Полная версия
Избранные проповеди. Христианские стихи. Вторая часть
В Нём видно божественное совершенство. Оно имеет божественную полноту и превосходство, которое не имело и не будет иметь ни одно послушание, – оно было «правдой Бога». И это открывается в Евангелии, которое добровольно предлагает каждому творению спасение Божье, чтобы каждый мог покрыть свои грехи и оправдаться перед Богом. И это придавало силу апостолу Павлу. Он знал, что нес могущественную праведность грешникам.
И есть что-то необъятное и чудесное в праведности Бога. Когда потоп покрыл землю, то он покрыл самые высокие горы. Глядя сверху, нельзя было увидеть ни одной горной вершины, а только одну огромную массу воды – огромную долину, отражающую лучи солнца. Покоритесь праведности Божьей, и горы ваших грехов станут невидимыми, а будет видна лишь одна огромная, глубокая, прославленная праведность вашего Бога и Спасителя. Если вы бросите камешек в самой глубокой части океана, то он затеряется, и могущественные волны поглотят его. Так и грешник, отдавшийся полностью праведности Бога, теряется и поглощается Христом. Праведность Христа принимают одной лишь верою. Если бы человек за эту праведность Бога отдал все, что имел, то это было бы ничтожно малым. Христос предлагает Себя каждому из вас и хочет быть, нашим путём, истиной, жизнью!
И закончить проповедь я хочу словами доктора Мартина Лютера из его трактата «Свобода христианина»: «Христианин не нуждается в делах и законах, чтобы обрести спасение, поскольку через веру он свободен от всякого закона и делает всё добровольно и свободно. Он не ищет ни выгоды, ни спасения, поскольку он уже обладает всем, и спасён по милости Божьей, благодаря своей вере, и теперь он стремится лишь только угодить Богу. Но никакое доброе дело не способствует оправданию или спасению неверующего… неверие порождает то, что человек творит злые дела….Следовательно, то что человек хорош или плох, не является результатом его дел, а лишь следствие веры или неверия… Итак, пусть те, кто хотят творить добрые дела, начнут не с дел, а с того, что уверуют, ибо ничто не делает человека хорошим, кроме веры, и ничто не делает человека плохим, кроме неверия». Аминь (+)
«Что скажет Он вам,
то сделайте»
Проповедь священника Ерохина С. С. в Евангелическо-
Лютеранском приходе свв. Петра и Павла
(г. Моршанск) на 2-е воскресенье после Богоявления 17.01.2010 года
Мир вам, дорогие братья и сёстры во Христе Иисусе! Сегодня 2е воскресенье после Богявления. Время Богоявления (Греч. – епифания) которое отмечает христианская церковь, говорит о том, что слава Божия (шехина) явилась в этот мир и воссияла среди людей. И поклонение волхвов Иисусу и Его крещение в реке Иордани, при котором Дух Святой в виде голубя опустился на плечо Иисуса и глас Божий с неба засвидетельствовал, что «Сей есть Сын Мой Возлюбленный в Котором Моё благоволение», и чудеса Христа – яркое свидетельство божественности Спасителя всего мира
Первое чудо, которое совершил Иисус произошло в Кане Галилейской и оно показывает Христа, как Творца радости людей – «вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить», а Иисус пришёл для того, чтобы «имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10:10) «Жизнь с избытком» – это жизнь вечная, которую мы приобретаем, через познание Христа. «Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» – говорит Библия словами апостола Иоанна (1Ин.5:20)
Д. ля каждого христианина после его спасения у Бога есть план. Не просто план жизни (куда лучше пойти, где лучше жить), но гораздо более важный план – по преображению в образ Иисуса Христа. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: (Фил.2:5). Можем ли мы мгновенно обрести те же помышления и разум, что у Христа? Нет, потому что наша жизнь находиться под знаком постоянных перемен и роста общения с Богом. Бог желает, чтобы мы менялись. Но многие, забывают о необходимости меняться, довольствуются тем количеством времени, которое уделяют Богу и не стремятся к большему. Но тогда замедляется наш духовный рост, уменьшается доверие Богу и выносливость в испытаниях. Если мы желаем подчиниться Божьему плану, то нам может помочь только Бог, Его мудрость. Чтобы меняться, нам надо знать, что подлежит изменению, и как это делать практически.
«Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней» (Прит.4:7,8). И мудрость обретается только в отношениях с Христом (реакция слушателя на слова Христа). Кроме того, именно реакция человека на слова Христа дает ему мудрость. Иисус четко выделил два основных шага – слушать и исполнять. И то, как отвечает человек на слова Христа слушанием и исполнением, будет определять полезность его жизни для Бога. Глупый человек, игнорирующий Его слова, окончит своей нестабильностью и бесполезностью. Дом, который не может выдержать непогоды, бесполезен как укрытие. Также неуверенный и непостоянный человек бесполезен как Божий слуга. Вся Нагорная проповедь подчеркивает, что мудрость можно обрести только в разуме Христа, и она определяется слушанием Его слов и исполнением их.
Многие считают, что обладать мудростью – значит видеть причины всего, что происходит в жизни людей, знать, почему все так происходит, знать все секреты провидения Бога. Но мудрые люди, о которых мы читаем в Библии, редко видели всю картину, стоящую за их испытаниями (Авраам, Иосиф, Даниил, Иов).
Мудрый человек не всегда знает, почему и когда. Бог не отчитывается ни перед кем. Но мудрый человек – это тот, кто знает, как поступить в данной ситуации так, чтобы прославить Бога и остаться полезным Ему, кто применяет это знание на практике.
Христиане рано и поздно сталкиваются с вопросом: как быть полезным Богу? И знать об этом важно для нас и для Бога. Многие христиане думают, что на судилище Христовом они будут судимы за свои грехи. Но это неправда. Все наши грехи (настоящие, прошедшие, будущие) осуждены на Голгофе. Жертва Христа умилостивила гнев Божий и полностью уплатила наш долг. На судилище Христовом будет исследоваться наш плод и полезность Богу: «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.» (2Кор.5:10). Наши дела будут исследованы по критерию: добрые или худые. Слово «худой» не означает злой. Оно означает непригодный, бесполезный. Выкупив нас, Иисус имеет право получить всю полезность, поэтому мы и названы Его слугами. Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. (Матф.5:13). Он предупреждает, что если мы потеряем свой вкус, мы будем негодны для укрепления Его Царствия на земле, для Евангелия, для церкви. Только человек, обладающий мудростью, может быть полезным для Бога.
Иисус уже указал нам путь к мудрости – слушание и исполнение Его слов. Иаков подтверждает это: (Иак.1:22—25). Только тот, кто и слушает и исполняет, подчиняется Божьему плану изменения. Но чтобы все нам стало ясно, сначала давайте поговорим о том, что значит слушать слова Христа. Одна из первых притч Иисуса была посвящена важности слушания (Лук.8:4—21). Урожай зависит от состояния почвы. Есть четыре вида почвы, четыре отношения к Слову.
Безразличный слушатель. Утрамбованная почва при дороге, семя лежит наверху и птицы сразу склевывают его. Сердце человека не восприимчиво к истине и бесполезно, без плода.
Импульсивный слушатель. Слой почвы тонкий. Семя сгорает на солнце и не приносит плода. Сердце такого человека эмоционально и неискренне. Он говорит: «Звучит интересно, но…» Скала упрямства не дает Слову проникнуть вглубь. Тоже бесполезна.
Озабоченный слушатель. Плод не появляется, потому что сорняки вытесняют Слово. С виду принимая Слово, этот человек не желает избавиться от того, что его отвлекает (богатство, удовольствия греха, суета). Бесполезная почва.
Идеальный слушатель. Хорошая почва принимает семя и производит плод во сто крат. Это сердце слышит Слово и хранит Его. В этом сердце ничего не препятствует росту Слова.
Урожайность всегда зависит от качества почвы. Сеятель Христос всегда выполняет свою задачу. Семя всегда высшего качества. Решающий фактор – сердце человека.
Слушать Христа – это не просто воспринимать на слух, это значит принимать Его Слово со всем вниманием и запоминанием. К словам Бога нельзя отнестись с пренебрежением без риска нарушить отношения с Ним. Его Слово очень важно, и важен всякий момент, когда Он обращается к нам. Приведу пример. Если вам придет по почте реклама товаров с предложением купить товар по дорогой цене, то можно выбросить это письмо в корзину с мусором. И мы не будем переживать о том, что в Москве менеджер по продажам, пославший вам это письмо, будет сокрушаться. Это смешно. Но вот если это письмо придет от его родителей, а он не будет отвечать на него месяц, это может серьезно повлиять на его отношения с родителями.
Слишком часто мы слышим слова Бога к нам и игнорируем их. Мы не отвечаем, а потом в один прекрасный день вдруг удивляемся: а что это мы так далеки от Бога? А то, что Его слова к нам требуют и заслуживают адекватного ответа. Христианская жизнь – это не просто выполнение библейских законов, а сохранение отношений с Богом. Чтобы преодолеть глупость нашего сердца, испорченного грехом, нужно выработать в себе привычку постоянно слушаться Бога, и никого больше. Об этом нам говорит Библия. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум; (Прит.2:6) Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: (Прит.3:7)
Кроме слушания Слов Христа, необходимо запоминать их в своем сердце для того, чтобы думать, как Он. Мысли направляют ноги человека. От избытка сердца говорят уста. Слово Бога должно занять центральное место в нашей жизни, чтобы на самом деле направлять нас, хранить от зла и приносить плод. Соломон постоянно упоминает об этом. Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; (Прит.3:1) Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, (Прит.3:3) Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, (Прит.3:21). Слова Бога должны стать частью нас, чтобы мы не забывали их в суматохе дел. Только тогда эти слова могут производить в нас правильную реакцию на то, что с нами случается.
Некоторые скажут: «Это не для меня. Я все равно не могу запомнить ни строчки из Библии. У меня плохая память». Тем не менее, каждый из вас может запомнить то, что для него действительно важно. Никто из вас не забудет своего имени, адреса или имени своих родителей, день рождения жены. Вы помните эту информацию, потому что вы просто часто это повторяете и она для вас лично очень важна. Еще пример. Предположим, что парень встречается с девушкой и узнает, что у нее аллергия на шоколад. Это определит его действия. Если он хочет сделать ей приятное, то он никогда не подарит ей плитку шоколада, он будет постоянно об этом помнить.
Также и в наших отношениях с Богом. Его Слово учит нас тому, что Он любит, и что Он ненавидит. Давид был так озабочен тем, чтобы не огорчить Бога, что написал об этом в Пс.118:4—16. (читать) Таким образом, наше запоминание Божьих слов говорит о наших отношениях с Ним. Если мы будем относиться к Его словам как к закону о налогах, например, то мы будем вспоминать их, когда будем платить налоги. Если же мы отнесемся к Его словам как к откровению возлюбленного Господа, то нам сразу захочется понять и запомнить их. Мы ведь хотим знать мысли того, кого мы любим, чтобы иметь те же мысли. Без этого отношения ко Христу, наше знание Слова станет просто академическим знанием или упражнением в вынужденного самодисциплине. Никогда вы не узнаете мудрость Бога без установления личных отношений с ним. Поэтому бесполезно будете вы читать Библию, если прежде не покаетесь и не восстановите общение с Тем, Кто дает мудрость.
Иаков учит нас, как не быть забывчивым слушателем. (Иак.1:21—25). Обратите внимание на последний стих. Если мы вникнем в «совершенный закон свободы», в Слово Бога. Слово «вникнуть» (паракупто) означает «наклониться, напрячься, чтобы лучше разглядеть». Это не значит взглянуть издали, мельком, но целенаправленно, систематически исследовать и разглядывать, размышлять и обдумывать истину от Бога, а не ложь нашего сердца или сатаны. Бог откроет нам то, что сокрыто в Библии, если мы, наклонившись, будем изучать ее, стремиться к мудрости, просить ее.
Вникнув в Божье Слово, мы должны пребывать в нем. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем Как долго нам нужно пребывать?, спросите вы. Сколько раз к нему обращаться? Ответ в этом же стихе тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела. Нужно пребывать в той истине, которая вам открыта до тех пор, пока вы не уверитесь в том, что вы ее не забудете. Иногда нужно возвращаться к одному отрывку неделю, месяц, конечно, не прекращая читать другие отрывки Библии, пока эта истина не станет важной частью ваших размышлений. Пока эта истина не произведет изменений в нашей жизни.
Вот о чем писал Павел Тимофею: «О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден». (1Тим.4:15). А придёт успех – придёт и радость. Слово Божие (вода) станет для нас и мёдом и вином. И мы должны выбирать размышлять над тем, что угодно Богу, думать, как Он. Время, которое мы проведем, сосредоточившись над Словом, приблизит нас к Богу и определит наши решения. Бог даст нам мудрости, если мы будем желать ее. И тогда мы будем знать, что делать, как поступить, чтобы остаться полезными Богу, ведь мы начнем меняться, получая обновленный разум Христа и будем иметь радость в Господе. Аминь (+)
Мой избранный сосуд
Проповедь диакона Ерохина С. С. в Евангелическо-
Лютеранском приходе святых Петра и Павла
(г. Моршанск) на 3-е воскресенье после Богоявления 30.01.2011 года
Дорогая церковь! 25 января христианская церковь отметила день святого апостола Павла. Эта дата очень важна для Евангелическо-Лютеранской церкви, так как теология Лютера и нашей церкви основана на учении апостола Павла о Христе. И, сегодня, в третье воскресенье после Богоявления, проповедь будет посвящена святому апостолу Павлу и называется «Мой избранный сосуд». Цвет алтаря – красный – цвет крови мучеников – христиан, пострадавших за веру.
История превращения фарисея Савла в апостола Павла – это одно из наиболее впечатляющих свидетельств в пользу христианства. Он был религиозным деятелем, фанатичным приверженцем иудаизма. Жизнь в Тарсе – городе, провинции Киликия – дала ему возможность ознакомиться с самыми последними достижениями человеческого знания: это был университетский город, знаменитый своими философами-стоиками и культурой. Греческий географ Страбон высоко ценил этот город за интерес к просвещению и философии. Павел, как и его отец, был римским гражданином – это была редкая привилегия. И он был хорошо знаком с эллинистической культурой и мыслью, прекрасно владел греческим и демонстрировал умение пользоваться диалектикой. Например, в книге Деяния 17:28 он приводит слова греческих поэтов и философов – «Ибо Им мы живём и движемся и существуем» (Эпименид), «как и некоторые из ваших поэтов сказали: ведь мы Его и род» (Арат, Клеанф). В письме в Коринф, приводит слова греческого драматурга Менандра: «Не обманывайтесь: дурные сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33); в письме к Титу 1:12 приводит слова поэта Эпименида: « Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые». Савл получил еврейское образование, в традициях строгой доктрины фарисеев. Ему было около четырнадцати лет, когда его послали учиться к Гамалиилу, считавшемуся крупнейшим раввином того времени (он приходился внуком Гиллелю). Апостол Павел был фарисей и сын фарисея (Деян. 23:6) Он имел право хвалиться прошлым: « И преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал. 1:14).
Чтобы понять обращение Павла, нужно знать о причине его антихристианской позиции. Причина эта заключалась в его преданности иудейскому закону. Именно эта преданность лежала в основе его непримиримого отрицания Христа и ранней церкви.
В христианстве Павла оскорбляло не утверждение мессианского предназначения Иисуса, а… то, что Иисусу предписывалась роль Спасителя – это сводило на нет роль закона для спасения… Павел был враждебно настроен по отношению к христианской вере, прежде всего из-за своего убеждения, что путь к спасению – в законе». И новая иудейская секта, называющая себя христианской, больно задела самую суть иудейского воспитания и раввинского образования Павла. Его заветной целью стало уничтожение этой секты (Гал.1:13). Он начал действовать, с тем, чтобы истребить их всех (Деян.26:9—11). Он буквально «терзал церковь» (Деян.8:3). Он отправился в Дамаск с бумагами, которые давали ему полномочия схватить там последователей Иисуса и привести их, чтобы предать суду.
Но по дороге с ним случилось событие, которое, кардинальным образом, изменило жизнь… « Савл же, ещё дыша угрозой и убийством на учеников Господа, пришёл к первосвященнику и выпросил у него письма Дамаск к синагогам, чтобы и мужчин и женщин, привести в узах в Иерусалим. Когда же он шёл и приближался он к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. И, упав на землю, он услышал голос, говорящий ему: – Савл, Савл, что ты гонишь Меня? Он сказал: – Кто Ты, Господи? – Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне делать? Господь сказал ему: встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (Деян.9:1—6). В Дамаске, по прошествии трёх дней, к нему, ослепшему врагу христиан, пришёл христианин Анания, которого послал Господь и через возложение рук Анании к Савлу вернулось зрение. Он боялся идти к Савлу, но Господь сказал ему: – Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё перед народами и царями, и сынами Израилевыми. И Я покажу ему сколько он должен пострадать за имя Моё» (Деян. 9:15—16).
Апостол Павел приравнивал явление Христа ему – к явлению Христа апостолам сразу после воскресения: «а после всех явился и мне, как некоему извергу…» (1Кор.15:8). Он не просто увидел Иисуса, но это видение перевернуло всю его жизнь. Он проповедовал Евангелие не по собственному выбору, а по необходимости: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1Кор.9:16). И это происшествие радикально перевернуло всю его жизнь. Прежде всего, коренным образом изменился характер Павла. Если до обращения его знали как нетерпимого, ожесточённого, непримиримого религиозного фанатика, гордеца с дурным характером, то после обращения, он становится терпимым, добрым, готовым на жертвы, бескорыстным человеком. Во-вторых, изменился характер отношений Савла с последователями Иисуса. Он провёл несколько дней с учениками в Дамаске (Деян.9:19). И мы знаем, что когда Павел пришёл к ученикам, они протянули ему руку дружбы. В-третьих, изменились взгляды Павла. Не теряя любви к своему иудейскому наследию, он из ожесточённого противника превратился в решительного проповедника христианской веры. « И тотчас в синагогах начал проповедовать Иисуса, что Он есть Сын Божий» (Деян.9:20). Изменились интеллектуальные убеждения Павла. Его собственный опыт вынудил его признать, что Иисус был Мессия, несмотря на вопиющее противоречие с мессианскими идеями фарисеев. Его новое представление о Христе означало полный переворот в его мировоззрении. Теперь он смог понять, что смерть Христа на кресте, которая казалась ему раньше Господним проклятием и достойным жалости концом человеческой жизни, в действительности была актом, в котором Бог через Христа примирился с миром. Павел, наконец, понял, что через распятие Христос сделался «за нас проклятием» (Гал.3:13) и «грехом вместо нас» (2 Кор.5:21).
Смерть Христа была не поражением, а великой победой, ибо она была преодолена воскресением. Крест переставал быть «камнем преткновения», становясь самою сутью Божественного мессианского искупления. Миссионерские проповеди Павла можно свести к следующим его словам: « что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мёртвых, и что этот – Христос, тот Иисус, Которого я возвещаю вам» (Деян.17:3). В-четвёртых, изменился смысл его деятельности. Из фарисея, полного ненависти к язычникам, он превратился в апостола язычников. Ранее, иудей Савл, свысока смотрел на неевреев, видя в них низшую, по сравнению с избранным народом, расу. Случай в Дамаске превратил его в убеждённого апостола, посвятившего жизнь тому, чтобы помочь язычникам покаяться. В Иисусе Христе, явившемся ему, Павел увидел Спасителя всех народов. Из правоверного фарисея, чья задача состояла в сохранении строгого иудаизма, он стал глашатаем христианства, против которого он ранее боролся.
Он настолько переменился, что «изумлялись все слышавшие, и говорили: – Не тот ли это, кто истребил в Иерусалиме призывающих Имя это, и сюда не для того ли пришёл, чтобы отвести их в узах к первосвященникам?» (Деян. 9:21).
И обращение Павла – это поворотный пункт не только в его частной жизни, оно знаменует собой важную эпоху в истории всей апостольской церкви и, соответственно, в истории человечества. Это событие своими последствиями может быть сравнимо лишь с чудом в день Пятидесятницы. Оно обеспечило всемирную победу христианства.
Студент – историк, который заявлял, что не существует никаких исторических подтверждений христианства и самого Христа, прочитав в учебнике по истории Рима, главу про апостола Павла и христианство изменил свои взгляды. Он был удивлён тому, что эта глава начинается с рассказа о жизни Савла из Тарса, а кончается описанием жизни апостола Павла. И он принял Христа как своего Спасителя. В трансформации «фарисея из фарисеев» многие нашли наиболее убедительное доказательство истины и силы религии, в которую он был обращён, равно как и ценности и роли личности Христа. Рядом с жизнью-подвигом апостола Павла бледнеют победы великих завоевателей. Апостол Павел семь раз томился в цепях, проповедовал Евангелие от Востока до Запада, и погиб смертью мученика в Риме от руки Нерона.
Два профессора из Оксфорда: Гилберт Уэст и лорд Литтлтон, поставили себе цель: разрушить основы христианской веры. Уэст хотел доказать ложность идеи воскресения, а Литтлтон хотел доказать, что Савл из Тарса не был обращён в христианство. Они оба пришли к прямо противоположным выводам и стали убеждёнными последователями Иисуса. Лорд Литтлтон пишет: « Одно только обращение и апостольское служение Павла для внимательного исследователя является достаточным доказательством того, что христианство было Божественным Откровением… И если двадцать пять лет страданий апостола Павла и его служения Христу имели место в действительности, то его обращение в христианство, несомненно, также имело место, ибо всё, им сделанное, началось с этой неожиданной перемены. А если он действительно обратился в христианство, то значит, что Иисус Христос восстал из мёртвых: ведь что бы ни говорил и ни делал Павел, он всегда связывал это с тем моментом, когда он увидел воскресшего Христа». Чем больше благодати Бог изливал на апостола Павла, тем смиреннее он становился перед Богом. Он рассматривал страдания как высшую благодать и благословение Божие, потому что, знал о том, что страдания являются средством, с помощью которого Бог преображает и обновляет дух человека и его жизнь. Когда апостол просил Господа удалить «жало в плоти», то Бог ответил ему: « Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9).
Благодаря Божьей благодати, которую Он даёт вместо страданий слабый становиться сильным, гордый – смирным, жадный – щедрым, завистливый и самолюбивый эгоист начинает «полагать душу свою за друзей» и становится любящим и любимым человеком. Божья благодать учит полагаться только на Бога и на Его милость, поэтому апостол Павел пишет, что « я благодушествую в немощах, в обидах, нуждах, гонениях, в притеснениях за Христа» (2Кор12:10). Христианин живёт не только для себя и своего смертного тела, он живёт и для всех окружающих его людей. Апостол Павел пишет: « никто из нас не живёт для себя, и никто не умирает для себя, а живём ли – для Господа живём, умираем ли – для Господа умираем» (Рим.14:7—8). Апостол заповедал нам трудиться «делая своими руками полезное» так чтобы мы могли помочь нуждающемуся человеку (Еф.4:28)
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:2) – советует он христианам. Мартин Лютер считал, что «в этом и заключается истинная христианская жизнь». «Вера действует любовью» (Гал.5:6) и выражает себя в добровольном и радостном служении ближнему. Делая добро другому, человек делает добро и себе: отношение других людей к нему меняется. « Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем» (Гал.6:9) – пишет апостол Павел и он указывает нам на Христа, который «смирил Себя, быв послушным до смерти» (Флп.2:8). Христос не гордился и не превозносился над смертными людьми, а жил работал, страдал и умер за нас, чтобы послужить людям и совершить дело искупления от греха и смерти, и возвратить людям образ Божий.