Полная версия
Скрытые манускрипты
Для претворения своих планов князь Ода не гнушался использовать иностранцев: португальских торговцев и иезуитских миссионеров. От торговцев он получал скидки на приобретение огнестрельного оружия, и налог от их торговли в его владениях. Иезуитские миссионеры должны были помочь ему в борьбе с влиянием буддийских монастырей, и Нобунага стал покровительствовать христианству, разрешив открыть церковь в Киото. Так нередко бывало и прежде: Господь использовал отъявленных злодеев, для достижения Своих целей. Разумеется, это ещё больше обозлило языческих монахов и противников Нобунаги, особенно после того, как он принялся разрушать буддийские монастыри, вырезая в них и монахов, и крестьян, с присущей ему жестокостью. За уничтожение древнейшего храма Энряку-дзи, Нобунагу прозвали «Демоном-повелителем Шестого Неба»22. Кажется, такое ужасное прозвище появилось не на пустом месте; ведь Нобунаге были свойственны: горделивость, высокомерие и вспыльчивость, доходящая до гнева. Некий иезуит Фруа, имевший беседу с Одой Нобунаге, так описывает его:
«Этот король из провинции Овари, которому исполнилось лет 37, носил редкую бороду, был строен, тонок и страшно воинственен, уделяя чрезвычайно много времени боевым упражнениям, при этом, будучи склонным к деяниям на благо справедливости и милосердия. Он был чувствителен к славословиям, сдержан по поводу своих планов, слыл знатоком военной стратегии, и никогда не желал слушать советы от своих подданных. Его все уважали и поклонялись. Он не пил вина и редко предлагал его другим, был грубоват в манерах, презирал японских королей и принцев, говорил с ними через плечо тихим голосом, словно они были его слугами. Его считали абсолютным властителем, который всё прекрасно понимает и всё может хорошо рассудить. Он презирал языческие пережитки, но и открыто отрицал существование Создателя Вселенной, бессмертие души, жизнь после смерти. Он был щепетилен и осторожен во всех своих делах, и страшно не любил любые задержки или длинные речи. Даже принц не мог предстать перед ним с мечом, но, зачастую, он мог свободно общаться с самым низшим и беднейшим из своих слуг. Отец его был простым правителем в Овари, но, благодаря своей огромной энергии, Нобунага захватил контроль над семнадцатью или восемнадцатью провинциями…»
Нобунага был превосходным полководцем. Он с юности любил военные игры, правда, теперь никто не потешался над ним, особенно после разгрома войска Имагавы Ёсимото, в 5 раз превосходившего силы князя Оды. Излюбленные военные хитрости Нобунаги были таковы: использование знамен и гербов врага, неожиданные атаки под покровом ночи, либо – во время ливней с ураганными ветрами или иной непогоды, во время которой, казалось бы, никто не станет вести сражение. Использовал он и шпионов: агенты должны были подслушивать разговоры, выведывать на пирах и попойках всякие тайны. Для выполнения секретных поручений Ода, нанимал «воинов ночи», специалистов, владеющих секретами мастерства тайных убийств. Он умел так хорошо выбирать исполнителей, что некоторые историки считают: именно он ввел моду на убийства могущественных князей. Печальная участь постигла Такэду Сингэна, которого поразил в кромешной ночи, при осаде замка Нода, таинственный стрелок из аркебузы. При загадочных обстоятельствах, в собственной уборной, посреди замка наполненного стражей, умер Уэсуга Кэнсин. Эта смерть наделала много шума, породив немало невероятных слухов и домыслов, которые незачем повторять, ибо загадку смерти Кэнсина, через несколько столетий все же удалось решить: таинственные синоби оказались тут не при чем – скорее всего, князь умер от внезапного инсульта.
Наемники Нобунаги прославились исполнением самых невероятных убийств, но сам он испытывал лютую ненависть к «воинам ночи» из провинций Ига и Кога; и было из-за чего! На службе у правителя отряд синоби был вполне предсказуем, но предоставленные сами себе, великолепно подготовленные и обученные убийцы и диверсанты, представляли грозную силу. Любой, обладавший влиянием и финансовыми средствами мог нанять «воинов ночи», не опасаясь, что имя его может быть предано огласке. К тому же между Одой Нобунаге и синоби из Ига возникла пропасть религиозной вражды, которую проложил сам князь. Как уже упоминалось, Нобунага считал: для власти над Японией, ему необходимо сокрушить власть могущественных монастырей, которые обладали влиянием не меньшим, чем правитель-сёгун. Проводя эту политику, Ода Нобунаги к тому времени сжег знаменитый монастырь Энряку-дзи, уничтожил мятежную лигу монахов Икко-икки23, разрушив ее главный центр монастырь Исияма Хонган-дзи, и покровительствовал христианам, начавшим активно проповедовать свою веру. Разумеется, вероломство и жестокость этих мер, вызвали не страх, а гнев у синоби Ига и Кога, которые поддерживали дружбу с крупнейшими буддийскими храмами, и «горными воинами». Ответом руководителей кланов синоби стала настоящая охота на ненавистного злодея Нобунаге. Покушения следовали одно за другим. Но, благодаря надежной охране, личному мужеству и удаче, он никаким образом не пострадал.
В 1570 году синоби из Кога Сугитани Дзэндзюбо пытался убить князя Ода из удлиненной аркебузы, но, по непонятной причине, выстрел не причинил ему особого вреда. Только через 4 года ищейкам Нобунаги удалось схватить стрелка, скрывавшегося в горах. Участь его была незавидна: изощренные пытки продолжались 6 дней без перерыва, пока Дзэндзюбо не умер. В 1573 г. Манабэ Рокуро пытался заколоть Нобунагу в постели, но стража помешала ему выполнить план мести. Рокуро понял: выбраться не удастся, и лишил себя жизни. Его труп выставили на площади, для устрашения. Однако, попытки устранить ненавистного князя не прекращались, но ни одно из них не завершилось успехом. Ода Нобунага прекрасно понимал: количество, рано или поздно, перейдет в качество. Убивая синоби-неудачников, он не устранял причину. Нужно было истребить «рассадник» тайных убийц, испепелить кланы Ига.
В области Ига не было правителя, власть здесь принадлежала кланам синоби. Провинция занимала выгодное стратегическое положение – через нее проходила важная дорога Токайдо; присоединить горный край к своим землям, желали властители соседних провинций. В их числе был могущественный властитель земель Исэ – Китабатакэ Томонори. Он начал строительство замка на горе Симоками, намереваясь сделать его опорным пунктом в будущем наступлении на Ига, но глядя далеко в будущее, правитель не видел творившегося у него под носом.
Для того, чтобы разобраться в сложившейся ситуации требуется вернуться ко времени военного конфликта, который развязал Ода Нобунага (с кем только из соседей он не воевал!). Нобунага был выдающимся военноначальником, но князя Исэ ему не удалось превозмочь. Между ними был заключен договор, и в подтверждение добрых намерений, Ода Нобунага передал своего двенадцатилетнего сына Нобуо в усыновление недавнему противнику. Тономори думал, что берет себе заложника (по сути дела, сын Нобунаги и был таковым, хоть и в золотой клетке), на деле же вышло – он получил своего убийцу. Китабатакэ Томонори был мастером меча – чтобы его погубить, наняли тайных убийц. Слуги и стража обманутого князя были подкуплены, меч Тономори затупили – мастерство его стало бесполезным. У несчастного не было ни одного шанса…
Члены семьи умерщвленного Тономори, во главе с младшим братом князя (ради мести он оставил священство), собрали силы, чтобы восстановить справедливость, но были разбиты генералом Оды Нобунаги, которого тот передал в помощь сыну; кто остался в живых – бежали в Ига. Новоиспеченный правитель, принявший имя главы клана Китабатакэ, поскорее хотел доказать отцу: он может самостоятельно принимать решения и вести важные дела. Был отдан приказ срочно достроить замок Маруяма на границе с Ига. В этом была его ошибка: спешность и размах строительства лучше всяких лазутчиков и шпионов показали старейшинам кланов Ига, что готовится вторжение. Они решили, пока строительство не доведено до конца, разрушить крепость врага. Операцией руководил «генерал» синоби знаменитый ниндзя Момоти Тамба. Блестящий специалист по диверсиям и скрытой войне, он великолепно провел операцию. Замок сожгли, а гарнизон уничтожили. Ярости Китабатакэ Нобуо не было предела, и ослепленный ею, он допустил ещё одну непростительную ошибку: не сообщил отцу об уничтожении замка.
В тайне от всех Нобуо стал готовить возмездие. Провал одного предприятия ничему не научил юнца: он недооценил силу, военные навыки и подготовку отрядов синоби из Ига. Для него они были – всего лишь шайка наемных убийц.
Однако, то, что смогли укрыть от друзей и союзников, не удалось утаить от врага. Кланы Ига узнали: молодой правитель Исэ готовит вторжение. А если ты не можешь нанести внезапного удара, значит – враг нанесет его!
Поводом для вторжения послужила жалоба, поступившая к правителю Нобуо от видного самурая на «безобразия» творящиеся в Ига, и следующая, за перечислением этих бесчинств, нижайшая просьба искоренить злодеяния и наказать виновных. В сентябре 1579 года 9-ти тысячная армия Китабатакэ Нобуо с трех сторон вторглась в Ига. Небольшие отряды опытных воинов уже поджидали врага в засадах – для шпионов-синоби не составило труда определить направления вторжения. Горная местность, выбранная Момоти Тамба для нападения на врага, как нельзя более подходила для атаки именно небольшими силами, а все численное преимущество вторгшейся армии, растаяло в узких горных проходах. Разгром был впечатляющим: в живых осталось лишь половина солдат Нобуо, да и сам он едва не погиб. Узнав о позорном поражении, Ода Нобунага пришел в бешенство, он послал своему сыну-глупцу гневное письмо, в котором самым суровым образом отчитал его за поспешность и непростительное легкомыслие. Недальновидный правитель Исэ смиренно принял все грубые упреки, и никогда более не проявлял самостоятельности ни в военных, ни в политических вопросах.
Однако, Нобунага ещё более исполнился желания расправиться с ненавистными кланами синоби – он никогда не отказывался от своих планов и никому не прощал унижений. Только, в отличие от своего сына, Ода Нобунага умел ждать и выбирать время для воплощения своих тайных планов. Лишь покончив с уже начатыми делами; соединив свои армии, которые вынужден был бросить на борьбу с несколькими противниками; расправившись, с помощью императора, с монастырем Хоган-дзи, Ода Нобунага смог приступить к выполнению давно задуманного плана.
Наступать на Ига решено было с шести направлений, чтобы раздробить немногочисленное войско противника, загнать его в замки, разбросанные по всей провинции, не дать синоби ускользнуть в горы, в леса, откуда их невозможно достать. Кланы Ига располагали приблизительно 4 тысячами бойцов, и только около тысячи из них были профессиональные синоби24. Войско Нобунаги насчитывало до 46 000 воинов, имевших опыт боевых действий. В его состав входили некоторые кланы синоби из Кога, которые, чтобы избежать гибели в бесперспективной войне с грозной армией, перешли на сторону Нобунаги, открыв его отрядам проходы в Ига по низким и удобным, для перехода крупных военных сил, перевалам.
В условленный день 27 сентября 1581 года армия господина Оды Нобунаги ворвалась в провинцию Ига с востока, севера и запада, по шести направлениям. Войска Нобунаги действовали, проявляя крайнюю жестокость: выжигали деревни, леса, уничтожали посевы, убивали, насиловали, наводили ужас на население; но они не трогали замки, и, словно по недосмотру, оставляли проходы к ним, давая возможность врагу укрыться. Немногочисленные отряды синоби сопротивлялись как могли, и преуспели в скрытной войне, не особо терпя ущерб от многочисленного врага, но численность и сила превозмогла умение: воины Ига были вынуждены отступить в замки и монастыри– крепости, куда их методично загоняли превосходящие войска врага. Армия Нобунаги, не выиграв ни одного сражения, потеряв гораздо больше солдат убитыми и раненными, уже выиграла войну, претворив первую часть плана господина Нобунаги: лишить врага свободы передвижения. Второй частью немилосердного плана было убийство семей синоби, а чтобы не тратить время на разбирательство – уничтожали всех!
Первыми в огне сгорели укрепления на горе Хидзи-яма: укрепленный храм Каннон-дзи и множество мелких замков, расположенных в округе. Кто пал при штурме, кто взрезал себе живот, кто погиб, пытаясь спастись от огня, кто по собственной воле бросался в пламя – погибли все, пленных не брали. До середины ноября от укреплений остался лишь пепел да обугленные камни. Говорят, будто деревья в окрестных лесах ещё несколько месяцев были покрыты копотью.
Затем пришла очередь Касивабары – родового замка Момоти Тамбы. Он лично возглавил оборону. Благодаря опыту и изощренным уловкам легендарного синоби, замок продержался несколько недель. Момоти удалось совершить невозможное: он убил полководца, возглавлявшего осаду, но и это не спасло защитников замка – все погибли в огне. Тело Момоти Тамба не сумели опознать. Возникло множество слухов и историй о его чудесном спасении.
Ига полыхала огнем и истекала кровью. Семьи вырезались полностью, а для отчета составляли списки казненных, выполненные с особой тщательностью. Монастыри по всей провинции были разрушены. Тысячи людей были казнены; остатки бежали в горы Касуга-яма и рассеялись там; точное количество сгоревших, зарезанных и разоренных неизвестно.
Ода Нобунага добился своего, но, все же, собрать плоды победы в полной мере, жестокий правитель так и не смог. Что не сделали убийцы, совершил предатель. 2 мая 1582 года солдаты генерала Акэти Мицухидэ, посланные Одой Нобунага на помощь своим войскам, атаковали и окружили храм Хонно-дзи, где находился Нобунага со своей свитой. По иронии судьбы, Ода Нобунага погиб во время штурма храма, охваченного огнем. Его тела не нашли.
Многие считают, причиной измены генерала: отвратительный нрав Нобунаги, который чувствовал себя превыше всех; грубо и жестоко обращался он не только с врагами, но и с ближайшими подчиненными. У генерала Акэти Мицухидэ он отобрал принадлежащую ему провинцию; не прислушиваясь к его просьбам, атаковал врага Акэти, держащего в заложниках мать генерала, из-за чего та и погибла, а на одном из пиров, чтобы унизить своего подданного, Нобунага отбивал веером ритм прямо по лысине Мицухидэ…
Находились, правда, некоторые, кто предполагал, будто генерал был подкуплен врагами Оды, только эта версия не представляется убедительной.
Последствия поражения синоби из Ига.
Казалось, разгром был полным. На землях Ига, обезображенных пожарищами и трупами, которых некому было хоронить, распространился ужас разрушения, горя и смерти. Искусство «воинов ночи» не смогло превозмочь многократно превосходящую военную мощь, и уцелевшие синоби скрылись в горах. Одни из них, подобно, Исикаве Гоэмону сделались разбойниками, другие приняли облик крестьян, воплощая принцип «искусства нескольких жизней»25.
Кажется, даже враги понимали: уничтожив множество крестьян, женщин, детей и монахов, они не особо досадили тем, против кого затевали этот поход. Когда, в скором времени, после опустошения земель Ига, Ода Нобунага решил лично осмотреть разрушенные замки, сожженные монастыри, поля недавних сражений, на него незамедлительно было совершено покушение, стоившее жизни многим из окружения Нобунаги: с трех сторон выстрелили из «больших ружей». Сам князь Ода не пострадал, но покоя ему не прибавилось и после кровавой победы над непокорной провинцией. А год спустя после резни (и уже после смерти самого Нобунаги), для охраны одного высокопоставленного лица, проезжавшего через земли Ига, за несколько часов смогли собрать около 200 синоби!
«Воины ночи» были обучены выживать, скрываясь от преследования в крайне жестких условиях, но неразбериха войны, скорее помогла, чем помешала им, посему многие историки придерживались мнения: бо́льшая часть профессиональных диверсантов и искусных убийц рассеялась, распространив свое искусство по всей Японии.
Уместно припомнить все того же Момоти Тамба (которого называли ещё Момоти Сандаю). Исследователи выражают сомнение в его гибели при пожаре в Касивабаре. Да и все биографии этой замечательной личности буквально кишат неясностями, неточностями; они будто сшиты из преданий, легенд, слухов, и каждая опровергает предыдущую. Говорят, у него было несколько имен, несколько семей, несколько жизней… Его имя не числится в списках семейства Момоти (которое существует доныне), его отца звали также: Момоти Сандаю. Многие легенды о его мастерстве (не станем упоминать их) фантастичны, а в одном труде, опубликованном в 1802 году, ставится под сомнение существование легендарной личности Момоти Тамба. Пожалуй, существовало немало причин, по которым знаменитый мастер «тайной войны» должен был исчезнуть навсегда, словно его никогда и не было. Но, удалось ли ему до конца реализовать этот, самый удивительный свой план? Ведь настоящий синоби не имеет запаха, не показывает лица, не произносит своего настоящего имени и заставляет всех гадать: а существовал ли он когда-либо…
Государь убийц.
“когда, после смерти, я буду возрожден в Раю,
все мои жертвы станут моими рабами”.
После смерти Магомета26, его преемником и первым Халифом избрали Абу Бакра. Многие мусульмане считали, что более подходил Али – двоюродный брат Пророка. Результатом интриг, стало расщепление мусульманского мира на суннитов и шиитов. Вскоре, каждое движение пришло к разногласиям внутри себя и начало дробиться на секты.
В жизни мусульманского общества значительную роль играли распри на религиозной почве – споры о вере, о соблюдении постов и обрядов, о наследии Магомета не стихали. То одно, то другое, то третье течение обвиняло остальных в ереси. Все чаще, между несогласными, дело доходило до насилия.
Сунниты – правоверные мусульмане, сторонники избранного Халифа – преследовали и безжалостно убивали последователей Али, известных как шииты. Страдания, расправы, убийства вызывали всплески религиозных восстаний; среди шиитов стали появляться странные секты, во главе которых оказывались святые люди, пришедшие из пустыни…
Мусульманская секта исмаилитов почитала Исмаила27 своим имамом28. Исмаилиты создали сильную организацию. Они были мистиками, интеллектуалами и… фанатиками. Проповедуя аскетизм, вместе с первозданной чистотой веры, исмаилиты чем-то напоминали порывы протестантов в христианстве, впрочем, те появились гораздо, гораздо позже. Стремления исмаилитов очистить веру, проникнуть в тайные знания, получили своих последователей. Основанный ими Фатимидский халифат, раскинулся по Северной Африке до Палестины, Сирии, Ливана и Йемена. Мекка и Медина также попали в него. В сферу влияния халифата вошла Сицилия; правда, в остальном исламском мире, исмаилитов считали отступниками, еретиками и преследовали, едва представлялся удобный случай.
Удивительные слухи о могущественном Старце и его преданных слугах.
С конца XIIв. в европейских летописях, хрониках и повествованиях, появляются упоминания о страшных убийцах-хассасинах, обитающих в горных районах Востока, об их загадочном и
таинственном вожде, которого называют Старцем Горы. Бурхард Страсбргский, посланник Фридриха Барбароссы, Жак де Витри, епископ Акры, германский историк Арнольд Любекский, и, конечно, известный венецианский путешественник Марко Поло, бывали в тех краях и записали истории о могущественном Старце, засевшем в неприступном горном замке, нагнавшем ужаса на всю округу, и даже намного дальше… Боялись и заискивали перед ним мусульманские и христианские вельможи и государи, а страх их основан был на том, что по приказу Старца, его подданные умертвили немало сильных мира сего. Упомянутые авторы, расходясь в незначительных деталях, повествуют об одном:
«Сей Старец сплотил вокруг себя преданных людей. Они почитают его за пророка и святого человека. Любая прихоть Старца немедля исполняется. Мало, кто может ослушаться его воли, ибо наказание за это очень сурово. Приближенные Старца – из числа своих подданных – отбирают детей (предпочитая сирот, чтобы ничто не связывало их с родными), и с отроческих лет готовят из них беспощадных, умелых убийц. Чтобы избавить юношей этих от любых сомнений и пробудить в них желание умереть по слову Старца, их опаивают дурманом и, когда они пребывают без сознания, переносят в сад, созданный по подобию Рая, описанного Магометом. Течет там вода, молоко, вино и мед; растет множество прекрасных деревьев и цветов; в саду обитают прекрасные девы и в изобилии отменная пища. В саду не было никаких забот, и юноши предавались любовным утехам, праздности, удовольствиям… Кто захочет покидать подобное место?! Юношей вновь опаивали дурманом и переносили к их обычной жизни… Очнувшись, те очень тосковали по «раю», который удалось им вкусить при жизни, но Старец обещал: если погибнут они по его приказу – вновь перенесет их в это сладостное место, и уже навсегда оставит там. Разумеется, после таких лукавств, простодушные юноши почитали Старца [в душе] больше, чем самого Пророка, и всюду искали случай, чтобы по слову Старца отдать жизнь и вернуться в чудесный сад».
Некоторые повествователи указывали на то, что юноши готовы были спрыгнуть со стены в бездонную пропасть, поменять религию, отправиться хоть на край света и даже в Ад, лишь бы выполнить задание хитрого Старца, чтобы тот сдержал слово и вновь перенес их в сад, который забыть они уже не могли.
Анри Шампанский, принявший корону Иерусалимского королевства, в 1194 году посетил крепость Старца. Там Анри и люди из его окружения увидели, как по движению руки Старца, несколько его слуг добровольно бросились в пропасть. Все поняли: Старец демонстрирует дух своих воинов и, по-восточному изощренно, намекает: относиться к нему следует серьезно.
«Захочет Старец убить кого-либо, выберет из своих хассасинов и говорит: хочу послать тебя в Рай! Ступай туда-то и убей для меня того-то, а коли сам будешь убит, тотчас попадешь в Рай. Кого Старец решил убить, тому уже не спастись». 29
Загадочный Старец.
Вернемся к началу рассказа. К тому месту, когда, едва зародившись, ислам начал крошиться на множество ответвлений. Захлебываясь от собственной правоты, каждая, едва вылупившаяся из темного сознания своего творца, секта, пыталась (непременно с пеной у рта) объявить себя истинной последовательницей Аллаха и пророка его Магомета. Среди хаоса религиозных споров, конфликтов, распрей и войн, в Персии появился молодой суннит по имени Хасан ибн Саббах. С юности он воспылал страстью к знаниям, но больше всего, от младых ногтей, хотелось Хасану проповедовать веру отцов. Однако, уже в медресе30 города Рея, он примкнул к исмаилитам, правда, не без помощи одного из учителей, который сумел понемногу подточить со всех сторон, а затем и обрушить отцовскую веру Хасана, впрочем, религиозным фанатиком он не стал, ибо всегда искал кладезь сокровенных знаний и живую воду истины.
В Каире, столице халифата, Хасан ибн Саббах приобрёл необходимые знания, вместе с опытом проповедника. Здесь, в бурлящей столице, он ощутил, как неясное чувство наполнило его и давило на грудь изнутри, а смутные мысли волновали разум. Казалось, дух Пророка не давал покоя, и сам Аллах звал его отправиться в странствие, распространяя слово Всевышнего по близким и далеким землям…
Хасан ибн Саббах отправился на север в горные районы Персии. Там, в стане Дейлем, он проповедью обратил дикое племя, которое до тех пор не знало ислама. Эти темные горцы ненавидели тюрков-суннитов, поэтому учение исмаилитов легло на благодатную почву. Хасан смог разглядеть их потенциал, а они увидели в нем вождя, которого приняли, как когда-то пустынные племена приняли Магомета. Возможно, именно тогда Хасану ибн Саббаху пришла в голову идея создать государство, где он должен стать халифом-имамом. Горная страна очень подходила для большого плана этого властолюбивого проповедника.
Число новообращенных быстро росло. Для Хасана стало очевидным: ему не хватает опорного пункта, цитадели и столицы будущей державы. Выбор вскоре пал на Аламут – крепость, выстроенную над обширной плодородной долиной, на утесе Эльбруса.
Если верить легенде, Хасан ибн Саббах предложил правителю замка три тысячи золотых за землю, которая уместится в бычьей шкуре. Хитрый проповедник бросил на землю мешок с золотом и шкуру. Удивленный такой расточительностью, правитель согласился. Тогда Хасан дал знак своим людям: они разрезали шкуру на тонкие полосы, связали их вместе и этой веревкой из бычьей шкуры опоясали крепость. Правителю ничего не оставалось, как убраться прочь. Красивая легенда! В действительности исмаилиты получили замок значительно менее экзотично, но никак не менее продуманно и изощренно.
Сначала, проповедники Хасана (его теперь интересовали больше вопросы земные: военные и политические, чем вопросы небесные) начали активно обращать жителей деревень, расположенных вокруг замка, и вскоре обратили в исмаилитство большинство жителей. Затем, все те же проповедники, появились в крепости и начали вербовать солдат из стражи. Владелец замка – правоверный мусульманин Алид – кажется, был человеком колеблющимся, непоследовательным и нерешительным. Он не знал, как ему поступить… Решился перейти в новую религию, затем – передумал, и выгнал вон проповедников-исмаилитов. Зачем он дал уговорить себя пустить их обратно? Разумеется, в один из последующих дней, крепость перестала принадлежать ему. Он стал чужаком, и ему указали на дверь, впрочем, обошлись довольно любезно. По словам летописца, перед тем, как затворить ворота перед несчастным Алидом, ему вручили мешок с тремя тысячами динаров.