bannerbanner
Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии
Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии

Полная версия

Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
9 из 10

В 1841 г. на Пршемысловом поле поставили памятник с надписью «Здесь от плуга взят Пршемысл на воеводство».

Пяст

Легендарный герой, основатель польской княжеской (конец ІХ в. – 1025 г.) и королевской династий (1025–1079 и 1295–1370). Одни легенды рассказывают о крестьянине, другие о вожде польских племен Пясте (Пястуне).

Первым исторически достоверным князем династии Пястов считается Мешко I, во времена которого начала формироваться Польская держава. Сын Мешка I Болеслав I Храбрый принял в 1025 г. королевский титул. Последним польским королем из династии Пястов был Казимир ІІІ Великий (1370). В удельных княжествах Пясты пра вили – в Мазовии до 1526-го и в Силезии до 1625-го.

Пястун, или Пяст, жил возле озера Гопло. Из всех кметей Пяст был самым бедным, но самым уважаемым. Род его занимался бортничеством и охотой, берег старые традиции и обычаи. Озеро Гопло – большое озеро западнее города Гнезно. Часто упоминаемо в народных песнях и легендах. По одной из легенд, Пяст основал польский город Гнезно (Кнезно) – от слова «князь» (кнезь). По другой легенде, Гнезно основал родоначальник поляков Лех (Лях).

Радим, Вятко и Дулеба

Братья, генеалогические герои, родоначальники славянских племен, о чем свидетельствует «Повесть временных лет». Летописец Нестор пересказывает легенду о двух братьях-ляхах – Радиме и Вятко: «Радимичи же и вятичи от ляхов (происходят). Ибо было у ляхов два брата – Радим, а второй Вятко. И, придя, сели они: Радим (на реке) Сож, (от которого) и назвались радимичи, а Вятко сел своим родом по Оке; от него назвались вятичи».



Матвей Стрыйковский в своей «Хронике польской, литовской, жмудской и всея Руси» 1582 г. свидетельствует, что под властью полянских князей (Кия, Щека, Хорива) было много других племенных князей, «…которые были у них полководцами. Более знатным среди них был Радим, от которого были названы радимичи… Вятко – от которого названы вятичи… Дулеба, от которого названы дулебы над рекой Бугом, которых сегодня зовем лучане».

Радим со своим племенем был на территории нынешней Могилевской области, на речке Сож; Вятко с вятичами на территории Калужской, Тульской и Орловской областей, в верховьях рек Волги, Западной Двины, Днепра и на реке Оке.

Сначала радимичи и вятичи были под властью хазар, а с 885 г. платили дань киевскому князю Олегу. В 984 г., во времена правления Владимира, они подняли восстание, чтобы освободиться, но были разбиты киевской дружиной.

Рюрик, Синеус и Трувор

В древнерусских легендах генеалогические герои, первые князья. Согласно легенде о призвании варягов, полный текст которой приводится в «Повести временных лет», варяги приходили из-за моря Балтийского, собирали дань с племен чуди, веси, словенов, кривичей, насилие им чинили и были изгнаны теми племенами. Племена ж те решили искать себе князя, чтобы владел ими «по праву» – промеж себя князя не смогли избрать, боясь междоусобиц. Обратились к варягам, которые назывались «русь», позвали их: «Земля наша велика и щедра, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами».

На княженье пришло три брата – Рюрик, Синеус и Трувор «…с родами своими», взяв с собой «всю русь». Старший Рюрик сел на княжеский престол в Ладоге, а потом в Новгороде, Синеус в Белоозере, Трувор в Изборске. Братья Рюрика вскоре умерли, он же стал основателем династии.

Народная этимология имен Рюрика, Синеуса и Трувора объясняет образы братьев Рюрика как домысел летописца, который не понял текст скандинавской легенды: Рюрик пришел «со своим домом» («синехус») и «верной дружиной» («труворинг»). Но древнерусская легенда соотносится с преданиями других народов о переселении части племени во главе с тремя (или двумя) братьями в дальнюю страну.

Вообще, гипотезы ученых о Рюрике расходятся. Вопреки норманнской теории о происхождении Рюрика от норвежских или шведских конунгов, некоторые исследователи говорят о том, что волхвы, которые называли Рюрика Эриком, обраща ясь к одноплеменникам-язычникам, подчеркивали его иностранное происхождение («Эрик не русич!»). Очевидно, Рюрик, претендуя на новгородский княжий престол, утверждал, что он – русич. В «Повести временных лет» Рюрик и его спутники названы варягами-русью. А варяги – это не этническая группа, а сфера деятельности, род занятий.

Волхвы отстаивали старую веру, они боялись абсолютизации княжеской власти, их больше устраивало вече, с помощью коего волхвы становились более влиятельными. Рюрик – из племени прибалтийских славян бодричей (ободритов), вероятно, что плохо владел русским языком, жену имел из рода норвежских королей (Ефанду), к власти шел с помощью варягов, что не гнушались разбоя, дружину варягов возглавлял брат Ефанды Олег (Одд). Это все было против Рюрика и использовалось волхвами.

По Иоакимовской летописи (Иоаким – первый новгородский епископ), Рюрик родился от Умилы – дочери Гостомысла. В книге К. Мармье «Письма из Севера» есть легенда о том, что Рюрик – сын Годослава, князя бодричей. Можно, сопоставив эти два свидетельства, предположить, что Гостомысл отдал дочь Умилу замуж за князя бодричей Годослава и от брака того родился Рюрик. То есть он внук Гостомысла, потомок Славена, законный претендент на престол.

Скиф, Агафирс и Гелон

Геродот пересказывает в своей «Истории» скифскую легенду (вторая версия): герой, тождественный с Гераклом, после подвигов и свершений приходит на землю Скифии и уставший засыпает. В это время у него исчезают лошади. В поиске лошадей герой находит в пещере фантастическое существо – полуженщину-полузмею. Она согласна вернуть лошадей только после того, как герой овладеет ею. От их союза рождается три сына – Агафирс, Гелон и младший Скиф – пращуры одноименных народов, живших в Причерноморье. Герой, покидая землю Скифии, оставляет их матери свой лук и пояс, и завещает, что владыкой Скифии станет тот, кто сможет в совершеннолетнем возрасте натянуть тетиву лука и опоясаться.

Исполнить это смог лишь самый младший – Скиф, от которого пошел род скифских царей. Гелон и Агафирс вынуждены были уйти в другие земли со своими родами: известны в истории племена гелонов и агафирсов.

Известна эпиграфическая версия, по которой герой в Скифии побеждает в борьбе Аракса – божество одноименной реки (возможно, Волги) и вступает в брак с его дочерью Ехидной. У них рождаются сыновья Агафирс и Скиф.

По версии Диодора, Скиф есть сыном Зевса и рожденной землей девы, которая имеет от пояса тело змеи. А потомками Скифа есть братья Пал и Нап, родоначальники двух ветвей скифов.

О Скифе говорится в Иоакимовской летописи, где он показан братом Славена. Пересказывает летопись историк Татищев: «Славен с братом Скифом, имея войны многие на востоке по дороге на запад, многие земли возле Черного моря и на Дунае себе подчинили… И от старшего брата назвались славяне… Славен князь идет на север и град великий строит, своим именем Словенск называет. А Скиф остается в Понте и Меотиде, в пустынях обитая, кормясь от скота и грабежом, и назвалась страна та Скифия Великая…»

Славен

Князь Славен, Славян – предположительно исторический персонаж, славянский князь, времена правления которого неизвестны. Сын его, по преданиям, – Волхов, Волховец. Славен мог быть волхвом, то есть превращался в зверя, надевал шкуру зверя. Князь Славен основал город Славенск выше будущего Новгорода. Ныне в пределах Новгорода на месте Славенска Старое городище.



О Словене (Славене) есть свидетельство в Мазуринской летописи, где говорится о путешествии братьев Словена и Руса. Когда дошли они к большому озеру, волхвы определили то место для обитания. Озеро называлось Моиска, они его переименовали на Ирмер – в честь сестры своей Ирмеры. «…И старейшина Словен с родом своим и со всем, что имел, сел на реке, которая называлась Мутная…» Позже река была названа Волхов, в честь сына Словена. «…В лето 3113 (2578 до н. э.) великий князь Словен поставил град и назвал его именем своим Словенск, что ныне зовется Великий Новгород, от устья большого озера Ильмера по реке Волхов полтрети поприща. И с того времени пришельцы скифы начали именоваться славяне…»

О Словене свидетельствует Иоакимовская летопись (в пересказе Татищева): «И от старшего брата (Славена) назвались славяне… Славен князь… град великий ставит, своим именем Словенск называет… Обустроив великий град, умирает Славен князь, а после него владычествуют сыновья его и внуки много сотен лет».

Имя Славен предположительно собирательное, означает оно – славянский князь; может быть, собственное, полученное в честь славных подвигов князя – ибо славяне еще до князя Славена назывались славянами.

Хвостек

Согласно легенде западных славян, Хвостек – последний князь из рода Попелов, был съеден мышами в башне замка на одном из островов озера Гопло.

Если сопоставить исторически достоверный факт правления Мешко І (Мечислав І; 922–992 гг.; польский князь) из династии Пястов, при котором начала формироваться Польская держава, то легенда опирается на действительные события смещения династии Попелов династией Пястов и заточении последнего из Попелов в башню замка.

Раздел III

Племена славян

Племя – организованная группа первобытного населения, имеющая определенные органы власти и руководства, которые регулируют отношения этой группы с внешним миром и частично отношения отдельных хозяйственных самостоятельных коллективов в собственной среде.

В. Ф. Генинг

Признаки племени:

1 – собственная территория и имя;

2 – особый, присущий лишь этому племени диалект;

3 – право торжественно вводить в сан избранных родами военачальников;

4 – право смещать их, даже против желания рода;

5 – общие религиозные обряды и культы;

6 – совет племени для обсуждения общих дел;

7 – верховный вождь у некоторых племен.

Фридрих Энгельс

Славяне

«Наибольшая в Европе группа родственных народов. Общее количество славян около 300 млн человек. Современные славяне делятся на три ветви: восточные (россияне, украинцы, белорусы), южные (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы-мусульмане, македонцы) и западные (поляки, чехи, словаки, лужичане). Разговаривают на языке славянской группы индоевропейской семьи. Происхождение этнонима славяне не совсем ясное. Возможно, он произрастает из общеевропейского корня, смысловым значением которого является понятие «мужчина», «человек», «люди, которые разговаривают». В таком значении этноним славяне зарегистрирован в некоторых славянских языках (в том числе в древнеполабском языке, где «славак», «цлавак» означало «мужчина», «человек»). Этот этноним (сравнить – словенцы, словаки, словинцы, славены новгородские) в разнообразных модификациях чаще всего прослеживается на периферии расселения славян. Вопрос об этногенезе и так называемой прародине славян остается дискуссионным. Этногенез славян, вероятно, развивался поэтапно (протославяне, праславяне и раннеславянская этнологическая общность). До конца І тыс. н. э. сложились отдельные славянские этнические общности (племена и союзы племен). Этногенетические процессы сопровождались миграциями, дифференциацией, интеграцией народов, этнических и локальных групп, ассимиляционными явлениями, в которых принимали участие разные, как славянские, так и неславянские этносы в качестве субстратов или компонентов. Возникали и изменялись контактные зоны, для которых были характерными этнические процессы разного типа в эпицентре и на периферии. В современной науке наибольшее признание получили взгляды, согласно которым славянское этническое сообщество изначально складывалось в ареале либо между Одером (Одрой) и Вислой (Одерско-Вислянская территория), либо между Одером и средним Днепром (Одерско-Днепровская территория). Лингвисты допускают, что носители протославянского языка консолидировались не позже ІІ тыс. до н. э.»

(О. С. Мыльников, К. В. Чистов, «Народы и религии мира. Энциклопедия»).

А) Племена восточнославянские (древние)

Белые хорваты. Бужане. Волыняне. Вятичи. Древляне. Дреговичи. Дулебы. Ильменские славены. Кривичи. Полочане. Поляне. Радимичи. Северяне. Тиверцы. Уличи

Белые хорваты

«И жили в мире поляне, и древляне, и северяне, и радимичи, и вятичи, и хорваты» («Повесть временных лет»).

Летописец, очевидно, имеет в виду белых хорватов, которые в ХІ в. входили в состав Великоморавской державы и от которых происходят украинцы восточной и западной Галиции.



В ХІ в. столичным городом князей белых хорватов, центром удельного княжества был Перемышль на правом берегу р. Сян. Раскопки 1958–1960 гг. на Замковой горе открыли фундаменты круглой молельни-ротонды и княжьего дворца ІХ – Х вв., поставленные по галицкому образцу из тесаного камня. Пограничное расположение Перемышля привело к тому, что за него боролись и Киевская Русь, и Польша, и Венгрия. Ныне – г. Пшемысл в Польше.

О племенах белых хорватов упоминает арабский географ Аль-Масуди, византиец Константин Багрянородный (называет их земли Великая или Белая Хорватия). Белые хорваты в VІІ—Х вв. жили в районе Карпатских гор и в верховьях Днестра. Создали союз племен, который под ударами аваров в VІІ в. распался, и большая часть хорватов переселилась из прикарпатских областей на Балканы, заняв земли между Дунаем и Адриатикой. Вероятно, они являются предками южнославянских хорватов. Часть белых хорватов осталась в Прикарпатье. Их земли объединил в составе Киевской Руси князь Владимир Святославич в 992 г. По предположениям некоторых исследователей, белые хорваты, заселявшие район Карпатских гор, являются предками лемков – этнографической группы украинцев. Современный лемковский говор (диалект украинского языка) сформировался до конца ХVІ в.

Бужане

Одно из летописных племен, которое на протяжении VІІІ—Х вв. проживало на территории западноукраинских земель. «…бужане, сидевшие по Бугу…» («Повесть временных лет»). От названия реки и название племени.



С ІХ в. иностранные исторические источники указывают на существование бужан. Баварский аноним четко и уверенно различает волынян и бужан и говорит о них, как о двух разных племенах. Летописи определяют местонахождение бужан – на восток от волынян, в бассейне реки Южный Буг. Археологами найдены поселения бужан: Семенки, Самчинцы.

Тот же баварский аноним свидетельствует, что на территории бужан было около 230 укрепленных городищ. Главным городом был Бужск (Бужеск) на левом берегу Западного Буга (ныне г. Буск – районный центр Львовской области).

Бужане в основном были земледельцами, занимались гончарством, кузнецким и другими ремеслами. В ІХ – Х вв. земли бужан были покорены киевскими князьями. После вхождения в состав Киевской Руси в древних письменных источниках бужане больше не упоминаются.

Волыняне

Одно из летописных племен (племенной союз), упоминаемый в «Повести временных лет». Известны с конца І – начала ІІ тысячелетия на землях Западной Украины и Беларуси в исторической области Волыни (бассейн реки Буг, верховья реки Припять).



Арабские источники свидетельствуют, что волыняне были могущественным племенем, которому подчинялись другие племена. В VІІ—VІІІ вв., указывает арабский географ Аль-Масуди, волыняне создали раннее государственное объединение во главе с царем Маджаком. На землях волынян было около 70 укрепленных городищ. Главными центрами были Волынь, Бужск, позже Владимир (Волынский).

В 907 г. волыняне выступили союзниками киевского князя Олега в походе на Византию. В 981 г. киевский князь Владимир Святославич покорил населенные волынянами Червенскую и Перемышльскую земли, и они вошли в состав Киевской Руси. В период феодального размежевания на территории расселения волынян возникло отдельное удельное Владимир-Волынское княжество, которое со временем стало частью Галицко-Волынской державы.

Вятичи

«…а Вятко сел с родом своим на Оке, от него назвались вятичи» («Повесть временных лет»).

Одно из больших славянских племен или племенных объединений, которое проживало в бассейне реки Ока и ее притоках. Со временем вятичи продвинулись на юго-восток к верхнему течению Дона.



Название племени происходит, вероятно, от имени родоначальника Вятка. Племена радимичей и вятичей пришли с запада. «Радимичи же и вятичи – от рода ляхов. Было же два брата у ляхов – один Радим, а другой Вятко» («Повесть временных лет»).

И привели эти два брата свои народы, и стали соседями полян, древлян и северян, и радимичей, и жили все между собой мирно. Вятичи были завоеваны киевским князем Святославом. Находясь в составе Киевской Руси, до конца ХІ в. сохраняли политическую независимость. В более поздние времена киевский князь Владимир Мономах имел дело с племенным князем вятичей Ходотой.

До конца ХІІІ в. (времен проникновения христианства) вятичи сохраняли языческие обычаи и обряды, например, сжигали покойников и насыпали над местом захоронения курганы. Вятичи дольше всех славянских племен сохраняли свое племенное имя. Они жили, подчиняясь законам самоуправления и народовластия. Последнее упоминание о вятичах в летописи 1197 г.

Древляне

Занимались земледелием, пчеловодством, скотоводством, развивали промыслы и ремесла. Земли древлян составляли отдельное племенное княжество во главе с князем. Большие города: Искоростень (Коростень), Вручий (Овруч), Малин.



В 884 г. киевский князь Олег покорил древлян и присоединил их земли. В 907 г. древляне в составе киевского войска брали участие в походе на Византию. Попытка киевского князя Игоря в 945 г. провести повторный сбор дани привела к восстанию древлян и гибели Игоря. В 946 г. жена Игоря княгиня Ольга пошла войной на древлян, пленила их князя Мала, разрушила Искоростень, а земли древлян подчинила Киеву. Название племени последний раз встречается в летописи в 1136 г., где говорится о том, что князь Ярополк передал земли древлян Десятинной церкви.

Некоторые исследователи называют в восточнославянской группе племен рядом с древлянами племя житичей, которое якобы существовало на берегах реки Тетерев, и главным городом этого племени был город Житомир.

Дреговичи

«…а еще другие сели меж Припятью и Двиною и назвались дреговичами…» («Повесть временных лет»).

Межплеменное объединение, которое имело в своем составе, возможно, две группы племен. Проживали в ІХ – Х вв. между Припятью и верховьем Западной Двины. На востоке область дреговичей переходила на левый берег Днепра. Очевидно, название племени произошло от «дрягва», «дрегва» – болото, трясина, указывающее на болотистый характер местности, где жили дреговичи. Города – Слуцк, Друцк, Клецк (Клеческ). Исследователи считают, что племенным центром дреговичей был Туров. Занимались земледелием, сбором ягод и растений, ремеслами (гончарство, обработка железа).



В ІХ – Х вв. территория дреговичей была присоединена к Киевской державе. Во время раздела князем Владимиром Святославичем Руси на уделы большая часть земель дреговичей отошла к Туровскому (Турово-Пинскому) княжеству, а северо-западные земли – к Полоцкому княжеству. История дреговичей не имеет ярких страниц, они только упоминаются в перечне племен.

Дулебы

Одно из наиболее древних восточнославян ских племенных объединений, которое возникло в VІІ в. Летописец упоминает их в связи с нападением на них аваров (обров) во времена императора Ираклия (610–641). «Эти обры воевали и против славян, и примучили дулебов, тоже славян, и насилие чинили женам дулебским» («Повесть временных лет»).



Ученые предполагают: дулебы, бужане и волыняне, которых иногда считали одним племенем, это разные племена-соседи. Дулебы жили на юг от волынян в Верхней Надднестрянщине и в верховьях Западного Буга между Карпатами и Волынью. Это южно-западная околица восточнославянских земель. «Дулебы жили над Бугом, где сейчас волыняне» («Повесть временных лет»). После поражения от аваров часть дулебов переселилась в Паннонию. В 911 г. дулебы принимали участие в походе киевского князя Олега на Константинополь. Дулебский племенной союз был недолговечным. Он распался в Х в. на отдельные племена, так и не достигнув своей государственной завершенности.

«Центром удельного княжества в Волынской земле был город Червен (Червень) на левом берегу р. Гучвы (ныне – городище около с. Чермно Тышовецкой гмины Замойского воеводства в Польше). Кроме Червена были также Червенские города: г. Волынь (теперь с. Грудек Надбужный), г. Сутейск (теперь с. Сонсядка) на р. Пор и другие. Территория Червенских городов во второй половине І тысячелетия была заселена восточнославянскими племенами дулебов, бужан, волынян. Червенские города возникали в ходе формирования восточнославянского объединения во главе с дулебами. В начале Х ст. Червенские города имели тесную связь с Киевской Русью, но в третьей четверти Х в. местная племенная верхушка попала в зависимость от Чехии. Червенские города переходили от поляков к Киевской Руси, входили в состав Владимир-Волынского, Галицко-Волынского княжеств. В середине ХІІІ в. Червенские города были разрушены татарами, после чего они пришли в упадок. В ХІV в. эта территория была захвачена польскими и литовскими феодалами» (Мария Костик).

Топонимических названий «дулебы» довольно много на славянских землях: села Дулебы на реке Турия и на реке Стрый, остров Дулебы на левом берегу реки Припять, Долобское озеро вблизи Киева.

Ильменские славены

Своеобразную отдельную группу славян составляли ильменские или новгородские славены, которые занимали северный край восточных славянских земель. Расселились ильменские славены севернее полочан и кривичей, в бассейне озера Ильмень и реки Волхов. Существует несколько предположений об их происхождении: одна группа ученых считает, что славяне пришли на север с юга, другая – с запада. Вероятнее всего, что на озеро Ильмень пришли балтийские славяне.



«Те же славяне, которые поселились около озера Ильменя, назвались своим именем – славенами, и построили город, и нарекли его Новгородом» («Повесть временных лет»).

Одним из первых торгово-ремесленных центров ильменских славен была Старая Ладога (древнее славянское городище VІІ в.). В конце ІХ в. возникают новые центры – Ладога, Рюриково городище; в начале Х в. – Новгород, который и стал племенным центром ильменских славен. В более поздние времена Новгород и Киев – основные политические, торговые и культурные центры восточных славян. Союз ильменских племен вобрал в себя три племенных образования: ладожцы, псковитяне и новгородцы.

Кривичи

«…кривичи, которые сидят в верховье Волги, и в верховье Двины, и в верховье Днепра, их город – Смоленск…» («Повесть временных лет»).

Племенное объединение восточных славян в VІ—Х вв. Жили в верхнем течении Днепра, Западной Двины, Волги и в южной части бассейна Чудского озера. Главные города: Смоленск (под Смоленском в Гнездове археологами найден большой курганный могильник и остатки городища), Изборск, Псков, Торопец. Известны кривичи смоленские, псковские и полоцкие.



Славяне пришли на эти земли позже и слились с местным балтийским населением. Имя «кривич» («крив») соответствует латышскому krievs – русский, восточный славянин. Кривичей называли славянскими вендами. В истории известно объединение – конфедерация трех городов: Изборска (кривичей-вендов), Старой Ладоги (эстов), Белоозера (вепсов). В середине ІХ в. они «пригласили на правление» датского короля (из фригов) Рюрика. Основными занятиями кривичей было земледелие, скотоводство, ремесла.

На страницу:
9 из 10