Полная версия
Апология Православия. Письма отцам
Папа (Генрих, в крещении Андрей) с внучками Настей и Соней, 2002г.
Когда войдёшь в Церковь, будешь очень жалеть, что не сделал этого раньше, что потерял столько времени даром. И будешь благодарить Бога, что ещё есть немного времени, ещё можно успеть что-то сделать, ещё можно что-то изменить.
12 февраля 2003 годаВся трудность в слабости веры. Отсюда вся муть. Вера говорит о существовании. Неверие верит в небытие, неверие – неверность Богу. И мы далеко отпали от Бога. Мы пропитаны тем, что называется грехом, мы в этом живём, это привычно для нас. И из этого состояния мы смеем выступать судьями всего и вся. Потому и нет веры. Вера появится тогда, когда поставишь себя на подходящее тебе место, когда поймёшь, что не дотягиваешься ты ни до чего высокого и крайне редко прикасаешься к чему-либо существенному. Когда скажешь: «Верую и исповедую, Господи, что Ты есть Христос, Сын Бога Живого, пришедший в мир грешников спасти, от них же первый есмь аз». Вот тогда вера зажжётся, воспылает, и начнёшь ты действительно спасаться, а не стихи писать. И к этому ведут тебя твои стихи.
12 февраля 2003 годаЦерковная жизнь чем-то похожа на экзотический вид спорта: выстаивания церковных служб, их частота, дороги к храму – всё это довольно большая нагрузка, требующая постепенного подхода, постепенного вхождения в этот напряжённый ритм. Но только такая жизнь даёт право на надежду. Это также похоже на некую наркотическую зависимость, когда тебе уже очень трудно жить без церковной молитвы, регулярной исповеди и причастия, и это единственный вид наркотиков, который дозволяется и благословляется, и настойчиво советуется к употреблению Господом Богом. Более того, возникновение такой зависимости означает достижение большой духовной высоты. Причастие Святых Таин – залог будущей вечной жизни и блаженства на небесах. Исповедь делает Суд Божий нестрашным для тебя. И регулярное посещение храма готовит тебя к вхождению в вечный храм рая Божьего, где веселие и ликование, и непрестанная ликующая хвала и славословие Богу. Представь, как нужно ликовать, насколько быть счастливым, чтобы непрестанно хвалить и славословить Бога… Путь к этому, трудный, но радостный – церковная жизнь.
14 февраля 2003 годаСмирение всегда есть выход, оно становится выходом из абсолютно любой затруднительной ситуации. Смирение не есть забитость, таков взгляд на смирение извне. Но само смирение есть шаг внутрь. Флоренский писал, что смирение есть отрешение и нечувствие ко всему чувственному, воспринимаемому и даже мыслимому. Смирение есть тайна. Она подобна той тишине, которая есть в глубинах морей и озёр. И смирение вносит в душу мир, спокойствие, это величайшее внутреннее сокровище. Вся жизнь должна стать постепенным погружением в смирение, это путь к истинному бытию. И там, в этой глубине ты встретишь своё спасение, которое никто в этом шумном и грубом мире не заметит, а ты уже будешь спасён.
18 февраля 2003 годаПонимаешь, папа (извини за всё тот же учительский тон – должно быть, в нём проявляется моя ущербность), в эту самую минуту жизнь не ограничивается только твоими чувствами и впечатлениями. Ты должен уметь почувствовать, что сию минуту что-то происходит с родными для тебя людьми, потому что их жизнь есть продолжение и восполнение твоей жизни. И связь здесь, подобно с тем, как это обстоит с умершими, – в молитве. В каком-то смысле мы все уже такие умершие. Молитвенная память – и ты присутствуешь в жизни другого человека, ощущая её как свою. И в этом также есть любовь.
18 февраля 2003 годаС папой и дочерьми, 2002г, Солнцево
Господь соделал спасение посреди земли. Оно тихо и незаметно для внешнего глаза. Просто год за годом сердце сокрушается и душа светлеет, человек мягчеет, становится чище и возвышеннее. И смерть бывает тогда его тихим и окончательным торжеством, и чувства от такой смерти у близких светлые, мирные и даже торжественно-радостные. Вот наша цель. И путь к ней – в Церкви. Должна быть искренняя связь с Церковью. Через неё таинственно приходит вожделенное спасение.
19 февраля 2003 годаМоя надежда – память. И то, что есть силы терпеть. И что Господь даёт смирение, хотя бы и через сердечную боль. Если хочешь сразу получить ответ на свою молитву, попроси у Бога силы терпеть.
19 февраля 2003 годаЧто такое пребывание в Церкви? Это есть непрестанное принесение себя в жертву: своего чувства правоты, своей единичности, неповторимости, своей особенности, своей личности. Но парадокс: эта жертва раскрывает в личности потрясающую, непостижимую глубину. Ты как побитая вшивая собака, ты весь в калу своих грехов, ты кругом во всём не прав, ты нравственное чудовище, но именно такого тебя и принимает Бог, и делает Своим орудием в этой жизни, в этом мире, давая залог грядущего вечного пакибытия. Такова тайна соединения с Богом. Но шаг в сторону, тень лжи – и ты отброшен с неимоверной силой. А потому забудь о себе со всею силою и решительностью, на какую способен, – и будешь велик и славен перед Богом и перед людьми, хотя тебя уже и не будет. Будет Бог.
20 февраля 2003 годаЯ много чего написал, глубокого и правильного. Но вряд ли от этого крест нести легче, скорее только тяжелее. И я сам по большей части недостоин всех тех слов, которые написал в последние годы. Моя жизнь, мои поступки и слова – они входят в противоречие с моими писаниями. Стало быть, мои писания судят меня же самого. Не знаю, смогут ли они оправдать меня хоть в чём-нибудь. Но я верю в то, о чём пишу.
21 февраля 2003 годаБог бережёт нашу свободу, и ни в коем случае не навязывает Своего присутствия в нашей жизни. (И бесы не могут овладеть нами без нашего согласия.) И чтобы явственно ощутить Божие присутствие, надо прийти в храм, совершить это свободное действие, более того, в храме надо обратиться к Богу в искренней молитве – и вот тогда, быть может, и не с первого раза… Такова Его святая воля. Кто хочет жить с Ним, тот должен ходить в храм и там молиться, принимая всё большее участие во всём строе церковной жизни. Это дело тихое и глубоко личное. И оно совершенно необходимо для нашего спасения от ада и дьявола. В храме ты примиряешься с Богом. Желая же установить с Ним связь помимо храма и Церкви, ты противишься Его воле о тебе и обо всём человеческом роде. Все молитвы вне храма – лишь подготовка к соединению с Богом в храме в молитве и таинствах.
22 февраля 2003 годаС папой, супругой и детьми, зима 2002—2003гг, Москва, Чертаново.
«Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения», – написано в псалмах. «Всех люби, от всех беги», – сказал Господь одному древнему подвижнику. «Всяк человек есть ложь», – также сказано в псалмах. Люди крайне слабы, немощны. Ни на кого нельзя положиться до конца, каждый может предать. И я сам весьма немощен и слаб, и на меня далеко не всегда можно рассчитывать. Но силён и всемогущ Господь Бог. Это Он поддерживает нас через людей, общается с нами через друзей, любит нас через родных и близких людей. Мы окружены Им, это Его тепло, Его утешение, Его любовь и благость. И Он, прежде всего, внутри тебя самого – нет, не ты сам, но Он присущ твоему внутреннему миру как Свидетель, как Судия, как Царь и Наставник. В нём Одном – всё. Слейся с Ним, и ты уже не будешь нуждаться в руководстве и помощи извне от других людей. Ты сам будешь руководить и помогать. Путь же к Нему – крайнее смирение, как бы полное невыявление вовне, даже в область мыслей и желаний, когда смиряешься уже не только внешне, и даже не только мысленно, но когда смиряется сам дух, давая место Божьему Духу. И молитва. И таинства. И любовь. Мало одной любви. То есть её просто не будет без молитвы, таинств и смирения.
Итак, всё от Бога. Лишь бы быть с Ним. Обнять Его и прильнуть к Нему. Быть в Нём, чтобы и Он был в тебе. Это главное. И в Нём тебе верен каждый, ибо мы все есть только в Нём. И когда кто-то предаёт тебя, он предаёт себя самого. В человека надо верить. Но это возможно, только если крепко веришь в Бога.
26 февраля 2003 годаЯ хочу туда, где нет уже никаких страданий, где они не нужны, где их даже невозможно мыслить. И я молюсь, чтобы Господь привёл меня туда, меня и моих присных.
26 февраля 2003 годаКто приближается к Нему, тот должен быть Ему послушен. Не хочешь слушаться – лучше не приближайся, тут шутки плохи. Должно быть, в раю уже не будет так, но здесь не рай, здесь нас спасают. И все вопросы после. Сначала надо вырваться из горящего дома, спастись из этого гибнущего мира, пахнущего смертью и адом. И даётся поприще – суровое поприще усилий и трудов, ограничения во многом, но и общения с Ним Самим. Узок путь, и немногие идут им. И кто против твоего узкого пути, тот враг твоего спасения. И не сразу будет ширина, не сразу благостность и мягкость, не сразу. Там, вдали, путь становится шире, потому что там он уходит вовнутрь.
27 февраля 2003 годаСветлый взгляд на жизнь становится доступен, только когда забудешь себя, эту мерзкую сущность. Отвергнув себя, получаешь надежду. «Себя» – это свой пуп, всё своё «хорошее», «благородное», «доброе». «Я» – главная преграда между тобой и Богом, тобой и другими людьми. Яшка. И окаяшка, всё так и примазывающийся к твоему «Я». А ты, когда сделаешь всё повеленное тебе Богом, скажи, что ты раб недостойный и сделал только то, что должен был сделать. И когда говоришь что хорошее, знай, что говоришь не своё, а Божие, это Он говорит тобою, а ты всё равно можешь погибнуть, если не смиришься.
28 февраля 2003 годаВ последние годы одно печальное открытие следует за другим. От этого даже невольно смиряешься. Я оказался вовсе никаким не добрым. Мои отношения с людьми от восторженно романтических качнулись к мнительности, недоверчивости и обиде. За былыми друзьями видится ложь и эгоизм, призраки предательств окружили меня, и самому приходится часто вести себя холодно, а это большая боль. Жизненный путь тернист и однообразен, очень многое приходится терпеть изо дня в день и из недели в неделю. Главное – начинаешь видеть собственную испорченность, делающую необходимыми многие испытания, неизбежным – длительный, трудный, узкий путь вне общения с людьми. Надежда переносится из розовых мечтаний о грядущих жизненных победах и свершениях в область терпения, смиренного перенесения цикличности жизни и ожидания загробной жизни, а там, может быть, – и ещё дальше… Такому, какой я сейчас, рассчитывать не на что. Только с течением многих лет, может быть, Господь соделает из меня что-то путное. Поэтому остаётся только терпеть и идти этим трудным и тесным путём, не лишённым, однако, и многих утешений. Всё дело, действительно, в смирении. Смиряешься – и можешь терпеть. Не смиряешься – звереешь, а это смерть. То есть или смирение, или смерть. Выбор небогат. Но и за это следует благодарить Бога, потому что дальше могли бы быть гораздо более суровые развилки.
2 марта 2003 годаНе надо ада.
2 марта 2003 годаЖизнь неторопливо течёт, и мы течём по ней. Когда это течение совершается в Церкви, есть надежда, что оно вынесет тебя к Небу. Вне Церкви это течение сносит миллиарды в ад.
2 марта 2003 годаЧто взамен той жертвы, которую ты приносишь, становясь членом Церкви, подчиняя себя ей, отказываясь от своей исключительности и единственности? Взамен ты получаешь опытное познание Бога, не смутное, не надрывное, а ясное и спокойное, взамен – чувство колоссальной осмысленности, исходящее из Церкви и всего, что с нею связано. Страсти поднимаются очень сильно и обидам нет числа, но сказочно ясное чувство смысла уже никогда не покидает тебя.
11 марта 2003 годаПока ты не в Церкви, ты прохлаждаешься во вражеском тылу в качестве пленника. Входя в Церковь, ты попадаешь на передовую, и у тебя появляется шанс стать свободным в Боге.
11 марта 2003 годаКто со Христом, тот неизбежно страдает в соприкосновениях с другими людьми. Кто сам по себе, тот мучает других.
11 марта 2003 годаС папой, супругой Алесей и детьми, зима 2002—2003гг, Солнцево
Нет никакой моей заслуги в том, что я дожил до 28 лет, скоро уже и 29 будет. Это Господь продлевает мои дни. Я мог бы уже умереть лет в 18, потом в 21, потом в 24, потом в 28 лет. Но думается мне, что воля Божия в том, чтобы мне жить долго. И каждый день – новая возможность стать ближе к Богу, но и новое испытание на верность Ему. Я надеюсь, что я расту, что Господь взращивает меня. Течение лет приносит крепость. Время растворено милостью Божией. И я надеюсь, что придёт день, когда меня позовут Вверх.
12 марта 2003 годаГосподь даёт тебе Своё спасение, даёт же его под видом креста. Во глубине терпения, незлобия, молитвы, трудов и скорбей даруется душе дорожка к Богу, и уже не важны становятся внешние формы, потому что Бог с тобой, а ты с Ним, и твоя жизнь – Его жизнь, твой крест – Его всепобеждающий Крест, и ты сам становишься знаком присутствия Божия в мире.
13 марта 2003 годаЯ погружаюсь в молчаливую глубину океана, в тёмную толщу воды, где царствует абсолютный покой. Иллюзии исчерпаны, внешние стремления пресечены. Кажется, я, наконец, смирился. И вот тут-то и ждал меня Господь. И только сейчас действительно начнётся что-то духовное.
15 марта 2003 годаМысли на папины стихи – 2003—2004гг
С папой, супругой Алесей и детьми, зима 2002—2003гг, Солнцево
Когда еду с работы, читать не хочется, а если начинаю читать, то на душе тяжело становится, даже если книга хорошая. Читать можно только утром – чтобы проснуться. А вечером хочется только молиться. От молитвы легко на сердце, в груди легко, душа сама влечётся к Богу, сама тянется к молитве, и это самые сладкие, самые волшебные, лёгкие, тонкие чувства. Не сразу я понял, как ценны они, как надо им внимать, удерживая и усиливая их вниманием. И тогда они многое обещают и на многое дают надежду. Вообще, молитву очень надо ценить. Ценить минуты, когда она идёт. Не разорять эти состояния по маловажным поводам. Уметь жить этим, заниматься только этим в течение длительного времени. Вообще, когда в тебе раскрывается внутренняя тонкая жизнь, уже не нужны становятся книги, хотя и необходим бывает отдых. Я люблю фильмы и музыку. Просто главное ведь не чтение, оно только учит, но главное – твоя собственная жизнь, и по преимуществу жизнь внутренняя, состояние твоего сердца, его устремлённость к Богу и общение с Ним в нём.
19 марта 2003 года«Тщетно, художник, ты мнишь, что своих ты творений создатель…» Тщетно, Вайнштейн, ты мнишь, что твои это мысли.
19 марта 2003 годаТот, кто слишком сильно зациклен на своей персоне и на своём «таинственном Я», рискует неожиданно для самого себя оказаться обыкновенным иудой, потому что есть вещи гораздо более важные тебя любимого. Есть вещи святые.
1 апреля 2003 годаТак бы хотелось, папа, чтобы конец твоей жизни осветила благодать Божия… Но вне Церкви это просто невозможно. А прийти туда можно только через глубокое личное покаяние, сокрушение сердца и трепет благоговения, отбросив все маски, обнажив душу. Как только появится благоговение – считай, что ты на пороге в новый мир, в Церковь Божию.
1 апреля 2003 годаМилость Божия… Нет ничего дороже этого. На неё уповаем. Она безгранична. Она никогда не перестанет. Для неё вся наша земная жизнь – только пролог к бесконечному действу вечной блаженной жизни. И как великий могущественный творец, приступая к развитию действия в своём произведении, начинает с описания тяжёлого и скорбного детства главного героя, зная, что у него в преизбытке хватит творческих сил изобразить потом восхождение человека к вершинам счастья и могущества, так и Господь Бог попускает быть этому скорбному земному испытанию, чтобы потом только с большей силой явить то бескрайнее и ни чем не могущее быть омрачённым блаженство, для которого Он нас создал, призвав к бытию.
2 апреля 2003 годаК сожалению, наша жизнь мало кому интересна. Мы недооцениваем силу своего эгоизма. Это вещь железная. Она целиком и полностью поддерживается условиями нашего воплощения, нашими непроницаемыми телесами, пространственными и временными преградами между людьми. Разлуки, расставания, забвение близких, невнимание и равнодушие к внутренней жизни другого – всё это и есть пространство смерти, в котором мы существуем. Лучики любви редки, и могут они исходить, по большей части, только от тебя самого, потому что ты ещё всё-таки во что-то веришь. Выход только в покаянии, в боли за себя самого, в муке лицезрения собственного отвратительного образа. Всё наше добро совершенно ничтожно и тонет в океанах холода, выходящего из нашего сердца. Вот и делай всё время добро, созерцая его убожество и ничтожество, стыдясь его, – но делай. Просто чтобы не было холода, чтобы хоть маленькой искоркой добра осветить полную тьму, в которую ты погружён. Добро даёт ощущение смысла. Отнесись с добром к человеку – и ты вдруг увидишь, что он не чужой. А до этого он отталкивал от себя всем своим видом, был неприступен, как ледяная глыба. То есть смысл в любви, даже в тех малых уродливых потугах, на которые мы в силах. Но ценно, братаны, наше свободное усилие, его направленность. А Бог силён Сам раздуть искорку до размеров Вселенной и восполнить Своей всемогущей силой то, что ты хотел бы совершить, но в чём тебя хватает только на символический жалкий писк. Бог действительно очень силён, Он абсолютно всемогущ, и за Ним дело не станет. От тебя требуется именно этот писк, растянутый на всю твою жизнь.
12 июня 2003 годаЭх, братаны, братаны! Жизнь горька. При всех своих утешениях, за которые непрестанно благодарю Бога. И могло бы быть всё намного горше, и это было бы неудивительно, это было бы поделом. Но, право, ведь есть надежда. Она заключена в Церкви. Не отталкивай от себя Церковь. Она твоя Мать. Прибегай к ней в своей жизни, и будет душе твоей покой. В конце концов, можешь философствовать, как хочешь, жить, как знаешь, только не отталкивай Церковь от себя. Всё суета, только не она. Храм Божий – место великой Святыни. Просто пользуйся всем тем, что предлагает тебе Церковь, и ты будешь причастен к Свету. И, может быть, Господь пошлёт тебе христианскую кончину – ты умрёшь в мире со всеми, исповедавшись и причастившись Святых Тайн, и после смерти начнётся твоя истинная жизнь – твоё блаженство, для которого ты и создан. Не отталкивай Церковь.
12 июня 2003 годаДа, вряд ли то, что ты встречаешь в храме, может тебя захватить и потрясти яркостью переживаний. Не увидишь ты там тех бесконечных далей и высот, о которых тоскует твоя душа, по крайней мере, не сразу увидишь. Но какова альтернатива? Холод, одиночество, заброшенность, вечное раздражение и горькие несбыточные грёзы. То, что ты встречаешь в храме, есть тот уровень общения с Богом, на котором ты в данный момент можешь пребывать. Прислушайся к тому, что там происходит. Сосредоточься, прислушайся с благоговением, и ты обязательно услышишь, дойдёт до тебя в какой-то момент веяние присутствия Божьего. Но только будь искренен. Не хочешь кланяться – не кланяйся. Не хочешь креститься – не крестись. Встань в уголок и тихонько стой. Заходи, заходи, заходи… – и дай Бог, постепенно спадут с души грубые наслоения, которыми она покрылась за всю твою трудную, сумрачную жизнь, и ты сможешь оценить храм и Церковь в своей жизни.
20 августа 2004 годаПапа с внучками Настей и Соней, начало 2003г, Солнцево
Всё будет хорошо – великое религиозное убеждение. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Надо только сокрушиться и смириться сердцем. Войти в дух покаяния. Вот что ценно. Надо опять стать дитём. Тогда и сердце снова оживёт, как на заре жизни, и будет оно у тебя сжиматься и биться, таять, горячеть. Из сердца исходит сила, снимающая тяжесть с души. Надо только смириться. Понять, что ты ничто. И всё будет хорошо.
12 июня 2003 годаСмиряешься – становишься добрей и проще. Считаешь, что чего-то достиг – становишься высокомерен и ершист, или равнодушен, презрительно снисходителен. И остаёшься один. Ты ничего не знаешь, брат, не обманывай себя. И уповай только на милость Божию, как тот мытарь. И спасёшься.
12 июня 2003 годаЯ предатель уже просто тем, что я Эдик Вайнштейн, человек, один из многих, с эгоцентричным сознанием и отдельной плотью. Я всё время предаю Бога и всякого человека. Простят ли меня когда-нибудь?
25 июня 2003 годаЭх, что сказать дураку? Что мне сказать? Пока не сокрушится сердце, ничего человек не понимает и находится в самообольщении относительно самого себя и своих «добродетелей». Жалкая картина самообмана! А сокрушается сердце – и замолкает человек. Вот тогда и начинается духовная жизнь.
2 июля 2003 годаК Богу приходят только через сильнейшее сокрушение. Должна умереть гордость, а ведь это «стержень» человека! Себя развенчиваешь и задвигаешь, и в круг сознания поднимается Бог. Либо Он, либо «я» – каждый должен выбрать. Ему служить – себя давить, себя ублажать – Его предавать. Надо сконцентрироваться на Нём, возлюбить Его, забыв о себе – и спасёшься, спасёшься от себя самого, несущего себе ад.
2 июля 2003 годаБедные вы все, несчастные люди! Мучающиеся своим же холодом, непрестанными мыслями о себе, маловерием или вовсе неверием. Всё это цветы одного букета. Это безбожие. Выход – самоотвержение, жертва всеми теми жалкими крохами «убеждений», которые собрал в «стране далече», отдача себя сначала Богу, потом Церкви и, конкретно-жизненно, – ближним. Забудешь себя – найдёшь себя. Изо дня в день бери крест свой и следуй за Христом, беззлобно терпя обиды и труды, молясь в минуты внешнего однообразия, побеждая этим накатывающую пустоту, а в ней – ожесточение. Если ты действительно отдаёшь себя Богу, ты приходишь в Церковь, а не обожествляешь себя. Если ты действительно в Церкви, ты жертвуешь собою ради других людей. Надо научиться терпеть те мелкие страдания, которыми наполнена наша повседневная жизнь, внутри их самих обнаруживая пищу для духа. Потому что Бог рядом и готов прийти на помощь изнемогающей душе. Только воззови к Нему от сердца – и обнаружишь жизнь внутри себя, а с ней уже не страшны ни скука, ни страдания. И так будешь с Богом, а Бог будет с тобою, не будет одиночества, и любовь познаешь, и радость. Себя забудешь – любовь познаешь, Бога вспомнишь. Поймёшь, какие глупые препятствия столь долгие годы загораживали тебе путь. Ищи. Стучи. Найдёшь. Отворят.
2 июля 2003 годаКонец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.