bannerbanner
Замысел бога. Толкование истины
Замысел бога. Толкование истины

Полная версия

Замысел бога. Толкование истины

Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 6

Об этих задачах и о способах достижения этого результата мы будем говорить ниже.

и дерево жизни посреди рая,

Жизнь есть существование вообще, бытие в движении и развитии. Дерево есть символ процесса развития психики. Таким образом, дерево жизни есть символ процесса существования психики, ее бытия в движении и развитии.

Но что же это такое? О чем таком конкретном идет речь? Что есть существование психики в движении и развитии? Чем движется психика, в чем она развивается, в каком процессе проявляется ее бытие?

Из контекста видно, что дерево жизни превосходит все остальные деревья по своей значимости, стоит особняком. Можно сказать, оно символизирует некий высший процесс в нашей психике. Думаю, речь о высшей ступени человеческого познания, называемой мышлением.

Мышление есть процесс отражения в человеческом мозге окружающего реального мира. Это синтез неких механизмов, образование и пополнение запасов понятий, представлений, выводов. Это новые суждения и умозаключения.

и дерево познания добра и зла.

Как это часто бывает в Ветхом Завете, в Евангелиях, и во всей Библии вообще, будто бы между делом, всего в одной строчке непритязательно выдана информация масштаба Вселенского, Божественного. Нам показано появление самого значительнейшего инструмента личности, имеющего кардинальное значение для всего того, что будет происходить с психикой человека в последующем. Нам показано появление основы для рождения в психике инструмента, должного вести к ее просветлению, изменению, развитию, росту, и имя этому инструменту – ЭГО!

Эго – это «Я» человека. Дерево познания добра и зла: так появилась самость психики, ее центральное ядро, вокруг которого с этого момента будут вращаться все психические процессы. Так появилась предрасположенность к созданию личности человека, посредника между внешним и внутренним миром человека. Дерево познания добра и зла есть символ процессов, позволяющих отделять плохое от хорошего, добро от зла: и все это инструменты эго. Они позволяют происходить внутри личности процессу дифференциации: расщепления, разделения целого, сплошного представления о мире на части, этапы, уровни. На добро и зло, хорошее и плохое. Так внутри личности возникает нравственный конфликт, необходимый для ее взросления и роста. Так возникает напряжение, которое в дальнейшем приведет к появлению двойственности, дуальности в личности человека, разрыву между духом и материей, разумом и чувствами.

10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;

12 И золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

13 Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.

14 Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

Что я могу сказать об этих реках кроме того, что это – настоящие реки, а не иносказательные образы, которых не существует в природе, ибо реки эти весьма известны и странам, по которым они текут, и почти всем народам. А уже из того, что они несомненно существуют (хотя две из них изменили названия, подобно тому, как Тибром называется теперь река, которая раньше была Альбулой, а именно: Гихон ныне называется Нилом, а Фисон – Гангом; две же другие – Тигр (Хиддекель) и Евфрат сохранили свои старинные названия), мы побуждаемся и все остальное понимать прежде всего в буквальном значении и думать, что оно – не иносказание, а то самое, о чем повествуется и что реально существует, но, вместе с тем, означает и нечто другое.


Аврелий Августин. О книге Бытия

Вот такой эпиграф. Вот такая уверенность в существовании этих самых рек. Однако ответьте: отчего же тогда столько споров относительно названий этих рек, и их местоположения, и их направления? Если такая уверенность, что это те самые, реально существующие или существовавшие, почему нет единодушия у исследователей? Почему такой разброд и отсутствие окончательного ответа?

Если присмотреться к эпиграфу и принять, что реки Фисон и Гихон – это Нил и Ганг, а Евфрат и Тигр сохранили свои имена до сих пор, то задаю вопрос: разве все эти вышеперечисленные реки имеют общий исток? Где же он расположен, как его название? Вообще, возможно ли, чтобы все эти реки протекали совместно на одной территории рая?

Давайте, к примеру, просто приглядимся к географии. Нил берет начало на Восточно-Африканском плоскогорье, расположенном на территории восточной части Центральной Африки, на юго-востоке материка. Ганг берет свое начало в Западных Гималаях, в районе Индии, Китая, Непала и Пакистана, между Тибетским нагорьем и Индо-Гангской равниной. Тигр и Евфрат берут начало в горах восточной Турции, на Армянском нагорье.

Все эти реки удалены друг от друга на огромное расстояние и вообще расположены на разных континентах! К тому же и истока общего у этих рек общего нет! Если брать в расчет их все, что же это получается: рай расположен на всей территории этих рек, равной территории Евразийского и Африканского континента вместе взятых? Или в их общем истоке? Представляете размах территории?

Некоторые комментаторы сходятся в одном: таких водоемов просто не существовало, более или менее точно определить ни реки, указанные в Библии, ни местности, в которых они протекали, просто невозможно, и все, что связано с ними, не больше чем самые обыкновенные предположения или какие-то странные причуды автора.

Некоторые не сдаются и ищут, находят новые и новые доказательства, новые высохшие русла, загадочные и неоднозначные письменные артефакты. Однако мы можем перелопатить всю географию, исследовать русла всех рек, имеющихся на планете. Мы можем приводить себя и других в заблуждение относительно того, что после потопа исчезли те самые, упомянутые в Библии реки, ибо изменилась география нашей планеты. Но, к сожалению, все это будут лишь версии, ни больше ни меньше, к тому же не имеющие никакого отношения к действительным явлениям и процессам, которые показаны в комментируемой строфе. Итак, займемся реками и станем вдумываться в каждое слово.

ФИСОН

«Первая река звалась Фисон и обтекала всю землю Хавила, ту, где золото. Она обтекала всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс».

Древне-ассирийское имя «Фисон» в буквальном переводе означает «полноводный». Хавила же переводится как «окружность».

Что такое золото для человечества? Ну, кроме того, что это ценный металл? Оно нечто большее, чем просто ценный металл: оно мерило ценностей! Но только в материальном мире, мире земном и вещественном. Но что есть мерило всех ценностей в мире духовном? Думаю, речь о времени. Помните: «время покажет», «время расставит все по своим местам», «поживем – увидим», «время – лучший лекарь». Именно время помогает разобраться, понять, взвесить, расставить все по местам.

Земля Хавила, где золото, окружность, где время: что это? Полагаю, речь о человеческом сознании, ведь время как оценочный фактор существует только в сознании человека. Сознание же есть пространство, огражденное границами нашей психики.

Теперь «бдолах». В LXX толковниках Ветхого Завета бдолах определен как то же самое, что и анфракс, иначе карбункул, или как кристалл, называемый так по своему сходству со льдом. Кристалл! Но при чем здесь кристалл?

Физики давно заявляют, что молекула ДНК по своей структуре напоминает кристалл. Есть мнение, что ДНК содержит всю информацию о строении и происхождении человека, следовательно, кристалл есть вместилище информации обо всем, а особенно информации о создании человека и всего с ним связанного.

В то же самое время следует обратить внимание и на структуру кристалла, на его форму, внешний вид: что его отличает от всех иных камней и минералов? Его главной отличительной чертой является большое количество граней.

Таким образом, думаю, бдолах есть символ информации и граней в оценочных свойствах нашей психики. Ну, согласитесь, если речь о времени как оценочном факторе нашего сознания, то надо брать в расчет то, что оценки не существует без граней: того, что отделяет одно от другого, одну оценку от другой. Но ведь и оцениваем мы именно исходя из той информации о том или ином, о хорошем или плохом, которая имеется в нашем сознании.

Я долго думал о том, что означает камень оникс? Традиционно толкователи обходят этот вопрос стороной, не озадачиваясь особо. Что тут комментировать, камень и камень, разновидность кварца, минерал. Ничего особенного, ничего значимого.

Однако все не так просто, как кажется. Я задумался над тем, что может символизировать оникс? Какие его свойства могли лечь в основу того, что он взят как символ? Лечебные, может быть?

Если взглянуть на оникс, то первое, что бросится в глаза, это его многослойная структура, и это его существенное отличие от других камней и минералов. Думаю, символическое значение имеет не состав оникса и не его лечебные качества, а именно его многослойность, причем слои идут то светлые, то темные. Так символически нам показана слоистость оценочных категорий нашей психики, способность психики видеть то черное, то белое, тьму и свет.

Но что все-таки за полноводная река Фисон, обтекающая наше сознание?

Мы помним, что вода есть символ бессознательного. Река есть поток воды, поток постоянный, значительных размеров, течение его по руслу. Она имеет исток и устье, начало и конец. Думаю, река есть символ энергии, и перед нами несколько рек: несколько разных энергий. Таким образом, Фисон есть символ энергии времени: энергии, обтекающей наше сознание, содержащей в себе оценочные инструменты.

ГИХОН

«Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш». Гихон переводится как «бурный, стремительный». Разве речь идет не об энергии наших эмоций, ощущений, чувств – бурных, стремительных?

Отдельно остановимся на таком сложном символе, как земля Куш: ее обтекает река Гихон. О земле Куш, о Кушанском царстве имеется достаточно много информации, но из общего количества одна заслуживает, по моему мнению, особого внимания. Кушанское царство было создано путем объединения разных земель, разных княжеств; из этого ее качества вырастает определение символа: Куш – символ чего-то объединенного, символ некоего синтеза, накопление чего-то полезного. Но что это?

Думаю, речь идет о самом обыкновенном опыте. Посмотрите, бурный Гихон обтекает Куш: энергия эмоций, ощущений, чувств окружает собой опыт. Все это неспроста, ведь весь полученный человеком опыт есть опыт чувств, эмоций и ощущений. Именно на них основано его получение человеком, именно они обтекают опыт, являются его окружением.

ХИДДЕКЕЛЬ (ТИГР)

«Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею». Хиддекель по некоторым версиям переводится как «вода реки вкусна и полезна», по другим – «река, ведущая к счастью».

Речь об энергии удовольствия, энергии нирваны, блаженства, счастья, комфорта. Человек должен испытывать радость жизни, поскольку вообще его психика не может существовать в подавленном состоянии, в состоянии безвыходности: ей необходим выход, свет, чувство наслаждения.

ЕВФРАТ

«Четвертая река была Евфрат».

Евфрат – по-арамейски буквально «сладкая вода»; с греческого из сочетания слов «легко, плавно льющийся, плавно текущий поток».

Плавный, льющийся поток сладкой воды: сладкой, доставляющей удовольствие, доставляющей наслаждение, но почему-то текущий в направлении ином. Но что в этом потоке не так? Что эту реку, эту энергию отличает от других вышеперечисленных энергий? Посмотрите: в тексте просто упомянута река Евфрат, и больше нет в нем никаких зацепок, никаких свойств или отличительных признаков этой реки, которые могли бы ее характеризовать.

Древние египтяне называли Евфрат «великой перевернутой рекой» или «рекой, текущей наоборот». Все дело в том, что египетский Нил тек на север, а Евфрат, наоборот, на юг. Египтяне, увидев это во время одного из своих военных походов, были просто поражены этим фактом. Итак, из Эдема выходила река для орошения рая и потом разделялась на четыре реки… Первые три реки, Фисон, Гихон и Хиддекель (Тигр), дают энергию психике, они находятся внутри нее, дают ей свою энергию. Но что делать с законом Вселенской дуальности? Что делать с законами Вселенского равновесия? Разве может все находиться только внутри психики? Получив такое количество энергий, психика должна что-то отдать. Энергии, направленные внутрь, должны быть уравновешены некоей энергией, направленной наружу: вот тогда на свет является Евфрат, энергия, «текущая наоборот».

Это свойство человеческой психики и только: отдавать нечто наружу. Внутри нее течет такое количество энергий, и самых разнообразных, и самых полезных, делающих свое великое дело, работающих над ее развитием, просветлением, расширением. Но разве это развитие, просветление, расширение психики не должно каким-то образом отражаться извне, наружу? Как проявляет себя психика, осваивая те три энергии, получая результат в виде удовольствий, опыта, оценки?

Она проявляет себя энергией, которая течет в обратную сторону: наружу, во внешний мир. Это энергия удовлетворения конечным результатом, энергия духовного насыщения. Эта энергия хотя и течет в обратную сторону, она ничуть не противодействует трем другим энергиям: все они, в тандеме, вкупе, делают одно дело.

Итак, из Эдема выходила река для орошения рая: это энергия души, первоначальная энергия, энергия райского, идеального, абсолютного состояния. Затем она разделялась на четыре энергии: энергию времени как оценочного фактора, энергию эмоций, чувств, ощущений, энергию удовольствия и энергию удовлетворения.

15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

Вот оно: начало реального существования созданной личности в пространстве психики. Теперь появилась самость, «Я», личность, и ей даны соответствующие инструкции существования: возделывать и хранить сад Эдемский. Возделывать – значит подготавливать к посеву. Возделывать рай – подготавливать пространство психики, которое к росту, к просветлению. Готовить к посеву психических процессов, готовить к тому, чтобы эти процессы в ней проросли, начали жить, пустили корни, усвоились психикой, были приняты ей. Речь о начале подготовке психики к процессу познания окружающего мира. Хранить рай – беречь от вреда, от процессов, ведущих к регрессу, к состоянию, противоположному просветлению.

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть;

17 А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

Для начала я хотел бы остановиться на слове «смерть». Понимаю, что человеку вообще свойственно воспринимать смерть как некий конец всего, как начало тьмы, пустоты, но чаще всего как кару: особенно как кару. Вот, например, слова «вкусишь от него, смертью умрешь» из века в век, из тысячелетия в тысячелетие воспринимаются человечеством как страшное возмездие человеку за то, что ослушался.

Но позволю себе забежать вперед и напомнить следующее: Адам вкусил от дерева познания добра и зла, Ева вкусила, но разве они умерли? Что же это: Бог соврал? Бог болтун: обещал и забыл, обещал и не выполнил? Бог тряпка: обещал наказать смертью и испугался к моменту приведения приговора в исполнение?

Кто-то приведет такой довод: Бог добр и великодушен, Он любит человека и простил ему его неповиновение, его грех, его ошибку. Но тогда зачем наказал, изгнав из рая? Почему не простил окончательно и бесповоротно? Да ведь и наказал-то за что: всего лишь за глупый проступок, детское любопытство, которое сам и спровоцировал запретом.

Все эти вопросы отпадут сами по себе, если мы взглянем на смерть не как на наказание Господне, не как на кару, а как на нечто естественное, хотя и в корне изменяющее природу вещей. Думаю, если перевести на тот язык, к которому я вас пытаюсь приучить, «смертью умрешь» означает «смерть познаешь». Познаешь конец, познаешь прекращение всех процессов в психике, ее жизнедеятельности.

Но отчего же Бог поставил такую странную задачу: «от всякого дерева в саду будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь»? Понятно, что «есть от всякого дерева в саду» —будешь познавать мир посредством тех психических процессов, символами которых являются деревья. Но вкусить от дерева познания добра и зла означает испытать, ощутить эго как инструмент познания мира через дифференциацию, через отделение одного от другого.

Почему Бог предостерегает личность от этого процесса? Потому что, вкусив от дерева познания добра и зла, она лишается слишком многого: бессмертия, которое она имела до этого, будучи частью бесконечной во времени Вселенной, своего состояния счастья и блаженства, в котором находилась с момента рождения. Но в то же самое время, не выполнив свое обещание, дав ему возможность вкусить, Бог предоставляет некий выбор в пользу того или иного, в пользу прежнего состояния или в пользу состояния нового, уже не бессмертного, уже болезненного и сложного, но ведущего к просветлению.

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

Итак, что есть помощник самости? Что есть помощник личности? Мы говорили уже о том, что животные полевые, птицы небесные, скот – все есть психические процессы того или иного рода. Помощник – это тот, кто оказывает помощь, помогая прийти к нужному результату.

Психика создана, но каков тот самый результат, к которому ей предстоит прийти? Человек в комментируемом тексте есть символ личности. Мужское ведет психику к развитию, и проявления его – в анализе, организации, мышлении, памяти, это бессознательная часть психики. Мужское начало, анимус, олицетворяет собой категоричные, жесткие, чрезмерно принципиальные решения и к тому же направленные вовне! Вовне: наружу, вперед! Человек есть символ будущего, и задача этого начала – вести психику вперед, в будущее. Давайте вспомним реку Фисон, энергию времени: теперь время для психики имеет значение как оценочный фактор. Теперь психика воспринимает время как нечто обязательное для себя, как некий ориентир собственного развития. Теперь для нее существует формула: вперед, значит – развитие.

Но мы уже говорили о Вселенском принципе построения всего: о двойственности. Мужское, анимус, направленное вовне, наружу, вперед, должно быть уравновешено. Мужскому началу нужен помощник: тот, что окажет помощь в развитии, уравновесит, и помощник, равный ему, некое начало.

Но могут ли уравновесить мужское начало психические процессы, которые символизируют животные, скоты и птицы? Нет, потому что задачей этих процессов является предоставление нашей психике почвы новых ощущений, чувств, эмоций, принятие их и осваивание, запоминание их, представление о них и тому подобное. Они полнят психику связями, но они кратковременные, быстропротекающие и являются всего лишь откликом на происходящее. Но они лишь процессы, хоть и слитые воедино, но ни один из них, ни все скопом они не есть начало, основа или исходная точка. Вот почему сказано: «для человека не нашлось помощника, подобного ему».

Теперь поговорим о том, для чего «Бог привел к человеку животных полевых и птиц небесных, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей».

Но вот ответьте, чувствуем мы, ощущаем, эмоции нас захватывают: можем мы понять, что с нами происходит? Можем дать имена нашим чувствам, эмоциям, ощущениям? Можем их отделить друг от друга? Соотнести их с внешними или внутренними факторами, вызвавшими их? Образуются в нашем сознании образы, соответствующие тому, что мы ощущаем, чувствуем?

Все это происходит в каждой психике, и все это представляет собой процесс, называемый познание! Это процесс отображения и воспроизведения окружающей человека действительности в его мышлении, в его сознании. Это исследование человеком внешней стороны и сущности вещей, явлений окружающего мира и самого себя.

Скот, животные и птицы, которым человек должен дать имена, есть символы психических процессов в психике, которые возникают во время познания. Ведь что значит дать имя предмету или явлению? Оно никогда не бывает совершенно нейтральным, не дается просто так. Оно всегда отражает внутреннюю и внешнюю сущность того, что отображается внутри нас, в нашем мышлении, в сознании. Имя есть словесное отображение предмета, понятия, явления. Поэтому, прежде чем дать предметам или явлениям имя, надо обозначить их как-то внутри своей психики, осмыслить и прочувствовать их свойства, внешний вид, характер, качество, вкус, запах, цвет, влияние на нас и так далее, и тому подобное.

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

Естественно, все это толкуется слишком прямолинейно, но картина оттого получается нелепая, странная и даже глупая. Не загадочная, не возвышенная, а именно нелепая: человеку отнимают кость и из нее создают ему жену. Если почитать комментарии к этим стихам, то все те, которые мне удалось прочесть, отличались все теми же свойствами: они нелепы, странны, даже глупы. Нелегкая это задача – объяснять то, чего не понимаешь сам. Тяжелая это задача – оправдывать, домысливать те действия Бога, которые для тебя до конца не только не понятны, но в которые просто не веришь. Не веришь, потому что нет в них здравого смысла, нет логики, не показан смысл всего этого, не показана цель такой странной манипуляции с ребром.

Обратимся всем своим вниманием к этому самому пресловутому ребру. Задумаемся над тем, что это за образ? Ведь мы же помним, что ключом к разгадке всех тайн Ветхого Завета является образное мышление. Быть может, «ребро» имеет какое-то иное значение, и это поможет понять смысл таинства рождения жены человека?

Ребро – это не кость. Ребро – это грань: рубеж, то, что отделяет одно от другого, отличительная особенность, черта, своеобразие. Слово «жена» изначально означало «женщина», и это правильное значение этого слова. Мы же понимаем, что речь идет не о замужней бабе, не о супруге некоего человека, а о женском начале, о женщине в нашей психике, о женском в ней.

Женское в психике есть грань: способность отделять одно от другого, способность видеть и понимать отличительные особенности, своеобразие вещей, предметов и явлений окружающего мира. Это, говоря научным языком, «анима» — влияние эмоций, настроений. Кроме того, женское начало нашей психики направлено вовнутрь: она призвана уравновесить мужское начало согласно Вселенскому принципу дуальности всего на свете. Так наша психика уравновешивается: одно дополняет другое, мужское уравновешивается женским, четкий анализ уравновешивается эмоциями, категоричность и взвешенность чувственностью. Рождением женского начала и присоединением его к мужскому началу завершается окончательное формирование той самой психики, какая есть у каждого из нас. Путь был долгий, сложный, многоэтапный, этапы сложны, но вот психика создана. Еще несколько штрихов, и она будет введена в действие.

Теперь поговорим о способе появления женского в нашей психике.

Итак, из мужчины было взято ребро, место прикрыто плотью, из ребра создана жена и приведена к человеку. Заметим, что жена рождена не из праха земного, как сам человек, как личность, самость, не из информации, не из «вещества ощущений», а из некоей грани пространства личности. То «место», откуда было взято ребро, откуда была взята эта грань, впоследствии было покрыто плотью: конкретным, материальным содержанием чего-либо.

Что же это получается: жена отделена от человека? Женское от мужского? Что это за символ такой? Разве в личности не объединены мужское и женское начала? Или все же жена с человеком не есть одно целое?

На страницу:
5 из 6