Полная версия
Записи-1. Избранное из ФБ, 2014–2018
Напоминаю о сих, вот же мол и враги, о них и молитесь.
Внезапно захихикала, как-то почти кокетливо, зарумянилась, блеснула на меня голубёхонькими глазками: «Да ну!… Какие это враги. Это ж наши всё, деревенские… прости их, Господи»
07.07.2015Написал в поисковике «преждеседания на сонмищах»; яндекс подумал и предположил, что, может быть, я искал «прежние создания на сонмищах».
08.07.2015Передо мной – пара полок с книжками, которые, сопроводив автографами, дарили мне участники моей передачи «Поэзия. Движение слов» на радио «Культура» в течение трёх почти лет…
Компендиум современной российской изящной словесности.
08.07.2015Пётр и Павел: совершенно разные, пролетарий и интеллигент, – но Христос общий.
И общий опыт: победить зло злом – невозможно, защитить Бога мечом, заставить уверовать в Него, побивая еретиков камнями – никак.
12.07.2015Сейчас во многих храмах – динамики установлены; и микрофоны разные – одни стационарные, другие переносные – на аналой приделаны (с которого что-то читается), или маленькие такие, на зажиме – цепляют на облачение (когда служащий выходит, например, на проповедь) и т. д.
Рассказали чин на прицепление к облачению священника микрофона:
Диакон: – Благослови, владыко, микрофон.
Священник, знаменуя микрофон именословным перстосложением: – Благословен Бог наш… и проч.
Диакон: – Во всю землю изыде вещание твое, и в концы вселенныя глаголы твоя.
(Акустика!… а как без акустики. Вон ап. Павел проповедовал в Троаде при плохой акустике, один слушатель уснул, упал и расшибся…).
13.07.2015Слова напитаны множеством смыслов; они порой – видится – разбухают от них, разваливаются, как советских общепитовских времён бумажные стаканчики, переполненные влагой… Так и со словом «послушание»: кто-то в него вкладывает смысл инфантильный, а кто-то – взрослый, ответственный, тот, о котором говорили преподобные отцы, отдавшие себя Богообщению, канувшие в «тёмную ночь» и вернувшиеся оттуда, те, к чьему опыту мы (ну, не все «мы», но многие) даже прикоснуться не очень можем, только разве присмотреться…
14.07.2015Из рубрики «Частное мнение» на радио «Вера»:
О ШУТКЕ
Если спросить первых встреченных на улице прохожих: «Скажите, какими вы представляете православных верующих и служителей Церкви?», то наверняка многие скажут: «Люди эти всегда одеты в чёрное, говорят только о покаянии, грехах, адских муках и тому подобных скорбных вещах, они всегда серьёзны, пафосны и никогда не шутят».
Откуда у обывателей такое представление о Церкви и верующих? Ну, во-первых, мы сами, именующие себя православными, чего греха таить, нередко даём им повод, когда являем собою примеры недоброжелательства к инакомыслящим, неумения вести с ними диалог, нетерпимости, нелюбви, осуждения ближних. А во-вторых, такова сама природа юмора: юмор всегда снижает градус пафоса, принижает нечто возвышенное. А ведь Церковь Христова – самое возвышенное из всего, что есть в нашей жизни, все представления о высоком, небесном, о главных смыслах бытия, в нашей культуре происходят из христианства. Разве могут христиане шутить? Не оскверняют ли они, не умаляют ли тем самым величие Христа и Церкви?
Без сомнения, способность смеяться дана человеку самим Богом. Добрая шутка порой спасает человеку жизнь, мы знаем тому немало примеров, об этом свидетельствовали люди, прошедшие войну, лагеря, имевшие опыт тяжелой болезни, суровых жизненных испытаний. Шутка имеет терапевтический эффект: действуя как жаропонижающее на воспалённые чувства, снижая пафос ситуации, она способна человеку, впавшему в отчаяние и не видящему выхода из тупика, указать этот выход, дать понять, что мир широк, а жизнь – гораздо больше, чем видится нашему воображению, загнанному в угол отчаяньем, страхом, тревогой, потерявшему веру в лучшее. Сам Бог обладает чувством юмора – достаточно перечитать иные страницы Библии. Есть слова одного христианского писателя: «Вы сомневаетесь, что у Бога-Творца есть чувство юмора? Но взгляните хотя бы на страуса».
Конечно, в шутке, как и во всём, важно чувство меры. Если шутка причиняет кому-то боль, вместо разрядки напряжённости увеличивает её, переходит в бессмысленный стёб, зло издевается над чьей-то святыней, то она из лекарства обращается в яд. Есть хороший христианский признак того, доброкачественна ли шутка: это – умение посмеяться над самим собой, над своими предрассудками, страхами, обидами, над преувеличенным самомнением. Такой шутки, обращённой на самого себя, не выносят наши грехи, прежде всего – наша гордыня, такая шутка для неё – как жгучий йод для воспалённой ранки. Такая шутка смиряет нас, то есть отрезвляет, возвращает нам реальное вИдение мира и самих себя в этом мире. Не зря сказал один православный человек: «Что такое святость? Это, прежде всего, смирение – плюс чувство юмора».
14.07.2015Сейчас тут о Врубеле зашёл у нас разговор…
Врубель как-то говорил о своём замысле Христа, при росписи Кирилловской церкви в Киеве: «Я хочу, чтобы всё тело его лучилось, чтобы всё оно сверкало, как один огромный бриллиант жизни». Бриллиант жизни, разбитый-расковерканный при падении – об окаменевшее дерьмо рутинного падшего мира… вот это я когда-то увидел в «Демоне» и других его работах.
Вспоминаю стихи Блока о нём:
Как тяжело ходить среди людей И притворяться непогибшим, И об игре трагических страстей Повествовать ещё не жившим. И, вглядываясь в свой ночной кошмар, Строй находить в нестройном вихре чувства, Чтобы по бледным заревам искусства Узнали жизни гибельный пожар!
В среде православных зелотов, конечно, Врубеля почитают едва ли не сатанистом; помню, один из таковых яростно утверждал: «Бог наказал – и в Кирилловском монастыре разместили психушку!…», на что я осторожно ответил: «А если посмотреть так: Бог сжалился – и лечебницу для страдающих душою поместили в монастыре…»
Вот так и смотрим… всяк со своей кочки.
14.07.2015В слове «апокатастасис» мне слышится – «катать».
(«О горе! мы шарам катящимся подобны!…», етс.)
Хотя, как мы знаем, оный Ориген был отлучён от Церкви не столько за свои умствования с идеально сферическими телами, сколько за другое.
14.07.2015предоставьте биографам погребать своих мертвецов
14.07.2015О земных грехах земной церкви…
О том, что обнажать эти грехи пред всем миром – хамов грех, а надо, пятясь спиной не смотря, укрыть.
(С чем я согласен; и так мы и пытаемся делать, правда; и пытаемся…)
– Оххх!… какое страшилище!… а что это у него на пузе – марка что ли прилеплена?…
– Да какая марка… это мы вот пытались прикрыть срам – а он, видите, всё пухнет да пухнет как на дрожжах; а холстиночка-то у нас маленькая.
16.07.2015Чрезвычайно простые слова Паисия Святогорца:
«Благий Бог терпит нас с любовью и никого не выставляет на позор, хотя и знает, как сердцеведец, наше греховное состояние».
А ведь верно.
Знаю по себе.
У меня, например, множество скверных грехов, а Бог их деликатно прикрывает от взглядов людей…
Господи, как бы прикусить язык и иметь сострадание к таким же грешникам, как я.
16.07.2015С днём преподобного Сергия Радонежского!
– И что ты слышал о монашестве?
– Ну как что… известно что. Нету больше монашества; в монастырь приедешь – там суета, стройка, золочение куполов, чёрные головешки – ещё же Серафим Саровский говорил и Игнатий же Брянчанинов, толпы туристов и никакой тебе исихии… В прежние времена ещё, может, было, а сейчас…
– Ну да, ну да… «Был один христианин, и того распяли»… логика знакомая, да. А я вот знаешь как думаю: есть монашество, никуда оно не девалось. Это не монашество изменилось, а цивилизация, внешние обстояния. А так, как было, так оно и есть: молитва – и работа, «корзины-верблюды, верблюды-корзины», ну в смысле, стройка-теплица, паломники-приюты. А молитва – во внутренней келье сердца. Так всегда и было. Снаружи – базар, вокзал, дискотека, палата с ранеными жизнью… а келья, где молитва, и тишина, и минное поле, на котором там и сям вспухают под ногами пузыри земли – внутри.
– Ты думаешь? да ты погляди на этих монахов!… на этих архиереев!…
– А ты там был у них в этой келье сердца? ходил по тому минному полю?
– Не был… Ну так у меня всё это – и своё есть!…
– Ну вот.
– Так такое-то монашество!… это просто такая жизнь ввиду Христа… она у всех есть. Ну, у христиан… Такое-то монашество – оно не только у монахов!…
– Вот именно. Примерно одно и то же.
18.07.2015Вот это —
«Я была всегда с Моим народом там, где Мой народ, к несчастью, был»
– вот это точно про Божию Матерь и Россию…
К несчастью, к позору, – бедная, бедная.
Так ли, иначе ли… Мать детей никогда не бросает, претерпевая от них же – всякое.
21.07.2015Набоков: любовь неспасённого к неспасённым.
(особенно это вижу в «Защите Лужина» и «Приглашении на казнь»).
Вот всё, на что она способна.
А на что ещё способен смертный, небольшой, отчаявшийся человек?…
«Неспасённого»: то ли – «не спасли», то ли – «в гордыне отверг спасение», – этого не знаем; кто исповесть…
О. Александр Шмеман, из дневников (спасибо Елене Дорман за цитату):
«Набокова читаю, словно у меня какие-то личные счёты с ним. Может быть, в том смысле, что я всегда читал его с наслаждением как бы физиологического свойства. Бесконечно „вкусно“. Но чтение это почти как соучастие в каком-то нехорошем деле, и отсюда потребность „катарсиса“, выяснения, что же тут „нехорошо“. По отношению к другим писателям у меня никогда этого чувства не было (русским). Набоков всегда упирается в пустоту. „Отчаяние“: это отчаяние творца, убедившегося, что всё его творчество было заранее, неизбежно, очевидно для всех – кроме него – провалом (но сколько усилий, сколько деталей, чтобы убить этого Феликса, совершить „совершенное преступление“! ). Почему уходит в Россию Мартын? Только для того, чтобы что-то доказать себе, навязать себе подвиг, абсолютно бессмысленный и ненужный».
Очень люблю Набокова.
«красы, укоризны…»
21.07.2015В детской поликлинике – плакат с лозунгом: «Житель всегда прав!»
Мамлеевщиной повеяло…
(Автором лозунга значится губернатор Подмосковья; но не суть).
23.07.2015Слушая в нощи надрывно зундящего над ухом комара, подумал о том, что кровососущий есть никто иной, как «крово-со-сущий» – существующий вместе со мною брат по крови.
29.07.2015Тест в фб: «Узнай имя своего святого покровителя в один клик!»
Первое пришедшее на ум: «Стал он кликать золотую рыбку»…
Стал он кликать своего святого,
В тонком сне святой ему явился, етс.
29.07.2015Сегодня на эскалаторе метро: две тётеньки пенсионного вида, рассуждали, чем отличается акционер от акциониста.
27.07.2014В фейсбуке бывает написано:
«Вы теперь можете отмечать людей в своих статусах и публикациях. Введите @, потом имя друга. Например: «Я и @Иван Иванов вместе обедали».
Я и собака Иван Иванов.
Предивно.
27.07.2015О Мыш! ты, которою
клирики кликают, лаики лайкают… етс
ещё о мышах:
будь котов! – всегда котов!
27.07.2015Уныние – помимо всего, видится мне разновидностью дезертирства.
26.07.2015В ленте фейсбука – реклама художественной мастерской «Паспарту», гласит:
«Творчество – приятный и полезный досуг»
Ннда, подумал я… это как сказать…
26.07.2015Как-то раз одна прихожанка, увидев случайно, как я пришиваю пуговицу к подряснику, пыталась отнять у меня иголку и в отчаянии восклицала: «Батюшка, ну разве можно вам САМОМУ?!!», на что я отвечал: «Священнику дана власть связать и пошить».
(Вязать я не умею, а пуговицу-то чего ж не пришить).
30.07.2015Сколько всяких гаджетов и девайсов изобрело человечество!…
Например, навигаторы.
Помню, ехал однажды в такси (не помню каком, просто поймал путём проголосования. Кстати, употребляется ли теперь сие старинное слово «голосовать» в значении «долго махать рукой на обочине шоссе в попытке остановить машину?»…). Водитель был какого-то среднеазиатского происхождения; наблюдать за ним было чистым удовольствием: он включил навигатор, но нисколько не следовал его указаниям, ехал туда и сюда совершенно по наитию, а с навигатором смачно общался: «Э, ты будиш нас везти или нэт?!…», называя его разными ругательными словами, навигатор же время от времени отвечал ему что-то приятным мужским баритоном.
Благодаря комментарию, оставленному в одном месте одним фб-пользователем, узнал краткую молитву на включение навигатора: «Скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою».
01.08.2015День пророка Божия Илии.
Вот это место из 19 главы 3-й Книги Царств:
«И сказал Господь Илии: «Выйди и стань на горе перед лицом Господа. Господь пройдёт мимо тебя». Затем подул сильный ветер, разрушающий горы и сокрушающий скалы перед Господом. Но Господа не было в ветре! После ветра было землетрясение. Но Господа не было в землетрясении. После землетрясения был огонь. Но Господа не было в огне. После огня был тихий, нежный звук. Когда Илия услышал этот звук, он закрыл лицо своё плащом, вышел и встал у входа в пещеру. Затем голос сказал ему: «Илия, почему ты здесь?»
А по-церковнославянски ещё замечательнее:
«И речé: изы́ди ýтро и стáни предъ Гóсподемъ въ горѣ́: и сé, ми́мо пóйдетъ Госпóдь, и дýхъ вели́къ и крѣ́покъ разоря́я гóры и сокрушáя кáменiе въ горѣ́ предъ Гóсподемъ, [но] не въ дýсѣ Госпóдь: и по дýсѣ трýсъ, и не въ трýсѣ Госпóдь:
И по трýсѣ óгнь, и не во огни́ Госпóдь: и по огни́ глáсъ хлáда тóнка, и тáмо Госпóдь.
И бы́сть я́ко услы́ша илiá, покры́ лицé своé ми́лотiю своéю, и изы́де и стá предъ вертéпомъ. И сé, къ немý бы́сть глáсъ и речé: чтó ты́ здѣ́, илié?»
«Глаз бури» – так называется место в самом центре бури, в котором – тихо… Читаем о нём: «Центральная часть циклона, в которой воздух опускается вниз, имеет название глаза. Если циклон достаточно сильный, то глаз большой и характеризуется спокойной погодой и ясным небом, хотя волны на море могут быть исключительно большими. Глаз тропического циклона обычно правильной круглой формы, а его размер может быть от 3 до 370 км в диаметре, однако чаще всего диаметр составляет примерно 30—60 км. Глаз у крупных зрелых тропических циклонов иногда заметно расширяется вверху, это явление получило название „эффекта стадиона“: если наблюдать изнутри глаза, его стена напоминает по форме трибуны стадиона».
Видится так: вся эта буря – это примета приближения идущего Бога; но Его Самого в ней нет, Он – в тихом веянии прохлады, в нежном голосе тишины, в гласе хлада тонка. В самом центре. Бог словно бы входит в мир, как решительный и властный Пловец – в воду стоялого пруда, создавая вокруг себя движение, волны, колебания ряски и всего, что плавает поверх и в толще, наводя ужас на головастиков, побелевшими от страха губами судорожно произносящих обрывки оставшихся в небольших их мозгах молитв, переворачивая вечносуетных водомерок лыжами вверх, обрывая корни кувшинок, вознося и низвергая щепки, палые листья, донный устоявшийся сор… Но Сам Пловец – милость, мир и смысл; Сам Он – глас хлада тонка, тишина в центре возмущения и колебания таких, по видимости, устоявшихся основ пруда. Пловец не просто так вошёл в воду: Он ищет утопающего, Он спасает.
Нам ли плакать и молить Тебя, Господи, чтоб входил Ты в нашу стоялую воду как-нибудь поаккуратнее и не пугал нас!… Эта буря, эти болезни, скорби, страхи, вознесение и низвержение всего, всего в нашей устоявшейся, но такой зыбкой жизни – просто знаки приближения Тебя, приближения Суда, приближения любви. Ей, гряди уже; гряди поскорее.
02.08.2015Некогда в Минусинске, в музее им. Н. Мартьянова, извлекли из запасников картину.
Автор – некий самопальный художник местный.
Изображены Страсти Христовы: два мучителя ведут Его на казнь, и над ними крупно написано: ЖИ ДЫ.
Тот, что слева, вылитый Пушкин; картина написана в 1799 году.
03.08.2014
Сакральная православная тема «о платочках».
Тут в комментариях говорили о сём; одне говорят, что платочки подобны нелепым фиговым листам; другие возражают – нелепы, но прикрывают срам, творящийся в головах.
От себя замечу: я ни за, ни против платочков, как в каком храме или монастыре навыкли – так и пусть. Но поделюсь наблюдением – многие женщины, надев платочек, преображаются и становятся красивы как-то по-особенному…
(Это просто личное впечатление).
03.08.2015Уффф!…
Выскочил – верите ли – из предыдущего поста про платочки как из жаркого влажного предбанника!…
Простите меня, прекрасные менады (променады), что затронул сие сакральное!…
Сижу теперь, напеваю голосом то ли Визбора, то ли Клячкина:
А на поверхности головы – вши, а внутри головы – бардак… Эх, платочек мой, кто ты? Жизнь, Мой застиранный, ситцевый пустяк…
03.08.2015Читаю «Благоволительниц» Джонатана Литтелла.
Не знаю, кому как, а мне сдаётся, что это текст – на мой имхо вкус – который можно поставить в ряду европейской прозы рядом с «Волхвом» Фаулза (греческая трагедия как основа; яростный бег, гибель, крик в небеса).
Литтелл, этот бледный худой человек, писал всё это, огромный роман, от руки, сидя где-то в съёмной квартирке в Москве на Чистых Прудах…
Суть нацизма – и так всем известная – показанная ИЗНУТРИ европейского человека, изнутри его желёз и альвеол, изнутри существа страждущего, больного, извращённого, лишённого любви…
«Мой след взяли Благоволительницы».
Примечательно то, что эринии, как поминается в примечаниях, не только мстят, но и благоволят тому, кто кается.
03.08.2015Помню, лет шесть или семь назад… приехал я из Минусинска в Москву, ненадолго, по каким-то, как нередко бывало, литературным делам.
На какой станции метро – не помню; я ступил на эскалатор и поднимался по нему; боковым зрением увидел: из глубин метро вышла девушка; помню: чёрная косуха, джинсы, волосы в узел на голове… она кружилась как сорная городская птица, которой отрезали лапки или которую поразил эписторхоз; она глядела в гранитные небеса метро как ребёнок: «воздуху! неба! мама!…», вытащила бледной трясущейся рукой мобильник, набрала цифру, вторую, третью; рука отказала, мобильник упал на пол, её бросило спиной на стену перехода, она сползла по стене вниз. Я ехал дальше, оцепенев; плотная людская пробка подпирала меня сзади, людская пробка была впереди. Всё происходило в течение секунд, может быть, пятнадцати. Может быть, ради одного этого момента Бог послал меня тогда в метро; я не сделал ничего.
04.08.2015Сегодня на радио делал очередную передачу, с поэтом Марком Ляндо.
Бывалый геолог (сейчас ему 84), он процитировал монгольскую пословицу, про семью, любовь и одиночество:
«Одно полено в костре не загорится».
06.08.2015«Знай, что смерти роковая сила Не могла сковать мою любовь, Я нашла того, кого любила, И его я высосала кровь! И, покончив с ним, Я пойду к другим, – Я должна идти за жизнью вновь!..»
Вспомнил тут по случаю «Коринфскую невесту» Гёте, в дивном переводе Толстого… сильно любил сей стих лет в шесть («правдинское» издание А.К.Толстого, тома что ли четыре?… стихи там, «Упырь», «Семья вурдалака», «Князь Серебряный», все дела).
07.08.2015– Был у греков Гомер, но был же видимо и Гетер…
07.08.2015Помню три картинки из детства (о, на деле их было много, любимых, с которыми у меня были «отношения» – простите за замыленное словечко!…).
Первая – из тома Лермонтова – врубелевский «Демон», льдистая тёплая точащаяся искристость его глаз.
Вторая – оттуда же: Лермонтов лежит этак на диванчике… такая печаль почему-то, и восторг.
И третья – из «Робинзона Крузо» – пещера, а в ней старый козёл… это место в книге было для меня одним из мистический ужас наводящих.
Вот стих был…
Он по другому поводу совсем, но толчок – именно та картинка.
ДЕВОЧКА ВИДИТ В СТАРОЙ КНИЖКЕ СТРАШНУЮ КАРТИНКУ ПРО КОЗЛА
Немому ужасу отдаться (О Робинзон в пещерном мраке!…), Но есть рука – схватить, прижаться, Закрыть глаза – и сгинут страхи,
Рука, которая приснится (Ах эти сны, мечты и песни!…) И ту же самую страницу Перелистнёт с тобою вместе.
07.08.2015Смотрю голливудский фильм «Стигматы».
Думаю: вот чудо – и доказательство чуда: совсем разные вещи.
Доказательство – оно понятно: утвердить в мире сём свою правду ради достижения чрез то неких мирских же целей.
А чудо… оно прикровенно. (Недаром, наверно, «кровь» и «покров» – однокоренные слова…)
Никому им ничего не докажешь… да и просто не перескажешь, как сон: для меня оно – ахх, а для слушателя – непонятно что.
Чудо – просто, явно и ненасильственно, но «по факту», не спросясь, взламывает падшую реальность – и создаёт прорыв, проход, продых – в жизнь вечную, в Небо.
Причём взламывает – как-то не по-нашему… не как дверь пинком омона.
Скорее – как хлеб. Не взламывает, но – преламывает.
«Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов».
07.08.2015Вспоминаю ребёнка двух что ли летнего… Играл с дохлой осой, некогда опасной, но вот уж явно неопасной ибо дохлой, говорил за себя и за неё. « – Я тибя затопчаю!… – Ой нихочу-нихочу!… – ХОЧИШЬ!…»
У свободной воли вообще много проблем. Одна из них – её так просто подменить неволей… Не хочет? допрашивай его всю ночь, бей по почкам, не выключай свет в камере, руки поверх одеяла, кормить селёдкой, а пить не давать… и он захочет. Сам захочет. Это правда.
Такая же правдишная, как сто иных правд.
07.08.2015Христос воскресе!
(это я так, пожелать доброго утра)
Вспомнил, как на последней записи передачи с Марком Ляндо едва ли не дуэтом декламировали бодлеровского «Альбатроса» в переводе Левика; интересно, войдёт ли это в передачу.
Впервые сего «Альбатроса» я прочёл в сборнике статей Бодлера об изобразительном искусстве, подаренном мне на память в 1986 году в армейской части в Тынде сослуживцем, смотрителем клубной библиотеки (всё равно сию книгу там никто не читал).
Из статьи о философском искусстве запомнилось:
«Г-н Мишле дал подробнейшее толкование „Меланхолии“ Альбрехта Дюрера; однако его трактовка не внушает полного доверия, в частности касательно клистира».
08.08.2015Почёсывая комариный укус, рассказал Андрюше общеизвестное: что де кусаются только самки-комарихи. На что он меланхолично заметил: «А самцы дак одним воздухом питаются, ага…»
Задумался: ведь и впрямь.
11.08.2015От любителей почитать на ночь: «Лечь в кровать с электронной книгой – всё равно что с резиновой женщиной»…
12.08.2015Идя ночью по довольно пустынной Петроградской стороне, услышал громкого сверчка и умилился: надо же, питерский сверчок, жив!… Глас сверчка становился всё громче; наконец стал виден и он сам: сверчал на стене дома старый хрипатый кондиционер.
14.08.2015Линор Горалик пишет в своём фб:
«…у [Сидура], конечно, присутствует пацифистский пафос, который я не разделяю», – сообщает нам борец за православные ценности Всеволод Чаплин в связи с разгромом выставки. Дивной красоты сюжетная лента Мёбиуса; оперной, я бы сказала, красоты.»
Добился-таки Чаплин-вий своего!… заворожил лучших Хомов Брутов нашего времени!… Не гляди, говорил им внутренний голос; не удержались они и глянули.
18.08.2015День памяти Цоя – 25 лет со дня смерти.
Поминал его сегодня на панихиде; говорили о нём несколько дней назад с сыном, сидя в «Камчатке» на улице Блохина, в бывшей кочегарке, где подвизался Цой, Науменко и т.д., где сейчас маленький клуб с футболками и сценой для местных команд.
Помянул его и в слове к прихожанам после Литургии (нечто не позволяет сказать «в проповеди» – у проповеди всё-таки свои особенности, обусловленные сложившимся каноном гомилетики… ну, не суть).
Только помянул – речь шла не о Цое, речь шла о блаженном Василии, московском юродивом и чудотворце, память которого сегодня празднует Церковь. И собственно о том, что такое юродство. И, как всегда, говорил, сам осмысливая вопрос – когда вот так, в храме, сразу после причастия с единомысленными братьями и сёстрами, оно как-то хорошо и верно всегда бывает…
Юродивый вырастает из массы, он плоть от плоти общества. Юродивый эпатирует эту массу, раздражает её, противостоя – духу времени, не давая забыть заросшему салом и хитином окружению – о небесной родине, как ветхозаветные пророки не давали забыть Израилю о Боге Едином. В условиях православной империи он – такой, как Василий Блаженный, в условиях империи атеистической – такой, как Цой (условно говоря), Башлачев, Веня Дркин, Янка Дягилева, ну, и так далее (вот и о. Дмитрий Климов сегодня написал на «Правмире» колонку памяти Цоя примерно про это). Про всё это сказано не раз, и это как раз понятно. А в наши дни, когда не православная империя и не атеистическая, – что?