Полная версия
Протоколы небес
А мнение о неизменности видов долгое время культивировала как раз наука. Да и сегодня отнюдь не все ученые признали эволюционную теорию и разделяют взгляды Дарвина.
Такое утверждение может показаться слишком непривычным и чересчур радикальным. Но давайте взглянем на факты.
Начнем, пожалуй, с наиболее «очевидного» – с пресловутых «шести дней творения».
Первая глава первой книги библейского корпуса, той самой, в основе которой лежит откровение пророка Мошэ (Моисея), полученное им на горе Хорив, содержит рассказ о шести днях творения, за что получила название «Гексамерон», или по-русски «Шестоднев».
Но не стоит забывать, что мы читаем книгу Моисея в переводе на наш современный язык, в то время как написана она совсем в другие времена, отстоящие от нас на тысячи лет, в другой культурной среде и на другом языке, в котором многие слова имели другие значения.
К примепру, русский перевод не совсем точно передает греческое слово «Гексамерон». Правильнее было бы перевести его как «Шесть частей»51. Но дело даже не в том. В конце концов, книги Моисея были написаны не по-гречески, а на древнееврейском языке.
Если сравнить русский перевод с оригинальным древнееврейским текстом, окажется, что словом «день» переводчик передал еврейское слово «йом», которое имело несколько смыслов и означало не только календарные сутки, но и просто некие промежутки времени разной длительности.
Например, у того же Моисея встречается выражение «йом жатвы», то есть – «период жатвы». Понятно, что жатва одним календарным днем не ограничивается, особенно если жать серпом. Это скорее целый месяц, а не день. Таким образом, если уж быть точным, в книге Моисея говорится не о шести календарных сутках, а о шести временных периодах или эпохах, в которых развертывался процесс сотворения мира.
В книгах ведического корпуса в том же значении используется термин «юга» – «эпоха». В греческом языке имеется созвучное еврейскому «йому» слово «эон», которое тоже означает «век» или «эпоха». В науке термином «эон» обозначают промежутки времени геологической истории Земли, включающие в себя несколько геологических эр. Например, длительность последнего, фанерозойского эона оценивается в 570 млн. лет.
Вот о каких «днях» говорится в Библии!
И это ведь ни для кого не секрет. В той же Библии, в ее новозаветной части приведено разъяснение апостола Петра для непонятливых: «Не забывайте одного, возлюбленные: для Господа один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день»52.
Казалось бы, уж куда яснее?
Почему же эту ошибку до сих пор не исправят?
Да потому, что она всех устраивает.
Для верующего все просто: он считает себя обязанным верить во все, что ему говорят. «Верую – ибо абсурдно!» – вот лозунг фанатиков от веры, впервые провозглашенный Тертуллианом в III веке. Фанатики склонны настаивать на буквальном понимании библейского текста. Даже если это не оригинальный текст, а его не очень опрятный перевод. Написано: «день» – значит день. Эта точка зрения лучше всего выражена Мартином Лютером: «Если Моисей пишет, что Бог сотворил Небо и Землю и все, что в них, за шесть дней, то признайте, что это и были шесть дней».
Атеисты, уподобляясь религиозным фанатикам, тоже настаивают на буквальном толковании Библии. Почему? Да потому что им так удобнее её «разоблачать». Над чем веселей смеяться – над тем, что в возникновении мира наблюдается шесть периодов, или над тем, что мир был сотворен за неделю?
Между тем, и среди верующих, и среди церковных авторитетов были и есть люди, не впавшие в буквоедство.
Протоиерей Александр Мень писал, что шесть дней творения надо воспринимать не как календарные сутки, а как исторические периоды. Бог создавал не конкретные виды живых организмов, а законы их развития.
В своей статье «Православие и эволюция» опальный диакон Андрей Кураев утверждает, что согласно библейским текстам Бог не создает жизнь, но наделяет моря и земли свойством создавать виды животных и растений:
«Сущность процесса развёртывания мира не меняется от того, с какой скоростью он происходит. И наивны те, кому смутно кажется, что Бог становится не нужен, если мы растянем процесс творения. Равно, как наивны и те, кто полагают, что сотворение мира за более чем шестидневный срок умаляет величие Творца. Нам важно лишь помнить, что ничто не мешало, не ограничивало творческого действия. Всё происходило по воле Творца»53.
Пророк Мухаммад записал в Коране: «Он распределяет Свое повеление с неба на землю, и потом оно восходит к нему в некий день, протяжение которого – тысяча лет, как вы считаете»54.
В этих словах вкратце изложена вся технология сотворения мира. «Повеление с неба» – это информация, поступающая из нематериального мира. Она «сходит на землю», то есть превращается в материю и материальные вещи, создавая землю и все, что на ней. Информация подобна зернам, которые землепашец бросает в борозду, и из которых затем восходят растения, то есть происходит овеществление нематериальных «идей» или проектов вещей. А это требует времени. Если информация благодаря своей нематериальности способна распространяться мгновеннно, то для производства материальных объектов требуется весьма значительный период – тысячи лет, или миллионы, или даже миллиарды лет. Которые древний автор и назвал эпохами или «йомами». И которые умный человек не станет путать с календарными сутками.
«Мне кажется, – писал М. В. Ломоносов в трактате „О слоях земных“, – довольно быть и шестодневия, когда вспомню, что тысяща лет, яко день един пред Богом».
Еще в IV веке св. Василий Великий в комментарии на «Шестоднев» пояснял: «Назовешь ли его днем или веком, – выразишь одно и то же понятие». Имел, видимо, Василий ключик к пониманию Откровения!
«Гексамерон» говорит не о «шести днях», а о шести эпохах или периодах возникновения мира.
Картина, описанная в текстах Откровения, совпадает с тем, как происхождение мира описывает современная наука. Дело не только в том, что сотворение мира предстает в протоколах Откровения не как одномоментный акт, а как протяженный во времени процесс.
Тексты Откровения прямо сообщают, что нынешний мир был создан эволюционно!
Общий принцип эволюции, – развитие от менее совершенного к более совершенному, – зафиксирован в трактате Лао-цзы «Книга о Дао и дэ»: «В древности говорили: „Ущербное становится совершенным, кривое – прямым, пустое – наполненным, ветхое сменяется новым“… Слова древних: „Ущербное становится совершенным…“ – разве это пустые слова? Они действительно указывают человеку путь к [истинному] совершенству»55.
«Вишну-пурана», авторитетный священный текст индуистской религии, приводит такую последовательность творений, созданных Творцом-Брахмой: «неподвижное творение» (растения), «творение с горизонтальным каналом» (животные) и «творение с вертикальным каналом» (человек). Каждый следующий вид существ сложнее и совершеннее предыдущих, что соответствует принципу эволюции.
Прямые или косвенные указания на эволюционное развитие мира имеются во многих текстах откровений. Но в наиболее подробной и убедительной форме эволюционное учение представлено в «Гексамероне», первой главе первой книги Пятикнижия Моисея. Эту книгу не случайно называют «книгой Генезис». Речь в ней идет о происхождении мира («генезис» по-гречески означает «происхождение»), причем не только о происхождении живых существ, но и всей Вселенной.
Эта книга повествует об этапах становления Вселенной и нашей планеты, о преобразовании ее из первичного состояния («земля была безвидна и пуста») – в состояние, которое мы наблюдаем сегодня.
Последовательность наиболее существенных событий истории Земли, описанных в священном тексте, в общих чертах, такова.
Сначала – отделение небесных вод от земных, отделение суши от моря, образование литосферы и гидросферы. Иными словами – создание «минерального царства», мира неживой природы.
Затем появление живых организмов, растений, «растительного царства»: «произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод».
Далее – появление животных, формирование «животного царства».
И, наконец, появление разумного существа, человека.
Итак, перед нами следующая схема творения: минералы – растения – животные – человек.
Каждый, кто учился в школе, не может не знать: именно таким образом современная наука описывает стадии формирования и развития Земли!
«Эволюцию можно представить себе в виде Эйфелевой башни, – поэтично сформулировал Бернар Вербер, – В основании – энергия, выше – материя, планеты, затем – жизнь. И, наконец, на самой верхушке – человек, самое сложное и позже всех появившееся животное».
В первой главе Библии развертывается та же самая схема эволюции, о которой говорит современная наука!
Здесь мы имеем дело с эволюционной теорией в кратком, схематичном ее изложении.
И заметьте: тут ничего не сказано о неизменности мира! Только о его эволюции, о его развитии от простых форм к более сложным, от примитивных – к более совершенным.
«Одни существа ведут, а другие – следуют за ними; одни расцветают, а другие высыхают; одни укрепляются, а другие слабеют; одни создаются, а другие разрушаются»56 – подтверждает другой текст Откровения.
Нас обманывали, убеждая, что Библия настаивает на идее неизменности мира и отрицает эволюцию. Библия утверждает совсем обратное, а именно, что мир возник и развивался эволюционным путем, в течение нескольких сменяющих друг друга периодов («йомов») развития.
Представлений о неизменности растительного и животного мира планеты очень долгое время придерживалась как раз наука.
В середине «просвещенного» XVIII века, знаменитый естествоиспытатель Жорж-Луи Леклерк, граф де Бюффон, в своей «Всеобщей естественной истории» утверждал, что виды животных разделены бездной, через которую природа не может перейти, и что каждый вид животных обладает «неизменными отличительными признаками»57. Карл Линней в «Философии ботаники» (1751) высказался еще более определенно: «Виды весьма постоянны, так как их зарождение есть в сущности лишь продолжение».
Вот оно как, оказывается! Не Библия, а именно наука сравнительно недавно (в историческом масштабе) постулировала неизменность видов, в то время как Откровение излагало схему эволюции, в точности соответствующую современным научным данным.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Виштаспа (авест.), Виштасп (среднеиран.), – в иранских сказаниях царь легендарной династии Кейянидов.
2
Спитама – древнеарийский священнический род, неоднократно упоминается в Гатах (священных гимнах).
3
Вайша́кха – месяц индуистского календаря (21 апреля – 21 мая).
4
Шакья – царственный род в Индии железного века. В буддистских текстах Шакья упоминались как кшатрийский род. Шакья сформировали независимое царство в предгорьях Гималаев со столицей в городе Капилавасту, который находится на территории современного Непала.
5
Дхья́на – созерцание, особая сосредоточенность сознания на объекте созерцания, приводящая к успокоению сознания, а затем к полной остановке на некоторое время любой психической активности.
6
Т«ебеф – десятый месяц священного еврейского календаря и четвертый – гражданского. Соответствует примерно январю.
7
Курайш, курайши́ты – правящее племя древней Мекки. Получило название от родоначальника племени – Фихра ибн Малика по прозвищу Курайш.
8
Рамада́н – месяц обязательного для мусульман поста (саум) и один из пяти столпов ислама. В течение месяца рамадан правоверные мусульмане в дневное время отказываются от приёма пищи, питья, курения и интимной близости. Длительность месяца составляет 29 или 30 дней и зависит от лунного календаря.
9
Гора Джабаль ан-Нур (гора Света) расположена неподалеку от Мекки, в трех милях от Каабы. С горы открывается прекрасный вид на Мекку и Каабу.
10
Лири Тимоти. Семь языков Бога.
11
Быт.1:1.
12
Буквально «Хроника Люя». Плод коллективного творчества свыше трех тысяч ученых под патронажем первого министра Люй Бувэя (ум. в 235 до н. э.), произведение в трех частях, в котором изложены «по порядку все дела, касающиеся неба, земли, всех вещей, древности и современности» («Ши цзи», гл. 85).
13
Люй-ши чунь цю, III, 13:1.
14
Ригведа, 1,36:2.
15
Ригведа, 1.,141: 1.
16
Быт.1:3—5.
17
Кодзики, 1:3.
18
Ригведа, III, 55:3.
19
К. 21:30.
20
К. 6:14; 12:101; 14:10; 35:1; 39:46; 42:11.
21
Такое разъяснение дал Элмалылы Хамди Языр (1877—1942) в своем толковании Корана в те времена, когда теория Большого взрыва еще подвергалась остракизму в научных кругах и не была известна вне этих кругов.
22
Кодзики, 1:2.
23
Брихадараньяка упанишада, 1,4:11—16.
24
К. 51:47.
25
Расширение Вселенной в этом аяте передано словами «ва инна лемусиун», которые, по мнению знатоков арабского, являются именным предложением. В арабском языке именные предложения выражают непрерывность и постоянство. Следовательно, предложение «ва инна лемусиун» можно понимать как «непрерывно и постоянно расширяем», что соответствует современным научным представлениям о состоянии Вселенной.
26
Энгельс Ф. Диалектика природы // Собрание сочинений. Т. 20. – С. 392.
27
Энгельс Ф. Диалектика природы // Собрание сочинений. Т. 20. – С. 551.
28
Энгельс Ф. Диалектика природы // Собрание сочинений. Т. 20.– С. 360, 361.
29
Ярославский Е. Библия для верующих и неверующих.
30
Энгельс Ф. Анти-Дюринг. – С. 65.
31
Мелье Ж. Завещание, LXXXII.
32
Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // ПСС. Т. 18. – С. 277, 278.
33
Ярославский Е. Библия для верующих и неверующих.
34
Нем. Kosmologische Betrachtungen zur allgemeinen Relativitätstheorie.
35
Термин «реликтовое излучение» ввел в оборот советский астрофизик И. С. Шкловский.
36
Шатапатха – брахмана, Х, 5,3,1.
37
Ригведа, X, 129.
38
Ириней Лионский. Против Ересей. Кн. I.
39
Пополь Вух, I, 1. Цит. по: Книга о сотворении мира. СПб, Амфора, 2008. С. 278- 280.
40
Быт.1:3—9.
41
К. 36:82.
42
Иоан.1:1—3.
43
Манавадхармашастра, 1:5-9-10.
44
Книга Чжуан-цзы.
45
Вишну-пурана, 19:74—76.
46
Дао, 35.
47
Дао, 21.
48
Поймандр, 5,7—8,10—11.
49
Быт., 1:3.
50
«Во всем сомневаюсь» (лат.)
51
От др. греч.: έξι μέρος – шесть частей.
52
2-е послание Петра, 3:8.
53
Кураев А. Православие и эволюция.
54
К. 32: 4.
55
Дао, 22.
56
Дао, 29.
57
Buffon, 1753. Р. 390.