Полная версия
Письма от женщин, которые любят слишком сильно
Тем временем я ходила к психологу и пыталась сводить к нему мужа. Он согласился, но сходил со мной лишь на несколько сеансов. Я не могла спасти брак самостоятельно, но очень старалась, потому что сильно его любила. Эти отношения принесли мне такую боль, какой я никогда не испытывала. Они практически уничтожили меня. Я дважды обращалась к адвокату и начинала бракоразводный процесс, и дважды отказывалась от своего решения. Я надеялась, что брак все еще можно спасти, и пыталась запугать мужа, чтобы он осознал всю серьезность сложившейся ситуации. Я думала, что для него наши отношения столь же важны, как и для меня. И опять ошиблась!
У меня появились симптомы множественного склероза. Я прошла все возможные обследования. Два врача подтвердили, что у меня множественный склероз, двое других сказали, что у меня его нет. И я понимала, что никто на самом деле не знает, что со мной. Известно лишь то, что я очень больна.
Эти симптомы наблюдаются до сих пор. Я нахожусь в процессе развода со вторым мужем после многолетних попыток спасти брак. И сейчас я намного счастливее, чем была когда-либо в жизни, несмотря на то, что я живу в полной неопределенности. Как делить наши деньги? Как делить дом, который я записала на его имя? Машина? Список можно продолжать до бесконечности. Я наконец достигла того этапа в жизни, когда меня психологически растоптали В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ. Мне все равно, если я лишусь всего и стану бездомной. Я хотела освободиться от всех горестей, от всей боли и от всего и всех, кто был с ними связан. Я хотела этого очень давно. Но на этот раз я приняла серьезное решение, которое исходит из глубины души. Я верна ему и по сей день.
Простите за ошибки в письме. Я отправляю его вам, потому что думаю, что вы захотите его прочитать, каким бы оно ни было.
Лесли С.Уважаемая Лесли!
В семьях, где больны оба родителя (в твоем случае это алкоголизм с одной стороны и все более отчаянные и неэффективные попытки контролировать его – с другой), растут дети, чьи потребности во внимании, любви и психологической безопасности практически полностью игнорируются. Из таких детей неизбежно вырастают взрослые, которые страдают от неутолимой потребности быть уверенными в том, что их любят, и хотят постоянно получать подтверждения этому. Такие люди в принципе не способны верить в то, что кто-то готов и способен их любить. В сочетании с вероятной неспособностью выбрать себе здорового партнера это приводит к вполне предсказуемой динамике развития отношений в браке. Очень скоро надежда на то, что все будет хорошо, что все потребности будут удовлетворены и все детские раны заживут, начинает исчезать. Возвращается пустота, которая требует, чтобы ее заполнили. Появляется гложущее ощущение предательства, потому что ни брак, ни сам супруг не способны создать у таких людей ощущение безопасности, не способны заставить их верить, что они любимы. В результате партнеру перестает льстить постоянная потребность в его обществе. То, что он изначально принимал за признак любви и влечения, теперь предстает как всепоглощающая потребность (коей она и является), обрамленная недостатком доверия, который отравляет каждый контакт между супругами.
Все мы стремимся выбирать себе в партнеры людей, которые способны на тот же уровень близости, что и мы сами. Таким образом, супругов зачастую объединяет схожее прошлое, которое либо хорошо, либо плохо подготовило их к продолжительным близким отношениям. Партнерам, пережившим в детстве ту или иную душевную травму, зачастую очень тяжело полностью посвятить себя отношениям, и близость для них – нечто нежелательное. Более того, они могут воспринимать подобные ситуации как серьезную угрозу и испытывать ощущения, похожие на клаустрофобию. Атмосфера постоянного напряжения и частые ссоры быстро рассеивают угрозу незнакомой и нежеланной близости. Теперь брак, который должен был стать решением старых проблем и избавлением от старой боли, кажется обоим партнерам самой большой проблемой из всех.
Между партнерами устанавливается своеобразная «линия фронта», и они выбирают стратегии поведения в тлеющем конфликте. Одна сторона может избрать роль преследователя и гневно третировать другую сторону, которая, в свою очередь, отдаляется, пытаясь избежать прямого столкновения. Если кризис обостряется и разрыв кажется неизбежным, пара может поменяться ролями, и тогда отдалившаяся сторона начинает контратаковать партнера, который (по крайней мере на некоторое время) от отчаяния решил отказаться от активных действий. Именно такая смена ролей во многих случаях становится причиной примирения, а вовсе не глубокие перемены в готовности одного из партнеров проявлять любовь или в потребности другого получать ее; все дело лишь во временном изменении тактики поведения. Подобные перестановки в результате лишь закрепляют сложившуюся ситуацию, суть которой состоит в отсутствии подлинной близости.
Если же разочарованная преследовательница, ставшая теперь объектом преследования, передумает уходить, польстившись на внимание некогда недоступного партнера, и решит продолжить эти отношения, все довольно быстро вернется на круги своя. Очень скоро оба партнера вернутся к своим более привычным ролям и моделям поведения, которые гарантируют, что способность партнеров доверять друг другу так и не будет развиваться.
У меня сложилось впечатление, что в первом браке вы были преследователем, а во втором (по крайней мере, в самом начале) преследовали вас. Смею предположить, что ваш второй муж в своей первой семье страдал от алкогольной созависимости, как и вы. На эту мысль меня навел тот факт, что он женился на женщине, у которой развилась химическая зависимость, а затем выбрал партнера, чье употребление алкоголя стало для него проблемой. А когда один человек отказывается от наркотика ради другого человека, как это сделали вы, бросив пить ради того, чтобы муж остался с вами, у него (того, кто отказался) возникает сильнейшее возмущение и обида. Партнер, отказавшийся от наркотика, считает, что тот, кто потребовал от него вести трезвый образ жизни, просто обязан сделать так, чтобы «оно того стоило». Судя по вашему письму, ваш второй муж так и не смог компенсировать вам отказ от алкоголя.
Чем меньше нам нужно от партнера, тем больше у нас шансов выбрать человека, который сам ни в чем не нуждается и не будет что-либо от нас требовать.
Когда вы рассказываете о своих попытках добиться от каждого мужа заботы и внимания, которых вам так недоставало, и пишете о том, что в результате этого вы тяжело заболели, вы тем самым предполагаете, что каждый из этих мужчин мог дать вам то, что вам было необходимо, если бы только вы были ему небезразличны. Я думаю, что это предположение необоснованно, и каждый из этих мужчин дал вам все, что мог, а когда этого оказалось недостаточно, отдалился из страха перед непосильной задачей, а также из-за злости на вас и возникшего у него чувства собственной неполноценности. Представьте себе такую ситуацию. Вам нужна вода, вы берете ведро, подходите к колодцу с надписью «Муж» и опускаете в него ведро, а когда вытаскиваете его обратно, оказывается, что ведро наполнено лишь отчасти. Вы обижены, вы злитесь. Вы вновь и вновь опускаете ведро в колодец и вытаскиваете его, каждый раз разливая некоторое количество воды, и каждый раз в ведре оказывается чуть меньше воды, чем раньше. В отчаянии вы поворачиваетесь к другому колодцу с надписью «Семья», но результат тот же. Воды недостаточно, и вас одолевают обида, боль и возмущение. При этом вокруг есть и другие колодцы, из которых при желании можно набрать некоторое количество воды, чтобы в конечном итоге воды стало достаточно для удовлетворения ваших потребностей. Главная ошибка в данном случае – настаивать на том, что один конкретный колодец должен обеспечить вас полностью.
Ваши родители, а затем и каждый из ваших мужей могли дать вам лишь малую часть того, чего вы хотели и в чем нуждались. Из-за собственной пустоты, из-за собственных недостатков они просто не в силах были полностью вас обеспечить. Но мы взрослые люди, и каждый из нас сам несет ответственность за то, чтобы заботиться о себе и удовлетворять все свои потребности. Для этого мы можем использовать самые разные источники, если только откажемся от своеволия и жалости к себе – другими словами, если прекратим попытки извлечь все, что нам необходимо, из одного-единственного источника.
Один из основных признаков зависимости от отношений – отсутствие самостоятельности, которое зачастую, хотя и не всегда, скрывается под маской силы и уверенности в себе. Своими корнями такое отсутствие самостоятельности уходит в детство, в котором огромное количество потребностей остались не удовлетворенными. Люди, зависимые от отношений, не смогут построить здоровые отношения до тех пор, пока не будут готовы использовать больше одного источника для удовлетворения своих потребностей. Нам необходимы разные источники – друзья, собственные интересы, духовная практика и так далее, они поддерживают нас, придают нам сил, заполняют пустоту и делают нас самостоятельными и независимыми. Если же мы отказываемся брать на себя ответственность за удовлетворение наших потребностей таким способом, мы раз за разом будем оказываться в проблемных отношениях, в которых мы либо демонстрируем нашу псевдо-силу и выбираем слабого мужчину, требующего удовлетворения своих потребностей, либо демонстрируем наши потребности и для их удовлетворения выбираем мужчину, который кажется нам достаточно сильным. Однако этот «сильный» мужчина скорее всего окажется таким же зависимым человеком, как и мы сами, который лишь притворяется достаточно сильным, чтобы взять на себя груз наших потребностей, а сам скрывает собственные глубокие потребности, от которых он зависим.
Подозреваю, что, оставляя второй брак позади, вы обращаетесь к друзьям за вниманием и заботой, а также расширяете свои горизонты, чтобы в вашей жизни появились возможности творческого самовыражения и позитивного общения с людьми. Подобное увеличение количества источников удовлетворения ваших потребностей поможет вам в любых будущих отношениях. Оно поможет вам увидеть будущего партнера таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Вас не будут ослеплять ваши собственные потребности, когда вы будете вместе, потому что ваши неудовлетворенные потребности будут не так велики. Вероятность «слепой любви» между вами значительно уменьшается, если вы как следует о себе заботитесь. Чем больше мы исцеляем собственные раны и чем меньше нам нужно от партнера, тем больше у нас шансов выбрать человека, не нуждающегося в исцелении собственных ран, который не нуждается в нас и не станет чего-либо от нас требовать. И тогда у нас появляется возможность быть по-настоящему счастливыми и благодарными за то, что мы получаем.
* * *Следующие два письма надо прочитать одно за другим, чтобы понять, какой может быть степень своеволия у женщин, зависимых от отношений. Между строк довольно легко прочесть гнев и презрение к мужчинам, которые Уинн привносит в свои взрослые «любовные» отношения. Как видно из ее первого письма, корни этих чувств уходят в прошлое. Ей необходимо избавиться от обиды на отца, чтобы построить отношения с мужчиной, которые не превратятся в противостояние двух людей.
Хотя эти фрагменты письма не были включены в книгу, во втором письме Уинн также подробно пишет о книгах (включая номера конкретных страниц), которые, на ее взгляд, мне стоит порекомендовать своим читательницам. Кроме того, она прислала мне печатные материалы, которые советует включить в предисловие к моей следующей книге (вместе с именем и адресом для «подтверждения цитат», которые она привела). Она рекомендует мне принять участие в определенной телепередаче и даже предлагает услуги корректора для вычитки моих книг! Потребность Уинн контролировать других людей под маской желания помочь очень типична для тех, кто зависим от отношений.
Г-жа Робин Норвуд!
Мои родители не были алкоголиками, однако мой отец – не сумевший повзрослеть человек, который состязался со мной (а я – с ним) за внимание мамы. Он обвинял меня в болезни матери, и из-за этого я еще сильнее старалась завоевать его одобрение и любовь. Все любовные отношения я завязываю исключительно с неприступными мужчинами. По своему собственному решению я только что порвала зашедшие в тупик отношения спустя полтора года отчаянной борьбы. Я была влюблена в саму идею того, что он никоим образом не отвечал на мою любовь и заботу. Боже, я разрываюсь на части. Я знаю, что поступила правильно, но меня одолевают сомнения, способна ли я на нормальные отношения с любящим и достойным мужчиной. Все они кажутся мне слабыми, скучными и слишком простыми.
Уинн Ф.Уважаемая Робин!
Прошел почти год с тех пор, как я впервые вам написала. Я продолжаю советовать вашу книгу другим и продолжаю перечитывать ее сама.
Расскажу о переменах в моей жизни. Я провела двадцать один день, программируя себя на поиск идеальной пары, как вдруг мне позвонил «подколодный змей», с которым у нас были отношения. Я встретилась с ним, но он предстал для меня в совершенно ином свете. Его очень трудно забыть. Он врывается в мою жизнь, переворачивает все с ног на голову, а потом вновь исчезает. Тем временем программирование сработало, и в моей жизни вновь появился очень хороший мужчина. Мы с ним знакомы уже три года, и все это время были просто друзьями. Он обладает всеми качествами, которые я искала (и на которые старалась себя запрограммировать), но я отмахивалась от него, потому что он слишком уж обычный, добрый, но скучный, слишком простой. Он явно не относится к «моему» типу мужчин. Он хороший человек, он добр ко мне и очень мне подходит. И хотя разумом я это понимаю, меня все еще тянет к «подколодному змею» – тянет подсознательно, психологически и сексуально.
Я знаю, что мне необходимо перепрограммировать определенные убеждения у себя в голове, чтобы навсегда отпустить «змея». Дело не в том, что он мне нужен. Мне нужно, чтобы я была нужна ему. (То же самое можно сказать о моих отношениях с бывшим мужем много лет назад.) Меня задело, что, получив мое прощальное письмо, он не вернулся и не сказал: «Ты чудесная женщина. Я хочу тебя, я люблю тебя, ты мне нужна!» И тогда я бы могла сказать: «Извини». Как видите, все дело в моем эго.
К сожалению, «подколодный змей» умеет проникать в мои мысли и, фигурально выражаясь, в мою постель, когда я пытаюсь строить отношения с достойным мужчиной.
Наука управления сознанием советует осторожнее относиться к своим желаниям и тому, на что мы себя программируем, потому что именно это мы и получим. Так как «подколодному змею» я была не нужна, я попросила Бога послать мне мужчину, которому я нужна больше, чем он мне. Это я и получила. Я проведу двадцатиоднодневную программу еще раз, и на этот раз попрошу об отношениях, которые основаны на равной и взаимной любви и заботе. Мне пора отпустить «подколодного змея» и взрастить любовь и страсть к достойному мужчине.
В своей жизни я пыталась завоевать расположение как минимум трех мужчин… поэтому я прекрасно понимаю, о чем вы пишете! Я извлекла из этого свой урок и выросла!
Уинн Ф.Уважаемая Уинн!
Хочу обратить внимание на два важных момента, которые затронуты в ваших письмах. Первый я назову «своеволием против Божьей воли», а второй связан с элементами неприязни, присутствующими в страсти и в процессе соблазнения.
Начнем со второго. Вам явно не нравится мужчина, которого вы называете «подколодным змеем», хотя вы и заявляете, что любите его и вас до сих пор влечет к нему сексуально. При этом сексуальное влечение к достойному мужчине в вашей жизни практически отсутствует. Это очень распространенное явление среди тех, кто зависим от отношений, и не составляет особого труда понять, что вам необходимо избавиться от заблуждения, будто высокая степень сексуального влечения или страсти имеет хоть какое-то отношение к любви. Ваши сексуальные ощущения сродни волнению, которое испытывает охотник, приближаясь к добыче, нежели любви, заключающейся в глубоком и нежном принятии другого человека и заботе о нем. В сексуальном преследовании другого человека проявляются какие-то хищнические инстинкты, проявляется желание подчинить другого человека своей воле с помощью собственной сексуальной привлекательности. Это очень напряженная борьба за власть, за контроль над другим человеком и, разумеется, в конечном итоге – за победу над ним.
В сексуальном преследовании другого человека проявляются какие-то хищнические инстинкты, проявляется желание подчинить другого человека своей воле с помощью собственной сексуальной привлекательности.
Человеку, зависимому от отношений, очень нелегко научиться такому сексуальному взаимодействию с другим человеком, которое основано на подлинной близости, а не на конкуренции и соперничестве, в которых есть элементы неприязни и вражды. Это становится возможным лишь после значительного прогресса в исцелении, когда напряженные сложные отношения теряют для человека свою привлекательность. Когда нашей основной целью становится защита собственного спокойствия и благополучия, а вовсе не поиск подходящего мужчины, тогда и только тогда мы начинаем выбирать себе спутников жизни, к которым относимся с дружелюбием и которые способны полноценно заботиться о нас. У тех, кто исцелился, сексуальные отношения основаны на нежности и подлинной заботе о другом человеке, а не на борьбе за покорение неприступного любовника.
Теперь обсудим первый пункт: своеволие против Божьей воли. Из вашего письма становится очевидно, что вы связаны с тем, что часто называют «Новым мышлением»[13], религиозно-философским течением, которое, помимо прочего, использует так называемые аффирмации[14] для достижения желаемых результатов в жизни. Дальше я выражаю исключительно свое мнение, но я хочу поделиться им с вами.
Я искренне верю в эффективность аффирмаций и всегда советую использовать их для создания позитивных установок (например, «С каждым днем я становлюсь спокойнее») или, в виде отрицательных фраз, для нейтрализации негативных установок (например, «Я больше не страдаю»). Однако я считаю, что мы совершаем огромную ошибку, когда обращаемся к Высшим Силам с просьбой или требованием строго определенного результата, независимо от того, просим ли мы послать нам в партнеры подходящего мужчину, хотим, чтобы произошло определенное событие, или желаем получить ту или иную материальную вещь. Так как мы, в отличие от Высших Сил, не знаем, что именно в конечном итоге пойдет нам на пользу, конкретные аффирмации (или программирование, как Вы говорите) на самом деле ограничивают наш рост и наше благополучие. Наши аффирмации всегда должны быть обращением к духовным законам, которые будут вести нас по жизни, а не своевольными требованиями получить ту или иную вещь, событие или человека. Например, программируя себя на встречу с другим мужчиной, вы, возможно, обрекаете себя на долгие месяцы или годы сложных отношений, хотя это время можно было бы с большей пользой потратить на исцеление.
Большинство женщин, с которыми я работала и которые вели ту же жизнь, что и вы, не в силах были поддерживать здоровые отношения ни с одним мужчиной до тех пор, пока не потратили достаточно времени на то, чтобы лучше понимать и принимать самих себя и окружающих. Им пришлось научиться строить жизнь так, чтобы в центре нее – в качестве главной проблемы или главного решения – больше не находился мужчина. Им пришлось научиться благословлять и прощать или, хотя бы в глубине душе, просить прощения у всех мужчин (и женщин), с которыми они боролись и конфликтовали в прошлом.
Это очень тяжелая духовная работа. Она требует постоянной сосредоточенности на духовном пути, смирения и полной готовности отказаться от знакомого и порой очень дорогого сердцу гнева и уверенности в собственной правоте. Зачастую на это уходят месяцы и даже годы терпеливой работы. И если человек действительно искренне готов к этому, во многих случаях происходит огромный прорыв в понимании происходящего, а боль прошлого отступает. Иногда такие прорывы случаются неожиданно, а иногда проходят постепенно или поэтапно. Иногда они сопровождаются душевной болью, а иногда приносят чистейшую радость. Но каждый раз появляется ощущение того, что вы отпускаете нечто тяжелое и прежде недвижимое – нечто невероятно старое и неизмеримо глубокое. Я считаю, что благодаря такой выработке умения прощать мы усваиваем урок, ради которого наши души выбрали именно такую жизнь.
Ваша обида на отца очень старая, глубокая и горькая. И до тех пор, пока вы не решите исцелить эти отношения, ваши связи с мужчинами всегда будут в некоторой степени омрачены вашими нездоровыми отношениями с ним. Но исцелить отношения – вовсе не значит просто подойти к отцу и сказать ему, как ужасно он себя вел по отношению к вам, надеясь, что он извинится. Нет, это очередное своеволие, в котором вы рискуете собой и своим благополучием, потому что вам нужна та или иная реакция от отца. Чем больше любому из нас требуется определенная реакция от другого человека, тем более мы зависимы от него и тем больше у нас шансов напороться на его защитную реакцию. Если для того, чтобы защититься, ваш отец разозлится или скажет вам, что вы сошли с ума, или будет отрицать все, что вы скажете, или ответит, что он все помнит совершенно иначе, вы наверняка отреагируете наиболее знакомым и привычным для вас способом. Если ваше разочарование обычно сменяется гневом, в этой ситуации вы будете в ярости. Если у вас наблюдается склонность к депрессиям, то неподходящая (то есть не соответствующая вашим желаниям) реакция отца может вызвать у вас мысли о самоубийстве. Если вы привыкли реагировать обидой, вы, скорее всего, утонете в жалости к себе. Если же вы по натуре мстительны, вы можете осыпать его бранью. Разумеется, нельзя допустить, чтобы ваше спокойствие зависело от его реакции. Вы должны научиться жить так, чтобы вам ничего от него не было нужно.
Для этого необходимо ежедневно выполнять свою духовную «домашнюю работу» и молиться о способности полностью простить отца за все, что он когда-либо вам сделал или не сделал, причинив вам боль или обидев вас. По мере того, как вы будете над этим работать, вы заметите, что во сне и наяву к вам все чаще возвращаются травмирующие воспоминания. Создается ощущение, будто, услышав наши молитвы, наше подсознание начинает подстраиваться под наши попытки навести порядок и выводит на первый план забытую боль прошлого, чтобы ее можно было сознательно отпустить. Повторяю, это тяжелый труд. Вы будете сильно уставать. Необходимо отдавать себе отчет в том, каковы масштабы задачи, которую вы на себя берете, и понимать, сколько времени (сколько лет) уйдет на ее достижение. Чаще молитесь о том, чтобы вам послали готовность, силы и смелость честно смотреть на свое прошлое – еще раз пережить все, что вы чувствовали, осознать свою роль в своей жизни, простить себя и других и отпустить боль прошлого. В глубине души вы должны захотеть попросить прощения у отца за всю злобу, презрение и обиду, которые вы к нему испытывали все эти годы. Если у вас есть возможность попросить прощения лично, вы должны захотеть это сделать. Если вы считаете, что это может причинить вред вам, ему или кому-либо другому (либо если это невозможно по ряду других причин), попросите у него прощения мысленно. Это все равно вызовет значительные перемены и в вашей, и в его жизни. Даже если ваш отец умер, примириться с ним еще не поздно. Когда вы будете готовы, начните делать соответствующие шаги к этой цели ради его души и ради своей собственной.
Уинн, лично я верю, что мы живем на земном плане много-много раз, и что наши души пытаются усвоить определенные уроки, чтобы приблизиться к идеалу. Для этого они выбирают определенные жизненные условия, которые дадут им возможность этого добиться. Но, как в вашем случае, чтобы усвоить определенный урок, нам необходимо погрузиться в определенные ситуации, вызывающие у нас естественную реакцию, обратную той, которую мы должны сформировать. И мы усваиваем этот урок именно благодаря тому, что преодолеваем свою естественную реакцию на наши жизненные условия. Например, если моя задача – научиться терпению, мое терпение должно подвергнуться самому жестокому испытанию. И я могу в результате научиться терпению, отказавшись от собственной нетерпеливости, а могу и не научиться. Но возможность научиться терпению появляется исключительно благодаря тому, что это терпение многократно испытывается. Если же моя задача – научиться прощать, мне придется пережить нечто непростительное, и затем, благодаря разрушительному действию боли и обиды, я, вероятно, захочу научиться прощать. Но если я не прощу непростительное, то в чем урок? Как тогда душа сможет расти и развиваться, исправлять совершенные ошибки и искуплять их?