bannerbanner
Сакральное значение чисел. Духовные истины на языке математики
Сакральное значение чисел. Духовные истины на языке математики

Полная версия

Сакральное значение чисел. Духовные истины на языке математики

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 8

Далее в этой книге мы обсудим, как интерпретировать числа для выявления их персонального смысла – этот аспект зачастую упускают из виду при изучении числового символизма. А сейчас давайте вернемся к нашему синопсису современной физики и рассмотрим поразительные выводы, сделанные относительно природы вещества. Квантовая физика является областью физики, исследующей мельчайшие частицы, из которых состоит материя, так называемые субатомные частицы, или кванты. Кванты – это мельчайшие пакеты энергии, из которых состоят атомы. В обычном атоме кванты занимают лишь одну квадриллионную часть размера атома. Все остальное это пустое пространство. Ничто. Пустота. Это означает, что книга, которая лежит перед вами, на самом деле практически не содержит вещества. Вы держите в руках пустоту! Это означает, что если бы ваша машина заводилась лишь один раз на каждый квадриллион попыток и если бы вы, не впадая в вполне естественное отчаяние, делали эти попытки раз за разом, то вам потребовалось бы тридцать миллионов лет, чтобы завести мотор!

Как бы ни были малы атомы, субатомные частицы значительно мельче. В настоящее время идентифицировано около 140 таких частиц. Ключевым моментом в их исследовании является природа света, поскольку пространство (которое включает в себя материю) и время претерпевают полную трансформацию в момент достижения скорости света. С 1803 года после работ Томаса Янга полагалось, что свет состоит из волн, имея в виду волны энергии, в чем-то напоминающие волны океана. Однако в 1900 году Макс Планк внес в эту концепцию путаницу, доказав, что свет состоит не из волн, а из маленьких порций энергии, которые он и назвал квантами. Результатом этого открытия стал парадокс, который физики не могут до конца понять до сих пор. Дело в том, что свет существует в обоих состояниях – в виде волн и частиц, – но никогда это не происходит одновременно. Таким образом, если исследовать корпускулярное состояние фотонов (в виде частиц), то они не существуют в этот момент в волновой форме, и наоборот. Никто до сих пор не понимает, почему свет может существовать в виде двух взаимоисключающих форм.

В 1905 году Альберт Эйнштейн пошел в своих рассуждениях еще дальше и доказал, что в виде квантов существует не только свет, но и энергия любого вида, и что эти кванты состоят из определенных паттернов энергии. Энергия по своей природе жизненно важна для понимания материи, потому что сейчас считается, что атомы (которые, как раньше думали, состоят исключительно из твердых частиц) состоят исключительно из энергии. Эту теорию выдвинул Эрвин Шредингер, который был убежден в том, что протоны, электроны и нейтроны состоят не из твердых частиц, а из того, что он назвал «стоячими волнами энергии». Другими словами, в безбрежном море атомного и субатомного пространства отдельные вкрапления материи представляют собой на самом деле кусочки структурированной энергии. Поэтому книга, которую вы держите в руках, и сами ваши руки представляют собой пространство, приправленное мельчайшими фрагментами энергии; иначе говоря, материи. Но какой материи?

По мере того как физики продолжали изучать природу субатомных частиц, они столкнулись с еще одним сюрпризом: субатомные частицы изменяются, когда человек наблюдает за ними. Избежать этого нельзя: наблюдать значит изменять. Потрясающий пример из опыта физиков: если две частицы становятся предметом внимания человека-наблю-дателя, одна из них буквально исчезает. Куда? Ученые не знают этого. А теперь давайте удивимся еще раз, на сей раз поведению фотонов. Чтобы упростить этот пример, представьте себе, что вы наблюдаете один-единственный фотон света, который может долететь до вас двумя различными путями. «Если вы спокойно сидите и ждете прибытия фотона и видите его только в том случае, когда он действительно прибывает, то эта частица движется по обоим путям. Я знаю, что это невозможно, но мы говорим на языке квантовых понятий»[20]. Так свет путешествует в тех случаях, когда человек не наблюдает за ним. Но если вы решите понаблюдать за этим фотоном в процессе движения, чтобы увидеть, каким именно путем он движется, «то это создает совершенно иную квантовую ситуацию. Это означает, что частицы должны двигаться либо по одному пути, либо по другому. Поэтому, как только вы решите понаблюдать за частицей, она будет двигаться только по одному пути»[21].

Для физика, работающего в полевых условиях или лаборатории, вышеприведенные выводы – всего лишь честные факты физической реальности. Большинство физиков неистово сопротивляются одному предположению о том, что их открытия имеют философские или мистические выводы. Однако для всех тех, кто знаком с метафизическими учениями, вполне очевидно то, что концепции субатомных частиц, о которых мы только что говорили, тесно связаны с метафизическими понятиями. Сутью любой духовной традиции является идея о том, что мир это иллюзия и то, что мы воспринимаем своими органами чувств, не есть реальный факт. Похоже, что в физике такой идеей является вывод о том, что лишь одна квадриллионная часть пространства содержит материю. И хотя мир (и все сущее в нем) производит впечатление такой же крепости и нерушимости, как скала, физики доказали, что твердое вещество просто-напросто не существует, поскольку субатомный мир состоит всего лишь из энергетических моделей; и что эти энергетические модели меняются, когда люди думают о них. Это тоже подтверждает духовные учения, согласно которым мы можем творить свою собственную реальность, контролируя первичную энергию или влияя на нее. Похоже, что основное различие между «субатомными частицами» и «первичной энергией» (метафизический термин) заключается лишь в семантике. Это всего лишь разные названия одного и того же. Если это так, в чем лично я убежден, то физика предлагает точные механизмы, объясняющие духовные принципы.

По мере того как мы будем углубляться в обсуждение субатомных частиц, мы увидим, что метафизические интерпретации физических открытий будут все более убедительными. Представление о том, что наблюдения человека неизбежно меняют субатомную реальность, вызывает большое замешательство среди физиков. Это позволяет предположить, что именно мы, люди, создаем свою собственную реальность, что является ключевой концепцией метафизики. Исходная предпосылка духовных учений гласит, что каждый человек несет в себе искру Божью, прерогативой которой является создание той жизни и реальности, к которой она стремится. Однако лишь единицы среди физиков хотят, чтобы это оказалось правдой: точные науки в целом стремятся к объективной истине, а не сумятице, содержащей элементы психологии, духовности цели и смысла нашего существования и прочих нематериальных вещей, которые выходят за рамки научного эксперимента. В силу этих причин физики предпочитают обходить то творческое влияние, которое люди оказывают на субатомные частицы. Просто удивительно, что никто из физиков не постулировал существование ментальных квантов как механизмов, посредством которых люди изменяют реальность. Ментальные кванты были бы некоторой формой ранее неизвестной энергии, испускаемой нашим разумом; они взаимодействовали бы с наблюдаемыми нами квантами. Способность фотона света путешествовать по обоим путям до тех пор, пока наблюдатель не заставит его следовать либо одним, либо другим путем, является указанием на колоссальные творческие возможности. Сейчас в физике дела обстоят таким образом, что эффект наблюдателя просто отмечают как результат экспериментального процесса, не делая никаких выводов и не придавая ему никакого значения. Однако в метафизике нельзя упускать из виду важность этого явления. Возможно, тот факт, что «оставшийся без присмотра» фотон движется по двум путям одновременно, является демонстрацией мистического убеждения, согласно которому «все возможно». Мистики также верят, что когда наблюдатель заставляет фотон двигаться по одному конкретному пути, этот выбор определяется наблюдателем – выбор, творческий акт, а не просто объективное событие, которое каким-то образом соотносится с участием человека в эксперименте.

В дальнейшем нам будет становиться все яснее, насколько правдоподобна такая интерпретация физики. Субатомные частицы, или кванты, это самый фундаментальный уровень физической реальности, на который проникла современная физика. Как ранее уже говорилось, субатомные частицы на самом деле состоят из энергетических моделей, обладающих определенным размером и структурой. Однако они еще менее вещественны и осязаемы, чем предполагает наличие размера и структуры. Физики определяют субатомную частицу как идею, а не как нечто вполне сформированное. Это не жестко структурированные энергетические модели, а лишь буквально тенденции. В 1924 году Нильс Бор с двумя коллегами описали субатомные частицы как «волны вероятности». Волны вероятности «относятся к тому, что каким-то образом уже произошло, но не актуализировалось. Этот термин описывает тенденцию, которая должна произойти, тенденцию, которая каким-то неопределенным образом уже существует, даже если никогда не превращалась в событие. Волны вероятности были математическими каталогами этих тенденций»[22]. Концепции физики иногда очень трудно понять тем, кто не привык работать с ними. Поэтому давайте рассмотрим метафору этой «тенденции, которая должна произойти» в виде семени, которое готово дать росток весной. Семя представляет собой субатомную частицу. Но вовсе не каждому семени удастся прорасти. Следовательно, мы можем сказать, что существует вероятность, а не определенность того, что из отдельно взятого семени вырастет растение.

В повседневной жизни к земным делам мы не подходим с такой точки зрения. Дом, машина, семья и домашние животные завтра будут точно такими же, как сегодня, если не случится чего-то непредвиденного. Но если бы вы неожиданно поцарапали крыло семейного автомобиля на стоянке перед универмагом, было бы крайне нереалистично считать эту царапину «вероятностной», которая демонстрировала бы тенденцию оказаться на том же месте завтра, но, с другой стороны, могла бы и исчезнуть. Однако на субатомном уровне на смену определенности формы приходит тонкая, эфирная реальность вероятности, всех этих «возможно» и «может быть».

Это парадокс, который приводит в смятение. То, что наши органы чувств говорят о материи, является интерпретацией стимулов, которая (и это было доказано учеными) иногда не имеет ничего общего с самими стимулами. Мы буквально делаем что-то из ничего. Какой бы непостижимой ни казалась эта мысль, ее можно принять через метафору облаков. Когда мы смотрим на облака, плывущие по небу, они выглядят огромными пышными образованиями. Издали облако имеет четкую, различимую форму. Однако по мере нашего приближения к облаку его четкие контуры исчезают. Неожиданно вместо облака оказывается лишь туман, или, если быть совсем точными, разные степени тумана. В непосредственной близости от облака прозрачный воздух затуманивается дымкой, в одних местах более плотной, в других более редкой; дымка в той или иной степени присутствует даже в прозрачном воздухе. Все это вопрос восприятия. Туман – это реальность, подобно океану пустоты субатомного пространства. Облако – это наша интерпретация реальности, та физическая реальность, к которой мы так привыкли.

Вот какой вывод мы можем сделать из всего этого: материя – дом, машина и так далее – не является постоянной и неизменной. Это тоже метафизическое представление, которое лежит в основе ритуалов и молитв, тот фундамент, на котором работает магия.

Некоторые физики полагают, что субатомные частицы наделены сознанием и способностью принимать решения. Это предположение возникло после экспериментов, в ходе которых фотоны пропускали через экран. Сначала пропускали фотон, а в экране были две щели, сквозь которые мог пройти фотон, а потом – фотон, но в экране была только одна щель. В результате получались различные световые паттерны, в зависимости от того, проходил свет через одну или через две щели. Но даже при условии того, что фотоны излучали по одному, складывалось впечатление, что они знают, какой паттерн формировать – на основании одной щели или двух. Каким образом фотон может знать это, если он не обладает своего рода сознанием и способностью принимать решения?

Результаты экспериментов демонстрируют также то, что между частицами информация может передаваться мгновенно, независимо от расстояний между ними, даже если дистанция составляет световые годы. Этот вывод был сделан в 1935 году, когда Альберт Эйнштейн, работая с Натаном Розеном и Борисом Подольским, создал то, что получило название «система частиц-близнецов без спина»[23]. Почти все субатомные частицы обладают спином. Это одна из их определяющих характеристик. Частицы-близнецы – это две различные частицы, которые каким-то образом сосуществуют друг с другом как одно целое. Каждая частица обладает своим собственным спином, однако их союз не имеет спина, потому что спины двух частиц уравновешивают друг друга. Эйнштейн со своими коллегами разделил эти частицы-близнецы, а затем изменил спин одной из частиц. В начале, «когда вы меняете спин одной частицы, спин другой частицы меняется мгновенно. Это происходит независимо от того, какое расстояние начинает разделять эти частицы. Поскольку вторая частица должна изменить спин, то между ними должен существовать информационный обмен»[24]. И этот обмен информацией происходит со скоростью, превышающей скорость света или любую другую скорость, – он происходит мгновенно. Все эти соображения заставили Гэри Жукова написать такие слова: «У нас практически не остается выбора, кроме как признать то, что фотоны, которые представляют собой энергию, обрабатывают информацию и поступают на основании этой обработки, и что поэтому, как бы странно это ни звучало, они являются в какой-то мере органическими»[25]. Другими словами, фотоны могут быть живыми!


Здесь опять-таки фундаментальная концепция физики совпадает с основополагающим принципом метафизики: все вещи на физическом плане обладают разумом и жизнью. Первые строки стихотворения Дэвида Клотье обобщают этот мистический взгляд:

«Все, что есть —живое»[26].

Это включает в себя все те вещи в нашем мире, которые обычно считаются лишенными жизни – камни, металлы, ветер, огонь, воду и так далее. При условии достаточно высокого духовного развития человек способен не только видеть эти проявления жизни, но и общаться с ними и даже влиять на их поведение. Карлос Кастанеда, популярный писатель-метафизик, выражает эту мысль с другой точки зрения. Вот что он пишет: «…во Вселенной существует неизмеримая, неописуемая сила, которую маги называют намерение, и все, что существует в космосе, связано с намерением»[27]. Намерение, как и цель, является характеристикой лишь живых существ, которые обладают сознанием и принимают решения.

Похоже, что на самом глубинном уровне материя сознательна, а органические субатомные частицы принимают решения. Они более вещественны, нежели мысль, но еще не пребывают в полностью «материальном» состоянии, и когда люди наблюдают за ними, они меняются. Если бы это была полноценная физическая теория, то мы с уверенностью могли бы заявить, что люди играют определенную роль в создании материи. Но есть еще более странная вещь.

Физические эксперименты проводятся в «зоне подготовки», где должно произойти действительное физическое событие, то самое, которое хотят исследовать физики. «Зона измерений» – это метод, разработанный физиками для оценки эксперимента. «Наблюдаемая система» – это действительное событие, которое физики пытаются понять.

«То, что происходит с наблюдаемой системой между зоной подготовки и зоной измерений, математически выражается как корреляция между двумя наблюдаемыми величинами (произведенной и выявленной). Однако мы знаем, что наблюдаемая система является частицей. Другими словами, фотон – это взаимосвязь между двумя наблюдаемыми величинами… Элементарные частицы сами по себе не существуют»[28].

Это происходит в силу следующих причин:

«В природе вещи не „коррелируют". В природе вещи есть то, чем они являются. Точка. „Корреляция" – это та концепция, которую мы воспринимаем. Без людей „корреляций" не бывает. Это происходит потому, что только люди пользуются словами и концепциями.

„Корреляция" – это концепция. Субатомные частицы – это корреляции. Если бы нас здесь не было, чтобы создавать их, то не было бы никаких концепций, в том числе и концепции корреляции. Короче говоря, если бы нас здесь не было, то не было бы и никаких частиц»[29].

Поскольку именно субатомные частицы делают физическую реальность тем, чем она является, то и мира, в котором мы живем, не было бы, если бы не было нас, чтобы воспринимать его.

Это кажущееся противоречие похоже на один древний вопрос: если в лесу падает дерево и нет никого, кто слышал бы это, то будет ли звук падающего дерева? Ответ: нет, звука не будет, потому что «звук» – это интерпретация, или ощущение, которое порождает мозг, когда определенные стимулы воздействуют на барабанную перепонку. Без присутствия персоны, слышащей звук, динамика, вызванная падением дерева на землю, остается всего лишь разнообразными вибрациями. Звук – это результат восприятия человека и животных и не является тем, что изначально присутствует в природе.

Для нашей дискуссии очень важно то, что субатомные частицы приравниваются к концепциям. Конечно, субатомные частицы это не единственные концепции, которые можно найти в физике. Вся наша система математики, которой физики пользуются исключительно для познания и описания субатомного мира, состоит из пространной и сложной системы концепций. Помимо концепции самих чисел существуют математические законы, а также формулы и теоремы. Концепты и символы почти идентичны по своим функциям. Вот какое определение концепции дано в толковом словаре Уэбстера: «идея чего-либо, образованная ментально и сочетающая все характеристики или особенности»[30]. В этом же словаре приводится такое определение символа: «это нечто такое, что используется для репрезентации чего-то другого»[31]. Символы – это концепции того, что они обозначают, а концепции символизируют, или представляют, то, что они обозначают. Различие между этими двумя терминами весьма незначительно. В общем, концепции считаются объективными идеями, сведенными воедино с сознательным намерением, тогда как символы, как правило, это мысль о субъективных идеях, обладающая философским или духовным значением. Однако далеко не все осознают, что настоящие духовные символы – это концепции, которые тщательно создаются с истинно научной точностью (и это можно сказать без всякого преувеличения). Поэтому мы можем с уверенностью говорить о том, что концепции физики, а фактически и сама физика, являются символами реальности. Хотя точным наукам и математике обычно приписывают ореол объективности и свободу от вопроса «А какой в этом смысл?», тем не менее что может быть более осмысленным, нежели природа физической реальности?

Это очень важный момент в нашем обсуждении. Он включает в себя системы символов и физики и математики и таким образом приравнивает их к различным духовным символическим системам, сферой компетенции которых является Истина жизни. Эти системы включают в себя великие мифологии древности, основные религии и глубокие духовные знания школ мистерий. За последние четыре сотни лет точные науки, физика и математика, утвердили себя в качестве доминирующих систем символов своего времени, имеющих дело с реальностью. Однако с точки зрения символических систем наука еще очень молода и находится на начальных стадиях своего развития, хотя, несмотря на свою молодость, она пленила воображение человечества. Она рождает революционные идеи и теории и стимулирует творческие способности гениев. Она подарила человечеству широчайший ассортимент почти волшебных изобретений и технологий.

Тем не менее, несмотря на свое неоспоримое величие, точные науки лишены одного элемента, присущего остальным уважаемым системам символов, которые развивались и существовали на протяжении веков. Этот элемент – смысл[32], и без него точные науки никогда не будут говорить с человеческим духом. Следовательно, в настоящее время точные науки, как интерпретатор реальности, являются несовершенной системой символов.

Глава 3

Вечный поиск

Мы никогда не можем ничего по-настоящему понять до тех пор, пока не создадим модель или метафору, берущие начало в нашем уникальном персональном мире.

Эрик Дженсен «Обучение и преподавание, базирующиеся на мозге»

Мы живем, погрузившись в мир символов. Символы в гораздо большей степени проникают в нашу жизнь и оказывают на нее фундаментальное воздействие, чем мы это осознаем. Именно поэтому так важно при исследовании математического символизма взглянуть на природу символов и на то, как они работают. Мы склонны думать о символах как о достаточно формальных понятиях, особых объектах или пиктограммах с глубоким значением. На ум сразу же приходят определенные духовные и религиозные символы, например символ инь-ян, звезда Давида (гексаграмма), AUM, крест, молитвенные четки и карты Таро. Специалисты по символике, ученые, занимающиеся исследованием природы символов, идут дальше и выделяют пять широких категорий: язык, точные науки, искусство, миф и религию, к которым я добавил бы культуру. Назвать множество самых разных символов не составляет труда: свет и тьма (символы добра и зла), реклама (символ товаров и культуры), компьютерные иконки (символы функций компьютера), вино (символ утонченного обеда), железо (символ длительного периода развития человечества), Уолл-стрит (символ финансовой мощи), голубка (символ мира) и так далее. Перечислять подобные примеры можно до бесконечности.

Символы такого рода можно было бы назвать сознательными. При их использовании всегда присутствует определенная степень осознания того, что некий мирской предмет используется как средство для выражения смысла, не имеющего к нему отношения. Это дополнительное значение не является естественным атрибутом самого объекта; значение предмета представляет собой ценность, которая искусственно была перенесена на символ-средство во время сложного процесса развития. Свет и тьма, например, это не добро и зло; это всего лишь различные степени освещенности. Когда мы говорим о свете как символе добра, то всегда осознаем, что мы «используем свет» в символических целях. Мы достаточно хорошо знаем, что свет не обладает реальным или буквальным аспектом, сущностной природой которого было бы добро. Тем не менее свет стал способом выражения этой добродетели – естественным, знакомым и широко принятым.

Сознательные символы – это те, которые «официально назначены» на свою роль. Они составляют лишь незначительную часть символов, присутствующих в нашей жизни. Численный перевес за символами бессознательными. В отношении последних мы даже не осознаем, что это символы, поскольку их смысл настолько тесно переплетается со средствами выражения, что между ними можно поставить знак равенства. «Простой объект» и его «смысл» это синонимы, поэтому когда мы видим эти объекты или просто думаем о них, это дает нам ощущение смысла. Прекрасным примером таких символов являются слова. Все мы знаем, что написанные слова состоят из букв (которые являются символами звуков) и что слова являются символами мыслей. Тем не менее когда нам на глаза попадается какое-нибудь написанное слово, мы проделываем все эти операции, даже не осознавая того, как работает динамика символа. Более того, когда мы физически читаем напечатанные буквы или слова, буквы-символы забываются, поскольку наш ум полностью фокусируется на значении слов. Мы мгновенно ассоциируем слова и их значение – бам!

Словесные символы являются лишь отчасти бессознательными, поскольку мы в любой момент можем получить напоминание о том, что слова это символы, и на несколько секунд, пока мы будем думать об этом, мы сможем ментально разделить символ от его значения.

Существуют мириады символов, которые являются полностью бессознательными. Обычные люди и специалисты, исследующие их, даже не считают их символами. Никто при взгляде на повседневные предметы – бумагу, траву, ступеньки дома, огурцы, чашку воды, облако – не скажет, что они символизируют что-либо. Но они как раз и являются символами. Большинство людей скажет, что бумага это всего лишь бумага, а трава – всего лишь трава. При этом люди не осознают, что эти предметы нашей повседневной жизни являются смыслом, символическими репрезентациями. Они символизируют реальность. Мы думаем, что ощущаем реальность, проживая дни своей жизни, но это не так. На самом деле это наша интерпретация реальности, которую мы ощущаем. Это происходит потому, что на самом деле люди не видят – не способны видеть – Окончательную реальность. Мы существуем в рамках этого правила, пытаясь создавать лучшие идеи о жизни посредством собственного ограниченного понимания. Другими словами, мы составляем свою собственную версию реальности, и в нашем понимании такой реальность и должна быть. Наш мир это символический мир (рис. 7). Это шок – посмотреть вокруг и осознать, что все, включая собственные мысли, символично!

На страницу:
4 из 8