Полная версия
О российской истории болезни чистых рук
Гробовое молчание интеллигенции и есть именно тот весьма невообразимо прискорбный фактор более чем на редкость всецело способствующий самому откровенно тотальному и всесильному укреплению буквально-то всякой на свете вовсе вот уж безбожно дичайше дикой несправедливости.
И хотя данный тезис точно ведь кое-кому непременно покажется всецело же спорным, однако именно этак, оно и есть, поскольку это именно горечь полнейшего осознания всего своего сколь безнадежного бессилия и делает людей вовсе-то совсем до чего невольными вот союзниками сатаны.
Да и вообще обитать в микрокосме пряных, словно пыльца райского сада идеалов, вещь никак недостойная истинно настоящей, светлой и высокой духовности.
Все мы плывем в одном и том же житейском море, и никому не дано жить в том чисто вот своем наглухо закрытом мире радужных, литературных грез.
И к слову говоря, та самая глубочайшая бездна сурового общественного быта вполне ведь может стать и впрямь более чем неизменно солоноватой вовсе не только от одной лишь соли людского пота и слез, но и от бесчисленных и бессмысленных смертей!
102
И все те никем толком не подсчитанные напрочь загубленные чьи-то вполне между тем конкретные людские жизни, явно лишь сходу окажутся одним тем самым безусловным производным донельзя осатанело хищнического спекулянтства, что было совсем бездумно до чего выхолощено всеми теми блестяще красочными, но при всем том чисто же сдобно идеалистическими воззрениями.
И были ведь этакие сладкие грезы наяву бездумно и безнравственно нанизаны, словно бы бусы на шелк, да только уж, однако все это некогда осуществлялось никак не затем дабы действительно произвести вполне должное впечатление на папуасов Новой Гвинеи.
Причем те считай как есть более чем искренне вравшие нехристи, которые и впрямь сколь всемогуще вешали народу лапшу на уши ее уж точно и близко не сами до чего наспех разом сварганили.
Поскольку все – это было как-никак, а всецело же более чем полноценно основано считай на том еще чистом дыхании интеллигенции, так и парившей далеко в облаках исключительно иллюзорных времен искрометно «светлого ближайшего грядущего».
Причем именно то отчаянно же тягучее, сладостное предощущение довольно-то многих дореволюционных интеллектуалов и сыграло, затем чудовищно злую шутку с тем поколением, что явственно мыслило и существовало в том самом розовом тумане всего своего духовного упоения…
И, конечно, и близко вот вовсе невозможно не учитывать хитрость и зловещую нахрапистость товарищей большевиков, да и сущую наивность забитого народа, да только все это в совокупности разве что является фактором, некогда создавшим высокую волну, что, при этом близко не оправдывает тех, кто вовремя не воздвиг вполне должной высоты волнореза.
А между тем все и впрямь как есть тогда оказалось фактически полностью наоборот, и без того бушующие страсти лишь поболее усиливались и нагнетались всеми теми, кто сколь безудержно уж и впрямь-таки явственно окрылялся абсолютно как есть ведь вовсе совсем до чего на редкость беспочвенно блеклыми надеждами.
103
Причем это не один достопочтимый Лев Толстой, но и многие другие великие гении 19 столетия, тоже как есть до чего «беспардонно страсти тогда нагнетали», вовсе вот исподволь как-никак, а весьма старательно подкапываясь под всю ту, так или иначе, их окружающую, беспробудно сонную и совсем как есть невозмутимо пасторальную действительность.
Да и Федор Достоевский, с его феноменально же верно вполне по-свойски здраво обоснованными уложениями всего того во времена его жизни разве что еще, как есть медленно, но верно теоретически созревающего глянцевого соцтоталитаризма донельзя прозорливо предвосхитил в тех самых нескольких своих произведениях, весь тот чудовищно бесслезный век бесовского марксизма.
Его роман «Бесы» самая наилучшая иллюстрация к тому, как суровое предупреждение, затем и предстает не только в виде необычайно грозного пророчества, но и явно оказывается весьма этак подробным сборником логически полностью обоснованных тезисов, что и послужили основой всех тех на тот момент времени чисто уж только грядущих широких общественных преобразований.
И вот точно также это было и со славным творчеством Чехова все его поздние повести и пьесы буквально-то кишмя кишат просоциалистическим ядом.
И был он сколь еще весьма сладостно так, и вдыхаем всем, тем интеллигентским обществом, которое тогда разве что бредило неистово революционным бредом, словно бы находясь в приступе перемежающейся лихорадки.
А именно как раз потому затем и не нашлось самого явного и весьма уж должного противоядия всему тому, что попросту в единый миг тогда и захлестнуло общество, сделав из него так и налитой кровью колокол общемировой революции.
Причем все началось совсем не с низов им ведь только и дали свободу творить абсолютно все, что их беспросветно темная душа разом вот еще пожелает.
И начало свое это все берет из тех самых продемонстрированных всему честному народу агиток…
То есть те как есть невзрачно прозрачные мысли совсем не наспех высказанные Чеховым в этаких его поздних пьесах как «Чайка», «Три сестры», а в особенности «Вишневый сад» свое черное дело (для всего того поколения) более чем наглядно некогда и впрямь-то вполне совершили!
104
Все те великие (безо всяких кавычек) творения высокого искусства уж более чем явственно содержали в себе до чего еще крайне отчаянно подрывные идеи, буквально начисто сокрушающие на редкость давно устоявшиеся моральные принципы, сколь бесспорно как есть всецело поддерживающие столпы фактически всяческого истинно до конца полноценного здравого общественного бытия.
Поскольку нечто подобное совсем неизбежно уж всячески собою символизировало тот и впрямь вполне ведь наглядно до чего безупречный образец абсолютно же полнейшего неприятия, и главное считай этак на дух, всяческой той еще провинциальщины раз весь ее грязный и нисколько неумытый лик был донельзя нелицеприятен всем тем тогдашним прекраснодушным интеллектуалам-западникам.
К тому же – это как раз-таки их до чего еще весьма благие идеи неизменно вот более чем явственно подрывали все основы исконно патриархального русского общества, прививая ему чистоплюйство, ханжество и цинизм, в принципе, всегдашне более чем органично свойственные всяческим без какого-либо исключения морализирующим фарисеям.
А главное, и близко не были они способны к самому доподлинному созданию по-настоящему простых всем и каждому более-менее легкодоступных и четких обоснований и вправду могших как-никак, а сколь еще явственно лечь в основу на редкость многозначительно совсем иного морального кодекса.
Все эти яростные стенания всячески растравляли до чего давнишние раны народа, только лишь и превращая его из того самого чисто пассивного страдальца в неимоверно чудовищную силу ничем несокрушимого могущества сурового недобра.
Да и как вообще можно было в то слепо поверить, что уж темные духом невежды, вышедшие из самых глубин чрева народа, действительно создадут, выйдя в люди некое новое общество, в котором угнетение человека человеком и впрямь отойдет в область былинных сказаний о том донельзя бесславном и ныне навеки проклятом-то прошлом?
И главное, все это явно при том, что сказку сделать былью смогут лишь разве что люди, и впрямь вот насыщающие массы светом широких знаний.
Ну, а те, кто чисто физически и впрямь вознамерились извести под самый корень ту так и живущую в сытости и барстве привилегированную знать только лишь и заставили затем средний класс общества, рыдая вспоминать, времена ныне всецело низложенного былого самодержавия именно как то, раз и навсегда ныне утерянное светлое прошлое.
Потому КАК то в единый миг уж наставшее затем неимоверно гиблое настоящее будет вполне ведь и впрямь-то способно при всем том разом сходу затмить СОБОЙ любые козни, считай вот сразу нескольких предыдущих столетий.
Причем не то, чтобы вовсе никому совсем не хотелось бы переменить этот мир к чему-либо бескрайне так единственно лучшему…
Да только во имя самого полноценного создания должных условий хоть сколько-то праведного и полностью иного жизненного уклада нужно было, как есть найти способ и вправду донести буквально до каждой той или иной отдельной индивидуальности все, то во что отныне каждому и всякому вполне еще полагалось бы действительно верить.
Причем надо бы при всем том разом взвывать к буквально каждой той чисто отдельной людской душе, а не сбивать людей в серую, бессмысленную и тупую толпу вообще уж при всем том начисто отныне лишенную всякого человеческого облика.
Раз в связи с той до чего и впрямь безответственной коллективностью люди никак этак качественнее и разумнее думать точно ведь явно не станут, а скорее утратят они всяческий тогда личностный облик став при этом одной лишь разве что частью совсем бездумно потребляющей все и вся биомассы.
А подобного рода всеобщее братство убого и более всего собою напоминает прямое возвращение назад в животный мир.
Ну а для того чтобы истинно на деле создать принципиально другое и лучшее общество надо бы всячески развивать каждую конкретную индивидуальность…
И только лишь – это и может дать в руки народа вполне ведь полноценную возможность сколь ответственнее прицениться буквально-то ко всему светлому и духовному, что, так или иначе, простецки же существует в этом исключительно вот только весьма разноликом мире.
И кое-кому непременно уж следовало попросту разом так начать более-менее взвешенно раздумывать именно над тем, как бы это и вправду создать условия при которых всякое народное сознание попросту раз и навсегда перестанет быть всецело зацикленным на простых и житейских нуждах всего того крайне донельзя тяжкого людского бытия.
Но нет, вместо этого кое-кто более чем незатейливо и тавтологически до чего же упрямо вторил всем, тем вкривь и вкось сколь многотрудно надуманным и многослойным, словно тот еще слоеный пирог всяческим вот философским благим рассуждениям.
И ведь главное и близко так не было в них абсолютно никакой самой конкретной увязки со всею той простой, и вязкой от века же промозгло собственнической общероссийской действительностью.
Да и вообще мировоззрение довольно-таки многих старорежимных либералов было сплошь уж упадническим и полулогичным, в нем подчас явно преобладали голые эмоции, а они между тем зачастую истинный враг всякого вовсе не наспех одетого в житейское платье здравого смысла.
105
Причем все, то донельзя нечестивое общественное недобро по всему их самому безапелляционному рассуждению в самом том еще корне своем всегдашне и заключалось в одной лишь извечной русской лени, а это между тем сущая ерунда, поскольку все дело тут было именно в том лениво же бестолковом и отчаянно коррумпированном руководстве.
Ну а также и в том, что на месте здравой головы зачастую и по сей день властно сколь насуплено восседает массивная и бездушно амбициозная начальственная задница.
Причем она не только не дает проходу уму, но и загоняет его в угол, ставя его всем в пример сущего и как есть вовсе недвусмысленного пустоголового разгильдяйства.
Причем – это уже старая история – века идут, а общее положение ни к чему истинно лучшему попросту именно что совсем и близко вовсе не меняется.
И ясное дело, что нечто подобное и приводит именно к тем сколь однозначно, именно и впрямь-то безмерно уж донельзя так крайне печальным последствиям.
Ведь нечто подобное как-никак, а более чем вполне всерьез формирует сознание многих умственно развитых людей во всей стране, они приучаются думать и рассуждать об тех разве что лишь некогда возможных во всей этой жизни переменах совершенно вот вовсе пассивно, а не весьма деятельно и активно.
И это именно та чисто вездесущая лень интеллектуальная в том самом весьма так неотъемлемом ее сочетании с тем самым до чего только красноречиво умиленным ее умением цветасто и много довольно-таки неуемно и праздно глаголить, и есть истинная беда, в том числе и современной интеллигентной России.
106
Да и вот еще что: та самая вовсе так умопомрачительная страсть, всесильно жаждущая вовсе-то незамедлительного сокрушения буквально-то всего разом и вся…
Ну а также и более чем безыскусное наделение всей той «бесовски неправой» буржуазной действительности донельзя ужасными вековыми пороками только лишь и является сущим порождением вездесущей и чисто внешней империалистической тьмы, неизменно не мытьем так катанием всячески стремящейся более чем незатейливо разрушить Российскую империю считай, что именно вот изнутри.
А для всего того те чисто внешние и полностью как есть чудовищно враждебные силы до чего еще ловко уж и использовали изрядно ведь давно столетиями поднакопившиеся нравственные и сословные внутренние российские противоречия.
А Чаадаев и иже с ними и впрямь разинув рот, слушали враждебную болтовню витийствующих чужеземцев и довольно-таки простодушно принимали все их злые и острые речи за чистую монету, думая при этом, что те и впрямь-то довольно искренне фыркают, объявляя весь российский быт безнадежно примитивным и совершенно как есть умственно-отсталым.
Ну, а на самом-то деле, они лишь только и всего, что откровенно отрабатывали свой хлеб, им же наверняка очень ведь, даже кое-кто щедро за все это явно приплачивал, чтобы, они все российское – остервеняясь почем свет безо всякой-то устали на все лады беспрестанно вот костерили.
Ну а заодно и впрямь исходились они при всем том именно тем на редкость безутешным и безудержным плачем по поводу необычайно так милых их сердцу атрибутов культурного Запада, который они разве что совсем уж вовсе ненароком и лишь вовсе-то ненадолго злосчастно покинули.
107
Ну, а затем как гром среди ясного неба разом, и нагрянула эпоха полнейшего раскабаления от всех и вся без исключения нравственных основ, а между тем самое начальное свое производное она никак не вскользь брала именно из чертовски изнурительной патетики чьих-либо и близко не в меру напыщенно яростных речей-бичей.
И главное, все это лишь ради той во многом явно этак разве что чисто как есть всецело досужего (на одних тех весьма праздных словах) до чего уж и всеблагостного достижения царства светлой истины.
Ну, а во имя немыслимо наилучших грядущих дней, а также и всех тех сколь еще неистово мигом на редкость радостно просветленных идеями лиц тех самых простых людей, чем это вполне ведь всерьез было бы нисколько так явно вовсе не погнушаться?
Раз им всем и именно что чисто до чего еще подневольно и впрямь совсем незамысловато разом на деле еще предстоит исключительно ведь доблестно, затем поучаствовать во всех тех чисто разве что только грядущих невообразимо светлых и благостных крепостно-коммунистических свершениях.
И пускай себе, затем совершенно вот безвестно погибнут 250 миллионов китайцев, зато те самые остальные 750 точно еще будут затем жить долго и счастливо, как про то некогда вымолвил великий кормчий Мао Цзэдун.
108
Да и у Братьев Стругацких тоже вполне возможно будет найти нечто как-никак и впрямь бесподобно, до чего и впрямь наглядно ведь во всем только подобное.
Их роман «Обитаемый остров» выражает собой не очень уж четко и выпукло обозначенное нравственное отрицание всяческого довольно-то агрессивного внешнего воздействия, так и проникающего на самые задворки фактически любой людской натуры при помощи самых разных искусственных надстроек над всем тем необъятно широким общественным организмом.
Ну, а также в этом романе явно присутствует и вполне полноценное понимание абсолютной же безнадежности любых попыток все и вся в единый миг буквально подчистую переменить при помощи одного того крайне так воинственного сокрушения всем и каждому будто бы вконец обрыдших и чисто уж именно прежних, былых основ…
И вот чего именно автору удалось для себя и других в нем после весьма многократного перечитывания явно так не на внешней поверхности и впрямь-таки там еще вполне отыскать.
Стругацкие «Обитаемый Остров».
«Разум прикинул, что к чему, и подал совет: поскольку изнутри тиранию взорвать невозможно, ударим по ней снаружи, бросим на нее варваров… пусть лесовики будут растоптаны, пусть русло Голубой Змеи запрудится трупами, пусть начнется большая война, которая, может быть приведет к свержению тиранов, – все для благородного идеала. Ну что же, сказала совесть, поморщившись, придется мне слегка огрубеть ради великого дела…»
109
И это как раз откуда-то отсюда и берет свое наиболее заклятое начало то самое исключительно так вовсе ведь отчаянное и бессмысленно лютое безвременье до чего непроглядно серого и обезличенного террора, а вот нет, чтобы постепенно и продуманно организовать все те и впрямь детально взвешенные преобразования…
Да только вот, однако, нечто подобное кое-кому ни в едином глазу явно абсолютно вовсе не подходит, поскольку им как-никак, а разом подавай все сразу на блюдечке, пусть даже и сквозь тьму и кровь нескольких тех последующих, и, впрямь весьма уныло живущих в то бесноватое время истинно так бесприютных поколений.
И главное, все это год за годом чисто ведь воловьими жилами и тянулось разве что ради одного лишь того изумительно же безоблачного грядущего счастья каких-то тех до чего вовсе-то явно эфемерных и совсем вот немыслимо пока отдаленных – полупризрачных потомков.
А если и будут они некогда жить действительно лучше людей нынешних, то точно уж случится это никак не благодаря революционным, а только благодаря каким-либо вполне благодатным эволюционным нововведениям!
Но кое-кому вполне искренне хочется верить во все то и впрямь удивительно же хорошее!
Но оно всегда рождается из согласия и любви, а не из тупой ненависти к прошлому и приторно слащавых надежд на светлое будущее.
Хотя впрочем, может и вправду то великое счастье, и будет довольно-то полновесно явно так некогда житейски осуществимо… ОДНАКО БОЛЕЕ ЧЕМ БЕЗУПРЕЧНО ДОСТИГНУТО то будет РАЗВЕ ЧТО ИМЕННО ТЕМИ ВОВСЕ-ТО ПРИНЦИПИАЛЬНО ИНЫМИ МЕТОДАМИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛЮДСКУЮ ПОВСЕСТНО УЖ И ВПРЯМЬ ДО ЧЕГО ЭТАК ВЕСЬМА СТЯЖАТЕЛЬСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ.
И НАДО БЫ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ПРЕДЕЛЬНО ВЕДЬ ТРЕЗВО УЧИТЫВАТЬ, ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО НА ВСЯКУЮ ВНЕШНЮЮ СУРОВУЮ ВСТРЯСКУ, ОТРЕАГИРУЕТ ЛИБО ОТВЕТНЫМ НАСИЛИЕМ, ЛИБО САМЫМ ЧТО НИ НА ЕСТЬ ОТКРОВЕННО УЖ ЧИСТО ЖИВОТНЫМ БЕЗРАЗЛИЧИЕМ, ПРИЧЕМ КО ВСЕМУ СРАЗУ НА ВСЕМ БЕЛОМ СВЕТЕ.
Правда, для кое-кого тем еще явственным же олицетворением более-менее полноценного создания, да и сколь достойного при этом воплощения в самые простые реалии бытия тех исключительно иных принципов общественного существования может быть один лишь тот непомерно вот колоссальный общественный переворот.
И обществу при этом явно так должно будет разом очиститься от скверны темного прошлого и всему окаянному злу минувшего тогда вот будет именно что попросту сходу так и положено совершенно сгореть и исчезнуть в чудовищном и всеочищающем пламени.
Да только от всех тех БУРНЫХ и яростно нигилистических усилий оно лишь разве что наскоро перерождается и полностью меняет форму, причем становится оно при этом, куда несоизмеримо хуже, да и, кстати, вдвойне еще хитроумнее.
И неужели именно ради более-менее вполне должного осуществления как раз-таки данных уж вовсе ведь неимоверно ужасающих всякую праведную душу тенденций и нужно было подобного рода безудержно отчаянное рвение?
Да только по всему истово искреннему мнению широкооких либералов, везде и всему и вправду должно было в самый тот истинно краткий миг буквально-то всеобщего людского прозрения, более чем незамедлительно как штык разом и обрести черты гладкие и чистые и никаких гвоздей.
110
Ну а замаячит где-либо на том самом наиболее ближайшем историческом горизонте до чего невообразимо мрачная перспектива весьма уж зловеще невзрачной вероятности…
Так и став при всем том самым наглядным воплощением того, что надо же вот, а тому самому «подлому царскому дому» и вправду на деле может сподобиться в результате хоть сколько-то более-менее удачного ведения войны довольно-то значительно усилить свои только лишь недавно и совсем внезапно пошатнувшиеся жизненные позиции…
А то и близко так не иначе, а еще действительно станет на редкость невообразимо диким злом для всей этой нашей безмерно свободолюбивой эпохи.
И дабы хоть как-либо всеми силами чисто уж загодя торпедировать этакий донельзя пагубный ход развития никак подчас вовсе-то и нерадивых исторических событий, буквально все средства были у нас вполне одинаково достойны, да и считай, до конца безупречно так явственно хороши.
И та слащаво страстная левая интеллигенция, что безо всякого конца только и промывала все до единой косточки самодержавия и впрямь-то засуча рукава, до чего еще отчаянно боролась со всеми теми чисто же повседневными проявлениями буквально всяческого народного патриотизма.
Явно ведь тем, разве что лишь поболее так всерьез подтачивая силы, совсем неустанно сражающейся великой державы, что со всеми теми ничем неоправданными смертными муками всегда уж шла именно до конца, отчаянно добиваясь великих и славных побед…
Да только как есть, воюя при этом за чьи-либо вовсе ей совершенно чужие (читай заграничные) интересы.
И вот как на все, то так или иначе вышеизложенное, пусть и несколько издали вполне же полновесно намекает большой писатель Марк Алданов в его книге «Самоубийство».
«Ленин с его Нахамкесами умные люди. И что в том, что они пораженцы? Разве ты, Митя, не был пораженцем в пору войны с Японией?
– Не был.
– Будто? Я не знал. Значит, ты был исключеньем. 99 процентов нашей интеллигенции состояло из пораженцев».
111
Может все это и впрямь чисто невольное преувеличение, однако совсем так ничем при этом не смыть тот всецело вот прискорбный факт сколь еще откровенно присутствовавшего в самом тогдашнем воздухе весьма как есть всеобъемлющего духа сущего антипатриотизма.
И главное, что все это никак не вскользь излагается устами писателя и вполне так конкретного очевидца.
И эти его слова истинно наилучшее доказательство всего уж того, что нечто подобное и вправду на самом деле и имело ведь место в те до чего ныне далекие от наших сегодняшних дней крайне этак вовсе-то непроглядно лихие года.
А нечто подобное, кстати, и стало именно тем и впрямь-то до чего только непотребно же разлагающим элементом всей-то тогдашней общественной жизни!
Причем та еще дореволюционная интеллигенция проявляла весь этот свой сущий демократизм пораженческих взглядов в основном разве что лишь оттого, что у нее, видите ли, вполне явно имелся зуб на всю ту сколь «беспросветную умственную и религиозную чисто российскую отсталость», в свете сколь отчаянно и многообещающе величественно просвещенной Европы.
112
Ну а первоисточник всех этих «благих настроений» был вполне этак естественно уж исключительно, что совсем этак исконно французским.
Вот чего пишет обо всем этом тот же писатель Алданов в его книге «Заговор».
«Многое другое в учении парижских философов было еще более чуждо Талызину. Они называли себя гражданами мира; Вольтер поздравлял Фридриха II с военными неудачами французов».
А им-то самим эту сущую заразу до чего бестрепетно и беспардонно подкинули именно те исключительно благородные джентльмены англичане, попросту до чего только разом и выказавшие желание, не мытьем так катанием постепенно ослабить политические позиции своего материкового соседа.
113
И это как раз именно подобного рода необычайно «прогрессивные взгляды» и возвеличивала тогдашняя российская интеллигенция.
И это только она, кстати, всячески уж до чего еще слащаво подрывала главные основы российского постфеодального общественного обустройства.
И вот, в конце-то концов, все это затем и стало одной из самых немаловажных причин, раз и навсегда приведших ко всему тому беспардонно жесточайшему за всю историю человечества рабовладельческому строю (в его чисто так полностью современной и нынешней его интерпретации).
Однако всего этого довольно-то многие до сих самых пор и близко так явно вовсе ведь и не поняли.
Им-то и поныне сколь еще вероятно уж истинно кажется, что весь тот советский период российской истории – это вполне естественная часть исторического развития постфеодального общества, в конечном итоге, приведшая Россию к тому самому на редкость окончательному выходу из средневековой мглы, да и самому полнейшему ее индустриальному процветанию…
Ну а на самом-то деле раковая опухоль большевизма просто-напросто до чего беззастенчиво использовала совсем без остатка все те так или иначе имеющиеся ресурсы, в той самой лично ей одной безраздельно же нужной чисто вот военной, а отчасти и исключительно имперской области.
А какой-либо доподлинной заботы о людях при Советах не было и в помине, а существовали одни разве что те чрезвычайно большие государственные интересы, включающие в себя, в том числе и вполне конкретную до чего чрезвычайно излишнюю щедрость по отношению ко всем тем остро нуждающемся и голодным на всем Земном шаре.