bannerbanner
Россия. Бессмертные оперы. Краткие содержания
Россия. Бессмертные оперы. Краткие содержания

Полная версия

Россия. Бессмертные оперы. Краткие содержания

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 5

Входит Рогенда. Она жалуется на то, что князь забыл ее, она помнит, как князь захватил Полоцк и убил ее отца и братьев, а ее сделал своей рабой и наложницей. Она хочет отмстить князю.

Скульда дает ей нож, над которым читает заклинания.

Картина 2. Берег Днепра. Народ собрался около идола, чтобы cделать жертвоприношение Перуну. Руальд в печали – у него похитили невесту Олаву. Рабыня Рогнеды сообщает Руальду, что невесту похитил князь. Жрецы возглашают, что будут принесены в жертву два отрока, на которых падет жребий. Руальд, христианин, клянется спасти детей, заявляя, что скорее умрет жрец, чем он допустит совершиться злодейству. И как только жрец занес нож над детьми, он бросается и удерживает руку жреца, восклицая, что есть только один Господь, сотворивший небо и землю и давший жизнь человеку. Жрецы хватают Руальда. Он молит Бога покарать его врагов в том числе и князя. Жрец решил, что этот человек может быть полезен и отпускает его.

Действие 2. Гридница в княжеском тереме. Руальд с дружиной напал на терем и хочет похитить Олаву. Князь велит поймать Руальда и казнить.

Действие 3. Густой лес в окрестностях Киева. Входит Руальд. Он рассказывает о своем горе. «Господь велел прощать своим врагам», – говорит старик.

Приближаются охотники с князем. В чаще был медведь, который бросился на князя. На помощь бросается Руальд и спасает князя.

Князь подходит к израненному Руальду, благодарит за спасение и спрашивает его имя. Услыхав, что имя Руальд и что невеста его Олава находится в княжеском тереме, князь выражает свое удивление, как Руальд решился спасти своего врага. Руальд отвечает, что Господь повелел прощать своих врагов. Руальд просит отпустить Олаву и отдать ее старцу, который окрестит ее. Руальд умирает.

Действие 4. Терем Рогенды. Рогенда в задумчивости сидит у окна с сыном Изяславом.

Раздался звук рога – это вернулся с охоты князь. После беседы с Рогендой, князь задремал. Он очнулся и видит, как Рогенда занесла над ним нож.

Князь велит ей завтра ждать суда и казни.

Действие 5. Картина 1. Пещера Скульды. Скульда предсказывает гибель веры в старых богов.

Картина 2. Терем Рогенды. Женщины Рогеды снаряжают ее к смерти. Входит князь. Княгиня говорит, что она готова к смерти. Он хочет поразить ее мечом, но вбежавший Изяслав становится между ними. Князь опускает меч – пусть нас рассудит народ.

Картина 3. Двор княжеского терема.

Добрыня рассказывает о сути события, по которому их созвали. Народ решает – казнить княгиню. Изяслав на коленях просит простить мать. Князь отказывает. Доносится пение странников, прославляющее Бога. Князь смущен. Он вспомнил Руальда воздавшего ему за зло и прощает Рогенду.

Юдифь

Опера в пяти действиях. Либретто Д. И. Лобанова, К. И. Званцова, А. Н. Майкова

Действующие лица:

Юдифь (сопрано); Авра, её рабыня (меццо-сопрано); Озия, старейшина (бас); Хармий, старейшина (бас); Элиаким, жрец (бас); Ахиор, вождь аммонитян (тенор);

Олоферн, ассирийский военачальник (бас); Асфанез, приближенный Олоферна (тенор); Вагоа, начальник гарема Олоферна (тенор); Народ и воины еврейские, вожди и воины ассирийские, рабы и рабыни Олоферна.

Действие происходит в Иудее в VI веке до н.э.


Действие первое. Вот уже тридцать дней, как древний иудейский город Велитуя находится в осаде. У ворот города стоят ассирийские войска во главе с жестоким воинственным вождем Олоферном. Героически защищают свой город евреи. Измученные страданиями люди уже не верят в божественное чудо и начинают роптать.

Действие второе. Печально сидит в своей опочивальне Юдифь, вдова храброго воина, павшего от руки врага.

Смелый, дерзкий план созревает в голове Юдифи – пробравшись в стан врагов, красотой, ласковыми речами ослепить и усыпить Олоферна.

Действие третье. Томными, полными неги песнями и плясками развлекают одалиски Олоферна в его шатре. Но зол и грозен свирепый вождь. Упорное сопротивление евреев довело его терпение до предела. Неожиданно по лагерю разносится весть: в стан ассирийцев пришла еврейка небывалой красоты. Никто не знает цели её прихода; она хочет говорить лишь с самим Олоферном.

Действие четвёртое. Накануне решительного сражения Олоферн предаётся шумной оргии.

Входит Юдифь. Скрывая страх и отвращение, приближается она к вождю. Опьянев от вина, Олоферн внезапно впадает в тяжёлое забытьё. Все удаляются; около Олоферна остаётся одна Юдифь. Наконец, решившись, Юдифь отрубает Олоферну голову, а затем вместе в Аврой уходит к себе в город.

Действие пятое. Вот уже миновали пять дней, но не видно конца страданиям евреев. В тот момент, когда отчаяние народа достигает предела, раздаётся победный клич – это появляется Юдифь с головой Олоферна. Теперь победа решена: увидев на городской стене воздетую на копьё голову своего вождя, враги в смятении и страхе обратятся в бегство. Воины возвещают о победе иудеев. Все славят Юдифь, спасшую свой народ.

РУБИНШТЕЙН АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ (1829—1894)

Рубинштейн был первым русским музыкантом второй половины XIX в, слава которого была поистине всесветной. Он вошел в историю отечественной культуры как один из основателей Русского музыкального общества. По его инициативе была создана первая в стране Петербургская консерватория – он стал ее директором и профессором. В первом же выпуске его учеников был П. Чайковский.

Творческое наследие Рубинштейна огромно. Плодовитый композитор второй половины XIX в. Он написал 13 опер и духовные оперы-оратории, симфонии, сочинения для оркестра, фортепианные пьесы на тексты русских, немецких, сербских и др. поэтов, романсы и вокальные ансамбли…

Среди лучших рубинштейновских восточных воплощений – опера «Демон» и «Персидские песни».

В «Демоне» сложился жанр русской лирической оперы, вскоре получивший воплощение в «Евгении Онегине».


Оперы: «Дмитрий Донской»; «Демон»; «Купец Калашников»; «Нерон»;

«Попугай»; «Сибирские охотники, или Сороковой медведь»; «Фераморс»; «Хаджи-Абрек»; «Фомка-дурачок».; «Дети степей»,. «Маккавеи»;

«Среди разбойников»; «Горюша»

Демон

Опера в трёх действиях (семи картинах); либретто П. Висковатого по одноименной поэме Ю. Лермонтова.

Премьера: Петербург, 25 января 1875 года, Мариинский театр.

Действующие лица:

Демон (баритон), Тамара (сопрано), Гудал (бас), Синодал (тенор), Няня (альт), Ангел (меццо-сопрано), Гонец (тенор), Старый слуга (бас), адские духи, ангелы, голоса природы, грузины, грузинки, татары.

Действие происходит в Грузии.

Действие 1. Картина 1. Пролог. В горах Кавказа свирепствует буря. В шуме непогоды слышатся голоса адских духов. Они знают, кто вызвал бурю, и с нетерпением ждут своего повелителя. На одной из вершин вырисовывается зловещая чёрная тень – это Демон, изгнанник рая, проклятый Богом и людьми, нигде не находящий себе покоя. Демону ненавистен весь мир. Ангел уговаривает Демона покаяться, и тогда отступник будет прощён.

Картина 2. Живописная долина реки Арагвы. На берегу старинный замок князя Гудала. К Арагве за водой идут девушки; среди них дочь Гудала, Тамара. С волнением смотрит Демон на юную княжну – своей красотой она напомнила ему тех, с кем когда-то он делил блаженство…

Какой-то непонятный страх внезапно охватывает Тамару.

Картина 3. По горной дороге движется богатый караван: князь Синодал спешит к невесте. Но вот в ущелье дорогу преграждает обвал. Близится ночь, и караван вынужден остаться в этом мрачном месте до утра. Над Синодалом склоняется тёмная фигура; Демон вглядывается в соперника. Недолго осталось ему спать: во тьме ночи к каравану подкрадываются татары. Внезапность нападения решает участь путников. Князь смертельно ранен.

Действие 2. Картина 4. Большой праздник сегодня в замке Гудала – старый князь выдаёт замуж свою дочь Тамару. Рекой льётся вино, звучат весёлые песни. Жениха ещё нет, но от него примчался гонец с известием, что князь задержался в пути и прибудет в полдень. Невеста грустна. Но не о Синодале думает Тамара, её мыслями владеет иной образ… Неожиданно слышатся крики и плач, и в пиршественную залу вносят убитого жениха.

Тамаре кажется, будто кто-то зовёт её. Неведомый «вольный сын эфира» сулит Тамаре власть над миром.

Его неземная красота и дивные речи очаровывают юную княжну.

Действие 3. Картина 5. Любовь к Тамаре преобразила Демона. Важно одно – быть вместе с красавицей, найти обновление в её любви. Ангел пытается преградить Демону дорогу, но, поражённый его решимостью, отступает.

Картина 6. Обитель спит, только в одном окне мерцает огонёк. Это келья Тамары. Ничего не утаивая, рассказывает Демон о себе – дух зла, враг небес, которого клянёт всё живущее на земле. Но с тех пор, как узнал Тамару, он стал другим.

У Тамары уже нет сил противиться искусителю… Но в это время раздаётся звон утреннего колокола и слышится пение монахинь, славящих Творца. У ног Тамары дух зла ждёт обновления любви. И девушка уступает; но от первого же поцелуя Демона она падает мёртвой.

Эпилог. Ангел возвещает: Тамара любовью и страданиями искупила свои сомненья; рай открыт для неё. Демону же нет ни прощенья, ни обновленья. В ярости Демон проклинает весь мир.

Горюша

Опера в 4-х действиях, либретто Аверкиева по повести «Хмелевая ночь». Премьера: Петербург, 1889

Действующие лица:

Князь, Княгиня, его жена, Дашутка, сирота, выросшая в доме князя, Иван, ключник князя, боярин Полтев, скоморох Щеголь

Место действия – усадьба, время XVII век

Действие 1. Двор при княжеских хоромах. Скоморох Щеголь напоминает княжескому ключнику, бедному дворянину Ивану о намерении его бежать от старого князя. Но Иван заявляет, что он изменил свое намерение бежать. Щеголь знает, что причина этой перемены – сердечная зазноба и жалеет Ивана. Крестьяне из села провожают Дашутку, сироту, выросшую в доме князя, насмешками. Несчастная Дашутка – «горюшка», была соблазнена старым князем. Иван, узнав об этом, заступается за Дашутку и прогоняет толпу. Его сострадание Дашутка принимает за любовь и обращается к князю, который собирается в отъезд, с просьбой посватать ее за Ивана. Князь обещает и Дашутка уходит. Князь собирается ехать к боярину Полтеву благодарить за то, что, благодаря его настояниям с князя снята опала. Молодая княгиня, вторая жена князя, холодно относится к этому известию и спокойно прощается с мужем. Увидев Ивана, князь при княгине сватает его за Дашутку. Иван с негодованием отвергает заявление князя, заявив, что не зарится на обноски князя. Князь разгневан и уезжает. Княгиня в тревоге за Ивана – она любит его и любима.

Действие 2. Сад около дома князя. Дашутка ждет Ивана. Ей не верится, что он ее любит. В саду появляются Иван и княгиня. Они беседуют и ласкаются. Они счастливы. «старому мужу не дозорливо, чужим людям не догадливо». При последних словах Дашутка выходит из кустов и начинает глумиться над княгиней. Иван хочет убить ее, но княгиня удерживает его и предлагает ей деньги за молчание. Иван жалеет, что не убил ее. Любовники уходят в терем. Дашутка призывает громы небесные на княжеский дом.

Действие 3. Полтев с гостями уговаривают князя остаться погостить еще на денек. Скоморох Щегол поет песню про хмеля, деда стародавнего, которого распаляет жена на любовный грех в хмелевую ночь купальскую. Ревность проснулась в душе старого князя. За окном слышна песня Дашутки, обезумевшей от горя. Ее вводят в сени и она что-то бормочет князю об измене княгини. Князь прощается с боярином, велит слугам захватить Дашутку и поспешно отправляется мучимый ревностью домой.

Действие 4. Горница в доме князя. Княгиня с состраданием вспоминает о Дашутке. Щеголь предупреждает Ивана о приезде князя и о том, что Дашутка выдала своим безумным бредом его и княгиню князю. Иван спокойно ждет князя. Князь велит схватить Ивана и повесить в саду на качелях перед окнами терема.

Выходит княгиня. В разговор супругов вмешивается Дашутка и просит не верить ее безумным речам и грозит князю раскрыть его связь с нею и совершенное князем детоубийство. Князь в бешенстве ударяет ее ножом. Княгиня наблюдает всю эту сцену и лишается чувств. Дашутка просит князя простить Ивана и княгиню и умирает. Князь в раскаяние, отпускает Ивана на все четыре стороны, а жене предлагает идти в монастырь.

Дети степей

Опера в 4-х действиях. Либретто Мозенталя.

Премьера: Вена, 1861.

Действующие лица:

Граф Владимир, офицер (тенор); Конрад, немецкий трактирщик в имении графа (баритон); Мария, его дочь (сопрано); Ваня, пастух (тенор); Избрана, цыганка (меццо-сопрано);

Григорий, Богдан, Павел, цыгане (басы); Лиза, цыганка (меццо-сопрано)

Место действия – Украина, Время – средние века.

Действие 1. Цыганка Избрана поджидает своего возлюбленного пастуха Ваню. Появляется Ваня. Он пришел проститься с Избраной, так как их связь тяготит его и он решил с ней больше не встречаться. Узнав от нее, что цыгане хотят ограбить трактирщика, Ваня трубит в рог, созывая на помощь окрестных жителей. Цыгане спасаются бегством, но перед этим поджигают дом, в котором спят Конрад и его дочь Мария. Пастуху удается спасти Марию из горящего дома и благодарный Конрад предлагает Ване жить с ними.

Действие 2. Комната в доме Конрада. Мария одна. Она думает о своем возлюбленном графе Владимире. По настоянию отца она должна дать согласие быть женой Вани и сегодня назначена их помолвка. Собираются гости. Входит Ваня в сопровождении пастухов. Молодая чета и гости удаляются. Появляются цыгане, приглашенные развлекать гостей. Среди них грустная Избрана. Молодые возвращаются. Наблюдая за ними, Избрана, замечает, что Мария не любит Ивана, и она решает объясниться с ней. В разгар веселья появляется граф Владимир. Узнав, что Мария – невеста пастуха, он решает объясниться с ней. Он раздает дворне и слугам деньги, чтобы они имели возможность напиться до пьяна и, улучив момент сообщает Марии, что ночью он увезет ее с собой. Все приготовлено для бегства.

Действие 3. Рассвет. Комната в доме Конрада. Ваня спит. Входит Избрана, которая все еще любит Ваню, будит его.

Входит цыган Григорий и говорит Избране, что он послан графом к Марии с секретным поручением. Избрана подкупает Григория и получает письмо графа и читает его. Из письма следует что граф предлагает Ване в подарок любого из своих коней, которые пасутся в степи. Как только Ваня отправится в степь за конем, Мария должна придти к графу и они вместе уедут. Избрана убеждает Григория оставить письмо ей и обещает передать его Марии. Избрана передает письмо Марии. Входит Ваня и замечает, что Мария погружена в чтение какого-то письма. Избрана сообщает ему, что это письмо от графа и требовательно добавляет, чтобы Мария прочитала его вслух. Ваня не умеет читать. Она прочитала только те места в письме, где речь шла об обещании графа подарить коня. Ваня радуется по поводу столь дорогого подарка. Но Избрана, желая предупредить Ваню об измене Марии, берет письмо из ее рук и начинает читать его вслух. Но у нее не хватает решимости дочитать письмо до конца и она в слезах выбегает из комнаты. Входит граф и предлагает Марии уехать с ним сейчас же. Входит Ваня и все становится понятно. Взбешенный Ваня бросается на графа и убивает его. На крик Марии сбегаются люди и окружают Ваню. Появляются цыгане и освобождают Ваню.

Действие 4. Табор цыган. Входит цыган Павел и сообщает, что по лесной дороге едут богатые путники. Цыгане решают напасть на них. Ваня и Избрана остаются одни. Ване не по душе разбойничья жизнь. Его тяготит любовь Избраны, он тоскует по Марии. Возвращаются цыгане с пленниками – Конрадом и Марией. Мария лишена рассудка – она не узнает Ваню. Ваня требует от цыган, чтобы они отпустили пленников. Цыгане соглашаются. Вдруг появляется гонец и извещает о том, что их местопребывание стало известно и приближается отряд солдат. Цыгане разбегаются. Остались только Ваня и Избрана. Она умоляет его последовать за табором, но он отказывается. Избрана выхватывает у Вани нож и вонзает его себе в грудь. Солдаты схватили Ваню и уводят его.

Маккавеи

Опера в 3-х действиях, либретто по драме фон Мозенталя, премьера: Гамбург, 1875.

Действующие лица:

Антиох Эпиеан, царь сирийский (бас), Клеопатра, его дочь (сопрано), Георгий, полководец (баритон), Лия, из рода Маккавеев (контральто), ее сыновья: Иуда (баритон), Елиазар (тенор), Иоарим (меццо-сопрано), Вениамин (сопрано); Вооз, ее отец (бас),

Симеиты: Симей (баритон), Амри (тенор), Иоаким, жрец (бас)

Место действия – города Модин, Иерусалим и его окресности, время 160 год до Р.Х.

Действие 1. Площадь перед домом Лии. Город Модин. Идут подготовки к празднику стрижки овец. Праздник посвящен чествованию Лии – матери семейства из дома Асмонеев и славного рода Макковеев, происходящего от рода царя Давида. При ее появлении ее встречают сыновья. Нежно лаская их, она хотела бы увидеть их окруженными славой, которую заслужил их покойный отец. На замечание детей о том, что Иуда даст ей это счастье, Лия скорбно отвечает, что Иуда ей больше не сын, так как он осквернил их славный род своим недостойным браком с симеиткой Ноэми. Входит Елизар.

Шествие пастухов: c венками и флагами на шестах несут овечью шерсть и все останавливаются перед домом Лии. Ноэми подносит Лии венок и просит благословения. Лия отказывает. Все в смятении. Ноэми плачет.

Входит иудейский жрец. Он сообщает, что сионский первосвященник Оссия умер. На место его народ избрал одного из сыновей Лии. Лия в нерешительности указывает на Иуду. Но Иуда отказывается от священного сана, он рожден быть воителем. Тогда Лия указывает на Елизара. Народ приветствует его. Вдруг на площадь прибегает Амри и сообщает, что войска сирийского царя Антиоха заняли святой град, осквернили храмы и сейчас приближаются к Модину. Народ испуган.

Иуда говорит: «Пусть приходят. Ударил грозный час!» Входят сирийские жрецы и отряд сирийских войск во главе с Горгием. Горгий обращается к народу от имени царя Антиоха с приказом молиться только греческим богам и поклоняться Афине Палладе. Иуда велит своим братьям забрать оружие из дома и раздать его народу. Елизар против восстания, надо освободить Модин мирным путем. Из толпы выходят Возом и Симеем и заявляют, что народ готов выполнить приказы царя. В ужасе Лия кричит симеитам – «Изменники!» Вооз, отец Ноэми, преклонился перед жертвенником. Иуда в ярости выхватывает меч у Горгия и поражает Воза. Крики восторга толпы евреев. Иуда призывает народ к восстанию. Горгий без боя отступает.

Действие 2. Картина 1. На холме расположилось войско Иуды. Жрецы возмущены намерениям Иуды нарушить святой завет. Они предлагают солдатам ввиду наступления субботы устраиваться на отдых согласно закона Моисеева

Воины слушают жрецов и приступает к встрече субботы молитвой, бросив оружие. В это время напали сирийцы учинили жестокую резню. Иуде удалось бежать.

Картина 2. Покои сирийской царевны Клеопатры, дочери Антиоха. Она ждет своего возлюбленного Фаона, который никто иной, как Елизар Маккавей.

Картина 3. Площадь в Модине. Амри с друзьями скорбят о том, что они обманулись, поверив сирийцам. На площади собираются иудеи и поют славу Богу и Лие за дарование победы. Ликующий народ сопровождают Лию хвалебными гимнами. Пение прерывается появлением Амри с симеитами, которые приносят весть о поражении иудеев в субботнюю ночь. Симеиты сообщают о том, что Иуда скрылся. Сирийское войско идет в Модину и ведет его иудей – Елеазар, сын Лии, ставший любовником Клеопатры. Лия призывает народ продолжать борьбу, но иудеи глухи к ее призывам. Иудеи переходят на сторону симеитов и предлагают смирение и полное подчинение Антиоху, а детей Лии отдать в заложники. Лия вырывает у близ стоящего воина меч, и защищает своих детей. Толпа обезоруживает Лию и ее привязывают к дереву. Все уходят, уводя Иоарима и Вениамина. Возвращается Ноэми и отвязывает Лию, и они вместе уходят в лагерь сирийцев.

Действие 3. Картина 1. Окрестности Иерусалима. Толпа иудеев в скорбной молитве просит Господа спасти их от врага и вернуть им их вождя Иуду. В толпе Иуда. Услыхав свое имя, он воскликнул: «Вот перед вами Иуда ваш!» Народ ликует. «Вас ожидает сильный враг, готовы ли вы отдать свои жизни за свободу?» Иуда готов возглавить войско и велит всем собраться у главных ворот. Вбегает Ноэми и сообщает о том, что случилось с его братьями и что его мать собирается просить царя о помиловании. Это вызвало у Иуды сильнейшую ярость против сирийцев.

Картина 2. Царь велит Горгию вести войска на Сион. Но войска не хотят сражаться с иудеями. Сам Горгий поражен подвигами иудеев, и что Иуда нашел союзника в старом враге Антиоха Деметре. Антиох разгневан. Пришла мать Иуды. Входит Лия.

Она объясняет цель своего прихода и со слезами просит вернуть ее детей.

Антиох заявляет, что ее дети будут казнены. Елизар рыдает. И к нему обращается Лия.

Она в нерешительности: проклясть или простить? Последнее чувство берет верх. По приказанию Антиоха вводят Иоарима и Вениамина. «Судьба детей в твоих руках, если они признают Зевса – они будут жить, если нет, то сгорят на костре». Лия в ужасе бросается прочь, долго колеблется, но, наконец, решается вместе с детьми умереть на костре, во славу Бога. Все направляются к костру.

Но жестокий Антиох останавливает их и приказывает вести на костер только детей. Тут Елизар, все время испытывающий мучительные терзания совести, подбегает к братьям со словами «Я с вами!» Напрасно Клеопатра зовет Фаона к себе. Антиох неумолим. Братьев уводят. Лия падает без чувств. Костер горит, а из костра слышится пение. Вдруг сверкает молния. Антиох хватается за сердце и с криком ужаса убегает. Все разбегаются. В лагерь врываются войска иудеев. Ликующий крик вырывается из груди Лии, она падает мертвая. Воины провозглашают Иуду царем, но он отказывается.

Купец Калашников

Опера в 3-х действиях. Либретто по поэме Лермонтова

Премьера: Петербург, 1880

Действующие лица:

Царь Иван Васильевич (бас); Малюта Скуратов, его приближенный (баритон); Кирибеевич опричник (тенор); Вяземский (тенор); Грязной (баритон); Колычев (бас); Степан Калашников, купец (баритон); Алена, его жена (сопрано); Ефим и Сергей, его братья (тенор и бас); Тимофей, батрак Калашникова (бас); Никита, царский шут (тенор); Филат, мясник (баритон); Челубей, татарин-силач (тенор);

Опричники, земцы, бояре, народ, бирючи, татары, скоморохи, дружина

Место действия – Москва и окрестности, время – XVI век


Действие 1. Царская палата в Александровской слободе. Опричники Басманов, Вяземский, Грязной, Колычев, Кирибеев и другие одеваются в черные монашеские мантии и остроконечные шапки. Кирибеевич сторонится их и хмурится. Входит Малюта Скуратов, толкая перед собой царского шута. Приближается царь. Все затихают. Опричники низко кланяются. Малюта вводит земское посольство во главе со стариком Колычевым. Царь объявляет о назначении князя Черкасского, своего шурина, наместником.

Земцы отвечают, что князь хоть и хорош, но он не в состоянии усмирить обидчиков народа – опричников. Опричник Колычев бормочет, что царь мироволит земцам. Царь услышав его речи, ударяет его своим острым посохом и приказывает Малюте казнить его. Затем Малюта снимает с Царя мантию, опричники также снимают мантии и шапки. По знаку царя начинается пир. Все пьют и едят, лишь один Кирибеевич грустит. Царь спрашивает его «не задумал ли он думу нечестивую, или завидует славе царской?» Отвечает Кирибеевич «сердца жаркого не залить вином» и рассказывает, что он влюбился недавно в замоскворецкую красавицу, которая не отвечает ему взаимностью.

Царь готов помочь горю своего любимого опричника. Он снимает с руки перстень и милостиво вручает его Кирибеевичу, говоря, что перстень поможет посвататься. И если он полюбится ей, то пусть празднует свадьбу.

Действие 2. Картина 1. Площадь в Замоскворечье. Народ с ужасом разбегается – это опричники. Из калитки дома выходит жена Калашникова Алена. К ней подходят Кирибеевич с приятелем Грязновым. Алена пытается убежать, но Кирибеевич объясняется ей в любви, обнимает и зовет с собой. Алена отвергает его, заявляя, что она замужем. Она вырывается и бежит к дому, но из-за угла выбегает Грязнов, хватает ее, закрывает ей рот платком и при помощи Кирибеевича поспешно уводят ее. Появляется Калашников. Он узнает о происшедшем. Новая толпа народа вбегает с известием, что завтра в Москву приезжает царь и будет кулачный бой и потеха на Москве – реке.

На страницу:
3 из 5