bannerbanner
Подвижники земли русской – 2. Приенисейская Сибирь
Подвижники земли русской – 2. Приенисейская Сибирь

Полная версия

Подвижники земли русской – 2. Приенисейская Сибирь

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Видя падение авторитета монастырей как воспитательных и душеспасительных учреждений, православные подвижники синодального периода много говорили о социальной несправедливости, осуждении сребролюбия как «корня всех зол», концепции истинного богатства9 и необходимости милосердия [Симонов, с. 82—87, 285—289; Соль земли; Спиридон (Кисляков)]. Православная аскеза в России стала принимать новые формы, более близкие к народу [Беглов]. К числу таких подвижников в Приенисейской Сибири относится христианский аскет и местночтимый православный святой Даниил Ачинский, уроженец Полтавской губернии (Украина).

Военная карьера. Родился он в 1784 году в местечке Новые Сенжары в бедной казачьей семье Делие (Делиенко). В детстве и отрочестве вел крестьянскую жизнь и одно время пытался зарабатывать игрой на басе. Со временем, как и многие другие крестьяне, был зачислен в армию (с 1807 года). Служил в артиллерии (с 1809 года). Участвовал в Отечественной войне 1812 года, в том числе в Бородинском сражении. Следующие несколько лет провел в Европе, в заграничных походах русской армии. Там некоторое время квартировал в Париже. Дважды за время службы посылал своим родным деньги (60 рублей и 25 рублей) [Сказание…, с. 43].

Известно также, что, несмотря на постоянные повышения по службе, по характеру он был скуп и, имея до трехсот рублей сбережений и часы, жалел купить себе калач. А ведь на триста рублей тогда можно было купить стадо баранов (количество голов зависело от уровня инфляции и курса бумажного рубля к серебряному). Но в батарейной школе, куда Данила Делие записался, чтобы научиться грамоте, он познакомился с «диаконом доброй жизни, который дал ему довольное понятие о Святом Писании и начал читать священные книги и жития отцов» [Указ. соч., с. 8].

Нужно отметить, что в то время многие из этих книг имелись в продаже в переводе святого Паисия Величковского (Нямецкого) – уроженца Полтавы, служившего под омофором Константинопольского патриархата. Паисий Величковский был известен тем, что возродил православный аскетизм в виде старчества на территории Афона, Молдавии и Украины. У него были ученики в России и влияние его через них и их последователей было очень велико: основанные ими известные пустыни – Оптина, Софрониевская, Глинская, Зосимова и другие – определяли духовное возрождение православия в XIX века.

Читал ли он Евангелие в переводе на русский язык, который подготовило Российское Библейское Общество в 1818 году, или только на церковно-славянском, нам неизвестно. Но сообщается, что уже в 1820 году он твердо решил посвятить дальнейшую жизнь не военной карьере и не накоплению земного богатства, а, по примеру святых, избрал путь аскетизма – форму раннехристианского благочестия, предшествовавшую появлению монашества.

Оповестив о своем решении родственников, Даниил раздал деньги и землю, причем родным из денег отдал только 25 рублей – остальное пожертвовал в церковь, местоположение которой скрыл от родных, по-видимому, чтобы не вводить их в соблазн истребовать эти деньги [Указ. соч., с. 43—44].

Вскоре после отказа от предложенных командиром полка очередного повышения и офицерского чина (открывавшего ему путь в дворянство), он был арестован. Разбирательство шло долго, и, находясь под арестом, он читал Библию и жития святых.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

1 Кор. 9:24—25.

2

Святитель – торжественное именование святых из высшего православного духовенства (епископов, митрополитов).

3

Инородцы – категория подданных в царской России, имевших особое управление из-за своего этнического происхождения, социально-экономического уклада и особенностей культуры. К инородцам в российском законодательстве относили коренные народы Сибири, Средней Азии, северо-восточной части России, а также евреев, исповедовавших иудаизм.

4

Сто лет спустя красноярский писатель Алексей Черкасов напишет серию рассказов и романов о людях сибирской тайги и порядках в общинах старообрядцев XIX века. В 1991 году был экранизировано одно из его произведений – «Хмель».

5

«Раскольниками» в царской России официально называли старообрядцев до 1905 года. Данный термин выражал пренебрежительное отношение к противникам церковной реформы, которая была проведена в русском православии в XVII веке. В 1905 году отношение государства к этим людям изменилось, их стали именовать нейтральным словом «старообрядцы».

6

Имеется ввиду притча Иисуса Христа в Евангелии от Луки (Лк. 19:12—13).

7

В последнее время на волне увлечения россиян индуизмом и вегетарианством появились люди, утверждающие, что они могут годами обходиться без пищи и воды и питаться только «праной» (солнечным светом). Как правило, такие люди получают «энергию солнца» поедая растительную пищу, то есть являются обычными вегетарианцами либо веганами.

8

В 1834 году была введена система, по которой уже после 20 лет службы солдат мог уйти в бессрочный отпуск. Но из такого отпуска могли возвратить в строй при необходимости (обычно в случае войны).

9

Речь идет о «богатстве благости, кротости и долготерпения Божия» (Рим. 2:4).

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3