bannerbanner
Все о Крыме
Все о Крыме

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Южные и западные соседи Хазарии, арабы и византийцы, стремились вовлечь ее в сферу своих религиозных систем. Однако Византия воспринималась хазарами как политический конкурент, что не способствовало единению в Боге. Поражение в войне с арабами в начале VIII века вынудило хазарского кагана принять ислам, но ненадолго. Как только ситуация улучшилась, хазары вернулись к привычному многобожию. Однако верхушка хазар понимала, что монотеизм укрепит вертикаль власти, оставалось только выбрать. Есть несколько мнений о том, почему хазары предпочли иудаизм, возможно, это решение было продиктовано практичностью: иудаизм не накладывал на них никаких политических обязательств. Причем, принятие иудаизма не было массовым и не проводилось в приказном порядке. В начале IX века Обадия, член мощного клана, принявшего иудаизм, захватил власть в Хазарии. Это и стало толчком к тому, чтоб иудаизм стал государственной религией каганата. Богатство каганата позволило нанять войска и провести несколько удачных кампаний против аваров и печенегов. В 834 году на Дону была построена хазарская крепость Саркел, ставшая опорой Хазарии на западе. Однако в продолжительных конфликтах с племенами руссов, которые заключили союзы с враждебными хазарам племенами, они растеряли мощь и земли. В 1016 году князь Мстислав с помощью флота, присланного византийским императором Василием в Азовское море, разгромил хазарское войско. После этого остатки хазар жили в крымских городах и княжестве Тмутаракань, созданном на месте хазарских угодий. Последним выступлением хазар на политической арене стал захват в 1079 году князя Олега Святославича. Хазары убили брата Олега, а самого князя отдали Константинополю. В 1083 году князь Олег вернулся в Тмутаракань и уничтожил хазар, более о них нет упоминаний в письменных источниках. Пока восточноевропейские степи находились под властью Хазарии, заволжские кочевые орды не могли пройти их для захвата новых территорий. Теперь новой грозой горожан и земледельцев стали орды печенегов. К середине X века они заняли весь Крымский полуостров, разгромив большинство селений, кроме Херсонеса и городов на Керченском полуострове.

Крым в XI–XIII вв. Печенеги и половцы

Крым опустел, часть скотоводов ушла в горы, но степняки не желали уходить далеко от своих кочевий. Печенеги – это позднее название племен кенгересов, проживавших южнее Уральских гор между Балхашом и Аральским морем. В X веке было восемь племен, в XI – тринадцать. Каждое племя возглавлял хан из самого мощного рода.

Военная тактика печенегов была простой и эффективной. Строй состоял из отдельных отрядов, расположенных в виде клина. Между отрядами устанавливались телеги. Если на печенегов нападал равный по силе или превосходящий их противник, то телеги ставили по кругу и натягивали бычьи шкуры, из-за которых стреляли из длинных луков. А совсем юные воины пролазили между телегами, совершая неожиданные для противника вылазки, и быстро ретировались. Взять такую «мобильную крепость» было чрезвычайно трудно.

Печенеги предпочитали легкие сабли, более удобные в конном бою, чем тяжелые мечи. Быт их был прост и непритязателен. Племя гнало с собой стадо, которое давало им пропитание и одежду. Половцы пили молоко и кумыс, но основной их пищей было просо, которое варили в больших котлах вместе с кусками мяса.

Начиная с IX века особую выгоду для торговли начал представлять так называемый путь «из варяг в греки». Из Балтийского моря купцы попадали в Ладожское озеро (Нево), переходили в реку Волхов, затем – в озеро Ильмень и реку Ловать, откуда существовал волок в верховья Днепра, а дальше – прямая дорога до Черного моря. На этом пути «из варягов в греки» выросли Новгород на севере и Киев на юге.

Печенеги не были купцами, но именно они контролировали торговлю между Херсонесом и руссами, требуя доли в торговых операциях и непременных подарков. Византия смогла заручиться поддержкой печенегов именно благодаря щедрым подаркам и использовала их в политическом и торговом противостоянии с Русью (печенеги были вольными людьми, не признающими обычного труда, они ходили в набеги на земли руссов, уводя пленников и скот). Русской торговле нужны были опорные пункты на пути «из варяг в греки». Примерно в это время киевским князем Владимиром или его отцом Святославом было основано Тмутараканское княжество Киевской Руси на Тамани и части Керченского полуострова с городом Корчевым (нынешняя Керчь). Тмутаракань стала вторым по значению торговым портом после Константинополя. Мстислав Владимирович, правивший княжеством до 1036 года, укрепил и расширил его границы. В конце X века в его состав вошла часть Боспорского царства.

На Руси кипчаков прозвали половцами из-за светлого цвета волос (по-русски слово «полова» означает «солома»). На Западе этот народ именовали команами, или куманами.

В 1792 году на Таманском полуострове была найдена мраморная плита, на которой было выбито: «В лето 6576 года (1068) Глеб князь мерил море по леду от Тмутараканя до Корчева 14 000 сажен». С этого времени славяне постепенно начали расселяться по Крыму. После разгрома печенегов в 1036 году войсками великого киевского князя Ярослава Мудрого те начали уходить из Причерноморья к Дунаю и Карпатам. Хозяевами Северного Причерноморья стали половцы, в 1091 году нанесшие печенегам сокрушительное поражение. Однако после укрепления позиций половцев Тмутаракань, будучи отрезанной от Киевской Руси, оказалась беззащитной и попала под их протекторат. Половцев еще называют кимаками, или кипчаками. Эти два племени были частью союза, состоявшего из семи племен и получившего впоследствии название Кимакский каганат.

До 1115 года попеременно победы одерживали то половецкие, то русские войска, пока наконец великий киевский князь Владимир Мономах не выиграл решающую битву, командуя объединенными войсками русских князей, после чего русичи и половцы заключили мирное соглашение.

К 1116 году половцы стали единственными хозяевами степей Северного Причерноморья. Они контролировали бóльшую часть территории Крыма, кроме Керченского полуострова и Херсонеса. Их главным городом стал Судак, называвшийся тогда Сугдеей. Именно в нем сосредоточилась бóльшая часть торговли русскими товарами и предметами роскоши из Европы, Индии и Китая. Кроме того, в Сугдее располагался крупный невольничий рынок. Богатства Сугдеи привлекли внимание сельджукида Ала-ад-дина Кей-Кубада, властителя расположенного в Малой Азии Румского султаната. Он высадил свои войска в Крыму под предлогом того, что в Сугдее обидели сельджукских купцов. Отряд сельджуков во главе с эмиром Хюсамеддином Чобаном разгромил войско русичей и половцев, составлявшее гарнизон Сугдеи. Город был захвачен, в нем расквартировался султанский гарнизон, находившийся здесь до татарского погрома 1239 года.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3