bannerbanner
Апология Православия. Письма отцам
Апология Православия. Письма отцам

Полная версия

Апология Православия. Письма отцам

Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 6
23 августа 2002 года

Почему так кисло становится, когда речь заходит о смирении? Почему обязательно надо чувствовать себя молодцом, «несмотря ни на что» и «вопреки всему»? Не хочет человек смиряться. Весь вывернут вовне. Все оценки жизни – внешние. Смирение же действительно есть вход во внутренний мир. И Бог глубоко внутри. И путь к Нему – через смерть, плоть должна умереть. И надо отдать всю эту жизнь Богу, не хвататься за неё, за те жалкие куски, которые она нам предлагает. Сама по себе эта жизнь абсолютно бессмысленна, и всё хорошее в ней делает эту бессмысленность только болезненней. Смысл только в вечном блаженстве. И принимая что-то меньшее вечного блаженства, ты обессмысливаешь всё. А вечное блаженство придаёт всему в жизни гигантский, бездонный смысл, и смысл бесконечно счастливый.

Смирение не отрицает этой жизни. Оно только правильно расставляет акценты. Всё громкое ничтожно – «пыль, вздымаемая ветром». Всё настоящее тихо. Все таинства жизни тихи. Тихо и таинство смерти. А оно и есть начало жизни вечной, к которой готовит человека смирение.

17 октября 2002 года

Папа с внучками, конец 2001г, у нас в гостях в Солнцево


Человек, приходящий в Церковь на склоне жизненных лет, когда позади долгая жизнь в «стране далече», встречает целый ряд трудностей в попытке приобщиться к происходящему внутри церковных стен. А между тем, всё гораздо проще и в то же время неизмеримо сложнее. Но сложное берёт на Себя Бог, от человека же требуется простое.

Достаточно определённо можно сказать, что пока человек не посещает храм каждое воскресное утро, он ещё пребывает вне потока церковной жизни. Человек же, три воскресных дня не посетивший литургии без уважительной причины, Святым Духом отлучается от Церкви, согласно апостольским правилам. Сначала просто ходи туда, и всё будет происходить подспудно и постепенно. Со временем поймёшь, что надо ходить и на всенощные в субботу вечером, и на праздники, потом захочется и на неделе после работы в храм идти… Сам захочешь, сам в храм бежать будешь. Храм должен стать местом, где ты живёшь. В каком-то смысле, он должен стать роднее дома. Но это прийдёт с годами. А сначала просто ходи туда каждое воскресение и в большие праздники. Исповедуйся и причащайся – старайся не реже раза в месяц, это очень важно. Утром и вечером вычитывай молитвы по молитвослову, сколько можешь. Старайся каждый день читать главу из Нового Завета. Читай православные книги – жития и жизнеописания святых, простенькие книжечки о вере и Церкви. Книги выбирай попроще, потому что ты ещё ничего не знаешь, а начинать всегда надо с простого. Прочитай «Закон Божий», книгу по истории Церкви. Ты должен узнать русских святых – Сергия Радонежского, Тихона Задонского, Серафима Саровского, Оптинских старцев, Иоанна Кронштадтского, Серафима Вырицкого, Алексея Мечева, Царственных мучеников, новомучеников Российских. Ты должен встретиться и с древними великими святыми – Антонием Великим, Макарием Великим, Ефремом Сирином, Иоанном Златоустом, Василием Великим, Григорием Богословом, Исааком Сирином… Жития древних святых можно найти в «Четьи-Минеях». Чем ортодоксальней, тем лучше, крепче. Тебе противно это? Ты привык к «свободе мысли», к льстивым речам суетных мудрецов, надмевающих самих себя и своих читателей? Ну, и много ли тебе помогли эти книжки? Великая же правда сурова и аскетична, требовательна, она смиряет горделивый ум, не давая ему возноситься в призрачные выси. Кто любит правду, тот полюбит православную литературу. Чем ближе к святости, тем суровей и аскетичней. Для немощных – ослабленные пересказы, историйки, рассказики. А чтобы не было скучно – сам трудись, молись при чтении, принимай читаемое с глубоким благоговением. Так ведь и в храме скучно стоять, если сам не будешь молиться, если нечего тебе сказать Богу. А Церковь учит молиться подолгу. Церковь учит жить внутренним миром, столь слабым и бесправным у людей, далёких от духовной жизни. Не хочешь скуки – читай газетки, смотри телевизор, но это будет без Бога. Хочешь к Богу – не миновать тебе пустыни твоей души: пока отскребёшь все многолетние наслоения, пока отмокнет и отвалится грязь, накапливавшаяся десятилетиями, пока обнаружишь ты в себе тонкую и прохладную жизнь духа, с его веяниями, с его тихими, живительными движениями… Это и есть тот труд, который требуется от человека: принять внешние формы, которые даёт нам Церковь, и в них устремиться к Богу. И в какой-то момент Он выйдет к тебе навстречу, обязательно выйдет.

И не думай, что тебе не будет больно, что не будут трогать за живое. Будут. Наука терпения непросто даётся. Но претерпевший же до конца спасётся. Не захочешь пройти этот путь здесь, в земной жизни – всё равно придётся всё это встретить там, потому что Церковь не мучает людей, она всего лишь показывает правду. А дьявол льстит.

Держи посты. Среда и пятница, с 12 часов ночи до 12 часов ночи, четыре больших поста – в православном календарике всё указано. Если поначалу тяжело будет, не ешь хотя бы мяса и яиц в эти дни. Если ты действительно равнодушен к пище, тебе всё это легко будет. А смысл – святое послушание Церкви, через которое ты в ней. А если нет послушания, значит, ты сам по себе, ну и пеняй на себя.

Старайся исповедоваться одному и тому же священнику, лучше, конечно, старшему годами. Тогда со временем может возникнуть духовная связь с ним, и уже не надо будет терпеть мои назойливые посягновения на свободу твоей совести. Если мои слова тебе тяжелы, обсуди все эти вещи с любым священником, который тебе больше понравится. Но тогда уж послушайся его. И тогда опять мои слова перестанут тревожить тебя. А сейчас не могут не тревожить, ибо твоё положение в духовном отношении, мягко говоря, шатко.

Главное – ходить на литургии в воскресные дни и большие праздники и причащаться не реже раза в месяц. Всё остальное постепенно приложится. А без этого ты вне Церкви. Это универсальное правило для каждого человека. И не пожалеешь. Только до смерти надо дойти в этом устроении. И Бог таинственно будет присутствовать в твоей жизни, поверх твоего сознания, освящая тебя и её, поддерживая тебя и ведя к вершине жизни, за которой открывается вечность.

10 ноября 2002 года

В состоянии опьянения есть правда, но мы этого состояния недостойны. И если забывать о своём недостоинстве и налегать на средства, углубляющие опьянение (имею в виду только спиртное), выйдет полное безобразие и бесславное похмелье. Мне думается, что путь духовной жизни на своих высоких ступенях приводит к такому радостному опьянению, но это уже будет состояние чистое, без всякой обратной стороны и без всякого похмелья. Злоупотребляя вином, а потом и просто употребляя вино, ты покупаешься на льстивую нечистую иллюзию, лишая себя надежды достигнуть на самом деле того упоения радостью, чьим слабым и искажённым образом служит кайф выпивох. Ну и что, что это упоение далеко и трудно достижимо? Но ведь оно же есть. Путь долог, но он подлинен и исполнен надежды. А в пьянстве нет надежды. И как бы не услышал человек после смерти: «Чадо, ты уже получил своё доброе на земле»… (Слова из притчи о богаче и Лазаре.)

10 ноября 2002 года

Так называемый социализм был пародией на истинное устроение государства и общества. Во главе должен стоять монарх, благоговейно почитаемый народом, любимый им. И возвращение народа к Богу повлечёт за собой восстановление православной монархии. И я молюсь об этом. Царь – это отец, и сердце его в руках Божьих, и так может быть, всё дело в вере. Вера всё хорошее делает возможным, даже ещё на земле.

11 ноября 2002 года

Храма не надо бояться. Вообще не надо бояться внешнего унижения, надо вытравить из себя начало гордости. Если сделают замечание – ерунда, спокойно подчинись. Хотя это бывает редко. Поклоны в храме диктуются благоговением, и от поклонов благоговение увеличивается. Без благоговения ничего не открывается даже и в другом человеке, тем более в Боге. Перед входом в храм – крестное знамение с поясным поклоном три раза. Войдя в храм, в сторону алтаря, где совершается обычно служба, – то же самое. Земной поклон, с касанием лбом пола, выражает высшую степень благоговения и делается обычно перед самым моментом причастия, когда священник выносит Чашу с Телом и Кровию Христа. Всё это, естественно, не обязательно, просто так учит нас вести себя Церковь. И делать всё это надо просто и уверенно, ни капли не смущаясь, ни на секунду не задумываясь о том, «как это выглядит»: просто так надо, так положено Духом Святым, действующим в Церкви, и потому во всех обрядовых действиях подобает уверенная простота, в которой сокрыта мощь. И все эти действия имеют глубочайший символический смысл. При встрече со священником у него испрашивается благословение, т.е. вместо обычного «здравствуйте» ты подходишь к нему, складываешь ладони правую на левую и слегка почтительно склоняешься перед ним со словами «благословите, батюшка». Благословение священника есть благословение всей Церкви, есть Божие благословение. При выходе из храма также крестишься и кланяешься, как при входе. После службы не надо выходить из храма, пока не закроются Царские (центральные) Врата алтаря. Когда идёшь к причастию, надо сложить руки крестообразно на груди, правую на левую. После причастия надо подойти к столику с «теплотой» и запить. Когда литургия подходит к концу, вместе со всеми целуешь Крест и руку священника как руку самой Церкви.

На исповеди сразу говоришь самое тяжёлое и постыдное, о чём труднее всего сказать. Если с этим грехом на душе пойдёшь причащаться, на тебе будет грех. Знак прощения Богом греха – его неповторение, ибо на исповеди при искреннем раскаянии человеку подаются силы победить исповедуемый грех. Ни тени оправдания, надо жестоко обвинять себя – тогда оправдает Бог, и ты станешь чист, освободишься от грязи. Не помогло раз – иди ещё, но это уже будет стыд. Обычно помогает. Церковь проберёт тебя до сердцевины, там есть лекарства от всех бед и всех немощей. И только с её помощью можно действительно победить себя, а не замазать только гордостно свой фасад. Всё можно победить: и уныние, и пустоту, и все страхи, и тревогу, и неверие, и сомнения, и тяжесть. Потому что там Сам Бог, Который сильнее всего.

12 ноября 2002 года

Папа со старшей внучкой Настей, конец 2001-начало 2002гг


Твои стихи, папа, – это также подарок и мне от Бога, и это тоже дело Церкви, до появления Церкви в моей жизни ты не писал стихов и так бы и унёс сокровище своей души с собой в могилу, и не раскрылся бы до самой смерти. А раскрываясь, ты обогащаешься сам, и извне к тебе приходит нечто внутрь, чтобы потом опять излиться вовне. Таков закон жизни в Боге, к которой ты только начинаешь приобщаться через своё творчество.

23 ноября 2002 года

Папа! Спокойствие – в смирении. Христос говорит: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас. Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Вот секрет. Не любовь – это слишком высоко и не в нашей власти. Наша духовная жизнь – это смирение и покаяние. Ты в глубине сердца должен считать себя хуже каждого другого человека. Твоё сердце должно лечь – как в воду с петлёй на шее. Только в глубине твоего сокрушённого сердца что-то действительно может начаться. Без смирения же спастись невозможно. И одного только смирения, даже в отсутствие чего-либо другого, бросающегося в глаза, достаточно, чтобы спасти человека. Хотя, и это тайна, где есть смирение, там уже всё есть. И как только смиришься, обрящешься в Церкви.

27 ноября 2002 года

Когда с человеком действительно что-то начинает происходить, он замолкает.

Безмолвный и тихий плач – вот признак того главного, что может происходить с человеком.

Но может плакать и одна только душа, невидимо со стороны.

2 декабря 2002 года

Да, в этой жизни мы бездомные псы. Но если ты это понял, то для тебя открыты двери Дома ещё на земле – это двери храма.

2 декабря 2002 года

Очень хорошее стихотворение:

Блик восходящего светилаВдруг озарил моё окно —Сегодня будет всё по силам,Коль на душе моей тепло.Возможно, с плотью всё в порядке,Иль кроткий ангел посетил —День начинается с зарядки,Чтоб чувство радости продлить.И правда, мысли стройным рядомБезостановочно летят,Они просты, не для парада,Но нет, не тлеют, а горят.О если б только это чувствоНе покидало никогда,Но только пьяное беспутствоЛомает крылья иногда.7.09.00

И «восходящее светило» – как символ вхождения Божества в нашу жизнь и начала грядущего блаженства, и кроткий ангел, ведущий нас туда, и теплота, свет души как печать подлинности происходящего, и ясность ума, свет разума, и призыв вечности, и слова покаяния, столь приятные любящему сердцу Бога… И всё это есть в храме и церковной жизни, это есть «свете тихий», посещающий душу независимо от погоды, времени года и даже времени суток. И человек, не подкрепляющий себя Телом и Кровью Христовой, – несчастный, безумный, пропащий человек, сам себя добровольно лишающий столь великого блага и смысла. Вкуси, и ты увидишь. Войди, и тебя пустят. Смирись, и всё откроется тебе, шаг за шагом. А иначе – только на шее потомков, на моей шее.

3 декабря 2002 года

Папа со старшей внучкой Настей, конец 2001-начало 2002гг


Папа! У тебя ещё очень слабая вера. И с этим нельзя мириться. Я бы на твоём месте и в монастыри бы поездил, и со священниками поговорил. Бог есть. Но ты ещё не встретил Его, не нашёл. Вся твоя вера – это отсвет от моей встречи с Ним. Но это должно произойти и в твоей жизни. И тогда ты действительно сможешь нам помочь.

4 декабря 2002 года

Я не зову тебя в покой. Я зову тебя в бой. Только в Церкви и начинается настоящий бой. Вне Церкви – плен.

4 декабря 2002 года

Духовная жизнь тиха и может протекать только во глубине смирения. И внутренняя тишина – могучее оружие в духовной брани. Внутренний мир рождается от смирения. Ты отделяешься от мира и стоишь как неприступная цитадель, берущая крепость в цитадели Церкви. Ты живёшь и думаешь, и ощущаешь иначе, чем мир, чем люди мира. Ты идёшь навстречу Богу, зная, что от тебя требуется только послушание Его воле. Чем глубже смирение, тем больше общение с Ним. Он не вступит в общение с тем, кто не готов Его слушаться. Ты борешься со страстями внутри тебя – с унынием, гневом, нечистотой, сомнением (что есть неверность Богу), и твоё оружие – молитва, таинства, святые книги, дышащие благодатью, иконы, богослужения, богомыслие, почитание святых и Матери Божьей, и всё это тихо, в глубоком смирении и тишине. Ты ищешь Бога и борешься за то, чтобы быть с Ним, в этой жизни и наипаче – в вечности. И молитвы твои таковы: «Господи! Я хочу к Тебе. Введи меня в Твоё вечное Царствие. Будь милостив ко мне. Будь со мной. Прости меня, остави мне грехи мои. Не забудь меня, когда я забуду о тебе. Помоги мне. Не остави меня в страшный для меня час. Спаси меня.» И прочее в согласии с православным молитвословом. И так без конца. И Он не оставит тебя без ответа – здесь, на земле, и после смерти, в вечности.

4 декабря 2002 года

Папа! Нам с детства нанесена тяжелейшая травма – понимание жизни в духе атеизма. Безверие – тяжёлая болезнь, последствия её убийственны для души. Достаточно одного неверия, чтобы погибнуть безвозвратно. Неверующий – неверный, а все обетования Божии касаются только верных, то есть верующих. Верующий – верен. Много надо потрудиться над возрастанием и укреплением веры в своей душе. Веру укрепляет, прежде всего, всё, что исходит от Церкви. Это Слово Божие, богослужения, жития святых, твоя молитва дома и в церкви, и твоя жизнь по вере, тихая, безгневная, добрая и чистая жизнь. Надо знакомиться со святыми, чтобы полюбить красоту их душ, чтобы научиться прибегать к Их помощи. Мы смиренно принимаем веру, которую сообщает нам Церковь. Кустарная, самодельная вера некрепка, она рухнет под тяжестью тех испытаний, которые с неизбежностью нас ожидают. А может и ожесточить человека, в конце концов. Ибо ложный путь в итоге всегда приходит к злобе, человек перестаёт быть добрым, а после смерти сатанеет совсем.

7 декабря 2002 года

Ты знаешь, папа, я ведь считаю тебя гораздо лучше меня, тут и вопроса нет. У тебя гораздо более мощная природа, данная тебе от Бога, и даже телесно это проявляется в силе рук и голоса. И душа у тебя гораздо более сильная, настоящая, глубоко чувствующая правду, где бы эта правда ни обреталась. И не твоя вина, что тебе довелось жить в пору безверия, в стране далече, и Бог знает всё это. На мне же видно вырождение, я слабый, жалкий расточек. Но в том-то и дело, что сила Божия в немощи совершается, и я, с Божьего благословения, могу стать начатком нового, мощного, сильного древа, и в меня самого может вселиться благодать Божия, если Ему это будет угодно, которая освятит, очистит и неизмеримо усилит меня, убогого. Всё дело в способности отдать себя Богу. Всё дело в Церкви, а вовсе не во мне, я только должен себя отдать, принести в жертву свою личность, чтобы через это спасти её.

7 декабря 2002 года

Наш внутренний мир бесправен и презренен, чрезвычайно легко раствориться в грязных пенистых волнах житейского моря, позволить себе то, другое, третье, забыться, покатиться, чтобы потом опомниться в какой-нибудь яме. Церковь делает внутренний мир полновесным, и веления совести – действительно законом. И ты уже не можешь позволить себе лишнего, потому что идти против Церкви – страшно. Да и лишние подвиги, сверх того, на что благословляет своих чад Церковь, не нужны. Послушание Церкви есть пристань Царствия Небесного в нашем земном изгнании, пристань внутреннего покоя.

8 декабря 2002 года

Мороз, ветер, на улице темно, даже снега нет, всё безжалостно обнажено… Где любовь Божия? Почему так холодно и бесприютно? А любовь Божия в твоём терпении, в том, что у тебя есть силы всё это терпеть, не ожесточаясь. Наоборот, душа становится чище, на душе легчает, ты делаешься лучше. Так и вся жизнь на земле. Иди сам добровольно в эту сторону, пусть это будет, если угодно, твоим спортом: этот вид спорта угоден Богу. И так живя, избежишь многих скорбей, приходящих вопреки воле человека: по суду Божию, эти скорби станут не нужны.

8 декабря 2002 года

Папа и дядя Эдик у нас в гостях в Солнцево, 13.10.2001


Да, папа, тебя ждёт Суд. И не надо, думая о нём, рассчитывать на чужие молитвы. Святые Отцы говорят, что Бог воздвигает на молитву о тех людях, которых Он Сам хочет помиловать и спасти, и если о ком-то молятся, значит, есть надежда на спасение этого человека. Но ведь молитвы других людей надо ещё заслужить. Найдётся ли такой человек, который будет плакать и вопить Богу за тебя? В нашей-то жизни всё серенько: похоронили, помянули раз-два-десять, и – «жизнь продолжается»… Нельзя в деле спасения своей души рассчитывать на других людей, это безумно. Только твоё собственное покаяние и плоды, достойные его, то есть соответствующие добрые дела, изменение жизни, только это может быть весомо на Божием Суде. И кроме того – сокрушение сердца, сознание ущербности всех своих добрых дел, твой собственный вопль к Богу о помиловании. Бог есть Любовь, Он всемогущ, и Он хочет, чтобы мы спаслись, но горькая истина, свидетельствуемая всей нашей жизнью, состоит в том, что мы недостойны этой Любви и миров, в которых всё стоит на Ней. Мы безмерно далеки от Бога, на Которого уповаем, и только по своей вине. Надо понять это: ты сам себе наихудший враг, и это есть повседневное течение твоей жизни, это есть законы, на которых строится вся твоя жизнь, как внешняя, так и таинственная жизнь души. И выздоровление приближается только тогда, когда становится ощутима болезнь, когда приходит сознание того, что ТЫ – ВРАГ БОГУ, ЛУКАВЫЙ И МЕРЗКИЙ. Вот правда. И только из этой глубины поднимается покаяние, которое приготовляет человека к принятию Божьего дара вечного спасения. И только благодать Божия может дать всё это почувствовать, благодать, живущая в Церкви.

Такие дела. И это уже не от ума я говорю, но и во многом от сердца, от опыта взыскания милости и спасения у Бога. Ведь нельзя же вечно убаюкивать себя и питаться собственными вымыслами. От этого и маловерие. Правда сурова, но только она даёт подлинную надежду.

10 декабря 2002 года

Время собирать камни.

Было время разбрасывать камни. Теперь время их собирать – собирать все свои золотые мгновения, разбросанные по жизни, осмысляя их, подтверждая свою им верность, утверждая в них свою истинную сущность, по-новому, с большей глубиной от пережитых волнений и испытаний переживая их. Потому я собираю всю свою старую музыку, когда-либо трогавшую меня. И буду собирать фильмы. Но главное – ведь всё это проявление Царства Божия, которое внутри нас. Вот это Царствие Божие, которое внутри нас, – это главное. И молитва есть столп света, восходящий от тебя к Небу, или нисходящий с Неба к тебе. Вот этот столп, который видели люди, которым дано было видеть, – это и есть я <когда я отдаю себя Богу в молитве, а Бог принимает меня; только это и есть настоящий я 19 августа 2004 года>. Такие столпы стоят над храмами и монастырями, над молящимися людьми.

Для неверующего молитва – стремление в никуда. Для нас – это касание высшей реальности, перед которым, перед этим слабым касанием, блекнет вся эта наша жизнь. Молись и крепни в молитве, ищи в ней свою жизнь, и тогда действительно будешь принят Небом, а здесь, на земле – Церковью, которая есть Небо на земле.

11 декабря 2002 года

Папа с внучками и невесткой, моей супругой, 2001г


Ты грешник, поэтому тебе всё не открывается. Ты закоренелый грешник, закореневший в своих специфических недолжных склонностях и неправильных чувствах. Должно пройти время, чтобы ощутить благодать Божию, пребывающую в храмах и таинствах церковных. У меня это был срок в полгода.

Большинство людей приходит в храм от больших скорбей. Это потому, что человек очень самолюбив и любит всё, что льстит ему: телевизор, театр, консерватории, развлекательные или «высокомудрые» книжки. А храм не льстит человеку, он показывает правду и учит святости. А святость для страстного грешного сердца скучна, пресна. Но когда жизнь вдруг обрушивается, по милости Божией вся лесть обнаруживает свою ложь, тогда утешение приходит только через храм и таинства церковные. Немного людей вменяют саму жизнь на земле в великую скорбь и потому, не ожидая никаких особых скорбей, в поисках выхода приходят в храм и находят там правду. Неужели ты сам не чувствуешь никакой правды за Церковью? А если чувствуешь, то что ей противопоставляешь? Своё «не хочу»? Ведь больше, на самом деле, противопоставить нечего. Но если «не хочу», тогда и пеняй на себя, когда достигнешь конечного пункта. И на пути к нему пеняй только на себя – это твоя тяжесть, твой мрак, твоя бессмыслица, это твой свободный выбор, это всё твоё, это ты сам, возлюбивший себя более всего на свете. А что ты сам такое? Пустое место, присваивающее себе все дары и таланты Божии. Любовь требует жертвы себя. Это не конфетка, которой ты услаждаешь свои изнеженные рецепторы. И потому долгий путь к любви. И первая ступень на нём – смирение. Первая же ступень смирения – послушание, конкретное, простое, нерассуждающее. Такие дела. Ты не сможешь себя ни «оскопить», ни уничтожить. Ты сам не знаешь, как крепко ты создан Богом. Что-то, конечно, в мучениях подохнет. А вот останется то, что должно остаться и наследовать жизнь вечную – ты сам, без гордости и самомнения, твоё открытое, живое, детское сердце.

11 декабря 2002 года

Часто ли ты действительно веруешь в Бога? И каков ты, когда о Боге не помнишь? И по каким законам строится твоя повседневная жизнь, твои ежесекундные реакции и предпочтения? Где Бог? А ведь своими грехами мы распинаем Его. Это и есть наша жизнь. И потому мы мерзость перед Богом и враги Ему. А если это не совсем так, то в своё время Он Сам найдёт возможность сообщить нам об этом, без нашей подсказки Ему. Мы весьма испорченные, лукавые существа, обманывающие и себя, и Бога пытающиеся обмануть.

11 декабря 2002 года

Мы ничего не знаем, и я не могу никого ничему учить. Но всё-таки очевидно, что надо двигаться в ту сторону, в том направлении, в котором твоя надежда растёт. Это направление – исповеди и причастия. Раз в две-три недели исповедуйся и причащайся, тихо и спокойно, возьми это за правило, перебери постепенно всю свою жизнь, и то, что смущает и тревожит из прошлого, потому что это тоже часть настоящего, если оно болит, – и, так живя, иди навстречу смерти. Результаты твоего движения могут быть и скромными, но я рискну сказать, что Бог тебя за всё простит и помилует тебя. А нам бы с краешку, да в раешку…

На страницу:
3 из 6

Другие книги автора