Полная версия
Предвосхищение. Том 2. Словарь с комментариями
Диалектический материализм, принимая тезис об активности познания, развивая идею его социальной природы, отверг априоризм как принцип объяснения природы знания и в основу своей теории познания положил тезис о происхождении всякого знания в конечном счёте из практики. Согласно диалектическому материализму, любое знание является отражением действительности; но при этом действительность даётся субъекту познания не прямо, непосредственно, а через практику, т. е. через деятельность, в которой сознание не просто воспроизводит данные опыта, а активно, творчески их перерабатывает. Благодаря этому то или иное конкретное знание (или форма мышления) может непосредственно возникать не из опыта, а из другого знания и, в этом смысле, носить на себе следы априоризма; его опытное, апостериорное происхождение обнаруживается в таком случае лишь в исторической перспективе.
Архетип
Вт, 11/08/2009 – 17:43 – С.А.Кравченко
Архетип. 1. Вообще – первоначальная модель, впервые сформированный исконный тип. 2. В юнговской характеристике души, наследственные, бессознательные идеи и образы, которые являются компонентами коллективного бессознательного. Хотя он предполагал существование множества архетипов, считалось, что некоторые из них достаточно развиты, чтобы рассматривать их как отдельные системы; см., например, анима, анимус, персона, самость, тень.
Архетип – термин психологи аналитической, ее центральное понятие. Означает суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первообразов и структур психики, переходящих из поколения в поколение. Архетипы обеспечивают основу поведения, структурирования личности, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь культуры и взаимопонимания. Иначе – всеобщие, априорные, психические и поведенческие программы. Согласно К. Г. Юнгу – первообразы, структурированные элементы психики, – своего рода образцы поведения, мышления, видения мира; простые и фундаментальные образы; скрытые в бессознательном коллективном и возникшие на заре человечества. Существуют на подобие инстинктов. Наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. Задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. Формообразующее начало, присутствующее в психике каждого человека. Архетипы всегда наполняются конкретным содержанием; они нейтральны в отношении добра и зла, им свойственны амбивалентность, имманентность и пр. Они лежат в основе символики творчества, ритуалов, мифов, сказок, сновидений, комплексов и пр. Они структурируют понимание мира, себя и других людей. Усмотреть их непосредственно невозможно, но можно видеть их проявления в феноменах культуры, прежде всего – в мифологии. Особо отчетливо они проявляются именно в мифических повествованиях, сказках, снах, а также при неких расстройствах психики. Их набор ограничен; они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможной взаимосвязь различных эпох. Таковы Мать-Земля, Дитя, Воин, Бог, рождение, смерть, присутствующие в мифах разны народов. Согласно К. Г. Юнгу, они и есть воплощение архетипов, и люди в жизни ведут себя в определенных ситуациях соответственно этим образам, взаимодействующим с содержанием сознания и бессознательного индивидуального.
Трактовка архетипа сводится к констатации его как особой реальности, существующей синхронно (параллельно) с феноменальным миром.
Архетипы (от греч. arche – начало + typos – образ) – элементы коллективного бессознательного. Представляют собой врожденные диспозиции, обусловливающие появление у конкретного индивида определенных мыслей, представлений, отношений, действий, снов. Архетипы, сохраняясь в форме коллективного бессознательного, присущего каждому индивиду, являются результатом многовекового опыта наших предков. При этом речь идет не о конкретном, четко очерченном представлении, образе, или эмоции, но о некоторых врожденных предписаниях общего плана, побуждающих к активности или реагированию на ситуацию. Данные предписания приобретают конкретную, в том числе образную, форму уже в рамках той или иной культурной среды и могут выражаться в продуктах творческой деятельности как типичные персонажи мифов, сказок или священных писаниях (Большая мать, Мудрый старик). Архетипы коллективного бессознательного, взятые в аспекте исходных форм, а не дальнейших конкретных выражений, Юнг соотносил с инстинктивным поведением животных. Как он писал, «архетипы имеют не содержательную, но исключительно формальную характеристику, да и ту лишь в весьма ограниченном виде. Содержательную характеристику первообраз получает лишь тогда, когда он проникает в сознание и при этом наполняется материалом сознательного опыта. Напротив, его форму можно сравнить с системой осей какого-нибудь кристалла, которая до известной степени преформирует образование кристалла в маточном растворе, сама, не обладая вещественным существованием». Автор К. Г. Юнг (1916 г.).
Виды: анима, анимус, отец, мать, трикстер, puer и puella. При этом они объединяются в несколько групп: архетипы души (анима, анимус), архетипы духа (Мудрый старик, Большая мать) и, наконец, архетип самости (Selbst).
Анимус и анима (от лат. anima – душа) – архетипы. Представляют собой архетипические образы, в которых запечатлен многовековой опыт предков (по преимуществу в аспекте пола).
Анимус – исходно, собрание отцов, являющихся авторитетами, мнения которых неоспоримы, это – мужская часть души, связанная с категорическими мнениями.
Анима – женская часть души, связанная с настроениями.
При этом одна из этих душ обращена вовне, другая – вовнутрь. Возможны ситуации, когда в психической организации женщины доминирующей является мужская душа, что выражается в ее особо жестких и хладнокровных суждениях, в чрезмерной принципиальности. Часто возникают и обратные ситуации, когда мужчина носит в себе женскую душу. Принадлежа к сфере бессознательного эти стороны души достаточно примитивны и недифференцированны, но вместе с тем в них заложен источник творческой силы.
Архетип тени
Ср, 02/09/2009 – 18:10 – С.А.Кравченко
Тень. В подходе Юнга – один из архетипов; комплекс недифференцированных чувств, идей, желаний и т. п. – «животных» инстинктов, перешедших в ходе эволюции к Homo sapiens от более низких, более примитивных форм, представляющие негативную сторону личности; «Альтер-эго».
Ассаджиоли, Роберто
Ср, 24/11/2010 – 11:15 – С.А.Кравченко
Ассаджиоли Роберто
Ассаджиоли Роберто (Assagioli Roberto) (1888—1974) – итальянский психиатр и психолог, создатель психосинтеза – теоретико-методологической концепции психотерапии и саморазвития человека, включающей в себя познание сверхсознания, как эволюционного будущего человека, всего того, чего он может достичь в процессе развития; высшие парапсихологические способности, интуицию, творческое вдохновение и духовность. Указывая на определенную ограниченность психоанализа, Ассаджиоли представил свой взгляд на бессознательное в 1910 г.. Соединяя в своей психотерапевтической практике различные приемы и подходы психотерапии, он разработал новый метод лечения, назвав его «психосинтез». Это была смелая попытка не только соединить все лучшее, созданное З. Фрейдом, К. Юнгом, П. Жане и др., но и пойти дальше – создать возможности для глубокого самопознания личностью себя. Благодаря этому, по мнению Ассаджиоли, личность может быть сформирована или перестроена вокруг нового «центра Я». Ассаджиоли показал, что в жизни людей присутствуют разные, в том числе противоположные тенденции, составляющие иногда ядра полунезависимых субличностей.
Психосинтез выделяет основные внутренние конфликты, свойственные природе человека, и тогда оказывается, что «органическое единство» – это цель человека. Эту цель он может перед собой поставить и однажды ее достигнуть, если будет работать над собой, над процессом самореализации. Ассаджиоли уточняет понятие «самореализации». С одной стороны под самореализацией понимается самоосуществление, т. е. психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека. С другой стороны – самореализация означает самопостижение, т. е. постижение себя, переживание и осознание себя как синтезирующего духовного центра. Речь здесь идет не о нашем личном «я», которое следует рассматривать всего лишь как отражение подлинного Я, а о «сверхсознательном Я», представляющем собой высший аспект личности, обычно не осознаваемый личным «я» (или эго).
Схема модели личности по Ассаджиоли
Чтобы проиллюстрировать свою концепцию, Ассаджиоли предложил схему строения нашего внутреннего мира в форме вертикального овала, разделенного на три части, которые моделируют три уровня бессознательного:
1. Низшее бессознательное – подавленные желания, комплексы, инстинкты, давно забытые воспоминания.
2. Среднее бессознательное – это область, где пребывают все наши психологические навыки и состояния, которые могут быть произвольно перенесены в поле сознания.
3. Высшее бессознательное, или сверхсознание, – эволюционное будущее человека, все то, чего он может достичь в процессе развития; высшие парапсихологические способности, интуиция, творческое вдохновение, экстаз, духовность, влечения к любви, справедливости, красоте, состраданию, гармонии.
4. Поле сознания – непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, доступных сознательному анализу.
5. Сознательное личное Я – центр сознания, личности, но он исчезает, когда человек засыпает, находится под наркозом.
6. Высшее надличное истинное Я (или Свое), которое пребывает над потоком мысли и состояниями тела и не подвержено их влиянию. Высшее Я – совокупность возможностей человеческого развития, связующее звено между индивидуальными и всеобщими процессами, единое со Вселенной, в то время как личное, сознательное Я – лишь частичное отражение высшего, его проекция на поле личности.
7. Коллективное бессознательное (по Юнгу, «коллективное бессознательное – предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны»). Между человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».
8. Воля, с помощью которой Я может управлять своими психическими функциями.
9. Ощущения.
10. Эмоции-чувства.
11. Импульсы-желания.
12. Воображение.
13. Мышление.
14. Интуиция.
15. Субличности (психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве личности). Каждая субличность ведет собственный стиль жизни, имеет собственные движущие желания, мотивы, мысли, чувства, поступки, модель мира. Пустые круги на рисунке означают содержание сознания: чувства, ощущения, идеи и т. д. Точка – это Я, которое на протяжении дня непроизвольно переходит от одного отождествления к другому: «Я зол», «Я счастлив», «Я устал».
Я может отождествиться с любым содержанием сознания, но может и отделиться от любого из них. Сознавая себя как Я, человек имеет свободу выбора.
Данная концепция структуры внутреннего мира человека позволяет полнее и глубже понять драматические коллизии нашей жизни, намечает путь к освобождению от «внутреннего раскола», непонимания себя и других людей, неумения управлять собой.
Чтобы освободиться от вращения в кругу своих ошибок и недостатков, осуществить гармоничную внутреннюю интеграцию, постичь истинное «Я», вступить в правильные отношения с другими людьми, Ассаджиоли предложил методологию и технику достижения этой цели, для чего необходимо:
1) Глубокое познание своей личности.
2) Контроль над различными ее элементами.
3) Постижение своего истинного «Я» – выявление или создание объединяющего центра.
4) Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.
В настоящее время в мире насчитывается более пятидесяти институтов и центров психосинтеза.
Ассаджиоли автор книг: «Psychosynthesis: a Manual of Principles and Techniques», N-Y, 1967; (в рус. пер. «Психосинтез: теория и практика». – М., 1994); «Akt of Will». N.-Y., 1974; «Transpersonal Development: the Dimensions Beyond Psychosynthesis», London, 1991 и др.
Источники:
1. История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л. А. Карпенко //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 784 с.
2. Википедия – http://en.wikipedia.org/wiki/Roberto_Assagioli
3. Концепция психосинтеза Р. Ассаджиоли – http://pro-psixology.ru/sovremennye-psixologicheskie-teorii/93-koncepciy....
Атемпоральность (вневременность)
Чт, 28/10/2010 – 10:34 – С.А.Кравченко
Атемпоральность (вневременность) – область импликативного порядка, праокеан, в котором перемешаны прошлое, настоящее и будущее. Подсознание близко к этому праокеану, потому во время сна или глубокого транса человек может видеть вещие сновидения или предвестники будущего, так как душа находится на более глубоких уровнях психики, чем во время бодрствования.
Импликативный порядок – это мир, который Д. Бом описывает как подобное волновому информационное поле, которое пронизывает каждую и любую точку пространства и времени. Всегда пребывая в любой точке физической вселенной, импликативный порядок дает информацию обо всей остальной вселенной. Более того, этот порядок ещё и структурирует и организует то, что называется проявленным (экспликативным) миром. Его можно представить себе как мир архетипов, или мир духовный, или как предтечу проявленного мира.
Атемпоральность (вневременность) – область импликативного порядка, предтеча проявленного мира.
Комментарии
Ср, 30/05/2012 – 23:26 – С.А.Кравченко
Дополнение к определению
Письмо от Хасанова Ильгиза Абдулловича, доктора философских наук, профессора ИПК госслужбы при Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Уважаемый Сергей Антонович!
Спасибо Вам за содержательное выступление на обсуждении моей книги. Я очень рад, что некоторые статьи Словаря оказались для Вас полезными.
Вы совершенно справедливо обратили внимание на отсутствие в Словаре термина «атемпоральность». Этот термин обязательно будет во втором издании Словаря.
Мне думается, что безвременное мироощущение и мировосприятие целесообразно было бы фиксировать не только термином «атемпоральность», но использовать для этой цели и термин «ахрония». Эти термины часто рассматриваются как синонимы, но они имеют и свои специфические особенности. В интересах более глубокого и разностороннего анализа состояний безвременья было бы целесообразно, на мой взгляд, акцентировать внимание на различии смысла этих терминов.
Атемпоральность, видимо, вполне правомерно и рационально развивать в том направлении, в котором Вы уже начали развивать это понятие, а именно как состояние неадекватного переживания модусов времени, своего рода состояние перепутанности в сознании человека прошедшего, настоящего и будущего, возникающее, в частности, в результате нарушения восприятия и переживания темпа времени, причем настолько серьезного нарушения, что человек осознает себя далеко отстоящим от текущего настоящего времени, т.е. как бы отстает от времени или опережает его.
Ахрония же – это полное отсутствие времени или, если можно так выразиться, полное выпадение человека из времени.
В заключение хочу привести определение понятия «ахрония», которое подготовлено мною ко второму изданию Словаря.
Ахрония (от греч. a – частица отрицания и chronos – время) —
1. Полная потеря референции времени, состояние, возникающее при массовых психозах с выраженным проявлением всеобщей истероидной апатии, ведущей к абсолютной бездеятельности. Так, проф. Киевского университета И. А. Сикорский в конце XIX столетия описывает состояние, получившее название «малеванщины», когда под воздействием экстатической пропаганды (веры в то, что Господь Бог вывел людей из «Египта труда») люди полностью прекратили заниматься любой деятельностью. За два с небольшим года некоторыми была утрачена способность к членораздельной речи. Они даже перестали готовить пищу. Истероидная апатия развилась до такой степени, что привела к массовым голодным смертям. Малеванщину А. А. Трошин называет классическим проявлением явления ахронии. Трошин А. А. Теоретические основы деструкции в обществе (на материале истории России XIX века).
2. Вневременное бытие памятников культуры, переживших время своего активного существования как элементов живой культуры, живого творчества (например, хранящиеся в архивах рукописи, руины исторических сооружений, такие как Колизей в Риме и др.).
3. Расположение произведений, информационных материалов не в хронологической последовательности их возникновения, а тематически, без соблюдения хронологии.
Аутогенная тренировка (АТ)
Вт, 11/08/2009 – 17:50 – С.А.Кравченко
Аутогенная тренировка (АТ) (от греч. autos – сам и gennao – рождаю) – психотерапевтический метод, разработанный немецким врачом Й. Г. Шультцем в 1932 г. и используемый для психологической саморегуляции как для терапевтических целей, так и для целей саморазвития. Его первый уровень составляют приемы погружения в релаксационное состояние и самовнушение, за счет которого происходит овладение навыками произвольного вызывания ощущений тепла, тяжести, покоя и расслабления, регуляции дыхания и сердцебиения, прохлады в области лба. Овладение сознательным контролем над этими функциями приводит к нормализации и активизации основных психофизиологических процессов. Данный уровень метода используется прежде всего для лечения неврозов, депрессивных состояний и психосоматических заболеваний. Второй уровень АТ составляют приемы управления потоком сознания, эмоциональным фоном, воображением и восприятием времени и пространства. Контроль над этими процессами способствует переживанию спектра всевозможных измененных состояний сознания (ИСС). Некоторые личностные особенности могут негативно влиять на успешность овладения АТ, такие как: выраженная воля, высокая степень сознательного контроля, неспособность к пассивной концентрации.
Нас более всего интересует второй уровень, так как именно он позволяет пережить спектр всевозможных измененных состояний сознания (ИСС), что в свою очередь дает материал для поиска предвестников будущего. При обучении «ИСС-технологии», особое внимание уделяется именно АТ.
Аффект и предвестники будущего
Вт, 11/08/2009 – 18:05 – С.А.Кравченко
Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть). Форма эмоций, характеризующаяся чаще всего бурным и кратковременным развитием. Возникает в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций. Аффект сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями, приводя к затормаживанию или нарушению всех других психических процессов (восприятия, мышления) и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы (страх, гнев), которые могут запускаться без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдаленными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект первоначально.
Именно эта форма эмоций нас более всего интересует. В измененных состояниях сознания (ИСС), когда человек может пережить опыт познания будущего, форма его эмоций характеризуется чаще всего бурным и кратковременным развитием. Столкнувшись в ИСС с критическими условиями при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций, человек переживает аффект, сопряженный с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Они приводя к тому, что память о них может доминировать над восприятием после ИСС, и чаще всего запоминаются в виде кошмарных сновидений на годы. Таким образом, аффект и предвестники будущего могут быть связаны.
Барьеры коммуникации
Ср, 12/08/2009 – 16:14 – С.А.Кравченко
Барьеры коммуникации – помехи, препятствующие контакту между коммуникатором и реципиентом, адекватному приему; пониманию и усвоению сообщений в процессе коммуникации. По характеру помехи можно разделить на технические, психофизические, психические, семантические, социальные и культурные.
Следует учесть, что диалог с бессознательным подобен автокоммуникации, и ему также свойственны помехи, препятствующие адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений бессознательного бодрствующим сознанием.
Бессознательное
Ср, 12/08/2009 – 16:23 – С.А.Кравченко
Бессознательное – теоретический конструкт, призванный объяснить смысловое многообразие психических процессов, объединяющий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что становится предметом особых действий по осознанию. Содержание бессознательного может проявляться в первобытном мышлении, интуиции, аффектах, сновидениях, подпороговом восприятии, ошибках, психосоматических расстройствах, гипнозе и др. Одним из его признаков является отсутствие темпоральности – события, запечатленные или сконструированные в нем, равновероятно могут быть отнесенными в прошлое, настоящее или будущее, но их эмоциональная насыщенность при этом не связана со временем их существования.
Мысль о бессознательном психическом можно обнаружить еще в учении Платона о познании, основанном на вспоминании содержания мира идей, в котором душа пребывала до своего воплощения в теле (анамнесис).
В философии Нового времени эта идея была сформулирована Г. Лейбницем в его «Монадологии» (1720) и направлена против картезианского принципа тождества субъекта и его сознания. Бессознательное у него выступало низшей формой душевной деятельности, не достигающей уровня осознанных представлений.
Д. Гартли трактовал бессознательное с материалистической позиции как обусловленное деятельностью нервной системы.
В XIX в. началось собственно психологическое изучение бессознательного (И. Ф. Гербарт, Г. Т. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс). В частности, И. Ф. Гербарт распределял представления, которые взаимодействуют друг с другом в сознании, по критерию степени их ясности по трем областям (ясного сознания, сознания, бессознательного), придавая им динамическую характеристику: несовместимые представления могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые – вытесняться из сознания, но продолжать на него воздействовать.
Новый импульс исследованиям был дан разработкой метода гипноза во французской психиатрической школе (Ж. М. Шарко, И. Бернгейм и др.), где было показано влияние, в том числе патогенное, неосознаваемых внушений на сознательное поведение.
Планомерная экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З. Фрейдом, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве.
В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. В России материалистическое понимание бессознательного связано прежде всего с именем И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова и др. И. М. Сеченов, описывая разные ступени бодрствующего сознания, особо выделял неосознаваемые или малоосознаваемые (темные) ощущения, в частности мышечные.
В школе И. П. Павлова сознание рассматривалось как связанное с нервной деятельностью определенного участка поверхности больших полушарий головного мозга, обладающего в тот или иной момент времени оптимальным уровнем возбуждения по сравнению с другими участками мозга, которые в данный момент осуществляют бессознательную автоматическую деятельность. При перемещении этого возбуждения на другие участки происходит и соответствующее перемещение сознания (внимания).
Д. Н. Узнадзе считал, что бессознательное представлено психической установкой субъекта, через которую в подходящей ситуации объективируется та или иная его потребность. Лишь после установления целостной системы отношений «потребность – ситуация» в сознании субъекта отражается то содержание, которое получено из внешнего мира при этой объективации.
В рамках системного подхода Ф. В. Бассина под бессознательным понимаются специфические формы деятельности, которые, оставаясь неосознаваемыми, являются необходимыми механизмами целенаправленного поведения человека, в том числе связанного с познанием. При этом, по его мнению, к функциям установки относится не только создание предрасположенности к новой активности, но и управление уже реализуемой. Особая роль неосознанной психической активности признавалась им в возникновении и преодолении болезней.