Полная версия
Избранные проповеди. Христианские стихи. Вторая часть
Избранные проповеди. Христианские стихи
Вторая часть
Сергей Ерохин
© Сергей Ерохин, 2020
ISBN 978-5-4496-1026-3 (т. 2)
ISBN 978-5-4496-1027-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Избранные проповеди
«Блажен, кто не соблазнится о Мне»
Проповедь диакона Ерохина С. С. в Евангелическо-
Лютеранском приходе святых Петра и Павла
(г. Моршанск) на 3-е воскресенье Адвента 12.12.2010 года
Мир и благодать вам, братя и сёстры во Христе Иисусе, Господе нашем! Сегодня 3-е воскресенье Адвента и тема проповеди: «Блажен, кто не соблазнится о Мне». В заголовок сегодняшней проповеди вынесены слова Иисуса Христа, обращённые к ученикам, которые принесли известие о том, что Иоанн Креститель, находившийся в темнице, сомневается и спрашивает: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» Иисус, Который знамениями и чудесами подтвердил, что Он и есть обещанный Мессия, сказал им в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют и блажен. кто не соблазнится о Мне» (Мф.11:4—6).
Человек. который не сомневается в истине, блажен (счастлив), но даже пророк Иоанн Креститель, сомневался, потому что, ему не полностью была открыта истина о Христе. Сомнения в спасении посещают головы многих верующих и породили множество заблуждений и ересей. И многие верующие имеют «ревность не по рассуждению» – желание «делать дела Божьи», желание показать себя «истинным и достойным христианином», тогда как Христос ясно говорит: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин.6:29). Сомнение в слове человеческом, бывает полезным и, подчас, необходимым, потому что «Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим» и «проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою» (Иер.17:5), но сомненеватся в слове Божьем нельзя (Чис.23:19). Только познание истины, а не демонстрирование «христианской деловитости», делает человека свободным от заблуждений (Ин.8:32). Показное смирение – это фарисейство, и за благочестивым фасадом, чаще всего, скрываются неприглядные дела. Подтверждение этому – многочисленные скандалы в христианских деноминациях, связанные с безнравственностью «священников».
Благая Весть скрыта, только для погибающих (1Кор.1:18) Свет Евангелия сияет на верующих. Бог пришел со Своим Светом, чтобы показать нам и наше ужасное состояние без Бога, и указать на наше спасение во Христе. Сатана, искушая мирскими «удовольствиями», пытается затемнить свет и наполнить душу мыслями против Господа и Евангелия. Он лжет, что не надо слушать голос Божий и внушает мысли о необходимости человеческой гордости. Новообращённый, возможно, стыдиться смириться перед Христом. Гордость разрушает души и ведёт в ад. И мы все должны будем склониться пред Богом – перед Царем царей. Мы должны упасть на «краеугольный камень» – Иисуса Христа (Еф.2:20) и разбиться. И если мы этого не сделаем, то «краеугольный камень» упадет на вас и раздавит. «И тот, кто упадет на камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит» (Мф.21: 44). Если мы не прославим Бога, то наши души погибнут в аду. Господь говорит. «Воздайте славу Господу Богу вашему, доколе Он еще не навел темноты, и доколе ноги ваши еще не спотыкаются на горах мрака: тогда вы будете ожидать света, а Он обратит его в тень смерти и сделает тьмою» (Иер.13:16).
Свет, быстро угасает, и скоро может оставить в вечной темноте. Он становится все слабее по мере того, как привычка к неверию становится сильнее. И Бог дает этот день, чтобы грешник обратился к Иисусу. Христос хочет спасти человека, потому что Он умер, чтобы разрушить дела того, кто имеет власть над смертью – диавола. Божье Слово говорит, что Иисус плакал о Иерусалиме. Но даже слезы Иисуса не смогли спасти город от разрушения. Надо ли ждать до тех пор, пока не увидим Сына Божия, грядущего на облаках с великою славою? Христиане будут иметь мир, радость и славу во Христе, а неверующие – нет:.«Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евр. 10:26—27). Бог будет Судьёй для неверующих.
Но, Свой народ Господь утешает: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш. Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои» Ис.40:1:2 Что это значит? Есть два способа наказания грешников за их грехи: 1).В своем теле и 2) и в душе. Все неверующие люди погибнут. Так написано: «И пойдут сии в муку вечную». И Они скажут друг другу: «Кто из нас может жить при огне пожирающем? Кто из нас может жить при вечном пламени?». Бог спросит: «Устоит ли сердце твое, будут ли тверды руки твои в те дни, в которые буду действовать против тебя?» Когда несчастный грешник умирает без Христа и отправляется в ад, чтобы понести наказание за свои грехи, то он никогда не сможет вынести то, что заслуживает. Он согрешил против бесконечного Бога, и его справедливое наказание должно тоже быть бесконечным. Его раны будут вечными, ибо червь их не умрет и огонь их не угаснет. Поэтому несчастные души, умершие без Христа, никогда не смогут удовлетворить справедливость Бога. Бог никогда не скажет: «Достаточно». Он никогда не прольет воды на пламя ада, и не пошлет капли воды, чтобы охладить языки, которые мучаются там. Они не только не смогут выстрадать вдвойне, но и наказания от руки Господа за все их грехи не будет достаточно.
И грешники могут быть прощены за свои грехи только во Христе – Искупителе: 1) Ради искупления Христос пришел на землю. Ради этой цели Он стал человеком. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо». 2) «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению. И Господь возложил на Него грехи всех нас». Таковым было желание и предвидение Бога, и если бы на это не было разрешение свыше, Его бы не казнили. За всей толпой издевающихся фарисеев, иудеев и жаждущих крови солдат мы должны видеть руку Господа, отдающего Себя, как жертву за грех. И это говорит о том, что Христос был Спасителем, назначенным Отцом. Поэтому, во Христе мы имеем убежище. И нам нечего бояться, если Христос укроет вас, так как между Ним и Богом было принято соглашение, что Христос пострадает за грехи грешников и войдет в Свою славу.
А Христос выполнил поручение, данное Ему Отцом. Благодаря Своему совершенству и Своей славе, Он мог вообще не страдать, а не то что нести двойное наказание за все наши грехи. Но в глазах Бога, из-за бесконечного достоинства Его личности, страдания Христа должны были быть вдвое больше вечных страданий грешников. Богу угодна Его праведность, так как Он возвеличил закон и сделал его достойным уважения. В смерти Христа ангелы увидели святость Бога, что было бесконечно лучше, нежели вечная гибель всего человечества. Поэтому, много грехов или мало – знай, что Христос уже пострадал за них, чтобы прославить Бога и спасти тебя.
Душа во Христе получила прощение, и не имеет значения, сколько грехов у нее было. Беззакония Иерусалима были велики. Народ Иерусалима грешил против света и против любви. Бог посылал им пророков, но все они были либо побиты камнями, либо убиты. Сын Бога пришел к ним, но они выгнали Его из виноградника и убили. Их грехи выросли до небес, но как только они вверяют себя Христу, Бог сразу же говорит: «За неправды его сделано удовлетворение». И прощение дается в настоящее время. Как только виновная душа вверяет себя Иисусу, то с небес слышатся ласковые слова: «за неправды его сделано удовлетворение». «Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе». Прощение, которое предлагает Евангелие, дается не в будущем и оно не сомнительно, а надежно! Оно предлагается сейчас, в этот самый момент всем, кто верует в Иисуса. Вы получите полное прощение в тот же момент, когда уверуете. И это святое прощение/ Оно заставляет вас трепетать и ненавидеть грех. Сможете ли вы вновь распинать Иисуса, Который умер за вас, своими грехами?
Неверующий человек, с рождения, находится в состоянии борьбы с законом Божьим. Закон Бога, вооруженный сверкающим, пламенеющим мечом, открывается для совести человека. Он требует послушания его сердца и жизни. Грешник пытается повиноваться ему, старается привести свою жизнь в соответствие с его требованиями, но все напрасно. И тогда закон заносит над ним свой меч, чтобы убить его, забрасывает его своими проклятиями. Эта страшная борьба происходит в совести пробужденного человека, но когда грешник приходит к Иисусу, то его сражение заканчивается. «Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен». В Иисусе Христе все требования закона удовлетворены, так как Он подчинился закону. Он понес на Себе его проклятия, сделавшись за нас клятвою.
Христиане сражаются не против плоти и крови. Пробужденной душе часто приходится вести ожесточенную борьбу с сатаной. Сатана сражается с человеком двумя способами: возбуждая его порочность и разжигая похоти внутри него; и выдвигая обвинения против него. Сатана является обвинителем братьев. Он обличает совесть человека, чтобы увести его от Христа – увести его в отчаянии и лишить всякой надежды на спасение. Он говорит ему: «Ты несчастный и порочный человек. Ты не достоин святого Спасителя. Посмотри, какие похоти неистовствуют в твоем сердце. Ты никогда не станешь спасенным». Но когда бедный грешник прибегает ко Христу, то он находит покой – и тогда его борьба заканчивается. Он видит, что Кровь Агнца ответила на все обвинения сатаны. Душа человека, стремящегося жить праведно, ведет ожесточенную борьбу со своей порочностью. Кажется, что сердце человека переполнено неистовыми похотями, разрывающими его на куски. Он мечется в различных направлениях, но когда он приходит ко Христу, его борьба заканчивается. Конечно, в определенном смысле, его борьба не завершена, а только началась, но теперь, безусловно, он одержит победу. Теперь Бог за него. А Тот, Который с ним, сильнее всех, кто против него. «Если Бог за нас, кто против нас?»
Дух Божий теперь с ним, и Он будет пребывать с ним вечно. Теперь Дух правит в нем. Теперь Христос сражается за него – покрывает его голову в день сражения и переносит его на Своих плечах. Теперь верующий уверен, что победит, как будто он уже в славе. Дух говорит ему: «Не бойся, червь Иаков: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты – Мой. Не оставлю тебя и не покину тебя». Эти слова «не оставлю тебя"настигают нас в темные часы искушений, проводят через самые глубокие воды бедствий, через самый жаркий огонь преследований, они следуют за нами до самой смерти и сопровождают нас дальше смерти и могилы – в вечность.
Верующие должны утешаться своим положением. Некоторые боятся быть слишком радостными. Они говорят, что лучше пребывать в глубоких тревогах и борениях, что не хорошо иметь слишком радостный дух. А что говорит Слово Божье? «Утешайте, утешайте народ Мой». Если источником вашей радости является крест Христов, то ее не может быть слишком много. «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь». Если Христос действительно взошел над душой, то она будет похожа на безоблачное утро. Если правда то, что Христос пришел в мир, чтобы найти и спасти заблудшее, если вы видите Его свободу и ценность, то я спрашиваю: «Как вы можете не радоваться и не утешаться этим?». «Которого не видевши любим, и в Котором, доселе не видя, но веруя в Него, радуемся радостью неизреченною и преславною». Пусть Бог надежды наполнит вас до краев радостью и миром в вере!
Источник нашего утешения течет от креста Христова, от Мужа скорбей. Утешение лицемеров исходит от них самих. Они ищут утешения в себе. Они ищут перемен в своей жизни. Они видят в ней некоторые улучшения и радуются этому. Они не смотрят глубже – на причину своего беспокойства, сожаление о грехе. Религиозные лицемеры исследуют свои религиозные обряды – удовольствие от своих молитв, от своего потока чувств и слов. И они подвергают оценке то, что о них думают друзья и служители, и находят утешение в этом. Все это самолюбование и прибежища лжи, от которых надо освободиться, или же они нанесут ущерб вашей душе. Кровь Христа и Его праведность, а не какая-либо работа, совершаемая в вашем сердце, должны быть вашим оправданием перед святым Богом. Истинное евангельское утешение исходит от взгляда на Христа, который вдвойне пострадал за наши грехи.
Божьи слова утешения предназначены верующим, тем, кто «во Христе». Только это «малое стадо» имеет покой для своих душ. Но большинство пренебрегает спасением и не ощущают необходимости в Искупителе. Они думают, что сами смогут оправдаться перед Богом, и не чувствуют необходимости в оправдании и освящении. Христос для них миф и красивая легенда Они не верят Богу. Но, горе вам, говорит Библия.. Ваша борьба не закончена. На вашем пути стоит закон со своими проклятьями и пылающим мечом. Сатана также обвиняет вас – и вам нечего ответить ему. Грех свирепствует в вас – и у вас нет силы противостоять ему. Ваши грехи не прощены, ни один из ваших грехов не изглажен. Все оголено и открыто глазам Того, с Которым вам придется иметь дело. Все ваше утешение – это ложь. Мир, который вы имеете, мир от сатаны, – это сон, ведущий в вечную погибель. Вам придется нести наказание за свои собственные грехи. Человеческий ум всегда будет способен найти извинения. Фарисеи слушали Господа Иисуса Христа и видели чудеса, и все же требовали знамения. Никакого знамения им не будет дано, кроме знамения Ионы пророка. Как пребывание Ионы три дня во чреве кита было знамением для ниневитян, так теперь Божье последнее знамение – это Его Сын, явившийся во плоти, распятый, погребенный, воскресший, – и не будет никакого другого знамения, пока не увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою и славою. Аминь (+)
«Праведный верою жив будет»
Проповедь диакона Ерохина С. С. в Евангелическо-
Лютеранском приходе святых Петра и Павла
(г. Моршанск) на 2-е воскресенье после Богоявления 23.01.2011 года
Мир и благодать вам, братья и сёстры во Христе Иисусе, Господе нашем! Сегодня 2-е воскресенье, после Богоявления. Сегодняшняя проповедь будет посвящена нашей вере. Евангельская история о римском сотнике из Капернаума, которую мы слышали перед проповедью, обращает наше внимание, на тот факт, что Бог желает творить чудеса, и спасти, не только иудеев, но и язычников. И мы, россияне – язычники по природе, должны быть благодарны Богу, за то, что Он и нас сделал общниками Своего народа и сонаследниками Царства Божия вместе с иудеями.
Об оправдании через веру, говорят четыре библейских отрывка: Авв. 2:4; Рим. 1:17; Гал. 3:11; Евр. 10:38. Когда Дух Божий повторяет какое-то изречение, Он призывает нас к особому вниманию. Учение, повторяемое часто, – первостепенной важности и должно быть постоянной темой проповеди. И, кроме того, оно должно быть принято без колебания каждым слушателем. «Праведный своею верою жив будет». Жизнь приобретается верой, оправдывающей человека. Человек начинает жить, как только поверил Иисусу, будучи оправданным от осуждения и наказания смертью. Принявший веру в Иисуса Христа, начинает жить, как воскресший из духовной смерти. Жизнь поддерживается верой, и вера хранит человека в праведности. Кто принял прощение грехов и родился от Бога, тот продолжает жить верой. Он верой живет при любых обстоятельствах: в радости и горе; в богатстве и бедности, в силе и слабости; в труде и томлении; в жизни и смерти. Вечную жизнь гарантирует глубокая вера, даже если жизнь на земле, преисполнена невзгодами и кажется несчастливой.
Писание не содержит повторений, как может показаться, ибо в каждом из четырех текстов контекст определяет свой особый смысл. Первый текст (Авв 2:4) иллюстрирует веру, призывающую человека жить в мире и смирении. В ожидании мы живем верой, а не «видением» (2Кор 5:7). И мы можем оставаться в нашей вере при временных победах нечестивых, и охраняемы, той же верой, от неудовлетворенности, порожденной нашим нетерпением.
Второй текст (Рим 1:17) касается веры, спасающей от зла похоти. Целая глава (контекст), в которую включен наш стих об оправдании верой, показывает суть падшей человеческой природы и говорит, что лишь вера в Евангелие обеспечивает святую жизнь во свете, знание, кто есть истинный Бог (Рим 1:19—23), и нравственную чистоту жизни (Рим 1:24 и далее).
Третий текст (Гал 3:11) объясняет веру, оправдывающую нас и спасающую от смертного приговора. И никто не оправдывается перед Богом иначе, как верой (Гал З:11), ибо «законом никто не может оправдаться перед Богом»…
Четвертый текст (Евр 10:38) показывает непреклонность веры в ее последовательности. В ожидании неба мы не можем обойтись без веры (ст. 32—36). Не имея веры, мы бы отступили (ст. 38).Такое отступление оказалось бы роковым для нас. Но такое отступление не угрожает, если есть вера, ибо она спасает душу от всех опасностей.
Вера в Бога очень важна для нашей жизни. И сердце, примиренное с Богом – показатель истинной духовности. Только веруя можно служить Богу, «поклоняться в духе и истине»: «Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт» (Евр.11:6).
Давайте подробнее рассмотрим текст об оправдании через веру, который содержится в письме апостола Павла к христианам в Риме. Святой Павел пишет: «Я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме». В то время Рим был самым могущественным городом в мире. Даниил сравнил его со зверем, имеющим железные зубы и попирающим другие царства своими ногами. Рим был и самым образованным городом в мире. Его поэты, художники, ораторы, историки эпохи Августа были известны всему миру. Самые лучшие образцы человеческого творчества того времени производились в Риме. Но Рим был также самый развращенный город в мире. Порочность Рима напоминала порочность Содома и Гоморры. Римом правил император Нерон – один из самых жестоких и развратных монстров, в обличье человека. И апостол Павел хотел проповедовать Евангелие и путь спасения праведностью Божьей в Риме.
Святой апостол пишет далее: «я не стыжусь благовествования Христова». В этих словах подразумевается больший смысл, чем они выражают. Павел имел в виду не только то, что он не стыдился Евангелия, но что им он гордился. Он говорит в письме к Гал. 6:14: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа». Во-первых, Павел не стыдился Евангелия перед Богом. Он отважился направить свою душу по этому пути спасения и мог сказать подобно Давиду: «От Него спасение моё» Во-вторых, он не стыдился Евангелия перед людьми. Даже если бы весь мир ополчился против него, то и тогда Павел прославил бы этот путь спасения. Он сгорал от желания рассказать о Христе людям. Он чувствовал, насколько путь спасения чудесен и величествен, и желал иметь настолько громкий голос, чтобы все люди в одно время могли услышать о пути спасения через Христа. Апостол Павел чувствовал такую божественную силу в Евангелии, что не стыдился его. Он знал, что оно может разбить самое ожесточенное сердце и перевязать раны самому сокрушенному. Образованные римляне улыбнулись бы, услышав слова этого простака, но Павел видел такую мудрость в Евангелии, что вся человеческая мудрость вне его, казалась ему безрассудством. Порочность Рима достигла небес, ее зловоние постоянно раздражало Бога, но Павел знал, что праведность Бога может покрыть грехи тысяч римлян.
Почему мирские люди стыдятся Евангелия? Потому что оно для них – безумство. «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1:23). «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор. 2:14). Неверующий человек не может постичь пути спасения. Он кажется ему глупостью, безумным планом. Он может ещё понять, что человек попадает на небеса, благодаря своим добрым делам, так как это соответствует гордости человеческого сердца, и что Бог может забыть наказать грех и принять на небеса и плохого, и хорошего. Но что грешник может облачиться в праведность Христа, что страдания и святая жизнь Иисуса могут засчитаться ему, как наказание за его собственные грехи, – это кажется абсолютным безумством для неверующих людей. Поэтому многие стыдятся Евангелия Христа и не говорят о нём, как о единственном пути прощения и примирения.
Однажды, когда Иисус проповедовал в Своем родном городе, люди сказали: «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли между нами Его сестры? И соблазнились о Нем» (Mк.6:3). Когда Петр и Иоанн предстали перед синедрионом, то иудеи отметили, «что они люди некнижные и простые» (Деян.4:13). Когда Павел проповедовал в Афинах, то люди сказали: «Что хочет сказать этот суеслов?». В Коринфе о Павле сказали, что он «в личном присутствии слаб, и речь его незначительна» (2 Кор.10:10). Так же продолжается и сейчас. Мы храним это сокровище в земных сосудах и можем иметь различные физические недостатки. И неверующие люди часто претыкаются, глядя на нас, а не на Христа.
Кроме того, неверующие ненавидят святость. У них – аллергия на святость. И в этом, пожалуй, заключается основная причина, почему люди стыдятся Евангелия. Евангелие делает человека святым. Оно не позволяет людям жить во грехах. Если бы Христос пришел, чтобы спасти грешников, выдернуть их из ада и позволить им наслаждаться своими похотями, то безбожники приветствовали бы Евангелие. Но Иисус – святой Спаситель. Он «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный» (Тит.2:14), «Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21). Он восстанавливает утраченный образ Божий и наполняет душу чистой, небесной святостью. Но неверующие люди, не могут вынести этого. Пьяница говорит: «Как же я обойдусь без водки? Скушно без водки..»; сквернослов говорит: «Как же без ругательства», блудник говорит: «А вдруг Христос сделает меня целомудренным и чистым… Как же мне без женщин?». Отсюда ненависть к Искупителю. Безбожник не видит ни привлекательности, ни величия в Том, Кто абсолютно совершенен. Он стыдится благовествования Христова.
Почему верующие гордятся Евангелием Христа. Так как это – сила: «Потому что оно есть сила Божия ко спасению». Для нечестивцев нет ничего более слабого и бессильного, чем Евангелие. Они относятся к нему, как зятья Лота – к мрачному предостережению: им показалось, «что он шутит». Оно кажется им пустой сказкой, легендой, мифологией… Но на самом деле Евангелие является удивительным оружием в руках Бога, ибо «оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь». Когда Бог держит в руках Евангелие, то оно может пробудить самые ожесточенные сердца. Павел знал это по своему личному опыту. Он был гордым хулителем, преследователем и клеветником – гордым, самоправедным фарисеем. Но когда Иисус явился ему, он упал на землю, трепещущий и пораженный. Он видел то же самое при обращении Лидии, стражника, Сергия Павла, проконсула Кипра, который «уверовал, дивясь учению Господню» (Деян. 13:12). Апостол знал, что одна и та же сила распространяется на каждого верующего, – то ли он иудей, то ли эллин. И упрямое сердце иудея, и гордое сердце эллина могут разбиться от острого лезвия Евангелия. Неудивительно, что Павел смело шел в Рим, имея такое оружие в своей руке. Он знал, что сердца римлян были тверды, как алмаз, горды, как Люцифер, и полны похотей так же, как ад переполнен мерзкими духами. Он знал, что сатана держит этот город в своих руках, но в Евангелии он имел силу – простую истину об Иисусе, – с помощью которой Бог мог склонить самых гордых и ожесточенных к ногам Иисуса, облечь их в праведность и дать им верный разум, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово».
Евангелие – это сила Божия, потому что «в нем открывается правда Божия». Именно праведность Бога дает ему силу, делает таким привлекательным для грешников и умиротворяющим для обремененной совести. «Правда Божия» – это страдания и послушание Господа Иисуса, Бога, добровольно предложившего Себя всем грешникам. Страдания Христа, от ясель в Вифлееме до Голгофского креста, были страданиями Того, Кто был Богом: «Ибо младенец родился нам, Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира».
Христос – наш Искупитель, наш Спаситель. Кровь Христа называется Кровью Бога (Деян. 20:28). Именно это придало бесконечную ценность страданиям Христа, ибо для того, чтобы умереть вместо многих грешников необходима была смерть Того, Кто был Богом. Послушание Христа с самого младенчества и до смерти было послушанием Того, Кто был Богом. Его божественная воля соответствовала Его святой человеческой воле в каждом факте послушания. Его послушание родителям было послушанием Бога, Его молитвы – молитвами Бога, Его слезы – слезами Бога, Его мысли – мыслями Божьими, Его святые поступки – поступками Божьими, – все Его послушание было божественным.