Полная версия
Наследство Пророка
– Это благодаря отцу Алексею, – подтвердил настоятель, – в 1923 году, когда храму был придан статус собора – это здание значительно преобразилось в своей внешней и внутренней сущности.
Отец Иов снова решил задать вопрос своему новому знакомому. – А какое отношение Вы имеете к Чикаго? – по делам или навестить родственников приехали?
Андрей, понимая двусмысленные слова настоятеля парировал: – Я приехал к своим друзьям, но зная об этом месте решил вначале поставить свечу за своих родственников, которые по словам моей матери проживают в городе. Я так же имею желание их найти. Как Вы говорили звали того преподобного отца?
– Отец Алексей, – повторил Иов, – наш настоятель того периода. Он носил в миру такую же фамилию, как и Ваша.
– Значит я зря затеял все это шоу со строительством церковных храмов и потерял контроль над собственным бизнесом, вытягивая из него все деньги, – как бы в раздумьях вслух произнес Андрей, – да теперь это уже история. Надо думать, о настоящем!
Я не знаю, о чем Вы говорите, но Вы совершенно заблуждаетесь, – ответил преподобный Иов, – отец Алексей, покинувший этот мир, проповедуя после гибели своего брата Александра, говорил о репрессиях в 20-30-е годы XX века и их можно сравнить с вашими 90-ми годами XX и первым десятилетием XXI века. Вы повторяете, и нет ничего в этом мире настоящего. Как не парадоксально это звучит, именно современность мнима, а история реальна. Не жалейте о прошлых делах – сожаление – это один из семи смертных грехов. Любое благое дело Вам воздастся – рано или поздно. Вы это поймете и никогда не забывайте, что все Ваши мысли материальны.
Андрей смотрел с легким недоумением на настоятеля православного собора из далекой совершенно не православной страны.
– Но само слово «история» подразумевает «бывшее ранее», «не сегодняшнее», – возразил Глаголев.
– А Вы не задумывались, что в свое время прошлое тоже было современностью? – улыбнулся отец Иов, – Я ждал Вашего прихода.
– Моего? – уточнил Андрей.
– Ну, точнее не лично Вашего, а появление одного из родственников – потомков нашего настоятеля, – поправил себя Иов и пригласил гостя в свои покои.
Свято-Троицкий собор в Чикаго(современный вид здания)
За собором стоял двухэтажный дом, внешне выполненный в таком же стиле, что и главное здание. Новые знакомые зашли внутрь и перешли на второй этаж…
– Вот этот пакет отец Александр просил передать своим потомкам, – преподобный Иов протянул Андрею свиток, размерами напоминающий пачку бумаги А4-го формата.
Глаголев, приняв дар своего предка, поспешил открыть его в присутствии Иова с наполняющими голову мыслями: «Неужели внутри находятся акции какого-либо доходного предприятия?»
Первым перед глазами Андрея предстало письмо, написанное отцом Алексеем Глаголевым. Он, вскрыв письмо, принялся читать в слух:
Дорогой мой потомок,
Да хранит тебя Господь.
Поводом к написанию моего письма явилось сопоставление многих поучительных примеров из жизни прошлых поколений нашей Отчизны – земли Русской.
Обычно, запутавшись в проблемах современных, люди обращаются к истории в поисках выхода из тяжелых ситуаций.
Хотя современность и история большинством наших соотечественников воспринимается как принципиально разные, несовместимые временные стихии.
На мой взгляд, все хваленое настоящее – лишь миг, тут же становящийся прошлым, а вернуть сегодняшнее утро ничуть не легче, чем эпоху деяний Христа-спасителя или Владимира, князя Киевского.
Итак, история – это постоянные изменения, вечная перестройка кажущейся стабильности. Историю человечества можно представить, как сочетание:
1. Пространства – границу территории обитания каждого рода человеческого;
2. Времени – в котором происходит то или иное событие на территории, обитаемой;
3. Общественного сознания – той территориальной особенности, присущей исключительно именно каждому из народов, населяющих в свое время свою землю.
Да, я считаю, что именно это общественное сознание – существующее как отдельная оболочка – окружающая территории поселений людей и есть основное историческое наследие – постоянно пополняющее свой уровень отдавая опыт и мудрость предков потомкам, и получая от потомков новое, которое со временем также будет передано будущим поколениям.
Я назвал это третье составляющее – народностью Народности, существующее в пространстве и времени, и в ней есть действующие люди истории, которые воюют с другими народностями, или, наоборот находятся в мире со своими соседями.
Народности, живущие на определенной территории, формируют некоторые специфические правила своего поведения – стереотипы, традиции. А усвоенные исторические традиции составляют отличия одной народности от другой. Чтобы описать свою историческую традицию, народностям становится необходима система отсчета времени, и легче всего учитывать временные циклы. Простое наблюдение показывает, что день и ночь составляют повторяющиеся циклы – сутки. Подобно этому, времена года, сменяясь составляют большой цикл – год. В истории народностей для описания отсчетов времени были придуманы определенные моменты – события из исторического прошлого. Такими событиями были:
– Падение Римской империи у историков;
– Рождество Иисуса Христа у христиан;
– Бегство Мухаммеда из Мекки в Медину у мусульман;
А промежутки от одной войны до другой, от одной революции до следующей рассматривается как колебательное движение, и определенные временные отрезки выделяются в зависимости от насыщенности событий. Я назвал это одним словом – превратность. Каждая превратность происходит в тот или иной момент исторического времени и, начавшись, неизбежно кончается, сменяясь другой превратностью.
Так в 1917 году в истории нашей народности произошла новая превратность – пришли демоны в обличие борцов за справедливость и начали уничтожать не только народ наш славянский, но и выжигать его традиции, нравы, духовное наследие – перемешивая всех, словно приготавливая страшное яство – тем самым истребляя самое главное память и опыт предков наших – нашу историю!
Церковь в лице многих сподвижников наших по вере боролась как могла с силой дьявола. Но наши силы на тот момент не смогли одолеть ее.
Я завещал вскрыть данное письмо очередному настоятелю этого храма Господнего в твоем присутствии.
Если ты читаешь это письмо, значит в Киеве и во всех городах Русских снова возрождается вера людей в Господа – истинно православная вера.
Но знай, что репрессии против Православной веры в наше время – 20-30-е годы 20 века могут снова повторится и в Ваше время – согласно моим предположениям, изложенными для тебя выше. Я думаю, в Ваш период истории конечно до расстрелов, как это было в начале становления власти антихристов, не дойдет. Но, чтоб избежать этого, я хочу рассказать тебе о тех смутных летах – тяжких гонениях и искушениях, выпавших на дома православного епископата и духовенства после 1917 года…
О репрессиях в истории нашей народности известно многое, но самое страшное заключается в том, что впервые в истории Русской Православной церкви гонителями ее стали бывшие прихожане или дети прихожан, в том, что внутри самой церкви открыто против нее восстали священнослужители – раскольники. Не дай Боже этого пережить и Вам! Все это было впервые и поэтому было особенно страшно. Какую помощь Божью и твердость веры нужно было иметь, чтобы устоять в атмосфере расколов, «обновленчества» государственной политики уничтожения церкви. Устоять могли сильные, слабые отпадали от церкви и становились ее гонителями. Я думаю, что в твое время подтверждение этому ты найдешь из архивов служб ГПУ, НКВД – допросов и пыток отцов наших святых, из воспоминаний, написанных по новым свидетельствам немногочисленных очевидцев. Лишь все это может воссоздать хотя бы отчасти то время, когда простое исполнение своего пастырского долга становилось подвигом и мученичеством, даже если пастырь и не умирал мученической смертью.
Киев на Руси был древнейшим духовным центром, поистине матерью не только исторической, но прежде всего духовной матерью городов Русских – нашей территориальной народности.
Лавра, великая церковь и пещеры, София, Михайловский монастырь, Китаево, Выдубичи, Межигорье – все это духовные истоки славянского мира, живые источники той Благодати, просветившей тысячу лет назад Киевскую Русь.
Киев всегда был духовным родником, пробивающим себе все новые и новые русла. Об этом свидетельствует то, что монастыри возникали в Киеве в плоть до переворота 17-го года 20 века – Покровский монастырь, Введенский, Свято-Троицкий Ионинский.
Киев жил и духовно развивался, но пришла катастрофа 1917 года. Первый мученик «Нового Времени» появился в Киеве – расстрелянный зимой 1918 года в Лавре митрополит Владимир (Богоявленский). От святого Владимира приняла Русь крещение и от святого Владимира приняла венец мученичества…
На Лукьяновском кладбище, на котором в эти годы – годы «ликвидации духовенства» одной из ночей, втайне, без крестов и надгробий похоронили вместе с другими людьми, расстреливаемых в Лукьяновской тюрьме и моего брата, Александра Глаголева, чьим потомком являешься и ты.
По моим «скромным» подсчетам в земле Лукьяновского кладбища лежит до 30000 убиенных, арестованных почти одновременно в октябре страшного тридцать седьмого:
– Протоирей, профессор бывшей Киевской духовной академии (КДА) отец Александр Глаголев – убиенный кратким протоколом суда тройки НКВД, вместе с митрополитом Киевским Константином (Дьяковым) и протоиреем, профессором КДА, духовником Киевского священства отцом Михаилом Едлинским – были обвинены в участии контрреволюционной организации церковников – Тихонцев, подготавливающими восстание в случае войны с Германией.
Мне удалось получить справку от следователя, который вел дело моего брата. В ней указывалось, что умер он, как и двое его собратьев от сердечной недостаточности.
Через два года этот следователь был исключен из партии и НКВД за чрезмерное «использование физического воздействия» по отношению к подследственным, в результате чего многие из них не дожили до суда. Однако следователя не судили, так как «меры физического воздействия он допускал с санкции руководства НКВД». Этот следователь жил потом в Киеве по ул. Красноармейской.
Я не смог узнать у него, что довелось испытать моему брату перед смертью. Он не любил рассказывать о своих «жертвах», – беззащитных и старых священнослужителях. Но он очень любил деньги…
Я знаю, что все три священника не отреклись от веры, не лжесвидетельствовали, как того требовали следователи, и даже не проклинали своих убийц…
Андрей, дочитав эту часть письма, сделал паузу. За фразами его родственной души – одного из прадедов Глаголева была боль, скорбь и гордость не за своего брата по крови, а за своего брата по вере.
Затем следовали пожелтевшие страницы дела №124531 которые вел следователь НКВД лейтенант Гольдфарб, обвиняемого по ст. 54-10 и 54-11 трех священнослужителей в измене Родине.
Показания на данную «троицу» дали, по словам следователя, их же братья по вере: епископ Линчевский, и монах Промлев, указавших что убиенные давали указания о подготовке кадров для вооруженного восстания в случае войны с Германией, создания фашистских групп по периферии и проведению антисоветской работы в связи с переписью населения и подготовки к выборам в Советы.
Андрей открыл показания, которые давал следователю Гольдбарбу его прадед, Александр Глаголев:
«Я, нижеподписавшийся, профессор – протоирей Александр Глаголев, по предложению следователя НКВД, имею долг сообщить о своей деятельности следующее:
Ежедневно совершая богослужение в церкви Николы Набережного, я самую большую часть своего времени отдаю пребыванию в храме для богослужения, совершения треб и дежурства (в известные, определенные расписанием дни), хождению в храм, отнимающему у меня не менее часа времени. Краткий перерыв между утренним и вечерним богослужениями заполняется у меня беглым чтением газеты, часовым сном или лежанием на постели с какой-либо книгою, преимущественно моей академической специальности, и обедом, по окончанию которого я обычно направляюсь в храм для совершения вечернего богослужения, оканчивающегося (вместе с требами) обычно не ранее 9-10 часов, после чего я, утомленный, возвращаюсь на квартиру, где мало что успеваю сделать из книжного чтения. Обычно, после вечернего чая, приступаю к совершению молитвенного правила к литургии следующего дня».
– Отец Александр был образованнейшим человеком своего времени, – перебил Андрея преподобный отец Иов, – Он знал 18 языков, специализировался на древнееврейском. В 1913-м он выступал в качестве эксперта в Киевском суде по делу Менделя Бейлиса, обвеявшегося в ритуальном убийстве мальчика Андрея Ющинского. На основании знания талмуда и еврейской истории он доказал необоснованность этого обвинения, за что был подвергнут травли со стороны черносотенной прессы. –
– Кровь мучеников не проливается даром, – закончил отец Иов, – и Мы, как духовные потомки наших ново мучеников обязаны нести людям добро и свет веры.
– А была ли найдена могила, в которой похоронили моего прадеда? – задал вопрос Андрей.
– Следователь Гольфарб за деньги, коим он поклонялся как мы Господу нашему, указал место где закопали убитых святых отцов. Отец Алексей осуществил тайное отпевание священномучеников вместе с проживающим в Киеве схиархиепископом Антонием, в прошлом владыкой Таврическим Дмитрием (князем Абашидзе).
Андрей, выслушав отца Иова, решил дочитать письмо своего прадеда:
«… На самом деле, основной причиной такого унизительного и пристального отношения к троим усопшим священномученикам – отцам: Константину, Михаилу и твоему предку, моему брату Александру со стороны НКВД была информация, полученная от одного из источников – внедренного в ряды православных служителей церкви, имя которого так и не сообщил мне следователь Гольдфарб даже за достойные на то время деньги.
Дело в том, что отец Александр Глаголев был хранителем тайны пещер киевских, в которых наши братья – монахи еще со времен Антония Печерского, основателя Лавры, и всех его последователей хранили накопленные запасы золотые и серебряные, которые жертвовали им прихожане в течении многих столетий. Также в состав запасов этих входили найденные ранее сокровища варягов, свозивших забранное у купцов и разграбленных ими селений племен славянских.
Во избежание нахождения всего хранилища, запасы были распределены монахами по всей территории подземного Киева – более 50 километров ходов и помещений, расположенных под всеми холмами столицы.
Передаю тебе, мой потомок, половину данных о местоположении каждой из частей золотых и серебряных запасов. Остальную часть данных ты сможешь получить в самом Киеве – в стенах Лукьяновского тюремного замка – камере, где содержался перед смертью прадед твой, Александр.
Да храни Тебя Господь.
И помни, что знания, полученные от меня, которые помогут тебе найти сокровища предков наших должны, как и сами запасы Лаврские пойти на благое дело – воссоздания и развития Православной земли Русской, как единой и неделимой территории братских славянских народов».
– Это все? – закончив прочтение, произнес вслух Андрей.
– Не совсем, – отец Иов достал второй пакет и выложил его модержимое на стоящий возле окна стол.
Перед Андреем возник пояс, на котором чередовались различного размера иконки и надписи. Каждая иконка находилась в двойной прямолинейной рамке. Вокруг пояса и прямых, плавно переходящих друг в друга линий, напоминающих лабиринт, были нанесены надписи, предположительно, как оценил на первый взгляд Андрей, старославянского и греческих текстов.
К поясу были прикреплены кресты, сплетенные из кожаных ремешков каким-то особым способом. Каждый крест имел определенное количество узелков и оканчивался необычными плетениями.
Посередине была прикреплена толстая металлическая пластина, покрытая белой эмалью, заканчивающаяся кожаным ремешком, на котором висела Панагия, выполненная из дерева. На лицевой стороне панагии была изображена Богородица с младенцем, а на обратной – Успение Богородицы.
– Это пояс преподобного Антония Печерского, – уточнил отец Иов, – он из поколения в поколение передавался избранным «Скарбничим» Лаврских монахов вместе с ключами от мест захоронения сокровищ. Это мне просил передать Вам Ваш прадед.
Андрей еще раз посмотрел на пояс и задал вопрос:
– Так что это? И почему Вы считаете, что это все должно быть передано мне? И откуда Вы знаете, что я и есть Глаголев – потомок отца Алексея?
Отец Иов улыбнулся достал портрет отца Алексея и ответил своему гостю:
– Это и есть часть карты. Монахи Лавры во избежание потери ориентации при путешествии по подземным пещерам Киевским наносили пути лабиринтов и ходов на пояса, которые всегда носили с собой. Первым основателем Лавры был Антоний, который носил до пострижения в монахи имя Антип. Родившийся в 983 году в городе Любиче, недалеко от Чернигова, он, горя желанием увидеть места земной жизни Иисуса Христа, посетил Палестину и на обратном пути в 1013 году приходит в Киев, и поселяется с благословления Владимира в заброшенных Варяжских пещерах, что рядом с современной Лаврой.
– Так значит месторасположение Лавры было выбрано не случайно? – удивленно задал вопрос Андрей, что же было дальше?
– Русские летописи молчат о последних двадцати годах правления Владимира и не даром, а после смерти князя, в Киеве начинается кровопролитная война за власть, и Антоний в 1017 году удаляется на Афон, и только через 10 лет снова возвращается на Русь. За время его отсутствия в Киеве пресвитер церкви святых апостолов Петра и Павла в Берестово Иларион выкопал для своих благочестивых потребностей небольшое подземелье, которое располагалось значительно ближе к урочищу Берестово, чем Варяжская пещера. Его он использовал для уединенных молитв до момента своего возведения в сан митрополита Киевского. По возвращении в стольный град, преподобный Антоний долго скитался по разных обителях, однако вынужден был вернутся на Печерские холмы и там наткнулся на пещеру Илариона, где и поселился.
План-схема Дальних Пещер
И принимая люд, приходящий к нему, постригал их с любовью, поучая их закону божескому и житию монашескому. И собрались они к 1054 году к нему числом 12, с ними он выкопал пещеру великую и церковь и келий в ней построил. Эти сооружения в настоящее время сохранились в Дальних пещерах (Феодосиевых) Киево-Печерской Лавры.
С 1055 года игуменом Печерской братии был Феодосий, который начал над своими пещерами строительство наземных сооружений. Он также ввел в обители устав наподобие Студийского монастыря на горе Афон, который подробно описывал обязанности по монастырским должностям и послушаниям. Этот устав как нельзя лучше подходил для Печерской братии, т.к. был написан для монахов, проживающих в городском монастыре под руководством одного игумена. И начал присоединение древних Варяжских подземелий к системе своих пещер создавая единый комплекс, существующий до настоящего времени.
Сам же Антоний в 1055 году покинул пещеру поскольку в ней стало проживать все больше монахов, перешел на другой холм и выкопал новую пещеру, точнее использовал еще одну древнюю пещеру в которых он хорошо ориентировался. Эта пещера была названа Антониевой ныне известная как Ближние пещеры. Здесь с братией он прожил до смерти и был погребен.
План-схема ближних пещер
– А соединены ли Дальние и Ближние пещеры между собой? – задал вопрос Андрей.
– В настоящее время пещеры представляют собой два самостоятельных, не связанные между собой лабиринта, расстояние между ними составляет 400 метров. Пещеры разделены глубоким оврагом. Глубина пещер от 5 до 20 метров, – ответил преподобный Иов.
– А почему пещеры называются Ближними и Дальними?
– Все очень просто, – продолжил преподобный отец, – их так называют по расположению относительно Собора Успения Пресвятой Богородицы. Так вот, Лаврские пещеры столетиями расширялись, в них появились новые подземные галереи, ниши, церкви, и даже этажи.
– Это как в современных домах?
– Совершенно верно, -ответил Иов, – Дальние или Федосеевы пещеры и келья Феодосия Печерского являются самыми древними святынями Киево-Печерской Лавры. Именно здесь находится церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы и церковь Рождества Христова.
В пещерах находятся самые главные святыни Лавры – мощи. Тут похоронены основатели Лавры Антоний и Феодосий, целитель Агапий, целитель Дамиан, иконописец Алимпий, Илья Муромец и Нестор Летописец.
– Так значит Ближние и Дальние пещеры и хранят в себе сокровища? – обрадовался Андрей.
– Не совсем, – уточнил Иов, – эти пещеры не являются Варяжскими, они специально строились Антонием и Феодосием как путепроводы, охраняющие доступ к секретным хранилищам варяжских купцов. В Варяжские пещеры нельзя попасть стороннему человеку. Пещеры расположены ближе к берегу Днепра, в овраге за церковью Рождества, и выход из них открывался прямо в овраг. В этих помещениях, для всех кроме посвященных монахов, объявленных заброшенными, жили «юродивые», которые на самом деле были далеко не теми, кем себя выдавали для других. Это были охранники сокровищ Печерской Лавры.
Со временем монахи рыли ходы, соединяющие все холмы Киева и по этим магистралям подземным и распределяли части старого клада и новые поступления в казну Лаврскую. Над каждым выходом из лабиринта пещер были построены церкви и основаны монастыри, что бы можно было передвигаясь подземными ходами попадать практически во все основные части города, тем самым, не выдавая реальное свое нахождение и не пересекаясь с мирскими жителями.
Поначалу Лавра располагалась за городом, а теперь это самый центр города, – уточнил преподобный отец, – эту информацию на словах просил передать Вам Ваш прадед.
– Вы хорошо разбираетесь в истории Киевских лабиринтов, – отметил Андрей.
– Это всего лишь часть того, что хотел передать Вам Ваш предок, остальное придется Вам узнавать самому, – вздохнул Иов, – знайте, что лабиринт подземелий Киева несет за собой много радостного, но и хранит много неизведанного. Знайте же самое главное – сокровища действительно заговоренные и найдя их не вздумайте использовать на гнусные дела.
– Но почему Вы не воспользовались этой информацией и не поехали в Киев с целью найти сокровища?
– Я несу благую весть людям, живущим на этой земле и дал слово не сходить со своего пути. А теперь я еще и выполнил завещание отца Алексея – передал не только информацию, но и большую ответственность за дальнейшее Вам. Теперь Вы живете с тайной в сердце и достигнув ее разрешения принесете земле Киевской не только достаток и возрождение, но и духовное восстановление столицы – матери городов Русских.
Как мне говорил святой отец Алексей – не все золото – сокровища, – главное сокровище, это знание. А на второй Ваш вопрос по поводу родства Вы и сами ответите, взглянув на фотографию, – промолвил, улыбнувшись Иов и протянул Андрею портрет, который все время держал в руках.
На портрете, изображающем молодых священнослужителей отца Алексея и отца Александра Андрей сразу же узнал себя как две капли по похожего на своих предков.
– Да храни Вас Господь, – попрощался с Глаголевым отец Иов, – да сопутствует Вам удача и мудрость в Ваших делах…
Возвращаясь домой, уже находясь в самолете Андрей вспоминал длинный разговор с отцом Иовом, как какую-то манну небесную свалившуюся ему на голову. Уже совсем не интересными оказались переговоры с мистером Ларри, которому Глаголев презентовал первую марку, выпущенную 18 июля 1918 года на Украине как отдельном государстве созданном в результате Октябрьской революции и распада Российской империи в конце 1917 начале 1918 годов – Украинской Народной республике (УНР), ходившую наравне с разменными монетами – «марку-деньгу» номиналом «50 шагов», на лицевой стороне которой была надпись «50 шагів», обрамленная растительным орнаментом в виде венка с двумя скрещенными постовыми рожками в верхней ее части, а на оборотной стороне – изображался герб УНР – трезубец и надпись «Ходить нарівні з дзвінкою монетою».
Подарок был оценен господином Ларри, как первый шаг на пути взаимного сотрудничества. Но дальнейшее переговоры, длившиеся несколько дней, ни к чему особенному не привели. Хотя Андрей был абсолютно не против всех высказываний 78-летнего «янки». Но одно условие пока не давало ему твердо сказать «Да», – это передача контрольного пакета своим американским «товарищам». Ларри предложил длительное соглашение: