
Полная версия
Проблемы советской государственности в Сибири периода НЭПа
Первая состояла в развитии просвещения народа с целью формирования необходимых условий для приобщения к культурным ценностям, знаниям и политике достаточно широких масс. Малограмотность и неграмотность среди взрослых должны быть ликвидированы, а подрастающее поколение должно было пройти обязательное обучение.
Вторая состояла в подготовке кадров интеллигенции из народа (врачи, инженеры, учителя, агрономы, экономисты и т. п.)
Третья состояла в необходимости развить науку, сформировать системы научно-исследовательских учреждений с целью подготовки ученых.
Четвертая заключалась в распространении научной социалистической идеологии, которая должна быть основой духовного развития народа, способной сформировать политическую грамотность у населения, преодолеть нравы и взгляды мелкой буржуазии, воспитать народ в духе социализма, чтобы интересы общества были выше собственных, воспитать пролетарский интернационализм и советский патриотизм.
Пятая представляла собой необходимость развития искусства и литературы на мировом уровне, чтобы они воспитывали «коммунистический народ».
Мы полагаем, что анализ указанного позволяет определить ключевые направления организации функционирования государства в сфере образования, науки и культуры в период новой экономической политики:
• реформирование и организация социалистического образования;
• ликвидация неграмотности и малограмотности населения;
• развитие социалистической культуры.
• реформирование и организация социалистической науки.
Данные направления являются взаимосвязанными и представляют собой комплекс мероприятий, которые проводило государство в исследуемый период с целью осуществления культурной революции.
Основным вопросом деятельности государства в развитии образования выступало фундаментальное изменение системы общего образования. Для этого должны были быть реорганизованы процессы подготовки, ведения и осуществления обязательного начального всеобщего обучения, что позволило бы улучшить качество воспитания и обучения. Также возникла необходимость в преобразовании общего, специального среднего, а также высшего образования и профессионального обучения населения.
В указанных целях продолжали свое функционирование школы и прочие учебные заведения, а также создавались специальные школы ФЗУ, техникумы, профтехшколы, рабочие университеты, школы повышенного типа, рабочие школы, школы крестьянской молодежи и прочие учебные заведения. Также использовалось дошкольное образование, курсы, самообразование, производственное обучение на заводах, фабриках и предприятиях. Воспитание и образование вне школы представляло собой важную и обязательную часть работы культурно-просветительных учреждений – народных домов, клубов, изб-читален, библиотек.
Следует отметить высшую школу, которая выступала предметом обсуждений и споров относительно ее места среди общественных и государственных организаций. В период новой экономической политики профессорско-преподавательский состав ратовал за сохранение автономии высшей школы и ее независимость от государства. Приведенные противоречия существовали достаточно долго, но к середине 20-х гг., представители профессорско-преподавательского сегмента сознали бесполезность активных действий в отстаивании автономии высшей школы.
Уже к 1923 г. над высшими учебными заведениями был утвержден партийно-государственный контроль, что было обусловлено политикой партии и законами, которые были направлены на контроль профессуры. Следует отметить мнение В.Л. Соскина, который полагал, что Советское государство в 1927–1928 гг. достигло существенных результатов в данном направлении, что привело к тому, что среди преподавателей и профессуры становилось все больше таких, «которые не только отказались от враждебного отношения к Советской власти и встали на путь лояльного сотрудничества с нею, но изменились к этому времени и внутренне»46. В период с 1921 по 1927 г. проводилась жесткая борьба между научно-педагогическими кадрами высших учебных заведений и Советским государством. До 1930 г. управление высшей школой носило характер усиления централизации47.
В период новой экономической политики вопрос подготовки новых кадров преподавательского состава стоял достаточно остро и предполагал обязательное обращение к рядам коммунистов. Научно-педагогические и педагогические кадры готовились для высших учебных заведений и средних учебных заведений. В отношении общественных наук для подготовки кадров создавались специальные учреждения, такие как коммунистические университеты, Коммунистическая академия при ЦИК СССР, Коммунистический университет народов Востока, Институт красной профессуры и т. п48.
Также в период новой экономической политики создаются кадры новой интеллигенции советского социалистического общества для идеологической и производственно-технической работы во всех сферах общества. В первую очередь речь идет об учителях для обеспечения народного образования.
Ведение классовой и идеологической борьбы с интеллигенцией буржуазии в период новой экономической политики обусловило формирование задачи подготовки специалистов в наиболее сжатые сроки из крестьян и рабочих. Так, в 1928 г. Пленум ЦК ВКП (б) признал, что необходимо увеличить прием рабочих в техникумах и вузах до 65 % и направить не менее 1 тыс. коммунистов, которые прошли партийную, профсоюзную или советскую школу, в высшие учебные заведения.
В сфере науки и образования Советское государство функционировало с целью закрепления полученных в результате революции достижений. Деятельность государства в исследуемый период в сфере культуры, образования и науки основывалась на политических и идеологических установках. С этой целью использовались рычаги образования и культуры, которые были важны для коммунистического воспитания и культурного развития населения. Наука должна была переориентироваться на социализм и сотрудничать с государством СССР49.
1.2. Формы и методы осуществления функций государства
Каждое явление имеет содержание и форму. И государственные функции имеют сущность и форму. Государство оказывает влияние на определенные группы общественных отношений, сходных по какому-либо признаку, в правовых и неправовых формах. Следовательно, изменения в содержании государственных функций отражаются в формах их реализации.
Формы осуществления государственных функций в правовой литературе, по мнению С.А. Голунского50, Г.И. Петрова, М.С. Строговича51, – это деятельность основных элементов механизма государства, определенные виды деятельности государства, которые отличаются от деятельности организаций негосударственного типа; по мнению Н.Г. Александрова, И.С. Самощенко52, М.И. Байтин53, – это однородная деятельность государственных органов, путем которой реализуются функции государства.
В соответствии с первым критерием к формам реализации государственных функций относятся:
• законодательная;
• управленческая;
• судебная;
• контрольно-надзорная.
Приведенная классификация обладает практическим и научным значением, которое заключается в ее способствовании совершенствованию изучения разделения труда между элементами государственного механизма относительно реализации его функций. Данная классификация является взаимосвязанной с разделением властей.
Также следует отметить классификацию, критерием которой выступает однородная деятельность государственных органов и функций государства. Приведенная классификация характеризуется и научно-практической значимостью и предназначена для выявления способа, с помощью которого государство при реализации функций использует право. Использование данной классификации позволяет выделить работу элементов государственного механизма относительно фактической и правовой деятельности государства. Фактическая деятельность может называться организационной.
Разделение форм реализации государственных функций на организационные и правовые не направлено на уменьшение значимости роли права и жизни общества. Не все организационные формы – это правовые формы. Тем не менее все правовые формы – организационные.
Правовые формы реализации государственных функций представляют собой однородную по юридическим последствиям и характеру деятельность органов государственной власти, которая связана с изданием правовых актов. Следовательно, правовые формы осуществления государственных функций включают правотворческую, правоприменительную деятельность (правоохранительную и оперативно-исполнительную).
Правотворческая представляет собой форму реализации государственных функций посредством издания нормативных актов, издания или санкционирования, отмены или изменения юридических норм. Основной частью правотворчества (или нормотворчества) выступает законодательная деятельность.
Правоприменительная деятельность является деятельностью органов государственной власти относительно выполнения законов и подзаконных нормативных актов посредством издания актов применения права. Она включает охранительную и оперативно-исполнительную деятельность соответственно.
Оперативно-исполнительная включает решение различных вопросов по управлению общественными делами, властную, творческую исполнительно-распорядительную деятельность органов государственной власти относительно реализации государственных функций путем издания соответствующих актов применения норм права, которые служат основой возникновения, а также изменения и прекращения правоотношений.
Правоохранительная представляет собой форму реализации государственных функций путем властной оперативной работы органов государственной власти относительно охраны норм права от нарушений, защиты предоставленных субъективных прав граждан, реализации юридических обязанностей, возложенных на граждан.
По правоохранительной деятельности осуществляется издание актов применения норм права, которые могут представлять собой протесты и представления прокуроров, постановления следователей, решения судов, приговоры судов и т. п. Данные акты характеризуются направленностью на профилактику преступлений и других правонарушений, а также на реализацию юридической ответственности совершившего правонарушение лица. Иными словами, особенностью актов применения норм права является их направленность на охрану прав личности, а также на защиту интересов граждан и общества.
Организационные (фактически) формы функционирования государства отличаются от правовых. Организационные представляют собой однородную государственную деятельность, которая не связана с изданием юридических актов и, следовательно, не влечет за собой юридические последствия. Ее формы организационной деятельности осуществляются в рамках выполнения требований закона, правового регулирования.
Традиционно выделяют следующие организационные формы деятельности органов государственной власти по реализации государственных функций:
• организационно-регламентирующая;
• организационно-хозяйственная;
• организационно-идеологическая.
Организационно-регламентирующая деятельность представляет собой оперативную текущую организационную деятельность относительно решения конкретных политических задач, а также по технико-организационной обеспеченности деятельности элементов механизма государства.
Организационно-хозяйственная деятельность – оперативно-техническая работа относительно материального обеспечения реализации функций государства, которая включает экономическое обоснование, бухгалтерский учет, контрольно-ревизионную деятельность, ведение статистики, организацию сбыта снабжения.
Организационно-идеологическая деятельность представляет собой оперативно-разъяснительную (или воспитательную) работу, направленную на обеспечение выполнения государственных функций. Данная деятельность включает разъяснение издаваемых законов, прочих нормативных актов, создание общественного мнения, функционирование средств массовой информации.
Определение формы реализации функции государства позволяет стабилизировать или усугублять ситуацию в обществе.
Изучение форм реализации государственных функций предполагает параллельное изучение содержания и сущности государства, потому как именно они определяют формы. Последние являются подвижными категориями, поэтому изменяются и развиваются с экономическими, политическими, социальными, идеологическими общественными отношениями и государственной жизнью.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Буховец А.Н. Идеологическая функция государства: дис. … канд. юрид. наук. – М., 2002. – С. 11.
2
Кущова О. Б. Экономическая функция современного российского государства: дисс. … канд. юрид. наук. – Н. Новгород, 2002. – С. 17.
3
Хропанюк В.Н. Теория государства и права: хрестоматия. – М.: Интерстиль, 1998. – С. 347–350, 356.
4
Голунский С.А., Строгович М.С. Теория государства и права. – М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1940. – С. 51.
5
Пискотин М.И. К вопросу о функциях Советского государства в современный период // Советское государство и право. – 1958. – № 1. – С. 90–91.
6
Каск Л.И. Функции и структура государства. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1969. – С. 9.
7
Попе Е., Шюсселер Р., Шюсселер Г. О теории функций социалистического государства. // Советское государство и право. – 1968. – № 4. – С. 72.
8
Курашвили Б.П. О системе функций государства // Проблемы государства и права: труды науч. сотрудников и аспирантов ИГПАН. – Вып. 9. – М., 1974. – С. 25–30.
9
Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. для юрид. вузов. – М.: Омега-Л, 2006. – С. 169–170.
10
Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие для высш. учеб. завед. / под ред. В.Г. Стрекозова. – 2-е изд. – М., 1997. – С. 204.
11
Морозова Л.А. Теория государства и права. Повторительный курс в вопросах и ответах. – М.: НОРМА, 2003. – С. 60.
12
Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: учебник. – М.: Эксмо, 2005. – С. 157.
13
Байтин М.И. О формах осуществления функций социалистического государства // Ученые зап. Сарат. юрид. ин-та. – Вып. 18. Вопросы теории государства и права. – Саратов, 1969. – С. 162.
14
Теория государства и права / под ред. проф. А. И. Денисова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. – С. 67.
15
Материалы Иркут. губ. стат. бюро. Вып. XV. – Иркутск, 1923.; ГАКК. Ф. 850. Оп. 1. Д. 55. Л. 115.; ГАЗК Ф. 110. Оп. 1. Д. 76. Л. 297.
16
Денисов А.И. Советское государство. Возникновение, развитие, сущность и функции. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. – С. 67.
17
Байтин М.И. О формах осуществления функций социалистического государства // Ученые зап. Сарат. юрид. ин-та. – Вып. 18. Вопросы теории государства и права. – Саратов, 1969. – С. 261–270.
18
Кузнецов И.А. К методологии исследования правоохранительной функции государства // Сов. гос-во и право: проблемы развития: межвуз. сб. науч. ст. – Самара, 1992. – С. 72.
19
ГАЗК. Ф. 110. Оп. 1. Д. 76. Л. 207.
20
Борьба с бюрократизмом / под ред. П.И. Стучка и др. // Революция права. – 1929. – № 3. – С. 3–8.
21
ГАНИИО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2200. Л. 31; ГАИО. Ф. 260. Оп. 1. Д. 818. Л. 88.
22
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. ЗЗ. Д. 532. Л. 4, 9; Оп. 84. Д. 469. Л. 109.
23
ГАКК. Ф. 893. Оп. 2. Д. 9. Л. 368.
24
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. ЗЗ. Д. 532. Л. 4, 9; Оп. 84. Д. 469. Л. 109.
25
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 33. Д. 346. Л. 1, 2; Оп. 84. Д. 470. Л. 15–22, 38.
26
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 84. Д. 469. Л. 91–92, 102, 124–126.
27
Пашуканис Е.В. Экономика и правовое регулирование // Революция права. – 1929. – № 5. – С. 33.
28
ГАНИИО. Ф. 127. Оп. 1. Д. 1076. Л. 78; ГАЗК. Ф. П-3. Оп. 1. Д. 51. Л. 10.
29
ЦХИДНИ КК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 606. Л. 12; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 33. Д. 268. Л. 69.
30
ГАКК. Ф. 893. Оп. 2. Д. 9. Л. 368; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 84. Д. 469. Л. 251–253.
31
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 67. Д. 191. Л. 2.
32
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 33. Д. 346. Л. 1,2; Оп. 84. Д. 470. Л. 15–22, 38.
33
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 33. Д. 346. Л. 1, 2; Оп. 84. Д. 470. Л. 15–22, 38.
34
О недостатках и оппортунистических извращениях в трудовом законодательстве // Сов. гос-во и революция права. – 1930. – № 11–12. – С. 169.
35
Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 г. – декабрь 1991 г.: учеб. для вузов по спец. "История". 2-е изд., перераб и доп. – М.: РГГУ, 1997. – С. 284.
36
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 33. Д. 24. Л. 14, 80.
37
СУ РСФСР. – 1925. – № 74. – Ст. 580.
38
СУ РСФСР. – 1926. – № 37. – Ст. 296.
39
СУ РСФСР. – 1926. – № 57. – Ст. 438.
40
История Советского государства и права: в 3 кн. Кн. 2: Советское государство и право в период строительства социализма (1917–1935 гг.) / АН СССР, Ин-т государства и права: отв. ред. А.П. Косицын. – М.: Наука, 1968. – С. 347–351.
41
ЦХИДНИ КК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 141. Л. 2 (об).
42
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 33. Д. 24. Л. 8–12, 27.
43
Пять лет власти Советов. – М.: ВЦИК, 1922. – С. 342, 521.
44
См.: Бюджеты крестьян Сибирского края в 1923–1935 гг.
45
ГАКК. Ф. 850. Оп. 1. Д. 55. Л. 115.
46
Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири (1927–1941 гг.): сб. ст. / АН СССР; ред. В.А. Соскин. – Новосибирск: Наука, 1980 – С. 14.
47
Фортунатов В.В. Борьба большевиков против буржуазного влияния на профессорско-преподавательский состав вузов в 1921–1927 гг. // Исторический опыт борьбы коммунистической партии против буржуазной идеологии в высшей школе в период строительства социализма: межвуз. сб. науч. тр. – Л., 1987. – С. 28–29.
48
ЦХИДНИ КК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 141. Л. 40–41.
49
История Советского государства и права: в 3 кн. Кн. 2: Сов. гос-во и право в период строительства социализма (1917–1935 гг.) / АН СССР, Ин-т государства и права: отв. ред. А.П. Косицын – М.: Наука, 1968. – С. 339.
50
Голунский С.А. Теория государства и права. – М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1940. – С. 51.
51
Строгович М.С. Теория государства и права. – М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1940. – С. 51.
52
Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций государства // Сов. гос-во и право. – 1956. – № 3. – С. 81.
53
Байтин М. И. О формах осуществления функций социалистического государства // Уч. зап. Сарат. юрид. ин-та. Вып. 18. Вопросы теории государства и права. – Саратов, 1969. – С. 261–270.