Полная версия
Ангола: Путешествие во времени. Часть седьмая
– епархия в Кабинде;
– епархия в Кашито;
– епархия в Мбанза Конго;
– епархия в Сумбе;
– епархия в Виане.
2. Провинция Лубанго (с митрополией в Лубанго):
– епархия в Менонго;
– епархия в Намибе;
– епархия в Ондживе.
3. Провинция Маландже (с митрополией в Маландже):
– епархия в Маландже;
– епархия в Ндалатандо;
– епархия в Уиже.
4. Провинция Сауримо (с митрополией в Сауримо):
– епархия в Сауримо;
– епархия в Дундо;
– епархия в Луэне.
5. Провинция Уамбо (с митрополией в Уамбо):
– епархия в Бенгела;
– епархия в Куито-Бие.
Епископы, возглавляющие митрополии в провинциях, в основном ангольцы, но некоторые из них являются миссионерами из других церквей.
Единственным кардиналом в истории Анголы является Алешандри ду Нашсименту.
Протестантизм в Анголе23
Это – второе направление христианства в стране. По данным того же исследовательского центра Pew Research Center в 2010 году в Анголе проживало 5,84 млн. протестантов, которые составляли 30,6% населения этой страны.
По данным Национального института статистических оценок доля протестантов в 2013 году достигла 33% от всего населения.
Протестанты являются самой быстрорастущей религиозной группой в стране; в 1970 году в Анголе проживало лишь 422 тыс. протестантов (7% населения).
Протестантами являются свыше половины таких ангольских народов, как чокве, лучази, яка и лунда; до 40% баконго и куаньяма. Протестантами также являются подавляющее большинство живущих в Анголе африканеров. Среди других ангольских народов, протестанты составляют менее трети от общей численности.
Крупнейшую протестантскую конфессию в Анголе представляют пятидесятники (2,574 млн. в 2010 году).
Пятидесятнические ассамблеи Бога в Анголе сообщают о 2 млн. прихожанах в 2008 году (при этом в 2000 году церковь насчитывала лишь 600 тыс. верующих). Церковь не поспевает за ростом прихожан – из 10 тыс. пасторов этой деноминации в Анголе, лишь 500 имеют пасторское образование.
В стране представлены и другие пятидесятнические группы — это Всемирная церковь «Царство Божие» (400 тыс.), Церковь Бога (80 тыс.), Евангелическая пятидесятническая миссия Анголы (75 тыс. верующих), Евангелическая пятидесятническая церковь Анголы (20 тыс. в 2000 году), Искупленная христианская церковь Бога и др. Неохаризматическая Церковь Господа нашего Иисуса Христа на земле заявляет о 800 тыс. прихожанах.
В 2013 году церковь открыла в Луанде кафедральный собор, вмещающий 20 тыс. человек.
Две самые крупные церкви реформаторско-пресвитерианской традиции — это Евангелическая конгрегациональная церковь в Анголе (950 тыс.) и Евангелическая реформаторская церковь Анголы (200 тыс.).
Помимо них в стране действуют весьма малочисленные Пресвитерианская церковь Анголы, Независимая пресвитерианская церковь Анголы и Объединённая евангелическая церковь Анголы.
Баптисты Анголы (436 тыс.) объединены в Баптистскую конвенцию Анголы (39 тыс. членов), Евангельскую баптистскую церковь в Анголе (90 тыс. членов) и Свободную баптистскую церковь в Анголе (3 тыс. членов).
Заметную группу в стране составляют адвентисты седьмого дня (340 тыс. взрослых, крещённых членов).
Лютеране (48 тыс.) объединены в Евангелическую лютеранскую церковь Анголы; верующие данной конфессии значительно представлены в провинции Кунене.
Среди других конфессий следует назвать плимутских братьев (350 тыс., 1200 церквей), Новоапостольскую церковь (233 тыс.), Объединённую методистскую церковь (150 тыс.), Евангелическую церковь южной Анголы (50 тыс., 194 церкви), англикан (37 тыс.), меннонитов (19 тыс.), Церковь Христа в Анголе (15 тыс.) и назарян (11 тыс.).
Первыми протестантскими миссионерами в стране были британские баптисты, начавшие в 1878 году миссию среди баконго. До конца XIX века к ним присоединились миссионеры из других конфессий (конгрегационалисты, пресвитериане, методисты, лютеране, плимутские братья).
В первой половине ХХ века миссионерскую деятельность в Анголе начали англикане и адвентисты.
Пятидесятники из Ассамблей Бога служат в стране с 1951 года; в ходе широкого духовного пробуждения, начавшегося в 1990-х годах, пятидесятники становятся крупнейшей протестантской конфессией в Анголе – организация имеет более одного миллиона членов в Анголе и 372 структуры.
В 2010 году в Анголе проживало 5,84 млн. протестантов, которые составляли 31% населения. Численность протестантов и их доля в населении Анголы продолжает увеличиваться.
Крупнейшую протестантскую конфессию в стране представляют пятидесятники (2,6 млн.); большинство из них являются прихожанами Пятидесятнических ассамблей Бога в Анголе (2 млн. верующих). Несколько сотен тысяч верующих насчитывают общины конгрегационалистов, адвентистов, баптистов, реформаторов и плимутских братьев.
Православие в Анголе
Как видим, в Анголе, и в частности, в Луанде проповедуется много различных религий, имеющих свои храмы: конфессиональная палитра представлена очень широко. Поэтому невольно возникает вопрос: а как обстоит дело с православием в этой стране?
Первый православный приход в Анголе был образован в 2002 году. Приход относится к Зимбабвийской и Ангольской митрополии Александрийской православной церкви.
В Анголе очень много российских граждан и выходцев из бывших советских республик, которые строят гидроэлектростанцию, заводы, дороги, добывают алмазы и нефть, работают учителями, переводчиками, врачами и пр. Среди них много православных верующих. И потому 11 января 2007 года в посольстве Российской Федерации состоялось первое в истории Анголы православное богослужение на церковнославянском языке.
По приглашению Посольства Российской Федерации и при содействии компании «Алроса» в Луанду прибыл священник Иоанн Лапидус, настоятель единственного пока в Тропической Африке русского православного храма во имя преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге.
На приезд русского священника было получено благословение митрополита Зимбабвийского Георгия, поскольку деятельность Русской Православной Церкви в Анголе должна быть согласована с Александрийским патриархатом, чьей канонической территорией является эта страна.
Отец Иоанн совершил водосвятный молебен с акафистом Рождеству Христову в актовом зале школы при российском посольстве. За богослужением молились около 70 человек, среди которых были посол России в Анголе, сотрудники дипломатического корпуса и школы при посольстве, представители военного атташата, сотрудники компании «Алроса», а также наши соотечественники, проживающие в Луанде.
После богослужения всем присутствовавшим были подарены иконы преподобного Сергия Радонежского и православные календари на 2007 год. В слове к собравшимся отец Иоанн отметил, что Русская Православная Церковь будет и впредь предпринимать усилия по духовному окормлению находящихся в Анголе соотечественников.
В ноябре 2008 года в Анголу совершил официальный визит председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
В 2010 году общая численность православных в Анголе составляла менее 1 тыс. человек. Это не только русские, но и живущие в стране греки, болгары, украинцы, эфиопы, а также обращённые в православие ангольцы.
Как известно, христианство на эту землю принесли католики-португальцы. Первая католическая миссия, состоящая из францисканцев, доминиканцев и иезуитов, прибыла на север Анголы в 1491 году. В XVI веке местный правитель Афонсо I добровольно принял христианство. Его сын стал епископом, и на протяжении столетия католицизм распространялся среди местных жителей на территориях, далеких от сферы влияния португальских колонизаторов.
Итак, первая протестантская миссия была основана в Анголе в 1878 году миссионерами из Англии, позднее пополнялась выходцами из других стран. С 1914 до 1960 годы деятельность протестантских миссионеров была фактически запрещена. А вот православных приходов и церквей в этой стране не было. И только после обретения Анголой независимости в стране стали появляться православные верующие.
В последние годы католические епископы Анголы не раз выражали обеспокоенность ростом популярности оккультизма в стране, а также стремительным увеличением количества сомнительных сект, выманивающих у населения последние деньги. Официальная статистика говорит о 87 зарегистрированных, 250 ожидающих регистрации и примерно 750 нелегально действующих религиозных объединениях. К тому же в прошлом веке в этой стране были гонения на христианство. Так, с 1914 до 1960 года деятельность протестантских миссионеров была фактически запрещена
Несмотря на столь сложные условия, Православие также появилось и постепенно укрепляется в Анголе. Первый православный приход здесь был образован в 2002 году усилиями владыки Феодора, ныне – Патриарха Александрийского и всей Африки. Теперь ангольский приход относится к возглавляемой архиепископом Георгием Зимбабвийской епархии Александрийской Православной Церкви.
А с 19 по 22 января 2007 года Анголу посетил и правящий архиерей – митрополит Георгий. Он совершил божественную литургию, на которой молились православные греки, русские, болгары, эфиопы и ангольцы. С большой радостью и благоговением принимали они святые дары, ведь прошлая литургия здесь совершалась более трех лет назад предыдущим Зимбабвийским епископом, который в 2004 году стал Александрийским Патриархом.
Если верить Википедии, то на данный момент в Анголе находится только один приход Православной Церкви, силами которого строится первый в стране православный храм – Храм свв. Елевферия и старца Паисия Афонского (Елевфериевско-Паисиевский) (Александрийский Патриархат). Настоятель – архимандрит Хризостом (Полизос).
Необходимость в собственном православном храме здесь назрела давно. Вопрос о его строительстве в Луанде поставил еще несколько лет назад во время своего посещения Анголы митрополит Кирилл, нынешний Патриарх Московский и всея Руси, в ходе беседы с президентом страны и на встрече с соотечественниками.
Приход объединяет православных греков, русских, болгар, эфиопов и ангольцев. Силами этого прихода и строится первый в стране православный храм.
Итак.. Если верить Википедии....Русскоязычная диаспора православных, как минимум, уже имеется, и храм строится (?).
Но в декабре 2015 года на тех же, бескрайних просторах Интернета я нашел информацию, которая, если не опровергала, то по крайней мере, вызывала сомнение по поводу сведений, указанных в Википедии.
Одна из жительниц Анголы (бывшая гражданка СССР/России или нынешняя неизвестно, но наша соотечественница) обратилась в патриархат с вопросом: существует ли в этой стране православная русская община и есть ли русская церковь?
Ответ был получен. Представитель Патриарха Московского и всея Руси при патриархе Александрийском и всей Африки иерей Виктор Кулага пояснил, что «на всей территории Африки действует Александрийский Патриархат (Грекоправославная Церковь, служат на греческом языке).
Для всех православных Африки – это единственная поместная Православная Церковь, в состав которой входят и русскоязычные приходы.
Все они подчиняются Александрийскому православному Патриарху.
При Александрийском Патриархе есть представитель Московского Патриарха и всея Руси, который находится в Египте (г. Каир).
Все вопросы по православным в Африке решает Патриарх Александрийский.
В Африке, по словам иерея Виктора Кулаги, на настоящий момент есть русские приходы в Египте, Тунисе, Марокко и Южной Африке. Что касается Анголы, то в эт ой стране должен быть греческий православный приход, в жизни которого русскоязычные верующие могут участвовать, как православные.
К сожалению, русской общины в Анголе нет (п/ж выделено – авт.). ее создание целиком зависит от самих православных жителей Анголы, которые должны объединиться и создать условия для появления православного прихода, который может открыться по благословению Патриарха Александрийского.
Какие обычно возникают вопросы при создании прихода?
1. Сколько человек будет в эт ом приходе?
2. Кто возьмет на себя расходы по проведению богослужений, содержание помещений, необходимой утвари, содержание священника?
3. Сможет ли община нести такие расходы?
Если эти вопросы будут решаться, тогда можно будет вести серьезную беседу о создании православной община в Анголе.
В. Кулага посоветовал заявительнице найти православную греческую общину в Анголе, а пока с другими православными активистами Анголы обсудить перспективы создания православного прихода.
Спустя два года, в июне 2017 г. девушка получила сообщение от других православных, проживающих в Анголе: «Есть группа активистом, которая хочет построить церковь – культурный центр в Луанде. Все находится на стадии проекта. Но… вода камень точит))). Сейчас ищем участок для постройки. Все непросто, но мы все будем стараться».
Вот ответ из первых уст – священника, занимающего высокое положение при Патриархе Александрийском. И мнение простых верующих.
Ближайший к Луанде православный храм находится в Южноафриканской Республике – в г. Йоханнесбурге. Это единственный православный храм, расположенный южнее пустыни Сахара – храм Преподобного Сергия Радонежского.
Храм Преподобного Сергия Радонежского – не просто здание. Это – настоящее сердце православный веры, русской культуры, обитель доброты и самоотверженности, расположенное на далеком юге африканского континента.
Первое, что бросается в глаза при подъезде к храму – целая березовая роща. В Африке эти деревья не растут, но прихожане нашли березы в магазинах ландшафтного дизайна и сами их посадили.
Протоиерей Даниил Луговой, настоятель Храма Преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге уточнил, что все эти деревья были посажены с той целью, чтобы напомнить людям об их родине, об их родных местах, где эти березы растут. Береза – символ России.
Этот храм был построен в рекордные сроки: в 2001 году был заложен первый камень, а в 2003 храм уже был освящен митрополитом Смоленским и Калининградским, впоследствии святейшим Патриархом Московскими всея Руси, Кириллом, в сослужении с греческим архиепископом Серафимом, Архиепископом Йоханнесбурга и Претории.
Маргинальное христианство в Анголе24
Ещё 130 тыс. жителей Анголы являются членами различных околохристианских течений и групп.
Псевдохристианские религиозные организации (также псевдохристианство, парахристианство, околохристианство, маргинальное христианство) – термин для обозначения религиозных организаций, принимающих отдельные положения христианства и христианского вероучения и смешивающих их с восточным или иным религиозным мировосприятием.
Этот термин используется традиционными христианскими церквями для характеристики новых религиозных движений как искажающих суть христианства, либо религиозными философами и новыми религиозными движениями для характеристики традиционных церквей как отступивших от сути христианства.
Понятие псевдохристианство также используется в официальных изданиях органов государственной власти, материалах научно-общественных мероприятий, диссертациях, экспертами, общественными объединениями.
Религиозные движения, относимые другими к парахристианским конфессиям, как правило, отрицают свою принадлежность к этим группам, так как считают себя направлением, которое восстановило библейское христианство (например, свидетели Иеговы) или же, кроме восстановления, ещё дополнило новыми откровениями от Бога (мормонизм, еговисты-ильинцы).
В научных исследованиях термин зачастую не несёт отрицательной окраски и служит для классификации определённых групп, помогая отделить то или иное религиозное движение от основных направлений (католицизма, православия и протестантизма).
Свидетели Иеговы впервые появились в стране в июле 1938 года, когда ряд городов западной Анголы посетил «пионер» (полновременный служитель) из Кейптауна Грей Смит. Однако начавшаяся Вторая мировая война не позволила Свидетелям Иеговы закрепиться в Анголе. В 1955 году Свидетели Иеговы вновь активизировались с приездом миссионера Джона Кука. В 1975 году они получили правовой статус, а спустя три года после получения независимости Анголы были запрещены. Повторное признание группы произошло в 1992 году во время перемирия в гражданской войне. В 2015 году в Анголе проживало 115 948 приверженцев религии, или «возвещателей» (0,48% населения страны), и действовало 1 565 собраний.
С середины 1980-х годов в Анголу из Франции и Португалии переезжают жить первые мормоны. В 1993 году правительство Анголы официально признало Церковь Иисуса Христа Святых последних дней. Только через три года, в 1996 году в Луанде появилась первая конгрегация этого движения. В 2015 году в Анголе действовали 8 конгрегаций, объединявшие 1,4 тыс. верующих-мормонов. В Анголе более 1200 церквей (и/или секты). Есть среди них легальные и нелегальные.
Подсчитать общее количество храмов практически невозможно.
Правительство Анголы через Министерство юстиции и прав человека, Управление по техническим и правовым вопросам начало работу по сбору информации о религиозных организациях и объединениях, изучению направленности их деятельности, составлению специального паспорта этих организаций. Как было сказано в документах, необходимо пройтись «тонким зубом гребенки, чтобы обнаружить «замаскированных под ягнят волков». В результате 150 церквей, чья деятельность была признана в Анголе противоречащей государству, были запрещены.
Я решил выяснить, сколько в Луанде храмов но когда цифра перевалила за четыре десятка, а список еще не кончался, понял, пора остановиться…
1. Храм (Церковь) Девы Марии (Божьей матери) из Назарета (Igreja de Nossa Senhora da Nazaré)
Недалеко от старинного форта Сан-Мигель находится очень важный религиозный памятник – храм Nossa Senhora da Nazaré.
Он был построен в 1664 году по инициативе местных рыбаков, которые считали Мадонну своей главной покровительницей. И сейчас прекрасный храм продолжает оставаться для местных жителей одним из самых почитаемых мест, каждый год в честь святой покровительницы устраивают интересный праздник. Внутри старая церковь сохранила искусное оформление, над которым работали лучшие местные и португальские художники.
Главной ценностью этого храма является старинная скульптура Святой Мадонны, которая была перенесена сюда сразу после открытия церкви.
Католическая Церковь Девы Марии (Божьей матери) из Назарета (Igreja de Nossa Senhora da Nazaré) была построена по приказу тогдашнего губернатора заморской провинции Анголы Андре Видал де Негрейрош (André Vidal de Negreiros) в знак благодарности Богу за то, что губернатор благополучно пережил кораблекрушение во время одной из своих поездок по территории Анголы.
Интерьер церкви украшен изразцами с рисунками, изображающими чудо и религиозные истории. На стенах прихода также имеются рисунки с изображением головы короля Конго Мани Мулежа (Mani Muleza), убитого в бою при Амбуила (Ambuila) (провинция Уиже) в 1664 году, и Святой Ифигении Эфиопской.
Небольшая церковь, появившаяся у самого уреза воды залива Луанды, в 2014 г. отметила свое 350-летие. Когда-то фасад смотрел на церковь Божьей матери Мыса, находящейся на острове Луанды. Сегодня церковь располагается на площади Амбиенте (Largo do Ambiente). Между урезом воды и церковью проходит набережная им. 4 Февраля. С 1922 имеет статус национального памятника. При храме имеется приход. Церковь также известна и под другим названием – церковь порта Луанда (a Igreja do Porto de Luanda, na baixa da cidade capital).
2. Церковь (Приход) Божьей Матери Мыса (Paróquia Nossa Senhora do Cabo/Igreja da Nossa Senhora do Cabo).
Католическая Церковь (Приход) Божьей Матери Мыса (Paróquia Nossa Senhora do Cabo/Igreja da Nossa Senhora do Cabo). Одна из первых церквей, построенных в Луанде (1575/1669). Небольшая церковь острова посвящена Богоматери Непорочного Зачатия. После разрушения голландцами в 1648 г. восстановлена на том же месте. Работы завершены в 1669 году. Церковь была названа Богоматерью Мыса. При храме имеется приход.
С 17 по 23 марта 2009 г. Папа Римский Бенедикт ХVI совершил свою 11-ю зарубежную поездку, в ходе которой он, впервые после своего избрания на престол, побывал на африканском континенте – в Камеруне и Анголе. Это была 18-я по счету поездка Папы Римского в Африку за всю историю христианства.
22 марта 2009 г. на берегу Атлантического океана, в Церкви Божьей Матери Мыса римский первосвященник отслужил воскресную литургию, на которой присутствовало более 1000 человек. Понтифик призвал «искоренить коррупцию и обеспечить должное правление в странах континента. Он также призвал «уважать права человека, открытость правления и независимость судопроизводства, свободу прессы, наладить работу школ и больниц».
3. Луандский собор Святейшего Спасителя (Sé Catedral de Luanda) также известный как Церковь Богоматери (Igreja Nossa Senhora dos Remédios).
Луандский собор Святейшего Спасителя (Sé Catedral de Luanda) также известный как Церковь Богоматери (Igreja Nossa Senhora dos Remédios) – кафедральный католический собор в Луанде, кафедра архиепархии Луанды.
Собор располагается в Нижнем городе, в центральной части Луанды, на старинной улице Rua da Praia, был возведен на месте двух небольших часовен в 1679 году.
Первоначально храм был посвящен Деве Марии (Nossa Senhora dos Remédios) и именовался Большой церковью Пресвятой Девы Марии, позже получил статус кафедрального собора.
Сооружение представляет собой храм с трёхдверным входом, двумя башнями, увенчанными барабанами с куполами.
Строительство начато в 1655 г., закончено в 1679 г. В 1828 г. получил статус кафедрального собора и стал называться собором Святейшего Спасителя.
Свой нынешний вид сооружение получило в 1900 году, после нескольких восстановлений и реставраций.
В 1949 году собору присвоен статус объекта культурного достояния. В настоящее время здесь находится резиденция митрополита Анголы – Архиепископа Dom Filomeno do Nascimento Vieira Dias (с 8.12.2014).
Собор в Луанде (Собор Святого Спасителя) заменил бывший Antiga Catedral de Nossa Senhora da Conceição
Митрополия в Луанде является старейшим римско-католическим епископством в Анголе.
Службы проводятся по латинскому обряду.
4. Приход (церковь) Святого Антония (Луанда) (Paróquia) (Igreja de Santo Antonio)
Католическая Церковь Святого Антония расположена на ул. N’Gola Kiluange (столичный городской район Казенга (Cazenga), один из семи муниципалитетов провинции Луанды). Приход был открыт 8 декабря 1966 года.
Церковь была специально перестроена в честь визита в Анголу Папы Римского Бенедикта XVI. Здание церкви является настоящим произведением современного архитектурного искусства, поражает красотой и великолепным дизайном. Понтифик посетил общину Святого Антония 22 марта 2009 г. и провел католическую мессу, посвященную проблемам положения женщин на Африканском континенте. Это была вторая и последняя в этот день публичная церемония под председательствованием Бенедикта.
Триумфальная встреча Папы в Анголе была омрачена гибелью двух девушек и ранением еще 40 человек, пострадавших в давке на центральном стадионе Луанды, где проходил митинг с участием понтифика. Папа выразил надежду, что луандская трагедия больше никогда не повторится: «Я был глубоко опечален произошедшим, я молился и продолжаю молиться за них».
5. Церковь Божьей Матери Непорочного Зачатия (Igreja de Nossa Senhora da Conceição)