bannerbanner
Германия. Бессмертные оперы. Краткие содержания
Германия. Бессмертные оперы. Краткие содержания

Полная версия

Германия. Бессмертные оперы. Краткие содержания

Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

Во время её рассказа появляется печальный Кристель: ему не удалось найти в городе Анхен. Неужели его невеста прельстилась роскошью и богатством городской жизни? Он не хочет больше её знать. Тогда Роза передаёт ему письмо. Кристель счастлив, все его подозрения рассеялись как дым. Радостная встреча с Анхен.

Вдалеке гремит гром, приближается гроза. Счастливые влюблённые поют дуэт под шум дождя и завывания бури и удаляются из леса.

Тем временем Михель встречает в лесу заблудившегося короля. Принимая его за браконьера, судья резко и грубо разговаривает с ним. Желая позабавиться, король решает сохранить инкогнито и называет себя придворным из свиты короля. Тогда Михель предлагает ему укрыться в его доме от грозы. Усталый и измученный король с радостью принимает его предложение, и оба направляются в деревню.

Действие третье. Внутренность крестьянского дома. Близ накрытого к ужину стола сидят за прялками Роза и Марта, беспокоясь долгим отсутствием Михеля. Розе хочется спать, она дремлет и чуть не падает со стула. Чтобы развлечь её, Марта начинает страшный рассказ о привидениях. Стучат в дверь. Это вернулся Кристель, за ним следует Михель и король.

В семье судьи короля принимают приветливо и радушно, он искренне веселится среди этих простых людей. Входит Анхен. Её появление вызывает бурную радость семьи. Произнесённое имя графа Шметтерлинга заставляет короля прислушаться к их репликам.

В это время появляется Теффель, сообщающий, что поймал двух браконьеров, которые выдают себя за придворных из свиты короля. Вот прекрасный случай проверить истину, – говорит Михель: король, которого он принимает за придворного, может опознать этих людей. Король согласен, но отходит в сторону, чтобы издали посмотреть на них. Вводят графа Шметтерлинга и господина Трауверта. Анхен узнаёт своего похитителя и в испуге прячется. Граф держит себя грубо и вызывающе, грозит высечь Михеля.

Рассерженный король выходит из своего угла. Граф с ужасом узнаёт его. Все падают королю в ноги. Король выясняет подробности похищения Анхен и прогоняет от своего двора Шметтерлинга. Наградив обе влюблённые парочки, он удаляется. Счастливая семья деревенского судьи прославляет его доброту.

ФРАНЦ ЙОЗЕФ ГАЙДН (1732 – 1809)

Франц Йозеф Гайдн


Творческий путь Й. Гайдна великого австрийского композитора, старшего современника В. А. Моцарта и Л. Бетховена продолжался около пятидесяти лет, перешел за исторический рубеж XVIII – XIX вв., охватил все этапы развития венской классической школы от ее зарождения в 1760-х гг. вплоть до расцвета творчества Бетховена в начале нового века.

Сын каретного мастера, Гайдн обнаружил редкие музыкальные способности. В шестилетнем возрасте он живет в Хайнбурге, поет в церковном хоре, обучается игре на скрипке и клавесине, а с 1740 г. живет в Вене, где служит певчим в капелле собора Св. Стефана (кафедральном соборе Вены). Однако в капелле ценили только голос мальчика редкой чистоты дискант, поручали ему исполнение сольных партий. Когда же голос начал ломаться, Гайдн был вынужден оставить капеллу.

В 1761 г. Гайдн заключил контракт с П. Эстергази, богатейшим венгерским магнатом, покровителем искусств. В обязанности вице-капельмейстера, а через 5 лет княжеского обер-капельмейстера, входило не только сочинение музыки. Гайдн должен был проводить репетиции, следить за порядком в капелле, отвечать за сохранность нот и инструментов и т. п. Все произведения Гайдна являлись собственностью Эстергази; композитор не имел права писать музыку по заказу других лиц, не мог свободно покидать владения князя.

Однако многие преимущества и, прежде всего, возможность распоряжаться прекрасным оркестром, исполнявшим все произведения композитора, а также относительная материальная и бытовая обеспеченность склонили Гайдна принять предложение Эстергази. Почти 30 лет оставался Гайдн на придворной службе. Живя вдали от света, почти не соприкасаясь с широким музыкальным миром, он стал за время службы у Эстергази величайшим мастером европейского масштаба. Произведения Гайдна с успехом исполнялись в крупнейших музыкальных столицах.

Знакомство с Моцартом, приехавшим в Вену, переросло в настоящую дружбу. В 1790 г. А. Эстергази, наследник умершего князя П. Эстергази, распустил капеллу. Гайдн, полностью освободившийся от службы и сохранивший лишь звание капельмейстера, стал получать согласно завещанию старого князя пожизненную пенсию. Вскоре появилась возможность осуществить давнюю мечту выехать за пределы Австрии. В его распоряжении были большие оркестры. Английская публика с энтузиазмом воспринимала музыку Гайдна. В Оксфорде ему был присужден титул доктора музыки. Последние годы жизни Гайдна прошли в Вене и ее предместье Гумпендорф.

Гайдн оставил огромное творческое наследие около 1000 произведений во всех жанрах и формах, существовавших в музыке того времени. Крупные циклические формы (104 симфонии, 83 квартета, 52 клавирные сонаты) составляют основную, самую драгоценную часть творчества композитора и определяют его историческое место.

Аптекарь

Комическая опера в 3 актах. Либретто Гольдони

Действующие лица:

Семпронио (тенор). Грилетта (сопрано). Меньоне (тенор). Вольпино (сопрано).

Акт 1. Бедняк Менгоне поступил на службу к аптекарю Семпронио, чтобы быть ближе к своей возлюбленной Гринелле, воспитаннице аптекаря. Гринелле нравится юноша, что вызывает раздражение у опекуна.

Акт 2. Гринеллой также увлечен богач Вольпино, однако у него нет шансов, ибо сам Семпронио мечтает о женитьбе на девушке. Меньоне никак не решается объясниться с Грилеттой, и она уже готова уступить аптекарю. Тот зовет нотариуса. Под видом сразу двух нотариусов являются переодетые вздыхатели Меньоне и Вольпино. Под диктовку аптекаря они вписывают в брачный контракт каждый себя! Но уловка разгадана и Семпронио гонит их прочь.

Акт 3. Вольпино решил попробовать еще раз перехитрить Семпронио. Зная слабости опекуна и его интерес к «красивой» заморской жизни, он наряжается в знатного турка и предлагает Семпронио место придворного аптекаря у турецкого султана. Взамен он требует Гринеллу! Аптекарь отказывается. Тогда Вольпино в гневе начинает громить всю утварь. Подоспевший Меньоне выручает аптекаря. Тот, наконец, соглашается на брак Гринеллы и своего помощника. Вольпино же остаётся ни с чем.

Душа философа или Орфей и Эвридика

Опера в четырёх действиях. Либретто К. Бадини

Действующие лица:

Орфей (тенор). Эвридика (сопрано). Креонт (бас). Плутон (бас). Гений (сопрано).

Эвридика отвергает жениха-воина, за которого её сватает отец, царь Креонт. Убежав от жениха, девушка попадает в таинственную рощу, населённую загадочными существами. Ей на помощь приходит певец Орфей, который своей волшебной музыкой ограждает Эвридику от опасностей. Молодые полюбили друг друга и пришли во дворец Креонта. Царь благословляет их. Во время праздника на поляне у реки среди всеобщего веселья раздаётся крик. Это отвергнутый воин схватил Эвридику. Пытаясь вырваться, Эвридика наступает на змею и, ужаленная ею, умирает. Все оплакивают смерть Эвридики. Безутешный Орфей просит помощи у прорицательницы Сивиллы. Её посланник Гений сообщает, что Орфей должен искать возлюбленную в подземном царстве Плутона. На берегу подземной реки поет Орфей о своей любимой. Плутон, услышав песню, смягчается и разрешает Орфею забрать Эвридику обратно в царство жизни, но с условием, что тот будет вести её не оглядываясь, пока они не выйдут наверх. Но Орфей, пройдя почти весь путь, не выдержал и взглянул на Эвридику, потеряв её навсегда. В отчаянии он выпивает яд.

Лунный мир

Опера в трёх действиях. Либретто К. Гольдони.

Действующие лица:

Буонафеде (бас). Клариче (сопрано). Фламиния (сопрано). Экклитико (тенор). Эрнесто (меццо-сопрано). Лизетта (меццо-сопрано).

Скупой богач Буонафеде противится браку своих дочерей Клариче и Фламинии. Один из женихов, Экклитико решается на обман, в чём ему помогает хитрая субретка Лизетта. Они хотят использовать слабость Буонафеде к астрологии и чудесам. Экклитико предлагает старику, от некоего императора Луны волшебные капли, способные перенести туда человека. Буонафеде выпивает снадобье (на самом деле сонное зелье). Затем ему устраивают в саду искусственную луну, где роль императора исполняет слуга Эрнесто, а императрицы – Лизетта. Одураченного старика они уговаривают дать согласие на брак дочерей. Несмотря на то, что обман вскоре раскрывается, Буонафеде вынужден примириться со случившимся.

После смерти автора произведение было забыто, и его новая сценическая жизнь началась более чем 150 лет спустя. Первая попытка возрождения оперы (Шверин, 1932) была малоудачной, так как партитура подверглась переделке. Зато постановка в Гааге (1959) прошла с огромным успехом, после чего в том же году «Лунный мир» был исполнен на фестивале в Зальцбурге.

Обманутая неверность

Опера в двух действиях. Либретто М. Кольтеллини

Действующие лица:

Веспина (сопрано). Сандрина (сопрано). Ненчо (тенор). Филиппо (тенор). Нанни (бас).

Действие 1. Старый скряга Филиппо, отец Сандрины, желает выдать свою дочь за молодого и богатого Ненчо, возлюбленного Веспины. Веспина решает помешать планам Филиппо: она не собирается терять Ненчо, а, кроме того, ей известно, что сердце Сандрины принадлежит другому: её избранник – брат Веспины Нанни, который, узнав, что Сандрина не в силах противиться воле отца, клянётся отомстить неизвестному сопернику.

…На кухне Веспина готовит ужин для брата. Появляется Нанни. В гневе и отчаянии рассказывает он о своих несчастиях. Веспина придумывает способ обмануть старого Филиппо… Веснина и Нанни, спрятавшись, слушают, как легкомысленный и непостоянный Ненчо поёт серенаду Сандрине. Застав изменника на месте преступления, взбешённая Веспина даёт ему пощёчину. Бурная сцена венчает финал первого действия.

Действие 2. Веспина, переодевшись пожилой женщиной, доверительно рассказывает Филиппо о своих горестях: её несчастная дочь замужем за Ненчо, от которого у неё трое детей, самый маленький ещё грудной. Коварный Ненчо бросил жену и детей без средств, бедная мать трёх малюток в полном отчаянии. Старый Филиппо охвачен ужасом и негодованием. Увидев пришедшего к нему Ненчо, он с шумом прогоняет его…

…Ненчо в недоумении и растерянности. Появляется Веспина, теперь уже переодетая слугой высокопоставленного вельможи. Угостив огорчённого Ненчо вином, «слуга» рассказывает о предстоящем браке своего господина с Сандриной. На этот раз негодует возмущённый Ненчо… Пока Ненчо предаётся своим чувствам, Веспина является в новом обличии на ней роскошный костюм маркиза, владельца земель и замков. «Маркиз» сообщает, что не унизится до брака с Сандриной, он намерен отдать её за своего поварёнка и просит Ненчо присутствовать на церемонии подписания брачного контракта в качестве свидетеля. Ненчо, видя, что ему представляется случай отомстить, соглашается.

Назначена помолвка. Переодетый Нанни выдаёт себя за слугу маркиза, поверенного в его делах. Здесь же и неутомимая Веспина, выступающая в своей новой личине «нотариуса». Она ловко даёт подписать брачный контракт «слуге маркиза», и в этот момент заговорщики сбрасывают маски – всё проясняется! В общем замешательстве Веспина прощает Ненчо, Сандрина бросается к Нанни, а старому Филиппо остаётся только смириться со случившимся.

ДИТТЕРСДОРФ КАРЛ ДИТТЕРС ФОН (1739 – 1799)

Диттерсдорф Крл Диттерс


С юных лет играл на скрипке в оркестре и вскоре прославился как скрипач-виртуоз. В 1765—69г. занимал (в качестве преемника М. Гайдна) должность капельмейстера в Гросвардейне (Венгрия); в 1770—96г. в Иоганнесберге. Здесь Диттерсдорф организовал маленький театр, для которого сочинял свои оперы. Периодически бывая в Вене, встречался с Й. Гайдном и В.А.Моцартом, с которыми был связан дружбой.

Диттерсдорф один из создателей зингшпиля. Наиболее значительным произведением Диттерсдорфа является его зингшпиль «Доктор и аптекарь», успех первой постановки (1786) которого затмил в глазах публики даже гениальную «Свадьбу Фигаро» Моцарта. Ариетта из зингшпиля Диттерсдорфа «Красная шапочка» была использована Л. Бетховеном в качестве темы одного из его ранних вариационных циклов для фортепиано. Избранные оркестровые и оперные произведения Диттерсдорф были изданы в Лейпциге, к столетию со дня его смерти.

Диттерсдорф сочинил около 30 опер, в т.ч. «Любовь в сумасшедшем доме» (1787), «Скряга Хиеронимус» (1787), «Виндзорские проказницы» (по У. Шекспиру, 1797) и др.

Доктор и аптекарь

Опера в двух действиях

Действие происходит в немецком провинциальном городке.

Действие 1. Тихим летним вечером домашние аптекаря Штесселя отдыхают перед своим домом. С ними сидит старый одноглазый и хромой инвалид, полковник Штурмвальд, за которого Штессель собирается выдать свою дочь Леонору. Мать Леоноры Клавдия, зная о любви девушки к молодому Готхольду, сыну доктора Краутмана, настаивает на скорейшей свадьбе дочери со Штурмвальдом. Её беспокоит только вопрос о приданом. Но состоятельный Штурмвальд от приданого отказывается. Свадьбу решено отпраздновать на следующий день. Семья Штесселя уходит к себе, а Штурмвальд направляется в кабачок.


Темнеет. Перед домом аптекаря появляется Готхольд с ручным фонарём. Вслед за ним подходит фельдшер Зихель, влюблённый в двоюродную сестру Леоноры Розалию. Не узнав друг друга и подозревая соперника, молодые люди затевают перебранку. Когда недоразумение выясняется, Зихель, более предприимчивый и смелый, предлагает Готхольду проникнуть в дом. Зная слабую струнку Штесселя, претендующего на звание не только аптекаря, но и врача, Зихель вызывает его к больному, которого лечит доктор Краутман. Честолюбивый аптекарь спешит на зов, предвкушая для себя, в случае удачного лечения, получение докторского звания. Воспользовавшись его уходом, Зихель и Готхольд проникают через окно в квартиру Штесселя. Их замечает возвращающийся с попойки Штурмвальд.

Тем временем Розалия и Леонора сидят дома за приготовлением целебных трав для аптеки. Обе мечтают о своих возлюбленных, обвиняя их в недостатке отваги. Девические мечтания прерывает Клавдия, приказывающая расходиться по своим комнатам и ложиться спать. Леонора уходит к себе, а Розалия, поджидающая Зихеля, остаётся. Вскоре вбегает Леонора с сообщением, что в дом проникли двое чужих мужчин. Девушки не успевают ничего предпринять, как в комнате появляются Зихель и Готхольд. Они уговаривают перепуганных девушек бежать, тайно обвенчаться, а потом вернуться домой за прощением.

Шум голосов будит спящую в соседней комнате Клавдию. Розалии удаётся её успокоить. Но, едва избежав одной опасности, молодые пары слышат шум голосов вернувшихся Штесселя и Штурмвальда. Зихель и Готхольд прячутся в случайно отпертой лаборатории аптекаря. Леонора не успевает спрятать переданного ей Готхольдом брачного контракта, как в комнату входит Клавдия, решившая лично проверить причину столь поздней возни.

Увидев в руках Леоноры документ, Клавдия грозно требует объяснить, как эта бумага оказалась здесь. Смущённая Леонора не знает, что сказать.

В комнату с шумом вваливаются Штессель и Штурмвальд. Последний клянётся, что видел своими глазами залезших в дом воров. Клавдия сразу догадывается, какие «воры» проникли в дом. Начинаются поиски Готхольда и его сообщника. Ищут всюду, кроме лаборатории, так как Штессель уверен, что его святыня заперта. Не найдя никого, Клавдия для большего спокойствия запирает Розалию на ночь в её комнате, а Леонору уводит с собой. В доме остаётся ночевать Штурмвальд. Подвыпивший инвалид перед сном снимает повязку с глаза, раздевается и вскоре засыпает.

Тишина. Из лаборатории, крадучись, выходят Готхольд и Зихель. Они забирают одежду Штурмвальда, отвинчивают его деревянную ногу, а самого инвалида перетаскивают в лабораторию и, заперев его там на ключ, тихо исчезают.

Действие 2. Светает. По улице идёт доктор Краутман, рассуждая сам с собой о достоинствах докторского звания. Навстречу ему попадается слуга больного, к которому накануне вечером Зихель вызывал Штесселя. Этот неожиданный визит принёс больному заметное ухудшение. Разгневанный доктор отказывается идти исправлять чужие ошибки. В душе он рад, что будет на кого свалить вину в случае смерти пациента. А для того, чтобы уличить ненавистного Штесселя, доктор решает созвать консилиум.

Наутро Штессель с удивлением обнаруживает исчезновение своего будущего зятя. Штессель сегодня хорошо настроен, он рассчитывает на удачное выздоровление ночного пациента и мечтает о своей будущей докторской карьере. Его радужные мысли прерываются появлением Зихеля, переодетого Штурмвальдом, которого сопровождает Готхольд в облачении нотариуса. «Штурмвальд» просит немедленно приступить и заключению брачного контракта.

Пока Штессель, удивлённый таким нетерпением старого инвалида, идёт за женой и дочерью, Зихель освобождает запертую Розалию и сообщает ей свой план. В момент подписания контракт будет заменён другим, который закрепит союз Леоноры с Готхольдом. Затем Зихель пошлёт Леонору, Розалию и нотариуса к себе под предлогом приготовления торжественного завтрака, а вскоре и сам последует за ними. Они встретятся в городском саду. Зихель и Розалия спешно обвенчаются. Затем обе пары вернутся просить у Штесселя прощения.

Вскоре собирается вся семья. Леонора, приняв всю эту комедию за чистую монету, отказывается подписать договор. Среди общего смятения Розалия успевает сообщить ей истинный смысл происходящего. Леонора поспешно подписывает контракт. Дальше всё идёт по задуманному. Но в последний момент, когда мнимый Штурмвальд собирается уходить, в лаборатории просыпается настоящий Штурмвальд. Воспользовавшись суматохой, Зихель сбрасывает с себя одежду инвалида и, переодевшись в женское платье, исчезает. Узнав о происшедшем обмане, разъярённая Клавдия набрасывается на своего мужа. Но ни Штессель, ни Штурмвальд не слушают её.

Тогда Клавдия решает назло им утвердить брак дочери с Готхольдом и отправляется на их поиски. Вслед за ней бегут Штессель и Штурмвальд.

Улица. Запыхавшийся в поисках дочери Штессель собирается по пути заглянуть к своему вчерашнему пациенту. По дороге он сталкивается со своим заклятым врагом доктором Краутманом. Краутман набрасывается на Штесселя с упрёками в том, что он своим дурацким лекарством отправил на тот свет больного. Раздосадованный неудачей Штессель обвиняет сына своего соперникa в похищении дочери.

Тем временем Зихель присоединяется к нетерпеливо поджидающей его остальной компании. Он не успевает рассказать о случившемся, как в саду появляются Штессель с полицейским. Стражник собирается арестовать Готхольда. Подоспевшая к тому времени Клавдия препятствует этому.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5