Полная версия
Минское гетто: 75 лет спустя. Научный сборник
Главной заботой в гетто стало продовольствие. Запасы от брошенных советских складов и магазинов накануне прихода немцев быстро кончились. Узникам не выдавали продовольственных карточек; кормили только тех, кто работал на немецких предприятиях. Юденрат открыл общественную кухню для наиболее обездоленных, где давали подобие супа (баланду) и ломтик хлеба. Найти еду можно было у немецких военных кухонь: подбирали остатки после чистки картофеля (картофельные очистки), объедки. Помогал натуральный обмен. Белорусы, которые хотели приобрести в гетто «драгоценные» вещи (рубашка или серебряная ложка) подходили к забору и бросали съестные припасы через колючее заграждение. Обмен продолжался во время пребывания на работе в русском районе. Имело место воровство24.
Нацисты делили евреев на «полезных» и «бесполезных». В ходе селекции они отделяли специалистов и «трудоспособных», а остальных немедленно уничтожали. В Минском гетто отсутствовали фабрики и заводы, и рабочие колоны ежедневно направляли за пределы гетто. Евреи работали на железнодорожном узле, в строительстве, в швейных, сапожных, химических, оружейных мастерских, которые обслуживали Вермахт.
Когда евреи поняли, что нацисты в первую очередь уничтожают тех, кто не работает, то матери стали брать с собой маленьких детей, которых они прятали возле рабочих мест. Дети все понимали и вели себя тихо. Другие узники пытались скрывать своих детей в русских приютах вне гетто. Когда немцы это выявляли, то детей возвращали назад в гетто или убивали на месте25.
Иностранные евреиОсенью 1941 г. в Минск начали привозить евреев из Германии, Австрии, Голландии, Чехии, Венгрии, Франции, Польши (7 тыс. евреев), а всего к маю 1942 г., по разным оценкам – от 26,5 до 55 тыс. евреев из семи стран Европы. Первый транспорт пришел в Минск из Гамбурга и, хотя следующие транспорты с евреями пришли из Дюссельдорфа, Франкфурта на Майне, Берлина, Брно, Бремена и других мест, иностранное гетто в Минске продолжали называть, как «гамбургскими». Вскоре выяснилось, насколько иностранные евреи оказались беззащитными:
– не знали русского языка, не могли вступить в общение и получить помощь от местного населения,
– не были приспособлены к физическому труду,
– не имели запасов вещей для обмена на продовольствие,
– страдали от местных болезней, воздействия климата и пр.
– были подвержены нацистской пропаганде и считали себя выше белорусских евреев, обвиняли последних в сотрудничестве с советской властью и считали их виновниками войны Гитлера против СССР26. Вместе с тем были примеры успешной совместной борьбы, когда Ильза Штейн и Лиза Гуткович организовали побег к партизанам 25 узников с оружием при помощи гауптмана Вилли Шульца27.
Сопротивление в Минском геттоМеньше известна другая, героическая страница народной трагедии. Евреи приняли самое активное участие в партизанском движении Беларуси, которое нацисты не без основания считали еврейским (большую часть первых партизан составляли коммунисты, партработники, военнопленные и евреи).
Подполье, возникшее в Минском гетто, было уникальным. Первая подпольная организация была создана уже через три недели после образования гетто, и активно действовала до его последних дней.
На начальном этапе еврейское подполье действовало самостоятельно, поскольку советское и партийное руководство республики, покинувшее город тайно вечером 24 июня 1941 г. без объявления эвакуации, не оставило себе замены. Сопротивление в гетто возглавили члены Коммунистической партии Западной Беларуси (КПЗБ), имевшие богатый опыт подпольной работы в Польше накануне войны. Гирш Смоляр был секретарем КПЗБ в Барановичах, Слониме и Белостоке, Яков Киркаешта – из Румынии, Меир Фельдман – из Вильнюса. Они нашли поддержку у «советских» евреев – жителей Восточной Беларуси, среди которых выделялись Борис Хаимович, Нотке Вайнхойц, Шай Шитман. Еще одну группу возглавил Наум Фельдман, старый коммунист, участник Гражданской войны.
Основное внимание уделялось не вооруженному сопротивлению, а сохранению жизни в условиях геноцида:
1. Спасение узников и вывод в лес для участия участие в партизанской войне.
2. Борьба с паникой и поддержание веры в победу советского оружия.
3. Поиски связи с коммунистами «русского» района Минска.
4. Сбор информации и распространение сводок Совинформбюро.
5. Поиски оружия, одежды и лекарств, которые смогли бы помочь узникам оставить гетто и при первой возможности перейти в лес к партизанам.
Вокруг Минска находились большие лесные массивы, и это вселял надежду на возможность спасать людей в лесу. В декабре 1941 г. Исай Казинец и Гирш Смоляр создали объединенный городской подпольный комитет русского района и гетто Минска. Юденрат помогал с продовольствием, теплой одеждой, регистрировал узников, уходивших к партизанам, как умерших, или уничтожали регистрационные карты. По поддельным документам можно было проживать в сельской местности. В то же время не все евреи были готовы к тяжелой и опасной жизни в лесу. Многие беглецы столкнулись с антисемитизмом и саботажем в отношении их со стороны местного движения сопротивления28. Последние группы узников покинули обреченное гетто весной и летом 1943 г. В конце октября 1943 г. Минское гетто прекратило существование29.
Участие евреев в партизанском движении БеларусиС образованием под Москвой Белорусского штаба партизанского движения (сентябрь 1942 г.) «партизанка» приняла организованный характер. Евреи, бежавшие из гетто, пополнили целый ряд отрядов белорусских партизан, которые получили поддержку Большой земли. Евреи участвовали в боевых операциях, «рельсовой войне», засадах, выполняли агентурные задания, собирали разведывательную информацию, занимались пропагандистской работой, были врачами, оружейниками, радистами, заготавливали продукты, работали в партизанских прачечных, сапожных и портняжных мастерских, ухаживали за ранеными. Одной из форм этой борьбы стали еврейские семейные лагеря и отряды, не имевшие аналогов в других странах Европы. Наиболее известными стали отряд № 106 Шолома Зорина и отряд им. Калинина братьев Бельских30.
Только на базе одного Минского гетто были созданы и в значительной степени пополнены девять партизанских отрядов и один партизанский батальон: пятый отряд им. Кутузова, отряды им. Буденного, им. Фрунзе, им. Лазо, им. 25-летия Октября, им. Пархоменко, им. Щорса, отряды №№ 106 и 406, первый батальон 208-го отдельного партизанского полка. После освобождения Белоруссии в июле 1944 г. многие евреи-партизаны добровольно вступили в Советскую действующую армию и воевали до окончания второй мировой войны31.
В 1943–1944 гг. евреи воевали в большинстве партизанских формирований Белоруссии. В Барановичской области из 695 бойцов и командиров бригады им. Ленина 202 были евреями. В бригадах «Вперед» и им. Чкалова соответственно – 579 и 106, 1140 и 239 чел. Всего в 15 бригадах Барановичской области воевало 8493 партизана, из которых белорусы составляли 46,8 %, евреи – 12,4 %, а поляки – 1,3 %32.
В Белоруссии в годы войны партизанские бригады возглавляли 2 еврея, комиссарами партизанских бригад были 4 еврея, начальниками штабов бригад – 7 евреев, партизанскими отрядами командовали не менее 18 евреев, комиссарами отрядов – 32, начальниками штабов отрядов – 2133.
К моменту освобождения республики в июле 1944 г. в Лидской партизанской зоне насчитывалось 4852 партизана, из которых белорусами были 48,9 %, евреями – 28 %, а поляками – 0,5 %. Показателен и анализ самих источников пополнения партизанских формирований. Из-за линии фронта было прислано 67 чел., 225 чел. вышло из окружения, 505 чел. бежали из плена, 313 чел. дезертировали из полицейских формирований и перешли на сторону партизан, 2404 были выходцами из местного населения, 124 пришли из леса и от хозяев, а из гетто – 119634.
Правда об участии евреев в партизанском движении в годы войны была упрятана глубоко. Советская историография даже не называла такого явления. Об этом рассказали бывшие еврейские партизаны и историки в Израиле, США, Европе. Они опубликовали свои дневники, воспоминания, издали монографии. Моше Каганович выпустил в Италии в 1946 г. свою книгу на идиш, а в 1952 г. в Аргентине на английском. О партизанах из Минска писал Гирш Смоляр и Яков Гринштейн. Братья Бельские (Тувья, Асаэль, Зусь и Арон) партизанили в Налибокской пуще, о еврейском сопротивлении писал израильский историк Шолом Холавский из Несвижа. О восстании в гетто в Лахве – Копель Колпаницкий и Бен Цион Даган35. На русском языке в Беларуси издана только книга «Встали мы плечом к плечу …»36 и перевод книги Джека Кагана о партизанах из Новогрудка37.
В ряде гетто существовали подпольные организации, узники запасались холодным и огнестрельным оружием. Восстание в гетто – это кульминация сопротивления. Самый яркий и волнующий момент. Образно говоря – ослепительная вспышка. Не менее важно знать, что этому предшествовало? Кто были эти люди, поднявшиеся на восстание, понимая, что шансов на победу нет или почти нет. Что ими двигало? Стремление выжить или дорого продать свою жизнь? Кто им помогал и кто мешал? Чаще всего восстание было приурочено к акции массового уничтожения или депортации в лагеря смерти. Всего на оккупированной территории СССР таких восстаний было несколько десятков, в Беларуси известно не менее девяти: Слоним 29 июня 1942 г., Клецк 21 июля 1942 г., Несвиж 22 июля 1942 г., Копыль 24 июля 1942 г., Мир 9 августа 1942 г., Лахва 3 сентября 1942 г., Белосток 16 августа 1943 г. и Глубокое 29 августа 1943 г.38
Ликвидация геттоАкции уничтожения евреев проводились айнзацгруппами и зондеркомандами, полицейскими частями СС, вермахтом и их пособниками уже летом 1941 г.
К началу 1942 г. в Беларуси погибло 250 тыс. евреев:
• 120 тыс. евреев в зоне военной администрации Беларуси,
• 60 тыс. в районах, включенных в рейхскомиссариат «Остланд»,
• 70 тыс. в районах Западной Беларуси, округе «Белосток» и рейхскомиссариата «Украина».
Карательные отряды игнорировали позицию немецкой гражданской администрации приостановить расстрелы в гетто под предлогом «экономической нецелесообразности». Гауляйтер Белоруссии Вильгельм Кубе докладывал в Берлин, что ликвидация евреев наносит экономический ущерб Рейху и проводится «недостойными методами». В этой связи остается открытым вопрос о целесообразности убийства в Минске по заданию Сталина в октябре 1943 г. Кубе, что ускорило ликвидацию Минского гетто.
С осени 1943 г. до освобождения республики в июле 1944 г. нацисты расправлялись с евреями, уцелевших от погромов в гетто и рабочих лагерях (в Колыдчево под Барановичами последних узников расстреляли в марте 1944 г.). Жертвами карателей стали евреи, скрывавшиеся в лесных семейных лагерях и у партизан – всего 10 тыс. чел.39
Операция 1005Беларусь стала одним из основных мест проведения «Операции 1005» – сверхсекретной крупномасштабной операции, проводимой нацистской Германией по сокрытию следов массовых преступлений нацистов против мирного населения и военнопленных. Цель – избавиться от доказательств, чтобы избежать ответственности за совершенные преступления против человечества. Трупы расстрелянных требовалось извлечь из земли, сложить в штабеля и сжечь на кострах, а их пепел вывезти.
Поле «деятельности» для осуществления «Операции 1005» в Беларуси было очень широким. Наиболее крупные массовые захоронения жертв нацистского геноцида находились вблизи лагерей советских военнопленных в Бобруйске (50 тыс. погибших), Березино Гродненской области (27 тыс.). В Барановичском районе Минской области – у д. Колбасино (18 тыс.), д. Колдычево (22 тыс.) и железнодорожной станции «Лесная» (89 тыс.). В окрестностях Могилева – у д. Лупалово (свыше 40 тыс.), в Молодечно (33 тыс.), у д. Масюковщина Минского района (80 тыс.), на Бронной Горе в Березовском районе Брестской области (50 тыс. чел.) и Малом Тростенце40. Большинство жертв данных захоронений составляли военнопленные, евреи, советские активисты, партизаны, подпольщики, члены их семей и заложники из мирного населения. Из 1,4 млн. чел., погибших на оккупированной территории Белоруссии, свыше 800 тыс. чел составляли евреи. Однако сохранить в тайне ликвидацию сотни тысяч трупов не удалось. В живых остались свидетели – непосредственные участники проведения самой акции. Материал, собранный в Беларуси о деятельности команд “1005”, был широко использован на Нюрнбергском трибунале, и в ходе процессов над нацистскими преступниками и их пособниками в самой республике41.
Отношение государства к истории ХолокостаПосле провозглашения независимости Республики Беларусь в 1991 г. отношение к Холокосту в республике значительно изменилось.
С одной стороны, был признан геноцид евреев (а не абстрактных «советских граждан» или «мирных жителей»), активное участие евреев в сопротивлении нацистам, сняты запреты на научные публикации о Холокосте, открыты архивы, разрешены конференции, симпозиумы и защита диссертаций.
С другой – сохранилась прежняя концепция о геноциде белорусского народа (план «ОСТ»). Нельзя смешивать понятия «геноцид» и «террор», поскольку нацисты не убивали белорусов по этническому признаку.
Вместо концептуальных научных исследований по истории Холокоста выходили книги описательного характера, без объяснения сути явления.
Тиражи научной литературы, посвященной трагедии евреев в годы войны, сборники документов, монографии оставались мизерными.
В то же время белорусские учебники истории посвящают этой теме от нескольких строк до одного абзаца в виде простого упоминания, избегая анализа и объяснения причин.
Отсутствуют спецкурсы «История Холокоста в Беларуси», не проводятся научные конференции под эгидой государственных ведомств.
Обратным примером могут служить соседи Беларуси – Россия, Украина, Молдова, страны Балтии, не говоря уже о Германии, Польше, Болгарии, Румынии, Чехии и Словакии, где на исследования Холокоста, выделяют средства из государственного бюджета. Вне сомнения, уроки прошлого влияют на будущее Беларуси и ее народа, и оставлять без внимания это не разумно и не дальновидно42.
Необходимые шаги в изучении ХолокостаСамое главное – это признать, что Холокост является составной частью трагедии Беларуси в годы войны.
Проблематику Холокоста в Беларуси необходимо включить в общий комплекс изучения истории Великой Отечественно войны. Эта работа должна иметь не только научный, но и образовательный характер. Однако без финансового обеспечения на государственном уровне это не достижимо. В Беларуси следует:
Основать научный журнал и книжную серию «история Холокоста».
Подготовить и издать учебники по истории евреев Беларуси, истории Катастрофы и еврейского сопротивления для средних школ, как это сделано в России.
Проводить чтение учебных курсов в университетах
Открыть кафедры истории евреев Беларуси
Организовать постоянные экспозиции Холокоста в районных и областных музеях республики.
Открыть зал Холокоста в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны.
Проводить конференции и круглые столы с привлечением лучших научных сил республики и за ее пределами.
Основать государственные музеи еврейской истории Беларуси, истории Холокоста Беларуси, истории Минского гетто.
Начать издание Энциклопедии евреев Беларуси, Энциклопедии Холокоста, Энциклопедии праведников народов мира
Учреждать гранты, стипендии.
Планы научного сотрудничестваВ настоящее время в Беларуси есть три научных учреждения, которые изучают историю Холокоста:
Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны (Минск, проспект Победителей, д. 8)
Музей истории и культуры евреев Беларуси (Союз белорусских еврейских общественных организаций и общин, ул. Веры Хоружей, д. 28)
Историческая мастерская в Минске (Белорусско-германский проект, ул. Сухая, д. 25).
Все они располагают тысячами экспонатов, документов, материалов и фотографий, свидетельств о трагической судьбе евреев Беларуси, их активном участии в Красной армии и партизанском движении в годы войны.
Центр диаспоры при Тель-Авивском университете выступил с инициативой образования Международного центра по изучению истории евреев Беларуси, который бы объединил и координировал усилия всех исследователей, работающих в этом направлении.
В Центре диаспоры с 1995 г. существует проект «Евреи Беларуси», собран архив и библиотека, с 2014 по 2017 гг. прошло три международные конференции «Еврейские солдаты». Создан архив писем и дневников евреев – бойцов и командиров Красной армии и членов их семей.
ВыводВойна всегда обнажает человеческую природу. Люди, прошедшие испытание страхом и голодом, закалились или погибли. Время, помимо нашего желания, расставляет все по местам, что-то предать забвению, а что-то оставить жить в назидание потомкам. Память о войне – больное место каждого народа в любую эпоху. Для евреев – тем более. И не только потому, что из одного миллиона довоенного еврейского населения Беларуси уцелело менее 150 тысяч … Но и потому, что судьба евреев была уготована другим народам.
В Беларуси сделано много по изучению истории Холокоста, но это все еще далеко недостаточно. Необходимо продолжить эту работу на государственном уровне и воздать должное памяти 800 тыс. евреев республики, которые так много сделали для Беларуси. Своим отношением к истории Холокоста Беларусь подтвердит, что республика развивается в рамках европейского мышления. Что может быть важнее чувства уважения со стороны соседей? Нравственные, политические и экономические усилия неизбежно окупят все затраты.
Д. Левин
Деятельность Всеизраильского объединения выходцев из Украины и преемственность памяти о Холокосте
Левин Давид – Председатель Всеизраильского объединения выходцев из Украины. В Израиле проживает более полумиллиона выходцев из Украины. Это одна из самых больших общин страны. Всеизраильское объединение выходцев из Украины представляет интересы этой общины.
Разветвленная сеть отделений Объединения в 35 городах Израиля от Севера до Юга – это сформировавшаяся и активно действующая добровольческая структура. Она позволяет не только предоставлять действенную практическую помощь репатриантам в их абсорбции и интеграции в израильское общество, осуществлять руководство массовыми мероприятиями, но и оказывать существенное влияние на потенциальную алию из Украины, где еще остается значительное количество евреев.
Знание языка страны исхода и менталитета своих дважды соотечественников позволяет добровольцам Объединения помогать репатриантам в их контактах с государственными, муниципальными, частными и другими структурами, в налаживании общения и быта, в предоставлении в доступной и понятной форме всей необходимой информации.
Помощь репатриантам в первых шагах на исторической родине, в адаптации к новым условиям жизни является приоритетной в деятельности Объединения, и работа наших добровольцев в этом направлении никем и ничем не заменима.
Добровольцы Объединения помогают группировать по интересам семьи новых репатриантов и старожилов с целью поддержки и оказания взаимопомощи.
Проведением семинаров, лекций, экскурсий, тематических вечеров и других мероприятий добровольцы Объединения помогают новым репатриантам познать страну, ее историю, обычаи, традиции еврейского народа.
Добровольцы Объединения поддерживают контакты со своими родственниками, друзьями, бывшими коллегами в Украине, встречаются с людьми в еврейских общинах в городах.
Объединение способствует общественной и культурной интеграции репатриантов – выходцев из Украины, содействует деятелям искусств в реализации их творческого потенциала. Это и фестивали украинской культуры при поддержке Министерства культуры Украины и Посольства Украины, и театральные проекты. Это народный театр «Шахар» (художественный руководитель и режиссер засл. артистка Украины Тамара Горинштейн) и многое другое.
Ряд лет под эгидой Объединения действует театр «Портрет»; художественный руководитель и режиссер Григорий Грумберг.
Только за последние годы по совместным с Министерством культруры Израиля проектам и при содействии Посольства Украины проведено шесть фестивалей украинской культуры с замечательными гала-концертами при участии израильских и украинских артистов.
При поддержке Посольства Украины издается художественно-публицистический журнал «Вiдлуння» («Эхо») на украинском языке.
Прочные контакты с Посольством Украины в Израиле обеспечивают связь между Израилем и Украиной на уровне народной дипломатии; совместно с Посольством Объединение проводит «Дни Украины» и встречи с дипломатами в городах Израиля, оказывает содействие выходцам из Украины в получении консульских услуг, для чего по инициативе Объединения совместно с Посольством Украины в Израиле проводятся регулярные выездные консульские приемы в городах. Посол и дипломаты Посольства Украины регулярно участвуют во многих мероприятиях, проводимых Объединением и нашими отделениями.
Члены Объединения принимают активное участие в работе Украинского культурного центра в г. Бат-Ям.
По инициативе Объединения создан украино-израильский культурный Центр науки, культуры и образования на базе Уманского государственного педагогического университета им. П. Тычины, с которым осуществляются планы совместной деятельности. Возглавляет Центр профессор Наталья Цымбал. Она же является официальным представителем Объединения в Украине.
Объединение не остается в стороне от происходящих в обществе процессов. По важнейшим вопросам и проблемам, связанным с общими для всех репатриантов интересами, мы работаем в постоянном контакте с нашими белорусскими, российскими коллегами, с выходцами из Казахстана и Центральной Азии, с Союзом ветеранов Второй мировой войны и другими организациями. По нашей инициативе в свое время был создан Координационный Совет пяти крупнейших общинных объединений.
Объединение активно сотрудничает с Глобал Форумом «Рука помощи Израилю», а также является составной частью движения «За достойное будущее». Мы совместно лоббируем решение всех важных для репатриантов социальных проблем, в том числе социального жилья, израильских пенсий, поддержки репатриантов, живущих в арендуемом жилье и других проблем.
С этой целью участвуем в мероприятиях Кнессета, во встречах с министрами, депутатами Кнессета; сотрудничаем с государственными и муниципальными структурами.
Авторами – членами Объединения издан ряд художественно-публицистических книг. В частности, по истории паломничества из Украины на Святую Землю; по истории партизанского движения в Украине в период Второй мировой войны; сборник воспоминаний беженцев Катастрофы – выходцев из Украины.
В целях содействия развитию туризма и культурного обмена между Украиной и Израилем по инициативе Объединения и при поддержке Посольства Украины в Государстве Израиль разработан и издан впервые в мире оригинальный «Украинско-ивритский разговорник», одобренный Министерством культуры и туризма Украины, а также красочно иллюстрированный букварь украинского языка «Абетка». Издан также русско-ивритский разговорник.
При содействии и непосредственном участии актива Объединения 2363 гражданам Украины присвоено почетное звание «Праведник мира».
Руководство деятельностью Объединения выходцев из Украины осуществляет Правление во главе с председателем Объединения. Работа с репатриантами проводится исключительно волонтерами на общественных началах, начиная с председателя Объединения и кончая руководителями и активом городских отделений.
Объединение, созданное для увековечивания памяти о Холокосте, началом которого принято считать трагедию киевского Бабьего Яра, в 2017 году отметило своё сорокалетие.
Объединение и преемственность памяти о ХолокостеИстория создания Всеизраильского Объединения выходцев из Украины началась с образования Киевского землячества, когда группа киевлян – репатриантов алии 70‐х гг, переживших Катастрофу, сочли своим долгом ежегодно отмечать трагедию Бабьего Яра, чтобы память о ней сохранить для потомков.
Бабий Яр стал символом Холокоста, символом Катастрофы всего европейского еврейства, когда нацистами и их пособниками во время 2‐й мировой войны были уничтожены 6 миллионов евреев, в том числе полтора миллиона евреев Украины.
Кстати, шесть миллионов – это только та цифра, что была представлена международному трибуналу в Нюрнберге на основании документов Гестапо лишь по концлагерям этого ведомства. Но много документов по концлагерям было уничтожено. А ведь были еще лагеря СС и других нацистских ведомств, были массовые расстрелы на местах и массовые погромы по всей Европе.
Например, трагедия в Едвабне, где польские крестьяне еще до прихода немцев сожгли в сарае еврейских женщин, стариков и детей.
Согласно последним архивным данным, опубликованным в интернете, нацистами и их пособниками разных национальностей были растерзаны, изнасилованы, отравлены газом, повешены, расстреляны в ярах, закопаны и сожжены заживо более 12 миллионов стариков, женщин и детей – только за то, что они были евреями.