Полная версия
Жены и девы Древней Руси
В Русской же земле племена, ее населявшие, как и много веков назад, поклонялись многим богам: одни считали главным среди них Рода – прародителя всего живого на земле, другие – Даждьбога-Солнце, третьи – громовника Перуна, четвертые – Сварога – хозяина огня, земного и небесного. Женщины почитали Мокошь – богиню-пряху, прядущую нить человеческой судьбы, ласковую Ладу – богиню супружества и материнства и ее дочь Лелю – светлую богиню весны. Почитали и побаивались лесных духов – леших и лешачих, обитающих в реках и озерах водяных и берегинь, домовых и кикимор, невидимо живущих в каждом доме.
Но были на Руси и христиане, в основном чужеземцы, жившие в Киеве, – греки и варяги, которые гордились своей верой и говорили, что она лучше, чем почитание древних богов.
И захотелось Ольге своими глазами увидеть Царьград, императора и от самого патриарха узнать, что такое христианская вера, и правда ли, что она лучше той, в которой она, Ольга, воспитана.
Снарядила Ольга в Греческую землю два посольства: одно от себя, второе – от сына своего Святослава, и свое посольство возглавила сама. На многих кораблях двинулись они по Днепру, а затем по морю до Царьграда. Ольга везла богатые дары императору и патриарху, сопровождала ее пышная свита из шестнадцати знатных женщин и восемнадцати прислужниц.
Княгиня Ольга беседует с Константином Багрянородным. Фрагмент миниатюры из летописи
Солнечным сентябрьским днем вошли Ольгины корабли в бухту Золотой Рог. Император был предупрежден, что едет к нему в гости русская княгиня, и выслал ей навстречу людей с приглашением во дворец. Человек, передавший приглашение, сообщил Ольге, что, согласно дворцовому церемониалу, приветствуя императора, все, даже самые знатные вельможи, должны простираться перед ним ниц, но ей, в знак особого к ней уважения, император разрешает ограничиться обычным поклоном.
Ольгу и ее свиту провели по великолепным залам, каждый величиной с городскую площадь, и наконец она предстала перед императором Константином Багрянородным.
Осанистый, чернобородый и темноглазый, восседал он на высоком золотом троне. С его плеч тяжелыми складками спускалась мантия из пурпурного шелка, на голове сверкал драгоценными каменьями золотой венец.
Император предложил Ольге сесть на предназначенное ей сиденье подле трона, и они начали беседу. Император расспрашивал Ольгу, как прошло ее путешествие, и что хочет она посмотреть в их городе, Ольга отвечала, что путешествие было благополучным, а посмотреть она хочет все, что есть в Царьграде достопримечательного, а в особенности – храмы, посвященные Иисусу Христу.
На другой день император прислал к ней ученых людей, чтобы те сопровождали ее в прогулках по городу и показали бы ей, как писал потом сам Константин Багрянородный, «церковную красоту, и палаты золотые, и в них собранные богатства, золото и шелка и драгоценные камни, и Страсти Господни: венец и гвозди, которыми Иисус Христос был прибит ко кресту».
Главный царьградский храм – храм Святой Софии – Божьей премудрости – восхитил и поразил Ольгу, как не поражало ее ничто за всю ее жизнь. Своды, уходящие под самые небеса, многоцветные росписи, на которых христианский бог и его святые представали, словно живые, свет тысячи свечей из самого лучшего, белого воска, пение, слаще которого и представить себе невозможно, – Ольга была ошеломлена и зачарована этой красотой. Она почувствовала, что в душе у нее загорается свет, подобный свету тысячи свечей, и сказала себе: «Я хочу быть христианкой».
Патриарх, узнав о ее желании, обрадовался и долго рассказывал ей об Иисусе Христе, а она слушала.
И вот был назначен день крещения. Накануне император пригласил Ольгу во дворец к обеду. Ольге объяснили, что сидеть за одним столом с императором – великая честь, которой до нее не был удостоен никто из иноземцев.
После обеда за отдельным позолоченным столом для императора и его семьи – сына с женой, дочерей и внучки – были поданы сласти на блюдах, украшенных жемчугом. Император усадил Ольгу рядом с собой и сказал ей:
– Ты прекраснейшая и мудрейшая из всех женщин на земле и достойна быть императрицей. Согласна ли ты разделить со мною трон?
Ольга пришла в смятение. Согласиться значило навсегда потерять независимость – и свою, и всей Русской земли, ибо, взяв ее в жены, император получил бы Русскую землю за ней в приданое, отказать же Константину Багрянородному означало рассориться с могущественной державой и навлечь на себя и на свою землю многие беды.
Но не зря назвал император Ольгу мудрейшей из женщин. Она опустила глаза и сказала:
– Я согласна, но есть у меня условие: ты должен присутствовать при моем крещении и стать моим крестным отцом.
На другой день был совершен обряд святого крещения, Ольга стала христианкой и была наречена христианским именем Елена. Обряд совершил патриарх, а воспринял новокрещеную от купели император.
Но когда Константин Багрянородный, преисполненный радости, напомнил Ольге о ее обещании стать его женой, она печально ответила:
– Увы, государь, это невозможно. Я узнала, что по христианскому закону крестный отец не может жениться на своей крестной дочери. Если бы мне было известно об этом вчера, я никогда бы не стала просить тебя воспринять меня от купели.
Император был раздосадован, но поделать ничего не мог.
Ольга стала собираться домой. На прощание император сделал ей и ее свите богатые подарки: самой Ольге двести золотых монет, сопровождавшим ее знатным женщинам – по двенадцать, прислужницам – по шесть. А патриарх, прощаясь с русской княгиней, торжественно произнес: «Благословенна ты среди русских князей, ибо возлюбила свет, а тьму оставила. Благословят тебя сыны русские до последних родов внуков твоих».
И вот попутный ветер снова надувает паруса Ольгиных кораблей. Кроме свиты и дружины с Ольгой на Русь ехал грек-священник, которого патриарх определил ей в духовники.
* * *Когда Ольга вернулась на Русь, ей захотелось навестить родные места – Псковскую землю, в которой жила она до замужества и не бывала уже много лет. И вот с малой дружиной и в сопровождении духовника, который теперь был при ней всегда, пустилась она в путь. После яркой, солнечной Греции с особой силой почувствовала Ольга суровую красоту Русского Севера – хвойных лесов, серых скал, широких, холодных рек. Вот и река Великая, на которой прошли Ольгино детство и ранняя юность.
День был ветреный, по небу быстро неслись рваные облака, шуршал, качаясь, прибрежный камыш. Ольга на коне выехала на каменный мыс и остановилась у самой воды. И вдруг увидела, как в небе над рекой загорелись три золотых луча, протянулись до самой земли и сошлись перед ней на каменном мысу.
Княгиня, изумленная и восхищенная этим чудесным видением, повернулась к духовнику и спросила:
– Отче, можешь ли ты объяснить, что это означает?
Духовник ответил:
– Не иначе Господь благословил это место, и здесь надлежит поставить храм Божий.
Тут же распорядилась Ольга, чтобы на каменном мысу заложили церковь во имя Живоначальной Троицы. Едва закончены были работы, рядом с ним из-под земли забил светлый ключ, который люди сразу прозвали Ольгиным.
После этого решила Ольга объехать всю Русскую землю, и везде, где случилось ей побывать, возводила она храмы и рассказывала людям об Иисусе Христе. Многие, узнав, что княгиня их теперь христианка, тоже принимали святое крещение, но никого Ольга не заставляла креститься силой.
Вернувшись в Киев, она приказала построить возле княжьего дворца деревянную церковь, посвятив ее, как в Царьграде, Софии – Божьей премудрости, и каждый день усердно там молилась.
Для того чтобы христианская вера распространилась и укрепилась на Руси, нужны были священники. Ольга могла бы попросить императора Константина Багрянородного прислать из Греции опытных священнослужителей, но она опасалась, что император все-таки затаил на нее обиду, и предпочла обратиться с просьбой к германскому королю Оттону I. Христианская церковь тогда еще не разделилась на Восточную и Западную, и германский король, желавший наладить связи с обширным и сильным Русским государством, охотно отправил в Киев епископа Адальберта, монаха из монастыря Святого Максимина в городе Трире, и с ним нескольких священников, хотя сам Адальберт не хотел ехать в далекий неведомый край и воспринял свое назначение как наказание. Этот мрачный монах с выбритой на макушке тонзурой, не знавший ни слова по-русски и посматривающий на свою паству с неприязнью и опасением, не понравился киевлянам, и Адальберт вынужден был поспешно вернуться на родину, где заявил, что «русы – ожесточенный народ, свирепый видом и неукротимый сердцем – изгнали его из своих пределов, презрев благовествовавшего Евангелие мира». Вместе с ним покинули Русь и остальные немецкие священники.
* * *Меж тем сын Ольги, князь Святослав, достиг совершенных лет. Был он не слишком высок ростом, но коренаст и широкоплеч, носил длинные усы, а голову брил наголо, оставляя лишь на темени длинный оселедец. Воспитанный воеводами Асмудом и Свенельдом, превыше всего в жизни ценил он воинскую отвагу и военную удачу. Уже первые его военные походы были победоносны: он разгромил могущественный Хазарский каганат, одолел волжских булгар, подчинил своей власти многочисленные племена славян-вятичей, обитавших в лесном краю, куда не решались вступить ни отец его, князь Игорь, ни сам Вещий Олег. В Киев Святослав возвращался лишь на недолгое время и уходил в новый военный поход, предоставив Ольге по-прежнему управлять Русской землей. В поход он никогда не брал с собой обоза, спал на голой земле, подложив под голову седло и укрывшись плащом, питался мясом, зажаренным на костре; чистое поле стало для Святослава истинным домом, а дружина – семьей. В дружинниках видел он братьев, одевался так же, как и они, и только золотая серьга с алым яхонтом и двумя жемчужинами, вдетая в левое ухо, напоминало о том, что он князь, а не простой воин.
Ольга попыталась рассказать Святославу о Христе и убедить его креститься, но он только отмахнулся:
– Если я сделаю это, дружина моя будет смеяться надо мной!
Ольге оставалось только молиться за сына.
По ее настоянию Святослав женился на угорской княжне, имя которой история не сохранила, и та родила двоих сыновей – Ярополка и Олега, но ни жена, ни дети не смогли удержать князя-воина дома.
Святослав был единственным сыном Ольги, однако у нее была еще воспитанница – Малуша, захваченная в плен в младенчестве, которую княгиня воспитала и любила как дочь. Когда Малуша подросла, Ольга сделала ее своей ключницей, вручив ей ключи от всех своих хранилищ и поручив ведать всем дворцовым хозяйством.
В один прекрасный день Ольга заметила, что стан Малуши округлился, и та, после недолгих расспросов призналась, что носит под сердцем ребенка Святослава. Ольга тут же отправила Малушу в село Будутину Весь, где в положенный срок родился третий сын Святослава, получивший имя Владимир.
Ольга взяла его во дворец и стала воспитывать вместе со старшими внуками.
А Святослав со своей дружиной в это время воевал в землях болгар. Захватив целых восемьдесят болгарских городов, он решил поселиться в завоеванной земле, а болгарский город Переяславец на берегу Дуная сделать своей новой столицей, вместо древнего Киева. Приняв такое решение, он объявил:
– Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае. Здесь середина земли моей, сюда отовсюду стекаются богатства: из Греции – золото, шелка и вина, из Чехии и из Угрии – серебро и кони, из Руси – меха, воск и мед.
Над Киевом же в это время нависла грозная опасность – к его стенам подступили печенеги и взяли его в осаду. Было их великое множество, они окружили Киев со всех сторон, так что нельзя было ни выйти из города, ни войти в него.
Ольга приказала зажечь на башнях сигнальные огни, чтобы увидели их на заставах, и вскоре с застав прискакали к Киеву воины во главе с воеводой Претичем. Они встали на другом берегу Днепра, откуда хорошо был виден осажденный Киев, но не отваживались прорваться сквозь кольцо врагов. А в Киеве меж тем начался голод. Ольга велела раздавать пищу из княжеских припасов, но скоро и им пришел конец.
Тогда решили киевляне: надо дать знать воеводе Претичу, что силы их на исходе и если не придет он со своими воинами к ним на помощь, то неминуемо придется сдать Киев врагу. Но кого послать с вестью? Кто сумеет выбраться из города и переправиться на другой берег Днепра?
И вдруг один отрок сказал:
– Я проберусь к воеводе!
Взял он конскую уздечку, спокойно вышел из города и пошел через печенежский лагерь, спрашивая у всех: «Не видали ли вы моего коня?» Отрок умел говорить по-печенежски, и печенеги принимали его за своего.
Так дошел он до берега Днепра, прыгнул в воду и поплыл. Тут печенеги поняли, что их провели. Начали они стрелять в отрока из луков, да, по счастью, ни одна стрела не попала в цель.
На другом берегу заметили отрока, вышли ему навстречу на ладье и отвезли к воеводе Претичу. Сказал отрок:
– Если завтра вы не придете на помощь городу, то его возьмут печенеги.
Задумался воевода Претич. Опасно идти с малыми силами против силы большой. Но если узнает князь Святослав, что оставили они на милость печенегов старую княгиню Ольгу и маленьких княжичей, то не сносить ему, воеводе, головы. И на другой день приказал он идти на приступ.
Ранним утром, еще до рассвета, двинулись русские воины на ладьях по Днепру, громко трубя. А люди, бывшие в Киеве, стали так же громко кричать. Услыхали печенеги трубные звуки и многоголосый крик, решили, что это пришел сам князь Святослав с несметным войском, испугались и отступили от города. Однако не ушли далеко, а встали на реке Лыбеди.
И сказала Ольга:
– Скоро они поймут, что невелики наши силы, и снова подступят к городу. Надо послать гонца к сыну моему, князю Святославу, пусть придет он сюда и прогонит неприятеля.
Киевляне ответили:
– Верно ты говоришь, княгиня. Если князь Святослав не явится к нам на выручку, ждет нас погибель. Посылай гонца, госпожа.
Ольга сказала:
– Пусть знает Святослав, что не я одна зову его на помощь, а весь Киев, вся Русская земля, про которую он совсем позабыл.
И написали киевляне князю Святославу такое письмо: «Ты, князь, чужой земли ищешь и блюдешь ее, от своей же отрекся. Едва не взяли нас печенеги вместе с твоей матерью и детьми. Если не придешь, не оборонишь нас, то опять возьмут. Неужели не жалко тебе ни отчины своей, ни матери-старухи, на детей малых?»
Письмо вручили гонцу, и тот ночью, под покровом тьмы, тайно выехал из ворот и поскакал в Болгарскую землю.
Святослав, прочитав письмо, потемнел лицом. Немедля поднял он свою дружину и устремился в Киев. Отогнали воины Святослава печенегов далеко в степи, а Святослав предстал перед матерью.
Ольга вывела к нему троих его сыновей. Княжичи, отвыкшие от отца, дичились и не решались подойти к Святославу.
– Видишь, – упрекнула его Ольга, – ты так давно не был на родной земле, что сыновья твои забыли тебя.
– Ничего, – ответил Святослав. – Дружина моя торопит меня в новый поход. Завтра мы выступаем. Из добычи, которая достанется нам в этом походе, самое лучшее привезу я в подарок тебе и сыновьям.
– Как? – воскликнула Ольга. – Ты хочешь покинуть нас так скоро? Посмотри: я уже стара и жизнь моя близится к концу. Дождись моей кончины, а там – ступай куда хочешь.
И старая княгиня ушла в гневе.
Святослав устыдился и остался дома. Три месяца спустя княгиня Ольга умерла. «И плакали по ней, – записал летописец, – плачем великим сын ее и внуки и все люди».
Основным источником сведений о княгине Ольге является Повесть временных лет – летопись, составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором на рубеже XI и XII веков, в которой биография прославленной правительницы предстает в виде стройного и увлекательного повествования: брак юной Ольги с Игорем, месть за убитого мужа, самостоятельное правление, поездка в Константинополь для принятия крещения, конфликт с сыном и праведная кончина.
Тем не менее целый ряд фактов вызывает у ученых-историков сомнения и споры.
Прежде всего до сих пор нерешенным остается вопрос о происхождении Ольги. В Повести временных лет кратко сообщается, что Олег «в лето 6411 (то есть в 903 году) /…/ приведоша ему /Игорю/ жену от Пскова, именем Ольга».
Псковский книжник XVI века инок Варлаам, автор Жития княгини Ольги, пытался найти сведения о ее семье, однако, по его собственным словам, «об имени же отца и матери писания нигде не нашел». Тем не менее он утверждал, что произошла княгиня «от языка варяжского». Хотя вопрос о том, кого на Руси называли варягами, также является спорным. Многие исследователи считают, что род Ольги пошел из Скандинавии и ее имя Ольга тождественно скандинавскому Хельга, однако есть немало сторонников и славянского происхождения княгини. Веским доводом в пользу последнего мнения является то, что своему единственному сыну Ольга дала чисто славянское имя – Святослав.
Романтическая история о том, что Ольга была простолюдинкой, пленившей князя своей мудростью и добродетелью, содержится в «Степенной книге царского родословия», составленной в середине XVI века протопопом московского Благовещенского собора Андреем, но она, скорее всего, является выдумкой – подобный сюжет часто встречается в фольклоре.
Внучкой Гостомысла Ольгу назвал историк XVIII века В.Н. Татищев, сославшись на Иоакимовскую летопись, которая впоследствии была утрачена. Но поскольку этой летописи никто, кроме Татищева, не видел, многие историки призывают относиться к сообщаемым им сведениям с осторожностью.
Большие разногласия вызывают и даты, относящиеся к основным событиям жизни Ольги. Повесть временных лет сообщает, что она вышла замуж за Игоря в 903 году. Исходя из этого можно предположить, что родилась она в конце 880-х годов. Но, согласно той же Повести временных лет, в 945 году, когда был убит князь Игорь, ее сын Святослав был малым ребенком – «бе детеск», стало быть, он родился около 940 года, то есть почти через сорок лет после вступление в замужество, что маловероятно, и если бы имело место в действительности, то несомненно было бы оговорено как событие из ряда вон выходящее. Так что какая-то из этих дат является ошибочной (ошибку мог допустить и сам Нестор, и позднейшие переписчики, поскольку Повесть временных лет до нас дошла только в списках). Сейчас различные историки называют даты рождения княгини Ольги в интервале от 890 до 925 годов.
Повесть временных лет была составлена через полтора века после смерти княгини, и к тому времени ее личность обросла легендами, поэтому некоторые исследователи считают легендарным рассказ о мести Ольги за убитого мужа. Однако автор монографии «Княгиня Ольга» А.П. Богданов достаточно убедительно доказывает, что эта месть была продуманным политическим актом: сознательно уничтожив древлянскую военно-административную верхушку – «мужей нарочитых», Ольга предотвратила войну, и спасла Киев от подчинения древлянскому князю (впрочем, это произошло бы и в случае ее согласия выйти за князя Мала замуж), и получила возможность заняться обустройством своей земли. Установление Ольгой фиксированной дани и создание пунктов ее сбора стало принципиально новым шагом в процессе формирования государственности на Руси. А.П. Богданов утверждает, что результатом деятельности Ольги стало «установление мира и правовой системы», и далее делает решительный вывод: «Русь как государство была создана Ольгой».
Чрезвычайно важным событием в русской истории стало крещение Ольги. Хотя оно еще не повлекло за собой массовой христианизации Руси, но указало к ней путь. «Была она предвозвестницей христианской земле, как заря перед рассветом», – говорится об Ольге в Повести временных лет.
Согласно Нестору, крещение Ольги произошло в 955 году, однако, по другим данным, более вероятным является 957 год. Именно эта дата принята сейчас в официальной науке.
Кроме того, существует версия, что Ольга окрестилась на Руси и в Константинополь приехала уже христианкой с дипломатической миссией.
О том, как в Константинополе принимал Ольгу император Константин Багрянородный, рассказал он сам в трактате «О церемониях», причем отмечает, что «архонтиссе Россов» были оказаны исключительные почести: ей была дана привилегия не падать ниц перед императором, она сидела в его присутствии, была приглашена к столу вместе с императорской семьей.
Однако содержащийся в Повести временных лет рассказ о том, что Константин Багрянородный предложил Ольге стать его женой, но она ловко уклонилась от нежелательного предложения, явно легендарен. Во-первых, император был тогда женат, а во-вторых, он наверняка прекрасно знал, что крестный отец не может жениться на своей крестнице. Скорее всего, летописец Нестор пересказал народное предание, слышанное им в изустном изложении. В пользу такого предположения говорит употребленное им просторечное словечко «переклюкать» – «перехитрить». «И рече царь, – говорится в Повести временных лет, – „Переклюкала мя еси Ольга“». Но, как известно, всякое народное предание при помощи вымышленных фактов передает глубинные, реальные исторические процессы. При Ольге Русь обрела небывалую прежде мощь и силу, причем не путем завоевательных походов (единственной войной во время правления Ольги было взятие ею древлянского города Искоростеня), а путем внутреннего обустройства, при ней Русь вышла на международную арену, «королева ругов» с уважением упоминается в германской хронике. Брак с византийским императором означал бы подчинение Руси Византии, и, стало быть, суть легенды заключается в отстаивании Ольгой независимости Руси, что в полной мере соответствует исторической правде.
Ольгу начали почитать как святую вскоре после ее смерти. Внук Ольги, князь Владимир, перенес ее мощи в построенную им церковь Богородицы в Киеве. Согласно Житию, тело ее оставалось нетленно, и перед истинно верующим христианином в крышке ее гроба появлялось окошко, сквозь которое было видно лицо княгини Ольги, «светящееся яко солнце». Однако официально она была канонизирована в XIII веке, а в 1547 году причислена к лику равноапостольных.
Память о княгине Ольге глубоко вошла в народное сознание. На Псковщине, близ села Выбуты, где, по преданию, она родилась, река Великая расходится на два рукава, один из которых до сих пор носит название «Ольгины ворота», а другой – «Ольгины слуды» (слуд – подводный камень). Там же из скалы вытекает Ольгин ключ, водой из которого в юности якобы умывалась Ольга, сейчас этот ключ считается целебным, помогающим от глазных болезней. Имеется также Ольгин колодец, а в лесу долгое время стоял Ольгин камень, на котором отпечатался след ее ноги, но в 1930-х годах, когда в Выбутове была снесена церковь, местные жители стали ходить молиться к Ольгиному камню, после чего власти его взорвали. Сейчас на месте, где он стоял, установлен памятный знак.
Показательно, что поверья, связанные с княгиней Ольгой, продолжают возникать и сейчас. В последнее время появилось поверье, что в ночь с 23 на 24 июля близ Ольгиного колодца можно увидеть ее невидимый в другое время дворец.
Слезы Гориславы
Рогнеда
Великий князь Святослав Игоревич еще при жизни разделил Русь между тремя своими сыновьями. Старшему, Ярополку, назначил он Киев, среднему, Олегу, – Древлянскую землю, младшему, Владимиру, – Новгород.
Ярополк Святославич был еще очень молод и по молодости своей не обладал твердостью, необходимой для успешного правления. При нем от Киева начали отделяться присоединенные прежде земли: сначала отложились радимичи, затем – обширное и богатое Полоцкое княжество.
Главным воеводой у Ярополка Святославича был старый, убеленный сединами Свенельд. Однажды младший сын Свенельда по имени Лют охотился в лесу и, увлеченный погоней за зверем, не заметил, как пересек границу Древлянской земли и оказался во владениях князя Олега. А тот как раз охотился со своею дружиной. Разгневался князь Олег, увидев чужака в своем княжьем лесу, где было запрещено охотиться всем, кроме него, и приказал Люта убить.
Старый воевода Свенельд, узнав о гибели сына, впал в великую горесть и поклялся отомстить убийце. Но был он уже не в тех летах, чтобы одолеть врага силой, и поэтому решил действовать хитростью.
Пришел он к Ярополку Святославичу и сказал:
– Княже, брат твой, Олег, владеет обширной землей. Если ты пойдешь войной против него и победишь, то земля эта станет твоей.
– Как же пойду я войной на брата? – воскликнул Ярополк Святославич. – Ведь эту землю отдал ему во владение наш отец!