Полная версия
Великорецкие заметки, или Шагами пути на Великую
«Вижу в траве – нож. Отличная финка с кнопочкой. «Выкидушка». Ох, мечта детства! Ножа как раз нет сейчас ни у меня, ни у Гусейнова. Колбасу порезать, консервы открыть… Разглядываю финку счастливо. Говорю соседям – не ваша? Нет, тут отвечают, кто-то сидел до вас. Да и где, мол, его теперь найдешь. Тут 30 тысяч человек.
– Отдайте ему, если его увидите, – вдруг произносит мой рот.
И отдаю.
– Что за фигня со мной происходит! – злюсь, ковыляя, дальше».
Найдет ли нож хозяина? Конечно, журналист в этом сомневался, искать незнакомого обладателя ножика в многотысячной колонне, что иголку в стоге сена. Но и взять чужую «финку» он не смог. Однако чудеса на этом не заканчиваются! Среди комментариев в соцсети под репостом со ссылкой на данную статью на сайте «Комсомолки» было сообщение от крестоходцев, нашедших нож и передавших вещь хозяину. Разве не удивительно, что по чистой «случайности» находка попала в руки знакомым хозяина ножика, с которыми он вместе шел в ходу? И представьте, каким подтверждением того, что любая правда не напрасна, стал этот комментарий для автора статьи. И, думается, жизненным уроком.
Примечательно, что в комментариях под репортажем на сайте «КП» люди также делятся впечатлением о чудесах, произошедших в их жизни в связи с участием в Великорецком крестном ходе. Поскольку комментарии опубликованы верующими людьми в открытом доступе, опубликуем некоторые из них.
15 июня 2017. Ирина, Сыктывкар, Республика Коми, Россия: «Я верю в силу этого крестного хода, потому что его чудо испытала на себе. Спасибо, Николай Чудотворец за все, моли Бога о мне, моих детях и моей семье!!! Я ходила в свой первый крестный ход в 2014 году, правда, прошла немного и сошла с него в деревне Рублёнки на второй день. Я, наверное, сначала, как и многие, шла, не понимая, зачем иду, но шла, шла и молилась и просила о простом женском счастье, о ребёнке, о счастливой семье и здоровье родных. Конечно, просила в своих молитвах простить все мои грехи, каких у меня немало. И Господь и Николай Чудотворец услышали мои молитвы и буквально через пару месяцев я забеременела и в моей семейной жизни произошёл крутой поворот на все 180 градусов. А в 2015 году, будучи уже на 36-й неделе беременности, я сама за рулём приехала в Великорецкое на причастие и молебен, проехав почти 400 км туда и 400 км обратно. Мне также удалось попросить благословения митрополита Вятского и Слободского Владыки Марка на удачные роды. И чудо произошло снова: я 1 июля родила здорового сына. До Великорецкого Крестного хода у меня была одна жизнь, а после него она круто изменилась, чему я очень рада!!! Спасибо тебе, Господи, и, Николай Чудотворец, за все!!!»
Роман, 14 июня 2017, Москва, Россия: «А я познакомился со своей женой в прошлом году в крестном ходу, в самый сложный переход, когда весь день шел дождь и под ногами была грязь. А в этом году мы шли поблагодарить святителя Николая за то, что познакомил нас, ведь мы были даже из разных городов. А в этом году с нами пошли и наши друзья, поверили в наше чудо и пошли каждый за своим чудом, со своей молитвой. Слава Богу за все!»
Примечательно, что многие паломники отмечают особую атмосферу крестного хода, благодать, из-за чего стремятся возвратиться на Вятскую землю и пройти этот путь вновь и вновь. Так, в комментариях, обращаясь к журналистам, Елена из Кирова пишет: «Ребята, приезжайте снова! Отец Александр Балыбердин как-то сказал, что ногами можно прийти на Великую, а можно к Богу. Нынче притопали, на будущий год постарайтесь прийти к Богу. Николушка поможет».
Владимир из Ижевска делится: «Я прошел впервые нынче ход, только до Великорецкого. К сожалению, мои попутчицы натерли ноги и не смогли обратно. Но сама потрясающая атмосфера, беседы на привалах с другими паломниками. Никакого мата нет абсолютно, дружелюбное отношение друг к другу, даже когда идешь по лесу, по грязи, а там узкие тропки. Приходилось подолгу стоять, чтобы все прошли. Никакой толчеи, никаких недовольных, абсолютное терпение у всех. Никто никого не обижает, только помогают пройти эти лужи, грязь. У меня некоторая неудовлетворенность, что не прошел обратно. Есть желание пройти в следующем полностью».
Другая паломница из Кирова сообщает: «70-летняя бабушка, которая вернулась обратно в Киров с иконой, сказала: это рай, где не пьют, не говорят матом. Ребята-журналисты, сходив первый раз, сделали глубокие выводы. Помощи Вам Божией!»
Андрей Синицын из Вятки разделяет настроение корреспондента: «Шел вместе с Вами, видел Ваш квадрокоптер. Написано правдиво. А как иначе, когда благость молящихся охватывает, исправляет и умиротворяет всех. Материальные ценности ничто по сравнению с душевной радостью идущих ко Христу!»
«Леха», также кировчанин, оставляет благодарный комментарий: «Спасибо за репортаж. Прошел весь ход, много эмоций. Выразить словами не хватает образования. Реально ощущение рядом другого мира и его поддержки. Кто шел рядом, тот меня понимает. Для насмешников скажу: Бог не поругаем».
«Я первый раз так же шла только до Великорецкого, и пока шла – была уверена, что больше ни в жизнь не пойду, хватит и одного "подвига", – признается Вера из Кирова. – Вернувшись домой в Киров, решила, что пока все в памяти – надо собрать рюкзак, чтоб ничего лишнего и все необходимое. Боялась, что за год забуду, чего мне очень недоставало, а что было ненужной тяжестью. Так целый год и стоял собранный рюкзак. Потом рюкзак стала собирать за день, привычные вещи дополнялись только расходниками: аптечка, дневной запас воды и немного еды».
Москвичка Ирина сокрушается о том, что на этот раз не довелось разделить с другими крестоходцами в пути духовную радость: «Счастливые! Мне в этом году не выпало счастье пройти Великорецким крестным ходом, так вся душа изнылась, пока он шел. Я просто уверена, что ребята, которые прошли этот крестный ход, пусть даже половину, будут целый год жить этими прекрасными воспоминаниями и обязательно пойдут на следующий год».
По собственным ощущениям знаю, как права Ирина и все верующие в своих искренних комментариях, кто, пройдя крестным ходом на Великую, навсегда оставил внутри себя духовный опыт, особые ощущения. Как недавно на богословских курсах отметил преподаватель священник Вятской Епархии протоиерей Георгий Курасов, подчас в крестный ход собираются люди совсем не воцерковленные, некоторые идут даже с абсолютно, казалось бы, не христианской целью «испытать себя». Порой они ходят на Великую из года в год. Как сказал батюшка, ему приходилось слышать от таковых паломников, что их привлекает сама атмосфера крестного хода, где можно встретить женщин, похожих на женщин, мужчин, похожих на мужчин, не слышать ругани и скверных слов, провести дни в мире и заботе о ближнем, вдыхать запахи трав и наслаждаться русской природой. По словам отца Георгия, ничего плохого в мотивах таковых участников нет, таков их путь к Богу, ведь Создатель этого мира промышляет о каждом, и у каждого своя тропа и свой час на пути к храму и к Царствию Небесному.
Всякое дыхание славит Господа!
По мою душу в крестном ходе также преподались жизненные уроки. Одним из них стал случай, напомнивший устами монаха о том, что молиться нужно не только о здравии родных, но и не забывать поминать в молитвах усопших сродников, ведь Церковь есть земная и небесная.
…Однажды на привале, отстав от своих попутчиков, расположилась на краткий отдых неподалеку от одной компании. Внимание среди женщин привлек старчик, по-видимому, издалека приехавший монах. И, словно угадав мой интерес к его беседам, человек в рясе предложил присесть за их стол – раскинутую на полянке скатерть.
Поучаствовать в беседе с интересным человеком захотелось, однако в мыслях спохватилась, что еда осталась в пакете у друзей, привал короткий и среди множества народа в перелеске искать их просто не имело смысла. Пришлось смириться и без всего присесть. И совершив молитву «Отче наш» перед вкушением пищи, «старец» – так внутренне обозначила я незнакомого монаха – вдруг строго сказал, что на столе должна быть соль. Женщины растерялись, по-видимому, многие стараются ограничить себя в соленой пище, а я, обрадовавшись, что хоть чем-то могу послужить столу, за которым оказалась с пустыми руками, извлекла из рюкзака походную солоницу. Оказалось, это не прихоть. Как пояснил «старец», соль символизирует поминовение усопших, и если в крестном ходе мы творим молитву, то должны не только просить здравия себе, родным и близким (в первую очередь духовного), но и не забывать слова молитвы об упокоении душ усопших христиан. Монах также заметил, что совсем не обязательно каждый раз в молитве перечислять по именам всех отошедших ко Господу сродников в нескольких коленах, достаточно назвать два имени раб Божиих и, по слову молитвы, сказав «всех православных христиан» – помянуть тем самым всех своих родных.
Во главе круглого стола старец благоговейно произнес слова краткой молитвы: «Упокой, Господи, души усопших раб …, всех православных воинов и всех православных христиан. Прости им прегрешения вольные и невольные и даруй им Царствие Небесное. Аминь». И осенил себя крестным знамением. После чего, посолив пищу, приступил к трапезе. Его примеру последовали и мы. Позже размышляла, конечно, соль здесь просто выступила символом – нигде в Православии не сказано, по крайней мере, из уст священников не слышала и в церковных книгах не читала, что солью поминаются усопшие. Скорее всего, старчик напомнил нам о том, что Церковь есть земная и небесная, и творя молитву в крестном ходе, важно нам об этом вспоминать.
Как неоднократно говорил Владыка Марк, крестный ход – это молитвенное шествие. И действительно, идешь – и чувствуешь, как молится душа, об этом приходилось слышать от многих крестоходцев – ведь душа человека по природе своей христианка! Оттого так благостно идти вслед за приходом, где самим священником и хором совершаются молитвы. Но что удивительно – на протяжении всех шести дней в крестном ходе ощущаешь, что молится не только человек. Всякое дыхание хвалит Господа! В крестном ходе слова эти о самой природе. Оттого и чувствуется особенная благодать.
Как сейчас перед глазами. Раннее утро, брезжит рассвет. Паломники прямо в пути читают акафист святителю Николаю, а ты идешь, словно по зеленому коридору вдоль лесов или по полей и вдыхаешь ароматы свежей зелени и приобщаешься умом к словам молитвы. При этом ощущение, что молитву разделяет не только человек. Сопровождает на протяжении всего пути пение разных птиц. А по возвращении, когда путь проходит вдоль берега реки, возле стариц, озер и прочих водоемов вдруг слышишь квакание – словно полчища лягушек также что-то там поют. Всякое дыхание славит Господа! А в крестном ходе хочется добавить – всякое движение, включая колокольный звон, колыхание травы и даже журчание ручья.
«Силою Духа Святого объят каждый цветок, тихое веяние аромата, нежность окраски, красота Великого в малом. Хвала и честь Животворящему Богу, простирающему луга, как цветущий ковер, венчающему поля золотом колосьев и лазурью васильков, а души – радостью созерцания. Веселитесь и пойте Ему: Аллилуия!» – читаю слова акафиста «Слава Богу за все».
Вершина хода
На этот раз основной целью путешествия был не репортаж, а веление души. Изначально собиралась пройти в одну сторону. Шла со знакомой с работы, которая также недавно вступила на путь воцерковления. Впервые была попытка пройти с молитвой и постом. Вечером в Великорецком, во время Всенощного бдения встала в одну из многих очередей к батюшке. Вспоминаются моменты, что приходится долго стоять. Исповедников к каждому из священников очень много. Однако батюшки, многие из которых также шли крестным ходом, несмотря на всю усталость, к исповедникам не относятся формально. Напротив, понимая, что паломники, многие из которых в Таинствах участвуют впервые, специально несли «грехи», чаяния и, помимо оставления грехов, ждут от батюшки мудрый совет. И по себе ощущала, как слова, сказанные там, душа впитывает с особой глубиной и радением и после о заветах вспоминает в жизни вновь и вновь.
Говорить о покаянном чувстве, наверное, слишком лично, но, так или иначе, паломники отмечают, что грехи особым образом вспоминаются в пути. «Можно еще и больше нахватать на свою душу». И действительно, в пути бывают также искушения, крестоходцами отмечается, что какой страстью страдаешь в обычной жизни, она «цепляется» особенно и здесь: от уныния до празднословия, от чревоугодия до раздражения, от ропота до осуждения. Однако обстановка располагает и на зарождение покаяния. Если пробуешь молиться и открываешь на исповеди душу, принеся покаяние, даже физически ощущаешь, как падает мешок с грехами с плеч. И, конечно, главным особенным моментом является участие в богослужении. По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка службы совершаются в храмах ночью, утром на берегу реки Великой, чтобы все приготовившиеся и исповедовавшиеся смогли причаститься Святых Христовых Таин.
Однажды в храме довелось слышать проповедь протоиерея Александра Балыбердина о том, как он для себя открывал смыслы крестного хода. Батюшка рассказывал, правда, как в определенный период, занимаясь исключительно организационными вопросами, ощутил, что начал их утрачивать. Но все вернулось на круги своя: вновь пошел в числе других паломников крестным ходом с молитвой в пути и снова словно погрузился в Царствие Небесное… Позже переживания священника были опубликованы на его сайте «Страна Вятская». Слова батюшки настолько точно передают дух крестного хода, вероятно, это душа его ликует! И душа каждого паломника, совершающего путь на Великую… Поделимся и мы на страницах нашей книги размышлениями отца Александра:
«Каждый год, 3 июня вятчане и многочисленные гости Вятской земли отправляются на поиски страны, где можно было бы жить по правде и любви. Богат опыт человека в поисках «прекрасного далече», и он подсказывает, что на карте такой страны не найти, потому что она не от мира сего. Эта страна – Царство Небесное. И именно в это Царство Отца и Сына и Святаго Духа призывает нас священник первым возгласом Божественной литургии. Неслучайно многие паломники стараются приехать на Вятскую землю заранее, к началу Литургии и причаститься за ней Святых Христовых Таин.
Но вот звучит отпуст, затем совершается молебен святителю Николаю возле храма под открытым небом, напутствие митрополита Марка – и крестный ход начинает движение. Какое странное ощущение! Как будто богослужение не закончилось, а все еще продолжается. Только уже не в храме, а среди вятских лесов, на узкой тропе, струящейся вдоль берега Никульчинки или весенними лугами. Переливаются звоном колокола Троицкой церкви. По-прежнему звучат церковные песнопения. Развеваются на ветру хоругви. Кресты и иконы плывут во главе колонны. Светятся радостью лица паломников. Как будто мы и не выходили из храма! А ведь и на самом деле – мы не покинули Царства Божьего, которое приблизилось и теперь живет внутри нас (Лк. 17:20, 21), как праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14:17).
Когда-то первые христианские общины жили именно этим ощущением приблизившегося Царства Небесного. Но, как заметил протоиерей Александр Шмеман, «со временем христиане стали все меньше воспринимать Царство Божие как приблизившееся и все больше разуметь под ним потусторонний, загробный мир. Поэтому мир сей и Царство Божие стали мыслиться почти исключительно – в хронологической последовательности: сейчас только мир сей, потом – только Царство. Тогда как для первых христиан всеобъемлющей реальностью и потрясающей новизной их веры было как раз то, что Царство приблизилось и, хотя и незримое, и неведомое миру сему, уже пребывает посреди нас, уже светится, уже действует в нем».
Великорецкий крестный ход никого не оставляет равнодушным. Его удивительная атмосфера захватывает сразу и не оставляет до конца пути. И, думается, что это поразительное влияние Великорецкого хода основано, прежде всего, на том, что он обновляет понимание приблизившегося Царства Божия, свойственное первым христианам. Когда, с выходом из храма, это Царство не исчезает, но, наоборот, расширяется и, здесь и сейчас, вбирает в себя весенний лес, мирно текущую реку, согретые майским солнцем заливные луга, пылящую лесную дорогу – весь окружающий мир, проснувшийся после долгой вятской зимы, хрупкий, свежий и чистый, пахнущий ладаном, звучащий пасхальными песнопениями и оттого еще более похожий на Царство не от мира сего, Страну Божией любви.
Священнодействия, совершаемые на пути Великорецкого хода, также не только напоминают о земных вехах истории Православной Вятки, но являют Царство Божие пришедшее в силе (Мк. 9,1). Вот предстоятель хода совершает освящение воды в реке Великой, и кажется естественным, что отныне по руслу лесной реки течет святая вода, окунувшись в которой посреди вятского мая, не заболеешь. Вот, стоя среди могил на сельском кладбище, священники поют пасхальные песнопения и поздравляют усопших с Пасхой Христовой. И в этом нет ничего удивительного – ведь у Бога, в Его Царстве все живы!
Вершина хода – Литургия в Великорецком – в храме, словно парящем над рекой Вяткой и всей Вятской страной. Здесь все – природа, богослужение, прошлое и будущее, земное и небесное – достигает такого единения, радости и полноты, что хочется, вслед за апостолами, воскликнуть: Господи! Хорошо нам здесь быть! (Мф. 17, 4). Восхождение закончено. А дальше – с миром изыдем! – и паломников ждет обратный путь в Вятку».
2011-й. «Там наверху тебя любят»
За 2011 год своих заметок не обнаруживаю в компьютерных архивах. Вероятно, после первого «репортажа» годом раньше тут уже шла для себя – приобщиться к вере, разделить благое делание с тысячами верующих. Шла в тот год с подругами. Одна из девчонок в нашей компании – Анастасия Мариева на тот момент работала в газете «Комсомольская правда» в Кирове» коректором. Сейчас, кстати, Настя трудится в Вятской Епархии. По пришествии в город в 2011 году, редакторы обратились к сотруднице с просьбой поделиться для читателей газеты впечатлениями. Получилось искренне, поучительно и интересно. С разрешения подруги делюсь на страницах книги ее паломническим опытом (на основе той публикации).
Как я впервые шла вместе с верующими до Великорецкого
Записки начинающего паломника (Анастасии Мариевой)
Когда моя подруга два года назад впервые решилась отправиться в Великорецкий крестный ход и звала меня с собой, я отреагировала прохладно, мол, молодец, иди. Когда в прошлом году она дошла до Великорецкого, я серьезно поразилась воле, не представляя, как так можно шагать нескончаемые километры по полям, лесам, камням, грязи, асфальту в жару и холод толком без еды, помывки, ночлега. В этом году для нее Ход стал третьим. Для меня первым. Особо в подготовке я не настырничала, думаю – как будет. Совсем случайно мне в руки от знакомого пришли спальник, рюкзак, коврик, дождевик – необходимые атрибуты, без которых в тяжелом длительном пути паломнику никак. Случайно выпали на это событие и последние дни отпуска. А еще один хороший человек сказал: «Попробуй, ничего не теряешь. А мхом недолго порасти». Раз так – решила, что иду.
Мир не без добрых людей
Выдвинулась в путь огромная колонна верующих под звон колоколов Свято-Серафимовского собора солнечным утром 3 июня. Это, пожалуй, один из самых трогательных моментов, красивое действо, приятное и слуху, и зрению, внутри все волнуется.
Полуподъемные рюкзаки с первых минут клонили к земле, но настрой у нас был решительный, – в путь я отправилась с четырьмя своими друзьями.
Погода в целом благоволила верующим. Когда в Кирове случилась серьезная гроза с градом, паломников она не настигла. Попадали днем пару раз под легкий прохладный дождик, за который только и говорили «спасибо», – бодрил.
Преодолев самый трудный и продолжительный переход – второй день, прибыли около девяти вечера в село Монастырское, где предполагался ночлег. Не успели мы припасть к земле, как полил холодный дождь. Началась гроза.
Первую ночь мы провели под открытым небом в спальниках – было тепло, ни капли с неба. А перед второй ночью растерялись, палатки у нас не было. Все сырые до нитки, в сапогах вода хлюпает, в рюкзаке тоже сухого места нет. Мысли роились в голове. Что делать, куда бежать? Домой не хотелось – все самое сложное позади, оставалось немного. Друзья в прострации, я читаю про себя «Отче наш». В голову приходит идея попроситься под любую крышу к местным жителям.
Стучим в первый попавшийся дом.
– Бабушка, мы паломники, плелись два дня, трясет от холода, пустите куда угодно, лишь бы не мокнуть, – тараторю я. Старушка пустила в баню, которая натоплена. В Крестном ходе, где даже умыться толком негде и некогда, о горячей воде для тела можно только мечтать. Это ли не спасение. Помылись, просушились, вздремнули и в 3 утра снова в путь.
«В жизни все трудно, ничего легкого нет»
В ту ночь дождь лил долго – многие так и остались на улице, грелись у костра. Дороги размокли, шли в третий день в резиновых сапогах, месив грязь. Было трудно, местами очень. В первую ночь мы поспали три часа, во вторую два, но силы каждый раз откуда-то появлялись. Когда становилось невмоготу, доставали молитву и шли с ней, «отвлекались».
В дороге случались моменты, когда приходило понимание, что там наверху тебя любят. Дело даже не столько в бесчисленных, казалось бы, мелочах, которые сопровождали на каждом шагу, сколько в состоянии души, в том внутреннем комфорте, который посчастливилось испытать, преодолевая трудности вместе с ней – огромной многотысячной толпой.
Признательна людям, которые втянули меня «в это дело». Не жила глубокой верой, не владела разными соответствующими терминами. Почти все как у всех – сходить в церковь, поставить свечи, попросить прощения, помолиться за здоровье близких. Этот трехдневный путь позволил укрепиться в ней, дал возможность посмотреть на вещи другим взглядом – менее поверхностным, более осознанным, заставил задуматься над тем, как порою мелко мы живем.
В пути разговорились с женщиной, петербурженкой. После первого ее участия в Крестном ходе у нее заговорил немой от рождения сын. И вот сейчас она шла в четвертый раз…
А бабушка, с которой удалось пообщаться уже в Великорецком, наставляла: – Ходите пока молодые, пусть непросто, в жизни все трудно, ничего легкого нет.
Сложно на бумагу как следует вылить все мысли и состояния. Просто хорошо. В городе отсутствовала три дня, а такое ощущение по прибытии в Киров – как будто не одну неделю, настолько оторвалась от действительности. Вернулась свежей, обновленной.
Мои друзья остались в Великорецком, решили привести икону Николая Чудотворца обратно в Киров, а это практически тот же самый путь. Я же спешила выйти на работу да и понимала, что для начала достаточно. Спасибо и за это.
…Все что рассказала Анастасия в своих «заметках» мной также вспоминается, поскольку шли тогда вместе, и, как часто в жизни, разделяли и сомнения, и радости в пути. Подруга до сих пор осталась верна крестному ходу. В нынешнем, 2018-м ходила на Великую уже седьмой раз. Настя не раз признавалась, что крестный ход для нее открыл многое, помог увидеть церковь благодатную с богослужениями, Таинствами. Жизнь позднее приготовила Насте и еще один подарок: вот уже второй год она трудится в Вятской Епархии.
2012-й. Труд и радость крестного хода
Каждый крестный ход чему-то учит, оставляет след на сердце и в душе. Помнится, 3 июня 2011 года настроилась идти серьезно: на третью попытку хотелось завершить круг, не только проводить образ до Великой, но и прийти вслед за иконой обратно в город. Говорят, что в этом есть особый смысл, мол, ты не просто приобщаешься и разделяешь радость, а по-честному выполняешь обет предков. Вновь из Кирова с иконой святителя Николая Чудотворца пошел длиннющий крестный ход – летом 2012-го на Великую отправилось паломников порядка 35 тысяч. И о чудо – я с подругами в числе тех самых крестоходцев!
…События этого ждала, едва ли не начиная с предыдущего лета. По опыту прошлого года на себе ощутила, что трудности пути вернулись силой благодати. Можно верить, можно нет, но как засвидетельствовали мои друзья и знакомые, побывав в крестном ходе, на многие вещи они стали смотреть иначе, что-то переосмыслили да и просто отмечали, что «как-то семье в этом году жилось спокойнее». У кого-то свершились значимые события (нашлась хорошая работа, родился малыш, решился квартирный вопрос, свалилось неизвестно за какие заслуги бюджетное место в университете), а у кого-то попросту «наладились дела» или «душе стало легче». Да, эти все земные цели, в том числе, движут нами, обыкновенными людьми, на трудном пути на Великую. Думается, что святитель Николай не забывает людей и награждает трудников благами.