Полная версия
Биолокация как окно в объективную Реальность
Если вывести за скобки ещё более тонкую, но более весомую механику воздействия на сознание человека со стороны внешних факторов, львиная доля которых находится вне поля внимания среднестатистического обывателя, то влияние социума при должной вменяемости и трезвомыслии разглядеть можно. Предпосылкой для понимания степени, глубины и качества обозначенного воздействия может послужить утверждение, что социум есть сообщество отдельных индивидуумов, имеющих свои интересы и решающих свои задачи. Окружающие «фонят» в пространство этими импульсами устремлений и намерений практически постоянно, причём безотносительно того, осознанно они это делают или нет. Совокупность энергоинформационных потоков и формирует общий рисунок уклада общественной жизни. Это настолько очевидно, что даже кажется, будто данными флюидами пропитан сам воздух. Сравните ощущения, которые испытывают городской житель, попавший в сельскую глушь и, наоборот, селянин, оказавшийся в мегаполисе.
Но, несмотря на эту очевидность, социум как пространство со специфической информационной начинкой, если рассматривать его как отдельное явление, по большому счёту, активного воздействия на личность не оказывает. Те или иные вибрации манипулятивного характера продуцируют сами люди. Но если уж быть объективным до конца, то можно заявить, что первую скрипку в этой взаимной игре воздействий играет сам человек. Чистая и неприкрытая физика – не шевелись лёжа в ванне, и никакой волны не будет.
Повторюсь, социум – штука инертная. Это явление естественного порядка, возникающее не за счёт договорённостей, принятых на общем собрании и содержащих определённый устав или кодекс с подробным перечнем прав, свобод и обязанностей каждого, а вследствие простого факта нахождения некой группы лиц в ограниченном пространстве, без учёта количественного состава. Это значит, что по сути социум является внешней по отношению к человеку средой или структурой условий, лишённой какого бы то ни было личностного аспекта, то есть без творческого управляющего начала. Какие могут быть воля и намерения у воды в ванне? И дабы не дать повода особо въедливому читателю подловить меня на некоем противоречии, я просто вынужден сделать ещё одно отклонение в большую теорию Света и Тьмы.
Означенное гипотетическое противоречие может находиться в следующем. Ранее я утверждал, что Свет или информация является активным инициирующим процессы Началом. И коли структура социума состоит из информационных импульсов, то почему она инертна? Весьма забавно, но для того чтобы дать обстоятельный ответ, мне, по-хорошему, нужно найти точное определение самой информации как таковой. Воображение сразу рисует ухмыляющуюся физиономию ярого приверженца академической философии, предвкушающего созерцание моих потуг сформулировать нечто, что, на мой скромный взгляд, в формулировке не нуждается. Пожалуй, я не стану предоставлять этому персонажу удовольствие и ограничусь заявлением, что информацией следует считать совокупность данных или сведений о чём-либо или же сами эти данные и сведения.
Согласно самой механике Существования информация сохраняется во времени и пространстве за счёт сплетения потоков энергии. Говоря иначе, то, как переплетены между собой эти потоки, и будет являться информационной составляющей любого объекта, явления или процесса. Суть вопроса противоречия заключается в том, что Свет как носитель информации бывает, так сказать, двух видов. Один Свет, находящийся внутри и составляющий саму суть сознания Разумной сущности, коей является человек, именуется Светом Живым. Другой Свет, формирующийся в пространстве за счёт фактической деятельности Разумных сущностей, имеет определение Света Неживого. Разница между этими Светами заключается в том, что Живой Свет – это активное и деятельное Начало, инициирующее всё многообразие объектов, явлений и процессов в Мироздании. Неживой же Свет по своей сути ближе к понятию энергии или Тьмы, являющейся началом инертным и реагирующим. На этом мы в плане погружения в теорию и остановимся. Спору нет, эти чисто теоретические выкладки очень любопытны, но действовать практически можно и без знания всех тонкостей теории. Подавляющее большинство пользуется, к примеру, автомобилями и компьютерами, не имея ни малейшего понятия о принципах их устройства и функционирования. Засим, вернёмся к оставленной по необходимости теме.
Как уже отмечалось выше по тексту, социум как арена самореализации диктует человеку кем и каким он может, а иной раз и должен стать. Конечно, речь не идёт о принятии коллегиального решения всеми дееспособными членами сообщества о дальнейшей судьбе того или иного субъекта и об оглашении данного вердикта через громкоговоритель в торжественной обстановке на главной площади поселения в урочный по традиции час. Социум никому ничего не диктует и не навязывает в прямом смысле слова. Он просто предоставляет человеку выбор на основе созданных и поддерживаемых им условий.
На самом деле происходит следующее. Человек, едва успев настроить свою соображалку должным образом, начинает собирать сведения о жизни во всех её проявлениях. Вполне естественно, что в этих заботах он не остаётся в полном одиночестве, откуда бы тогда взяться сведениям, которые не подтверждены на собственном опыте? Помощников и советчиков, готовых в любую минуту поделиться своей житейской мудростью, даже искать не надо, их всегда предостаточно. В число таких доброхотов входят не только родственники и ближайшее окружение в лице друзей-приятелей, но и совершенно посторонние персонажи, даже не помышляющие о том, чтобы стать кому-то примером для подражания. Это могут быть и просто прохожие или малознакомые люди, и медийные лица, да хоть книжные или экранные герои. Но сколько бы информации ни сыпалось на голову человеку независимо от характера её подачи, окончательное решение по тому или иному вопросу всегда остаётся за ним, даже и в том случае, когда он решается следовать чьим-то подсказкам. Тем более что информацию о житье-бытье личность получает не только из бесед на определённые темы, многое ей подмечается из наблюдений за тем, к каким последствиям приводят поступки тех, кто находится в поле зрения.
Это есть непреложное правило, соблюдаемое всеми неукоснительно и вне зависимости от личностных качеств человека, таких как недоверчивость или её антипод – открытость всем и вся. Данная модель поведения не является следствием особого воспитания и не является качеством личности, возникшим из-за среды, в которой рос или оказался человек. Это данность естественного характера, о которой мы поговорим в следующем параграфе. Касаемо обсуждающейся сейчас темы необходимо сказать, что доверчивость или закрытость, проявляемые человеком, это не хорошо и не плохо, потому что ситуации бывают разные, да и окружающие, о чём не стоит никогда забывать, всегда преследуют собственные цели. Опять же, это не укор роду человеческому, а констатация факта, являющегося прямым следствием означенных качеств.
Повторюсь, ситуации бывают разные, и люди, их создающие, тоже далеко не одинаковые. Кто-то, действительно, желая добра ближнему своему, даёт дельные советы и иногда даже бывает при этом излишне требовательным. Кто-то откровенно или не очень пытается использовать всех в своих интересах, а кому-то, в общем-то, всё равно, как и чем живут остальные. В этой связи хочется подметить, что в случае откровенной манипуляции никакой дилеммы у уравновешенного и трезвомыслящего человека в сознании не возникает – тут надо давать отпор в меру содеянного или замышляемого и собственных возможностей. В ситуациях же, когда поступает совет или предложение исключительно благого характера, решение о дальнейших действиях не столь очевидно.
На первый взгляд, участие или заботу принято принимать должным образом, но на деле добрые слова частенько игнорируются, что приводит к разочарованиям как того, кем они были сказаны, так и того, к кому они были обращены. В то же время не стоит упускать из внимания, что принятие такого рода поддержки вовсе не гарантирует получение желаемого результата. Подспудно или нет, но слушающий чей-либо совет человек отдаёт себе отчёт, что все последствия неудачного решения лягут на его плечи. Хотя и о возмещении ущерба при условии, что советчик окажется последовательным, порядочным и не отказывающимся от ответственности, так же упомянуть стоит, но как узнать-то заранее? Ну и, к тому же, человек предпочитает учиться на собственных ошибках, это его законное право.
В общем и целом взаимодействие личности с социумом может разворачиваться по трём сценариям. Сценарий первый самый редко встречающийся и могущий привести к диаметрально противоположным финалам. В данном случае речь пойдёт о выскочках, чудаках, гениях или даже мизантропах, словом, обо всех, кто живёт либо в своём мире, либо кто предпочитает следовать только своим правилам. Вероятность полярных оценок таких судеб, в том числе и самими этими личностями, будет обусловлена тем, удалось ли им достичь своих целей или нет. Когда и если такой человек добивается своего, причём независимо от того, признаёт общество его заслуги или нет, он может в полной мере насладиться честно заработанным удовлетворением или даже счастьем. Впрочем, в дальнейшем наш герой может и изменить свои взгляды и принципы, осознав, например, что он уже достиг всего, чего хотел, или, наоборот, поняв, что всё это время шёл неверной дорогой. Думается, что говорить о причинах негативного финала будет излишним.
Второй сценарий более распространён и разворачивается он в жизни личности, которую только с натяжкой можно признать таковой. Эта пьеса об антигерое, но не вследствие беспрецедентного злодейства его характера, а в том смысле, что человек ровным счётом ничего из себя не представляет, не имеет собственной точки зрения и чуть ли не с идейно-рабским подобострастием и охотой готов подчиняться чужой воле. Жизнь такого человека ни при каких раскладах нельзя назвать счастливой и полной свершений. Однако в конечном счёте, как это ни удивительно, можно пронаблюдать некий парадокс. С одной стороны, на похоронах его будут вспоминать исключительно добрым словом, приписывая ему все мыслимые и немыслимые благодетели. Но, с другой стороны, самим скорбящим даже в голову не придёт хотя бы приблизиться в своём поведении к такому «идеалу», и детям своим они вряд ли пожелают похожей судьбы. И это ещё самый, если так можно выразиться, радужный финал. Нередко про таких профессиональных жертвователей собой просто забывают, потому как не ценили их и при жизни. Сам же страдалец на склоне лет может успокаивать себя тем, что не достиг ничего, поскольку всё время тратил на помощь окружающим, но это будут только слова самооправдания.
Третий сценарий самый распространённый, и, как водится, он представляет собой нечто среднее между первым и вторым. Степень удовлетворения от жизни так же будет колебаться при этом в пределах средних значений без крайних проявлений как в положительную, так и в негативную стороны, хотя кратковременные пики туда-сюда вполне вероятны. Персонажи, живущие по данному треку, – это люди либо спокойные и уравновешенные с самого раннего детства, либо успевшие перебеситься в юные годы. Образно говоря, они или сразу откалиброваны под условный стандарт, или отшлифованы под эти показатели самой жизнью. Они звёзд с неба не хватают, их понимание приемлемости качества звучит просто – не хуже, чем у других.
Итого: вероятности действительно всестороннего счастья нет нигде. Первый сценарий хоть и предполагает яркую жизнь и достойные свершения, но с достаточной долей риска и зачастую за счёт иных сторон и аспектов человеческой жизни. Второй сценарий и комментировать особого смысла нет, ну не пускаться же, в самом деле, в ожесточённый спор со сторонниками религиозных воззрений, призывающих человека к рабской покорности. Ну и, третий сценарий – условная гармония в рамках имеющихся же условий с равными долями горя и радости.
Вот такая получилась у нас картина взаимодействия человека с социумом – с самой близкой для понимания частью ИП. Казалось бы, действуй обдуманно, не спеши, но и не тормози, и будет тебе пусть не великое, а счастье, да вот только если бы не одно но…, о котором мы и поговорим в следующем параграфе.
Фантом единого сознания
В предыдущих параграфах мы в сравнительно сжатой форме пытались логически обосновать общеизвестный факт о том, что жизнь не такая простая и понятная штука, как того бы хотелось. Основная сложность, если говорить прямо, состоит в недостатке восприятия многих аспектов окружающей действительности и понимания протекающих в ней процессов, вследствие чего человек может только предполагать, чем для него обернётся завтрашний день. Именно неопределённость, судя по всему, и имел в виду Наполеон в своей фразе – «Война покажет, какой был план».
Конечно, всё на свете знать невозможно, слишком уж с огромным разнообразием объектов и процессов приходится иметь дело. К этому совершенно необходимо добавить и частности с нюансами, порой зависящими от стольких причин и ведущих к стольким гипотетическим следствиям, что сделать какой-либо достоверный прогноз подчас не представляется возможным. Безусловно, такое положение ни в коем случае нельзя назвать способствующим эффективной фактической деятельности в самом широком смысле этого понятия.
С точкой зрения обычного человека, вполне вероятно расценивающего невозможность прогнозирования как самую внушительную преграду на пути к удовлетворению от жизни, в какой-то мере можно и согласиться, но данная точка зрения не совсем справедлива. Если она что и доказывает, то только эгоцентричность человеческой натуры. Говоря конкретней, каждый склонен оценивать окружающее пространство со всеми его факторами со своей колокольни, подмечая и анализируя лишь то, что можно использовать в своих интересах или то, что препятствует обретению счастья. При таком подходе человек упускает из внимания массу важнейших нюансов и аспектов, считая их само собой разумеющимся, а многое так и вовсе игнорируется по причине, что до этого совершенно никакого дела нет.
Опять же, такая оценка модели мышления и поведения, по большому счёту, никакая не новость, но подобная самокритичная позиция, мягко говоря, не в чести. Гораздо проще и, что самое главное, понятней для окружающих при столкновении со сложностями посетовать на несправедливость жизни. Хотя, положа руку на сердце, стоит заметить, что означенные суждения больше свойственны, не в обиду будет сказано, простым обывателям. Мудрые люди склонны придерживаться иного мнения, выразить которое можно следующим образом – прежде чем пенять на несовершенство этого мира, в первую очередь необходимо трезво взглянуть на самого себя.
В приведённой выше фразе скрыт не только хорошо всем известный смысл по поводу рецепта, как изменить мир. По сути дела, слова о необходимости изменения самого себя – красивое, ёмкое, но сугубо риторическое выражение. Оно глубокомысленно и туманно, в стилистике сказочных и не только мудрецов, привыкших выдавать свои мысли загадками.
В этом месте я снова вынужден сделать некую ремарку. Подобный способ изъясняться, не давая готовых и лаконичных советов, продиктован чисто педагогическим мотивом. Мудрец по своему определению подходит к решению любой задачи со стратегической позиции. Это значит, что он скорее предпочтет заставить человека думать самостоятельно, в противном случае вопрошающий, получив один ответ, обязательно вернётся за следующим рецептом. Казалось бы, что здесь плохого, ведь на то и существуют мудрецы, чтобы советы раздавать, но при таком отношении человек просто перекладывает ответственность на чужие плечи, а она крайне необходимый ингредиент для обретения удовлетворения. Бесспорно, далеко не все, кто причисляет себя к мудрым, следуют этому педагогическому принципу, предпочитая оберегать собственные лавры, но, пожалуй, не стоит и дальше погружаться в эти рассуждения, лучше снова продолжить разговор.
Возвращаясь к упомянутой фразе, стоит отметить, что она действительно высвечивает самую соль проблемы, но не даёт никаких ответов на следующий, резонно возникающий вопрос – а что делать-то конкретно? Мой совет, в первую очередь не стоит пороть горячку. К любому затруднению надо подходить с ясной и холодной головой, ибо прежде чем сделать окончательный вывод, следует собрать весь возможный объём информации по данному вопросу. Конечно же, речь идёт не о тактических знаниях локальных проявлениях процессов, протекающих как вовне, так и внутри сознания человека. Я говорю о необходимости формирования стратегической позиции стороннего наблюдателя. Обоснованием этому требованию служит хорошо известный принцип, гласящий, что для того чтобы оценить нечто масштабное, необходимо несколько дистанцироваться, постараться охватить вниманием максимум возможного и определить для начала основные факторы или, образно говоря, элементы композиции всей картины жизни. К слову сказать, мы этого уже касались, и посему я повторяться не буду и перейду к детальному практическому анализу.
По факту, в основе композиции общего полотна действительности лежит взаимодействие двух элементов – окружающего пространства и самой личности. Несколько ранее я описывал сие действо с помощью аналогии с Великой Игрой, в которой приходится участвовать всем независимо от желания. Также памятуя о принципах взаимодействия между этими объектами/субъектами, гласящих, что внешние условия – это, так сказать, интерактивно реагирующий фон, а человек как носитель Живого Света является инициатором фактических процессов, можно прийти к выводу, что основное внимание при анализе следует уделять именно активно действующему объекту.
Дабы не усложнять понимание такими витиеватыми формулировками, скажу проще – качество жизни индивидуума определяет течение процессов, к которым он имеет самое непосредственное отношение независимо от понимания собственной роли в них, зачастую оказывающегося непростительно поверхностным со всеми вытекающими последствиями. Чисто практический смысл этого начального анализа в полной мере отражает обычная технология отладки или ремонта чего бы то ни было. Если есть нечто, представляющее некую важность, но функционирующее однозначно не так, как того бы хотелось, в первую очередь необходимо провести осмотр и определить, что возможно подлежит настройке или замене, а что нет. В нашем случае и в полном соответствии со смыслом фразы мудрецов коррекции подлежит роль активной стороны в означенной нами игре, то есть изменению настроек следует подвергнуть именно сознание человека.
В качестве подтверждения можно привести ещё один мудрый совет – если желаешь достичь удовлетворения, то прилагай усилия к тому, что ты действительно можешь и должен изменить, а к тому, что изменить нельзя в силу объективных причин, следует поменять своё отношение. К чему печалиться о том, например, что ненастная погода портит настроение и рушит планы? Во-первых, дождь не может идти вечно, во-вторых, объективно никакой возможности повлиять на это у обычного человека нет, в-третьих, в это время можно заняться чем-то, до чего никак не доходили руки, в-четвёртых, если планы действительно имели жизненно важное значение, то никакой дождь или снегопад не может быть оправданием для их отмены. Ну и, в-пятых, и совершенно отдельной строкой, какое счастье, что люди не всегда получают желаемое!
Отдавая должное стратегическому аспекту поставленной задачи, необходимо помнить о таком важном элементе оценки протекающих процессов как время. Из этого следует очевиднейшее предположение, что доскональное изучение всех аспектов процессов, к которым человек так или иначе причастен, может потребовать всей его жизни в силу их многообразия, тончайшего переплетения и подверженных изменчивости мелких частностей. И если пойти этой дорогой, то ни времени, ни сил, ни самого желания может и не остаться для внесения необходимых корректив, даже при условии если такая возможность и представится, что далеко не факт. В подтверждение этому выводу можно привести следующее наблюдение из самой жизни. Опытный, прошедший многие ситуации человек, достигший своими стараниями определённых высот, как правило, имеет очень критичный, если не сказать, циничный взгляд на окружающую действительность. Особенно ярко эта позиция проявляется касательно той сферы, в которой ему удалось самореализоваться или хотя бы накопить весомый багаж знаний и опыта. В качестве примера можно было бы привести туеву кучу анекдотов со специфическим профессиональным юмором, но я теряюсь в выборе, да и, наверное, не ошибусь, предположив, что каждый сможет припомнить пару-тройку таковых. Это будет несомненно полезней для понимания сути, о которой я пытаюсь толковать.
Кроме того, фактор времени способствует выработке человеком модели мышления и поведения. Когда и если долго заниматься тем, что не имеет хоть какой-нибудь практической отдачи, можно упустить какие-то важные шансы. А значит, самокопание, как анализ самооценки и оценки окружающей действительности, которое предпринимает человек, ни в коем случае нельзя относить к бестолковому времяпрепровождению, конечно, при условии, что он не поглощён самоедством по причине рухнувших надежд и планов. Всё дело в том, что вследствие этой работы личность приходит к определённым выводам и переосмыслениям, то есть к новому пониманию, а оно самым непосредственным образом отражается на дальнейших решениях и поступках. Таких, извините, дураков, разумеющих в полной мере одно, но действующих вопреки этому, нужно ещё поискать, хотя… «Поручик, молчать! – воскликнул штабс-капитан Голицын, обращаясь к Ржевскому».
Так вот, как бы это ни прозвучало странным или неоднозначным с усреднённой позиции миропонимания, я решительно заявляю, что человек толком не знаком с самим собой. Конечно, каждый с какой-то степенью объективности может поведать о себе, своих качествах, сильных и даже в порыве откровенности слабых сторонах своей натуры, но я имею в виду другое. То, что личность о себе знает и о чём может связно говорить, на самом деле, – верхушка огромного айсберга её истинной сущности. Мы к этой теме уже обращались, и сейчас настало время вернуться к ней снова.
Любому здравомыслящему человеку без лишних слов ясно, что при отсутствии досконального понимания состава и функционирования основного рабочего агрегата ни о какой эффективной деятельности с его применением речи быть не может. В подобном случае настоящий профессионал не сможет ни за что поручиться, а на выходе в полезном остатке будут лишь случайности и неожиданности, причём как в позитивную, так и в негативную стороны. Непосвящённого в глубокие знания физики и механики человека, особенно при условии, что работу осуществить всё-таки нужно, подобные «погрешности» не остановят, с соответствующими результатами или последствиями, тут уж как повезёт. Казалось бы, ситуация из приведённого примера никаких вопросов не вызывает, а упоминание действий дилетанта так и вовсе может породить саркастическую улыбку. Вот только стоит ли улыбаться, когда речь на самом деле была о том, как человек пользуется своим основным инструментом – сознанием или Разумом?
Давайте попробуем разобраться с этим вопросом, продвигаясь от того, что находится буквально на поверхности, к тому, что является причиной означенного положения. Начнём издалека, дабы подчеркнуть весомость и обширность данной проблемы в жизни практически каждого человека.
Одним из основных источников знаний о жизни как таковой являются истории как собственные, так и услышанные, увиденные лично или даже прочитанные в книгах или подсмотренные в кино. Бесспорно, жизнь иной раз подбрасывает такие сюжеты, что рядом с ними бледнеет самый изощрённый и тонкий вымысел. Но к великому и всеобщему счастью, как правило, такие коленца судьбы – сравнительная редкость. Почему к счастью? А потому что писатели и сценаристы, наверное, самые склонные к садизму люди. Безусловно не все, у меня вообще нет привычки судить поголовно, но без присутствия хотя бы толики этого качества создать что-либо, что непременно сможет вызвать читательский или зрительский интерес, будет весьма и весьма проблематично, на такое способны лишь гении пера и слова.
Сейчас вот написал эту фразу и, пытаюсь припомнить достойный пример, но у меня не получается, хотя, может быть, это оттого, что я не те книги читал.
Писательский труд и прост, и сложен одновременно. Сложен потому, что для этой стези необходимо обладать многими качествами, такими как усидчивость, терпение, наблюдательность и т.д., и это помимо знаний о поведенческой психологии человека и о тонкостях обстоятельств и времени описываемых в произведении событий. Прост же этот труд потому, что если всё это у автора есть, то ему не составит проблем придумать и рассказать интересную и сложную историю, вопрос лишь в богатстве словарного запаса и таланта обращения с ним. Более того, когда накатывает то, что принято называть вдохновением, удержать идею или замысел в своей голове и не выплеснуть его на бумагу или монитор бывает до болезненности или бессонницы трудно. В такие моменты слова, предложения и целые абзацы сыплются подобно обильному снегу сами собой, и надо ещё ухитриться поспевать за собственным полётом воображения. Не знаю как у других, но лично у меня происходит именно так, за тем лишь исключением, что я не обременён необходимостью что-либо выдумывать.