bannerbanner
Россия. Бессмертные оперы. Краткие содержания
Россия. Бессмертные оперы. Краткие содержания

Полная версия

Россия. Бессмертные оперы. Краткие содержания

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

Картина 2. Комната в доме Калашникова. В дверях появляется Алена в разорванной шубейке и распущенной косой. Алена бросается ему в ноги и просит выслушать. Она отвечает, что по дороге им встретился Никитка с земцами, возвращающийся из Александровской слободы, который и отбил ее от опричников и привез домой. Она просит у мужа прощения и умоляет его отомстить обидчику Кирибеевичу. Калашников прощает и клянется отомстить.

Входят Ефим и Сергей – братья Калашникова. Они клянутся помогать брату отомстить за бесчестье.

Действие 3. Открытое место на замерзшей Москве-реке. Царское шествие. Царь выходит из саней, около него Малюта и Кирибеевич. Опричники окружают помост. Объявляется кулачный бой. Выходит Кирибеевич и кланяется царю, сквозь толпу пробирается Калашников, за которым идут Алена, Ефим и Сергей. Калашников заявляет, что он вышел на последний бой. Кирибеевич догадывается, что это муж Алены и он будет месть за оскорбление. Борьба началась. Калашников, ударяет Кирибеевича в висок и тот падает мертвый. Царь, узнав, что Кирибеевич мертв – велит казнить купца. Алена бросается в ноги царю и просит простить мужа ради их детей. «Убил нечаянно или нарочно лучшего бойца?», – вопрошает царь. Царь обещает пожаловать из казны жене и детям, а братьям торговать по всей Руси без дани и без пошлины. Калашников прощается с женой и детьми, братьями. Его уводят.

Нерон

Опера в 4-х действиях, либретто по поэме Барбье. Премьера: Гамбург, 1879

Действующие лица:

Нерон, римский император (тенор); Виндекс Юлий, герцог Аквитании (баритон); Тигеллин, префект преторианцев (баритон); Балбиль, астролог (бас); Сакус, поэт и Терпнос, цитрист – приближенные Нерона (тенора); Северус, верховный жрец (бас); Пизон, Руфь, Спор, Мессала, заговорщики (басы); Луций, римский мальчик (сопрано); Поппея, возлюбленная Нерона (сопрано); Эпихариса, вольная куртизанка (контральто); Криза, ее дочь (сопрано); Агриппина, мать Нерона (контральто); глашатай, сенаторы, центурион, рабы, рабыни, весталки и народ.

Место действия – Рим и окресности. Время – 59—68 годы до РХ


Действие 1. Атриум в доме куртизанки Эпихарисы в Риме. Собравшиеся гости пируют и поют славу богам любви и наслаждения. Входит Эпихариса и герцог аквитанский Юлий Виндекс, поэт Сакус, цитрист Терпность и Пизон. Они рассуждают о Нероне и осуждают его. Вбегает дочь Эпихарисы Криза и просит защитить ее от преследования уличных преследователей. Виндекс опасаясь преследователей уводит Кризу. Входят преторианцы и Нерон в масках. Они требуют выдачу Кризы. Нерон снимает маску и все отступают в изумлении. Виндкс защищает девушку и не пропускает Нерона во внутренние покои. Поэт Сакус предлагает устроить маскарадную свадьбу Нерона с таинственной красавицей. Нерон ободряет этот план и предлагает Виндексу уговор: если девушка окажется незнакома Эпихарисе, то она уступает ее, если же это не так, то Криза должна быть отдана ему. Виндекс соглашается. Вводят Кризу, которая с громким криком «Мать! О, счастье!» бросается к Эпихарисе. Виндекс, пораженный этим открытием, отказывается от дальнейшей защиты Кризы. Эпикриса бросается к Нерону и заявляет, что она отдает Кризу в жены. Затем она дает распоряжения исполнить свадебный обряд. Прислужницы смеясь одевают Кризу в свадебные одежды. Криза умоляет мать пощадить ее. Эпихариса уговаривает дочь покориться, обещая спасти ее и отдает приказание рабыне принести кубок со снотворным напитком. Началась шутовская свадебная церемония.

Вдруг Криза хватается за сердце и падает без чувств. Обращаясь к Нерону, она говорит, что отравила дочь, желая скорее видеть ее мертвой, чем принадлежащей деспоту. Нерон взбешен, велит схватить Виндекса и предать его пыткам. Преторианцы хватают Виндекса.

Действие 2. Картина 1. Комната любовницы Нерона, Поппеи Сабины в императорском дворце. Поппея занята своим туалетом. Поппея расспрашивает Балбила про Кризу и Виндекса. Балбил сообщает, что Криза умерла, а на Виндекса обрушилось мщение Цезаря и его сегодня ждет казнь. Поппея в страхе. Балбил предсказывает Поппее, что она будет царствовать. Входит Нерон. Нерон клянется в любви, Поппея ревнует его к жене Октавии и на ласки Нерона отвечает холодно. Входит префект и сообщает, что Октавия в наказание за измену и бесчестие предана казни. Тигеллин сообщает, что сенаторы, жрецы и народ собрались, чтобы выразить свои поздравления за его справедливый суд.

Нерон предлагает народу разрушить старый Рим и построить новый. Приводят осужденного на казнь Виндекса. Поппея просит помиловать его. Появляется Эпихориса и просит возвратить похищенную Кризу, объясняя, что она дала ей не яд, а сонный порошок. Сонную ее похитили. Нерон узнал, что Криза жива, грозит казнью обманщикам и клянется разыскать ее. Нерон берет Поппею за руку и видит в ее руке портрет Кризы. Он понимает, что Криза у Агриппины. Он прощает Эпихарису и Виндексу и сопровождаемый толпой уходит.

Картина 2. Площадь перед храмом, Знатные римляне, возмущенные жестокостью Нерона решаются примкнуть к заговору Агриппины, которая хочет свергнуть Нерона. Появляется торжественный кортеж Нерона. Народ приветствует его. Навстречу ему из храма выходят жрецы. Рабы выносят на носилках Агриппину. Она становится на колени перед Нероном и просит его вернуть ей свое благоволение и посетить ее дворец, где он найдет все, что захочет, а также Кризу, которую она для него же и похитила. Нерон примиряется с матерью. Нерон с матерью входят в храм. Между тем Поппея возвращается на площадь с Виндексом и Эпихарисой. Узнав от Поппеи, что Криза находится у Агриппины, Виндекс клянется Эпихарисе возвратить ей дочь.

Действие 3. Картина 1. Комната в доме Эпихарисы. Криза тайно привезена сюда Виндексом. Глашатай объявляет, что ночью все ворота будут закрыты и никто не смеет выходить из города. Входит Виндекс и рассказывает, что Нерон не найдя в доме Агриппины Кризу, в гневе убил свою мать.

Появляется Нерон и умоляет Кризу полюбить его и в случае согласия казнить Поппею. Возмущенная Криза грозит Нерону карой божией и предлагает покаяться. Нерон грозит силой взять ее, но в этот момент появляется Поппея и становится между ними, упрекая цезаря в измене. Нерон зовет стражу. Но оказывается Поппея пришла со своим отрядом стражи во главе с Виндексом. Виндекс, угрожая тирану кинжалом, уводит женщин. Нерон в страшном гневе бросается вслед. Вбегает Сакус и сообщает, что Рим в огне. Нерон вспоминает, что сам приказал поджечь город и велит Саксу объявить христиан поджигателями. Толпа требует казни христиан. Поппея говорит Нерону, что она решила выдать и Кризу как христианку.

Картина 2. Предместье Рима. Вдали зарево. Толпы народа бегут, спасаясь от огня, взывая о помощи и требуя строгой кары для христиан, виновников пожара. Эпихариса и Виндекс шатаясь ведут изнемогающую Кризу.

На башне Нерон с Поппеей, любуются панорамой горящего города. Нерон винит во всем христиан.

Криза обращается к толпе с заявлением, что во всем виновен тиран-Нерон. Народ недоумевает. Нерон, узнав Кризу, хочет спасти ее, заявляя, что она принадлежит ему. Но Криза отказывается от него, заявляя, что она христианка. Поппея подтверждает это, и толпа убивает Кризу. Поппея торжествует. Виндекс клянется отомстить Нерону. По приказу Нерона толпа хочет схватить Виндекса, но огонь заставляет ее остановиться.

Действие 4. Картина 1. Улица Рима. Нерон взбешен. Входит мальчик Лупий с пергаментом в руках. Он читает известие о том, что император бежал, убив Поппею. Виндекс и Гальба введут легионы в освобожденный Рим. Народ требует казни Нерона.

Картина 2. Мавзолей императора Августа. Нерон, бежавший от народного гнева, скрывается в мавзолее. Из расступившихся стен мавзолея появляются призраки всех его жертв: Британик, Октавий, Агриппина, Сенека, Поппея, Криза, казненные христиане и прочие жертвы его тирании. Нерон теряет сознание и падает.

Картина 3. Дорога за городом. Ночь. Проходят легионы Виндекса. «Нас в Рим веди! Смерть Нерону!», – кричат легионы. Нерон из своего убежища наблюдает. Появляется центурион и узнает Нерона. Он зовет на помощь. Сакус советует Нерону покончить с собой и дает ему кинжал. Он просит Сакуса сделать это и он с удовольствием оказывает ему эту дружескую услугу. Нерон падает. Легионы становятся вокруг тела Нерона.

Фераморс

Опера в 3-х действиях, Томаса Мура. Премьера: Дрезден, 1863

Действующие лица:

Лала Рук, принцесса Индостана (сопрано); Хафиза, ее подруга (контральто); Фераморс, певец (тенор); Фадладин, великий визирь Индостана (бас); Посол, свита, народ, баядерки, рабы и негры. Место действия: Кашмир и его окрестности.

Действие 1. За рекой вдали виден Кашмир. Народ толпится в ожидании принцессы Индостана, царевны Лала Рук. Входит бухарский посланник Хозру со свитой и стражей и объявляет народу о приезде царевны.

Появляется громадный паланкин, несомый неграми. Из него вылезает толстый, Фадладин. Фадладин заявляет, что он явился сюда для устройства встречи царевны и что очень недоволен царским певцом Фераморсом, который посмел вчера тревожить музыкальный слух своими глупыми песнями.

Показывается кортеж царевны. Вносят два роскошных паланкина: в одном из них – царевна, в другом – ее подруга Хазифа. По древнему обычаю невеста не должна видеть жениха до свадьбы. Поэтому ей перед свадьбой надо провести ночь здесь в долине. Лала любит певца Фераморса и лишь подчиняясь воле отца, выходит замуж за царя. Лалла говорит Хозру, что царем Кашмира был прислан к ней певец, который доставляет ей удовольствие своим пением и она желала бы его послушать. Хозру приказывает позвать Фераморса. Входит Фераморс и шопотом просит Хозру, чтобы тот не выдавал его и пока никому не рассказывать, что он переодетый царь Бухары.

Действие 2. Появляется Фераморс с горячим признанием в любви. Слышны голоса – Фадладин. Любовники скрываются в палатке. Фадладин обнимает Хазифу, та не противится и они уходят.

Вбегает Хазифа, вырвавшаяся из рук Фадладина, и просит Лалу спрятаться в палатке. Фераморс уходит и в темноте наталкивается на Фадладина, тот узнает певца. Фераморс убегает. Фадладин зовет на помощь. Стража ловит певца. Фадладин заявляет, что певец хотел его убить во время молитвы. Толпа требует смерти Фераморса. Хозру выходит вперед и заявляет, что берет певца под свое покровительство.

Действие 3. Картина 1. Гарем в Кашмире. Входит Лалла. Она с нетерпением ждет возвращение Хазифы.

Картина 2. Зал во дворце в Шалимаре. Входит Хазифа, а затем Хозру. Хозру сообщает, что еще ночью он освободил Фераморса из башни. Слышен голос Фадладина, возвещающий о том, что преступник ночью исчез, несмотря на то, что он был закован.

Приближается царский кортеж. Хозру предлагает Фадладину отправиться на встречу царя. Подплывает лодка, выходит свита, затем Лалла Рук. Входит Фераморс в царской одежде. Фадладин спешит к царю с докладом о бегстве преступника, но взглянув на царя, падает на колени, узнав в нем Фераморса. Царь прощает его.

БОРОДИН АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ (1833—1887)

А. Бородин – композитор, ученый-химик, дирижер, музыкальный критик, но в историю мировой культуры он вошел, прежде всего, как композитор. В 1850 г. Бородин поступил в Медико-хирургическую академию в Петербурге и с увлечением отдался занятиям медициной и химией.

Осенью 1862 г. Бородин был избран профессором академии, где до конца своей жизни читал лекции и вел практические занятия со студентами.

В доме профессора академии С. Боткина Бородин познакомился с М. Балакиревым, который оценил композиторский талант Бородина и заявил молодому ученому, что истинным его призванием является музыка. Бородин вошел в кружок, который помимо Балакирева составляли Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и художественный критик В. Стасов. Так завершилось формирование «Могучей кучки».

В конце 60-х гг. Бородин приступил к сочинению оперы «Князь Игорь». В качестве сюжета оперы Стасов предложил Бородину замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Сразу же после внезапной смерти Бородина Римский-Корсаков и Глазунов завершили работу над оперой: Глазунов воссоздал по памяти увертюру и сочинил на основе авторских эскизов музыку 3-го акта, Римский-Корсаков инструментовал большую часть номеров оперы.

Князь Игорь

Опера в 4-х действиях с прологом. Либретто композитора, основанное на «Слове о полку Игореве».

Премьера: Петербург, Мариинский театр, 1890 г.

Действующие лица:

Игорь Святославич, князь Северский (баритон); Ярославна, его жена во втором браке (сопрано); Владимир Игоревич, его сын от первого брака (тенор); Владимир Ярославич, князь Галицкий, брат княгини Ярославны (высокий бас); Половецкие ханы: Кончак (бас); Гзак (без речей); Кончаковна, дочь хана Кончака (контральто); Овлур, крещеный половчанин (тенор); гудочники; Скула (бас); Ерошка (тенор); няня Ярославны (сопрано); половецкая девушка (сопрано); русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русские ратники, девушки, народ. половецкие ханы, подруги Кончаковны, невольницы (чаги) хана Кончака, русские пленники, половецкие сторожевые.

Время действия: 1185 год. Место действия: Путивль, половецкий стан.


Пролог. Площадь в Путивле. Ее заполнила дружина и рать, готовые выступить в поход против половцев. Приходит Ярославна. Она бросается к Игорю с мольбой не отправляться в поход. Игорь утешает ее. Он поручает опеку над нею князю Владимиру Галицкому, который не просто его друг, но к тому же брат Ярославны.

Действие 1. Картина 1. Княжеский двор Владимира Галицкого. Все поют славословие князю Владимиру. Сам князь Владимир Галицкий только и мечтает о том, чтобы править в Путивле.

Картина 2. Горница в тереме Ярославны.

Входят думные бояре и кланяются Ярославне. Они пришли сообщить княгине плохую новость. Они рассказывают, что русская рать разбита, а Игорь вместе с сыном попали в плен к хану. Слышен звон набатного колокола. Враг подошел к стенам города, и в окнах дворца княгини уже виднеется зарево пожара.

Действие 2. Половецкий стан. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают Кончаковну, дочь хана. Появляется сын Игоря, Владимир, и устремляет тоскующие взоры к шатру Кончаковны, зовет ее словами любви. Появляется Кончаковна.

К князю подходит половецкий воин. Это Овлур. Он принял православие, крестился и сейчас старается помочь Игорю. Овлур предлагает Игорю коней, чтобы князь мог бежать. Игорь колеблется, принять ли ему это предложение. Но нет, бежать Игорь не может – это противно его чести.

Действие 3. С богатой добычей возвращается в стан ханское войско. Кончак устраивает пир для половцев, а пленников приказывает крепко сторожить.

Князь Игорь и Владимир узнали страшную правду: их город сожжен, а дети и жены уведены в плен. «Чего ж мне ждать еще?» – восклицает Игорь. В этот момент перед ними проходит обоз с добычей и русскими пленными. К шатру Игоря осторожно подкрадывается Овлур. Он призывает Игоря быстро собираться в путь. На сей раз Игорь соглашается.

В страшном волнении вбегает Кончаковна. Она останавливается у шатра Владимира. Она узнала о намерении Владимира бежать и теперь умоляет его остаться, не бросать ее. Со всех сторон сбегаются половцы. Кончаковна сообщает о побеге Игоря. Половцы снаряжают коней в погоню за князем. Владимира же они хотят привязать к дереву. Кончаковна вступается за него. На шум является Кончак и ханы. Половцы сообщают ему о случившемся. Побег Игоря вызывает у хана уважение: «Вот молодец! Недаром я так его любил; на месте Игоря и я бы так же поступил». И он приказывает казнить сторожевых, а княжича не трогать. У Кончака другой план: «Если сокол ко гнезду улетел, то мы соколика опутаем красной девицей». И он объявляет Владимира своим желанным зятем. И тут же он – коварный хан – объявляет: «Идем на Русь! В поход на Русь!» Можно только догадываться, что творится в душе Владимира.

Действие 4. Городская стена и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна одна на городской стене. Она всматривается вдаль и видит, что кто-то едет. Это два всадника. В одном из них по одежде она узнает половца. Это пугает ее, ведь она понимает, что если половцы нагрянут, Путивля не отстоять. Но другой всадник «одет по-нашему и с виду не простой он ратник». Они приближаются все ближе, и вдруг она узнает Игоря.

Князь Игорь и Ярославна медленно идут к Детинцу. Со всех сторон сбегается народ.


КЮИ ЦЕЗАРЬ АНТОНОВИЧ (1835—1918)

Ц. Кюи – член балакиревского содружества «Могучая кучка», инженер-генерал. Музыкальное наследие Кюи – 14 опер.

Кюи родился в литовском городе Вильно в семье учителя местной гимназии, выходца из Франции. Кюи показал свое первое сочинение С. Монюшко, жившему в то время в Вильно. Выдающийся польский композитор сразу оценил дарование мальчика и, зная незавидное материальное положение семьи Кюи, стал бесплатно с ним заниматься по теории музыки. Всего 7 месяцев проучился Кюи у Монюшко, однако уроки большого художника, сама его личность запомнились на всю жизнь.

В 1851—55 гг. Кюи учился в Главном инженерном училище. 1856 г. состоялось знакомство Кюи с М. Балакиревым.

В 1858 г. он завершил в первой редакции оперу «Кавказский пленник». В 1859 г. написал комическую оперу «Сын мандарина». На премьере в роли мандарина выступил М. Мусоргский, аккомпанировал на фортепиано автор, причем увертюра была исполнена Кюи и Балакиревым в 4 руки. Пройдет много лет, и эти произведения станут репертуарными операми Кюи.

В 60-е гг. Кюи работал над оперой «Вильям Ратклиф», в основу которой была положена одноименная поэма Г. Гейне.

В 1876 г. в Мариинском театре состоялась премьера новой работы Кюи – оперы «Анджело» на сюжет драмы В. Гюго.

Оперы: Кавказский пленник; Сын мандарина; Млада; Вильям Ратклиф; Анджело; Сарацин; Пир во время чумы; Мадемуазель Фифи; Снежный богатырь; Матео Фальконе; Капитанская дочка; Красная шапочка; Кот в сапогах; Иванушка-дурачок;

Кюи закончил две оперы других композиторов:

Каменный гость (А. Даргомыжского); Сорочинская ярмарка (М. Мусоргского)

Вильям Ратклиф

Опера в 3 действиях. Либретто А. Плещеева и В. Крылова по одноимённой драме Гейне.

Действующие лица:

Мак-Грегор, богатый шотландский лорд (бас); Мария, его дочь (сопрано); Маргарета, ее кормилица (меццо-сопрано); Дуглас, жених Марии (тенор); Вильям Ратклиф (баритон); Леслей, его приятель (тенор);

Робин, Тон, бродяги (бас, баритон);

Место действия – Северная Шотландия. Время – XVII век


Действие 1. Картина 1. Комната в замке богатого шотландского лорда Мак-Грегора. Гости поздравляют сочетавшихся браком – дочь Мак-Грегора и лорда Дугласа. Общее веселье смущает сумасшедшая кормилица Марии – Маргарета песнею об убийстве Эдварда. Дуглас рассказывает что на пути к замку он едва спасся от нападения разбойников. Мак-Грегор объясняет Дугласу причину этой тревоги: уже два жениха Марии предшественники Дугласа были убиты рукою отвергнутого ею Вильяма Ратклифа.

Картина 2. Роскошный зал, там же. Пользуясь шумом свадебного пира, приятель Ратклифа, Леслей, вручает Дугласу записку, приглашающую его на дуэль в лесу у Черного камня (место убиения двух женихов Марии). Дуглас обещает придти.

Действие 2. Картина 1. Внутри таверны. Пьяный Робин волочится за трактирной служанкой Бэтси. Является Ратклиф и распускает свою шайку на ночь. Он объясняет Леслею, почему убил на дуэли двух женихов Марии. Еще в детстве ему являлись два туманных призрака мужчины и женщины, простиравшие друг другу объятия. В Марии он нашел сходство с одним из призраков и с тех пор отвергнутый ею, дал клятву убивать ее женихов. В этой решимости его поддерживают призраки.

Картина 2. Дикая местность у Черного Камня. Ратклиф ждет Дугласа в гневе и нетерпении. Вошедший Дуглас узнает в нем своего спасителя от нападения, но Ратклиф называет ему свое имя и делает вызов. Дуглас дарит ему жизнь в оплату за его прежнюю услугу. Разъяренный Ратклиф решается похитить Марию.

Действие 3. Спальня Марии. Маргарета рассказывает о несчастной любви отца Ратклифа, Эдварда, и матери Марии, Бетти. Вбегает Ратклиф. Мария называет его Эдвардом Ратклифом, а себя Бэтси. Песня Маргареты об убийце Эдварда наводит полубезумного Ратклифа на мысль убить Марию, чтобы она никому не принадлежала. На шум вбегает Мак-Грегор, которого убивает Ратклиф, сам же он закалывается и падает на труп Марии. Появляются туманные призраки Эдвада и Бетти, которые бросаются друг другу в объятья и исчезают.

Анжело

В 4-х действиях по драме Гюго. Премьера Петербург, 1876

Действующие лица:

Анжело Малипиери, подеста (бас); Катарини Брагадини (сопрано);

Тизба (меццо-сопрано); Родольф (тенор); Анафеста Галеофа (бас); Пеппо (тенор); Асканио Строцци (бас); Дафна (меццо-сопрано); Фра-Паоло (тенор); Сбирь (бас)

Синьоры, народ, сбиры и др. Место действия – Падуя, 1549 г.


Действие 1. Сад при доме актрисы Тизбы. Под шум маскарадного веселья, патриций Родольф сговаривается с товарищами о заговоре против падуанского тирана, подесты Анжело.

Появляется шпион наместника, Галеофа, переодетый астрологом.

Он смущает своими предсказаниями заговорщиков, имена которых ему известны и предлагает Родольфу свои услуги, обещая устроить свидание с красавицей Катариной, за которой усиленно следит ее муж, коварный Анжело. Тизба, улучив момент объясняется в любви Родольфу, мечтающему о Катарине, к великой потехе подслушивающего их Галеону. Злобный Галеофа предлагает Тизбе доставить ей доказательства неверности Родольфа. Праздник оживляется приездом Анжело, влюбленного в Тизбу. Увидев Галеофу, Анжело обращается к актрисе с вопросом, зачем здесь его шпион. Тизба объясняет, что Галеофа хлопочет по ее поручению: мать Тизбы была уличной певицей и ее могли бы повесить за политическую песню, если бы за нее не заступилась юная венецианка, которой благодарная женщина и подарила крест со своей груди с нацарапанным именем «Тизба». Признательная дочь всюду разыскивает эту спасительницу. После этого рассказа бал у актрисы продолжается с новым весельем

Действие 2. Спальня Катарины. Катарина тоскует по Родольфу, девушки стараются развлечь ее песнями. Неожиданно раздается ее любимая песенка – это идет Родольф. Нежное свидание прервано появлением на лестнице огня. Катарина запирает Родольфа в молельне. Входит Тизба, которая начинает осмеивать в лице Катарины аристократок, если актрисы отбивают у них мужей, то они отбивают у актрис любовников.

Она громко зовет Анджело, приглашая его на поиски. Катарина, уверенная в гибели, начинает молиться на крест, который вдруг узнает Тизба. Это крест ее матери. Значит Катарине она обязана благодарностью. Тизба изменяет свои намерения и объясняет вошедшему Анжело, что пришла предупредить его о заговоре на его жизнь.

Действие 3. Берег реки. Таверна. Старый Асканио Строцци, любимец народа, призывает народ к свержению Анжело. Вбегает Родольф и предупреждает о раскрытии заговора. Народ и заговорщики готовы к открытой борьбе. Все молятся. Галеофа присоединяется к ним, не зная о том, что его проделки раскрыты. Его поражают кинжалами, он проклинает заговорщиков и обещает им всем гибель. Раздаются звуки труб и барабанов. Входят Анжело с войском. Умирающий Галеофа винит в своей смерти заговорщиков и передает Анжело письмо к его супруге от любовника, имя которого не успевает произнести. Войска и народ бросаются в открытую схватку.

Действие 4. Картина 1. Спальня Катарины. Анжело, думая о казни побежденных заговорщиков, не забывает о мести Катарине. Он велит священнику сделать торжественные приготовления к похоронам знатной дамы и велит исповедовать Катарину. Оба входят в молельню. Слуга вводит Тизбу. Анжело пригласил ее для того, чтобы узнать имя любовника Катарины. Письмо без подписи. Тизба узнает почерк, но не называет Родольфа. Она хочет спасти Катарину. Она предлагает принести для нее яд и уходит. Анжело объявляет Катарине, что дает ей час на размышление: или она назовет имя любовника или умрет. Катарина выбирает последнее.

На страницу:
4 из 5