Полная версия
Минское гетто: 75 лет спустя. Научный сборник
В сентябре 1941 года накануне Судного дня по приказу германских властей было собрано всё еврейское население Киева, оккупированного нацистами. (По переписи населения 1939 года в Киеве проживало 900 тысяч человек. Из них 230 тысяч были евреи.)
Только за последние два дня того черного сентября были зверски уничтожены 33.771 человек, в основном женщин, стариков, детей, только за то, что они были евреями.
Об этом нельзя вспоминать и говорить без содрогания.
Прошло почти восемь десятилетий, а эта щемящая боль неизбывна.
И Бабий Яр – как сгусток нервов,Как боль, зажатая в тиски.И то, что было в 41‐м,Сегодня давит на виски.Бабий Яр – не единственное место, где нацисты осуществляли так называемое «окончательное решение еврейского вопроса». Кроме Бабьего Яра были Дробицкий Яр, Богдановка, было еще много яров, ям и шахт. Кромешный ад был в Одессе, Каменец-Подольском, в других местах. Нацисты превратили оккупированную Украину в сплошной Бабий Яр.
Но именно Киевский Бабий Яр стал первым античеловеческим опытом массового уничтожения евреев и получил особый статус одного из самых трагических мест в истории Холокоста, став символом Шоа – Катастрофы украинского и всего европейского еврейства.
В «Еврейском Калейдоскопе» за 26 сентября 2008 года Алан Слепой рассказал о своей встрече в Сан-Франциско в 1988 году с бывшем членом зондеркоманды Виктором Трилем (полу-поляк, полу-немец), который принимал участие в изуверской акции уничтожения евреев в Бабьем Яру. Отсидев по приговору советского суда в общей сложности 21 год, он, в отличие от своих жертв, выжил.
Виктор наблюдал доставку очередной группы мужчин, женщин и детей к Бабьему Яру. «В отдельных местах они оставляли одежду, обувь, дамские сумки, медикаменты; ювелирные изделия сбрасывали в деревянные коробки под охраной немецких солдат. В отдельном ворохе быстро скапливались различные бумаги и документы. Кто двигался, по мнению охраны, недостаточно подвижно, получал удары плетью. Процесс происходил четко и быстро. Виктор считает, что с момента начала раздевания до его окончания проходило не более одной минуты для каждого человека, без разделения на мужчин, женщин и детей.
Раздетых в темпе гнали ко рву длиной примерно метров сто пятьдесят, около тридцати метров шириной и не менее пятнадцати метров глубиной. Три узких прохода вели к месту казни. После расстрела от пятисот до тысячи человек в ров спускались несколько десятков пьяных «шуцполицаев», которые растаскивали и аккуратными слоями и укладывали трупы. Главное – скорость и эффективность работы пулемётов».
Уничтожение людей было поставлено на конвейер…
Виктор рассказывал, что на «конвейере» Бабьего Яра работали только два пулемёта. Пока очередная группа раздевалась, «марксман» проходил вдоль рва, где шевелились живые, и достреливал их с высоты. Впрочем, эта работа не требовала тщательности. Ясно было, что из яра возврата нет.
Треск пулеметных очередей и крики тех, кто только подошел ко рву и в последнее мгновение своей жизни увидел трупы на дне яра, были так оглушительны, что жители ближайших посёлков, расположенных на расстоянии нескольких километров, оставляли свои дома. Убийцы позаботились о сохранении хоть какой-нибудь секретности своей работы и доставили к месту расстрела громко ревущие мощные двигатели – глушители.
Некоторые жертвы, особенно мужчины, оказывали сопротивление. Особенно часто это происходило при раздевании. Это, однако, продолжалось недолго. Один или два «шуцполицая» у каждого вороха были снабжены оружием, которое применялось немедленно, даже просто при не очень быстром подчинении жертвы.
Катастрофа оставила свой кровавый незаживающий след почти в каждой еврейской семье. Память о трагедии – это память о войне, ее жертвах, ее чудовищной бесчеловечности. Но евреи не были лишь жертвами палачей. Катастрофа и героизм шли рядом. Евреи героически сражались с нацистами не только на фронтах и в партизанских отрядах, но и в группах сопротивления, в гетто и в концлагерях, и даже под пулеметными очередями в Бабьем Яру. Как хотелось бы знать имя героя, который, уже будучи обреченным, выхватил из рук полицая оружие и, прежде чем погибнуть самому, размозжил череп своему врагу и застрелил еще одного. Виктор видел, как молодая женщина ногтями разорвала в кровь лицо полицаю, когда тот вырвал из её рук ребенка за то, что малыша недостаточно быстро раздевали.
Не случайно главный нацистский идеолог Геббельс уже в марте 1942 года писал в своем дневнике, что борьба в восставшем гетто "показывает то, чего можно ожидать от евреев, когда в их руки попадает оружие". 750 повстанцев Варшавского гетто выстояли на своих позициях три недели – дольше, чем некоторые европейские страны.
Евреи Украины героически сражались на фронтах и в партизанских отрядах. Не могу не привести еще одну цитату Геббельса, который 16 марта 1942 года писал в своем дневнике: «Активность партизан в последние недели заметно возросла. Они ведут хорошо организованную партизанскую войну: в первых рядах этого движения идут политкомиссары и особенно евреи.
Живой пример этому – член Правления Объединения, легендарный командир десантного партизанского отряда им. Пожарского, почетный гражданин ряда городов в Украине, Польше, Чехии, Словакии, человек исключительного мужества и железной воли – Леонид Ефимович Беренштейн.
На боевом счету его отряда – десятки взорванных немецких эшелонов с живой силой и техникой, мостов, железных дорог, в том числе уничтоженных им лично. Возглавляемый им отряд провел немало успешных операций, направленных на уничтожение сверхсекретного испытательного полигона немецких ракет «ФАУ-1» и «ФАУ-2». Эта операция была настолько важной, что её отметили в своей переписке Черчилль и Сталин.
И сегодня, в свои 97 лет, несмотря на все приобретенные во время войны ранения и недуги, он остается в строю, он с нами! Поэтому сегодня мы не только скорбим о погибших, но и помним о еврейском сопротивлении нацизму в годы Второй мировой войны.
Объединением проведена первая научно-практическая конференция, посвященная участию евреев в партизанском движении в Украине в годы Второй мировой войны. Сохранение корней, исторической памяти нашего народа и обеспечение её преемственности являются важнейшим идеологическим направлением в деятельности Объединения.
По инициативе и при непосредственном участии Объединения в Иерусалиме, в Мемориальном Комплексе Яд ва-Шем ежегодно вот уже на протяжении десятков лет проводится Церемония Памяти евреев, погибших в Украине в годы нацистской оккупации, и Митинг протеста против антисемитизма и антиизраилизма. Церемония, как правило, проводится в канун Судного Дня по еврейскому календарю. И это не случайно.
Именно в Судный День, 29 сентября 1941 года нацисты начали свою чудовищную массовую акцию по уничтожению еврейского населения Киева. Именно Киевский Бабий Яр стал первым античеловеческим опытом массового уничтожения евреев и получил особый статус одного из самых трагических мест в истории Холокоста, став символом Катастрофы. Поэтому по зову сердца, по многолетней традиции представители полумиллионной общины выходцев из Украины собираются в святом городе Иерусалиме, в священном для нас месте – в Яд ва-Шем для поминовения евреев – жертв Холокоста, жертв нацистского геноцида евреев в Украине.
Вместе с нами в торжественно-траурной церемонии принимают участие члены Правительства Израиля, депутаты Кнессета, Посольство Украины, руководители и представители муниципалитетов, руководители общеизраильских общественных организаций, гости из-за рубежа, представители городов Израиля. Церемония состоит из двух частей: поминальной и Митинга Памяти. Поминальная Церемония проводится в Шатре Поминовения, где член Правительства и бывший узник гетто или концлагеря зажигают Вечный огонь памяти и возлагаются венки на могильный камень, под которым покоится прах уничтоженных евреев, доставленный из лагерей смерти. Возлагаются венки от Правительства Израиля, от Посольства Украины, от музея Яд ва-Шем, от Еврейского Агентства «Сохнут», от международных и всеизраильских общественных организаций, от городов Израиля. Завершается Церемония поминовения чтением молитвы.
Митинг Памяти проходит в Аудиториуме Яд ва-Шем. На Митинге выступают член Правительства Израиля (министр), Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины, руководитель Яд ва-Шем, руководитель Еврейского Агентства («Сохнут») и председатель Всеизраильского Объединения выходцев из Украины.
Затем вниманию участников Митинга Памяти, митинга протеста против антисемитизма и антиизраилизма представляется литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти полутора миллионов евреев Украины, уничтоженных нацистами. Завершается Митинг Гимном Израиля «А-Тиква» («Надежда»).
К сожалению, носителей памяти тех грозных и героических лет остаётся с каждым годом всё меньше и меньше.
Через участников Митинга мы обращаемся к их детям и внукам:
«Смотрите! Слушайте! Помните! И потомкам своим передайте эстафету памяти!» Ибо неведение о расстрелянных в ярах – это отличная среда для будущих преступлений. Расстрелянные в Бабьем Яру, в гетто и концлагерях не успели дожить до того светлого дня, когда было воссоздано Государство Израиль. Помнить их, замученных и расстрелянных, сохранять эту Память для последующих поколений – наш святой долг. Это особенно важно сейчас, когда в мире, и особенно в Европе, становится всё больше тех, кто отрицает Катастрофу. И чем их больше – тем опаснее. И не только для евреев.
В последние годы, когда мир настолько близок к новой Катастрофе, трагедия Бабьего Яра приобретает особое значение. Бабий Яр должен стать предупреждением всему человечеству. Мы говорим «Нет!» антисемитизму, «Нет!» антиизраилизму! Мы не допустим повторения Катастрофы. Гарантией этому – наше еврейское государство, Залогом – наша общая непримиримость к забвению Катастрофы.
К. И. Козак
Минское гетто и его исторические парадигмы
Козак Кузьма Иванович – доцент кафедры источниковедения исторического факультета Белорусского государственного университета, к. и. н.
Общее положениеС установлением идеологии национал-социализма Германии в отношении еврейского населения с 1933 г. была установлена политика насилия. Начали действовать концентрационные лагеря, приняты законы лишающих евреев гражданского статуса, организованы антиеврейские акции. Особым проявлением послужила «Хрустальная ночь» (9−10.11.1938), где были осквернены и сожжены синагоги, убиты десятки, перемещены в концлагеря тысячи евреев. В спасении многие покинули территорию третьего рейха. На восточных территориях, где традиционно проживало наибольшее число евреев, с первых дней Второй мировой войны были применены наиболее жесткие формы оккупационной политики. Она сводилась к расовой «мировоззренческой войне», как войне на уничтожение, с помощью которой раз и навсегда будет разрушен так называемый еврейский большевизм, ликвидированы неполноценные расы, а для немецкого народа завоевано давно обещанное жизненное пространство. Пропаганда «недочеловеков» (Untermensch) стала основой в деятельности СС, спецслужб и привлекаемых ими коллаборационистов из населения для борьбы против подстрекателей, саботажников и евреев. Так, в ряду около 40 тыс. мест принудительного содержания на оккупированной территории Европы формируются для евреев крупнейшие гетто вблизи Беларуси: в Варшаве – около 500 тыс., Лодзи – 160 тыс., Львове – более 100 тыс.43
Аппарат оккупации и принужденияС момента оккупации Беларуси германским военным и полицейским службам предстояло на ее территории уничтожить проживавших в довоенное время 940 тыс. евреев. Однако к этому времени 150−180 тыс. из них было эвакуировано или мобилизовано в Красную армию, а более 700 тыс., в том числе около 70 тыс. евреев в Минске, с июня по июль 1941 г. попали в зону оккупации и деятельности войск вермахта, айнзатцгрупп Б (В) и Ц (С). Образованные полевые (ПК) и местные (МК) комендатуры представлялись своеобразными идеологическими центрами в еврейском вопросе. Уже 7 июля 1941 г. распоряжением вермахта были сформулированы основные требования: обязательная регистрация, установление порядка и положения еврейского населения. К осуществлению данного были подключены не менее 515 различных мест принудительного содержания населения, в том числе 256 гетто, 68 тюрем, 191 лагерь. Проводимые акции депортаций и уничтожения евреев позволили с июня по декабрь 1941 г., от западного района Беловежской пущи до ее восточных границ, полностью решить еврейский вопрос в не менее 35 созданных ими специальных районах (зоны, гетто)44
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Национализм пытались определить многие авторы. У Джорджа Оруэлла, например, есть известное эссе «Заметки о национализме». Опубликованные в майские дни 1945 г., их, скорее, можно расценивать как предтечу «Флутонской речи» У. Черчилля и «охоты на ведьм», нежели как попытку объективного анализа. Ниже мы будем понимать под национализмом лишь проповедь и практику национальной исключительности.
2
Очерки еврейского героизма. Киев, 1997 г., т. 3, с. 462, 466.
3
L. Smilovitsky. “A Demographic Profile of the Jews in Belorussia from the Prewar to the Post-war time” // Journal of Genocide Research (New York), vol. 5 (1) 2003, pp. 117–129. http://www.jewishgen.org/Belarus/newsletters/misc/ DemographicProfile/index.html
4
Преступления немецко-фашистских оккупантов в Белоруссии, 1941–1944 гг. Сборник материалов и документов (Минск, 1963); Нацистская политика геноцида и выжженной земли в Белоруссии, 1941–1944 гг. Документы и материалы, Минск, 1984 г.; Нямецка-фашысцкi генацыд на Беларусi, 1941–1944 гг. Пад рэд. Ў. Мiхнюка (Мiнск, 1995); Беларусь у гады другой сусветнай вайны: урокi гiсторыi i сучаснасць (Мiнск, 1995); Озаричи – лагерь смерти. Документы и материалы (Минск, 1997) и др. Белорусские остарбайтеры. Сборник документов об угоне населения Белоруссии в Германию. Ч. I–III (Минск, 1996–1998); Документы по истории Великой Отечественной войны в государственных архивах Республики Беларусь. Аннотированный справочник (Минск, 1998); Беларусь у гады Вялікай Айчыннай вайне. Праблемы гістарыяграфіі і крыніцазнаўства. Пад рэд. А. М. Ліцвiна, Мінск, 1999 г.
5
Тувья и Зусе Бельские. Еврейский лес, Тель-Авив, 1946 г., на идиш; Г. Смоляр. Мстители гетто, Москва, 1947 г.; Партизанская дружба. Воспоминания о боевых делах партизан-евреев, участников Великой Отечественной войны. Москва, 1948 г.; M. Kaganovich. The Fighting of the Jewish Partinsans in Eastern Europe (Tel Aviv, 1954). Hebrew; Sefer ha-Partizanim ha-Yehudim (The Book of Jewish Partisans) // Moravia, Yad Vashem, (Jerusalem, 1958).
6
Ben-Cion Pinchuck. Shtetl Jews under Soviet rule Eastern Poland on the Eve of the Holocaust, Jewish society and culture. Oxford, UK; Cambridge, Mass., USA: B. Blackwell, 1990; “Jewish Refugees from Poland in Belorussia, 1939– 1940”. Documents. Introduced and annotated by E. Ioffe and V. Selemenev // Jews in Eastern Europe, No1 (32), 1997, pp. 45–60; Jews in Eastern Poland and the USSR, 1939–1946 // Studies in Russian and East Europe. 1st ed. Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Macmillan in association with the School of Slavonic and East European Studies, University of London Press (1991); M. Altshuler. Soviet Jewry on the Eve of the Holocaust. A Social and Demographic Profile. Jerusalem, 1998; Tikva Fatal-Kna’ani, “A Community Mirrored in Letters: The Jews of Grodno in 1932–1941”, Yalkut Moreshet (Tel Aviv), No 66, 1998, pp. 69–80 (Hebrew); Б.Кантарович. Незадолго до и после Холокоста. Мемуарные, публицистические и искусствоведческие работы. Витебск, 2002 г.
7
Blackbook of the Localities Whose Jewish Population Was Exterminated by the Nazis, Yad Vashem, Jerusalem. 1965; Where once we walked. By G. Mokotoff and Sally Аnn. A Guide to the Jewish Communities Destroyed in the Holocaust (NJ, 1991); Уничтожение евреев Советского Союза в годы немецкой оккупации, 1941–1944 гг. Сборник документов и материалов. Под ред. И. Арада // Яд Вашем (Иерусалим, 1992); В. Левин, Д. Мельцер. Черная книга с красными страницами. Трагедия и героизм евреев Белоруссии. Материалы и документы. Балтимор, 1996 г.; Неизвестная чёрная книга. Свидетельства очевидцев о Катастрофе советских евреев. Под ред. И. Арада (Москва-Иерусалим, 1993); Холокост в Беларуси, 1941–1944 гг. Документы и материалы. Сост. А. Г. Иоффе, Г. Д. Кнатько, В. Д. Селеменев. Минск, 2002 г.
8
Blackbook of the Localities, Whose Jewish Population Was Exterminated by the Nazis // Yad Vashem, Jerusalem 1965; Where once we walked. By G. Mokotoff and Sally Аnn. A Guide to the Jewish Communities Destroyed in the Holocaust (NJ, 1991); Уничтожение евреев Советского Союза в годы немецкой оккупации, 1941–1944 гг. Сборник документов и материалов. Под ред. И. Арада // Яд Вашем, Иерусалим, 1992 г.; В. Левин, Д. Мельцер. Черная книга с красными страницами. Трагедия и героизм евреев Белоруссии. Материалы и документы. Балтимор, 1996 г.; Неизвестная чёрная книга. Свидетельства очевидцев о Катастрофе советских евреев. Под ред. И. Арада, Москва-Иерусалим, 1993 г.; Холокост в Беларуси, 1941–1944 гг. Документы и материалы. Сост. А. Г. Иоффе, Г. Д. Кнатько, В. Д. Селеменев. Минск, 2002 г.
9
Aryeh Tartakower (ed.). Jewish Resistance During the Holocaust // Yad Vashem M emorial Institute (Jerusalem, 1971); R. Ainzstein. Jewish Resistance in Nazi-Occupied Eastern Europe (London, 1974); L. Eckman, Ch. Lazar. The Jewish Resistance: The History of Jewish Partisans in Lithuania and White Russia During the Nazi Occupation, 1940–1945 (New York, 1977); J. Porter. Nusan (ed.). Jewish Partisans: A Documentary of Jewish Resistance in the Soviet Union During World War П, vol. 1 (New-York, 1982); A. Wertheim. “Zydowska partyzantka na Bialorusi, Zeszyty Historyczne, № 86, 1988, рр. 96–162 Jewish Resistance during the Holocaust (Westport, CT: Meckler, 1989); Даган, Бен-Цион. Мы из восставшей Лахвы, Тель-Авив, 2001 г.; Я. Шепетинский. Приговор. Военная Одиссея узника гетто, партизана, фронтовика и зэка. Тель-Авив, 2002 г.
10
N. Alpert. The Distruction of Slonim Jewry (New York, 1989); Y. Arad, Sh. Krakowski and Sh. Spektor (eds.). The Einsatzgruppen Reports: Selections from the Dispatches of Nazi Death Squads’ Campaign against the Jews, July 1941 – January 1943 (Jerusalem, New-York, 1989); Yakov Tzur. “The Maly Trostinetz Death Camp”, Yalkut Moreshet, № 59 (April, 1995), pp. 31–52 (Hebrew); Y. Buchler. “Local Police Force Participation in the Extermination of Jews in Occupied Soviet Territory”. Shvut, № 4(20), 1996, pp. 79–99; Мартиролог. Списки евреев, погибших во время второй мировой войны (Могилев, 2001 г.). Сост. И. М. Шендерович; Е. С Розенблат. Нацистская политика геноцида в отношении еврейского населения Западных областей Беларуси, 1941–1944 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Минск, 1999 г.
11
Э. Иоффе. Страницы истории евреев Беларуси. Минск, 1997 г.; Трагедия евреев Беларуси в годы немецкой оккупации, 1941–1944 гг. Сборник документов и материалов. Изд. 2-е. Под ред. Р. Черноглазовой. Минск, 1997 г.; Нацистское золото из Беларуси. Документы и материалы. Минск, 1998 г.; И. Альтман. Жертвы ненависти: Холокост в СССР, 1941–1945 гг. Москва, 2002 г.
12
Sh. Cholawski. “Underground and Partisans from the Slonim Ghetto”. Massuah, No23 (1995), pp. 185–198, Hebrew; D. Porat. “Zionists and Communists in the Underground during the Holocaust: Three Examples: Cracow, Kovno and Minsk”, The Journal of Israeli History, vol. 18, No 1 (1997), pp. 57–72; Gerlach, Ch. “Failure of Plans for an SS Extermination Camp in Mogilev, Belorussia”, Holocaust and Genocide Studies (Washington), vol. 11, No 1 (Spring 1997), pp. 60–78; Goldhagen, D. J. Hitler’s Willings Executioners: Ordinary Germans and the Holocaust (New York, 1996); N. Tec. Jewish Resistance: Facts, Omissions and Distortions, United States Holocaust Memorial Museum (Washington. 1997); A. Geier. Heroes of the Holocaust (New York, 1998); Chiari, Bernhard. Alltag hinter der Front. Besatzung, Kollaboration und Widerstand in Weisrusland, 1941–1944 (Schirften des Bundesarchivs, Bd. 53. Dusseldorf: Droste Verlag, 1998; D. Romanovsky. The Holocaust in the Eyes of “Homo-Sovieticus”: A Survey Based on North-eastern Belorussia and North-western Russia. Holocaust and Genocide Studies, No 13 (3). Winter, 1999, pp. 355–382; M. Dean. Collaboration in the Holocaust. Crimes of the Local Police in Belorussia and Ukraine, 1941–1944 New York – London, 2000.
13
М. Я. Савоняко. Немецко-фашистские лагеря на территории Белоруссии в годы Великой Отечественной войны, 1941–1944 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Минск, 1993 г.; Е. Розенблат, И. Еленская. Пинские евреи, 1939–1944 гг. Брест, 1997 г.; М. Батвіннік, «Паўстанне ў Глыбоц-кім гета» // Беларуская мінуўшчына. Мінск, 1997 г.; Г. Кнатько. Гибель Минского гетто, (Минск, 1999); И. Ю. Сервачинский, Коллаборационизм на оккупированной территории Белоруссии (июль 1941 г. – август 1944 г.) // Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Минск, 1999 г.; А. М. Лiцвiн. Акупацыя Беларусi (1941–1944 гг.). Пытаннi супрацiву i калабара-цыi. Зборнiк артыкулау. Мiнск, 2000 г.; А. Литвин. «К вопросу о количестве людских потерь Беларуси в годы Великой Отечественной войны» // Беларусь у ХХ стагоддзi. Минск, 2002 г., с. 127–138.
14
Д. Гай. Десятый круг. Жизнь, борьба и гибель Минского гетто. Москва, 1991 г.; В. Самович. Расстрелянные, замученные и повешенные. Фашистский геноцид в Бресте. Брест, 1994 г.; А. Розенблюм. Следы в траве забвения. Евреи в истории Борисова. Борисов, 1996; Г. Винница Слово памяти. Орша, 1997 г.; Сима Марголина. Остаться жить. Минск, 1997 г.
15
Г. Купреева. «Покинутый народ» // Беларуская мiнуўшчына, № 2, 1993; Аб Мише. Черновой вариант. Иерусалим, 1994 г.; Р. Левин. Мальчик из гетто. Москва, 1996; Д. Романовский. «Холокост в Восточной Белоруссии и Северо-западной России глазами неевреев». Вестник еврейского университета в Москве, № 2(9), 1995, с. 93–103; его же «Отношения между евреями и неевреями на оккупированных советских территориях глазами евреев на примере Северо-восточной Белоруссии и Западной России», Там же, № 1(18), 1998 г., с. 89–122; Б. Житниц-кая. Жизнь, прожитая с надеждой. Рамат-Ган, 1998 г. и др.
16
Э. Иоффе. «Катастрофа белорусского еврейства в отечественной историографии» // История Беларуси. Вопросы истории и культуры. Вып. 2. Минск, 1998, с. 99–106; Д. Романовский. «Холокост на территории Беларуси в западной историографии». Там же, 81–98; Нямецкая прапаганда на Беларусі, 1941–1944 гг. Канфрантація паміж прапагандай і рэчаіснасцю. Каталог выстаўкі ў Берлине и Мінску (1996); L. Smilovitsky. “A Historiographical Survey of the Literature on the Holocaust in Belorussia, 1996–1998”. Shvut, No. 8(24), 1998.
17
Г. Винница. Холокост на оккупированной территории Восточной Белоруссии в 1941–1944 годах. Минск: Ковчег, 2014 г.
18
К. И. Козак. Германские и коллаборационистские потери на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны (1941–1944): анализ и тоги. Минск 2012 г.
19
Трагедия евреев Белоруссии в 1941–1944 гг. Сб. материалов и документов. Изд. 2-е. Под ред. Р. И. Черноглазовой. Минск 1997 г.
20
М. Ботвинник. Памятники геноцида евреев Беларуси. Минск 2000 г., его же: Холокост в книгах «Память» Республики Беларусь. Минск 2008 г.
21
Выжить – подвиг. Воспоминания и документы о Минском гетто. Национальный архив Республики Беларусью. Сост. И. П. Герасимова и В. Д. Селеменев, Минск. 2008 г.; Свидетельствуют палачи. Уничтожение евреев на оккупированной территории Беларуси в 1941–1944 гг. Документы и материалы. Сост. В. И. Адамушко, В. Д. Селеменев, И. П. Герасимова; Хатынская стена памяти. Архив. История. Память. Документы и материалы. Сост. В. Д. Селеменев, Н. А. Денисова, Н. В. Кириллова и др. Минск 2016 г.