Полная версия
Забота о себе
33
Беседы, цит. соч., с. 48.
34
Герменевтика субъекта, цит. соч., с. 29.
35
Арендт X. Жизнь ума. СПб.: Наука, 2013. С. 63–65.
36
Гераклитъ Ефесскш. Фрагменты / переводъ Владимфа Нилендера. М.: Мусагетъ, 1910; Гераклит Эфесский: все наследие: на языках оригинала и в русс, пер.: крит. изд. подгот. С.Н. Муравьев. М.: Ад Маргинем, 2012.
37
Здесь и далее «Размышления» Марка Аврелия цит. по: Аврелий Антонин. Размышления / Изд. подгот. А. И. Доватур и др. Л.: Наука, 1985.
38
Арендт X. Жизнь ума, цит., с. 37.
39
В литературе, посвященной заботе о себе, способность, отвечающая за практику саморазвития, обычно обозначается термином «anima» («душа» – прим, пер). Учитывая семантические напластования и смысловую нагруженность слова «anima», я долгое время предпочитала говорить о «mente» («сознание» либо «мышление» – прим, пер) и указывать в качестве объекта заботы о себе метальнуя жизнь (vita della mente), включая в это понятие как разум, так и жизнь сердца, и считая эти два аспекта неотделимыми друг от друга и тесно взаимосвязанными (Mortari, 2002). Затем, со временем, глубже изучив античную мысль, я поняла смысл этого термина, и здесь использую его для обозначения не сущности или определенного «места» нашей внутренней жизни, а стремления душевной жизни, ориентированного на познание искусства существования. Однако термин «mente» до сих пор представляется наиболее подходящим для указания на сложность нашей нематериальной, внутренней жизни, которая в нашем понимании оказывается крайне многосоставной, поскольку включает в себя: познавательную деятельность интеллекта, устремленную к науке, необходимой для наилучшей обработки опыта, чувства сердца, открывающие нам характер нашего бытия в мире, мысль души, направленную на познание истины бытия.
40
В оригинале название параграфа: Conoscere la vita della mente, см. прим, автора.
41
Эпиктет. Руководство, цит. соч., с. 529.
42
Гераклит. Фрагменты, цит. соч., 1910, с. 19.
43
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Академический Проект, 2009. С. 115.
44
Гуссерль Э. Идеи…, цит., с. 230.
45
Там же, с. 234.
46
Там же, с. 116.
47
Там же, с. 230.
48
В основополагающей роли, которую феноменология Гуссерля отводит рефлексии, заметны отзвуки стоической концепции мышления как способности исследовать самого себя (Эпиктет, Беседы, 20, 5) [Эпиктет. Беседы, цит., с. 74]; именно в способности рефлексировать собственные мысли и представления Эпиктет видит силу разума, поскольку от способности исследовать продукты познавательной деятельности зависит возможность освободиться от влияния, которое необдуманные мысли оказывают на сознание, и придать своим поступкам верное направление.
49
Гуссерль Э. Идеи…, цит., с. 109.
50
Гуссерль Э. Идеи…, цит., с. 104.
51
Там же, с. 233.
52
Там же, с. 229.
53
Здесь я затрону только отдельные аспекты феноменологии, которые представляются полезными для разработки метода самопознания, но не стану рассматривать эту философию в ее целостности, поскольку некоторые теоретические и гносеологические постулаты феноменологии (напр., ее реализм), хотя и очищенные от многих неверных толкований, которые замечательно деконструировала Роберта Де Монтичелли (в частности, смысл понятия «чистого сознания», которое вовсе не означает сознание, освобожденное от плоти (1998, р. 68)) трудно принять в свете последних философских и эпистемологических воззрений, утвердившихся с появлением конструкционистского и лингвистически обусловленного видения познавательных процессов.
54
Гуссерль Э. Идеи…, цит., се. 199–200.
55
Там же, с. 234.
56
Там же, с. 232.
57
Гуссерль Э. Идеи…, цит., с. 232.
58
Там же, с. 107.
59
Гуссерль Э. Идеи…, цит., 228.
60
Там же, с. 98.
61
Там же, с. 204.
62
Эпиктет. Руководство, цит. соч., с. 522.
63
Гуссерль Э. Идеи…, цит. соч., с. 228.
64
Быть способными на самоприсутствие (autopresenza) – значит, удерживать мысль сосредоточенной на опыте в его протекании; чтобы добиться этого состояния, необходимо развивать метакогнитивные техники, помогающие замечать, когда сознание позволяет себе отвлечься на абстракции и посторонние мысли, и возвращать его к полноте его имманентности (Varela, Thompson е Rosch, 1992, р. 46). Не следует забывать, что в перспективе междисциплинарного исследования, объединяющего философскую мысль и нейронауку, считается, что техники самоприсутствия открывают доступ к жизни сознания и дают информацию, полезную для исследования мыслительной деятельности; это возвращает духовным техникам познавательную ценность, не признававшуюся сциентистской концепцией науки (ibid., р. 48).
65
Гуссерль Э. Идеи…, цит. соч., с. 204.
66
Гераклит, цит. соч. 1910, с. 43.