850–1939) // Еврейский мир. Сб. II. Нью-Йорк: Союз рус. евреев в Нью-Йорке, 1944. С. 306.

57

См.: Отъезд Я. Л. Тейтеля // Саратовский вестник (Саратов). 1912. 8 февр. № 31. С. 3.

58

Тейтель Я. Л. Юбилейный сборник. С. 26. Имеются в виду национальность Я. Л. Тейтеля и антисемитские тенденции в кадровой политике на государственной службе при Николае II.

59

К отъезду Я. Л. Тейтеля // Саратовский вестник (Саратов). 1912. 11 февр. № 34. С. 3.

60

Teitel J. Aus meiner Lebensarbeit. S. 179.

61

Слиозберг Г. Б. Дела минувших дней. Т. 3. С. 139.

62

О Давиде Фадеевиче Фейнберге (1840–1916), главном секретаре центрального комитета Еврейского колонизационного общества в Петербурге с 1891 года, см.: Фейнберг Д. Ф. Начало еврейской общины в Петербурге / Предисл., подгот. текста и примеч. И. Левиков // Лехаим (М.). 2009. Авг. № 8 (208). С. 31–35; Там же. Сент. № 9 (209). С. 32–36.

63

Тейтель Я. Л. Из моей жизни. С. 37.

64

Слиозберг Г. Б. Дела давно минувших дней. Т. 3. 1933. С. 139.

65

Тейтель Я. Л. Юбилейный сборник. С. 86.

66

Тейтель Я. Л. Из моей жизни. С. 175.

67

Teitel J. Aus meiner Lebensarbeit. Kaufmann-Verlag. Frankfurt a. Main. 1928. S. 94–95.

68

Тейтель Я. Л. Юбилейный сборник. С. 54.

69

Среди сионистов // Руль (Берлин). 1922. 21 янв. № 360. С. 5.

70

ГАРФ. Ф. Р-5 775. Оп. 1. Д. 31. Л. 11 (письмо М. Шлезингера к Я. Л. Тейтелю от 2 июня 1923 года).

71

Там же. Ф. Р-5 774. Оп. 1. Д. 131. Л. 1–2 (письмо Американского еврейского конгресса к Союзу русских евреев в Германии от 16 августа 1927 года).

72

РГАЛИ. Ф. 2 274. Оп. 1. Ед. хр. 80. Л. 1 (письмо Я. Л. Тейтеля к А. П. Бурову от 24 июня 1931 года). Слово «человека» выделено Я. Л. Тейтелем.

73

ГАРФ. Ф. Р-5 774. Оп. 1. Д. 115. Л. 6–9 (копия письма Я. Л. Тейтеля).

74

Поссе В. А. Мой жизненный путь. М., 1929. С. 89–90.

75

Письмо Я. Л. Тейтеля к А. Ф. Кони от 9 (22) октября 1909 года. ГАРФ. Ф. 564. Оп. 1. Д. 3 395. Л. 10. В ГАРФ хранится восемь писем Тейтеля к Кони, написанных в 1909–1915 годы.

76

Смирнов А. А. Театр душ. С. 384.

77

«Доктором Гаазом» Тейтеля впервые назвал Н. Г. Михайловский (Гарин) еще в 1900 году, выведя его в образе следователя Абрамсона в очерке «В сутолоке провинциальной жизни». Также см.: Левин С. И. К 70-летию Тейтеля // Руль (Берлин). 1921. 6 дек. № 320. С. 5; Слиозберг Г. Б. Семидесятилетие Я. Л. Тейтеля // Общее дело (Париж). 1921. 26 нояб. № 496. С. 3.

78

Тейтель Я. Л. Юбилейный сборник. С. 56.

79

Грузенберг О. О. Очерки и речи. С. 165 (статья Грузенберга «Памяти Якова Львовича Тейтеля» (1939)).

80

Гольденвейзер А. А. Я. Л. Тейтель (1850–1939). С. 317.

81

Я. Л. Тейтель. ЦГА, Санкт-Петербург. Р. 80. Оп. 22. Д. 3651.

82

Тейтель Я. Л. Юбилейный сборник. С. 84.

83

Алексей Александрович (Алексис) Гольденвейзер (1890–1979) – юрист и соратник Тейтеля.

84

Тейтель Я. Л. Юбилейный сборник. С. 308.

85

Воззвание к общественности о помощи евреям Украины. ГАРФ. Ф. Р-5 774. Оп. 1. Д. 86. Л. 72 об.

86

Тейтель Я. Л. С посохом…: Интервью // Руль (Берлин). 1929 от 10 июля. № 2619. С. 6.

87

Тейтель Александр Яковлевич (1878–1965), его супруга Тейтель Надежда (урожденная Розенталь, 1884–1969).

88

Письмо Я. Л. Тейтеля к Вас. И. Немировичу-Данченко от 22 декабря 1934 года. РГАЛИ. Ф. 355. Оп. 2. Ед. хр. 237. Л. 1.

89

Письмо Я. Л. Тейтеля к Е. Д. Кусковой от 29 ноября 1935 года. ГАРФ. Ф. 5 865. Оп. 1. Ед. хр. 487. Л. 1.

90

Письмо Я. Л. Тейтеля к В. Л. Бурцеву от 4 марта 1938 года. ГАРФ. Ф. 5 802. Оп. 1. Ед. хр. 576. Л. 1.

91

BAR AGP. Box 5 (письмо Я. Л. Тейтеля к А. А. Гольденвейзеру от 5 мая 1937 года из Ниццы в Берлин).

92

А. Л. Бостром написала А. А. Бострому 29 января (10 февраля) 1894 года: «…Вчера была у Крыловых, там были Львов, Хардин, Тейтели, Самойловы и еще парочка фамилий… Знаешь, какая тут возникла идея? Купить у И. П. Новикова Самарскую газету на паях товарищеских. Это мы, сидя у Ашешова, мечтали… Ашешов цифрами доказывал, какое это могло бы быть хорошее предприятие во всех отношениях. Екатерина Владимировна Тейтель вчера уже завела разговоры кое с кем, и очень может быть, дело и наладится. Я сказала, что и я могла бы участвовать паем рублей в 1000… представь себе, какая бы была прелесть, если бы газета попала в интеллигентные руки!» (Цит. по: Оклянский Ю. М. Шумное захолустье. Кн. 1. С. 177–178.)

93

Слиозберг Г. Б. Семидесятилетие Я. Л. Тейтеля // Общее дело (Париж). 1921. 26 нояб. № 496. С. 2.

94

Тейтель Я. Л. Юбилейный сборник. С. 10.

95

А. А. Гольденвейзер Я. Л. Тейтель (1850–1939) // Еврейский мир. Сб. II. Нью-Йорк: Союз рус. евреев в Нью-Йорке, 1944. С. 300.

96

Похороны Е. В. Тейтель // Руль (Берлин). 1921. 2 дек. № 317; Там же. 4 дек. № 319. С. 5.

97

Смирнов А. А. Театр душ. С. 422 (письмо Тейтеля к Смирнову от 19 марта 1923 года).

98

Там же.

99

Генрих Гейне. «Путевые картины». Часть 3-я. Путешествие из Мюнхена до Генуи. Глава XXX. Цит. по изд.: Гейне Г. Полн. собр. соч. Том VI. Изд. М. О. Вольфа. 1900. В первом переводе на русский язык текста Гейне, автором которого в 1829 г. был В. Зоргенфрей, цитата Гейне более лаконична: «…под каждым надгробным камнем – история целого мира».

100

ГАРФ. Ф. 109. Оп. 230. Д. 8 297. Л. 216 (справка Третьего отделения Собственной Его Императорского Величия канцелярии по делу Е. В. Тейтель).

101

Тейтель Я. Л. Из моей жизни. За сорок лет. Париж: Я. Поволоцкий и Ко., 1925. С. 41.

102

Лопатин Герман Александрович (1845–1918) – переводчик, публицист, общественный и политический деятель. В 1883 году он вышел из заключения в вологодской тюрьме, с 1884-го по 1905-й находился в заключении в Шлиссельбургской крепости.

103

ГАРФ. Ф. 102. Оп. 83. Д. 562. Л. 4 («О собрании сведений о жене судебного следователя Е. В. Тейтель»).

104

Там же. Ф. 63. Оп. 12. Д. 469. Л. 9.

105

Там же. Л. 18.

106

Там же. Ф. 102. Оп. 127. Ед. хр. 7 184-б. Л.

107

Там же. Оп. 83. Д. 562. Л. 4.

108

Там же. Оп. 228. Ед. хр. 517. Л. 3.

109

Там же. Ф. 63. Оп. 12. Ед. хр. 469 (2). Л. 37.

110

Там же. Ф. 102. Оп. 127. Д. 7 184. Л. 2.

111

Там же. Оп. 228. Ед. хр. 517. Л. 6.

112

Там же. Ф. 63. Оп. 12. Ед. хр. 469 (2). Л. 65.

113

Там же. Ф. 111. Оп. 1. Ед. хр. 3 555. Л. 1.

114

Там же. Ф. Р-5 774. Оп. 1. Д. 115. Л. 1–2.

115

Хардин Андрей Николаевич (1842–1910) – юрист, был присяжным поверенным (адвокатом на государственной службе) в Самаре, шахматистом-любителем, имел репутацию «человека передовых взглядов», «помощником» у него был в начале 1890-х годов В. И. Ульянов (Н. Ленин). См.: Оклянский Ю. М. Шумное захолустье. Кн. 1. С. 15, 164–166, 171, 173; Смирнов А. А. Театр душ. С. 375–376.

116

ГАРФ. Ф. 102. Оп. 226. Д. 441 («О дворянине Евгении Николаеве Чирикове»).

117

Там же. Ф. 63. Оп. 42. Д. 488 (Ашешов Н. П.).

118

Тейс Владимир Владимирович (1865 – не ранее 1912) – супруг Аделины Владимировны Тейс (Тейтель), сестры Екатерины Владимировны Тейтель, был инспектором земледелия в Самаре, фотографом-любителем. См.: Оклянский Ю. М. Шумное захолустье. Кн. 1. С. 163–164, 167–168.

119

Неточность мемуариста: в действительности Тейс был до 1887 года товарищем старшего из братьев Ульяновых «по естественному факультету Петербургского университета» (Оклянский Ю. М. Шумное захолустье. Кн. 1. С. 168).

120

М. Горький в воспоминаниях современников. М.: ГИХЛ, 1955. С. 105; Оклянский Ю. М. Шумное захолустье. Кн. 1. С. 158, 170, 172–174.

121

Оклянский Ю. М. Шумное захолустье. Кн. 1. С. 172.

122

Смирнов А. А. Театр душ. С. 386, 401. Также см.: Оклянский Ю. М. Шумное захолустье. Кн. 1. С. 171.

123

Гейне Г. Путевые картины. Часть 3-я. Путешествие от Мюнхена до Генуи (Reise von München nach Genua), 1828. Глава ХХХ. С. 223.

124

См.: Тейтель Я. Суды по аграрным делам в годы революции: (Из записок члена окружного суда) // Летопись Революции. Вып. 1. Берлин: Изд-во Гржебина, 1923. С. 134–137.

125

Цит. по: Горький А. М. Полн. собр. соч. Письма. Т. 14. М.: Наука, 2009. С. 461.

126

Там же. С. 104.

127

Смирнов А. А. Театр душ. С. 421.

128

Любовь к двум народам. Копия рецензии на воспоминания Я. Л. Тейтеля // «Русское эхо» от 5 апр. 1925. № 14. ГАРФ. Ф. Р-5774. Оп 1. Д. 41. Л. 1.

129

«Cédé pour la Russie» (фр.– «Уступлено России».

130

Рубакин Н. Ана http://persona.rin.ru/view/f//31618/rubakin-nikolaj-aleksandrovich/.

131

Милюков Павел Николаевич (1859–1943) – историк, публицист, общественный и политический деятель, член Центрального комитета российской партии конституционных демократов (Партии народной свободы), в эмиграции – с 1918 года, редактор парижской газеты «Последние новости» (1921–1940), председатель парижского Союза русских писателей и журналистов.

132

Ср.: ГАРФ. Ф. 10 073. Оп. 3. Д. 32. Л. 1.

133

BAR AGP. Box 103. Folder (письмо А. С. Альперина к А. А. Гольденвейзеру от 26 декабря 1945 года).

134

Бродская Нина Анна (1892–1979) – поэтесса, художница, ученица берлинского литографа Германа Штрука. См. о ней: Молодый Вл. на https://45parallel.net/ nina_anna_brodskaya.

135

Даманская А. Ф. На экране моей памяти; Таубе-Аничкова С. И. Вечера поэтов в годы бедствий. СПб.: Мiръ, 2006. С. 185. Также см.: Ходасевич В. Ф. Собр. соч. Т. 4. С. 151–183, 348–378.

136

Тейтель Я. Л. Из моей жизни. С. 241.

137

Имеется в виду В. Я. Высоцкий – крупнейший чаеторговец, основатель товарищества «В. Высоцкий и Ко». О Высоцких см.: Барышников М. Н. Деловой мир России: Ист.-биогр. справочник. СПб., 1998. С. 107–109.

138

A Russo-Jewish Judge. Interview with Jacob Teitel // The Jewish Chronicle. 31 Juli 1914. P. 16.

139

Teitel JAus meiner Lebensarbeit. Erinnerungen eines jüdischen Richters im alten Russland. I. Kaufmann. Berlin. 1929. S. 199.

140

ГАРФ. Ф. 564. Оп. 1. Д. 3 395. Л. 15 (письмо Я. Л. Тейтеля к А. Ф. Кони от 3 (16) сентября 1915 года).

141

Гарин-Михайловский Н. ГПолн. собр. соч. Т. 8. СПб.: Т-во Знание, 1910. С. 144.

142

Teitel J. Aus meiner Lebensarbeit. Erinnerungen eines jüdischen Richters im alten Russland. I. Kaufmann. Berlin, 1929. S. 205.

143

См.: Тейтель Я. Л. Из моей жизни. С. 7.

144

Дубнов С. Союз русских евреев и Я. Л. Тейтель // Руль (Берлин). 1931. 11 января. № 3078. С. 10.

145

Cоломински Е. Иди к униженным, иди к обиженным, там нужен ты…: К 150-летию Я. Л. Тейтеля и 100-летию еврейской эмиграции в Германии // Еврейская газета (Берлин). 2000; Solominski E. Wo es schwer lebt…: Jacob L. Teitel – Vorsitzender des Verbandes russischer Juden in Deutschland (1921–1931 гг.) // Die Tribüne: Zeitschrift zum Vetständnis des Judentums. Heft 16. 2002. S. 166–171; Соломинская Е. Союз русских евреев в Германии (1920–1935 гг.): Урок истории // Русское еврейство в Зарубежье: Статьи, публ., эссе // Russian Jewry Abroad: Essays and Memoirs. Т. 5 (10). Иерусалим: М. Пархомовский, 2003. С. 201–226.

146

Пархомовский М. А. Действительно ли русским был «русский Берлин» // Заметки по еврейской истории. 2013. 20 мая. № 5 (164). http://berkovich-zametki. com/2013/Zametki/Nomer 5/Parhomovsky1.php; Будницкий О. В., Полян А. Л. Русско-еврейский Берлин: 1920–1941. М.: НЛО, 2013. 487 C.; Die Russische Revolution und das Schicksal der russischen Juden: Eine Debatte in Berlin 1922/23 / Hrsg. Karl Schlögel und Karl-Konrad Tschäpe. Berlin: Matthes & Seitz, 2014. 762 S. Также см.: впервые о Я. Л. Тейтеле: Гольденвейзер А. А. Я. Л. Тейтель // Еврейский мир. Сборник 1944 г. Иерусалим-М.: Мосты культуры; Гешарим-Минск: МЕТ, 2001 (репринтное издание), в послевоенный период: Капитайкин Э. С. «Весёлый праведник» – Яков Львович Тейтель // Евреи в культуре Русского зарубежья 1919–1939. Вып. 1. Иерусалим. 1992. С. 465–475. Впервые о Союзе русских евреев в Германии также см.: Maurer Trude. Ostjuden in Deutschland 1918–1933 // Hamburger Beiträge zur Geschichte der deutschen Juden. Band 12. 1992. – 972 S.

147

Zweig Arnold. Das Los der Geflüchteten. S. 6.

148

Teitel JAus meiner Lebensarbeit. S. 212.

149

Данная история приписывается литовскому рабби Исраэлю Липкину (Салантеру, 1810–1883), основателю движения мусар, базирующегося на принципах самоанализа и высокоморального поведения, причем общечеловеческие ценности – спасение жизни человека и добрые дела ставились Салантером и его последователями выше религиозных правил. См.: Гительман Цви. Беспокойный век: Евреи России и Советского Союза с 1881 г. до наших дней. М.: НЛО, 2008. С. 58–59. Тейтель привел эту историю в немецкоязычном издании 1929 г., что позволяет сделать вывод, что с гуманистическими идеями и делами Салантера он познакомился не в детстве, а в эмиграции, через берлинских последователей раввина.

150

Йом-Кипур – в переводе с иврита «День искупления». Самый важный из праздников, день поста и отпущения грехов.

151

Коль Нидрей – в переводе с арамейского «Все обеты» – молитва, читаемая в синагоге в начале вечерней службы Йом-Кипур. «Коль Нидрей» – первые два слова молитвы.

152

Teitel J. Aus meiner Lebensarbeit. S. 212–213.

153

Опубликовано: Тейтель Я. Л. Из моей жизни. С. 5–241. Воспоминания воспроизведены здесь по их первому книжному изданию, с устранением явных текстуальных дефектов издания, необходимыми по современным нормам русского правописания изменениями орфографии и пунктуации, раскрытием сокращений имен собственных и дополнением значимых для понимания текста примечаний. В отдельных главах публикатор взял на себя право сокращения детального описания расследований в связи с тем, что они представляют интерес более для профессиональной, чем для широкой читательской аудитории.

154

чуть ли не пятнадцать смен правительств – за тридцать девять месяцев, с марта 1917 по июнь 1920 года, власть в Киеве поменялась четырнадцать раз: Временное правительство со 2 (15) марта по 7 (20) ноября 1917 г. Центральная Рада – 7 (20) ноября 1917 – 26 января (8 сентября) 1918 г. под председательством М. Грушевского. В этот период в Киеве боролись Войска Киевского военного округа, большевики, украинские силы, являющиеся сторонниками Центральной рады. 7 (20) ноября 1917 г. в Киеве была провозглашена Украинская Народная Республика как часть России, но не как независимое государство. Большевики пришли в Киев 26 января (8 февраля) и продержались до 1 марта 1918 г. Их приход сопровождался массовыми расстрелами всех, кто был против их власти. Центральная Рада, заключив Брест-Литовский мир с Германией и Австро-Венгрией, получила военную поддержку. Время с 29 апреля по 14 декабря 1918 г. киевляне запомнили как порядок при немцах. В это же время в Киев прибывают многие беженцы из Москвы и Петербурга. 14 декабря 1918 г. к власти пришел гетман Скоропадский, и в город вошли отряды Петлюры, провозгласив Директорию. Все русскоязычные вывески были в трехдневный срок заменены на украинские, однако вывески на польском и еврейском языках остались без изменений. Директория продержалась до 5 февраля 1919 г. 22 января 1919 г. был объявлен Универсал о соборной Украине (объединение УНР и Западно-Украинской Народной Республики). Большевики вернулись в Киев 5 февраля 1919 г. и пробыли в городе до 3 августа 1919 г. Далее власть менялась буквально в недельном и даже дневном темпе: УНР: 30 августа – 31 августа 1919 г. В этот день власть в Киеве поменялась дважды. Исторический бой, начавшийся на Думской площади, продолжился почти 100 лет спустя на Майдане. Добровольческая армия: 3 августа – 14 октября 1919 г.Большевики: 14 октября – 16 октября 1919 г. Добровольческая армия: 16 октября – 16 декабря 1919 г. Большевики: 16 декабря 1919 г. – 7 мая 1920 г. Польская армия: 7 мая – 12 мая 1920 г. Большевики пришли в Киев 12 июня 1920 г., после чего из Киева начался массовый отъезд всех, кто был не согласен с режимом. Ни в одном городе борьба за власть не доходила до такой интенсивности и до такой трагедии, как в годы революции и Гражданской войны в Киеве.

155

В эмигрантской прессе очевидец так описывал жизнь в Киеве в это время: «Город в полном смысле слова вымирает. Нет ни воды, ни света. Ощущается острый недостаток хлеба. <…> в городе свирепствует сыпной тиф». Украина. В Киеве // Последние новости (Париж). 1920. 27 апр. С. 3.

156

1851 года 2 ноября – в немецкоязычном издании своих мемуаров «Aus meiner Lebensarbeit: Erinnerungen eines jüdischen Richters im alten Russland» («Из моей жизни: Воспоминания еврейского судьи в старой России». Frankfurt, 1929), с предисловиями С. М. Дубнова и А. М. Пешкова (М. Горького), автор указал в качестве даты своего рождения, по григорианскому («новому») календарному стилю, 2 ноября 1850 года. Расхождения не только в числе, но и в годе рождения вызывали вопросы уже при жизни Тейтеля. По этому поводу он заметил в том же немецкоязычном издании мемуаров, что точная дата рождения не имеет большого значения («ну, одним годом больше, одним меньше – разница небольшая»), и объяснил путаницу неточностью ведения метрических книг в еврейских местечках. Сам Тейтель предпочитал считать годом своего рождения 1850-й. В русскоязычном издании мемуаров, воспроизводимом здесь, днем рождения названо 2 ноября по юлианскому («старому») стилю, принятому в России до 1918 года. Таким образом, по григорианскому, общепринятому теперь стилю, датой рождения Тейтеля должно считаться 14 ноября. На его надгробии на кладбище Кокад (Cimetiere de Caucade) в Ницце указана дата рождения: 15 ноября 1850 г. Мы исходим из этого указания.

157

Когда введены были винные откупа – имеется в виду введение в действие в 1847 году «Положения об акцизном откупном комиссарстве», которым были юридически закреплены элементы частичного налогообложения на продажу крепких напитков в России в рамках откупной системы. Закон устанавливал определенную цену на откуп вина для каждого города и уезда, числа питейных домов и прочее. Откупщик был обязан вносить в казну акцизно-откупную сумму, которая сообщалась на торгах, наделялся правами собирать акциз с питейных заведений и лавок, заключать личные соглашения с их содержателями и открывать питейные заведения.

158

шестьсот тринадцать правил, обязательных для правоверного еврея – имеется в виду перечень основных религиозных предписаний в иудаизме, из которых 248 обязывающих выполнение заповедей и 365 запрещающих.

159

хедер (ивр.– религиозная начальная школа у иудеев. Учебные заведения такого типа были распространены у ашкеназских евреев; дети изучали там Пятикнижие (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие) и получали начальные сведения о Талмуде.

160

меламед (ивр.– учитель в хедере и в караимском начальном учебном заведении мидраше, занимавшийся обучением детей еврейскому закону и языку.

161

«гой» или «жид» – распространенные в Российской империи пренебрежительные прозвища неиудея и иудея соответственно.

162

хохлушке (разг.) – украинке.

163

в Воложин. Воложин – город в Белоруссии, к северо-западу от Минска, где находилась раввинская школа, одна из известнейших в царской России.

164

ешибот (правильнее иешивот (ивр.)) – множ. число от иешива (букв.: сидение, заседание), высшее иуйдейское религиозное учебное заведение по подготовке раввинов.

165

капот-лапсердак – длинное черное пальто; пантофли (образ. от Pantoffel (нем.– легкая обувь, туфли.

166

После польского восстания 1863 года – имеется в виду национально-освободительное восстание на территориях Царства Польского, Северо-Западного края и Волыни, имевшее целью восстановление польского государства в границах 1772 года и жестоко подавленное русскими войсками. В ряде западных регионов это ускорило русификацию образования в начальных школах.

167

раввином КулишеромКулишер Иозеф Исаевич (1839–1916) – раввин Житомира, общественный деятель.

168

на балагуле – балагула (еврейский возница) нанимался для поездок между деревнями и местечками черты оседлости.

169

что гимназия настоящая классическая – в российских классических гимназиях с четвертого класса изучались древние языки.

170

Кугель Рафаил Михайлович (18??–1905) – общественный раввин в местечке Мозырь Минской губернии, организовал там первую местную типографию. См.: Даманская А. Ф. На экране моей памяти; Таубе-Аничкова С. И. Вечера поэтов в годы бедствий. СПб.: Мiръ, 2006. С. 142.

На страницу:
11 из 14