Полная версия
Великорецкие заметки, или Шагами пути на Великую
Мы шли примерно в середине «колонны», растянувшейся на несколько километров по глинистой дороге через перелески, «начало» и «хвост» которой охватить взглядом редко удавалось. Говорят, растяжимость колонны доходила до девяти километров. А представьте только, насколько неоднороден ее состав! От самых маленьких детей до сухоньких бабушек и седовласых старцев. От сурово одетых деревенских мужиков до столичных модниц (даже в крестный ход приодевшихся со вкусом, словно подчеркивая ярким образом праздничное настроение). От немощных болящих в колясках до крепких спортивно сложенных мужчин в камуфляжной экипировке с фирменными рюкзаками за спиной. От весело щебечущих подростков до непрестанно творящего в пути молитву молчаливого монаха. И все же паломники, которые на время путешествия мне стали соседями по крестному ходу, не ощущались разнородной массой, напротив, чувствовалось единение путников в ходу. И в единение этом ощущалась духовная основа. Как отмечают священники, каждый участник крестного хода является частью этого события – перенесения иконы к месту ее явления, тем самым исполняя обет предков, и каждый в своем уровне духовного развития так или иначе обращается к Господу и святителю Николаю со своими чаяниями в пути. А по Слову Господа, «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). А в крестном ходе в пути насчитывается – по официальным сведениям МВД – до 20 и более тысяч человек! Торжества же на Великой 6 июня собирают в селе Великорецкое обычно несколько десятков тысяч верующих!
В этом путешествии особым образом ощущается «плечо» даже незнакомого соседа. Без труда в дороге можно обратиться за помощью к идущим рядом, будь это школьник или бабушка, вятчанин или москвич. Каждый с пониманием поделится и хлебом, и пластырем, и добрым словом подбодрит, и может имя уточнить в Крещении, чтобы помолиться… А какое почтение к паломникам проявляли и продавцы, и просто жители сел и деревенек, встречавшихся на пути. В холодной и даже горячей воде ни в Загарье, ни в Монастырском нам не отказывали. Безусловно, на крупных стоянках ощущалась и забота организаторов – удивляло обилие продуктов на прилавках, в первую дорогу даже в полях встречали нас машины с продажей кваса, шоколадок, постных пирожков.
Мы шли примерно в середине колонны и подходили к селу, где совершается обеденный отдых, ближе к полудню. Паломников вновь встречают машины с горячим кипятком. Заварили пюре быстрого приготовления, на десерт – в сельском магазине нашли даже весовое мороженое с грецкими орехами (о том, что паломники идут первую дорогу обычно постом на тот момент мы даже не подумали). Цены также радуют. Стаканчик чая всего за три рубля!
– Как же продуктов на всех хватает? – обращаюсь с вопросом к продавцу.
– Нас предупредили, что нужно завезти с расчетом на 30 тысяч человек, – отвечает женщина из-за прилавка. – Но, похоже, покупателей столько не будет. Немножко мы перестарались.
И все же когда, сидя вдоль дороги, наблюдаешь нескончаемый поток продолжающих подтягиваться паломников, вспоминаются строки из Евангелия про «Пять тысяч хлебов…». И в крестном ходу в течение недели еды хватает каждому – это ли не чудо?
Здесь из нашей компании теряем двух попутчиков. Моему коллеге из «Вестей» Виталию, примкнувшему с фотокамерой недавно, необходимо уехать, чтоб успеть привезти фотографии в готовящийся выпуск. У Леонида же разболелась нога. В машине «скорой помощи» врачи вкололи обезболивающее парню и настоятельно порекомендовали прекратить испытывать себя и возвращаться, чтобы дать ноге покой.
«Видимо, слаба еще вера…»
…К ночлегу в Монастырское притянулись уже после заката. В «хвосте». С какой радостью впервые подумала о палатке, которая весь путь давила на плечо. Лечили Сашины мозоли, отстирывались от глины, и ближе к полуночи отошли ко сну. Правда, спать оставалось всего порядка двух часов.
«Мобильники» разрядились, но заботливые паломники стучали по палатке, сообщая, что крестный ход отходит дальше и нам следует поторопиться. Сквозь сон, соображаем, что пора подниматься, и в путь. Но дождь! По палатке стучит дождь! Тут мгновенно вспоминаю, что на ночь у палатки мы раскинули «подсушиться» застиранную верхнюю одежду, а теперь она промокла до нитки.
– Только представь, как все это сейчас наденем? В лучшем случае грипп? А если пневмония?.. – спросонья обменявшись мыслями с соседкой, решили, что береженого Бог бережет, и провалились дальше в сон.
Конечно, проснувшихся под утро, нас не оставляли угрызения совести, что, поддавшись искушению сна и испугавшись вымокшей одежды, мы вынуждены были так быстро «сдаться» и оставить крестный ход.
– Может, еще успеем догнать крестный ход? – с надеждой обращаюсь к ребятам.
На что получаю сомнительное: «Попробуй. Крестный ход уже далеко».
Так или иначе, но дух нашей журналистской братии сломлен. Решили поступить благоразумно: звонок другу и… фотокор «Вестей» Виталий Лучинин поспешил ранним утром друзьям на выручку.
Утром в Монастырском мы обнаружили, что не одни оказались в поле среди отставших от крестного хода. Разговорились с москвичками из соседней палатки.
– И мы проспали. Видимо, слаба еще вера. А ведь из Москвы приехали. Настраивались от начала до конца пройти… – сокрушались дамы с сожалением.
Среди «недошедших» оказались и мужчины из Львова. Нам же было интересно, как вообще украинцы узнали о Великорецком.
– Интернет – великая вещь. Списались на форумах с единомышленниками-православными. Решили попробовать…
– И как? Вы в крестном ходе впервые?
– Бывали в разных крестных ходах. Но Великорецкий – самый трудный.
– Братья, что ж вы хотели? Это же крестный ход. Смирение, принятие, вера, – заметил наш попутчик Алексей, воспитанный в православной верующей семье, и который из всех нас на тот момент был ближе к храму.
Испытания по силам
Подходя к машине, время расслабиться. Но… испытания нас не оставляли. Наш попутчик из «ПРОгорода» вдруг обнаружил на теле клеща. По приезду в город ему пришлось извлеченное из груди насекомое доставить в медицинский центр на исследование с проверкой на зараженность боррелиозом и энцефалитом. Но вроде все обошлось без последствий. По-видимому, каждому свое испытание.
А вообще от знакомых крестоходцев неоднократно приходилось слышать, что Господь промышляет о каждом – по надобности даруя заботу, а порой и проявляя вразумление. К примеру, ох как недовольна я была первым ночлегом на кафеле в каморке, но ведь кому-то и на улице под дождем довелось ночевать. Среди таковых были наши приятели из соседних изданий, Алексей и Леонид поведали, что палатка отнюдь не спасала от потоков воды. А вот журналисту «Российской газеты» «повезло» в ту ночь больше. Вот о чем воодушевленно поведал Андрей Андреев, встретившись с нами в пути: «Кто мог – пристроился под крышу, а мы с попутчиком остались под открытым небом. Ну, думаем, ночевать нам под дождем. Лишь бы уберечь аппаратуру… И тут как-то внутренне, по-видимому, не совсем осознанно, скорее от наступавшего отчаяния воззвал я к Богу. И вдруг встречаю приятеля. Оказывается, у него в Бобино дача, и там как раз осталось еще место для двух человек».
Вернувшись в Киров в выходной, дома усидеть не получилось. Одолевали мысли о празднике на берегу Великой, который так хотелось разделить! Приодевшись потеплее, на специально организованном для паломников автобусе вновь поспешила – уже в село Великорецкое, чтобы встретить крестный ход.
В Великорецком разговорилась с двумя семиклассниками. Максим и Дима оказались сильнее меня: выдержали дорогу до Великорецкого, как и планировали. Ребята рассказали, что также отчаявшись найти в Бобино на ночь крышу над головой, попросились в очередной дом.
– Нашлось место только в бане. Видимо, хозяева специально истопили ее для паломников. Жарко же нам было спать на пологе, под потолком. Но ничего, выдержали, – рассказывают мальчишки.
– На следующий год, наверное, соберетесь пройти крестный ход уже полностью?
– Нам хватило, – вздыхают ребята.
Но, глядя в их горящие глаза, почему-то я не сомневалась, что парни еще не раз здесь побывают.
Разговор был продолжен.
– Третий день от Монастырского до Великорецкого самым трудным оказался?
– Второй – он самый продолжительный. А в третий сил меньше, зато идти интереснее. Такие чудесные полянки открывались! Природа очень красивая… А в селе Горохово в церкви Казанской Божьей Матери купались в купели!
– Да, ребята, вам повезло больше. Видимо, чтобы все это повидать – заслужить еще надо. Меня, к примеру, пока Господь не допустил… Ничего, Бог даст, соберусь в другой раз… Может, и доведется все это самой увидеть. Довелось. Слава Богу! Но об этом в «заметках» позднее.
Простые вещи
Интересная штука происходит со временем, точнее, с его восприятием. В пути минута кажется часом, час – сутками… Тогда как в обычной жизни и не замечаешь, как пролетает день за днем. Постоянно куда-то спешишь, и мало что получается из намеченного успевать. А тут волей-неволей воспринимаешь жизнь в мгновении.
Как часто в обыденной жизни притупляется вкус ко многим вещам. Зато насколько восприимчивы, бываем к обидам, малейшим неудобствам… И только, пройдя день с сырыми ногами, ощущаешь, что такое надеть сухие шерстяные носки и согреться. Проснувшись продрогшим утром, и вскипятив над костром в кружке чай при каждом глотке чувствовать, что он действительно горячий. И убеждаешься, что после дождя бывает солнце, которое и согревает, и радует, и вселяет веру идти дальше.
Преодолевая трудности, осознаешь, насколько все относительно. Вспомнилась фраза из «Триумфальной арки» Э.М. Ремарка «Счастье достигается как-то очень просто. И только самые простые вещи никогда не разочаровывают».
Солнышко танцует!
Не раз за путешествие убеждалась и в чудесах святителя Николая. Пошла в Великорецкое с простудой и еще парой проблем со здоровьем. С началом крестного хода, вопреки дождю и ветру, благополучно о них позабыла. Уже рассказывала, как Николай Чудотворец послал мне добрых попутчиков для поднятия духа. Конечно, у людей воцерковленных, молящихся в пути такой потребности и нет. Напротив, многие знакомые предпочитают идти с приходом либо совсем одни, чтобы помолиться. Но у каждого дела, тем более духовного, свое место и свой час. А тогда просто шла фотографировала, наблюдала и дивилась, как преодолевают глину, речки и болотца пожилые бабушки, дети, родители, идущие с колясками. И откуда в них столько мужества? Без веры тут и километра не пройдешь!
Но настоящим чудом стало для меня явление природы 6 июня во время праздничной Литургии в Великорецком.
Смотрю: рядом стоящие люди повернули лица к солнцу и смотрят на него сквозь сомкнутые ладони.
– Что же вы видите? – не удерживаюсь я от любопытства.
– Солнышко танцует! Наверное, Господь так молитвам радуется! – отвечают мне паломники. – Посмотри сквозь щель между ладонями и увидишь.
Делаю, как мне велели. И, правда, светило покачивается, словно танцует! Ну не может же это быть коллективными галлюцинациями.
А вскоре вокруг солнца образовался ореол, напоминающий круглую радугу. Нам с фотографом Виталием даже удалось это явление запечатлеть на камеру. Интересно, что моя знакомая в этот момент наблюдала за солнцем сквозь солнечные очки.
– От самого диска до ореола исходили яркие лучи. А солнышко в это время еще и покачивалось. Чудеса! – воодушевленно рассказывает Татьяна.
Чудесное явление бурно обсуждали пассажиры в автобусе, в котором из Великорецкого я возвращалась домой.
– Круг у солнца образовался именно в тот момент, когда Богу пели благодарственные молитвы, – говорит одна бабушка.
– А я видела, как на небе появилось три солнышка. Словно олицетворение Отца, и Сына, и Святого Духа, – подхватывает вторая.
Конечно, найдутся скептики, которые обязательно будут искать этому явлению научное объяснение. А для меня оно стало поистине удивительным – ведь впервые в своей жизни именно в духовный праздник на реке Великой я наблюдала солнечное гало – и символичным – словно, природа вместе с нами славит таким образом Творца. Кстати, второй раз спустя несколько лет круг вокруг солнца снова увидела также в крестном ходе в честь Казанской иконы Божией Матери, что совершается на Вятке 20-21 июля на престольный праздник Казанского храма в селе Горохово – и вновь во время соборной молитвы под открытым небом. Такие вот приятные закономерности.
2010-й. «Эта страна – Царство Небесное»
Еще раз о чуде
Когда редакторы светских изданий – газеты «Вести» и портала «Вятка.ру» вновь командировали меня в крестный ход «за репортажем», просили принести оттуда «чудо». Да что уж говорить про светских издателей, недалеко от этой «жажды чуда» и мы православные, стоит взглянуть на названия православной беллетристики в приходских лавках – сразу становится понятным, в России чудеса любят и ждут. И все же на запрос моей редакционной братии был дарован ответ буквально в первом репортаже.
***
…Путь тянулся через поле, когда у нас с одной паломницей из Санкт-Петербурга завязался разговор, и она поведала о личном чуде. Ирина, так звали женщину, рассказала, что трудится при одном из питерских приходов, где от верующих и услышала о Великорецком крестном ходе. И в прошлый год отправилась в паломничество со своим трехлетним сыном, который в пути на Великую произнес свое первое слово. До этого момента малыш с рождения не разговаривал, мальчик был исцелен по молитвам матери именно в крестном ходе. Теперь молитвы продолжаются – с благодарностью Господу и святителю Николаю за явленное чудо.
Святитель Николай Чудотворец славился совершением чудес при жизни, являет он свою помощь и заступничество многим верующим и сегодня. Многих святой даже посещал воочию в том образе, каковым мы видим его на иконе. Об одном из таких случаев в храме в проповеди рассказал прихожанам, в числе которых я также оказалась, протоиерей Андрей Дудин (батюшка ходил крестным ходом на Великую уже более двадцати лет и долгий период принимал участие в организации этого события). По словам отца Андрея, он лично знаком с человеком, проживающим в Казани, с кем приключилось следующее чудо.
Предприниматель, назовем его Иваном, жил, как говорится, счастливой полной приятных забот жизнью деятельного мужчины. Бизнес, семья, жена-красавица, ребенок. Однако вдруг мир пошатнулся в одночасье: любимая супруга погибает в автокатастрофе. Мужчина не смог справиться с горем, утолять тоску стал при помощи бутылки. И однажды встретил своего знакомого из Кирова. Верующий кировчанин рекомендовал товарищу сходить в крестный ход, что, по его мнению, должно помочь поникшему бизнесмену воспрянуть душой. «Хуже не будет», – подумал горемыка, год за годом коротающий дни, и поехал в Киров к началу крестного хода. Однако о себе мужчина должным образом не позаботился, не взял ни плаща, ни палатки, ни резиновых сапог, ни спальника – не до того ему в печали было. Однако погода не спрашивает. Уже вечером первого дня по приходу в Бобино вымок до нитки. И возвращаться не хотел, раз уж собрался и для этого приехал из Казани, и, словно, съежившийся в стужу воробей, не знал, куда прибиться к ночи. И вдруг по дороге в его сторону подошел старичок. И сказав мужчине, «следуй за мной» – проводил до ворот деревенского дома. Хозяйки сами удивились тому, что, несмотря на размещение многочисленных паломников, еще на одного человека находилось под крышей место. Правда, поблагодарить дедушку Иван так и не успел – оглянулся в прихожей – а того уже и нет. Хозяйская дочь ранним утром решила к крестному ходу приобщиться. В Великорецкое шли вместе, а по расставании между женщиной и Иваном завязалась переписка. Одним словом, встретили одинокие души друг друга. Самое интересное случилось для Ивана, когда, зайдя в храм, он на иконе вдруг увидел именно того «старичка», который проводил его в Бобино до дома – и все сразу понял: позаботился о нем сам святитель Николай! А та девушка, пустившая его в дом и проводившая в крестном ходе, после стала его супругой. Отец Андрей долгое время поддерживал со своим знакомым из Казани связь, батюшка был очень рад за человека, которого Бог не оставил, стоило лишь тому, даже находясь в горе, сделать шаг навстречу Ему.
***
И все же даже в церковной среде многие скептически относятся к чудесам, о которых слышат, но не видят. Словно, про нас пословица «русский не верит – русскому надо проверить». С одной стороны, мечтаем услышать о чуде, с другой, когда что-то необычно является, достаточно скептически, подчас с недоверием относимся порой даже к умственному здравию того, кто ведает о чем-либо знаменательном.
…Утром третьего дня Великорецкий крестный ход заходит в село Горохово. На холме колокольным звоном нас приветствует красивый белый храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Некогда в жилом селе приход состоял из верующих Горохово и многих окрестных деревень. Сейчас здесь никто, кроме трудников, возрождающих храм, не обитает.
Впервые увидеть этот чудесный храм мне довелось в 2010-м во время крестного хода на Великую. Тогда еще мало что было в Богородичной церкви от нынешнего благолепного внутреннего убранства. И каждым летом, оказываясь в Горохово, отмечаешь, как воскресает церковь (если в Великорецкий крестный ход здесь бывать не складывается, стараюсь посетить эти места в июле с крестным ходом в честь Казанской иконы Божией Матери – на престольный праздник Казанского храма).
Во главе возрождения храма стоит предприниматель, или, выражаясь церковным языком, «благодетель» Андрей Михайлович. Его стараниями облагораживается фасад храма снаружи, за последние годы благоукрасилось убранство церкви внутри. Заходишь в центральный придел – и глаз не отведешь. Вспоминаются слова послов князя Владимира, которые вернувшись из Византии, сообщили ему, что, стоя в церкви, они не знали, «на земле они или на небе». Солнечные стены, иконостас, с которого святые смотрят прямо в душу у тебя, и голубые своды, свидетельствующие о Небе. Славен храм и святынями – иконами с частицами мощей святых, которые милостью Божией были явлены Вятской Епархии и представлены для поклонения паломников попечением благодетеля Андрея. Возрождается поруганный в советское время храм, вновь превращаясь в прекрасную церковь, словно сама Богородица воссоздает свою обитель! Это ли не чудо! И то, что проступает с каждым годом ярче на стене лик Казанского образа Божией Матери, также весьма символично. Наблюдая, как благоговейно крестятся при входе в храм паломники, взирая на лик Богородицы, верится в чудо. Некоторые священники считают, что проявление икон – не столь уж редкое явление в Православии, дарованное для укрепления нашей веры по милости Божией.
Уходить из Горохова обычно не хочется. Утром 5 июня здесь служится Литургия, священники принимают исповедь, на улице крестоходцев кормят из огромных котлов гречневой кашей, поят кипятком. После окончания службы в храме также совершается молебен под открытым небом на источнике в честь Казанской иконы Божией Матери. Кто-то успевает и в купели окунуться. Долго звонят праздничным звоном колокола, поднимая паломников с полюбившейся гороховской стоянки. До прихода в село Великорецкое крестоходцам предстоит еще полдня пути по полям и заброшенным весям.
И как-то раз на выходе из Горохово мои попутчики рассказали историю, которую сами услышали от других крестоходцев, мол, в другой год задержавшейся в храме группе паломников сподобилось слышать пение ангелов. В ответ улыбаюсь – может, кому-то и сподобилось, но только в явление это верится с трудом!
Удивительно, что спустя годы о том самом «чудесном явлении» мне в Троицком храме села Волково рассказала одна из очевидиц того ангельского пения. …В Троицком храме, куда два раза в год стекаются бывалые паломники – только уже на Борисоглебский крестный ход, я оказалась по делам пресс-службы, чтобы запечатлеть событие для сайта. И тут в притворе храма обращается ко мне православная женщина в платочке: «Мы знаем, что вы трудитесь в пресс-службе епархии…». И тут женщина мне выдает: «Батюшка отец Владимир Орлов, что настоятель этой церкви в селе Волково благословил, чтобы историю вы эту записали. Однажды в Великорецком крестном ходе послушалась благословения нашего отца Владимира и задержалась на исповедь в храме. А крестный ход уже ушел. Сначала думала, нужно поспешить, но пересилила себя и все же в очередь на исповедь до конца простояла. А при выходе из церкви нас с другими отставшими паломниками провожало ангельское пение!», – поведала мне женщина с сияющим взором. Обещать я бабушке о публикации «чудесного рассказа» ничего не стала. На официальных ресурсах епархии к опубликованию таких историй подходим осторожно, поскольку часть читателей, включая светских журналистов, которые так часто сами «просят от нас рассказов о чудесном», не исключено, что подобный случай и за «кликушество» сочтут. Можно верить, можно сомневаться – дело личное, Господь Сам сказал о том, что по вере нашей и будет нам. Ведь чудеса в Православии подчас случаются именно для укрепления нашей веры, вот и тут, вероятно, ангельское пение явилось зримым образом некоторым верующим в крестном ходе, как свидетельство того, что и ангельский мир сорадуется этому событию – перенесению иконы святителя Николая по обету предков к берегам реки Великой.
Однако, как отмечают батюшки в беседах, самое большое чудо – это обращение человека ко Христу и вследствие чего изменение жизни, включающее перемену образа не только поступков, но и мыслей. Когда это происходит, и закоренелый грешник приносит покаяние, а затем становится праведником, – вот где истинное чудо! И неслучайно тысячи человек идут с молитвой десятки километров, те из них, кто шаги на Великую делает с молитвой и искренним сердцем, настроенным на покаяние, думается, получают как результат – возрождение собственное души в Боге, приближение уже здесь на земле Царствия Небесного – это ли не чудо?
Неслучайные «вразумления»
В крестном ходе обычно больше чем где бы то ни было, как и в храме, стараешься относиться внимательно к собственной душе. Конечно, и натруженное, порой изнывающее под гнетом рюкзака тело, не дает позабыть о себе. Однако не раз приходилось слышать от священников, что большая ошибка человеку отправляться в крестный ход и при этом думать, что раз ты идешь, то совершаешь нечто великое. Молиться нужно (и о спасении собственной души, и за родных, и за страну), но не дай Бог впасть в прелесть и возомнить себя молитвенником за род человеческий. Ко всему нужно относиться разумно. И принимая участие, важно осознавать, что ты являешься лишь частицей этого события, повторяющегося по обету наших предков – перенесения святыни – иконы святителя Николая на берег реки Великой. И главным путеводителем здесь является святитель Николай, а над всеми людьми и святыми – Господь Бог наш.
А еще паломники свидетельствуют, что силы небесные в крестном ходе о тебе промышляют, тем или иным назиданием указывая верный путь и пресекая прегрешения. Моя подруга Настя как-то мне рассказала, что однажды во время обратного пути после ночлега в школе, где паломников принимали, при выходе не опустила денежку в ящик для пожертвований, при этом подумав: «Деньги заканчиваются, а еще идти». И вскоре, едва успела домой вернуться, потеряла кошелек. Вывод у нее сам собой напросился: для спасения нашего Господь все необходимое нам всегда даст, в том числе и вразумление. Вот и у меня подобные «вразумления» не замедляют себя проявлять, как только начинаю поддаваться тому или иному искушению. Кроме совести, Небо все видит. «Себе дороже» обычно получается.
Во время другого крестного хода подруга шла и молилась об укреплении в вере. Вечером второго дня, остановившись на ночлег в одном из сельских домов, она обнаружила, что потеряла свой крестик. Настя рассказывала, что расстроилась, решила, что что-то делает не так. Вечерние поиски пропажи не увенчались успехом. Ранним утром, когда паломники выходили из этого же сельского дома продолжать путь, взгляд Насти упал в темный угол сеней, в котором просто лежал ее крестик…
Как отмечала сама Настя, «Все это было давно. И все это, казалось бы, такие мелочи, но они глубоко понятны пережившему их. И именно на этом “делании” строится духовный путь. Дальше – больше».
Кстати, замечать подобные «чудеса» в крестном ходе, по-видимому, свойственно многим, кто со вниманием относится к проявлениям собственной души. После крестного хода в 2017-м на сайте московской «Комсомолки» появился репортаж «Как мы босиком за чудом ходили», на мой взгляд, замечательный и даже неожиданный для массового светского издания. Корреспондент Владимир Ворсобин, делясь с читателем о происшедших в крестном ходе с ним чудесах (в основном связанных опять-таки с преображением его собственной души) рассказывает интересный случай, называя его «Первое чудо. Чужая “финка”»: