Полная версия
Записи-1. Избранное из ФБ, 2014–2018
Всего лишь.
07.09.2015Фильм «Страшные сказки» Матео Гарроне.
Детям, разумеется, не смотреть (сюжеты сказок там самые расхожие, сиречь – кровавые, как вообще в сказках братьев Гримм, Афанасьева, и в любых народных…).
Великолепная Сельма Хайек…
думаю о её персонаже.
Насколько жутко современно…
сколько матерей, родивших и вырастивших сыночков «для себя», исковеркавших им жизнь.
Не по злому умыслу – а потому что сами кем-то, чем-то покалечены и несчастны, сами жаждут тепла, любви и смысла.
Люто страдающих, потому что «он ушёл – у него жена, злодейка, дрянь, его недостойна!… он забыл и предал мать!…»
Или оставивших, законсервировавших сына при себе – и теперь тяготящихся им, взрослым…
Страшно.
Помоги им, Господи, как-нибудь.
07.09.2015Ван Гог о картине «Звёздная ночь над Роной», из письма к Тео:
«Включая небольшой эскиз на холсте – вкратце: звёздное небо, разрисованное ночью; и, разумеется, газовые рожки фонарей. Небо – аквамариновое, вода – ярко-синяя, земля – розовато-лиловая. Город – синий и фиолетовый. Сам газ светится жёлтым, а его отражение – ярко-золотое, плавно переходящее в зелёно-бронзовый. На аквамариновом поле неба Большая медведица сверкает зелёным и розовым, чья бледная скромность служит контрастом для грубого золотого фонарей. И две разноцветные фигуры влюблённых на переднем плане».
Две мои любимые реки (я человек речной, не морской; на море был раз в жизни) – женские – Ангара и Нева.
В последней мне посчастливилось искупаться вот сейчас, в августе.
Вылезши из воды на песок у Петропавловской крепости и произнеся вслух «Ангара», я тут же нашёл земляка, вернее, землячку – рядом со мной, уткнувшись носом в песок, лежала довольно молодая, не старше сорока, женщина. Встрепенулась: «А вы что, с Ангары?!» – «Да, из Богучан» – «А я из Невонки!» – «Инбахинский леспромхоз!…» – «Ну да!» – «А я ведь и там жил, в детстве, с 4 по 6 класс!… Манзя-Невонка-Богучаны!…»
Узелки, узелки, ниточки (по словам Наталии Леонидовны Трауберг) … ничего случайного.
08.09.2015Думаю: насколько отличается человек 20-ти лет от человека 50-ти лет?… (не человек «вообще», конечно, «вообще» не бывает, а просто человек – я сам, например, или мои друзья и знакомые (кто ещё жив), словом, те, кого могу наблюдать).
Наверное, мало чем, в сущности.
Если про человека говорят: «Он и в старости сохранил ясность ума и живость чувств!» – это что значит, если на русский перевести? Значит, наверное, то, что человек с возрастом не превратился в сельдерей (точнее, превратился НЕ ВЕСЬ – с возрастом мы все неизбежно потихоньку сельдереем, и я, и ты, и вот ты, да и ты, красавица, тоже…), но чем-то этаким, важным, увлекательным, горит всё ещё его сердце, что-то его вдохновляет. А ведь, по сути, если не брать во внимание цыганскую пестроту частностей, воспламеняет-то одно и то же, хоть вьюношу, хоть старика, не правда ли? И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь.
Но всё-таки разница есть.
Что-то да наживает человек к 50-ти годам.
И важным из нажитого (не единственным, но одним из) мне видится – познание окоёмов сущего.
В практическом даже смысле. В ветхозаветном.
О чём говорит народная поговорка: «Знай край, да не падай».
Мой отчим, Демид Александрович Скурихин, коренной ангарец, рыбак и охотник, принёс как-то домой щенков (вообще, собаки у нас в ограде жили всегда). Маленьких ещё, полуслепых. И показывал мне, как их воспитывают. Воспитание начиналось с того, что их посадили на табуретку, они там скулили, ползли как личинки туда и сюда, и в сём ползании познавали, нащупывали всем своим существом край табуретки – отшатывались от него, ибо за ним – погибель.
Вот примерно это – начальное – и есть «Богоизбранность» и «святость», отделённость.
Взятые в удел (на табуретку); обучаемые – краям мироздания.
08.09.2015Напомнила Юлия Трубихина…
Это стихотворение я прочитал когда-то в альманахе «Петрополь». Это в начале 90-х были такие полусамиздатовские книжечки, небольшого формата, в мягких обложках типографски кислотных розово-жёлто-зелёных цветов, книжечки, из-за неважной проклеенности блока рассыпающиеся в руках…
Стихотворение – я не был ещё крещён, и про о. Александра знал немного – меня потрясло.
«Выступит соль на топоре»… мороз по коже.
Сравнение с Люцифером меня покоробило, помню; разве что – как воспоминание о первом достоинстве ангела?…
Но сама атмосфера стиха – Шварц есть Шварц – точная необыкновенно.
Атмосфера видимой в православном ракурсе борьбы ангелов с бесами за душу усопшего; атмосфера трагедии, сирости и Богоизбранности.
Елена Шварц
ЗАРУБЛЕННЫЙ СВЯЩЕННИК
В церковь старушка спешит(Непременно надо согбенную),Ворона кричит через размокший снег,Со слезой радуетсяЗдешний навек человек.Тает в углу мертвецС молитвой, ко лбу прилипшей,Может, впечатается в костьИ отпрянут духи под крышкой.Священник, погибший при начале конца,Похожий на Люцифера и Отца,Немного светский и слишком деятельный,Но избранный в жертву (назло чертям?),Может, кровью своею – верите ли? —Пропитает ворону, старушку и храм.Снег не просыплется больше в юдоль,Разве снизу пойдёт – от земли – в январе?Наша скоро утихнет боль,Но выступит соль на топоре.199209.09.2015Подумалось: как бы ни была порой черна и невыносима жизнь, со всеми её скорбями, болезнями, грехами, нелепыми безобразиями, – это ещё не ад.
Потому что Господь-то – вот же Он.
Ад – это, кратко рещи, место, где Бога нет, так я примерно думаю. Всё, может, остальное и есть – а Бога нет.
Вечер – а мамы нет, и ребёнок один… Уже ночь, и чернота в окнах смотрит внутрь комнаты слепыми глазами фонарей, и тени по потолку шелестят, выплывают и уплывают в пустоту, а мамы всё нет.
В комнате вот и игрушки тебе, и телевизор, но зачем оно всё, пока она не пришла…
Примерно так.
13.09.2015Дневники Елены Шварц – пятый томик её собрания сочинений, изданного «Пушкинским фондом».
2004, 29—30 сент.
«Что ж одиночество – и одиночества испробуй суп вчерашний, как я догадывалась в юности. Оно так внезапно наступило. Сегодня подумала о доме – для тюрьмы слишком благоустроенно, а для монастыря слишком много развлечений».
Пишет об одиночестве, а читаешь это – и собственное одиночество немного отступает…
(вообще, чтение дневников именно так на меня действует зачастую).
13.09.2015О чём думаю…
О том, например, что алкоголик (настоящий, не путать с просто пьяницей), ежели он кается и борется со своей страшной болезнью, бывает так близок к Богу, как не бывает человек добропорядочный.
Из интервью Шагина, заглавного митька: «Ведь – сейчас скажу уже азбучную истину – понять алкоголика полностью может только такой же алкоголик. Ну, или святой».
(Кстати, о митьках: говорят, выставка открылась, где-то на Пречистенке?…)
16.09.2015Ив Бонфуа, в переводах М. Гринберга.
«Я любил выходить из дома на заре. Время Дремало в очаге, уткнув лицо в золу…»
Собственно, поэты пишут о рае – вчерашнем (потерянном), завтрашнем (чаемом), реже – сегодняшнем.
Рае, совокуплённом с адом, внешним, внутренним.
Мне это представляется почему-то (Бонфуа напомнил): пожарище, всё погибло и рухнуло; но угли ещё тлеют, и вот в это пепелище – разбить свежее яйцо, чтоб поджарить яичницу…
Минута, пока живое дрожащее влажное яйцо ещё свежо среди пепла.
16.09.2015Все мы хотим знать волю Божию – о себе, о своих обстоятельствах, о своей жизни.
А Бог хочет, чтоб мы знали – Его Самого. Чувствуете разницу?
17.09.2015Вот недавно Виталий Пуханов (один из тех современных поэтов, кто не только поэты, но и визионеры, чувствующие плоть времени и места; их немного, их, может быть, восемь, но такие сегодня таки да, есть) написал у себя в фб, горько (это поди он так думал) юродствуя:
«Прекрасно в нас влюблённое вино И добрый хлеб, что в печь за нас садится»
А я подумал: ну и никакого юродства, в общем-то. Мы-то, христиане, знаем, что именно так оно и есть: Вино в нас влюблено, и Хлеб за нас – и на крест, и в печь, и в закоулки и тупики наших состояний и обстояний…
Тело и Кровь Его. Он Сам.
21.09.2015«Не только из русской истории, но и из русской «культуры» не выкинешь ни Пушкина, ни Суворова, ни Чернышевского, ни Серафима Саровского. Но если нельзя выкинуть, то не так-то легко их и «соединить», увидеть их всех в какой-то общей перспективе, претворить в каком-то едином «синтезе».
Поэтому, когда мы, русские, говорим о культуре, мы обычно в действительности, и чаще всего даже подсознательно, выбираем себе нашу культуру, – ту, с которой чувствуем себя духовно связанными».
То-то и оно…
Вообще, о. Александра Шмемана я бы поставил в ряд (конечно, не совсем удачное выражение – при чём тут «табели о рангах», но всё же) с главными мыслителями ХХ века – которых ещё не расслышал и не понял пока век ХХI…
21.09.201522 сентября – память святых Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы.
Да, история Иоакима и Анны очень напоминает бродячий сюжет сказок: жили-были муж да жена, король да королева, старик да старуха, етс., были они бездетны, и вот чудесным образом – съела ли жена сердце морского чудища, закутала ли в платок полешко, и т. д. – посылается им на старости сынок Лутонюшка, чудесный богатырь…
И что из того, коли напоминает?
сказка есть не просто сказка, но миф; а миф не есть выдумка, но отражение настоящей реальности.
Величаем, величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и преславное славим рождество Твое.
22.09.2015– Я вон к тому батюшке всегда на исповедь хожу.
– Да? А он что, прозорливый? Или сильный молитвенник?…
– Да не то чтобы… обыкновенный.
– Руководит?
– Да нет… чаще самой думать предоставляет…
– А чего же – именно к нему?
– Ну… не знаю. Он когда в первый раз благословил, я к руке приложилась, смотрю – рука исцарапанная, так, знаешь… характерно. Значит, кот дома есть… ну, думаю, – наш человек.
22.09.2015Возле станции метро – лотки с яркой печатной продукцией: журналы, календари, книжки.
Среди книжек есть как дельные, так и наукообразные (в моём восприятии «наукообразные» графически видится как «паукообразные»).
Одна из книжек называется «Геракл – праотец славян».
К сему:
«Только змеи сбрасывают кожу, Мы меняем души, не тела…»
Так поступает и история; сбрасывает сама себя, обновляется и, новорождённая, ползёт дальше.
А к скинутому стерву – сбираются носовские с фоменками, потирают ручки, берутся за пильцы свои и топорики и, кряхтя и приговаривая, рубят сброшенное на кусочки, на пазлы; и составляют всё новых и новых кадавров, на потеху и позорище потребителю.
26.09.2015
Страшно любя «Волхва» Фаулза, и именно что перевод Кузьминского, вспомнил тут:
Платон обожал до зубовного скрежета Небесный аналог свекольника свежего. Но сколько ни думай про эйдосный борщ, В тарелку его всё равно не нальёшь.
(со всем согласен, кроме разве одного: свекольник и борщ – не одно и то же)
27.09.2015Ища материалы к реферату по Книге Иова, наткнулся на просторах интернета на уже готовый реферат.
Радует уже курсив в начале страницы: «Книга Иова 1. – раздел Кулинария, Стенограмма радиопередач.»
Ну и далее ещё радостнее:
«Книга Иова среди других книг Ветхого Завета особая. Она может быть одна такая, потому что она как будто допрашивает человека. На ней поверяются убеждения человека: вера-безверие, христианство – иудейство, стиль мышления западного христианства, христианского востока. Начало мудрости – страх Божий. Об этом разнообразно говорят книги Ветхого Завета, однако спросим, какая из Книг Ветхого Завета специально говорит о том, что есть страх Божий и научает мудрости? Это книга Иова».
Вот ещё перл:
«Богословие, уклонившееся от мудрости, не излагается в Ветхом Завете нигде, только в Книге Иова. В Ветхом Завете также нигде не излагается учение о сатане, только в Книге Иова.
Наверное, ошибочное богословие и демонология – вещи слишком опасные для ума, однако книга Иова включает в себя и то и другое. Она научает такой мудрости, которая покрывает эти опасности и побеждает их. Книга Иова самая сложная книга Ветхого Завета и в богословском отношении и по языку. К ней просто не подступишься».
(впрочем, с последней мыслью готов согласиться)
28.09.2015Что так поздно, осень, в гости к нам пришла, Уж не хочет сердце света и тепла.
28.09.2015Кто-то рассказал мне однажды молитву:
«Как хорошо, Господи! только бы лучше не было».
29.09.2015Депрессия и вакуум смысла – эпидемия; один за другим страдающие этим приходят, в том числе в храм к священнику; и сам священник такой же, и не он один…
Читаем у Франкла, в работе «Экзистенциальная динамика и невротическое бегство»:
«Мне представляется, что экзистенциальный вакуум является следствием двойной потери: потери инстинктов, обеспечивающих безопасность животного в окружающем мире, и в более поздний период потери традиций, которым подчинялась жизнь человека в прежние времена. Сегодня инстинкты не подсказывают человеку, как он должен действовать, равно как и традиции больше не являются руководством к действию».
Это, вроде бы, и так; про это множество раз говорено теми и семи…
Думаю о том, что сама вот эта потеря традиций сама уже достаточно давно успела стать – традицией.
(Всё, что отсюда вытекает, етс).
29.09.2015Болящий дух врачует песнопенье…
У метро «Чистые Пруды» есть такая щель под названием «У дяди Бори».
Там музыка всякая продаётся. Рок в основном.
Ну и некое количество того, что эти рокеры называют «классика».
Вот я там ХТК нашёл весь, «Фабиана», «Страсти» Шютца на СД…
И вчера вот – Моцарта, фортепьянные концерты №13,15,16,17,18,19, исполняют музыканты из Зальцбурга.
Сущая лечоба (по революцьонному выражению).
30.09.2015К портрету современника (по мотивам прочитанного там и сям в ленте):
– идти пешком девять км до райцентра под дождём по просёлочной непролазной дороге, чтобы в почтовом отделении обрести связь и настрочить со смартфона в фейсбук: «Наконец я на даче! ни убивающего душу и мозги интернета, ни мобильной связи, единение с природой, какая благодать!…»
(ну и ещё девять км обратно, разумеется)
01.10.20152 октября Шукшин умер.
Вот думаю…
Христианами – их никак нельзя назвать. Это ясно.
(разве что в сопливо-розовом пиетическом смысле сегодняшнего времечка: «христианин – тот, кто хороший!…»)
Но они все… как бы сказать… настоящие.
Слава Тебе, Боже! я жизнь свою провёл среди них. Большую часть.
Я их видел, немногих, но – «таких».
Когда они уходят – как-то особо тошно. Остаёшься как и обычно один, но… как бы наутро с похмелья, посередь лесопилки или чего-то такого («на работе»), в загаженном балке, на дощатом столе – пустая банка из-под кильки, засохший наломанный хлеб, мухи, пустая залапанная пальцами стеклотара…
Но над тайгой – рассвет.
Все обратили внимание на песню Высоцкого, спетую на смерть Шукшина: после слов «но в слёзы мужиков вгоняя» – пауза такая… и бренчат струны.
Бренчать; делать; не подать виду.
02.10.2015Преподобне отче Сергие, наставниче монахов и собеседниче ангелов…
«Наставниче монахов»:
Всем известно, что преп. Сергий и его радонежские собратия стали родоначальниками огромного количества монастырей, внесли вклад в культуру и государственность Руси, и пр.
Но я не про это.
А про самую душу русской святости – как на картинах Нестерова («Сияние серого цвета», по Честертону) – про анонимность.
Если бы преподобному Андрею Рублёву кто-то сказал про авторские права, копирайт и про всё такое – он бы просто не понял, о чём речь… И преподобный Сергий – трудов не писал.
Ни книги, ни иконы – не надписывались; утверждение себя родного и неповторимого, «автора», в «табели о рангах» – было немыслимо…
Кому-то тут видится неразвитость русской религиозной культуры («Взяли не глядя греческое, сунули в гугл-переводчик, и пользуются!…») – а я (вслед, например, за Карташовым) вижу и некую особенность русской святости: сирость.
(Что такое, к слову рещи, наши имена!… они ведь – и не наши; они – знаки, чтобы различить каждого из нас в толпе…
Настоящие имена свои мы обретём и познаем только – в Царстве, когда даст Господь каждому белый камень, и на камне – написано НАСТОЯЩЕЕ имя, которого никто не знает, только тот, кто получает…).
Есть таки русская святость. И это прекрасно. И рядом с ней есть святость – грузинская, еврейская, европейская, и так далее.
Люди в Церкви ведь и не должны быть одинаковыми, как солдатики – дети одной оловянной ложки.
Кто думает, что должны – либерально ли, консервативно ли думает, неважно – тот дитя комсомола и КПСС, не Церкви…
«И жизнь поёт на всех щебетах мира».
«Собеседниче ангелов»:
Подумалось: ангелы – слуги Божьи, активное подразделение, ими держится и управляется вся Вселенная, от механизмов вращения галактик до хода водомерки по глади пруда, от вулкана до сердца человеческого… Ребёнок подрос, стал большой, ему теперь доверено многое, он тоже включился в активный труд в хозяйстве Отца – вот что примерно значит «собеседниче ангелов».
08.10.2015Что такое наша жизнь, подлинная жизнь…
Антоновка.
Кислая, пряная, ароматная, никем не ценимая… падалица.
Даже искусницы печения шарлоток, «мастерицы виноватых взоров», устают и отчаиваются, – так она обильна.
Точки сбоку. Червь поядаяй.
Падение, глухое, на доски крыльца, стук в тишине, – и так всю долгую предосеннюю ночь…
Пока не взойдёт день.
08.09.2015Приложимо ко всей нашей постмодернистской обстановке:
«это всё придумал Миядзаки в восемнадцатом году» (Наша жизнь похожа на жизнь, как колдунья Юбаба – на сестру её Дзенибу…)
09.10.2015
Типичная реакция закоренелого фб-пользователя на любое проявление мирового зла:
«Но откуда у меня с ним 108 общих друзей?!»
14.10.2015Петербург вот не застал татаро-монгольского ига.
А Москва до сих пор пахнет нравами ордынской ханской ставки…
Карта московского метро – как трещины на бараньей лопатке.
14.10.2015Думаю: если бы Христос пришёл в мир современного кинематографа, как бы мы Его опознали?…
Правильно: Он бы якшался с самыми отверженными, сиречь с зомбеями.
(это я включил «Землю мёртвых» Ромеро.
Не знаю, как там дальше, но в первых кадрах – замечательный диалог.
Там истребители зомбеев, люди из мира живых, смотрят на оных из укрытия.
– Между нами и ими – большая разница…
– Да?…
– Они притворяются живыми.
– А мы?… разве не притворяемся живыми?…)
15.10.2015Алкоголизм, махровый цветок на грядке самости, гордыни – в процессе его преодоления есть начаток того, что мы в Церкви именуем соборностью.
Осознать, признать себя погибающим, и призвать на помощь Бога – раз и людей – два.
Смириться с тем, что – не бэтмен.
Вопросить «как спастись?!» – и воззвать «помогите!»
Собственно, ответом на это – и есть Церковь, койнония, семья.
Присоединение к Триединому Богу.
18.10.2015дорогая моя столица,золотая моя орда…при всей неприютности Москвы, при всех её тротуарных плитках и неверии слезам… Москва – огромный миниатюрный (иначе не скажешь; был у моего Саввы такой «гигантский карлик») образ России.
19.10.2015Про Валаама:
Хорошая мысля
Приходит от осля.
19.10.2015По поводу пятого и предыдущих сезонов «ИГРЫ ПРЕСТОЛОВ»:
Вот думаю: насколько жизнь вечная, настоящая, подлинная, – проще и ярче, чем наша запутанная, временная, доооооолгая падшая смертная…
Вот взывают нецыи к Богу в простоте и порыве: воскреси нам Неда Старка, Джона Сноу и Короля-за-Стеной!…
А Господь говорит: Да я разве против!… я хоть щас.
Но вот вы Мне вокресите сперва вот этого – вертящего своими героями как хочет (как будто хоть что-то понял в карусельной мясорубке жизни) толстого, икающего и пукающего, смертного, 1948 года рождения упёртого старика, Джорджа Мартина, со всеми его котами и кошками, с его возлюбленными клубами «Нью-Йорк Джетс» и «Нью-Йорк Метс», крещённого в католичестве, но попробуй его спроси о вере – так и выпячивает то верхнюю атеистическую, то нижнюю агностическую губу…
Да просто тёщу свою или сына своего – преобразите.
Да хотя бы в чём-то – себя самого.
Хоть на йоту.
Да хоть захотите преобразить.
…и что? как оно?
легко?
…то-то.
25.10.2015Сегодня умер Юрий Мамлеев.
«Москва нежилась, древнела, отдыхала и успокаивалась в лучах ещё не заходящего вечернего солнца. Стояло лето 197… года, и небо над Москвой было таким бездонно-чистым и открытым, как будто в мире наступало какое-то сверхъестественно безмятежное время».
Кто бы и как ни относился к его творчеству – но Мамлеев необыкновенно ЦЕЛЕН.
Нынешнему суетному веку даже трудно понять, что это такое…
ЗАДРЕМАЛ В СКВЕРЕ НАД КНИГОЙ
Вот за облаком мятое облакоПоплывёт между сомкнутых век,И на чёрную книгу МамлееваУмозрительный выпадет снег, —С края жизни твоей, с края зрения,Или с края скамьи, может быть,Кто-то встал и уходит тихонечко,Навсегда, чтоб тебя не будить.25.10.2015Изменить одну буковку в официальном сообщении фб, вылезшем с утра:
«…вы добавили друг другу в друзья…» – и сразу красочная картина: вековечная коммунальная кухня, Ада Петровна потихоньку добавляет Рае Ивановне в кастрюлю керосину, в то время как Рая Ивановна добавляет Аде Петровне в сковородку персоли.
27.10.2015В церковнославянском языке есть правило, которое мне, например, нравится (странно, да – правило и вдруг нравится!… типа про закон: паче мёда устом моим).
Правило простое: читаем так, как написано.
То есть если «хлеб наш насущный даждь нам днесь» – то «хлеп» и «дашть» есть ошибка.
Ещё то есть: чтоб прочесть, надо над собой, над своим речевым аппаратом, усилие/насилие некое совершить.
Благоутробное.
(и никакой буквы «ё»).
И вот с этой точки зрения пою я, не торопясь, главное – не торопясь! – известные строки советской песни:
И снег, и ветер,и звЕзд ночный полЕт,меня моЕ сердцев тревожную даль зовЕЕЕт…Спели?
Почувствовали ли, как на йоту изменилось ваше мироощущение?…
31.10.2015Книга Иова потрясает вся.
Но вот это место мне особенно дорого:
«И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его.
И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу.
И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико».
31.10.2015Из разговоров в алтаре:
– Тибет этот – опасное место… с его далай-ламами… Вот один православный епископ всё увлекался этим, вообще всякой инославной духовностью. И поехал, совершил туда восхождение, к этим ламам… А потом раз – и запил…
– И то верно. Чтоб запить, зачем в Тибет ехать? можно и сразу, на месте…
01.11.2015Время от времени меня спрашивают, почему я никак не хочу стать «своим в среде» (духовенства, например), любить начальство, делать хоть какую-то карьеру и проч., я же отвечаю сказочкой (какого она происхождения и где прочёл – не помню).
Жил-был мельник.
Был у него кот, и был осёл.
И вот как-то беседовали кот и осёл о жизни. Осёл говорит: «Ну вот почему так получается? Я всю жизнь работаю на хозяина – а он относится ко мне грубо, заставляет таскать тяжеленные мешки, лупит палкой, живу я в ветхом сарае… А ты, кот, вроде бы, особо не трудишься, а спишь на хозяйской кровати, кормят тебя вкусно, ласкают и умиляются…» – «Ха, сказал кот. Просто веди себя как я! Вот хозяин придёт усталый, сядет – я вспрыгну к нему на колени, громко замурлыкаю, потрусь о него своей шёрсткой, приласкаюсь – хозяину так приятно!…»