bannerbanner
Ангола: Путешествие во времени. Часть седьмая
Ангола: Путешествие во времени. Часть седьмая

Полная версия

Ангола: Путешествие во времени. Часть седьмая

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 8

Христиане понимают смерть Иисуса как жертву, которую Он принес за искупление людей от греха. Именно поэтому крест и воскресение – центральный момент библейской истории. Ведь благодаря этому верующие получили возможность обрести спасение от ада и вечную жизнь.

2. Красный цвет

Почему плащаница, которую выносят во время богослужений Страстной пятницы и Великой субботы, темно-красного цвета? Почему в этот же цвет принято красить пасхальные яйца?

Красный цвет в христианской традиции символизирует две вещи:

– Кровь Христа, которую Он пролил на кресте.

– Царское достоинство Христа, ведь христиане почитают Его как Царя Небесного.

В различных культурах красный цвет также является символом жизни.

3. Пасхальный агнец

Вам, конечно, доводилось слышать о пасхальном агнце. Традиция готовить ягненка на Пасху появилась во времена Ветхого Завета, перед исходом из Египта, когда евреи получили указание от Бога помазать косяки дверей кровью ягненка, чтобы избежать 10-ю казнь (смерть всех первенцев). Само животное нужно было зажарить и полностью съесть в ту же ночь в кругу близких, а остатки – сжечь до наступления рассвета.

Пасха (Песах) была установлена как ежегодный праздник в честь освобождения иудеев от египетского плена. Каждый год они все так же готовили пасхального агнца. Именно этот праздник отмечал Иисус Христос с 12 апостолами во время Тайной вечери, после чего был распят, а на третий день Пасхи воскрес.

Пасхального агнца понимают как прообраз Иисуса Христа на кресте – в Библии Его не единожды называют «Агнцем Божиим»: как и во времена Ветхого Завета от Божьего гнева верующих спасла кровь непорочной жертвы. Так в христианстве праздник освобождения от смерти и египетского плена превратился в праздник освобождения от вечного осуждения и плена греховного.

В некоторых странах (например, в Италии) принято готовить к пасхальному столу сладкого «ягненка».

4. Пасхальное яйцо

По преданию, Мария Магдалина, одна из учениц Иисуса Христа, пришла к римскому императору Тиберию, чтобы сообщить, что Христос воскрес. С собой она принесла куриное яйцо, которое после слов императора о том, что это так же невозможно, как если бы яйцо покраснело, тотчас же стало красным.

Вообще, обычай окрашивать яйца уходит корнями в языческие времена. А на Руси он к тому же имел и практическое значение. В течение 40 дней Великого поста верующие отказывались от скоромной пищи, в том числе и от яиц. Чтобы яйца не протухли, их красили с луковой шелухой. Так они хранились до Пасхи и отличались по цвету от сырых яиц.

Хотя яйца красят в разные цвета, именно красный является традиционным: он символизирует кровь распятого Христа. Вообще, красный цвет характерен для Пасхи. В частности, таков цвет богослужебных облачений этого праздника.

Каждый цвет окрашенных яиц имел определенный смысл:

Красный – силу воскрешения, страсти и новой жизни;

Оранжевый – притяжение и удачу;

Желтый – счастье и вдохновение;

Зеленый – изобилие и хорошее здоровье;

Голубой – мир и духовность;

Фиолетовый – мистические и магические силы весны.

А само Пасхальное яйцо в христианской традиции обозначает Гроб Господень: яйцо, хотя снаружи выглядит мёртвым, внутри содержит новую жизнь, которая выйдет из него, и поэтому яйцо служит «символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его». Во многих культурах яйцо считали символом жизни и потустороннего мира.

5. Пасхальная трапеза.

В течение Великой субботы (что обычно для крупных приходов) и после пасхального богослужения (что возможно в небольших сельских храмах) происходит освящение приготовленных к праздничному столу куличей, творожных пасох и пасхальных яиц. В Русской православной церкви освящение сопровождается «молитвой во еже благословити сыр и яйца» (то есть, на освящение сыра и яиц). Особой молитвы на освящение куличей нет.

6. Пасхальный кулич

Можно смело утверждать, что пасхальный кулич пробовал (а может и выпекал) каждый. Эта выпечка – обязательный атрибут праздничного стола. Кулич – это домашний «артос» (литургический хлеб, который используют в православном богослужении на Пасху).

Традиция посвящать хлеб Богу появилась во времена Ветхого Завета. В скинии14 Моисея существовал специальный стол пресных хлебов предложения. Дрожжевой хлеб приносился в храм вместе с мирной жертвой благодарности.

На территории южной России и Украины кулич известен как «паска», вот почему пасхальный кулич зачастую путают с другим пасхальным блюдом – творожной пасхой. «Паска» и Пасха» – различие всего в одной букве! Паска и Пасха – не одно и то же!

7. Творожная пасха

Другим христианским пасхальным блюдом является пасха – сладкое творожное блюдо со сметаной, маслом, ванилью и изюмом. Для его приготовления используется пасочница, которая обычно изготавливается из дерева мастерами-резчиками.

Она состоит из четырех частей и в собранном виде представляет собой усеченную пирамиду. На передней стороне принято выкладывать (или отпечатывать) аббревиатуру «ХВ» («Христос воскрес»), а на боковых и задней – атрибуты страданий Христа (копья, крест и т.д.) или другие узоры, например, голубя как образ Святого Духа, цветочные орнаменты, виноградные грозди. Эти узоры четко выделялись на пасхе, когда ее вынимали из формы и ставили на блюдо.

Почему творожная пасха имеет форму пирамиды? Потому что она символизирует Гроб Господень, который в день Пасхи нашли пустым.

Пасха также считается символом пасхального веселья и сладости райской жизни, прообразом Царства Небесного и тех самых молочных рек в кисельных берегах, которые всегда были мечтой русского крестьянина.

8. Пасхальный кролик

Главный народный символ Пасхи в странах Западной Европы – это пасхальный кролик (или заяц). Традиция ассоциировать это животное с праздником Воскресения Христова появилась приблизительно в XIII—XV веках.

Пушистый и милый – Пасхальный кролик или Пасхальный заяц. Это христианизированный символ Пасхи, обычно изображаемый как кролик, приносящий красные пасхальные яйца. Как упоминалось выше, его также называют «Пасхальный заяц», который играл роль божественного судьи, равного Санта-Клаусу Рождества, оценивая, были ли дети хорошими или нет.

В германской языческой мифологии заяц (или кролик) ассоциировался с Эострой (богиней зари, жизни и обновления природы). С приходом христианства языческие традиции заменились на христианские. Так, на некоторых языках Пасха имеет название, которое произошло от имени Эостры15: (Ostern – на немецком, Easter – на английском).16

В существование пасхального кролика, который откладывает цветные куриные и шоколадные яйца, конечно, верят только маленькие дети, которые в пасхальное утро выходят на «охоту» за праздничными угощениями.



И последнее. Различие во времени празднования Пасхи в России связано с тем, что сразу после Великой Октябрьской социалистической революции был решен вопрос о реформе календаря. Уже 16 ноября 1917 г. он был поставлен на обсуждение Совнаркома РФСФР, который 24 января и принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». В декрете говорилось: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комисаров постановляет ввести по истечении января месяца сего год в гражданский обиход новый календарь». Для этого: «Первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день – считать 15 и т.д.».

178. Религия в Анголе


ПРАВОСЛАВИЕ В АФРИКЕ


Православие в Африке появилось с первыми христианами в Египте и Эфиопии в I веке по Р.Х.

После отпадения нехалкидонитских церквей17 от Вселенской Церкви православной в Африке остались в основном общины Карфагена и Александрии.

Именно последняя вплоть до XX века представляла собой весь Александрийский патриархат.

Ситуация стала меняться с конца 1930-х годов, когда в странах чёрной Африки православие начало распространяться среди негреческого коренного населения.

К 2009—2010 годам насчитывается уже более 6 000 000 православных коренных африканцев, и их число растёт.

Именно Африка стала одним из главных приобретений Православия в ХХ веке. Оно пришло в Африку (южнее Сахары) от противного.

Африканцы не особенно серьезно относились к христианским миссиям, навязанным колонизаторами. Некоторые даже крестились по несколько раз – там, где им давали больше гуманитарной помощи. Но когда в странах началась борьба за независимость и колониальные власти, олицетворяющие протестантов и католиков, ополчились на Православие, местные жители восприняли его как свою исконную религию, не навязанную извне.

Освободительное движение середины 20-го века против колониалистов как раз с Православием связано напрямую. Тут нет аллегории: православные священники вместе с повстанцами пополняли правительственные концлагеря в 50-е годы. Число православных среди коренного чёрного населения Африки в 2010 г. составляло более 6 млн. человек и их количество непрерывно растёт.

В Православии они нашли то, чего не было в искаженном западном христианстве.

Совместное участие в Литургии, соборность и мистичность Православия дала африканцу то, чего он пытался достичь древними ритуалами.

Наша вера не является чем-то чуждым для бантусских народов Уганды, народа кикуйю, живущего в центральной части Кении, кимбундуязычного или умбундуязычного населения Анголы. Она органично вписывается в их жизнь. Чернокожие архиереи, священники и диаконы проповедуют Слово Божие на африканских языках. Как и в Эфиопской церкви, прославление Создателя в Гане и Кении немыслимо без танцев и боя тамтамов. Вера Сергия Радонежского и Григория Паламы победоносно шествует от Гвинейского залива до мыса Доброй Надежды.

Большинство православных храмов на африканском континенте принадлежат Александрийской Православной Церкви18, основателем и первым епископом которой являлся апостол и евангелист Марк.

Главой Александрийской Православной Церкви в настоящее время является Патриарх Феодор II. По национальности он грек, почти все его помощники, епископы (епископ – высший чин в Церкви) – тоже греки. А священники и прихожане – выходцы из местного населения.

Само собой разумеется, у греков и коренных африканских народов есть существенные культурные различия. И это поначалу создавало определенные проблемы в общении. Всё изменилось благодаря тому, что руководство Александрийской Церкви не стало препятствовать внесению некоторых местных традиций в церковную жизнь.

Во-первых, службы совершаются на местных языках, а не на греческом. Поэтому епископы срочно стали учить языки тех регионов, где им было поручено служить.

Во-вторых, у африканцев православный храм – это не здание, а шатёр, украшенный крестом. В традиционном шатре коренное население чувствует себя значительно уютнее, чем в каменном здании.

Ну и самое главное. Специального хора в африканских приходах просто нет. Поют все люди, пришедшие в храм. Для африканцев хоровое пение – часть их культуры, поэтому они с удовольствием учат церковные песнопения, а потом поют их во время службы, в т.ч. и на Пасху.

А после Литургии, которая для них – настоящий праздник, никто по домам не спешит: прихожане с удовольствием остаются в храме, и даже не на «чаек с плюшками», а для того… чтобы танцевать и петь христианские гимны на народные мотивы. Причем вся прелесть (в хорошем смысле этого слова!) в том, что каждый раз сочиняется новая песня. Дело нехитрое: большой фантазии и особого поэтического таланта не требуется. Принцип нам известен по анекдотам: «Что вижу – то пою». Например, так:

«К нам приехал наш Владыка,

Он нам показал путь ко Христу.

Владыка – Божий человек,

Мы все причастились сегодня святых Христовых Таин».

Вот такая наивная, почти детская радость, радость общения и радость веры!

Участие в танце после службы нередко принимает и священник, а иногда даже епископ. Речь идёт, конечно, о благочестивом танце, которым коренные африканцы выражают радость от того, что они христиане.


РЕЛИГИЯ В АНГОЛЕ


Республика Ангола – светская страна, в которой церковь официально отделена от государства. Конституция страны (статья 45) объявляет неприкосновенной свободу совести и вероисповедания. Согласно конституции, государство признает и уважает различные религиозные верования, при условии, что онио не противоречат общественному порядку и национальным интересам.

Религиозные группы регистрируют свой правовой статус в Министерстве юстиции и культуры. Для получения правового статуса, религиозная община должна иметь не менее 100 тыс. членов и действовать минимум в 12 (из 18) провинциях. Столь высокие требования ограничивают возможность регистрации новых культов.

В ноябре 2013 года правительство отказало в юридическом признании 194 религиозным организациям из-за невыполнения условий регистрации. Большинство из этих организаций – христианские, однако среди них было и Исламское сообщество Анголы. Начиная с 2004 года, правительство не предоставило правовое признание ни одной религиозной группе. Несмотря на это, более 2 тыс. организаций (включая мусульман) продолжают действовать, не имея юридического статуса.

Ангола относится к ряду стран, где церковь имеет прочные традиции и сильное влияние на народ. Более 53% населения в Анголе – христиане. Большинство из них – 38% ангольцев – католики19 и 15% – протестанты (баптисты, методисты и конгрегационалисты), остальные придерживаются традиционных местных верований (традиционная религия (анимисты) – 30%; другие – 2%). Среди протестантов наиболее многочисленны пятидесятники из Ассамблеи Бога. Около 47% ангольцев исповедуют местные верования. Ислам же, который отныне в Анголе запрещен, исповедует лишь небольшой процент населения этой африканской страны: таковых насчитывается около 80—90 тысяч человек из 18,5 млн жителей.

Христианство было принесено в Анголу португальцами в 1491 году. В том же году правитель Королевства Конго Нзинга Нкуву принял христианство, став первым христианским правителем экваториальной Африки. Его сын – Нзинга Мбемба стал первым в истории христианства чернокожим епископом. Однако начавшаяся работорговля заметно подорвала позиции христианства в регионе. В течение последующих веков Римско-католическая церковь достигла весьма незначительных результатов, в основном – на побережье Анголы, находящемся под влиянием португальцев. Перелом наступил в 1865 году, после прибытия в Анголу белых отцов. К 60-м годам XX века католики составляли большинство населения Анголы.

Со второй половины XIX века на территории современной Анголы действуют протестанты (баптисты, конгрегационалисты, пресвитериане, методисты, лютеране). В середине XX века в стране начинают проповедь пятидесятники, в течение короткого времени ставшие крупнейшей протестантской конфессией.

Несмотря на значительный рост протестантских церквей, Ангола остаётся преимущественно католической страной (католики составляют 57% населения). Доля протестантов превышает 30% населения и продолжает расти. Крупнейшей протестантской конфессией в Анголе являются пятидесятники (2,6 млн в 2010 году). Несколько сотен тысяч верующих насчитывают общины конгрегационалистов, адвентистов, баптистов, реформаторов и плимутских братьев.

Среди живущих в Анголе иностранцев есть православные. Часть ангольцев являются сторонниками околохристианских групп (преимущественно Свидетели Иеговы20 и мормоны).

Протестантские церкви, как правило, сконцентрированные в определенных районах, вели службы и проповеди на местных африканских языках. В результате те или иные протестантские миссии стали ассоциироваться с конкретными районами и этническими группами, что в дальнейшем послужило причиной раздробленности национально-освободительного движения. Американские миссионеры-методисты действовали главным образом в районах проживания кимбундуязычного, британские баптисты – среди киконгоязычного населения, а американские и канадские конгрегационалисты – среди умбундуязычного населения.

Во всех справочниках, информационных, аналитических материалах по страноведению можно встретить утверждение, что христианство в Анголе – самая распространённая религия в стране. И это подтверждается исследовательскими изысканиями.

Так например, в 2010 году исследовательский центр Pew Research Center (Вашингтон, округ Колумбия, США) опубликовал данные о том, что в Анголе проживало 16,82 млн. христиан, которые составляли 88,2% населения этой страны. Информация центра базировалась на исследованиях, проведенных во многих странах мира. В ее основе лежали общественные опросы, демографические исследования, анализ медиа – источников, эмпирические исследования, а также другие способы получения информации.

Другой авторитетный источник – Энциклопедия «Религии мира» Дж. Г. Мелтона оценила долю христиан в том же, 2010 году в Анголе немного больше – 93,7% (17,3 млн. верующих). Джон Гордон Мелтон – американский религиовед, Директор – основатель «Института исследований религии в Америке», специалист по исследованию религии и новых религиозных движений при кафедре религиоведения Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, заслуженный старший научный сотрудник Института по изучению религии Бейлорского университета.

При определении количества верующих той или иной конфессии Дж. Г. Мелтоном комбинировано использовались пять основных методов: отчёты религиозных организаций, переписи населения, опросы, оценки, основанные на косвенных данных и полевые исследования. Как видим, результаты очень близки.

А вот еще одни данные, взятые с сайта посольства Анголы в России, и, видимо, они более современные, чем распространенные данные 1998 г., которые приводятся во многих справочниках: язычники – 47%, католики – 38%, протестанты – 15%. Встречаются также и другие статистические данные, дающие более оптимистичные оценки распространения христианства в Анголе: католики – 68,7%, протестанты – 19,8%, язычники – 8%, прочие – 3%. Возможно, это связано с тем, что некоторые группы населения, считая себя христианами, могут сохранять при этом и национальные языческие верования и обряды. Соответственно, при разных критериях учета они попадут или в одну, или в другую группу.

Основными направлениями христианства в Анголе являются католицизм и протестантизм. В 2000 году в стране действовало 9,8 тыс. христианских церквей и мест богослужения, принадлежащих 137 различным христианским деноминациям.

Напрашивается вопрос, почему в африканской стране, где изначально население придерживалось традиционных африканских верований и культов (анимализм, фетишизм, культ предков и сил природы и т.д.), вдруг такое массовое, почти 100-%-ное христианство?

Ответ прост: какова религия в метрополии, такова религия и в колонии.

Колониальная история этой страны простирается с 1575 до 1951 года, т.е. 376 лет и потом – заморская провинция Португалии (Португальская Западная Африка) – 1951 – 1961 г. А поскольку Португалия – это страна католической веры, где еще в XII веке, католицизм был признан официальной религией страны, а христианство получило там свое распространение во времена завоевания земель римлянами, то и в колонии и язык, и религия тоже стали официальными.

Местные жители Анголы в христианство полностью обращались крупнейшими народами – овимбунду, мбунду и баконго. Преимущественно христианскими также стали чокве, куаньяма, луэна, ньянека, лучази, ндонга, яка, лунда, мбунда, гереро. Христианство также исповедуют живущие в Анголе португальцы, выходцы из Кабо-Верде, испанцы, французы, греки и африканеры. В христианство обращена половина имбангала и мбукушу, а также четверть пигмеев.

Христианство является самой крупной мировой религией как по численности приверженцев (около 2,3 млрд.), так и по географической распространённости – в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Католицизм в Анголе21

Наиболее крупными течениями христианства признаны католицизм, православие и протестантизм (в 1054 г. произошёл раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную), а появление протестантизма стало результатом реформационного движения в Католической церкви в XVI веке).

Первыми христианами в Анголе были католики-португальцы, установившие в 1491 году миссию в Сан-Сальвадор-ду-Конго22. Однако, начавшаяся работорговля заметно подорвала позиции христианства в регионе. Иезуиты и другие миссионерские ордена малоуспешно пытались установить постоянные станции, начиная с 1548 года.

В 1596 году в стране появилось первое епископство Сан-Сальвадора, ныне епархия Мбанза-Конго, в 1609 году основана епархия Луанды. В колонии действовали миссии иезуитов, капуцинов и кармелитов.

Первоначальные успехи миссии сменились упадком во второй половине XVIII века. Упадок был вызван антиклерикальным настроем властей самой Португалии, в 1759 году португальские власти запретили в своих колониях деятельность иезуитов, а в 1834 году – всех прочих монашеских орденов. В 1826—1853 годах вакантной оставалась даже кафедра епископа Луанды.

Перелом наступил в 1865 году, после прибытия в Анголу Белых отцов – членов Конгрегации Святого Духа.

Тем не менее, антиклерикальные меры властей Португальской республики постоянно мешали миссионерству, в начале XX века все миссионеры-монахи были принудительно заменены на епархиальных священников и мирян.

Улучшение положения Католической церкви в Анголе произошло в 1940 году после заключения конкордата между Португалией и Святым Престолом – епархия Луанды была возведена в статус архиепархии – митрополии, ей были подчинены епархия Мбанза-Конго и две новые епархии: епархия Куито-Бие и епархия Уамбо.

К 60-м годам ХХ века католики составляли большинство населения Анголы.

С 1961 года по 1974 год в Анголе шла война за независимость от Португалии, после антифашистской революции 1974 года новое руководство Португалии предоставило независимость всем своим колониям, включая Анголу.

В 1967 году образована объединённая Конференция католических епископов Анголы и Сан-Томе и Принсипи.

В 1975 году была основана апостольская делегатура в Луанде, в 1997 году её статус был повышен до полноценной нунциатуры.

С 1975 года в стране более 25 лет шла кровопролитная гражданская война между просоветским МПЛА и проамериканским УНИТА. Положение Католической церкви, как и других религиозных институтов, резко изменилось к худшему в связи с военными действиями и марксистской идеологией МПЛА. В 1991 году, когда МПЛА лишилось советской военной поддержки, Католическая церковь страны выступила с рядом мирных инициатив, в 1992 году страну посетил папа римский Иоанн Павел II, однако война вскоре вспыхнула вновь и продолжалась вплоть до 2002 года.

После прекращения военных действий Католическая церковь испытала подъём, увеличилось количество верующих, возросла социальная активность Церкви, были основаны новые епархии.

В настоящее время в Анголе проживают 10,85 млн. католиков, которые составляют 57% населения страны. Территория Анголы разделена на 19 епархий, включая 5 крупных митрополий: архиепархия Луанды, архиепархия Лубанго, архиепархия Маланже, архиепархия Сауримо и архиепархия Уамбо.

Дважды эту страну посещали Папы римские: Иоанн Павел II в 1992 году и Бенедикт XVI в 2009 году.

Католическая церковь Анголы является частью всемирной Католической церкви. Численность католиков в Анголе по различным источникам разнится: около 7,1 миллионов человек – по данным Католической энциклопедии и около 10 миллионов человек – по данным сайта Catholic Hierarchy.

Католики составляют около половины населения Анголы, 20% принадлежит к различным протестантским течениям. Также есть последователи традиционных африканских культов. Примечательно, что Ангола одна из крайне немногих стран мира, где законодательно запрещён ислам.

В стране служат 629 католических священников, действует 271 приход.

Организационно приходы объединены в пять архиепархий: архиепархия Луанды, архиепархия Лубанго, архиепархия Маланже, архиепархия Сауримо и архиепархия Уамбо:

1. Провинция Луанда (с митрополией в Луанде):

На страницу:
2 из 8