Полная версия
Уроки оптимизма. Сила позитива в преодолении депрессии
Как при строительстве дома сначала необходим экскаватор, чтобы вырыть фундамент, и только потом молоток и гвозди, чтобы построить стены, так и для создания надежды потребуются различные инструменты.
И строителям дома, и строителям надежды одинаково нужен план, которым они будут руководствоваться. Концепция надежды основана на том факте, что мы можем влиять на свое будущее.
Психология меняет фокус: от работы с прошлым к созданию будущего
В 1960-х годах Мартин Селигман[7] предположил, что чувство беспомощности и поражения в одной ситуации приводит к чувству беспомощности в других, вызывая симптомы депрессии. Изначально Селигман со Стивом Майером изучали, как животные справляются с шоком и почему им сложно преодолеть шок, вызванный неконтролируемыми неприятными событиями. В результате этих исследований появился термин «выученная беспомощность», который впоследствии стал употребляться применительно к ситуациям, когда бездействие вызвано основанной на прошлом опыте реальной или предполагаемой невозможностью контролировать результат. В 1960-х годах уровень знаний и технологий не позволял исследовать нюансы работы мозга, поэтому считалось, что депрессия является следствием выученной беспомощности. Исследования Селигмана и его теория о причинах депрессии преобладали в психологии – до сегодняшнего дня.
В ходе наблюдений, которые проводили те же исследователи в течение следующих пятидесяти лет, выяснилось, что их изначальная теория неверна. Как только они смогли воспользоваться новыми наработками когнитивной психологии и биохимии, то поняли, что «бездействие как реакция на шок не является выученным. Это встроенная, не приобретенная реакция на длительные нежелательные события… которая, в свою очередь, не позволяет выйти из неприятной ситуации»[8]. Более глубокое понимание заставляет нас смотреть вперед, чтобы обрести контроль, а не назад, пытаясь забыть о том, что произошло.
Новые открытия объясняют, как неприятные события по умолчанию заставляют чувствовать тревогу и оцепенение. Когда длительное время происходит что-то плохое, мы эволюцией запрограммированы остановиться. Мы становимся пассивными, поскольку она снабдила нас механизмом отключения от происходящего, чтобы сохранить энергию в сложных обстоятельствах.
Применительно к надежде это означает, что выйти из кризиса помогает способность предвосхищать, определять и контролировать будущее. Концентрируясь на том, что можно сделать, вместо того чтобы думать о прошлом, мы обретаем надежду. Как говорят сами исследователи: «Мы полагаем, что решающее значение в терапии имеет ожидание лучшего будущего»[9].
Это имеет прямое отношение к тому, откуда приходит надежда. Мотивация зависит от того, насколько хорошо мы представляем себе то, чему еще предстоит случиться. Концентрация на том, что уже произошло, заставляет жить в темноте. Сосредотачиваясь на возможностях, мы выходим к свету. Нейронный путь, открытый Майером и Селигманом и отвечающий за прогнозирование будущего, называется цепью надежды, что вполне отражает действительность.
Значение надежды в нашей жизни
Согласно определению Мартина Селигмана, «отца позитивной психологии», надежда – это ожидание, что неприятные события носят специфический, временный характер и являются обратимыми. Другие исследователи, например Чарльз (Рик) Снайдер и Дженнифер Чивенс[10], считают, что надежда предполагает, что мы знаем, как достичь своих целей, и обладаем волей к изменениям или мотивацией, чтобы к ним прийти. Некоторые, в частности Барбара Фредриксон, воспринимают надежду как исключение из общего правила: в отличие от других положительных эмоций, она проявляется только тогда, когда человек попадает в трудные или как минимум неопределенные обстоятельства[11]. Исследователи-медики, например Кайя Херт[12], обнаружили, что надежда зарождается, когда человек располагает достаточной поддержкой.
Единой теории надежды так и не появилось. Открытия исследователей напоминают притчу о трех слепцах, которые держатся за разные части слона и пытаются описать, как он выглядит: каждое по отдельности определение является точным, однако неполным. Поэтому я решил собрать разрозненные фрагменты разных теорий надежды в одно целое. В итоге у меня получился набор инструментов, которые помогут создать это чувство.
Люди с высокой степенью надежды отличаются большой волей к изменениям, высоким уровнем энергии и мотивации, чтобы осуществить перемены. У них есть представление и варианты, как это сделать. Когда возникают препятствия, они легко находят новые пути. Такие люди одновременно находчивы и жизнерадостны – именно к этому мы и будем стремиться.
Надежда не отрицает негативных эмоций
По поводу надежды существуют распространенные заблуждения, о которых я хотел бы поговорить в этой главе. Вот первое:
Миф № 1. Надежда – это полностью положительное чувство.
Факт. Надежда – это единственная из положительных эмоций, которая возникает в контексте негативных переживаний или неопределенности.
Чтобы проявиться в полную силу, надежде необходимы неприятные события – препятствия, неудачи и разочарования, в которых содержатся эмоциональные компоненты для роста[13]. История психологии многому научила нас в том, что касается подавления эмоций. Причина бурного развития позитивной психологии как отдельного направления заключается в том влиянии, какое положительные эмоции оказывают на негативные. С помощью конкретных инструментов, помогающих запустить и усилить положительные эмоции, мы можем ослабить хватку, с которой негативные эмоции удерживают нас в своей власти.
Надежда является уникальным состоянием, поскольку появляется на стыке положительных и негативных переживаний. Как вы скоро узнаете, она возникает в цепочке решений по поводу того, как мы относимся к неудачам и взаимодействуем с миром. Надежда – это семечко, посаженное в грязь нашей жизни, которое обязательно найдет путь к свету.
Практика. Мысли, которые вас сдерживают
Одним из главных признаков депрессивного мышления являются навязчивые мысли. Привычное колесо повторяющихся мыслей втягивает нас в нисходящую спираль и крадет необходимую для трансформации энергию. В ходе нашей работы над изменением мировоззрения, рождающего надежду, предлагаю записывать эти мысли. Они сдерживают вас, поэтому определить их – значит сделать первый шаг к тому, чтобы их изменить. В данный момент вам не придется с ними разбираться, однако будет интересно узнать, с чем предстоит иметь дело.
Подумайте о том, чего вы хотите или чего хотели раньше и что мешало прийти к цели. Где вы застряли? Возьмите дневник и запишите это прямо сейчас. Хотите – верьте, хотите – нет, когда мы просто выписываем на бумагу то, что нас беспокоит, это имеет целительный эффект. Пока осваивайте инструменты для изменения навязчивых мыслей, а позже, в главе 6, мы к ним вернемся.
Небольшие усилия, которые помогут активировать надежду
Надежда – не то чувство, когда мы стремимся к чему-то, но не можем осуществить. Она подразумевает способность влиять на события.
Миф № 2. Вы либо испытываете надежду, либо нет.
Факт. Надежду можно активировать и поддерживать.
Доказано, что, когда мы находим простые способы почувствовать себя лучше, чувство надежды активируется – это значит, что им можно управлять, его можно улучшать и поддерживать[14]. Судя по всему, чем меньше негативных эмоций мы испытываем, тем выше уровень надежды[15].
Это меняет правила игры, формируя совершенно другое понимание, как наполнить надеждой жизнь. Вместо того чтобы ждать, когда надежда появится и будет нас мотивировать, мы можем прямо сейчас активировать ее и начать лучше ее осознавать. У нас есть все ресурсы для того, чтобы активировать надежду, применяя определенный подход, чтобы делать лучший выбор.
Ваша депрессия возникла неслучайно, у нее есть конкретные причины. Обычно она вырастает из беспокойства, а мы, люди, просто созданы для того, чтобы беспокоиться. Однако, зная, из-за чего, как часто и когда вы беспокоитесь (а эти моменты индивидуальны), и научившись менять свои привычки, вы сможете освободиться из ловушки негативных переживаний и поднять себе настроение. Все начинается с того, что вы начинаете замечать свою склонность обращать больше внимания на негативные, а не на позитивные события.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
E.P.Torrance, “The importance of falling in love with ‘something,’” Creative Child & Adult Quarterly, 8 (2) (1983) 72-78.
2
A. Maslow, Toward a Psychology of Being (New York: D. Van Nostrand Company, 1968).
3
K.Sim, W.K.Lau, J.Sim, M.Y.Sum, and R.J.Baldessarini. “Prevention of Relapse and Recurrence in Adults with Major Depressive Disorder: Systematic Review and Meta-Analyses of Controlled Trials,” The International Journal of Neuropsychopharmacology 19(2) (2015), https://dash.harvard.edu/bitstream/handle/1/26318628/4772815.
(Частота рецидивов составляет более 85 % в течение десяти лет после установленного депрессивного эпизода и в среднем около 50 % и более в течение шести месяцев после подтвержденной клинической ремиссии, если первоначально эффективное лечение не было продолжено).
4
S.L.Burcusa and W.G.Iacono, “Risk for Recurrence in Depression,” Clinical Psychology Review 27(8) (2007): 959-985, https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2169519/pdf/nihms34016.pdf
«По меньшей мере у 50 % тех, кто выздоравливает после первого депрессивного эпизода, в течение жизни происходит один или несколько повторных эпизодов, и примерно у 80 % тех, у кого в анамнезе было зафиксировано два эпизода, случается повторный рецидив».
5
T.Rashid and M.P.Seligman, Positive Psychotherapy: Clinician Manual (Oxford University Press, 2018).
6
G.A.Fava and C.Ruini, “Development and Characteristics of a Well-Being Enhancing Psychotherapeutic Strategy: Well-Being Therapy,” Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry 34 (2003): 45-63.
(В статье описываются основные характеристики и технические особенности новой психотерапевтической стратегии – терапии благополучия. В работе изложена история ее разработки, структура, ключевые концепции и технические аспекты).
7
M.E.P.Seligman, “Positive Psychology: A Personal History,” Annual Review of Clinical Psychology 15(1) (2018): 23, http://www.annualreviews.org/doi/full/10.1146/annurev-clinpsy-050718-095653.
8
S.F.Maier and M.E.Seligman, “Learned Helplessness at Fifty: Insights from Neuroscience,” Psychological Review 123(4) (2016): 349-367, https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pcm/articles/PCM4920136/.
9
Там же.
10
J.S.Cheavens, J.E.Heiy, D.B.Feldman, C.Benitez, and K.L.Rand, “Hope, Goals, and Pathways: Further Validating the Hope Scale with Observer Ratings,” The Journal of Positive Psychology 14(4) (2019): 452-462.
11
B.L.Fredrickson, “Positive Emotions Broaden and Build,” in Advances in Experimental Social Psychology, 47, ed. P.Devine and A.Plant (Burlington, MA: Academic Press, 2013): 1-53.
(Всесторонний и актуальный обзор пятнадцатилетней исследовательской программы по теории расширения и укрепления положительных эмоций.)
12
K.Herth, “Abbreviated Instrument to Measure Hope: Development and Psychometric Evaluation,” Journal of Advanced Nursing 17(10) (1992): 1251-1259.
(Целью этого исследования была разработка и психометрическая оценка быстрого способа оценки надежды у взрослых в клинических условиях.)
13
B.L.Fredrickson, “Positive Emotions Broaden and Build,” in Advances in Experimental Social Psychology, 47, ed. P.Devine and A. Plant (Burlington, MA: Academic Press, 2013): 1-53.
14
C.J.Farran, K.A.Herth, and J.M.Popovich, Hope and Hopelessness: Critical Clinical Constructs (Thousand Oaks, CA: Sage Publications, Inc., 1995).
(Эта книга является результатом двадцатисемилетней коллективной работы по теме надежды и безнадежности, с акцентом на позитивные аспекты надежды и ее связь со здоровьем.)
15
B.L.Fredrickson, “The Role of Positive Emotions in Positive Psychology: The Broaden-and-Build Theory of Positive Emotions,” The American Psychologist 56(3) (2001): 218-226.
(Теория расширения и укрепления утверждает, что проживание положительных эмоций расширяет текущий репертуар мыслей и действий людей, что, в свою очередь, способствует укреплению их устойчивых личных ресурсов – от физических и интеллектуальных до социальных и психологических.)