bannerbanner
Пирамиды в пустыне. Как я копал в Перу
Пирамиды в пустыне. Как я копал в Перу

Полная версия

Пирамиды в пустыне. Как я копал в Перу

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

35 Базилика Сан-Франциско в центре Лимы


36 Мотоцикл, прикованный цепью к старинной пушке


В частности, была пропущена базилика Сан-Франциско (Св. Франциска), расположенную к северо-востоку от центральной площади \35—37\. Надо же было, что именно этот день оказался днем самого святого, то есть храмовым праздником! По этому поводу полагался крестный ход, и на него-то Кош как раз попал с утреца. Святой был установлен на специальной платформе, которую несли – толкали вперед – явно самые уважаемые люди \38\. Перед платформой располагался отряд дам в белых накидках – тоже почетных мирянок, никаких профурсеток замечено не было – двигавшихся лицом к святому и спиной вперед \39—40\!

И это не только до выноса платформы из храма. Процессия начала кружить вокруг площади (ну да, выходной же!) и так они всю дорогу и шли спиной вперед, распевая молитвы. Так они проходили до самого вечера. Храмовый праздник в Перу, это не хрен знает, что, это дело серьезное.


37 Внутри базилики Сан-Франциско


38 Прихожане толкают вперед платформу со статуей Св. Франциска


В соседнем переулке тоже происходило какое-то мини-шаманство \41\ – похоже, отмечалось открытие или юбилей магазина, и по этому поводу перед входом происходил танец с носилками со статуей какого-то святого (может и того же Св. Франциска, раз был его день). Здесь носилки несли как раз молодые девушки в офисных нарядах, а не менеджмент, стоявший на тротуаре (сзади их, впрочем, страховал охранник). Девушки пританцовывали на ходу под музыку специально приглашенного мини-оркестра в костюмах и при параде и ритмичное одобрительное хлопанье собравшихся. Везде свои погремушки и тараканы. И когда же всем этим и заниматься, если не в выходной?!


39 Крестный ход появляется из дверей базилики в день Св. Франциска


40 Прихожанки в белых платках движутся лицом к платформе со статуей святого


Стукнуло десять, и можно было закупиться сим-карточкой для мобильника, что и было осуществлено минут за двадцать в их центральном отделении. В Перу это гораздо проще, чем в Белизе. Хотя паспорт все равно требуют.31 Все дело обошлось долларов в десять. Теперь, осимившись, можно было ехать смотреть археологический объект. В этот раз им была пирамида (хуака32) Ла Флорида.


41 Мини-крестный ход перед магазином, исполняемый служащими, держащими платформу со статуей святого, девушки танцуют под звуки приглашенного оркестра


42 Хуака (пирамида) Ла Флорида в Лиме


Лима, как известно, родина американских пирамид33. Почему-то большинство самых древних (хотя и не самых казовых) пирамид на континенте сконцентрировано именно тут, в нынешней столице Перу. Второй по размеру столицей государства, расположенной в пустыне. В стародавние времена и государства-то тут не было никакого – а, вот поди ж ты, именно здесь вознеслись первые пирамиды. Такое вот место силы34.

Самая ранняя35 – хуака Эль-Параисо – первый храм, датирующийся чуть не третьим тысячелетием до, была посещена еще в 201436. В 2015 была посещена хуака Гарагай. Теперь настал черед Ла Флориды37. Хронологически, самая древняя из них – докерамическая Эль-Параисо, потом идет Ла Флорида (самая ранняя керамика) и потом уже Гарагай, с самыми ранними настенными фресками.

И все это, не побоимся этого слова, культурное богатство, находится в черте города. Другой, навскидку, большой живой город, в котором есть значительные памятники примерно такой же древности – разве что Иерусалим. Потом, наверно, Мехико. Больше ничего в голову не приходит. Рим, Афины? Там много всего, но не та древность.

Памятники находятся тут, и находятся, как правило, в ужасном состоянии. Из поздней пирамиды Пукйяны власти устроили туристский аттракцион, а вот из гораздо более древних объектов устроили – буквально – помойки. Такова специфика перуанского мышления. В чем-то близко к тому, как относились к большинству памятников проклятого прошлого в СССР. Перуанцы не питают к этим памятникам отвращения. Просто им по большей части не до памятников, а если они еще и жить мешают – то хана38.


43 К хуаке Ла Флорида примыкает жилой район


44 Маленькая красная палатка бездомного с собакой на вершине пирамиды Ла Флорида


Так как все это богатство находится в черте города, то Кош просто взял первое попавшееся такси, и навигировал водилу к Ла Флориде, находившейся в одной из окраинных фавел. Разумеется, таксисты редко знают, где находятся такие исторические объекты, они иногда и районов-то таких не знают, разве что приблизительно (не знают, конечно конкретных улиц, им нужно говорить районы по местным ориентирам, которых туристы, как правило, не знают). Поэтому теперь всегда распечатывался гугломап, ну и навигатор был в руках. Беда в том, похоже, несмотря на введение гугломапа, население не умеет читать карты. У них какая-то своя география в головах.


45 Вид на Лиму в сторону океана с хуаки Ла Флорида


При ближайшем рассмотрении, фавела, окружавшая Ла Флориду, оказалось вполне приличным районом (на коший взгляд, \44—45\), тут даже было футбольное поле (стадион) – то есть, начальство все-таки заботилось о культурной жизни населения. Стадион был неплох \46\, состояние же самой хуаки было ужасающим. Если в Эль Параисо все же велись активные археологические раскопки и реконструкция, а в Гарагае – тоже раскопки и был постоянный государственный пост охраны, то тут стояла только охранная доска. Сам же памятник был законсервирован и превратился в ночлежку для бомжей с собаками и полусвалку. А также, похоже, место для пикников местных хулиганов. Трое из них и сейчас бродило по хуаке, поглядывая на толстого экстранхероса.

Вот тебе и второе тысячелетие до нашей эры, вот тебе и первый U-храм керамической эпохи \42—46\. Такого ужас-ужаса даже Кош не ожидал (пока не насмотрелся в Хуанчако). Понятно, конечно, хуака «сидела» в самом центре «вкусного» жилого района \28\, и было наверно немало таких, кто бы предпочел снести нахрен бульдозерами эту кучу кирпичей и хлама и застроить место такими симпатичными саманными домиками. Людям же надо где-то жить.


46 Футбольное поле, примыкающее к пирамиде Ла Флорида – вид с вершины хуаки на восток, на Анды

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Википедия: «Та́наис (др.-греч. Τάναϊς) – античный город (III в. до н. э. – V в. н. э.) в устье р. Дон. В первые века н. э. входил в Боспорское царство. Расположен примерно в 30 км к западу от Ростова-на-Дону, на окраине хутора Недвиговка. Заповедник Танаис – один из крупнейших в России археологических музеев-заповедников. Территория заповедника Танаис насчитывает более 3 тыс. га и объединяет ансамбль памятников истории и культуры разных времен и народов от эпохи палеолита до памятников жилой и культовой архитектуры XIX века. Это самый северный пункт древнегреческой цивилизации.»

2

Так сказали Кошу в то время. Но это неверно, скорее от скифского «тана» – темный. Название Дон, безусловно, происходит от Танаиса, а вот что такое Дана или Тана в Танаисе – неясно.

3

Вот как описывает первую встречу с ним некто Вахотин: ВАХОТИН. Я появился там накануне Дня космонавтики – 11 апреля 1983. Приехал с балоном молока, туманное утро, зашел в Танаис и вижу – на суку сидит человек и пилит его. Не глюк ли это? Но когда ветка начала клониться – он живенько пересел на другую и допилил. Я спросил, не хочет ли он молока, а он говорит: – Чеснок -? – Я – Чеснок. В тот год по весне я подсел на опиаты, и мой знакомый нарколог посоветовал переменить образ жизни, уехать куда-нибудь. Вот я в Танаисе и перекумаривался. Пил много крепкого чаю, впервые в жизни побрился наголо, много курил травы. И смотрел на все не как все. Например, когда Сосновский показал мне Жукова, я увидел, что тот картонный. Это потом, когда Жуков запел, на меня, конечно, подействовала его гипнотическая театральность. Вообще театр много потерял из-за того, что Жуков пошел в монтажеры сцены. https://rostov-80-90.livejournal.com/406828.html

4

Впоследствии музей даже «отрастил» собственный археологический отдел, но теперь его свернули и нынешнее руководство взяло четкий курс на развлекаловку.

5

См. ценнейший архив Чеснока и фотографии Феди в однои из архвов на соцмед: /TanaisArchive/?hc_ref=ARTgRVZ1g5iXxP_oTS_NP69spaVH09nBgCL8n2y – SzMnyENWG7phWKvddYXinAAro8&ref=nf_target&__tn__=kC-R Автор выражает глубочайшую признательность авторам этой публикации.

6

Впрочем, оцифровка архива продолжается, и, может быть, мы еще увидим другие снимки.

7

Как пишет Н.И.Винокуров, «Открытый лист – единый квалификационный документ, удостоверяющий профессиональный уровень исследователя и дающий право на проведение научного исследования археологического наследия. Открытый лист выдается Институтом археологии Академии наук. Открытый лист на территории РФ является единственным документом, дающим право ведения раскопок и разведок, и не может быть заменен каким-либо другим документом. Самовольные раскопки без Открытого листа рассматриваются как умышленное уничтожение или порча памятников археологии и строго преследуются по закону.» См. Н. И. Винокуров. Полевые археологические исследования и археологические практики: Учебно-методическое пособие. – М.: Прометей, 2013

8

Судя по тому же учебнику Винокурова, в СССР и России открытые листы могут выдаваться только Академией наук (отделом полевых исследований Института Археологии, и подтверждаются министерством культуры). Таким образом, экспедиции РГУ и Владимирского педа, а также и немец Буркхард – они все могли работать «под Арсеньевой», а не основании своих открытых листов. Конечно, РАН может выдавать такие листы не только своим сотрудникам, а по запросам «организаций». Парадокс, в своем роде – практики устраиваются в основном университетами системы Минобраза, а получать лист надо в – скажем так – не самой дружественной системе РАН. Но это выше pay grade бедного Коша, как говорится. В странах, где нет РАН, эти листы выдает обычно специальный департамент министерства культуры – то есть, госчиновники (чаще всего тоже археологи). На Украине его теперь выдает Минкульт, а не УАН. Тут хотя бы нет этой межведомственной проблемы. Проблема получения листов, тем более иностранцами – это наиболее сложная и деликатная дипломатическая проблема археологии. Can of worms, короче. Незримые миру слезы. Как жалуется позднейший сотрудник Танаиса, «оформление документов на получение открытого листа и ведение археологических раскопок становятся предметом манипуляции и шантажа со стороны директора музея-заповедника.»

9

Или, наоборот, он ездил в экспедицию, а потом решил внедрить современные методы в археологи? Похоже, он происходил из семьи археологов (возможно, это еще его отец занимался аланами) и просто продолжил занятие. Хех. Еще не поздно спросить его самого!

10

Приятель-вьетнамист, толкнувший Коша на этот скользкий путь, только что женился (или стал отцом), и сам не поехал

11

Дисклеймер. Как уже понял читатель, молодой автор не вел тогда никаких дневников и записок, и восстанавливает происшедшее по памяти через много лет. К тому же он не был археологом. См. современные записки студентов МГУ (сезон 2015—2017) http: //ru-sled.ru/raskopki-v-antichnom-tanaise/. Есть МГУ-шный сайт в ВК: https://vk.com/tanaismsu, но он начинается 2016 годом.

12

Просматривая фотки на интернете, Кош наткнулся на интересный западный способ закрепления бровки при помощи специальных мешочков с песком. Кош с таким методом не сталкивался.

13

Вышеупомянутый коллега Коша в 60-х годах сталкивался с ситуацией, когда экспедиции нанимали местных школьников за три рубля в день – большие деньги по тем временам! Однако в 80-е вряд ли это было возможно.

14

В СССР существовал целый класс сезонных экспедиционных рабочих – например, у геологов. Но там были совсем другие деньги. Они имели трудовые книжки, работали полгода, а потом отдыхали на заработанное. Государство это позволяло. Но могли ли обеспечить такую жизнь археологи с их бюджетами? Один из старших коллег Коша, историк, вспоминает, что в его время (1960-е) нанимали школьников, находящихся на каникулах, и платили приличные деньги – несколько рублей в день. Но уже в 1980-х это вряд ли было бы возможно.

15

Свидетельство этого гендерного подхода из 1990 года (раскопки некрополя Бестамака, культура Синташта): «Разбив будущую территорию на квадраты 2х2 метра, каждое студенческое тело мужского пола в поисках останков древних тел любого пола должно было углубиться навстречу предкам на определенную глубину, а затем старательно специальной плоской лопатой отполировать грунт, чтобы на поверхности возможно было визуально различить темное пятно – контуры древней могилы. Как только это сделано мальчики изгоняются и на смену им приходят девочки (курсив Коша), которые скребками, ножичками и кисточками будут снимать один слой за другим в поисках „артефактов“. Все это старательно, этап за этапом фотографирует лаборант фотограф. … Помню, пугали нас старшие курсы – дескать замучаетесь вы с этими квадратами, тяжело выполнить норму. Да нет, земля в Бестомаке песчаная, копать легко и по норме никто не парился. Был даже такой забавный случай – дали мне квадрат, махнул я лопатой и… из под лопаты выкатился череп. Все моя миссия закончена, дальше пожалуйста работают девочки, а я на бруствер байки травить!» https: //www.yaplakal.com/forum7 /topic1152719.html

16

Поэтому его первоначально поражало в западных экспедициях, когда начальники раскопов безжалостно выбрасывали в отвалы очень приличные керамику и кремниевые орудия (литики), если они «всплывали» без привязки к квадрату. «Жаль, хороший скребок, но без провенанса» – говорил начальник и швырял его в отвал. Ужас! А подобрать его было нельзя.

17

Разыскал подтверждение свидетельницы: «письмо-воспоминание пришло из Берлина от Ирины Щекатуровой, нашей соотечественницы; филолог-японист, она работала референтом-переводчиком в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова: «В студенческие годы мне довелось участвовать в раскопках Танаиса во время летних каникул. Каждый день с 5 до 11 утра мы с девчонками нежно стряхивали кисточками вековую пыль с древних амфор, разукрашенных глиняных осколков и других найденных предметов городской утвари, добывавшихся из-под земли сокурсниками с лопатами в руках… Потом становилось невыносимо жарко и все искали тень, чтобы переждать время до вечера, когда можно будет продолжить поиски древних реликвий… По выходным мы все дружно отправлялись в Таганрог, чтобы смыть с себя степную пыль в городских банях, вкусно пообедать на присланные родителями деньги, иногда искупаться в Азовском море! Это великолепное незабываемое время! Так хочется взглянуть на то, что удалось возродить из-под пластов земли и пыли, накрывшей за века стены античного города!» https://donvrem.livejournal.com/335607.html

18

Любопытны современные воспоминания Вахотина (цитировался выше): «Жил я в том году внизу, в лагере, в большой палатке. Летом приехала экспедиция, все засуетились и постоянно пытались привлечь меня к работе на раскопе. Экспедиции в те годы были огромненные. Копать в Танаис приезжали студенты из РГУ, МГУ, Владимирского университета, и немцы. Здесь же устраивал свой лагерь клуб ЭТО. Большая часть новостроечной экспедиции состояла из этовцев. Вся эта толпа работала на раскопках и по очереди питалась в большой столовой. Я всего этого активно не хотел. И в середине июня 1983 официально устроился работать дворником. Выбрал себе безопасный участок – вдоль дорожки от Чеснока к бунгало – и боролся на нем с сорняками. Вечером местные, сотрудники музея, собирались на бунгало чай пить. Каждый вечер одна и та же компания собиралась и вела одни и те же разговоры. В какой-то момент я увидел: известные действующие лица вышли на эту сцену – самовар, театральное освещение… Вот сейчас выйдет Жуков в белых одеждах (он работал в Танаисе электриком) и скажет фразу, которую все знают. Я, дворник, тоже вышел на эту сцену, сижу в уголке и думаю «как я вас всех ненавижу!». Беккетовская такая ситуация. В ожидании Годо.

Хозяйкой веранды с самоваром и чаепитием была Ольга Федорова, пресс-секретарь директора музея. Ее звали Федя. Фединой коронной фразой было: «Да пусть у меня изо лба х.й вырастет!» Иногда за этим следовало продолжение: «И пусть мне яйца глаза закроют! Я буду ходить по Танаису: «Подымите мне яйца!». Ольга была крутая. На этой сцене ничего никогда не менялось, кроме имён котов. Этот элемент абсурда постоянно пристутствовал. Именно это и было приятно – постоянная повторяемость очень милой сцены.» Теперь Кош смутно припоминает, что была некая Федя, но этой ее крутизны он не видел!

19

Один из этой тусовки оставил любопытное замечание: «Мало кто в памяти остался из них, из археологов – разве что Гречанова и то – из-за фамилии своей – ибо никто из них не проявлял ни малейцшего интереса к той насыщенной, интереснейшей, вдохновенной творческой жизни, которую мы вели в Танаисе по ночам и эпицентром которой был Гена Жуков. Ну да ладно.» https://rostov-80-90.livejournal.com/?skip=50&tag=%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B8%D1%81

И еще такое же: «К сожалению, политизированные и весело дурака-валявшие питерско-московские ребята, копавшие каждый год древности в Недвиговке, на контакты с „местными“ практически не шли и ни на кого, кроме нескольких человек, в нашем городе особо не повлияли.»

20

См. воспоминания о ней /groups/1681230798826382/permalink/1794502034165924/

21

Тут не без контроверзы. Пишут, что руководство заповедника взяло курс на «развлекательность» в противоположность науке, что археологов тихой сапой вытесняют, и что за всем этим стоит сын ростовского олиграха.

22

Как пишет Н. Винокуров, «Полевая выездная археологическая практика проводится в соответствии с Государственным образовательным стандартом и является завершением первого года обучения студентов очного отделения исторического факультета МПГУ. Археологическая практика проводится на базе действующих археологических экспедиций, имеющих Открытый лист и Разрешение на право ведения научно-изыскательских работ. По действующим правым нормам археологические экспедиции, отряды и группы находятся под охраной государства. Центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и граждане должны оказывать помощь и содействие проведению археологических исследований.»

23

Она находилась всегда в паре километров от нас, на восточном конце Недвиговки. Сам начальник, Дэга, туда часто ходил, но почему-то никого из нас с собой не брал (еще один пример социального разделения). Он ловко разделял эти миры. Похоже, там была еще более теплая компания, судя по воспоминаниям ее постоянного участника, некоего Прибыловского. Он тоже отмечает отсутствие контакта с местным населением: «С ростовчанами мы особо не контактировали. Но с Чесноком приятельствовали (да и сейчас, когда он уже не директор „Танаиса“, тоже), с его замом Гугуевым были шапочно знакомы.

Друг нашей экспедиции (лет с 19-ти) – недвиговская барышня Оля Плохенко (Демина), она теперь заведует лабораторией биоразнообразия в НИИ биологии РГУ, а ее племянник Борька работает летом у нас. Оля проходит у нас под кодовым именем „Спина“, потому что на конкурсе, устроенном Лехой на День Археолога году в 80—82, ее спина была признана „лучшей спиной экспедиции“ (были и „лучший живот“ и что-то еще лучшее, но эти титулы достались другим девушкам).

С 1980-го или 81-го в нашей экспедиции 3—4 сезона работал ростовчанин Игорь Волков. Первый раз Игорь появился у нас еще старшеклассником, а потом поступил на истфак МГУ, окончил кафедру археологии, давно уже стал москвичом, но летом копает средневековые памятники в Азове и окрестностях.…

В древние времена мы были знакомы с ростовским студентом-археологом по кличке Нерон – нумизматом и изготовителем новоделов старинных монет. Кто-то мне говорил, что он погиб в автокастрофе, и довольно давно уже. Впрочем, знакомство с Нероном было шапочное. В танаисских поэтических пьянках мы не участвовали; с поэтами водку пьянствовал работавший в Танаисе наш друг – московский востоковед и археолог Дега, бывало приходивший к нам потом опохмеляться и рассказывавший, как очередной великий поэт кинул в неотдавшуюся ему девушку пишущей машинкой Чеснока:)). В Танаисе предпочитали водку, а у нас – красное сухое.»

Насчет водки он прав. Не помню, чтобы Дэга пил с поэтами, он относился к ним иронически. Интересно то, что Прибыловский видит Дэгу как «своего», а не руководителя соседней экспедиции.

Удивительно все было связано, узок был круг. Например, оказалось, что Прибыловский потом познакомился с одной из наших архитекторш: «стати, мы с ней могли бы познакомиться и в Недвиговке, поскольку она, как я потом случайно узнал, несколько сезонов работала в соседней с нами археологической экспедиции, в Танаисе. Там две экспедиции в одном хуторе: на одном конце Недвиговки наша Донская экспедиция копает палеолитическую стоянку „Каменная балка“, а на другом конце – ростовчане, москвичи и владимирцы раскапывают древнегреческий город Танаис. Хутор длинный, как колбаса, тянется вдоль железной дороги на три станции – примерно посерёдке между Ростовом и Таганрогом. Из Танаиса в нашу экспедицию часто приходил в гости наш друг, историк-востоковед Дега, пару раз – в сопровождении своего приятеля Сережи, специалиста по средневековой Корее. С последним я разговаривал, и он запомнился мне благодаря своим специфическим взглядам, для нашего круга необычным – тоже антисоветским, но одновременно антизападническим и антилиберальным. Уже в 90-е годы я познакомился в Москве с Сергеем Волковым, видным деятелем монархического движения, главным редактором газеты „Дворянский вестник“. Он оказался тем самым Сережей. Хоть и не с первого раза, но мы с удивлением и удовольствием вспомнили друг друга.»

24

Здесь мы не будем называть имена, так как это художественная версия записок, и такие конкретные детали несущественны. Особо любознательный читатель легко найдет все конкретные данные на интернете.

25

Он этом см. книгу, «Пирамиды в джунглях: Как я копал города майя».

26

Huanchako, произносится местными Уанчако, но будем называть его для простоты Хуанчако. В испанском не произносится начальное «h», но иногда, в словах индейского происхождения, делаются исключения. Так и так можно.

27

Местоположение основных пунктов показано на картах 1 и 2. На карте 1 показана внизу кружком Лима, а от нее идет стрелка на север до Трухийо (кружок на севере). Кружок пунктиром вверху – город Чиклайо. Ромбик справа между ними – горный город Кахамарка. И наконец, прямоугольник посередине между Лимой и Трухийо – горный город Уараз (Хуараз). На карте 2 показан машрут от центра Трухийо в центр Хуанчако.

На страницу:
4 из 5