Полная версия
Нефертити – красота грядёт
Сам того не ведая, он выделялся из толпы мастеров. Очарование юности и физическая сила – сила молодого льва – давно привлекли к нему внимание служанок, снующих по двору. Но молодой мастер не замечал взглядов красавиц, не замечал и улыбок, которыми те одаривали его.
Старый мастер, сидевший рядом, долго наблюдал за ним, и, видя, что молодой мастер ни жив ни мёртв, расценил его состояние по-своему. Он, кряхтя, поднялся, подошёл к юноше и, положив заскорузлую руку на его плечо, по-свойски, словно знает его уже много лет, сказал:
– Не робей! Говорят, нас призвала царица, а ей угодить легче, чем фараону. Нефертити всегда знает чего хочет, а это уже половина дела. – Старик браво подбоченился, пытаясь придать себе больше значимости в глазах юноши, но тот, услышав имя царицы, весь сжался и побледнел ещё больше. Старик оценил это опять же по своему разумению и продолжал подбадривать. – Не бойся, всё будет хорошо! Если у тебя не будет что-то получаться, то я тебе помогу. – Старика распирало от собственного величия. – Я вот служу дому фараона уже двадцать лет, и ни разу никто не сказал, что я плохой мастер! Я работал у самого Аменхотепа Небмаатра! Создавал его колоссов, что на том берегу! Видел? Ну, как работка? А мне тогда было не намного больше, чем тебе сейчас! – с гордостью произнёс он. – А тоже переживал, как и ты, когда мне приказали ваять для фараона. Очень переживал! Но всё получилось хорошо… – Он осёкся и замолчал. «Хорошо получилось», – передразнил его бахвальство его же внутренний и почему-то очень ехидный голос. Этот голос всегда навещал мастера, когда тот вспоминал о тех колоссах, что стоят на Западном берегу у входа в заупокойный храм Аменхотепа, отца нынешнего фараона. Ну и натерпелись мастера страху, когда по неизвестным причинам – то ли из-за дефекта в камне, то ли потому, что они плохо подогнали блоки, – поутру, когда утренняя заря сменила ночную тьму, огромный колосс издал тревожные звуки, похожие на тихий стон. Старый мастер хорошо помнил это утро, когда впервые над долиной разлились звуки, издаваемые колоссом! О, какой ужас охватил всех тогда! Люди пали ниц и, боясь пошевелиться, лежали так до тех пор, пока не прекратился этот звук, похожий на стон. Трепеща всем своим существом, не поднимая глаз и уткнувшись в пыль, они внимали голосу богов…
Звук оборвался так же внезапно, как и начался, и все были счастливы. Они живы! Боги оставили им жизнь и лишь пропели им песнь, как избранным, и казалось – на этом всё и закончится. Но на следующее утро всё повторилось вновь. И на следующее… И на следующее…
«Очень хорошо получилось! – продолжал подтрунивать над стариком его внутренний голос. – Особенно когда эта громада начала свистеть! Хорошо, что фараон увидел в этом добрый знак свыше, а если бы наоборот, то не сносить тебе головы и не видать своего погребения».
Вспомнив такое жуткое событие в своей жизни, мастер, посмотрев на юношу, добавил уже без пафоса:
– Ты, сынок, скажи сразу: «Я это выполнить не могу», – если не знаешь, как создать то, что поручат. – Он покосился на юношу чуть прищуренным глазом. – Да, да, так прямо и скажи: «Я этого сделать не могу» – никто не осудит! Но если возьмёшься за работу, а мастерства окажется недостаточно, и выполнишь работу плохо, тогда не оберёшься горя! Если, хранят тебя боги, сотворишь фараона или царицу уродливыми, то могут и руки отрубить, как вору!
Старик бы ещё долго продолжал тираду о том, что надо делать и чего делать не должно, совершенно не обращая внимания, слушает его юноша или нет, если бы не рабыня, которая жестом указала всем следовать за ней.
* * *Мастера боязливо вошли в тронный зал, не решаясь пройти дальше, застыли у входа, нежнейший запах благовоний окутал их. Свет факелов мерцал на золочёных стенах. В центре зала – переносной трон из чёрного дерева с золотыми ножками, рядом маленький столик, инкрустированный лазуритом, на нём – красивейший алебастровый кувшин, через его тончайшие стенки было видно содержимое. Кувшин был такой тонкой работы, что не верилось, как может что-либо удерживаться в этом сосуде, похожем на паутинку.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Феллах – оседлый крестьянин.
2
Мумия.
3
Аккадский язык был языком Вавилонского государства и на нём чаще всего велась дипломатическая переписка.
4
Пеший воин.
5
В Древнем Египте до определённого момента золото не являлось денежным эквивалентом, а было необходимым спутником в долгом странствии человека в загробном мире. Оно олицетворяло собой могущественную власть и вечную жизнь фараона.
6
Гор, сын Осириса и Исиды, при помощи своего волшебного ока оживил отца. Гор являлся символом царской власти.
7
Египта.
8
Имя Тутмос принятая в кругу египтологов условность, получена в результате слияния греческого обозначения египетского бога мудрости Тота – Thut и mose, что означает «сын», египетское имя – Dhwty-nht.
9
Душа.
10
Сет – в эпоху Нового царства повелитель сил зла. Он убил своего брата Осириса.
11
Скульптура-вместилище души.
12
Тронное имя Аменхотепа III.
13
Но, возможно, приподнимая выше подбородок, она пыталась так удержать слишком тяжелую для нее тиару?
14
Богиня любви в виде кошки.
15
Таурт – богиня в образе бегемота, покровительница женщин и рожениц. У неё просили о ребёнке.
16
Сириус, эллинистическое название Сотис.
17
Полба – вид пшеницы.
18
Железо в период восемнадцатой династии – очень дорогой материал.
19
Душа-проявление – птицей мент покидала гробницу и путешествовала по небесам, и в подземном царстве.
20
«Двойник» – физическое проявление тела, обитал в гробнице.
21
Богиня правды, изображалась птицей, раскинувшей свои крылья.
22
Провинции.
23
Одно из воплощений бога-творца, создал человека из глины.
24
Богиня любви.
25
Тоже богиня любви в виде кошки.
26
Так называемые Колоссы Мемнона, статуя Аменхотепа III по утрам издавала протяжный стон.
27
«Есть только вход, выхода нет», – так говорили египтяне о судебной системе в своей стране.
28
В Древнем Египте врачеватели должны были сразу говорить больному, могут они чем-то помочь ему или нет.
29
Бог мудрости Тот в образе ибиса записывал имена родившихся детей в «книги жизни».
30
У него был собственный архив иероглифов, с которыми ему приходилось работать.
31
Хоремхеб – букв. Хор (Гор) в празднестве.
32
Сосуды, где хранились внутренности умершего.
33
Горизонт Атона.
34
Анх – символ вечной жизни – крест в форме греческой буквы «тау» с петлёй наверху. На рисунках он символизирует вечную жизнь; анх – составляющая некоторых личных имён, например: Тутанхамон (живой образ Амона).
35
Яхмос – фараон XVIII династии.
36
Небмаатра – тронное имя Аменхотепа III.
37
Чати – высший сановник, визирь, правая рука фараона.
38
Имхотеп – учёный и врач. Ему принадлежат первые в истории труды по врачеванию.
39
Власть наследовалась по женской линии. Наследная принцесса должна была выйти замуж за родного брата – сына от первой жены фараона. Если такого не оказывалось, то она брала в мужья своего сводного брата из гарема, передавая всю полноту власти ему.
40
В отчаянии египтяне хватались за уши.
41
По количеству восходов звезды Сопдет египтяне определяли возраст человека.
42
Ушебти – маленькие скульптурки человека, его помощники в загробном мире.
43
Апопис в древнеегипетской мифологии – гигантский змей, который является вечным врагом Ра. Он часто мучает людей в загробном мире, возит их на своей спине, подвергая опасностям.
44
Буквально перевод имени Мери-Пта – «любимый богом Пта»
45
Время записывалось букв.: двенадцать ночных павианов, двенадцать дневных. У египтян были солнечные часы Гномоны, водяные часы Клепсидры, песочные часы.
46
Слуги бога.
47
В Долине цариц были усыпальницы жён и детей фараона.