bannerbanner
О российской истории болезни чистых рук
О российской истории болезни чистых рук

Полная версия

О российской истории болезни чистых рук

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 10

А между тем может все-таки те полностью равные им более чем явственно вполне так и были, да только их затравили, злодейски выжили из страны в ту самую подчас чисто вынужденную эмиграцию, где вдали от своих на редкость естественных корней, ростки их великих талантов на литературной ниве попросту никак совсем не взошли?

Ну а всех тех, кто на своей-то прежней родине остались, чтобы разделить вместе с ней всю ее горькую судьбу до того идеологически верно в бараний рог тем еще вовсе так недремлющим оком разом скрутили…


Как то безо всякой в том тени сомнения вполне однозначно вот разом случилось с тем совсем, уж надеемся нисколько небезызвестным Василием Аксеновым.


89

Маленькому четырехлетнему Васе до чего только весьма беспардонно объявили, что его родители ВРАГИ НИКОМУ И БЛИЗКО ДОСЕЛЕ НЕВЕДОМОГО СОВЕТСКОГО НАРОДА…

И можно безо всякой в том тени сомнения уж чисто категорически именно то утверждать, что и этого тогда более чем основательно разом хватило, чтобы как есть до конца его дней донельзя бессердечно травмировать всю его психику.

Ну а вторым возможным кандидатом в новые Толстые был, конечно же, Виктор Астафьев, однако и его тоже вот полноценно коснулась вся та вражья сущность Советской власти, ну а тем совершенно так неотъемлемым третьим мог бы как-никак еще оказаться никто иной, а знаменитый Варлам Шаламов.

Ну а сколь отважно завершающим эту когорту четвертым – неизбежно бы стал великий сын белорусского народа Василь Быков.

К выше перечисленным именам, несомненно, было бы вполне же  возможно присовокупить шесть или семь имен, так и оставшихся в самой полнейшей безызвестности.

А может тех новых гениев российской литературы уж вообще еще следовало бы поискать именно посреди людей, попросту и не народившихся на белый свет или с большого горя смолоду спившихся от той как есть сплошной же полосой, так и идущей в ногу… советско-общаговой безнадеги?

Да и тех современным нам Лермонтовых и Тютчевых точно также убила заклятая власть подлых большевиков.


90

Твардовский, очень даже хороший и славный поэт, однако, при этом может еще быть, что ему попросту явно не было суждено стать новым Пушкиным исключительно из-за извечно жившего в нем полностью самостоятельной жизнью фактически инстинктивного страха…

А коли бы уж разом не отправил Александр Твардовский, своего безвинно осужденного Советской властью отца попросту вот считай что ведь прямиком еще разом назад как-никак, а по месту до чего только бессрочной его ссылки…

И чего это тут не говори, а осужден был отец Твардовского разве что за одно то сколь неуемное и чересчур не в меру ярое свое трудолюбие.

И можно ли вообще хоть как-то уж себе вообразить, чего – это только тогда творилось в его сельской душе в самой непосредственной связи со всею той чисто ведь насильственной национализацией личного имущества…

И это было именно тем совсем до чего еще бескрайним и доподлинно так чудовищным опустошением!

Причем всему тому мы обязаны никак не одним лишь тем серым личностям, что донельзя беспардонно закабалили страну марксовым вероучением, но и людям, что наспех в мечтах весь этот мир весьма рассудительно переделав, ласково верещали о светлых днях, которые они между тем и не думали приближать ни словом, ни делом.


91

И все эти изумительно чистые, сладкоречивые, и благородные люди (только-то разве что излишне на редкость бездумно мечтательные) будучи и впрямь-таки исподволь всесильно подхвачены ураганным ветром своей вконец так бесчинствующей эпохи…

Ну а затем и могли они сколь еще разом вполне ведь совсем неприглядно предстать никак и близко ничуть не лучшими представителями той самой истово темной среды, в которую их всецело разом и занесло по воле того самого чисто шального же случая.

И вот он яркий отрывок из точно того романа Братьев Стругацких «Трудно быть богом»

«Куда исчезло воспитание и взлелеянное с детства уважение и доверие к себе подобным, к человеку, к замечательному существу, называемому "человек"? А ведь мне уже ничто не поможет, подумал он с ужасом. Ведь я же их по-настоящему ненавижу и презираю… Не жалею, нет – ненавижу и презираю. Я могу сколько угодно оправдывать тупость и зверство этого парня, мимо которого я сейчас проскочил, социальные условия, жуткое воспитание, все, что угодно, но я теперь отчетливо вижу, что это мой враг, враг всего, что я люблю, враг моих друзей, враг того, что я считаю самым святым. И ненавижу я его не теоретически, не как "типичного представителя", а его самого, его как личность. Ненавижу его слюнявую морду, вонь его немытого тела, его слепую веру, его злобу ко всему, что выходит за пределы половых отправлений и выпивки».


92

Однако при всем том надо чисто так разом непременно признать, что тот вульгарный и низменный тип, будучи искусственно перенесен из того считай, что вполне этак естественного своего окружения в более-менее интеллигентное общество (в довольно-то субтильном возрасте), несомненно, уж и начал бы тогда мыслить о чем-либо весьма высоком и чистом.

Ну а чего бы это только тогда еще приключилось в некоем том сколь многозначительно, как есть обратном случае почти со всеми теми господами моралистами из своего чистого, укромного угла всецело вот на редкость до чего бестрепетно и благообразно поносящих буквально-то всякую страшную и гиблую тьму?


Про то уж и высказываться самое конкретно более чем явно попросту и не хочется…

Одно лишь хотелось бы все же заметить – не почувствовав над собою в достаточно субтильном возрасте дыхание суровой мглы о тех самых других людях вовсе так не суди.

И неужели то абсолютно как есть никому еще изначально попросту ведь оно явно непонятно?

Совсем не иначе, а именно что все тут дело в одном лишь, том или ином, чисто житейском воспитании, а ни хоть в чем-либо достойном некоего исключительно иного определения хоть сколько-то безукоризненно как есть истинно большем?

Хотя то и подавно сходу так вполне ясно, а именно уж чего тут вообще вот поделаешь, раз за человеком, которой был, вовсе так наспех за шиворот вынут из некоего донельзя гиблого житейского болота, всенепременно еще надобно будет на редкость строго и беспрестанно во все ведь глаза, затем наблюдать.

И все это считай только поскольку, что всякая та исконная его натура до чего запросто может его побудить даже и нечаянно, чисто как есть инстинктивно и вправду начать на деле искать все то, что является для него чем-либо вполне до конца так понятным, и, кстати, неизменно же сколь предельно естественным.

Однако лишь именно так внутри души тех, как есть довольно-таки немногих людей и впрямь уж до самого конца проявил бы себя именно тот отчаянно «волчий зов» до чего еще призывно зовущий в лес сплошной безыдейности и вящего порока.


93

Ломоносов, к примеру, и вправду довольно ведь многое сделал, дабы дать людям из народа действительно как есть весьма ведь должное же образование.

Однако был он явно тогда в поле почти так один, а все его последыши, вышедшие из простонародья «князья-сподвижники» сами, затем вскоре заделались изысканных манер, чванливыми сановниками наивысших знаний обо всем том, что всяким бескультурным невеждам было и близко вот совершенно уж вовсе неведомо.


Ну, а кроме того, чисто так никак совсем и не нашлось именно что никого из тех, кто достойно и вполне прагматично на самом деле, а не на пустых и праздных словах хоть как-либо в кои-то веки действительно бы заступился за весь тот крестьянский и рабочий люд!

Заводское оборудование крушить, как то задумал отобразить, в своем романе «Молох» писатель Куприн – то ведь и впрямь до чего еще естественное занятие разве что для одного того очень даже весьма отчаянно смелого идиота!

Позже, по настоянию издателя он никак вот непреднамеренно был разве что именно вынужден довольно-то резко же дистанцироваться от этакой скользкой и опасной темы.

Да только ведь именно данного рода бунтарские мысли так и бурчали тогда в животе всего того образованного и хоть сколько-то вообще истинно интеллигентного общества.


94

Марк Алданов, в его историческом романе «Истоки» вовсе не раз на то исключительно же откровенно так явно указывает и ему вполне можно верить, он был очень даже честным человеком и лгал лишь невольно, и довольно-то изредка.

Ему, подчас разве что только и было и впрямь иногда разом свойственно почти бессознательно приукрашивать насквозь пропитанную кровавым потом разрушительных идей…

…тогдашнюю всецело-то совсем же обыденно вязкую революционную действительность.


Вот он весьма и весьма истинно наглядный пример из его книги «Истоки», где Алданов ясно и четко указывает на всю сущую отстраненность интеллигенции от всяческих дел, что были и впрямь до чего неразрывно же связаны именно с тем довольно последовательным и самым постепенным-то улучшением всего того никак непростого быта народа.

И уж как-никак, а его гулким эхом от всех тех старых крепостных стен так и отдающиеся в ушах слова, более чем безукоризненно, и являют плод мучительных и многолетних раздумий, а потому и берут они сразу вот сходу за душу.

Марк Алданов «Истоки».

«Что я, профессор Муравьев, могу сделать для ускорения дела конституции? Я не пойду со студентами устраивать демонстрацию на площади! И не только потому не пойду, что они почти дети, и что они хотят не совсем того же, что я, и даже совсем не того. У меня, как я и сказал Лизе, есть свое дело в жизни. «Я полезнее обществу, России, народу, занимаясь только этим», – сказал Павел Васильевич тоже в десятый, если не в сотый, раз».


95

И само собой тогда получается, что коли к тому, вовсе так попросту не было какой-либо хоть сколько-то того истинно стоящей, личной причины, скажем, к примеру, той еще на редкость безнадежной и безответной любви…

Однозначно же некогда люди действительно ведь способные изменить жизнь народа хоть к чему-либо чуточку лучшему буквально всеми путями от подобных дел довольно-то суетливо полностью самоустранялись.

Причем объясняли они все это полнейшее свое равнодушие к каким-либо свершениям в области явного же преумножения каких-либо общественных благ, разве что с той исключительно так твердой позиции самого ведь ревностного преумножения дел великой науки…

И надо же до чего изумительно и вполне уютно при всем том чисто вот разом надежнейше эти большие люди сходу прикрылись всею той именно что сугубо специфически профессиональной и будто бы и впрямь весьма плодотворной чисто повседневной своей занятостью.

Однако весь тот самый нещадный и беспрестанный интеллектуальный труд сам по себе и близко как есть, ничего нисколько не стоит без всей той донельзя строгой его сколь отчетливой привязки к тем никак вовсе никак неброским реалиям той ведь так или иначе окружающей всякого и каждого чисто вездесущей житейской действительности.

Да и вообще абсолютно всякое ни к чему тому безупречно конкретному более-менее полноценно непривязанное, а потому и полностью в связи с тем совсем уж отвлеченное, аморфное знание вполне может весьма многим и многим весьма беззастенчиво причинить именно тот чисто так неминуемый и самый что ни на есть колоссальнейший вред.


Практически каждое гуманное средство или любое техническое новшество, несомненно, ведь во всем том дальнейшем и впрямь на деле как есть планомерно может быть, затем еще использовано как раз-таки полностью супротив человека, если и вправду затем оно окажется вовсе и близко не в тех сколь еще совсем явно нечестивых руках.

А именно потому люди образованные и интеллигентные непременно вот считай, уж подчас и обязаны по временам находить в себе силы и мужество для участия во внутренней политике своего государства, и это всего-то лишь никак не должно было у них оказаться тем еще самым так чисто вот повседневным занятием.


96

Причем вовсе ведь не бесчинствующим разрушением всех пут рабства и несвободы и впрямь-то и можно было до чего разом уж вот всеми силами безотлагательно добиться до чего еще значительных и вполне благих перемен.

Нет, к чему-либо подобному если и возможно было прийти, то разве что одним лишь тем чисто же строго ступенчатым изменением всех тех нынче-то так или иначе существующих реалий.

Ну а всем тем весьма мучительным и болезненно тягучим эмоциональным репликам только и суждено было сколь еще наспех растравливать довольно-то мелкие людские амбиции, да и совсем никак ведь ничего иного.

То есть, все те отъявленно бичующие ныне существующие реалии громкие слова, теми донельзя так весьма вот резкими же раскатами самого отдаленного эха и впрямь явственно доносились до слуха рабочего люда…

Но тем они разве что только лишь и всего, что до чего еще беспрестанно подтачивали в нем всякую самодисциплину и ничего, собственно, хоть сколько-то более.

Причем по большей части этакие бесконечные разговоры интеллигенции носили сугубо празднично восторженный характер.

А все потому, что любое настоящее дело подразумевало явную надобность, прямо так, не сходя с места разом уж и влипнуть в грязную лужу всяческих общественных нечистот.

И даже если кто-то и был к чему-либо разом готов, то вот брался он за это дело совсем не с того конца.

Не надо было ходить, а надо было стоять на страже его интересов, находясь при этом на самом вполне еще естественном своем месте, и именно это и принесло бы именно так максимальную же пользу.

Да только между тем достопочтимые высоколобые инженеры, когда их интересы и в том-то поистине реальном смысле могли оказаться задеты из-за буквально любой, пусть даже и чисто пустячной поддержки интересов народа бесстыже делали ноги от всего того, что и вправду могло им грозить грядущими неприятностями во всей их личной последующей карьере.


Это ведь и близко никак не то, как о том чисто всеобщем-то благе чего-либо там за тем еще сытым обедом бурчать, когда, понимаешь ли, головной мозг до самых краев переполняется думами о весьма насущной необходимости более чем давно назревших и донельзя незамедлительных перемен.

НУ а как дело явно так приобретало некий тот всецело личностный характер, то тут же сколь неизбежно разом еще срабатывала реакция спинного мозга.


97

Зато промеж тех во всем себе явно подобных до чего исключительно так весело, они тогда от всей души славно ведь куражились, по поводу, убийств царских чиновников у нихъ аж сердце из груди выпрыгивало, когда звучали все эти взрывы!

А на работе, как и понятно всегда только молчок, а то чего доброго Николай Петрович выгонит и плохую рекомендацию в сердцах напишет, и как это потом с нею такой к какому-либо другому точно такому фабриканту на службу уж будешь затем устраиваться?

А вот он и самый конкретный всему тому более чем совсем ведь безупречно во всем наглядный пример: Александр Куприн «Молох».

– «Кормилец… родной… рассмотри ты нас… Никак не можно терпеть… Отошшали!.. Помираем… с ребятами помираем… От холода, можно сказать, прямо дохнем!

– Что же вам нужно? От чего вы помираете? – крикнул опять Квашнин. – Да не орите все разом! Вот ты, молодка, рассказывай, – ткнул он пальцем в рослую и, несмотря на бледность усталого лица, красивую калужскую бабу. – Остальные молчи! Большинство замолкло, только продолжало всхлипывать и слегка подвывать, утирая глаза и носы грязными подолами…

Все-таки зараз говорило не менее двадцати баб.

– Помираем от холоду, кормилец… Уж ты сделай милость, обдумай нас как-нибудь… Никакой нам возможности нету больше… Загнали нас на зиму в бараки, а в них нешто можно жить-то? Одна только слава, что бараки, а то как есть из лучины выстроены… И теперь-то по ночам невтерпеж от холоду… зуб на зуб не попадает… А зимой что будем делать? Ты хоть наших робяток-то пожалей, пособи, голубчик, хоть печи-то прикажи поставить… Пишшу варить негде… На дворе пишшу варим… Мужики наши цельный день на работе… Иззябши… намокши… Придут домой – обсушиться негде. Квашнин попал в засаду.

В какую сторону он ни оборачивался, везде ему путь преграждали валявшиеся на земле и стоявшие на коленях бабы. Когда он пробовал протиснуться между ними, они ловили его за ноги и за полы длинного серого пальто. Видя свое бессилие, Квашнин движением руки подозвал к себе Шелковникова, и, когда тот пробрался сквозь тесную толпу баб, Василий Терентьевич спросил его по-французски, с гневным выражением в голосе:

– Вы слышали? Что все это значит?

Шелковников беспомощно развел руками и забормотал:

– Я писал в правление, докладывал… Очень ограниченное число рабочих рук… летнее время… косовица, высокие цены… правление не разрешило… ничего не поделаешь…

– Когда же вы начнете перестраивать рабочие бараки? – строго спросил Квашнин.

– Положительно неизвестно… Пусть потерпят как-нибудь… Нам раньше надо торопиться с помещениями для служащих.

– Черт знает что за безобразия творятся под вашим руководством, проворчал Квашнин. И, обернувшись опять к бабам, он сказал громко: Слушай, бабы! С завтрашнего дня вам будут строить печи и покроют ваши бараки тесом. Слышали?

– Слышали, родной… Спасибо тебе… Как не слышать, – раздались обрадованные голоса. – Так-то лучше небось, когда сам начальник приказал… спасибо тебе… ты уж нам, соколик, позволь и щепки собирать с постройки.

– Хорошо, хорошо, и щепки позволяю собирать.

– А то поставили везде черкесов, чуть придешь за щепками, а он так сейчас нагайкой и норовит полоснуть…


– В южном крае на заводах из экономии сторожами охотнее всего нанимают черкесов, отличающихся верностью и внушающих страх населению. (Прим. автора.)


– Ладно, ладно… Приходите смело за щепками, никто вас не тронет, успокаивал их Квашнин. – А теперь, бабье, марш по домам, щи варить! Да смотрите у меня, живо! – крикнул он подбодряющим, молодцеватым голосом. – Вы распорядитесь, – сказал он вполголоса Шелковникову, – чтобы завтра сложили около бараков воза два кирпича… Это их надолго утешит. Пусть любуются.

Бабы расходились совсем осчастливленные.

– Ты смотри, коли нам печей не поставят, так мы анжинеров позовем, чтобы нас греть приходили, – крикнула та самая калужская баба, которой Квашнин приказал говорить за всех.

– А то как же, – отозвалась бойко другая, – пусть нас тогда сам генерал греет. Ишь какой толстой да гладкой… С ним теплей будет, чем на печке. Этот неожиданный эпизод, окончившийся так благополучно, сразу развеселил всех. Даже Квашнин, хмурившийся сначала на директора, рассмеялся после приглашения баб отогревать их и примирительно взял Шелковникова под локоть.

– Видите ли, дорогой мой, – говорил он директору, тяжело подымаясь вместе с ним на ступеньки станции, – нужно уметь объясняться с этим народом. Вы можете обещать им все что угодно – алюминиевые жилища, восьмичасовой рабочий день и бифштексы на завтрак, – но делайте это очень уверенно. Клянусь вам: я в четверть часа потушу одними обещаниями самую бурную народную сцену…»


98

И вот именно та изумительно же искренняя вера во всякие сладкие (хотя и совершенно при всем том беспочвенные) обещания, как только уж была она в той еще весьма таинственной глубине до чего простодушного сердца народа, так именно там она по сей-то день и осталась.

Однако при всем том того самого хоть сколько-то истинно полноценного чувства доверия ко всем тем навеки отныне полностью «бывшим» хозяевам в том самом истинно так незабвенном начале 20 столетия далее-то не осталось практически совсем ни на грош!

И это как раз из-за тех барственно напыщенных и вполне реальных, а нисколько не литературных «героев» навроде того донельзя же отъявленного негодяя Квашнина, многие честные хозяева затем вот свою головушку все как один и поклали.

Ну а те, у кого совесть и впрямь была явно так нечиста буквально в единый миг, почувствовав, куда это ныне вот ветер до чего вовсе-то неласково дует – зачастую скорехонько преуспели в то самое время довольно же вовремя вполне благополучно слинять заграницу.

Однако разве уж только в одних лишь таких, как Квашнин и вправду все было дело?

А между тем, тогдашней интеллигенции в те ныне не столь и далекие времена поистине должно было не землю промеж крестьян, словно каравай хлеба делить, а тем самым, куда поболее близким и в общей массе хоть сколько-то им знакомым рабочим всячески помогать их права вовсе-то безыдейно отстаивать, наиболее мирным европейским способом.


Да только о чем-либо подобном довольно-таки стояще позаботиться и при всем том душу свою всеобъемлюще радостно сохранить в истово холеном состоянии того истинно на редкость возвышенного парения в точно том блестяще иллюзорном мире чистейшей духовности и близко ведь ни у кого на всем белом свете вовсе-то и не выйдет.

Раз и впрямь совсем неприлично грязное это занятие, да и никак неблагодарное, много маяты, а вся та большая и светлая любовь рабочего класса в связи со всем этим, явно навряд ли, что из ничего в один единственный день этак-то весьма подспудно на самом-то деле уж сходу разом затем и возникнет.

Потому как она лишь тогда во всем полноценнее достойно себя проявит, когда рамки между учеными и рабочими просто-напросто навек сотрутся, ну а произойдет это никак не ранее, нежели чем лет через пятьсот или даже тысячу именно в той самой полнейшей и безупречной явной зависимости от вящего успеха технического прогресса.


99

Да только и тогда между тем точно также все-таки обязательно сохранится почти та же сколь еще разительная разница между теми, кто обслуживает механизмы, и теми, кто их создает, разве что будет она, как есть относительно явно поменьше, нежели чем она есть ныне и сегодня.

И буквально все в этой жизни более чем неизменно разом потребует сущей же размеренности и постепенности, а то совсем не иначе, а будет оно тем еще курам ведь разве что на смех.


Ну а для того чтобы исключительно так максимально во всем полезно решить проблему самого как есть весьма насущного сближения между интеллигенцией и народом, надо было в него никак не гуськом непонятно зачем уходить, одну лишь землю матушку безбожно от края до края топтать.

Нет, уж дабы действительно добиться хоть чего-либо действительно иного, и не столь поистине плачевного вполне этак было необходимо сколь основательно подтягивать наиболее достойных его представителей именно до того чисто как есть своего собственного интеллектуального уровня.

И только в чем-либо подобном и мог быть собственно заключен, тот еще наиболее вот максимальный успех истинно так наибольшего сближения между теми сколь неизбежно до чего многозначительно различными частями всецело так полностью, как есть никак здраво неразделимого фактически единородного общества.


100

Технический прогресс и вправду по-своему довольно-то безгранично уж явно во всем этак неисчерпаем.

Однако та вконец закостеневшая группа, истово вросшая всем своим крайне недалеким мировоззрением в дерн на редкость, целиком и полностью умиротворенного, а именно как раз-таки потому лишь поболее во всем совсем неправо упитанного тщеславия, вполне еще может повести людей нисколько не в ту для всех нас жизненно важную и нужную сторону.

Ну а дабы ничего подобного никак и нигде и близко так вовсе не произошло, всей той интеллектуальной элите и был уж обязательно вот всецело необходим именно тот истинно «свежий приток крови».

Причем, словно тот еще чистый воздух для буквально всеобщего нашего нормального дыхания.

И это только лишь во имя того дабы самое максимальное число людей из народа и впрямь до чего вполне надежно на деле разом сумело некогда получить вполне еще достойное их интеллекта высшее образование, и стоило вообще уж огород городить.

Поскольку именно так нечто подобное некогда и приведет к тому еще на редкость действенному же усилению всей той лишь в самом-то пока зачаточном виде ныне так худо-бедно существующей демократии.

И это как раз-таки нечто подобное и будет наиболее явным и до чего как есть многозначительно верным признаком несколько так относительно большей близости народа ко всем тем сколь, несомненно, высокой души истинно настоящим же интеллектуалам.

И именно в свете всего того лишь некогда затем только и последующего соприкосновения всего того простого народа и интеллигенции и возникнет, куда весьма ведь значительно поболее прочная спайка между миром культуры и чисто внешнего бескультурья.


101

Да, и вообще наиболее наилучшая прививка от любых социальных потрясений это, прежде всего великое единство всего народа, то есть именно та славная ситуация, когда никто никого и близко не презирает разве что за то, что он-то сам, видите ли, куда и впрямь значительно поболее развит и гораздо получше внешне воспитан.

Кроме того – то, что тоже явно вот никак вовсе немаловажно для всякого интеллигента, так это уж время от времени тем еще как есть пронзительно острым взглядом довольно-то зорко поглядывать, а все ли вокруг на деле в порядке, в том (было бы желание до чего широко обозримом) его невооруженному глазу быту.

На страницу:
8 из 10