Полная версия
Дети индиго, или Над пропастью во лжи
Дети индиго, или Над пропастью во лжи
Виктор Ларкин
По благословению архимандрита Ефрема,
Настоятеля монастыря Ватопед,
Святая Гора Афон.
Издание 2-е, исправленное, переработанное и дополненное.
© Виктор Ларкин, 2019
ISBN 978-5-4483-4749-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Данная книга состоит из более чем тридцати статей, написанных в разное время в течение последних десяти лет. Они рождались стихийно причудливой мозаикой из отдельных мыслей и тем. Они неудержимо разрастались в разные стороны по принципу фрактальных множеств. Они первоначально не были соединены никакими общими идеями и связями.
Однако постепенно и независимо от моей воли в них стали проглядывать несколько четких объединяющих моментов, и в итоге статьи сложились как пазлы в единую логичную картину, отражающую некоторые моменты современного мирового апокалипсиса1. Получилась целостная книга. Причем, если события апокалипсиса в Священном Писании даются в откровениях Господа и пророков, то в данной книге приводится фактически научно-богословское обоснование их реальности и неотвратимости.
Многое из того, что написано в этой книге, некоторым читателям покажется невероятным. Но это не фантастика, а подлинная реальность, хотя, может быть, невидимая или еще не осознаваемая. Если же кто-то захочет найти научное подтверждение тому, что в ней написано, ему далеко не всегда удастся это сделать, ибо с точки зрения светской науки многое в ней изложенное совершенно ненаучно. Получается, что содержание книги является ненаучной нефантастикой. Такого жанра в литературе я не встречал. Если он есть, то эта книга его пополнит, а если его пока не существует, то пусть он будет.
Насколько это было в моих силах, я старался, чтобы все статьи в ней были написаны с точки зрения православного мировоззрения. Однако многие ее положения, на мой взгляд, могут быть несомненно подтверждены и приняты и с позиций других религий.
Эта книга не является моей борьбой против описанных в ней негативных человеческих проявлений. Бороться с ними или их принимать – это выбор каждого человека. Она просто объективно раскрывает их сущность с точки зрения православия. Эта книга есть мое исповедание веры.
Книгу советую читать непременно последовательно и до конца, иначе не будет понятно, какой же идеей объединены ее вроде бы разрозненные статьи.
Издание книги благословлено архимандритом Ефремом, настоятелем монастыря Ватопед на Святой Горе Афон.
Предварить эту книгу я хочу статьей
О конце света
(вместо введения)
Многие читатели несомненно помнят, как несколько лет назад в обществе царила невероятная кутерьма по поводу того, что в конце 2012 года якобы состоится конец света. В преддверии этого события я написал статью и направил ее в некоторые печатные средства массовой информации. Статья опубликована не была и осталась лежать, дожидаясь своего часа.
При подготовке данной книги я к ней вернулся и увидел, что ее главные моменты не только нисколько не устарели. Можно даже сказать, что эта статья – «на все последние времена», ибо наверняка еще не раз найдутся «пророки», которые «назначат» очередной конец света на какую-либо дату в будущем; и все основные ее мысли будут актуальны так же, как и в 2012 году. Поэтому она оказывается очень пригодной для ее использования в качестве введения к данной книге. Что я и делаю. Немного позже вы поймете, почему.
Итак,
Конец света: наваждения и реальность
или
Конец тьмы
«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» Мтф. 14.36
В последнее время в обществе курсирует множество слухов о конце света, который якобы должен состояться 21 декабря 2012 года. Публикуются многочисленные статьи и книги, астрономические и астрологические прогнозы, снимаются фильмы и выпускаются теле- и радиопередачи. Для пущей убедительности все это снабжается ссылками на некие научные, астрономические, астрологические или библейские доказательства, всевозможные пророчества, видения и исторические параллели.
Социум взбудоражен. Какую-то часть людей слухи о конце света ввергают в состояния тревоги и страхов; другую – заставляют еще сильнее предаваться разгулам; третьи на всем этом разыгрывают доходные карты своего «ясновидения», «пророчеств» и «прозорливости»; четвертые – наживают немалые деньги.
В противоположность этому в православном понимании этого вопроса существует полная ясность и спокойствие. Это так по двум причинам.
Во-первых, Господь наш Иисус Христос, говоря об этом моменте, сказал совершенно определенно: «О дне же том и часе никто не знает, …а только Отец Мой один». Вот так: «Никто не знает», – и знать не может! Соответственно не может быть никакой веры земным предсказателям и всем вымыслам о конце света в указанную ими дату.
Во-вторых, любой по-настоящему православный человек не имеет страхов по поводу смерти своего тела. Он живет в твердом сознании бессмертия своей души. Главной его жизненной целью является достижение ее спасения для доброго существования с Богом в вечности, а не беспокойство о кончине земного мира.
В истории уже было немало подобных пророчеств, уже не раз кто-то убегал в леса, кто-то затоваривался продуктами или «готовил вещички», кто-то строил подземные бункеры с запасами на несколько лет, но… человечество продолжало и продолжает существовать. Точно также и в 2012 году для кончины этого мира нет достаточных оснований. Определение конкретной даты конца света и вся суета вокруг нее – это полная чушь.
Что касается катастроф, то они всегда были и, к сожалению, будут происходить, причем, очевидно со все возрастающей частотой и мощью, так как они являются неотвратимыми следствиями разрастания порочных явлений в значительной части человечества. Не надо быть большим пророком, чтобы их предсказать – всегда что-нибудь да происходит. А если ничего не происходит, то предсказатели выкручиваются и здесь, обычно говоря: «Это мы отмолили!» Пойди-ка что-то опровергни или докажи!
Тем не менее, предсказания о кончине мира зафиксированы в Библии, а это уже не шутки: она действительно будет. Поэтому вопрос: «Что же это такое – конец света?» – далеко не празден, однако в ответе на него необходимо отделить выдумки и наваждения от сути.
Только когда познаешь свет, начинаешь понимать, что живешь во тьме
Первый важнейший момент состоит в следующем.
Господь сказал: «Я свет миру» (Ин. 8.12). Из этого с очевидностью следует, что для того, чтобы наступил настоящий конец света, нужно чтобы мир лишился истинного Источника Света и Жизни – Господа Бога, Иисуса Христа. А это совершенно немыслимо, ибо Господь от нас никогда не отказывался, не отказывается и не откажется. Только вот люди от Него отступают постоянно. Причем, все больше и больше: в самоволии, самоуслаждении, эгоизме, блуде и разврате, потребительстве, суете, непрощении, вражде, ненависти, зависти, суеверии, обращении к богопротивным силам, разорении природы, неблагодарности и многом другом беззаконии. Когда-нибудь человечество перейдет некий предел такого отступления – тайна беззакония свершится, – вот тогда и наступит конец этого мира, который многие называют концом света. Когда перейдет?… Неизвестно – судьбы мира в руках Господа. По делу, по нашей порочной жизни конец света уже давно бы должен совершиться. Однако Господь милостив, и все еще дает нам время для покаяния.
А пока же мы можем наблюдать лишь признаки приближения конца мира, о которых Он нам Сам и поведал: «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: „Я Христос“, и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мтф. 24.3—14). А святой апостол Лука добавляет: «Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое» (Лук. 21.12).
Видите, как много всего еще должно случиться перед концом земного мира!
Тем не менее, хотя конца мира в этом году не предвидится, расслабляться не следует – апокалипсис уже давно начался и идет, как в целом по планете, так и в людских душах. Войны, глады, моры, землетрясения, катастрофы, лжехристы и лжепророки, гонения на Церковь… Все это было и есть.
Православная Россия претерпела поругание в 1917 году. В 20-м веке проходили сильнейшие гонения на Церковь, когда пострадало великое множество людей. Сейчас они вроде бы прекратились, но это лишь затишье перед финалом. Еще будет много богопротивных действий во всем мире. Очевидно, что особенно яростно они развернутся против нашей страны, так как именно она является самым мощным оплотом веры Христовой на земле. Главный мотив всех нападок на Россию всегда был, есть и будет желание уничтожить Православную Церковь, как в лице самих верующих, так и ее служителей, так и в целом всей Святой Руси.
Гонения и страдания всегда завершаются крестной смертью. И наступит момент, когда богопротивникам вроде бы удастся погубить Православие и тем самым окончательно погасить весь Божественный Свет на земле, но… какой ужасный для них будет сюрприз: этот Свет не только не погаснет, но разгорится с невиданной силой – состоится Второе Пришествие Христа и Всеобщее Воскресение!
Когда это будет? – Неизвестно, но будет обязательно, так как конец этого погрязшего во грехах земного мира предопределен самой сутью греха.
Пока же совершенно ясно, что сейчас до этого момента еще далеко, ибо в мире живет еще очень много верующих людей, еще стоят храмы и монастыри и в них служатся литургии, еще не ослабевает – а в России даже растет, – молитвенное предстояние православных пред Богом. Так что в нынешнем году конца земного мира никак не предвидится.
«…возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» Рим. 6.23
Вторым важнейшим моментом является вот что.
Конец мира – это не просто гибель земной цивилизации и смерть людей. Смерть тела в любом случае неизбежна для каждого человека: во-первых, опять же вследствие греха и, во-вторых, земное тело никогда и не было предназначено к вечному существованию. Следовательно, бояться ее бессмысленно. К тому же, как смерть тела, так и конец земного мира – это совсем даже не конец Света.
Подлинная суть конца света – в полной потере всех светоносных божественных качеств души. Вследствие отрыва от Бога и греховной жизни божественный свет в ней может погаснуть, тогда она потеряет образ и подобие Божие и низвергнется в царство вечной тьмы. Вот это – ее настоящая гибель, неподдельный для нее конец света. Причем, она упадет туда сама, ибо темное может пребывать только во мраке, – вот каким образом наступает для человека «конец света»!
Иного конца света, кроме как потери божественного света души, ни для какого человека быть не может!
Подлинный конец света для какого-то конкретного человека может быть никак не связан с гибелью и всеобщей кончиной земного мира. Многие уже давно пришли к своему концу света – их души после смерти тела уже пребывают в адской тьме, – в то время как земля еще продолжает существовать. Других эта участь постигнет вместе с кончиной мира. В любом случае его первопричина вполне конкретна и определенна – отрыв человека от Бога и потеря его душой Божественного Света.
Таким образом, конец света будет только для людей безбожных, именно они его и страшатся, однако всеми силами его приближают.
Для настоящих христиан конца света не будет никогда, что и подтверждает нам Сам Господь Иисус Христос: «…кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоан.8.12). Об этом же нам сообщает и святой апостол Павел: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе» (1 Кор. 15.51). То есть, для православно верующих конец земного мира никак не будет концом света для их душ. Совсем даже наоборот – он станет для них концом тьмы, той самой тьмы, в которую погрузилось человечество в результате грехопадения и в которой оно живет, в большинстве своем даже не замечая этого. И, мало того, одновременно еще и началом подлинного света или, точнее, возвращением в то Царство Света, из которого род людской ниспал вслед за перволюдьми Адамом и Евой.
Хотя, как сказано, о том дне и часе неизвестно никому, кроме Отца нашего Небесного, однако на основании изложенного каждый может выработать некий свой индивидуальный качественной подход для определения оставшегося времени как до его личного, так и до вселенского конца света. Этот подход таков: чем дальше человек удаляется от Бога, чем слабее его вера, чем сильнее неприятие, нападки и гонения на Православие, его служителей и приверженцев, тем ближе конец света и тем «чернее» для неверующих и гонителей он будет.
«…и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» Ин. 5.29
Вся истерия (иначе и не назовешь) по поводу конца света в 2012 году имеет одного закулисного режиссера – богопротивника. Под его невидимым влиянием, в состоянии отсутствия веры люди лишаются благодатного разума, иначе они ужаснулись бы – насколько близко они находятся от своего собственного конца света и как сильно приближают всеобщую гибель.
Вместе с тем, «…дни лукавы…» (см. Еф. 5), поэтому не следует думать, что если конца света в 2012 году не будет, то можно продолжать свою далекую от Бога жизнь. Помним, что конец света для каждого индивидуален и может наступить в любую секунду. Ценим время, которое многим (если не всем) дается только для того, чтобы изменить свою жизнь и встать на путь Христов. «Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3.9). Надо стараться избежать гибели души, а этого может достичь всякий человек, с истинной верой, надеждой и любовью обратившийся ко Господу.
Важно понять, что причиной будущего конца земного мира неправильно объявлять какой-нибудь надвигающийся космический или земной катаклизм. Первопричина названа – отпадение людей от Бога. И даже сам этот завершающий катаклизм будет следствием той же первопричины. Причем, сейчас представляется все более вероятным, что материальным побудителем этого катаклизма будет отнюдь не внешний космический фактор (скажем, астероид или планета), а какой-нибудь очередной безумный эксперимент земных ученых над материей, экологическое издевательство людей над планетой или военное безрассудство.
В любом случае: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят». Верующие же не умрут, но изменятся. «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет. …Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откровение 21.4,8).
«Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мтф. 14.36—42).
Вот такая была статья.
А ее появление в этой книге в качестве введения обусловлено тем, что большинство ее статей в той или иной степени рассказывают о некоторых современных причинах, симптомах и признаках надвигающейся кончины мира. Причем, апокалипсис набрал уже такой ход, что не заметить его приближения достаточно трудно. Однако большинство нынешних людей не только не замечают его огненных знамений, но своей беззаботной и невежественной жизнью усиленно его приближают. По сути, нельзя сказать иначе, что современные люди – активные творцы конца света. Все происходит так, как предсказано: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лк. 17.25—30).
Образ апокалипсиса и его современных знамений стал одной из нитей, которая объединяет все темы книги. Вот почему эта статья была избрана мною для введения в данную книгу. Остальные ее связующие идеи проявятся по ходу повествования.
Часть 1. Дети индиго
1.1. Духовные соты
«Имеющий ухо да слышит» Откр. 3.6
Каждому человеку приходилось стакиваться с тем, что какие-то люди его не понимают. Жена жалуется, что ее не понимает муж, а муж, что его не понимает жена. Дети не понимают своих родителей, а те – своих детей. Подобные ситуации часто возникают между начальниками и подчиненными, между соседями, между народом и правительством, между государствами… Почему люди не понимают друг друга? Этому есть две основные причины. Первая – у многих (если не у большинства) людей не сформирован соответствующий аппарат понимания или, в более общем виде, мировосприятия. Вторая – люди воспринимают мир, находясь в разных системах мировоззренческих и духовно-нравственных координат. Рассмотрим эти вещи подробнее, начиная с первой – с формирования совершенного понимания.
Способность понимания и мировосприятия сначала дается человеку в зачатках от рождения, затем должна совершенствоваться в процессе его воспитания и может бесконечно улучшаться по мере его духовно-нравственного возрастания.
Лучший возраст для воспитания – до семи лет (а внутри этого периода – до пяти лет, а внутри этого – до трех лет, а внутри этого – до одного года, а внутри этого – еще в период беременности, а до этого – еще за многие годы до зачатия, в духовном становлении будущих родителей…).
Казалось бы, кому не известны эти положения, но редко кто ими руководствуется. Опять же – не понимают! До практического исполнения не доходит немалое количество тех добрых знаний, которые нам даны и даются.
Однако воспитывать детей никогда не поздно. Это можно делать в любом их возрасте и в любой ситуации.
Единственное, что для этого взрослым требуется, – это полноценно иметь в самих себе то, что они хотят передать детям. Например, если человек хочет, чтобы его дети его слушались, то он сам должен быть послушен своим родителям; если он хочет, чтобы его любили, то он сам должен любить; если он хочет, чтобы его понимали и принимали, то он сам должен учиться понимать и принимать. Это – закон, подобное порождает подобное: Бог – Божественное, Добро – доброе, Свет – светлое, Радость – радостное, Любовь – любовное… Ну, и сами понимаете, откуда появляется злое, невежественное и темное. Отсюда ясно, что воспитание нужно начинать, прежде всего, с самого себя.
Мудрость гласит – мы можем утверждать, что мы что-то понимаем или что-то знаем только тогда, когда живем и действуем в соответствии с этим знанием. Лишь тогда мы это действительно знаем и понимаем. Просто иметь в голове какую-либо информацию о чем-то – это еще не означает, что ты это на самом деле знаешь и понимаешь. Иначе говоря, понимать, слышать и знать – это значит уметь и делать. Причем, как живем и действуем мы, так будут жить и действовать наши дети. Если мы ведем себя хорошо и стремимся к еще большему совершенству, то наши дети имеют возможность быть лучше нас; а если мы ведем себя порочно и не заботимся об исправлении, то наши наследники, скорее всего, будут вести себя еще хуже2.
Пока оставим вне рассмотрения вопрос о том, что такое хорошо и что такое плохо. Предположим, что он ясен для всех, хотя это далеко не так, ибо весьма часто бывает, что человек принимает зло за добро и совершает безобразные поступки, думая, что он не делает ничего дурного.
Вместе с тем, это лишь одна, хотя и немаловажная, сторона организации правильного воспитательного процесса. Гораздо важнее другое.
«Мала пчела между летающими,
но плод ее – лучший из сластей» Сир. 11.3
С самых первых дней жизни в человеке или, точнее, в его душе необходимо создавать прочную христианскую духовно-нравственную базу – она является единственным незыблемым фундаментом для всего его дальнейшего развития и существования. «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3,11). Потом можно строить на ней систему знаний и навыков.
Здесь все должно происходить подобно тому, что происходит у пчел: они сначала строят восковые соты, а затем наполняют их медом. Так и в человеке, в его младенческом возрасте должны быть выстроены духовные соты. Эти «соты» составляют основу человеческой души и духа.
Известно, что в плохих сотах или мед плохой, или его там совсем не будет. Так и духовные соты человека должны быть крепкими, здоровыми и полноценными. Только тогда они могут быть надежным вместилищем для благой и созидательной воли, разума, чувств, а также для всего его остального творческого, психического и социального человеческого потенциала. В том числе, если хотите, то и знаний. Любой другой подход к организации человеческого воспитания и образования – это попытка построить дом на зыбучем песке.
А что такое духовные соты? Как они формируются? Кто их создает?
Духовные соты – хранилище благодатных сил, это реальное духовное образование в человеческой душе, определяемое совокупностью воспринятых ею нравственных божественных установлений и добродетелей и пропитанное и скрепленное благодатью Божией. Это такая же подлинная вещь в области души как сердце и головной мозг в человеческом теле. С их помощью выстраивается вся система индивидуального человеческого существования и мироосознания, в том числе, и понимания. Их роль – организация полноценной жизни души и земного существования тела и поддержание их благодатными силами. Их взращивание создает условия как для прорастания в человеке заложенных от Бога талантов, так и для обретения новых способностей. Не требуется ничего внедрять, прививать, искусственно и насильно насаждать: никаких новых идей и парадигм. Только помочь не утратить, взрастить и умножить те дары, которые Господь вкладывает от рождения в каждую душу.
Духовные соты создает не человек, а Бог, Своим незримым присутствием и действием в душе человека. А присутствует и действует Он, более всего, в душе верующего человека.
Как и когда Он их создает? – Он создает их сокровенным образом, и единственным «материалом» для строительства духовных сот может быть только Божественная Благодать. Поэтому основой любого воспитания является создание условий для внесения Благодати в человеческую душу, начиная с момента зачатия и периода пренатального развития плода, а также для всемерного последующего ее сохранения и преумножения всеми средствами христианского окормления. В первую очередь, таинствами крещения и причащения, а по мере взросления еще и исповедания, и всегда – верой, любовью, молитвами, добрыми делами и благим личным примером.
Подобно самому лучшему питанию Благодать Божия идет на формирование человеческой души. Она, словно искусный мастер, выстраивает в душе все необходимое и убирает все уродливое и ненужное. Так в человеческой душе созидается то, что называется духовными сотами, которые будут служить ему всю его дальнейшую жизнь, как на земле, так и в вечности.
По мере своего формирования соты в человеческой душе заполняются «медом». «Мед» в наших духовных сотах – это наши благодатные силы: добродетели, таланты и способности. И благодатными они становятся лишь тогда, когда созидаются, сохраняются и умножаются благодатию Святого Духа.
Человек есть светоносное и святоносное существо. Будучи полноценной и здоровой, наполненная соответствующим небесным нектаром, каждая духовная сота светится своим собственным неповторимым вселенским светом. И все вместе они образуют ауру человека. У каждого человека она своя, неповторимая, еще более индивидуальная, чем отпечатки пальцев или сетчатка глаза. ДНК человека есть материальный «слепок» его ауры.