Полная версия
Все о Крыме
Юлия Вадимовна Белочкина
Все о Крыме
Крым
«Есть уголки нашей Земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья. Прелесть крымской земли раскрывается для иных медленно, исподволь, но завладевает надолго, навсегда. И каждый, кто побывал в Крыму, уносит с собой после расставания с ним сожаление и легкую печаль, вызывающую надежду еще раз увидеть эту полуденную землю».
К. ПаустовскийПолуостров Крым имеет административный статус «Автономная Республика Крым». Государственный язык – украинский. Столицей является город Симферополь.
Крым расположен на юге Восточной Европы (в пределах современной Украины), с запада и юга он омывается Черным морем, с востока – Азовским морем и Керченским проливом. На севере соединяется с материком узким Перекопским перешейком. В пределах Крыма выделяются два малых полуострова, придающих ему своеобразную форму: Керченский на востоке и Тарханкут на западе.
Карта Крыма
Площадь Крымского полуострова – 27 тыс. км2. Максимальная протяженность территории: с севера на юг – 207 км; с востока на запад – 324 км. Протяженность береговой линии вдоль Черного и Азовского морей – 1115 км, из них 517 км – пляжи. В целом Крым расположен в умеренном климатическом поясе, но ввиду разнообразия рельефа здесь выделяется несколько климатических зон. Северная степная часть полуострова характеризуется умеренно континентальным климатом: зима снежная, лето сухое и жаркое. Эта часть Крыма не считается курортной зоной, но именно здесь выращивают знаменитые розовые крымские помидоры и прочие щедрые дары этой земли. Располагающаяся на юге полуострова горная цепь прикрывает южный берег от холодных ветров с континента, формируя субтропическую зону на побережье. Вторым климатообразующим фактором является море, которое медленно прогревается, но так же медленно и неохотно отдает тепло. Курорты Крыма знамениты мягкой зимой, быстрой и дружной весной, солнечным летом и долгой теплой и недождливой осенью, которую именуют бархатным сезоном.
А знаете ли вы, что в начале ХХ века бархатным сезоном назывался вовсе не отдых в сентябре?! Вовсе нет, бархатный сезон приходился на конец апреля – май. Вот как с присущей ему иронией описывает эту традицию А. Куприн в рассказе «Винная бочка»:
«…В тот год ялтинский сезон был особенно многолюден и роскошен. Впрочем, надо сказать, что в Ялте существует не один сезон, а целых три: ситцевый, шелковый и бархатный. Ситцевый – самый продолжительный, самый неинтересный и самый тихий. Делают его обыкновенно приезжие студенты, курсистки, средней руки чиновники и, главным образом, больные…
Само собою разумеется, что шелковый сезон – более нарядный и богатый. Публику этого сезона составляют: купечество выше чем среднего разбора, провинциальное дворянство, чиновники покрупнее и так далее. В городском курзале начинаются балы, а в парке по вечерам играет прекрасный струнный оркестр. Номера в гостиницах почти все заняты, и цены на все нужное и ненужное возрастают вдвое и втрое.
Но бархатный сезон! Это золотые дни для Ялты, да, пожалуй, и для всего крымского побережья. Он продолжается не более месяца и обыкновенно совпадает с последней неделей Великого поста, с Пасхой и Фоминой неделей. Одни приезжают для того, чтобы избавиться от печальной необходимости делать визиты; другие – в качестве молодоженов, совершающих свадебную поездку; а третьи – их большинство – потому, что это модно, что в это время собирается в Ялте все знатное и богатое, что можно блеснуть туалетами и красотой, завязать выгодные знакомства. Природы, конечно, никто не замечает. А надо сказать, что именно в это раннее весеннее время Крым, весь в бело-розовой рамке цветущих яблонь, миндаля, груш, персиков и абрикосов, еще не пыльный, не зловонный, освеженный волшебным морским воздухом, – поистине прекрасен».
И действительно, в марте-апреле можно насладиться солнечными деньками, буйным пробуждением природы и какой-то особой чистотой, которая, увы, исчезает с первым наплывом курортников. В апреле знаменитые дворцовые парки ЮБК стоят в цвету, погода позволяет загорать, полуденная температура нередко достигает + 20 °C, правда, купальный сезон могут начать только «моржи». Море манит, ведь оно в этот период того прекрасного бирюзового цвета, который бывает только весной, но получить удовольствие от купания удается не раньше конца мая. Официально купальный сезон начинается 6 мая и заканчивается 23 октября. Так что можно сказать, что в Крыму два бархатных сезона и каждый по-своему прекрасен. Конечно, осенний Крым не порадует такой изумительной свежестью, но недаром, ох, недаром богемная публика любит проводить в Крыму «виноградный сезон».
Герб Автономной Республики Крым
Флаг Автономной Республики Крым
Осень в Крыму (сентябрь, октябрь, а иногда и ноябрь) радует теплой и сухой погодой с дневной температурой воздуха около 23–26 °C и температурой воды 20–24 °C. Что еще ценно, в бархатный сезон среди отдыхающих не так много самой шумной публики – детей и подростков, они уже чинно сидят за партами и с тоской думают о том, что не увидят моря до следующего лета. И опять же – виноград! И груши, и персики, и инжир…. Конечно, на курортных рынках они не дешевле, чем в других городах. Но можно найти фрукты, которые созрели на ветке, а не доспевали в ящике. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы! Конечно, многие туристы отмечают, что в Крыму «бесплатно можно только дышать», но в этом вопросе динамика скорее положительная. Сейчас все городские пляжи бесплатные и, кстати, содержатся в пристойном виде, то же самое можно сказать и о городских курортных парках. И у жителей Крыма есть еще одно особо ценное в наш век качество – гостеприимность. Нет в них подспудной, прячущейся за фальшивой улыбкой нелюбви к приезжим. Если вы по лености отправитесь с пляжа в отель прямо в купальном костюме, опоясавшись прозрачным парео, никто не станет осуждающе разглядывать или, наоборот, демонстративно отводить глаза, цедя сквозь зубы слова, которые не стоит произносить при детях. Никогда! Жители Крыма понимают, что вы приехали за здешним солнцем и не желаете терять ни лучика! Кроме того, так уж исторически сложилось, что этнический состав крымчан разнообразен: украинцы, татары, русские, евреи, греки…. И весь этот многонациональный котел бурлил крайне редко именно благодаря традиционной предупредительной вежливости между представителями разных народов и конфессий.
Большинство русских, украинцев, греков и болгар исповедует православие, крымские татары – ислам суннитского толка. Население Крыма относительно невелико, постоянно на полуострове проживает около 2,5 млн человек. Согласно переписи населения 2001 года, 58,3 % его жителей считают себя русскими, 24,3 % – украинцами, 12,1 % составляют крымские татары, 1,4 % – белорусы и еще множество национальностей, общее число представителей которых меньше 1 %. Это армяне, евреи, молдаване, греки, немцы, караимы и крымчаки, болгары, корейцы… Все эти народы внесли свой вклад в формирование неповторимого крымского этноса – современных крымчан, которые каждый год с удовольствием принимают около 5 млн туристов.
Так уж сложилось, что большинство туристов не воспринимает Крым через призму его интереснейшей истории. Для того чтоб прикоснуться к античности, мы едем в Грецию, а ведь в Крыму те же греки строили свои города.
История
Крым в XII–VII вв. до н. э. Тавры и киммерийцы
Первыми жителями Крыма, согласно античным источникам, были тавры и киммерийцы (XII в. до н. э.). Кем были тавры, доподлинно неизвестно, ведь само слово «tauroi» – греческое. Тавром называлась горная система на юге Малой Азии, и представители античной географии считали, что Крымские, Кавказские и Балканские горы являются продолжением Таврских гор. Возможно, тавры являлись коренными жителями Крымского полуострова, а может быть, это племена, пришедшие в Крым через Керченский пролив из региона Центрального и Северного Кавказа. Разделяющие это мнение историки указывают на характерное устройство могильников – «каменных ящиков», сходство керамики и бронзовых украшений тавров с предметами материальной культуры кавказских племен. Тавры считались разбойничьим народом, а их религиозные обряды требовали человеческих жертвоприношений. Вот как говорит о них в своей «Истории», написанной в середине V века, Геродот: «…Тавры имеют следующие обычаи. Они приносят в жертву Деве и потерпевших кораблекрушение, и тех эллинов, которых они захватят, выплыв в море, таким образом: совершив предварительные обряды, они ударяют их дубинкой по голове. Одни говорят, что тело они сбрасывают вниз со скалы (ведь святилище воздвигнуто на скале), а голову втыкают на кол; другие же соглашаются с тем, что голову втыкают на кол, однако говорят, что тело не сбрасывают со скалы, но предают земле. Живут тавры грабежами и войной». Страбон в своей «Географии» упоминает также о Балаклавской бухте – «гавань с узким входом, где тавры (скифское племя) обычно собирали свои разбойничьи банды, нападая на тех, кто спасался сюда бегством». Такую репутацию поддерживали и прочие солидные авторы, они хором именовали тавров «варварами и убийцами», занимавшимися пиратством. Но не будем слишком строги к древним, в те времена было множество религиозных обрядов, связанных с жертвоприношениями, да и пиратство считалось вполне пристойным занятием, которого не гнушались и финикийцы, и сами греки.
Большинство таврских поселений располагались на береговой полосе шириной от двух до восьми километров – от мыса Айя до Феодосии. В Крыму сохранилось множество памятников тавров, самые известные из них – это древнее поселение Уч-Баш вблизи Инкермана; Альма-I в пяти километрах от села Партизанское; Ашлама-Дере в четырех километрах к востоку от Бахчисарая; Балаклавское поселение напротив Балаклавской бухты; Белогорское на левом берегу реки Карасу; Таш-Джарган у села Краснопещерное в семи километрах к югу от Симферополя; пещеры Юсуф-Коба III, Сюндюрлю-Коба, Шан-Коба, Фатьма-Коба в Байдарской долине.
Таврика, Таврида. V век до н. э. Европейская Сарматия. Карта основана на греческих литературных источниках, напечатана в Лондоне в 1770 г.
Кроме морского разбоя тавры занимались охотой и скотоводством, выпасая овец на плоских вершинах гор, которые называют яйлами. Судя по всему, именно отгонное скотоводство – сезонные перекочевки со стадами из долин на яйлы и обратно – было их основным занятием. Это и определило их жизненный уклад в форме семейных общин, проживающих в укрепленных домах. Они предпочитали устраивать стоянки в труднодоступных местах и вряд ли часто встречались даже со своими соплеменниками. Такой образ жизни не способствовал развитию ремесел: тавры не знали гончарного круга и изготавливали примитивную глиняную посуду, которую обжигали прямо в кострах, отливали простейшие орудия труда и наконечники из бронзы.
Нам знакомо название Киммерия, некоторые его знают благодаря одноименному поэтическому циклу М. Волошина, большинство познакомилось с Конаном из Киммерии, созданным воображением писателя Роберта Говарда. Создавая свою вымышленную Киммерию, Говард скорее всего опирался на слова Геродота о воинственных жителях севера, именуемых киммерийцами. Однако Геродот имел в виду земли, расположенные значительно южнее, а именно территории Северного Причерноморья и Приазовья.
Однако часть тавров осела в предгорных долинах, кормясь щедрыми дарами моря и развивая мотыжное земледелие. Эти поселения и стали центрами культуры, ремесел и торговли. Тавры наверняка имели некую административную структуру, об этом свидетельствует попытка обозначить и защитить границы своих территорий – оборонительная стена двухметровой толщины, сложенная из крупных камней и проходившая с севера от подножья мыса Эклизи-Бурун на юг до обрыва у верховьев реки Альмы, с двумя проемами для прохода, возле которых скорее всего располагались вооруженные заставы. Однако эти фортификационные сооружения не смогли помочь им выстоять против киммерийцев.
Итак, киммерийцы – по-гречески «kimmerioi» – полуоседлые и кочевые скотоводческие племена, появившиеся в Северном Причерноморье в IX–X веках до н. э. Киммерийцы Говарда были кельтами, но их путь лежал из Нижнего Поволжья, так что логичнее предположить, что они имели иранские или индоевропейские корни. Тут стоит сделать маленькое лирическое отступление: есть еще один народ, который назывался кимвры, кимбры, киммеры (лат. сimbri) – племя, заселявшее первоначально север Ютландского полуострова. Так вот, они, по происхождению, могли быть как древними германцами, так и кельтами. Но вернемся к жителям Поволжских степей. Это были свирепые воины и умелые кузнецы, которые разработали технологию ковки железа и создали самое совершенное на то время оружие – железные мечи и кинжалы с бронзовыми рукоятками. Правда, в отличие от пеших воинов Говарда, киммерийское войско представляло собой отряды легкой конницы, вооруженной луками и копьями. Лошадь сопутствовала человеку с древнейших времен, считается, что первые домашние кони появились в середине IV тысячелетия до н. э., но их использовали в упряжной езде, верхом ездили лишь пастухи. Однако в начале I тысячелетия до н. э. в степях Северного Причерноморья была создана военная конница. Возможно, этому способствовали успехи в кузнечном деле, ведь для управления конем нужны металлические удила. Именно киммерийцы первыми организовали мобильное войско, которое шло в авангарде племени, захватывая новые территории для выпаса скота.
Из Нижнего Поволжья киммерийцы пришли в Северное Причерноморье и захватили Крым, очевидно, отбросив в горы и на южное побережье племена тавров. Киммерийцы разделились на несколько племен и расселились на всем северном побережье Черного моря, заняв часть степного Крыма и Керченский полуостров. Основные археологические памятники киммерийской эпохи на Крымском полуострове находятся на юго-востоке и юге Крыма – могильники у Керчи, Зеленого Яра, у сел Лугового, Фронтового, Марьина, в урочище Уч-Баш близ Инкермана. Трудно понять, каков был общественный уклад и религия киммерийцев, в могилах лишь предметы первой необходимости. Чаще всего это кинжал или меч, оселок, чтобы содержать оружие в порядке, и простой сосуд. Иногда к этому добавляются бронзовые подвески, удила, лук и стрелы. По счастью, в одном из курганов была обнаружена каменная стела с изображением воина в портупейном поясе с прикрепленными к нему луком, горитом (футляром для стрел) и кинжалом с кольцевидным навершием.
Страбон писал: «Некогда киммерийцы обладали могуществом на Боспоре, почему он и получил название Киммерийского Боспора. Киммерийцы – это племя, которое тревожило своими набегами жителей внутренней части страны на правой стороне Понта вплоть до Ионии. Однако скифы вытеснили их из этой области, а последних – греки, которые основали Пантикапей и прочие города на Боспоре… Киммерийцы, которых называют трерами (или какое-то племя киммерийцев), часто вторгаются в страны, расположенные на правой стороне Понта, и в прилегающие к ним области, нападая иногда на Пафлагонию, иногда даже на Фригию. Лигдамид [царь киммерийцев] дошел во главе своих воинов до Лидии и Ионии и взял Сарды, но погиб в Киликии. Такие вторжения часто совершали киммерийцы и треры. Как говорят, треры… были в конце концов изгнаны Мадаем, царем скифов».
Река Альма. Худ. К. Боссоли. 1856 г.
Получается, осев в Причерноморье, киммерийцы сделали его своей базой, с которой совершали походы в глубь европейских земель, по Висле или Одеру доходили до Балтийского моря. Киммерийские племена делали набеги на южное черноморское побережье, на Каппадокию, Пафлагонию и Фригию, письменные источники сообщают о том, что киммерийские войска в 20-х годах VIII века до н. э. разгромили войско закавказского царства Урарту. Впоследствии их вооруженные отряды переправились через Геллеспонт и вторглись в Малую Азию. Есть сведения, что они грабили Египет и дошли до Палестины. В тот период множество кочевых племен, среди них скифы и киммерийцы, постоянно перемещались в Передней и Малой Азии, занимаясь грабежами или подряжаясь в качестве наемников к местным правителям.
Но как же получилось, что воинственные, хорошо вооруженные киммерийцы покинули свои земли в Причерноморье. Есть сведения о конфликте союза киммерийских племен с ассирийским царем: опасаясь того, что его земли будут разграблены, ассирийский царь Ассаргадон обратился за помощью к скифам, жившим тогда в Средней Азии. Конные войска скифов в середине VII века до н. э. смогли вытеснить киммерийцев из Северного Причерноморья и сами остались на этих благословенных землях. Что сталось с киммерийцами? Они разделились. Часть пыталась отстоять свои угодья, но была разбита скифами на реке Днестр. Другой части удалось уйти в Малую Азию. Судя по летописям, киммерийцы пытались создать свое государство в Лидии, но в конце концов местному царю Алиату удалось разгромить их войско. Этим и заканчивается история киммерийцев как народа: они ассимилировались – исчезли в многонациональном котле Передней и Малой Азии… Но в географических названиях Крыма с легкой руки греческих авторов сохранились топонимы, напоминающие об эпохе киммерийцев: Боспор Киммерийский, Киммерийские стены, гора Киммерий, древние города Киммерик и Киммерий. Геродот упоминает о «киммерийских переправах» через Керченский пролив.
Крым в VII–I вв. до н. э. Государство скифов. Греческая колонизация
Итак, на карте появилось новое государство – Скифия, которое простиралось от Дона до Дуная. Кстати, скифами этих кочевников именовали эллины, сами себя они называли сколотами. Знаток легенд Геродот сообщал о них: «Как утверждают скифы, из всех племен их племя самое молодое, а возникло оно следующим образом: первым появился на этой земле, бывшей в те времена пустынной, человек по имени Таргитай. А родители этого Таргитая, как говорят (на мой взгляд их рассказ недостоверен, но они все же так именно говорят), Зевс и дочь реки Борисфена. Такого именно происхождения был Таргитай. У него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и самый младший Колаксай. Во время их правления на скифскую землю упали сброшенные с неба золотые предметы: плуг с ярмом, обоюдоострая секира и чаша. Старший, увидев первым, подошел, желая их взять, но при его приближении золото загорелось. После того как он удалился, подошел второй – и с золотом снова произошло то же самое. Этих загоревшееся золото отвергло, при приближении же третьего, самого младшего, оно погасло, и он унес его к себе. И старшие братья после этого, по взаимному соглашению, передали всю царскую власть младшему.
А вот одна из легенд понтийских греков, связанная со Скифией.
Геракл, угоняя быков Гериона, прибыл в ту бывшую тогда пустынной землю, которую теперь населяют скифы. Отпустил он коней попастись, а сам лег спать, укутавшись в львиную шкуру. Утром он нигде не нашел своих коней и отправился на поиски. И пришел он в землю, именуемую Гилея. Здесь он нашел в пещере существо двойной природы: наполовину – ехидну, наполовину – деву, которая выше ягодиц была женщиной, а ниже – змеей. Геракл спросил ее, не видела ли она его коней. Она же сказала ему, что лошади у нее и что она их ему не отдаст, пока он с ней не совокупится. Геракл вступил с ней в связь, но не сразу она вернула ему лошадей. И вот наконец пришел час расставаться, и гостеприимная хозяйка сказала так: «Три сына у меня от тебя. Так ты мне скажи, что нужно делать с ними, когда они станут взрослыми, – оставить ли их в моей земле или послать к тебе». На что Геракл ответствовал: «Вот тебе лук мой и пояс. Кто из сыновей натянет лук, как я, и подпояшется таким же образом, того сделай правителем этой земли. Двое других пусть уходят». Когда дети возмужали, мать дала им имена: старшему– Агафирс, следующему – Гелон и Скиф – младшему. Затем, по наставлению Геракла, Агафирс и Гелон, которые не смогли справиться с луком и поясом, были изгнаны, Скиф же остался, и от него, сына Геракла, произошли нынешние цари скифов».
От Липоксая произошли те скифы, которые именуются родом авхатов. От среднего Арпоксая произошли именуемые катиарами и траспиями. От самого же младшего из них – цари, которые именуются паралатами. Все вместе они называются сколоты по имени царя».
Дружба у скифов скреплялась особым обрядом побратимства. Кровь братающихся смешивалась в чаше с вином. После в нее погружали личное оружие приносящих обет, и напоследок они оба одновременно отпивали из нее.
О государстве, религии и быте скифов известно довольно много. Изначально скифское племенное объединение являлось военной демократией с народным собранием свободных кочевников, племенными вождями, советом старейшин и жрецов. Этикой скифов был культ товарищества и военной доблести, причем женщины тоже могли стать членами этого привилегированного общества вооруженных людей. И для этого им не приходилось отказываться от своей женской природы, подобно легендарным амазонкам: в захоронениях женщин-воинов колчан со стрелами соседствует с бусами и гребешками.
Конный скиф. Нашивная бляшка. Золото. Курган Куль-Оба.
Пара золотых серег с диском и ладьевидной подвеской. Около 350 г. до н. э. Курган Куль-Оба
Золотая ваза из кургана Куль-Оба (IV в. до н. э.). На ней – сцены из жизни скифов
Скифская конница имела заслуженную славу. Появление одетых в чешуйчатую кольчугу воинов, вооруженных дальнобойными луками, на низкорослых выносливых лошадях внушало ужас оседлым жителям городов. Начиная с 70-х годов VII века до н. э. скифские войска ходили в походы в Африку, на Кавказ, в Урарту, Ассирию, Мидию, Грецию, Персию, Македонию и Рим. VII и VI века до н. э. – это время непрерывных набегов скифов – от Африки до Балтийского моря. Завоевательные походы скифов завершились в конце VI века до н. э., при скифском царе Иданфирсе. В Северном Причерноморье на триста лет воцарился мир.
Геродот так писал о скифах: «Никакой враг, напавший на них, не может ни спастись от них бегством, ни захватить их, если они не захотят быть открытыми: ведь народу, у которого нет ни городов, ни укреплений, который свои жилища переносит с собою, где каждый – конный стрелок, где средства к жизни добываются не земледелием, а скотоводством и жилища устраиваются на повозках – такому народу как не быть непобедимым и неприступным». Однако это верно до тех пор, пока племя в пути. Можно сказать, скифы попали в ту же ловушку, что и киммерийцы: они изменили свой уклад и стали жить в поселках и городках за небольшими валами.
Античный период в Крыму начинается с VI века до н. э., то есть со времени появления первого греческого города на территории полуострова. Первые колонии эллинов были основаны в Крыму во время Великой греческой колонизации, когда жители материковой Греции осваивали земли в бассейнах Средиземного и Черного морей. К переселению их побуждала нехватка пахотных земель, несмотря на то, что издавна Черное море именовали Понтом Аксинским, то есть «морем негостеприимным». Возможно, эллинов не радовал относительно холодный климат и враждебность местных жителей – тавров и скифов. Но смельчаки нашлись, и были основаны пусть немногочисленные, но постоянные форпосты торговли, с местными жителями удалось поладить, и даже море было переименовано в Понт Эвксинский, то есть «море гостеприимное».
Греческие поселенцы принесли на благословенную землю Крыма виноградную лозу, которая процветает здесь по сей день, оливковые деревья (эти прижились не так хорошо) и множество ремесел.
Ведущую роль в колонизации Северного Причерноморья и Крыма сыграл крупный центр ремесла и торговли – город Милет, выходцы которого основали более 70 поселений. Первым из них стала Борисфенида – у входа в Днепровский лиман на острове Березань. Затем в первой половине VI века до н. э. в устье Южного Буга появилась Ольвия, в устье Днестра – Тирас, а на Керченском полуострове – Феодосия и Пантикапей (на месте современной Керчи), по преданию, землю для основания города уступил грекам скифский царь. В середине VI века до н. э. в Восточном Крыму возникли Нимфей (в 17 километрах от Керчи у села Героевка, на берегу Керченского пролива), Киммерик (на южном берегу Керченского полуострова, на западном склоне горы Онук), Тиритака (к югу от Керчи у поселка Аршинцево, на берегу Керческого залива), Мирмекий и Китей к югу от Керчи, Парфений и Парфий к северу от Керчи. В Западном Крыму была основана Керкинитида (на месте современной Евпатории), на Таманском полуострове – Гермонасса (на месте Тамани) и Фанагория.