Полная версия
Замысел бога. Толкование истины
Светило большее, что управляет днем, есть символ процессов в нашей психике, что устремляют ее к разуму, к Богу, расширяют ее, развивают, усложняют. Светило меньшее, что управляет ночью, есть символ процессов прямо противоположных: это необходимо, чтобы в психике создавалось напряжение, чтобы работал закон дуальности, двойственности всего. Но посмотрите, процессы, усложняющие и развивающие психику, все же доминируют: ведь все-таки дневное светило большее. Однако ночное светило управляет и звездами: своего рода тоже светилами, но неизмеримо меньшими. Звезды есть символы проблеска сознания в бесконечном пространстве бессознательного.
20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]
21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
Мы помним, что вода есть символ бессознательного. Итак: бессознательное произведет пресмыкающихся, душу живую. Пресмыкающиеся медленно передвигаются, и они символизируют процессы медленные, будто передвигающиеся ползком, на брюхе, но уже более совершенные, ведь в них уже вдохнули душу: внутренний мир, Божественную суть. К этому же виду относятся и рыбы: они во многом примитивны, в способах передвижения, например, и символизируют процессы также в чем-то примитивные, изначальные, еще не развитые, но уже с искрой разума. При всем своем примитивизме и неразвитости это процессы большие: ведь рыб Бог сотворил только больших, прошу обратить внимание! Большие – значит, значительные и продолжительные по времени!
Все они неуклюжие, эти пресмыкающиеся, некоторые из них могут жить одновременно и на суше, и в воде. Все это символы процессов, подобных им: неуклюжих в сравнении с высшей психикой человека разумного и обитающих то в бессознательном, то в сознательном.
Теперь птицы: это уже психические процессы, в которых содержится сознание, душа, Божественность на минимальном уровне. Это самое начало настоящей психики: внутренних управленческих и поведенческих процессов.
Все они сотворены по роду их: сотворены поколениями, все они уже не единичные случайности, а целые роды, совокупности по родственным признакам.
В психологии это состояние психики определено как стадия перцептивной психики (стадия предметного восприятия). На ней происходит интеграция отдельных свойств в целостный образ предмета. Это сложные виды двигательного поведения, активные положительные раздражения, элементарные формы мышления. Появляются высокоразвитые и сложные инстинкты. Возрастает роль научения.
22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23 И был вечер, и было утро: день пятый.
Плодитесь и размножайтесь: производите себе подобных и умножайтесь в количестве. Психические процессы должны усложняться и множиться: они ведь основаны на ощущениях, они произрастают на ощущениях, а чтобы психика развивалась, усложнялась, нужны новые и новые ощущения, все более и более тонкие, глубокие, сложные. Такие ощущения делают работу разума все более тонкой, глубокой, сложной, а значит – совершенной!
Теперь я отдельно хочу остановиться на словах «…и был вечер, и было утро…». Речь вновь и вновь о состояниях сопредельных, ведь развитие психики идет волнами, процессы то начинаются, то оканчиваются. Утро есть начало дня, и оно символизирует начало изменений, их всплеск. Вечер же есть окончание дня, и он есть символ окончания изменений, снижение их качества, например.
24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
Вот нам процессы, наполненные сознательным еще больше. Они символически изображены в виде животных теплокровных, а значит – более живых, более развитых, более сложных! Они символизируют состояние психики, приближенное к состоянию, в котором находится психика человека разумного.
Опять обратимся к научным определениям: это стадия интеллекта. Появилась способность отражать межпредметные связи, приспособление, врожденные программы сведены к минимуму.
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
Образ и подобие Бога в человеке обычно объясняют такими свойствами, как бессмертие духа, и изначальная невинность, и Божественная чистота, и тройственность главных душевных сил – ума, сердца и воли. Но давайте признаемся самим себе честно и без оглядки на стереотипы: разве все перечисленные свойства и есть образ и подобие Бога? Разве суть в том, что человек похож на Бога своей человечностью, добротой, благородством? Все это характеристики человека разумного, человека общественного, цивилизованного, развитого, но именно – человека. Во всех тех характеристиках, которые выдаются за свойства Божественные, высокие, видна природа исключительно человеческая. Всеми вышеперечисленными свойствами человек отличается от животного, но не уподобляется Богу! Образ человека высокоразвитого, духовного есть именно образ человека, но не Бога!
Образ есть облик, вид, порядок чего-либо. Подобие есть сходство. Человеческая психика создана по образу и подобию Вселенной. Выше мы уже проводили параллель между появлением Вселенной и появлением психики. Душа человека, его психика есть часть Бога – часть Вселенского Всеединства! Подобно тому, как Вселенная владычествует над энергиями, процессами, наполнившими ее, так и психика человека владычествует над психическими процессами, происходящими в ней. Бог есть Всеединство всех имеющихся энергий во Вселенной. Психика есть единство всех имеющихся психических процессов. Образ, порядок Вселенной и образ, порядок психики идентичны.
Человек в этом стихе есть символ человеческой психики. Наконец, после долгих и множественных процессов в развитии появилось то, что называется специфическим способом существования души, высшей формой взаимосвязи человека с внешним миром, его сознание. И теперь управляет она всеми внутренними психическими процессами, примитивными и высшими, и всеми ощущениями человека.
Психология определяет эту стадию как стадию сознания. Это стадия появления внутреннего мира и отношения к нему. Это наличие целенаправленной деятельности, и способность приспосабливаться к среде, и способность к произвольной регуляции своих психических процессов. Это появление абстрактного мышления. Это начало высших психических функций.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Мужчину и женщину сотворил их: так были созданы мужское и женское начала в психике, разумное и эмоциональное, «анимус» и «анима», энергия действия и творческая энергия, свет и тьма. И в этой двойственности, в этой дуальности вновь проявлен образ и подобие Всеединства, которое само основано на этом принципе существования.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу;
30 А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Мы помним, что трава и зелень есть психические процессы изначальные, самые примитивные. Что же означает сие? Что человеческая психика должна быть основана на процессах самых изначальных, примитивных?
Мы видели процесс создания психики как таковой как явление, процесс ее развития. Теперь перед нами момент истины: появилась психика высшего порядка, человеческая психика. Однако, несмотря на то, что она теперь есть высшая форма взаимосвязи человека с внешним миром, сама по себе она существует в зачаточном состоянии. До сих пор мы наблюдали процесс создания психики как таковой: от ее зачаточного, бессознательного состояния до высшей формы. Теперь же эта самая высшая форма нашей души вновь находится в зачаточном состоянии: она перешла на новую ступень своего развития, но на этой ступени она находится на изначальном уровне развития. Такой психикой обладал человек первобытный: тот самый, что мало отличался от животного. Ей предстоит теперь пройти сложный и долгий путь просветления, усложнения, а пока процессы, происходящие в ней минимальны, примитивны, темны, если сравнивать подобные процессы в психике высокоразвитой, в психике идеальной, в психике высших сфер.
Вот для объяснения всего этого и показаны нам символически: трава, сеющая семя, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя. Все они символически отображают как изначальное состояние всей психики, так и состояние процессов, протекающих в ней. Представим себе это. Теперь имеется психика, и это уже не примитивная система, а особое свойство высокоорганизованной материи. Это не элементарная сенсорная психика, например, способная реагировать лишь на отдельные свойства предметов внешнего мира, а стадия сознания, стадия высших психических функций. Однако же все это лишь основа. Основа для дальнейшего развития, усложнения, просветления. Их благословил Бог: их одобрило Вселенское Всеединство, потому что процессы эти есть необходимая часть целого, часть мира.
ГЛАВА 2
1 Так совершены небо и земля и все воинство их.
Воинство есть совокупность вооруженных сил. Энергия есть сила, сила проявления чего-либо: в них, в этих энергиях, и проявляется Всеединство человеческой психики. Но здесь речь идет о воинстве неба и земли: об энергиях психики, ее основы, ее пространства, ее вещества, об их совокупности, об их способности действовать слаженно и совместно. Эти силы подобны энергиям, являющимся основой Всеединства, энергиям, составляющим Вселенную. Они не только подобны: энергии нашей психики есть энергии Вселенной, ибо всякая психика человека есть неотъемлемая часть энергии Вселенной!
2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
3 И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
Традиционно принято считать, что речь в этих строках идет о так называемой Святой субботе: дне, который христиане посвящают Господу, прославляют Его словословием и хвалой, слушают проповеди, читают Библию. Но не кажется ли нам, что такое понимание комментируемого стиха есть выдумка испуганных людей, видящих Бога существом амбициозным, закомплексованным и требующим достаточно странных для Него человеческих жертв?
Давайте попробуем понять вот что: разве в этом стихе сказано хоть слово о том, что люди что-то должны Богу за Его творения? Разве слово «почил», означающее «предался покою» от дел своих, означает какое-то обязательство? Конечно, Бог благословил седьмой день, день Своего покоя от сделанных дел, но это лишь означает, что Он этот день признал и одобрил. Он еще освятил этот день: сообщил дню этому облагораживающие, возвышающие свойства, сделал этот день возвышенным, почитаемым, незабываемым. Таким образом, чтобы понять написанное, мы в первую очередь должны избавиться от тех бессмысленных и неоправданных стереотипов, которые нам навязаны.
Итак, есть Бог: энергия, создавшая все, составляющая все и управляющая всем, Абсолютное Всеединство. Есть созданная Богом в шесть этапов человеческая психика. Но что есть такое седьмой этап: время отдыха Бога, время оценки Им созданного творения и придания этому творению возвышающих свойств?
Давайте зададимся вопросом: разве чувствует человек себя единым целым с Богом? Понимает ли он себя как некую энергию, некое вещество средь энергий и веществ Вселенной? Посмотрите на животный и растительным мир: всякий корешок, всякое насекомое, животное или птица живут с природой, миром, Вселенной, будто единое целое. Живому существу в природе нет необходимости думать и гадать, где и как найти пищу, и сомневаться, что сможет найти. Всякое растение из семечка пускает корни ровно там, где пустить нужно, и ровно так, как это нужно. Всякая гусеница превращается в бабочку, не задумываясь, сможет ли, осилит ли, попадет ли в точку, произойдет ли с ней метаморфоз в нужное время и нужным образом? Всякое животное элементарно выполняет свои природные функции, легко следуя инстинктам: незыблемым правилам, императиву, внедренным в их психику, оставаясь в отличной физической форме без тренировок в спортзале, сохраняя заданный природой экстерьер.
И только человек, с его высокоорганизованной душой, рождается и живет, будто оторванный от природы, от Вселенной, от Всеединства. Психика его настроена так, что он ощущает себя пасынком Бога, полным страхов, комплексов и обид, наделенным слабым организмом, слабым чутьем, слабым зрением.
Когда произошел этот отрыв? Не тогда ли, когда Вселенная, создав великолепнейший механизм «человеческой психики», сделала остановку, отдыхая? Не в тот ли это произошло «день», когда «Бог почил от всех дел Своих, которые делал»? Ведь посмотрите, что произошло тогда: Бог предался покою, почил. Разве речь идет не о том, что Вселенная, или, если говорить еще точнее, Абсолютное Всеединство в какой-то момент перестало взаимодействовать с созданной психикой? Ведь какой здравомыслящий человек поверит, будто Бог устал после шести дней работы? Что же это за Бог такой слабосильный? Разве Богу, этому Абсолютному Всеединству, сумевшему создать все и управляющему всем, свойственно такое чисто человеческое свойство – усталость от дел?
Но если Бог не устал, для чего же он почил? Для чего отступил от дел, предавшись покою? Потому что речь идет именно о том, что я описывал выше: после того, когда человеческая психика была создана, когда в нее были заложены все необходимые элементы, произошел тот самый отрыв ее от Абсолютного Всеединства, от Вселенной. Мы должны понимать, что в физиологическом смысле на самом деле отрыва как такового нет: человек есть часть Бога, живет по Его законам, является Его энергией, состоит из того же вещества, что и Всеединство. Но в психику его внедрено это ощущение разрыва с Ним.
Седьмой день был благословлен Богом и освещен им. Отрыв созданной психики от Всеединства есть процесс значительный, имеющий ценность, и преисполнен высокого значения! Значение в сфере той высокой задачи, которая возложена на созданную психику Богом! Что же это задача такая? Далее мы много будем говорить о ней. Бог не только поставил ее нашей психике, но и расписал этапы ее выполнения, дал четкие инструкции для ее реализации! Отрыв этот необходим: таким образом душа человеческая помещена в некомфортное для себя состояние, в состояние, напоминающее настоящую пытку. Так создано психическое напряжение, и только с одной целью: теперь психика настроена только на одну задачу, одну, но жизненно важную. Она должна вернуться обратно – в лоно Вселенной. Почувствовать себя единым целым с Богом. Почувствовать себя частью Всеединства: стать сущностью, равной Богу.
4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,
5 И всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли;
6 Но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.
Кустарники и травы, которых еще не было на земле: речь о новых психических процессах, основанных на ощущениях.
Дождь орошает землю, несет ей влагу, необходимую для роста растений: это своего рода питание для всего живого, произрастающего на земле. Как земле нужна влага, ощущениям в нашей психике необходима пища: внешние эмоции, огромное их количество, ощущения яркие, разнообразные, разновеликие. Они должны дать пищу нашим ощущениям, как дождь дает влагу земле и пищу растениям.
Господь еще не посылал дождя на землю, и не было еще человека для возделывания земли: нет еще механизмов для осваивания полученных ощущений. Созданная психика еще работает в некоем минимальном режиме: еще недостаточна интенсивность ощущений, еще недостаточна длительность их получения, чтобы скопилось достаточное количество связей.
Однако психика работает: не дождь орошает землю и все на ней, а пар; не достаточное количество внешних эмоций, их минимум: не достаточный, чтобы процесс развития психики пошел полным ходом, но достаточный для ее минимального функционирования.
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
Вновь и вновь нюансы создания психики человека. Земля есть символ ощущений в ней. Человек был создан из праха земного, прах же есть мельчайшие частицы, природное вещество чего-либо. Получается, человек был создан из вещества ощущений, из материала, составляющего их? О чем же идет речь?
В материальном смысле ощущение есть простейший психический процесс. Оно есть отражение свойств и состояний внешней среды при их воздействии на органы чувств, это превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания, и это превращение происходит в нервной системе. Но мы не должны забывать, что речь идет не об определении ощущений в материальном смысле, а о процессах исключительно нематериальных.
Я думаю, речь о нематериальном веществе ощущений – об информации. По своей метафизической сути информация есть содержание отражения одного объекта или явления в другом. По существу, информация есть нематериальное определение ощущений! Итак, человек создан из вещества ощущений – из информации. Из информации обо всем во Вселенной, и это вновь доказывает тот факт, что он создан по образу и подобию Бога, ибо Он в том же метафизическом смысле есть информация обо всем: о Всеединстве, об энергиях, создавших и управляющих Вселенной, о законах мироздания!
Затем мы видим завершающий процесс создания психики человека: она стала душой живой! Теперь психики дана настоящая жизнь, теперь она не просто заготовка, не просто набор элементов – теперь она полна жизненной энергии, активна. Теперь она существует объективно, фактически.
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи,
Традиционные комментарии в голос твердят одно: рай – это конкретное место на Земле, которое периодически находят археологи и историки, но всякий раз оказывается, что они ошиблись, и поиски продолжаются вновь, не увенчиваясь действительным успехом.
Ответьте: разве много на земном шаре мест, недоступных научному изучению и человеческому присутствию? Допустим, рай – это физический объект, территория земли. Так почему он не найден до сих пор, ведь в некоторых комментариях, да и в самой Библии такое количество ярких примет этого объекта – и реки, и минералы, и полезные ископаемые? На земле мало мест, куда не ступала нога человека, и все они вряд ли хоть как-то отвечают признакам рая или Эдема.
Хорошо, допустим, эта местность найдена и уже освоена людьми, и ученым просто необходимо ее определить как рай. Но получается, в руках человечества находится и дерево жизни, с которого прекрасно едятся его плоды, и дерево познания добра и зла, плодами которого продолжают искушаться современные адамы и евы?
Все это далеко за гранью Истины. Это совершеннейший тупик, который человечество себе выдумало и следует ему с настойчивостью собаки, взявшей след. Но мы никогда не найдем Эдем и рай в нем не потому, что плохо ищем: мы отлично оснащены техникой и ищейками с острым нюхом. Просто невозможно найти нечто утерянное там, где только светло и удобно искать. Словари дают определения слова «рай» как места блаженного, счастливого и безмятежного пребывания душ, места, где прекрасные условия жизни, спокойная обстановка и радость. Эдем же означает изначальное местонахождение человека «до грехопадения», а также и место блаженного существования после смерти.
Мы подошли к тому, чтобы найти понимание, скажем так, сверхзадачи человеческой души, о которой нам толкует Библия в комментируемой строфе. Как только была создана психика человека, как только она обрела свое «рабочее» состояние, ей была дана возможность «почувствовать» идеальную безмятежность, бесконечный комфорт, безмерные радость и счастье. Это состояние называется в Ветхом Завете «Эдем».
Но что такое есть «рай», ведь это слово зачастую толкуют как синоним Эдема, как, в принципе, вообще то же самое? Однако обратим внимание на то, что в комментируемой строфе рай и Эдем все же разные понятия. Мало того, рай, как мы видим, есть часть Эдема, ибо насажен в нем!
Рай обычно изображают как прекрасный сад, полный цветов, животных и растений. Ему приписывают прекрасные виды и благоухания, из-за каждого его куста выглядывают милые моськи восхитительных животных, мордатых и по-детски глазастых. Но все это лишь самые обыкновенные выдумки испуганных смертных. Все детали додуманы за авторов Ветхого Завета, ибо выдумщики были убеждены, что здесь что-то не так, что допущена какая-то страшная и нелепая ошибка, опечатка, недописка. Ведь рай – это земля, обещанная праведникам в качестве награды за все их лишения и мучения, страдания и бедствия, и она должна быть восхитительным садом, и никак не меньше. Но нам стоит отставить в сторону всякие испуганные фантазии, ибо нас интересует лишь Истина.
Итак, рай насажен в Эдеме на востоке, и туда помещен человек.
Бог насадил рай, а значит, засадил его деревьями. Перед нами совершенно конкретная характеристика объекта: из земли растут деревья, приятные на вид и хорошие для пищи, но никаких трав, цветов, кустарников, никаких растений, неприятных на вид и негодных в пищу, вообще ничего другого. Разве так должен выглядеть прекрасный сад, приготовленный для жизни праведников? Я думаю, чтобы точнее ответить на вопрос, что есть рай, необходимо несколько абстрагироваться от понимания его как объекта материального. В материальном, территориальном смысле рай – это лишь часть Эдема. Но в смысле духовном, нематериальном, рай есть отправная точка этой сверхзадачи, с которой началось движение психики к своему развитию и просветлению, с одной стороны, а также пространство в психике, которое уже подверглось влиянию поставленной сверхзадачи. Это та временная точка, с которой все началось. Это момент начала устремления психики ввысь к свету.
Рай – это начало начал. Это пространство, в котором начался рост психических процессов уже крепких, дающих мощные корни и приносящих пригодные для просветления плоды. Эти процессы приятны и полезны для психики, поскольку развивают и просветляют ее, и символами их, конечно же, являются деревья.
Думаю, все вместе деревья символизируют не что иное, как познание. Деревья показаны нам в совокупности: познание тоже есть совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний об окружающем мире.
Теперь прошу обратить внимание на тот факт, что рай был насажен на востоке. Думаю, такое уточнение не есть мелкая, незначительная деталь: нет в Ветхом Завете ничего случайного и ненужного. Восток есть сторона, часть горизонта, где восходит солнце. В предыдущей главе мы говорили уже о светиле большем, о том, что управляет днем. Это и есть солнце, символ сознания человека, символ процессов в нашей психике, что устремляют ее к свету, к разуму, к развитию. Солнце освещает землю и делает все на ней видимым. Сознание делает мир просветленным, разумным, освещенным Истиной. Вот и рай расположен там, где восходит солнце: где свет сознания, свет Истины. Так символически нам показаны устремления психики в своей развитии: к свету, к разуму, к Истине.
Однако мы должны понимать следующее. Когда речь идет о том, что перед психикой стоит сверхзадача вновь обрести идеальное, райское, безмятежное состояние бесконечного счастья, все это не означает некий регресс. Стремление вновь обрести рай в душе не означает упадок, возврат к прошлому. Душа изначально была помещена в идеальное состояние с целью понимания ею того, к чему она должна стремиться, и это важный нюанс. Задана, говоря языком соревнований и спорта, «высочайшая планка», ей была дана возможность ощутить результат. И она им заражена настолько, что стремиться к нему будет бесконечно и безостановочно. То, к чему психика стремится, получение этого результата для нее есть сверхзадача, цель ее существования. Душа сможет обрести это состояние после выполнения всех задач, поставленных перед ней.